Кружок «Юный эколог» для детей 6-го и 7-го года жизни
рабочая программа по окружающему миру (старшая группа) на тему

 Барбарина Ольга Александровна

Программа дополнительного образования эколого-биологической направленности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovatelnaya_deyatelnost_kruzhok_yunyy_ekolog.docx152.4 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное автономное  дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка - детский сад №52

 городского округа Красноуфимск

Свердловской области

Программа дополнительного

образования эколого-биологической направленности

кружок «Юный эколог»

для детей  6-го и 7-го года жизни

Составитель: воспитатель

МАДОУ ЦРР-детский сад, ВКК

Барбарина О.А.

Красноуфимск, 2015


Программа дополнительного  образования эколого-биологической направленности «Юный эколог» (для детей 6-го,7 –го года жизни) г. Красноуфимск - 2015г.

Составитель:

Барбарина О.А. – воспитатель МАДОУ ЦРР- детский сад, В КК.

Программа дополнительного образования биолого-экологической направленности, ориентирована на экологическое развитие детей, изменить способы коммуникации  посредством экологической активности

В программе определены ценностно-целевые ориентиры, задачи, основные направления, условия и средства воспитательно-образовательной деятельности. Программа дополнительного образования «Юный эколог» расширяет материал, который реализуется в детском саду по содержанию образовательной области «Познание» включением в работу опытно-экспериментальной деятельности. В программе прослеживаются интеграционные  связи с другими образовательными областями: «Коммуникация», «Познание», «Музыка», «Социализация».

mdou52@e1.ru Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития-детский сад городского округа Красноуфимск Свердловской  области.


Пояснительная записка

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания с ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они лишь помогают сформировать у детей эмоционально-нравственное отношение к природе, экологически грамотное и безопасное поведение, активную жизненную позицию.

Дошкольники – прирожденные исследователи. Ребенок стремится к знаниям, а само усвоение знаний происходит через многочисленное «зачем?», «как?», «почему?». Он вынужден оперировать знаниями, представлять ситуации и пытаться найти возможный путь для ответа на вопрос.

Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена от природы. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации

Исследовательская деятельность вызывает у ребенка неподдельный интерес к природе, дает возможность самостоятельно делать свои маленькие открытия.

Основная цель работы кружка - формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу.

 Задачи:

1. Развитие у детей субъектного опыта эмоционально-чувственного обобщения с природой и социокультурным окружением, представлений и элементарных понятий об окружающем мире, взаимосвязях и взаимоотношениях в нем, как основы развития экологического сознания и экологической культуры личности.

2. Воспитание эмоционально-ценностного отношения к природному окружению.

3. Развитие опыта практической и творческой деятельности по реализации и закреплению знаний и эмоционально-чувственных впечатлений, полученных при взаимодействии с природным окружением, а также по воспроизводству и сохранению природной среды.

Реализация программы ориентирована на 2  периода:  старшая группа дети 6-го года жизни, подготовительная группа дети 7-го года жизни.

Основные задачи  в каждой возрастной группе.

На их основе был разработан тематический план работы кружка «Юный эколог», программа которого  рассчитана на два года обучения и построен в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями детей.

Старшая группа (5-6 лет)

-Конкретизировать имеющиеся у детей представления о природе, показывать многообразие признаков, свойств объектов и явлений природы, систематизировать и обобщать их.

-Систематизировать представления о временах года.

-Помогать устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.

-Развивать экологическое мышление в процессе проведения элементарных опытов. Расширять и уточнять представления о растениях, животных и человеке - многообразие внешнего строения, основные жизненные функции, строение органов и их функции.

-Обогащать представления детей о потребностях конкретныхрастений, животных илюдей в условиях среды, о различных средах обитания.

-Дать представление о росте и развитии живых существ.

-Дать представление о стадиях роста и развития знакомых растений.

-Воспитывать элементы экологического сознания - о роли человека в природе - о сохранении и охране природы, о  правилах поведения в ней.

-Поощрять стремления детей отражать свои впечатления в рисовании, лепке и аппликации.

-Поощрять стремления детей делиться впечатлениями об окружающем мире (телепередачи, экскурсии, путешествия).

Подготовительная группа (6-7 лет)

-Систематизировать и углублять знания детей о сезонных изменениях в природе.

-Формировать умение различать и называть травянистые растения, кустарники, деревья, комнатные растения.

-Обобщать и систематизировать знания детей о животных: звери, птицы, насекомые, рыбы, земноводные.

-Учить различать и называть характерные особенности домашних и диких животных.

-Знакомить детей с нашей планетой и солнечной системой (земной шар, материки, полюса, Солнце, планеты, кометы...)

-Формировать представления о взаимосвязи в природе - пищевые цепочки...

-Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности - отражать впечатления, полученные в процессе общения с природой в рисовании, лепке и аппликации.

-Воспитывать бережное отношение к животным и растениям.

