Консультация для педагогов «Опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе детского сада: путь к познанию мира»
консультация (старшая группа)

Сиридюк Мария Олеговна

Введение

Современные образовательные стандарты дошкольного образования (ФГОС ДО) акцентируют внимание на развитии познавательной активности и исследовательских навыков у детей. Одним из эффективных инструментов реализации этих задач является опытно-экспериментальная деятельность (ОЭД), которая позволяет детям самостоятельно открывать для себя новые знания, развивать любознательность и формировать научное мировоззрение. Данная статья посвящена организации и значению ОЭД в старшей группе детского сада.

Актуальность и цели ОЭД в старшей группе

В старшем дошкольном возрасте дети проявляют повышенный интерес к окружающему миру, задают множество вопросов и стремятся к самостоятельным открытиям. ОЭД позволяет удовлетворить эту потребность, предлагая детям возможность экспериментировать, наблюдать, анализировать и делать выводы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon oed.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 3»

  ул. Мира, 14, город Чебаркуль Челябинской области, 456440 Российская Федерация. Телефон: (8-35168) 2-13-90; 2-28-58; E-mail: buratinosad3@mail.ru

Консультация для педагогов

«Опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе детского сада: путь к познанию мира»

Разработала:  воспитатель

Сиридюк М.О.

г.Чебаркуль, 2025г.

Опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе детского сада: путь к познанию мира

Введение

Современные образовательные стандарты дошкольного образования (ФГОС ДО) акцентируют внимание на развитии познавательной активности и исследовательских навыков у детей. Одним из эффективных инструментов реализации этих задач является опытно-экспериментальная деятельность (ОЭД), которая позволяет детям самостоятельно открывать для себя новые знания, развивать любознательность и формировать научное мировоззрение. Данная статья посвящена организации и значению ОЭД в старшей группе детского сада.

Актуальность и цели ОЭД в старшей группе

В старшем дошкольном возрасте дети проявляют повышенный интерес к окружающему миру, задают множество вопросов и стремятся к самостоятельным открытиям. ОЭД позволяет удовлетворить эту потребность, предлагая детям возможность экспериментировать, наблюдать, анализировать и делать выводы.

Цели ОЭД в старшей группе:

•  Формирование у детей представлений об окружающем мире через практическую деятельность.

•  Развитие познавательной активности, любознательности, наблюдательности и исследовательских навыков.

•  Обогащение сенсорного опыта детей, развитие умения воспринимать мир через органы чувств.

•  Стимулирование мыслительной деятельности, развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

•  Развитие умения работать в коллективе, сотрудничать и делиться знаниями.

•  Воспитание бережного отношения к природе и окружающему миру.

Принципы организации ОЭД в старшей группе

Для эффективной организации ОЭД необходимо руководствоваться следующими принципами:

•  Доступность: Опыты и эксперименты должны быть безопасными и доступными для детей с точки зрения используемых материалов и оборудования.

•  Наглядность: Использование наглядных пособий, иллюстраций и видеоматериалов делает процесс познания более интересным и понятным.

•  Активность: Дети должны быть активными участниками процесса, самостоятельно выполнять эксперименты, наблюдать и делать выводы.

•  Проблемность: Опыты и эксперименты должны основываться на проблемных ситуациях, требующих поиска решения.

•  Интеграция: ОЭД должна интегрироваться с другими видами деятельности (игровой, познавательной, творческой), а также с другими образовательными областями (познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие).

•  Учет индивидуальных особенностей: При планировании ОЭД необходимо учитывать индивидуальные особенности детей, их интересы и уровень развития.

Формы организации ОЭД в старшей группе

ОЭД может быть организована в различных формах:

•  Фронтальные занятия: Опыты и эксперименты проводятся со всей группой детей под руководством воспитателя.

•  Подгрупповые занятия: Дети делятся на небольшие группы и выполняют эксперименты самостоятельно, воспитатель оказывает помощь и поддержку.

•  Индивидуальная деятельность: Дети самостоятельно проводят эксперименты и наблюдения в уголке экспериментирования.

•  Проектная деятельность: Дети проводят длительные исследования по интересующей их теме, выполняя различные эксперименты и наблюдения.

Примеры опытов и экспериментов для старшей группы

Свойства воды:

  •  Растворимость веществ в воде (сахар, соль, песок).

  •  Изменение цвета воды (с помощью пищевых красителей).

  • Плавучесть предметов (разные предметы опускаются в воду и определяется, что плавает, а что тонет).

  •  Превращения воды (замораживание, таяние, испарение).

