План-конспект занятия по экспериментальной деятельности для старшей группы детского сада Тема: "Волшебная лаборатория: Тайные послания и плавающие предметы"
план-конспект занятия (старшая группа)
Развитие познавательной активности, любознательности и исследовательских навыков детей через проведение простых экспериментов.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 18.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: "Волшебная лаборатория: Тайные послания и плавающие предметы"
Возрастная группа: Старшая группа (5-6 лет)
Цель: Развитие познавательной активности, любознательности и исследовательских навыков детей через проведение простых экспериментов.
Задачи:
Образовательные:
Познакомить детей с элементарными свойствами некоторых веществ (лимонный сок, вода, соль).
Формировать представление о причинно-следственных связях (чтобы что-то увидеть, нужно что-то сделать).
Расширить словарный запас: "эксперимент", "опыт", "наблюдение", "вывод", "растворение", "невидимый", "проявление".
Развивающие:
Развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление.
Развивать мелкую моторику рук при работе с кисточками и ватными палочками.
Развивать умение формулировать свои мысли и делать простые выводы.
Воспитательные:
Воспитывать аккуратность и осторожность при работе с материалами.
Формировать интерес к экспериментальной деятельности и познанию окружающего мира.
Прививать навыки совместной работы в мини-группах (при необходимости).
Виды деятельности: Познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная (физминутка).
Формы организации: Фронтальная, индивидуальная.
Материалы и оборудование:
Для демонстрационного эксперимента "Плавающее яйцо": 2 прозрачных стакана с водой, сырое куриное яйцо, поваренная соль, ложка.
Для основного эксперимента "Тайное послание":
Половинки лимона (по одной на 2-3 детей), или заранее выжатый лимонный сок в блюдцах.
Ватные палочки или тонкие кисточки (по одной на каждого ребенка).
Листы белой бумаги (формат А5 или А4, по одному на каждого ребенка).
Утюг (использует только воспитатель!) или зажигалка/свеча (использует только воспитатель, с соблюдением максимальной осторожности!).
Стакан с чистой водой (для ополаскивания кисточек).
Салфетки.
Дополнительно: Фартуки для детей (по желанию), влажные салфетки, небольшая скатерть для стола.
Предварительная работа:
Беседы о явлениях природы, воде, предметах, которые тонут и плавают.
Рассматривание иллюстраций, связанных с водой, солнцем, теплом.
Чтение сказок и рассказов, где встречаются тайные послания.
Напоминание правил безопасности при работе с незнакомыми предметами и жидкостями (не пробовать на вкус, быть аккуратными).
Ход занятия:
I. Вводная часть (5-7 минут) – "Приглашение в лабораторию"
1. Приветствие и мотивация:
Воспитатель: "Ребята, вы любите секреты и загадки? А вы знаете, кто помогает разгадывать загадки и открывать что-то новое?" (Ученые, исследователи).
"Правильно! Ученые проводят разные опыты, чтобы понять, как устроен мир. Сегодня я приглашаю вас в нашу 'Волшебную лабораторию'! Мы с вами тоже станем маленькими учеными и проведем настоящие эксперименты!"
"У ученых есть свой главный инструмент – это наблюдение! Мы будем внимательно смотреть, что происходит."
2. Демонстрационный эксперимент "Плавающее яйцо" (познакомить с понятием плотности):
Воспитатель: "Посмотрите, у меня есть два стакана с обычной водой и одно сырое яйцо. Как вы думаете, что произойдет, если я опущу яйцо в первый стакан?" (Дети высказывают предположения: утонет, всплывет).
Воспитатель опускает яйцо – оно тонет. "Оно утонуло. Тяжелое?"
"А теперь я возьму соль и положу ее во второй стакан с водой, хорошо перемешаю. Что происходит с солью?" (Растворяется).
"Теперь у меня вода с солью. Как вы думаете, что произойдет, если я опущу яйцо в эту соленую воду?" (Дети снова высказывают предположения).
Воспитатель опускает яйцо – оно плавает на поверхности.
"Посмотрите, как интересно! Почему в одном стакане яйцо утонуло, а в другом плавает? Потому что соленая вода стала тяжелее, чем обычная. Она плотнее, поэтому может удержать яйцо на поверхности. Это чудо, которое совершила соль!"
"Запомните, ребята, ученые всегда задают вопросы 'Почему?' и 'Как?', а потом ищут ответы с помощью опытов."
II. Основная часть (20-25 минут) – "Тайное послание"
1. Постановка проблемы и гипотеза:
Воспитатель: "А теперь давайте представим, что мы с вами – настоящие секретные агенты или волшебники, и нам нужно передать друг другу тайное послание, которое никто, кроме нас, не сможет прочитать. Как это сделать?" (Дети предлагают идеи: спрятать, зашифровать).
"Я знаю один волшебный способ! Посмотрите на этот лимон. Какой он? Какого цвета сок?" (Желтый, но прозрачный, если разбавить). "Как вы думаете, если мы этим соком напишем на бумаге, будет что-то видно?" (Предположения детей).
"Давайте проверим! Моя гипотеза: лимонный сок поможет нам написать невидимое послание!"
2. Проведение эксперимента:
Подготовка рабочего места: Дети садятся за столы. Воспитатель раздает листы бумаги, блюдца с лимонным соком, кисточки/ватные палочки. Напоминает о чистоте и аккуратности.
Воспитатель: "Возьмите кисточки/палочки, обмакните в лимонный сок и напишите или нарисуйте что-нибудь на своем листочке. Пишите аккуратно, не очень много сока, чтобы быстрее высохло." (Дети пишут свои "секреты" или рисуют).
Наблюдение 1: "Что вы видите на листочках сейчас?" (Ничего, не видно, высохло, прозрачное). "Получилось невидимое послание!"
Воспитатель: "А теперь самое интересное! Как же нам прочитать это тайное послание? Как вы думаете, что поможет нам сделать его видимым? Какое волшебство?" (Дети высказывают предположения: вода, краски, лупа).
"Ученые знают, что некоторые невидимые чернила проявляются от тепла! Сейчас я, как самый главный ученый в нашей лаборатории, покажу вам это волшебство. Но помните, что с утюгом (или огнем) работают только взрослые, это очень опасно!"
3. Проявление посланий (выполняет только воспитатель):
Воспитатель берет по очереди листочки детей и осторожно проглаживает их теплым утюгом (или аккуратно подносит к источнику тепла – свече/зажигалке, на безопасном расстоянии).
Наблюдение 2: "Посмотрите! Что происходит с вашими посланиями? Они появляются! Какого цвета они стали?" (Коричневые, желтые, проявились).
"Вот это да! Настоящее волшебство! Ваше тайное послание стало видимым!"
4. Обсуждение и выводы:
Воспитатель: "Что же произошло? Лимонный сок содержит особые вещества. Когда мы его нагрели, эти вещества изменились и стали такого цвета, как будто подгорели. Поэтому наше невидимое послание проявилось!"
"Мы с вами смогли провести настоящий эксперимент! Что мы делали, как настоящие ученые?" (Наблюдали, пробовали, думали, делали выводы).
"Был ли наш лимонный сок 'невидимыми чернилами'?" (Да).
III. Заключительная часть (5-8 минут) – "Итоги работы"
1. Рефлексия:
Воспитатель: "Ребята, вам понравилось быть учеными в 'Волшебной лаборатории'?"
"Что нового вы сегодня узнали? Какой опыт вам больше всего запомнился?"
"Что нужно делать, чтобы быть хорошим ученым?" (Быть внимательным, любознательным, аккуратным, думать).
"Какую тайну сегодня мы раскрыли?" (Как сделать невидимые чернила).
2. Похвала и закрепление:
"Вы все были очень внимательными и сообразительными учеными! Вы отлично справились со всеми заданиями."
Воспитатель предлагает по желанию оставить "тайные послания" себе или подарить кому-то, рассказав о волшебном способе их проявления.
"Наши эксперименты на сегодня закончились, но мир полон чудес, и вы можете продолжать быть исследователями каждый день!"
3. Уборка рабочего места: Дети помогают собрать использованные материалы и привести в порядок столы.
Ожидаемый результат:
Дети проявляют интерес к экспериментам и исследовательской деятельности.
Имеют элементарные представления о свойствах лимонного сока, воды и соли.
Умеют устанавливать простые причинно-следственные связи.
Расширен активный и пассивный словарный запас.
Развиты навыки наблюдения, сравнения и элементарного анализа.
Получены положительные эмоции от совместной познавательной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе по теме "Какая бывает вода?"
Цели занятия: уточнить представления детей о свойствах воды, систематизизовать знания о культуре поведения в лаборатории, воспитывать бережное отношение к чистой питьевой воде....