Отличительные особенности программы:

  • Предложенный тематический план позволяет учитывать различную степень подготовки детей, индивидуальные способности, направленность интересов в развитии, пробуждает интерес детей к экологической  активности и экологическо грамотной позиции.
  • В содержание программы   комплексно включена опытно – экспериментальная деятельность, активные способы познания экологических объектов и  элементы коррекции и оздоровления (зарядки для глаз, дыхательные упражнения, пальчиковые игры и др).
  • В программе прослеживаются интеграционные  связи с другими образовательными областями:  «Коммуникация», «Музыка», «Социализация».

Методы, используемые для реализации работы кружка:

  • Наглядные методы:

- экскурсии, целевые прогулки;

- наблюдения;

- показа сказок (педагогом, детьми);

- рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;

- проведение дидактических игр;

  • Словесные методы:

- чтение литературных произведений;

- беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.

  • Игровые методы:

- проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр – драматизаций и др.);

- загадывание загадок;

- проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.

  • Практические методы

- опыты, эксперименты, моделирование, проблемные ситуации

- организация продуктивной деятельности детей;

- оформление гербария растений, коллекции семян, плодов;

- постановка сказок, отрывков литературных произведений;

- изготовление с детьми наглядных пособий.

Основные направления экологического кружка

Познавательно-развлекательное направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.

Практическое направление – изучение растительного и животного мира, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами (акции природоохранного характера, работа на огороде, подкормка птиц, посадка цветников и др.).

Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности, экскурсий, наблюдений, опытов, экспериментов

Ожидаемый результат на уровне детей:

  • знать и соблюдать элементарные правила поведения в природе (способе безопасного взаимодействия с растениями и животными)
  • помощь друг другу, бережное, доброжелательное отношение к природным явлениям и объектам, проявление творчества.
  • правильно вести себя по отношению к окружающим объектам и нести ответственность за свои поступки, и понимать их последствия для окружающего мира;
  • делают умозаключения, выводы на основе познавательно – исследовательской деятельности
  • понимать ценность природных объектов; знать условия существования живого организма и зависимости пребывания его в разных условиях.

Условия и сроки реализации. Срок реализации программы рассчитан на два года  обучения. Программа дополнительного образования реализуется 1 раз в неделю. Продолжительность 1-го занятия в старшей группе 25 минут, в месяц 4 занятий – 100 минут – 1 час 40 минут, в год – 36 занятий;

Продолжительность 1-го занятия в подготовительной группе 30 минут, в месяц 4 занятий – 120 минут – 2 часа, в год – 36 занятий;

Мониторинг детского развития проводится три раза в год (сентябрь, январь, май). Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком Программы и влияние образовательного процесса, организуемого в дошкольном учреждении, на развитие ребенка. Также  выявить индивидуальные особенности развития каждого ребенка и наметить при необходимости индивидуальный маршрут образовательной работы для максимального раскрытия потенциала  личности. Мониторинг   включает в себя оценку экологического развития ребенка, степень сформированности  игровых, коммуникативных и регуляторных навыков. Мониторинг детского развития осуществляется с использованием метода наблюдения, бесед, организации игровых и проблемных ситуации.

Построение программы опирается: на Примерную основную  общеобразовательную программу  дошкольного образования «От рождения до школы»/ под ред. Н.Е. Вераксы. Т.С. Комаровой. М.А. Васильевой.- М., отражена специфика национально-культурных условий, в которых осуществляется образовательный процесс которая дополняется «Примерной региональной программой образования детей дошкольного возраста»

О,В. Толстикова, Т.Г. Гатченко, Екатеринбург : ИРРО и программу «Юный эколог» С.Н. Николаевой.


Учебно-тематический план

(старшая группа)

№п\п

неделя/

месяц

Тема

количество/

продолжительность

1

Сентябрь, 1-я неделя

Диагностика экологического развития

1/25 мин

2

Сентябрь, 2-я неделя

«Во саду ли, в огороде»

1/25 мин

3

Сентябрь, 3-я неделя

«Труд людей осенью»

1/25 мин

4

Сентябрь, 4-я неделя

«Осенний лес»

1/25 мин

5

Октябрь, 1-я неделя

«Грибное царство»

1/25 мин

6

Октябрь, 2-я неделя

«Чудо – ягодка»

1/25 мин

7

Октябрь, 3-я неделя

«Цветы на участке осенью»

1/25 мин

8

Октябрь, 4-я неделя

«Унылая пора, очей очарованье…»

1/25 мин

9

Ноябрь, 1-я неделя

«На бабушкином дворе»

1/25 мин

10

Ноябрь, 2-я неделя

«Лесные жители»

1/25 мин

11

Ноябрь, 3-я неделя

«В гостях у птиц»

1/25 мин

12

Ноябрь, 4-я неделя

«Кто как зимует»

1/25 мин

13

Декабрь,1-я неделя

«Вода вокруг нас»

1/25 мин

14

Декабрь,2-я неделя

«Эта волшебница вода»

1/25 мин

15

Декабрь,3-я неделя

«Вода нужна всем»

1/25 мин

16

Декабрь,4-я неделя

«Почему воду нужно беречь?»