 Свойства воздуха:

  •  Наличие воздуха (с помощью стакана, воды и бумаги).

  •  Ветер (с помощью веера или вентилятора).

  •  Воздух занимает место (с помощью воздушного шарика и бутылки).

 Свойства почвы:

  •  Состав почвы (песок, глина, перегной).

  •  Водопроницаемость почвы (через разные виды почвы пропускается вода и определяется, какая почва лучше пропускает воду).

 Растения:

  •  Проращивание семян (наблюдение за ростом растений).

  •  Влияние света на рост растений (растения ставятся в разные условия освещения и сравнивается их рост).

  •  Влияние воды на рост растений (растения поливаются разным количеством воды и сравнивается их рост).

 Магниты:

  •  Притяжение магнитов (магниты притягивают металлические предметы).

  •  Магниты действуют через преграды (магниты притягивают предметы через бумагу, стекло, воду).

Этапы проведения опыта/эксперимента:

1. Постановка проблемы: Создание проблемной ситуации, формулирование вопроса.

2. Выдвижение гипотез: Предположения детей о возможном результате эксперимента.

3. Планирование эксперимента: Определение необходимых материалов и оборудования, последовательности действий.

4. Проведение эксперимента: Дети выполняют действия под руководством воспитателя или самостоятельно.

5. Наблюдение: Дети наблюдают за ходом эксперимента и фиксируют результаты.

6. Анализ результатов: Дети анализируют полученные результаты и сравнивают их с выдвинутыми гипотезами.

7. Выводы: Дети делают выводы на основе проведенного эксперимента.

8. Рефлексия: Обсуждение опыта, что нового узнали, что понравилось, что вызвало трудности.

Роль воспитателя в организации ОЭД

Воспитатель является организатором и координатором ОЭД, его роль заключается в следующем:

•  Создание условий для проведения ОЭД (подготовка материалов, оборудования, организация уголка экспериментирования).

•  Планирование и проведение опытов и экспериментов, учитывая возрастные особенности и интересы детей.

•  Постановка проблемных ситуаций, стимулирование познавательной активности детей.

•  Оказание помощи и поддержки детям в процессе проведения экспериментов.

•  Организация наблюдений и фиксация результатов.

•  Организация обсуждения результатов экспериментов и формулирование выводов.

•  Оценивание результатов ОЭД.

Оценка результатов ОЭД

Оценка результатов ОЭД должна быть направлена на выявление уровня развития познавательной активности и исследовательских навыков у детей.

Критерии оценки могут включать:

•  Проявление интереса к исследовательской деятельности.

•  Умение формулировать вопросы и выдвигать гипотезы.

•  Умение планировать и проводить эксперименты.

•  Умение наблюдать, анализировать и делать выводы.

•  Умение работать в коллективе и сотрудничать.

•  Самостоятельность и активность в процессе деятельности.

Заключение

Опытно-экспериментальная деятельность является важным и эффективным средством развития познавательной активности и исследовательских навыков у детей старшего дошкольного возраста. Правильная организация ОЭД способствует формированию у детей научного мировоззрения, развитию любознательности и воспитанию бережного отношения к природе. Систематическое проведение ОЭД в старшей группе позволяет детям приобретать ценный опыт познания мира, который станет основой для их дальнейшего успешного обучения в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ Непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами опытно – экспериментальной деятельности в старшей группе детского сада «Удивительные рыбки»

Конспект по познавательному  развитию с элементами опытно – экспериментальной деятельности в старшей группе «Удивительные рыбки»...

Конспект по опытно - экспериментальной деятельности в старшей группе детского сада "Волшебные шарики".

Воспитатель ставит цель: дать представление о статическом электричестве и решает ее через задачи: установить причину возникновения статического электричества, способствовать овладению приемами взаимод...

Консультация для педагогов "Обучение решению задач в старшей группе детского сада"

Консультация для педагогов "Обучение решению задач в старшей группе детского сада"...

Перспективное планирование опытно – экспериментальной исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Вода в жизни человека».

Цель проекта: формирование знаний у детей о значении воды в жизни человека, животного и растительного мира; формирование наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста через опыты, игры с водо...

Проект в подготовительной группе «Детское экспериментирование — путь к познанию мира»

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает ст...

Опытно-экспериментальная работа с детьми подготовительной группы детского сада на тему "Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста"

Работа включает в себя теоретическое введение, объемный опытно-экспериментальный основной раздел с тремя этапами исследования (констатирующим, формирующим и контрольным) и приложения в виде практическ...