Консультация для педагогов «Опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе детского сада: путь к познанию мира»
консультация (старшая группа)
Введение
Современные образовательные стандарты дошкольного образования (ФГОС ДО) акцентируют внимание на развитии познавательной активности и исследовательских навыков у детей. Одним из эффективных инструментов реализации этих задач является опытно-экспериментальная деятельность (ОЭД), которая позволяет детям самостоятельно открывать для себя новые знания, развивать любознательность и формировать научное мировоззрение. Данная статья посвящена организации и значению ОЭД в старшей группе детского сада.
Актуальность и цели ОЭД в старшей группе
В старшем дошкольном возрасте дети проявляют повышенный интерес к окружающему миру, задают множество вопросов и стремятся к самостоятельным открытиям. ОЭД позволяет удовлетворить эту потребность, предлагая детям возможность экспериментировать, наблюдать, анализировать и делать выводы.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 49 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 3»
ул. Мира, 14, город Чебаркуль Челябинской области, 456440 Российская Федерация. Телефон: (8-35168) 2-13-90; 2-28-58; E-mail: buratinosad3@mail.ru
Консультация для педагогов
«Опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе детского сада: путь к познанию мира»
Разработала: воспитатель
Сиридюк М.О.
г.Чебаркуль, 2025г.
Опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе детского сада: путь к познанию мира
Введение
Современные образовательные стандарты дошкольного образования (ФГОС ДО) акцентируют внимание на развитии познавательной активности и исследовательских навыков у детей. Одним из эффективных инструментов реализации этих задач является опытно-экспериментальная деятельность (ОЭД), которая позволяет детям самостоятельно открывать для себя новые знания, развивать любознательность и формировать научное мировоззрение. Данная статья посвящена организации и значению ОЭД в старшей группе детского сада.
Актуальность и цели ОЭД в старшей группе
В старшем дошкольном возрасте дети проявляют повышенный интерес к окружающему миру, задают множество вопросов и стремятся к самостоятельным открытиям. ОЭД позволяет удовлетворить эту потребность, предлагая детям возможность экспериментировать, наблюдать, анализировать и делать выводы.
Цели ОЭД в старшей группе:
• Формирование у детей представлений об окружающем мире через практическую деятельность.
• Развитие познавательной активности, любознательности, наблюдательности и исследовательских навыков.
• Обогащение сенсорного опыта детей, развитие умения воспринимать мир через органы чувств.
• Стимулирование мыслительной деятельности, развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы.
• Развитие умения работать в коллективе, сотрудничать и делиться знаниями.
• Воспитание бережного отношения к природе и окружающему миру.
Принципы организации ОЭД в старшей группе
Для эффективной организации ОЭД необходимо руководствоваться следующими принципами:
• Доступность: Опыты и эксперименты должны быть безопасными и доступными для детей с точки зрения используемых материалов и оборудования.
• Наглядность: Использование наглядных пособий, иллюстраций и видеоматериалов делает процесс познания более интересным и понятным.
• Активность: Дети должны быть активными участниками процесса, самостоятельно выполнять эксперименты, наблюдать и делать выводы.
• Проблемность: Опыты и эксперименты должны основываться на проблемных ситуациях, требующих поиска решения.
• Интеграция: ОЭД должна интегрироваться с другими видами деятельности (игровой, познавательной, творческой), а также с другими образовательными областями (познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие).
• Учет индивидуальных особенностей: При планировании ОЭД необходимо учитывать индивидуальные особенности детей, их интересы и уровень развития.
Формы организации ОЭД в старшей группе
ОЭД может быть организована в различных формах:
• Фронтальные занятия: Опыты и эксперименты проводятся со всей группой детей под руководством воспитателя.
• Подгрупповые занятия: Дети делятся на небольшие группы и выполняют эксперименты самостоятельно, воспитатель оказывает помощь и поддержку.
• Индивидуальная деятельность: Дети самостоятельно проводят эксперименты и наблюдения в уголке экспериментирования.
• Проектная деятельность: Дети проводят длительные исследования по интересующей их теме, выполняя различные эксперименты и наблюдения.
Примеры опытов и экспериментов для старшей группы
Свойства воды:
• Растворимость веществ в воде (сахар, соль, песок).
• Изменение цвета воды (с помощью пищевых красителей).
• Плавучесть предметов (разные предметы опускаются в воду и определяется, что плавает, а что тонет).
• Превращения воды (замораживание, таяние, испарение).
Свойства воздуха:
• Наличие воздуха (с помощью стакана, воды и бумаги).