1/25 мин

17

Январь,1-я неделя

Каникулярный период

1/25 мин

18

Январь,2-я неделя

Диагностика экологических   качеств

1/25 мин

19

Январь,3-я неделя

«Воздух»

1/25 мин

20

Январь,4-я неделя

«Воздух нужен для жизни»

1/25 мин

21

Февраль,1-я неделя

«Разнообразие видов растений»

1/25 мин

22

Февраль,2-я неделя

«Части растений»

1/25 мин

23

Февраль,3-я неделя

«Развитие растений. Влияние света, тепла и воды на жизнь растений»

1/25 мин

24

Февраль,4-я неделя

«Огород на окне»

1/25 мин

25

Март, 1-я неделя

«Зелёная аптека»

1/25 мин

26

Март, 2-я неделя

«Мир растений»

1/25 мин

27

Март, 3-я неделя

«Охрана растений»

1/25 мин

28

Март, 4-я неделя

Праздник «Мы – друзья планеты»

1/25 мин

29

Апрель, 1-я неделя

«Весна идет»

1/25 мин

30

Апрель, 2-я неделя

«Лесная сказка»

1/25 мин

31

Апрель, 3-я неделя

 «Лес  - как пример сообщества»

1/25 мин

32

Апрель, 4-я неделя

«Веточки» (тополь, береза, ель)

1/25 мин

33

Май, 1-я неделя

«Насекомые»

1/25 мин

34

Май, 2-я неделя

 «Цветущие деревья»

1/25 мин

35

Май, 3-я неделя

«Нужны все на свете» (обобщение знаний)

1/25 мин

36

Май, 4-я неделя

Диагностика экологических   качеств

1/25 мин


Взаимодействие с родителями воспитанников

Мероприятие

форма

срок

1

Природа  и  нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста

Информационный стенд

сентябрь

2

Игры с детьми  в природе

Практикум

октябрь

3

Помогите нашим птицам

Экологическая газета

ноябрь

4

Эта волшебница - вода

Детско-родительский проект

декабрь

5

Экологическое воспитание в семье

Родительское собрание

январь

6

Растения, какие они?

Консультация

февраль

7

Мы -  друзья планеты

Праздник

март

8

Лес, лесная сказка, загадки леса

Буклеты, памятки

апрель

9

Нужно все на свете

Экологический плакат

май


Образовательная деятельность (сентябрь)

Тема

Содержание

Программно – методическое обеспечение

Материалы, оборудование, предметно – развивающая среда

Ожидаемый результат

1 неделя

Диагностика экологических качеств

2 неделя

«Во саду ли, в огороде»

Закреплять представления детей об овощах и фруктах; учить их классифицировать, правильно называть и различать; знать их место произрастания. Определить взаимосвязь сезона и развития растений (действия тепла и холода на растение).

Развивать сенсорные чувства, речь, внимание.

План –конспект «Во саду ли, в огороде» (педагогическая копилка)

Иллюстрации овощей и фруктов, муляжи овощей и фруктов




Знать  место произрастания овощей и фруктов. Определять взаимосвязь сезона и развития растений.

3 неделя

«Труд людей осенью»

Систематизировать знания о труде людей осенью. Обогащать словарь путем выделения слов: заготовка, уборка, зернохранилище, овощехранилище, консервы, зимовка.

«Экологические занятия с детьми 5 – 6 лет»

Т.М. Бондаренко, стр.52

Картины о труде летом и осенью, фрукты, овощи, коробки, банки, тележки

Уметь устанавливать причины смены труда, делать выводы о направленности и значении труда

4 неделя

«Осенний лес»

Дать детям понятие о том, что лес –это сообщество растений и животных, которые живут вместе и нужны друг другу.

«Экологические занятия с детьми 5 – 6 лет»

Т.М. Бондаренко, стр.33

Предметные картинки с изображением деревьев, кустарников

Устанавливать связь леса и животных, особенности жизни животных с характерными сезонными явлениями

Самостоятельная деятельность (Сентябрь)

Игровая

Коммуникативная

Познавательно – исследовательская

Продуктивная

Трудовая

Чтение

2 неделя

Дидактические игры:
«Чего не стало»
«Угадай на ощупь»
«Узнай по описанию»

Игра «Сад, огород».

Беседа «Что нам осень принесла»

Рассматривание картины «В поле осенью»


Опыт «Тепло – холодно»

Аппликация «Поспели яблоки в саду»
Лепка «Овощи для магазина»

Наблюдение и помощь  впосадке чеснока на зиму

«Работа дежурных в уголке природы».

