Экспериментальная деятельность в старшей группе детского сада. Тема: "Извержение вулкана".
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект занятия в старшей группе. | 15.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Экспериментальная деятельность детей старшей группы.
Тема:«Извержение вулкана».
Цель:
-познакомить детей с природным явлением – вулканом, причиной его извержения;
-развивать познавательную активность детей в процессе самостоятельного выполнения опытов по схеме;
- поощрять детей за самостоятельное формулирование выводов по итогам эксперимента с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения;
- развивать аккуратность, взаимопомощь.
Материал:
-картинки с изображением вулканов;
- карта России;
- поддоны;
- картон,
- клей;
-сода;
- уксус;
- сухая красная краска;
- моющая жидкость;
- листы бумаги;
- цветные карандаши (для фиксации наблюдений);
-чайные ложки;
- пипетка.
Ход занятия:
К детям в гости приходит Знайка (кукла). Она знает что дети закончили изучение темы «Камни», а теперь изучают горы.
Воспитатель: Знайка, сегодня дети хотят спросить у тебя, что такое вулкан.
Знайка:
-Да, конечно, я знаю что такое вулкан и даже могу научить вас несложному опыту с извержением вулкана, но сначала я расскажу вам одну легенду о вулкане.
«Жил на свете бог по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. «Вулкан работает», - со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места. С тех пор, люди, все огнедышащие горы стали называть вулканами.»
Воспитатель:
-Вот это да, Знайка, какая интересная легенда. Давайте, ребята, рассмотрим с вами картинки с изображением вулканов. Посмотрите, это на вид обычная гора называется она спящий вулкан, а это та же самая гора только с извергающейся из нее лавой, огнем, дымом – это действующий вулкан. Посмотрите, какой формы вулкан, на что он похож?
Дети:
- Похож на пирамиду, конус.
Воспитатель:
- Правильно, ребята, вулкан конусообразной формы. Обратите внимание на его верхнюю часть, на что она похожа?
Дети:
-На большую яму, воронку.
Воспитатель:
- Верно. Знайка, скажи, как называется эта часть вулкана?
Знайка:
- Вершина горы, из которой извергается вулкан, называется кратер вулкана.
Воспитатель:
-Кратер вулкана – это огромная чаша с крутыми склонами, а на дне – красновато – оранжевая пасть – это жерло, дыра, уходящая глубоко в землю. Огненная жидкость, выходящая из вулкана, называется лавой.
Знайка, вот бы нам хоть одним глазком взглянуть на извержение вулкана…
Знайка:
- Хотите, я вас научу, как сделать вулкан из вашей замечательной горы? Я смотрю, у вас тут и кратер в ней имеется?
Воспитатель:
-Да конечно, Знайка.
Дети:
-Да, хотим.
Знайка:
-Сначала я научу вашего воспитателя, а она научит вас.
(Знайка и воспитатель «шепчутся».)
Воспитатель:
-Ну, спасибо, Знайка, я попробую научить ребят.
Кукла усаживается на видное место, а воспитатель начинает проведение опыта с детьми.
Воспитатель:
- Ребята, давайте склеим из картона конус, это будет основание вулкана. Из чего сделаем жерло? … Давайте вставим внутрь конуса стаканчик из-под йогурта. Из чего же нам сделать лаву? Мне Знайка дала формулу ее приготовления. Внимательно следите за моими действиями. Я помещаю в банку одну чайную ложку соды, немного красной сухой краски и 5 капель моющей жидкости. А теперь внимание! Следующая жидкость на моей формуле обозначена особым знаком. Что он означает? Верно, это означает, что самому пользоваться ею нельзя. Эта жидкость – уксус, и его наливать можно только взрослому. Я добавляю 5 капель уксуса. Посмотрите, что происходит? Хотите попробовать повторить этот опыт сами?
Дети сами готовят состав лавы, но уксус добавляет воспитатель.
Воспитатель:
- Ребята, а давайте попробуем «запустить» наш вулкан, а Знайка посмотрит, что у нас получится.
Воспитатель готовит раствор и заливает его в «жерло» вулкана. Наблюдаем «извержение « вулкана.
Воспитатель:
- Ребята, разные вулканы извергаются по-разному. Иногда они как- будто взрываются, выбрасывая магму вверх и в стороны. Огромная гора сотрясается от страшного грохота, огромный столб дыма и пепла поднимается над ней, каменный дождь обсыпает склоны гор. А бывает, лава вытекает «спокойно». У нас в стране есть много вулканов. Почти все они находятся на Дальнем Востоке, Камчатке, Курильских островах. Давайте найдем их на карте России.
Воспитатель:
Знайка, спасибо тебе за такой интересный рассказ и опыт.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ Непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами опытно – экспериментальной деятельности в старшей группе детского сада «Удивительные рыбки»
Конспект по познавательному развитию с элементами опытно – экспериментальной деятельности в старшей группе «Удивительные рыбки»...
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе детского сада на тему "воздух"
Занятие направлено на расширение представлений детей о воздухе и ознакомление с его свойствами....
Открытое занятие по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе детского сада по теме «Вулканы»
Занятие по ознакомлению детей с окружающим миром с использованием интерактивной доски (ИКТ)...
Занятие по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе детского сада «Путешествие горошинки» с элементами программы по социально-эмоциональному развитию «Я, ты мы».
Цель: Знакомство детей с этапами роста и развития гороха....
Конспект по опытно - экспериментальной деятельности в старшей группе детского сада "Волшебные шарики".
Воспитатель ставит цель: дать представление о статическом электричестве и решает ее через задачи: установить причину возникновения статического электричества, способствовать овладению приемами взаимод...
Опытно-экспериментальная деятельность в средней группе детского сада на тему: «Удивительные свойства магнита»
Познакомить детей со свойствами магнита в ходе опытно-экспериментальной деятельности....
КОНСПЕКТ Непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами опытно – экспериментальной деятельности в подготовительной группе детского сада «Удивительные рыбки»
Занятие по познавательной деятельности в подготовительной группе "Рыбы" направлено на формирование у детей представления о рыбах, как о живых существах, живущих в воде....