"Удивительный магнит" (открытое занятие по экспериментальной деятельности в старшей группе.)
Учить обследовать предмет и экспериментировать с предметом, выделяяя выраженные качества и свойства....

КОНСПЕКТ Непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами опытно – экспериментальной деятельности в старшей группе детского сада «Удивительные рыбки»
Конспект по познавательному развитию с элементами опытно – экспериментальной деятельности в старшей группе «Удивительные рыбки»...
Экспериментальная деятельность в старшей группе детского сада. Тема: "Извержение вулкана".
Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе....

Конспект по опытно - экспериментальной деятельности в старшей группе детского сада "Волшебные шарики".
Воспитатель ставит цель: дать представление о статическом электричестве и решает ее через задачи: установить причину возникновения статического электричества, способствовать овладению приемами взаимод...
Конспект открытого занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе "Фруктовая лаборатория"
Цель: Способствовать формированию и развитию познавательных интересов детей через опытно-экспериментальную деятельность.Задачи:Закреплять знание детей о здоровом образе жизни.Закреплять знания о свойс...

Консультация для педагогов «Опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе детского сада: путь к познанию мира»
ВведениеСовременные образовательные стандарты дошкольного образования (ФГОС ДО) акцентируют внимание на развитии познавательной активности и исследовательских навыков у детей. Одним из эффективных инс...