Н. Егоров «Тыква», «Морковка», «Горох», «Лук».
Ю. Тувим «Овощи»

Чтение стихов «Здравствуй, осень!» Е.Благинина, наблюдение, беседа «Что растет на грядке?»

3 неделя

Д/и «Овощехранилище»

Лото «Овощи», «Фрукты», «Вершки и корешки»

Беседа «Экскурсия на консервный завод»

Дидактические упражнения

«Узнай по запаху»

Узнай по вкусу»

Узнай на ощупь»

Модель овощехранилища

Труд в уголке природы, на участке

«Хозяйка с базара принесла…»

4 неделя

Игра "Найди, что опишу", "Загадай, мы отгадаем"
Дидактическое лото "С какого дерева листочек"

Лото «Дикие животные»

Рассказы детей о своих похождениях в лесу

Отгадывание загадок

Рассматривание и сравнение листьев тополя, дуба, сосны, рябины

Рисование «Осенний лес»

Аппликация «Лесные жители» из природного материала.

Сбор и засушивание осенних листьев, цветов, сбор природного материала.

«Осенние похождения крольчат» из книги «Лес осенью»

Чтение рассказов из книги «Лесная мозаика» В.Золотова

Образовательная деятельность (октябрь)

Тема

Содержание

Программно – методическое обеспечение

Материалы, оборудование, предметно – развивающая среда

Ожидаемый результат

1 неделя

«Грибное царство»

Познакомить детей с грибами (как выглядят, где растут, каковы их свойства, чем отличаются ядовитые от съедобных). Уточнить условия, необходимые для роста и развития грибов. Обогащение словарного запаса.

«Экологические занятия с детьми 5 – 6 лет»

Т.М. Бондаренко, стр. 38

Гриб мухомор (рисунок), кукла – марионетка «Старик – лесовик», пеньки, деревья (искусственные) ель, береза, осина

Умение  отличать ядовитые грибы  от съедобных грибов

2неделя

«Чудо- ягодка»

Расширять знания детей о ягодах: лесных, садовых; их пользе, среде произрастания, качествах (лечат, имеют запах)

План –конспект «Чудо - ягодка» (педагогическая копилка)

Иллюстрации садовых, лесных ягод, муляжи

Умение  отличать лесные и садовые ягоды и их польза

3 неделя

«Цветы на участке осенью»

Закрепить знания детей о осенних садовых цветах: отличие по внешнему виду, стадии созревания семян. Активизировать словарь детей словами, означающими названия садовых цветов.

План – конспект «Цветы осенью» (педагогическая копилка)

Иллюстрации садовых цветов

Знать названия цветов, узнавать по внешнему виду, отличать стебель, лист, соцветие

4 неделя

«Унылая пора, очей очарованье…»

Закрепить основные признаки временных изменений в природе. Познакомить детей со средствами выражения и описания красоты природы (переносный смысл, эпитеты)

План –конспект «Унылая пора, очей очарованье» (педагогическая копилка)

Иллюстрации пейзажей

Видеть красоту осенней природы

Самостоятельная деятельность (октябрь)

Игровая

Коммуникативная

Познавательно - исследовательская

Продуктивная

Трудовая

1 неделя

Домино «Съедобные и ядовитые грибы»

Рассказы детей о своих похождениях в лес за грибами

Рассматривание иллюстраций грибов

Загадки Лесовичка о грибах

Рассказ о месте произрастания грибов, их строении, размножении

Рассматривание муляжей грибов

Лепка "Поможем белочке заготовить грибы"

Ремонт дидактических игр

2 неделя

Лото"Лесные и садовые ягоды"

Дидактические игры:
"Чего не стало"
"Угадай на ощупь"
"Узнай по описанию"

Отгадывание загадок

Беседа "Что нам лето принесло"

Рассматривание иллюстраций, муляжей

Коллективная работа «Ягодка» аппликация

Ремонт дидактических игр

3 неделя

Лото «Цветы цветут»

игра «Угадай по описанию», «Отбери и назови цветы, которые ты знаешь» «Найди такой же»

Загадывание загадок

"Кто помогал цветам расти?" Обсудить, почему цветы выросли. Определить назначение всех частей растения.

"Что было сначала, что будет потом?" Дать представление о цикле развития растений.

"Какие они - цветущие растения?"  Определить строение растений (стебель, листья, цветки, корни). Сравнить разные растения по высоте, форме, окраске листьев, цветов, стеблей, по запаху.

«Что цветет на нашем участке?" Коллективная работа

Сбор семян

4 неделя

Игра – задание«  Какое  настроение  у  дерева?», « Сегодня  день  рождение  у  берёзки,  что  мы  ей  пожелаем?», 

Составление рассказов с подбором эпитетов

Разучивание стихов

Рассматривание пейзажей.

Рассматривание иллюстраций, презентация

Унылая пора, очей очарованье…»

Аппликация «Красота осени»

Сбор и засушивание осенних листьев, цветов, сбор природного материала.