• Ветер (с помощью веера или вентилятора).
• Воздух занимает место (с помощью воздушного шарика и бутылки).
Свойства почвы:
• Состав почвы (песок, глина, перегной).
• Водопроницаемость почвы (через разные виды почвы пропускается вода и определяется, какая почва лучше пропускает воду).
Растения:
• Проращивание семян (наблюдение за ростом растений).
• Влияние света на рост растений (растения ставятся в разные условия освещения и сравнивается их рост).
• Влияние воды на рост растений (растения поливаются разным количеством воды и сравнивается их рост).
Магниты:
• Притяжение магнитов (магниты притягивают металлические предметы).
• Магниты действуют через преграды (магниты притягивают предметы через бумагу, стекло, воду).
Этапы проведения опыта/эксперимента:
1. Постановка проблемы: Создание проблемной ситуации, формулирование вопроса.
2. Выдвижение гипотез: Предположения детей о возможном результате эксперимента.
3. Планирование эксперимента: Определение необходимых материалов и оборудования, последовательности действий.
4. Проведение эксперимента: Дети выполняют действия под руководством воспитателя или самостоятельно.
5. Наблюдение: Дети наблюдают за ходом эксперимента и фиксируют результаты.
6. Анализ результатов: Дети анализируют полученные результаты и сравнивают их с выдвинутыми гипотезами.
7. Выводы: Дети делают выводы на основе проведенного эксперимента.
8. Рефлексия: Обсуждение опыта, что нового узнали, что понравилось, что вызвало трудности.
Роль воспитателя в организации ОЭД
Воспитатель является организатором и координатором ОЭД, его роль заключается в следующем:
• Создание условий для проведения ОЭД (подготовка материалов, оборудования, организация уголка экспериментирования).
• Планирование и проведение опытов и экспериментов, учитывая возрастные особенности и интересы детей.
• Постановка проблемных ситуаций, стимулирование познавательной активности детей.
• Оказание помощи и поддержки детям в процессе проведения экспериментов.
• Организация наблюдений и фиксация результатов.
• Организация обсуждения результатов экспериментов и формулирование выводов.
• Оценивание результатов ОЭД.
Оценка результатов ОЭД
Оценка результатов ОЭД должна быть направлена на выявление уровня развития познавательной активности и исследовательских навыков у детей.
Критерии оценки могут включать:
• Проявление интереса к исследовательской деятельности.
• Умение формулировать вопросы и выдвигать гипотезы.
• Умение планировать и проводить эксперименты.
• Умение наблюдать, анализировать и делать выводы.
• Умение работать в коллективе и сотрудничать.
• Самостоятельность и активность в процессе деятельности.
Заключение
Опытно-экспериментальная деятельность является важным и эффективным средством развития познавательной активности и исследовательских навыков у детей старшего дошкольного возраста. Правильная организация ОЭД способствует формированию у детей научного мировоззрения, развитию любознательности и воспитанию бережного отношения к природе. Систематическое проведение ОЭД в старшей группе позволяет детям приобретать ценный опыт познания мира, который станет основой для их дальнейшего успешного обучения в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ Непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами опытно – экспериментальной деятельности в старшей группе детского сада «Удивительные рыбки»
Конспект по познавательному развитию с элементами опытно – экспериментальной деятельности в старшей группе «Удивительные рыбки»...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе детского сада по теме «Ты и твоё имя» Образовательная область «Познание»
Занятие позволяет детям узнать значение их имен и знакомит с первым документом ребенка....

Конспект по опытно - экспериментальной деятельности в старшей группе детского сада "Волшебные шарики".
Воспитатель ставит цель: дать представление о статическом электричестве и решает ее через задачи: установить причину возникновения статического электричества, способствовать овладению приемами взаимод...
Консультация для педагогов "Обучение решению задач в старшей группе детского сада"
Консультация для педагогов "Обучение решению задач в старшей группе детского сада"...
Перспективное планирование опытно – экспериментальной исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Вода в жизни человека».
Цель проекта: формирование знаний у детей о значении воды в жизни человека, животного и растительного мира; формирование наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста через опыты, игры с водо...
Проект в подготовительной группе «Детское экспериментирование — путь к познанию мира»
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает ст...

Опытно-экспериментальная работа с детьми подготовительной группы детского сада на тему "Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста"
Работа включает в себя теоретическое введение, объемный опытно-экспериментальный основной раздел с тремя этапами исследования (констатирующим, формирующим и контрольным) и приложения в виде практическ...
