Экспериментальная деятельность в старшей группе детского сада. Тема: "Извержение вулкана".
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экспериментальная деятельность детей старшей группы.

Тема:«Извержение вулкана».

Цель:

 -познакомить детей с природным явлением – вулканом, причиной его извержения;

 -развивать познавательную активность детей в процессе самостоятельного выполнения опытов по схеме;

 - поощрять детей за самостоятельное формулирование выводов по итогам эксперимента с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения;

 - развивать аккуратность, взаимопомощь.

Материал:

 -картинки с изображением вулканов;

 - карта России;

 - поддоны;

 - картон,

 - клей;

 -сода;

 - уксус;

 - сухая красная краска;

 - моющая жидкость;

 - листы бумаги;

 - цветные карандаши (для фиксации наблюдений);

  -чайные ложки;

 - пипетка.

Ход занятия:

 К детям в гости приходит  Знайка (кукла). Она знает что дети закончили изучение темы «Камни», а теперь изучают горы.

Воспитатель: Знайка, сегодня дети хотят спросить у тебя, что такое вулкан.

                           

Знайка:

-Да, конечно, я знаю что такое вулкан и даже могу научить вас несложному опыту с извержением вулкана, но сначала я расскажу вам одну легенду о вулкане.

    «Жил на свете бог по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. «Вулкан работает», - со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места. С тех пор, люди, все огнедышащие горы стали называть вулканами.»

Воспитатель:

 -Вот это да, Знайка, какая интересная легенда. Давайте, ребята, рассмотрим с вами картинки с изображением вулканов. Посмотрите, это на вид обычная гора называется она спящий вулкан, а это та же самая гора только с извергающейся из нее лавой, огнем, дымом – это действующий вулкан. Посмотрите, какой формы вулкан, на что он похож?

Дети:

- Похож на пирамиду, конус.

Воспитатель:

- Правильно, ребята,  вулкан конусообразной формы. Обратите внимание на его верхнюю часть, на что она похожа?

Дети:

 -На большую яму, воронку.

Воспитатель:

 - Верно. Знайка, скажи,  как называется эта часть вулкана?

Знайка:

- Вершина горы, из которой извергается вулкан, называется  кратер вулкана.

Воспитатель:

-Кратер вулкана – это огромная чаша с крутыми склонами, а на дне – красновато – оранжевая пасть – это жерло, дыра, уходящая глубоко в землю. Огненная жидкость, выходящая из вулкана, называется лавой.

 Знайка, вот бы нам хоть одним глазком взглянуть на извержение вулкана…

Знайка:

- Хотите, я вас научу, как сделать вулкан из вашей замечательной горы? Я смотрю, у вас тут и кратер в ней имеется?

Воспитатель:

 -Да конечно, Знайка.

Дети:

 -Да, хотим.

Знайка:

 -Сначала я научу вашего воспитателя, а она научит вас.

 (Знайка и воспитатель «шепчутся».)

Воспитатель:

 -Ну, спасибо, Знайка, я попробую научить ребят.

 Кукла усаживается на видное место, а воспитатель начинает проведение опыта с детьми.

Воспитатель:

 - Ребята, давайте склеим из картона конус,  это будет основание вулкана. Из чего сделаем жерло? … Давайте вставим внутрь конуса стаканчик из-под йогурта. Из чего же нам сделать лаву? Мне Знайка дала формулу ее приготовления. Внимательно следите за моими действиями. Я помещаю в банку одну чайную ложку соды, немного красной сухой краски и 5 капель моющей жидкости. А теперь внимание! Следующая жидкость на моей формуле обозначена особым знаком. Что он означает?  Верно,  это означает, что самому пользоваться ею нельзя. Эта жидкость – уксус, и его наливать можно только взрослому. Я добавляю 5 капель уксуса. Посмотрите, что происходит? Хотите попробовать повторить этот опыт сами?

 Дети сами готовят состав лавы, но уксус добавляет воспитатель.

Воспитатель:

- Ребята, а давайте попробуем «запустить» наш вулкан, а Знайка посмотрит,  что у нас получится.

 Воспитатель готовит раствор и заливает его в «жерло» вулкана. Наблюдаем «извержение « вулкана.

Воспитатель:

- Ребята, разные вулканы извергаются по-разному. Иногда они как- будто взрываются, выбрасывая магму вверх и в стороны. Огромная гора сотрясается от страшного грохота, огромный столб дыма и пепла поднимается над ней, каменный дождь обсыпает склоны гор. А бывает, лава  вытекает «спокойно». У нас в стране есть много вулканов. Почти все они находятся на Дальнем Востоке, Камчатке, Курильских островах. Давайте найдем их на карте России.

Воспитатель:

Знайка, спасибо тебе за такой интересный рассказ и опыт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ Непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами опытно – экспериментальной деятельности в старшей группе детского сада «Удивительные рыбки»

Конспект по познавательному  развитию с элементами опытно – экспериментальной деятельности в старшей группе «Удивительные рыбки»...

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе детского сада на тему "воздух"

Занятие направлено на расширение представлений детей о воздухе и ознакомление с его свойствами....

Открытое занятие по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе детского сада по теме «Вулканы»

Занятие по ознакомлению детей с окружающим миром с использованием интерактивной доски (ИКТ)...

Конспект по опытно - экспериментальной деятельности в старшей группе детского сада "Волшебные шарики".

Воспитатель ставит цель: дать представление о статическом электричестве и решает ее через задачи: установить причину возникновения статического электричества, способствовать овладению приемами взаимод...

Опытно-экспериментальная деятельность в средней группе детского сада на тему: «Удивительные свойства магнита»

Познакомить детей со свойствами магнита в ходе опытно-экспериментальной деятельности....

Исследовательская работа в разновозрастной группе на тему: «Опытно – экспериментальная деятельность в разновозрастной группе детского сада»

. В современной образовательной практике значение самостоятельной исследовательской деятельности ребенка недооценивается. Мы торопимся научить ребенка тому, что сами считаем важным. А он сам хотел бы ...