Образовательная деятельность (ноябрь)

Тема

Содержание

Программно – методическое обеспечение

Материалы, оборудование, предметно – развивающая среда

Ожидаемый результат

1 неделя

«На бабушкином дворе»

Уточнить и расширить представления детей о домашних животных, их внешнем виде. Дать первоначальные знания детям об их образе жизни и приносимой ими пользе. Познакомить детей с трудом людей по уходу за домашними животными (их кормят, лечат, выгуливают). Прививать добрые чувства к животным.

План –конспект «На бабушкином дворе» (педагогическая копилка)

Макет и иллюстрации «бабушкиного двора»

пластмассовые фигурки животных





Знатьоб  образе жизни и приносимой  пользе животных

2неделя

«Лесные жители»

Дать первоначальное представление о диких животных (как передвигаются, чем питаются, как спасаются в зимних условиях, о запрещении охоты на диких животных). Помочь детям устанавливать зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе. Воспитывать любовь и заботу к животным.

План –конспект «Лесные жители»(педагогическая копилка)

Рассматривание картины "Звери в зимнем лесу"

Рассказ Лесовичка о лесе

Слайды "Времена года"


Умение находить
зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе.








3 неделя

«В гостях у птиц»

Продолжать знакомить детей с зимующими и перелётными птицами (сорока, ворона, голубь, скворец, грач). Расширять знания детей о жизни птиц зимой, об их повадках, питании. Воспитывать сочувствие, сопереживание к "братьям нашим меньшим"

«Экологические занятия с детьми 5 – 6 лет»

Т.М. Бондаренко, стр. 64

Таблицы с зимующими и перелетными птицами, кормушки из молочных  пакетов, семечки подсолнуха, пшено, кусочки сала.

Знать и называть зимующих и перелетных птиц, о их жизни зимой




4 неделя

«Кто как зимует»

Расширить представления детей о сезонных изменениях в природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей. Показать детям связь между живой и неживой природой. Воспитывать любовь и интерес ко всему живому.

«Экологические занятия с детьми 5 – 6 лет»

Т.М. Бондаренко, стр. 59

Карточки с изображением домашних и диких животных; растений, людей;

картина "Зимние забавы",

Игрушечный зайчик

Презентация "Зима в лесу

Знать о сезонных изменениях в природе и их влиянии на жизнь растений, животных, людей

Самостоятельная деятельность (ноябрь)

Игровая

Коммуникативная

Познавательно - исследовательская

Продуктивная

Трудовая

Чтение

1 неделя

Дидактические игры:
"Назови детёнышей"
"Какая польза от домашних животных"
"Кто, где живёт"
Игра "Угадай, это зверь или птица?" (по модели)

Подвижная игра "Пастух и стадо"

Отгадывание загадок о домашних животных
Рассматривание игрушек, иллюстраций, картин с изображением домашних животных
Рассматривание иллюстраций к сказкам, в которых героями являются домашние животные

Драматизация сказки "Три поросёнка"

Сравнение живой кошки и игрушечного котёнка

Аппликация "Кисонька"

Мытье игрушек из серии «Домашние животные»

Чтение сказки "Как собака друга искала"

2 неделя

Игра- имитация "Звериная зарядка"

Дидактические игры:
"Найди детёныша".
"Кто, что ест", "Кто, где живёт"

Сюжетно-ролевая игра "Зоопарк"

Игровое упражнение "Придумай ласковые слова"

Театр на фланелеграфе "Маша и медведь"
Настольный театр "Снегурушка и лиса"

Опыт "Как звери меняют шубку"

фонограмма “Шум леса”.

фонограмма “Пение птиц”.

Рисование "животные в лесу" (трафарет)

Лепка "Заяц-длинные уши"

Лепка фигур из снега

Сказки "Лисичка-сестричка и волк", "Зимовье зверей", "Заюшкина избушка"
Рассказ Е. Чарушина "Что за зверь?"
Рассказ Н, Носов "Лисята"

3 неделя

Дидактические игры:
"Кто, где живёт",
"Нарисуй птицам дорожку в сказку"

Дидактические игры на классификацию птиц, «Чей клюв?»

Рассматривание альбома "Пернатые друзья"

Беседа о зимующих и перелётных птицах
Отгадывание загадок 

Слушание пения птиц (аудио запись "Голоса птиц"), умение узнавать птиц по особенностям пения

Коллективная аппликация «Птицы на кормушке»

Устройство птичьей столовой

Чтение стих-я "Покормите птиц зимой"

4 неделя

Игры -забавы с санками 
Подвижные игры "Берегись, заморожу"
"Снежинки и ветер"

Беседа о зиме

Детские впечатления "Я был в зимнем лесу"


Презентация «Зима в лесу»

Аппликация "Деревья зимой"  (коллективная, обрывание полосок)
Рисование "Зимушка- зима"
Лепка из снега крупных фигур (совместно со взрослыми)

