ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья по окружающему миру ( группа) на тему

Родионова Виктория Борисовна

Взаимодействие человека с природой обладает большим психолого-педагогическим потенциалом, который может быть использован в процессе экологического образования, в качестве фактора формирования и развития экологически культурной, грамотной личности. Формирование личности человека предполагает развитие у детей дошкольного возраста начал экологической культуры. Экологическая культура – это система социальных отношений, общественных и индивидуальных морально-этических норм, взглядов, установок и ценностей, касающихся взаимоотношения человека и природы; гармоничность сосуществования человеческого общества и окружающей природной среды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл usova_v._b._doklad_ekolgiya.docx21.37 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 373                                                                                                                        

В.Б. Усова

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №116» г. Братск

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Ключевые слова: экологическое воспитание, дошкольное образование, природа, окружающий мир.

Взаимодействие человека с природой обладает большим психолого-педагогическим потенциалом, который может быть использован в процессе экологического образования, в качестве фактора формирования и развития экологически культурной, грамотной личности. Формирование личности человека предполагает развитие у детей дошкольного возраста начал экологической культуры. Экологическая культура – это система социальных отношений, общественных и индивидуальных морально-этических норм, взглядов, установок и ценностей, касающихся взаимоотношения человека и природы; гармоничность сосуществования человеческого общества и окружающей природной среды.

V.B. Usova

Municipal budgetary preschool educational establishment  the

«Child's garden of the combined kind ¹116» Bratsk

FORMATION OF ECOLOGICAL CULTURE IN PRESCHOOL CHILDREN

Keywords: environmental education, early childhood education, nature, the world around us.

Human interaction with nature has a great psychological and pedagogical potential, which can be used in the process of environmental education as a factor in the formation and development of eco-cultural and competent person. The formation of the human person implies the development of preschool children began ecological culture. Ecological culture - a system of social relations, social and individual moral and ethical norms, beliefs, attitudes and values ​​concerning the relationship between man and nature; harmonious coexistence of human society and the natural environment.

Природа – это удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир человека, и, прежде всего ребенка – дошкольника, трудно переоценить. Проблема экологического воспитания и образования – одна из самых актуальных на сегодняшний день. Уже с дошкольного возраста необходимо закладывать в детях представление о том, что человек нуждается в экологически чистой окружающей среде.

Экологическое образование дошкольников – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике – решается в основном на основе формирования природоведческих знаний, усваиваемых на этапах дошкольного детства.

Экологическое воспитание и образование предусматривает формирование у детей знаний и представлений об окружающем мире, включающем природу и общество; понимание взаимосвязи между этими составляющими мира и взаимозависимости; выработку правильных форм взаимодействия с окружающей средой; развитие эмоционально-положительного отношения к природе.

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к "рукотворному миру", к себе и к окружающим людям.

Осознанное, правильное отношение детей к природе строится на чувственном восприятии природы, эмоциональном отношении к ней и знаниях об особенностях жизни, роста и развития отдельных живых существ, о зависимостях существования живых организмов от факторов внешней среды, о взаимосвязях внутри природных сообществ. Такие знания в процессе общения ребенка с природой обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в поведении животных, состоянии растений, правильную их оценку и адекватное на них реагирование. 

Процесс становления осознанного и правильного отношения к природе сопровождается определенными формами поведения ребенка, которые могут служить критерием оценки уровня его экологической культуры и воспитанности. Это самостоятельные наблюдения, опытничество, вопросы, стремление рассказать о переживаниях и впечатлениях, обсуждать их, воплощать в различную деятельность (отражать в игре, создавать изопродукцию, ухаживать за животными и растениями).

Экологическая культура и воспитанность включает в себя следующие компоненты:

  • экологические знания и умения;
  • экологическое мышление;
  • ценностные ориентации;
  • экологически оправданное мышление.

Работа по формированию элементарных экологических представлений у детей дошкольного возраста предусматривает следующие принципы: системности, сезонности, возрастной адресности, интеграции, координации деятельности педагогов, преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и семьи.

Систематическое и последовательное знакомство с окружающим миром развивает речь, память, логическое мышление, воображение и способствует всестороннему развитию ребенка.

Информация, которую получают дети, должна быть научно достоверной и в то же время доступной для их понимания.

Работа по данному направлению осуществляется на занятиях, в процессе наблюдений, целевых экскурсий, чтения художественных произведений, различных игр и развлечений, трудовой и продуктивной деятельности.