Чтение сказки "Зимовье"
С. Козлов  "Зимняя сказка"
А.Фет "Мама, глянь-ка из окошка"
И. Суриков "Зима"
А.Барто "Ёлка"
Чтение пословиц, поговорок

Образовательная деятельность (декабрь)

Тема

Содержание

Программно – методическое обеспечение

Материалы, оборудование, предметно – развивающая среда

Ожидаемый результат

1 неделя

«Вода вокруг нас»

Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни, показать, где, в каком виде существует вода в окружающей среде

Н.А. Рыжова  «Волшебница вода», стр.6

« Дошкольное воспитание»

№ 7 – 2005г.  стр. 41

Иллюстрации с изображением озера, реки, моря, океана, родника; глобус

А.С. Пушкин «Ходит  в море …»

Умение делать выводы о значении воды в жизни

2неделя

«Эта волшебница вода»

Познакомить детей с различными природными явлениями (дождь, роса, снег, иней и т.д.)показать разнообразие состояния воды в окружающей среде

Н.А. Рыжова  «Волшебница вода», стр.10

Загадки, стихи

Слайды сразличными природными явлениями (дождь, роса, снег, иней и т.д.)

Иллюстрации с зимними, летними, осенними, весенними пейзажами

Знать разнообразие состояния воды в окружающей среде

3 неделя

«Вода нужна всем»

Дать детям представление о роли воды в жизни растений, животных суши, подчеркнув, что разные живые организмы нуждаются в разном количестве воды.

Н.А. Рыжова  «Волшебница вода»,

стр. 44

Презентация «Жизнь животных и растений»

Знать о роли воды в жизни растений, животных суши



4 неделя

«Почему воду нужно беречь»

Прививать навыки экологически грамотного поведения в быту, в частности научить детей экономно использовать воду, понимать необходимость такого отношения к воде как к природному ресурсу

Н.А. Рыжова  «Волшебница вода»,

стр. 47

Стихотворение

Б. Заходера «Что случилось с рекой?»

Уметьэкономно использовать воду, понимать необходимость такого отношения к воде

Самостоятельная деятельность (декабрь)

Игровая

Коммуникативная

Познавательно - исследовательская

Продуктивная

Трудовая

Чтение

1 неделя

Дидактическая игра "Вода"

Беседа «Для чего нужна вода? Как она нам помогает»(наблюдение в течение дня)

Рассматривание глобуса

Окрашивание воды (сравнение чистой и грязной воды)

Рисование «Вода в жизни человека»

Полив цветов в уголке природы

Чтение стих-я Н. Рыжовой "Вы слыхали о воде"

2 неделя

Дидактическая игра

«Какой бывает вода»

Подвижная игра «Мы капельки»

Беседа «Всегда ли вода в природе бывает одинаковой?»

Наблюдение за инеем на прогулке. Прикоснуться ладошкой к ветке, покрытой инеем.

Коллективная работа «Портрет воды» рисование

Лепка «Сосульки» (обернуть в фольгу)

Украшение участка цветными льдинками

О.Григорьев, А. Тараскин «Какой дождь?»
Л. Квитко «Корова в тумане»

С. Жупанин «Прыг да прыг…»

В. Кудрявцева «Роса», Б. Заходер «Первый снег»

3 неделя

Ролевая игра «Я – маленькая капелька дождя»

Отгадывание загадок,
рассказ детей «Почему воду называют «колыбелью жизни»?»

Опыт с двумя фасолинками и двумя горошенками (появление ростка)

Контуры предметов, растений, животных  и т.д.– раскрасить только те, которые нуждаются в воде

Полив цветов в уголке природы, наблюдение за комнатными растениями

Б. Заходер «Дождик»

А. Стройло «Капелька дождя»

4 неделя

«Хлопните в ладоши» (услышав слово, имеющее отношение к воде)

Придумать несколько важных правил, чтобы сохранить воду чистой и запомнить

Опыт «Тонет – не тонет», «Растворится – не растворится»

Фильтрация, окрашивание

Нарисовать иллюстрацию к стихотворению  (река до и после исчезновения воды)

Придумать и нарисовать знак, напоминающий о необходимости бережного отношения к воде

Определить места  и поместить знак, напоминающий о необходимости бережного отношения к воде

Сказка «Родничок» Т.А. Шорыгина, стр.68 (Беседы о воде и природе)


Образовательная деятельность (январь)

Тема

Содержание

Программно – методическое обеспечение

Материалы, оборудование, предметно – развивающая среда

Ожидаемый результат

1 неделя

Каникулярный период

2неделя

Диагностика экологических   качеств

3 неделя

«Воздух»

Познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами.

«Экологические занятия с детьми 5 – 6 лет»

Т.М. Бондаренко, стр. 81

Банка с водой и стакан. Сказочные персонажи Знайка, Незнайка

Умение делать выводы о свойствах воздуха



4 неделя

«Воздух нужен для жизни»

Дать детям представления о том, что люди дышат воздухом, вдыхают его легкими. Без воздуха человек не может жить, погибает.

С.Н. Николаева «Ознакомление дошкольников с неживой природой», стр.52

Муляж - схема, иллюстрации

Иметь представление о том, чем мы дышим (легкими, воздухом)

Самостоятельная деятельность (январь)

Игровая

Коммуникативная

Познавательно - исследовательская

Продуктивная

Трудовая

3 неделя

«Дуем - играем»

«У кого дольше не упадет перышко», «У кого дальше плывет кораблик»

Беседа о свойствах воздуха

Опыты «Свойства воздуха» (Встреча с воздушным шариком

«Летунчиком»)

Кораблик оригами

Накачать надувную игрушку, надувной  матрац

4 неделя

«У кого крупнее мыльные пузыри»

Игра «земля, вода огонь, воздух»

Рассказ детей «Кому нужен воздух»

Опыт «Ветер – это движение воздуха»

Бумажный веер

Сделать ветряки, парашюты

Образовательная деятельность (февраль)

Тема

Содержание

Программно – методическое обеспечение

Материалы, оборудование, предметно – развивающая среда

Ожидаемый результат

1 неделя

«Разнообразие видов растений»

Способствовать  обобщению представлений детей о растениях: растения - это деревья, кусты, травы.

Учить детей распознавать растения по внешнему виду и другим признакам.

Т.А. Шорыгина

« Кустарники. Какие они?»

Т.А. Шорыгина

« Травы. Какие они?»

Демонстрационный материал из серии  

« Знакомство с окружающим миром»,

Уметь распознавать растения по внешнему виду и другим признакам



2 неделя

«Части растений»

Формировать  представления детей о  том, что у растений есть корень, стебель, листья, цветы и какое значение они имеют для растений.

План –конспект «Части растений»(педагогическая копилка)

Демонстрационный материал из серии  

« Знакомство с окружающим миром», гербарий растений.

Знать, что у растений есть корень, стебель, листья, цветы и какое значение они имеют для них

3 неделя

«Развитие растений. Влияние света, тепла и воды на жизнь растений»

Формировать у детей представления о том, что для нормального развития и жизни растениям необходимы сразу несколько факторов: влага, тепло, свет, почва.

А.И. Иванова

« Живая экология», стр.60

 « Растения»

Растения теневыносливые и светолюбивые.

Баночки с водой для посадки черенков растений в разных световых условиях.

Черенки растений

Знать о том, что для нормального развития и жизни растениям необходимы сразу несколько факторов

4 неделя

«Огород на окне»

Вызывать интерес к выращиванию огорода на окне, желание наблюдать за изменениями в луковицах. Учить создавать ситуацию опыта

План –конспект «Огород на окне» (педагогическая копилка)

Беседа с элементами труда.

Умение выращивать лук наокне

Самостоятельная деятельность (февраль)

Игровая

Коммуникативная

Познавательно - исследовательская

Продуктивная

Трудовая

1 неделя

Дидактическая игра  «Лото»

Сочинение экологической сказки

«Что снится деревьям?»

Работа с энциклопедической литературой.

Лепка, рисование «Дерево», «Куст», Трава«

Уход за комнатными растениями

2 неделя

Дидактическая игра  

«Не ошибись»

Рассматривание картины из серии «Уход за комнатными растениями»

Работа с энциклопедической литературой, гербарием

Книжка – малышка о частях растений

Наблюдение и помощь в пересадке комнатных цветов

3 неделя

Упражнение «Назови три растения»

Дидактическая игра  «Лото»

Знакомство с моделями «Потребности растений», установление правил ухода согласно «паспорту растения».

Опыт по ознакомлению с потребностями растений (свет, тепло, влага, почвенное питание)

Рисованиерастений,

Лепка «Кактус»

Посадки черенков растений

Душ для растений (комнатные растения)

4 неделя

Настольная игра «Огород», «Отгадай растение»

Исследовательская деятельность (встреча с Кузей)

Опыт «Корень – устойчивость растения»

Моделирование (создание моделей цветка)

Уход за комнатными растениями

Образовательная деятельность (март)

Тема

Содержание

Программно – методическое обеспечение

Материалы, оборудование, предметно – развивающая среда

Ожидаемый результат

1 неделя

"Зелёная аптека"

Познакомить детей с новыми лекарственными растениями: ромашкой и подорожником. Закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека. Воспитывать бережное отношение к растениям.

План –конспект"Зелёная аптека"

 (педагогическая копилка)

Иллюстрации лекарственных растений.

Гербарий  этих растений. Кукла Айболит.

Знать и называть лекарственные растения,различать их в природе


2 неделя

«Мир растений»

Учить различать и называть садовые и дикорастущие растения, классифицировать их по окраске, строению, запаху. Убеждать детей в необходимости ухаживать за растениями. Воспитывать эстетические чувства.