Специфической чертой методики экологического воспитания дошкольников являются непосредственный контакт ребенка с объектами природы, "живое" общение с природой и животными, наблюдение и практическая деятельность по уходу за ними, осмысление увиденного в процессе обсуждения. Опосредованное познание природы (через книги, слайды, картины, беседы и т.д.) имеет второстепенное значение: его задача – расширить и дополнить те впечатления, которые ребенок получает от непосредственного контакта с объектами природы. Отсюда становится ясной та роль, которая в экологическом воспитании отводится созданию экологической зоны. Рядом с ребенком должны быть сами объекты природы, находящиеся в нормальных, с экологической точки зрения условиях, то есть полностью соответствующих потребностям для жизни живых организмов.

Для более успешного освоения материала целесообразно использовать такие формы работы, как интегрированное обучение, экспериментирование, просмотр видеофильмов и телепередач, а также прохождение специально разработанного экологического маршрута – экологической тропы.

Учебная экологическая тропа – специально оборудованная в образовательных целях природная территория, на которой создаются условия для выполнения системы заданий, организующих и направляющих деятельность учащихся в природном окружении. Задания выполняются во время экскурсий, а также полевого практикума.

Название "учебная тропа природы" можно понимать как "мы изучаем природу" и как "природа нас учит". Другими словами, прежде всего цель создания тропы заключается в обучении и воспитании посетителей. С одной стороны, задачей тропы является расширение у экскурсантов элементарных сведений об объектах, процессах и явлениях окружающей природы. С другой стороны, задача экскурсоводов и проводников – научить своих слушателей видеть, замечать различные проявления антропогенного фактора, которые можно наблюдать в зоне маршрута тропы, и уметь комплексно оценивать эти результаты воздействия человека на окружающую среду. Третья, в конечном итоге главная задача учебных троп – способствовать воспитанию экологической культуры поведения человекам как части общей культуры взаимоотношений людей друг с другом и отношения человека к природе.

Особенность процесса экологического обучения и воспитания на тропах природы состоит в том, что он строится на основе не непринужденного усвоения информации, ценностных ориентации и идеалов, норм поведения в природном окружении. Достигается это путем органического сочетания отдыха и познания во время движения по маршруту тропы.

Часто организуют тропы в окрестностях школ, садов, пионерских лагерей, где они создаются силами самих детей. Сам процесс создания и последующего использования такого типа троп несет в себе большой воспитательный и образовательный эффект, что подтверждает и многолетний практический опыт. Уход за тропой на протяжении всего года приучает детей к труду и бережному отношению к общему достоянию.

Организация тропы силами дошкольников дает педагогам возможность создавать различные жизненные ситуации, решение которых требует от ребят творческого подхода, активной деятельности. Задания по изучению и оценке состояния окружающей среды в зоне тропы побуждают детей не только использовать свои знания из разных областей жизни, но и – самое важное – принять посильное участие в трудовых природоохранительных делах. Самостоятельная исследовательская работа укрепляет взаимосвязь интеллектуального и эмоционального познания. В итоге рождается важнейшее качество личности – убежденность, которая опирается не только на знания, но и на чувства, на жизненный опыт детей. У них вырабатываются навыки экологически грамотного поведения, сознательное отношение к природе.

Список литературы

  1. Кащеева Е. Л., Хамидуллина Л. А. , Прохорова В. В. Путешествие в мир природы. – М.: АРКТИ, 2009.
  2. Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009.
  3. Сигимова М. Н. Познание мира растений. – Волгоград: Учитель, 2009.
  4. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду. – М.: Просвещение, 2006.
  5. Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. – М.: Просвещение, 1993. 

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс для педагогов ДОУ на тему: «Использование экологических игр в формировании экологического воспитания детей дошкольного возраста». «Путешествие по временам года»

Познакомить педагогов с экологическими играми, которые способствуют в развитие экологического  воспитания дошкольников....

Конспект интерактивной педагогической мастерской «Организация экологической тропы в дошкольной образовательной организации как условие формирования экологической культуры детей дошкольного возраста»

Конспект интерактивной педагогической мастерской «Организация экологической тропы в дошкольной образовательной организации как условие формирования экологической культуры детей дошкольного возра...

Экологическое пространство как средство формирования экологических представлений детей дошкольного возраста

Одним из условий реализации системы экологического образования в ДОУ является правильная организация экологической развивающей предметной среды, которая должна способствовать не только познавательному...

Экологическое пространство как средство формирования экологических представлений детей дошкольного возраста

Условием успешного развития, воспитания и обучения ребенка дошкольного возраста, по мнению психологов, педагогов теории и практики, является среда. В современных педагогических концепциях она выступае...

Статья "Экологическое пространство, как средство формирования экологических представлений детей дошкольного возраста"

Формирование экологических представлений дошкольников возможно при создании определенных педагогических условий.Первым условием является подготовленность педагога к осуществлению э...