План –конспект «Мир растений»(педагогическая копилка)

Иллюстрации с изображением знакомых садовых и дикорастущих растений

Чтение рассказа "Зелёные страницы

3 неделя

«Охрана растений»

Познакомить детей с охраняемыми растениями, сформировать чувство ответственности за сохранение зелёного  наряда планеты, познакомить с различными видами деятельности по охране растений, вызвать стремление к этой деятельности.

Журнал

« Дошкольное воспитание»

№ 7 – 2005г.  стр. 14

конспект

Иллюстрации охраняемых растений, Красная книга, плакаты по охране природы, репродукции художников- пейзажистов И.И. Шишкина, Ф.А.Васильева.

Иметь стремление к охране природы

4 неделя

Праздник «Мы – друзья планеты»

Закрепить знания детей о правилах поведения  в природе. Учить бережному и доброму отношению к природе и друг к другу. Доставить детям радость от участия в общем празднике.

План –конспект «Мы – друзья планеты» (педагогическая копилка)

Костюмы героев, рогатка, гирлянда из консервных банок, свисток

Знать правила поведения  в природе.

Самостоятельная деятельность (март)

Игровая

Коммуникативная

Познавательно - исследовательская

Продуктивная

Трудовая

Чтение

1 неделя

Беседа о лекарственных травах
Загадки
Рассматривание иллюстраций с растениями

Доктор лечит от простуды: "Чай из листьев смородины, мяты, зверобоя"

Аппликация «Подорожник», «Ромашка»

Уход за рассадой мелисы

Чтение познавательных рассказов о лекарственных растениях и их пользе в жизни человека

2 неделя

Дидактические игры: «Отгадай название цветка»
"Собери букет"
"Узнай растение
"

Игра – путешествие в страну « Полезных и вредных растений»

Беседа "Мой любимый цветок"

Рассматривание иллюстраций с изображением знакомых садовых и дикорастущих растений

Опыт "Что любят растения»,"Как развивается растение"

Рисование "Поляна цветов"

Подготовка семян цветов для посадки в ящики

Чтение экологических сказок

3 неделя

Дидактическая игра  

«Отгадай, что за растение?»

Игра "Что ты сделал доброе для природы?"

Беседа на тему:

« Растения просят помощи»

Работа с энциклопедической литературой

Создание Красной книги в группе

Изготовление атрибутов к игре (набор пакетиков с лекарственными травами).

4 неделя


Праздник «Мы – друзья планеты»


Образовательная деятельность (апрель)

Тема

Содержание

Программно – методическое обеспечение

Материалы, оборудование, предметно – развивающая среда

Ожидаемый результат

1 неделя

«Весна идет»

Закрепить основные приметы весны. Учить сравнивать времена года.

Познакомить с народными приметами – фольклор.

План – конспект  «Весна идет» (педагогическая копилка)

Иллюстрации и картины о весне

Знать основные приметы весны


2 неделя

«Лесная сказка»

Закрепить знания детей о лесе и его обитателях

«Экологические занятия с детьми 5 – 6 лет»

Т.М. Бондаренко, стр.97

Книга Д. Мамина– Сибиряка

Лесная сказка

(экологическая)

Знать о лесе и его обитателях

3 неделя

«Лес  - как пример сообщества»

Дать детям сведения о лесе. Учить различать по внешнему виду и по другим признакам 3 - 5 деревьев. Более подробно познакомить детей с обитателями леса нашей местности.

См. Н.А. Рыжова

«Кто в доме природы живёт»  материалы блока « Лес».

Хрестоматия для детского сада.

 Стихи о природе. Стр.97.

Иллюстрации, чтение стихотворения» В лесу» И. Белоусова

Картинки обитателей леса

Знать обитателей леса нашей местности.

4 неделя

«Веточки»

(тополь, береза, сосна)

Учить узнавать деревья по их веткам, различать ветки по цвету коры, особенностям почек, их расположению, запаху. Обогащать словарь

«Экологические занятия с детьми 5 – 6 лет»

Т.М. Бондаренко, стр. 106

Ветки тополя, березы, ели; картинки с изображением времен года

Узнавать деревья по их веткам, различать по их признакам

Самостоятельная деятельность (апрель)

Игровая

Коммуникативная

Познавательно - исследовательская

Продуктивная

Чтение

1 неделя

Сл. игра «Придумай ласковые слова»

Рассматривание иллюстраций и картин о весне

Разучивание народных закличек, примет о весне, загадка, превращение детей в художников

Наблюдение за распусканием листьев на ветвях (экспериментальная работа).

прослушивание мелодий «Времена года».

 Рисунок «Весна»


Чтение народных закличек, примет о весне

Рассказ “Весна пришла” Скрябицкого

2 неделя

Игра – имитация «Звериная зарядка»

д/и «Найди детеныша» «Кто где живет», «Кто что ест»

Рассматривание иллюстраций в книге

Пересказ сказки

Театр на фланелеграфе « Маша и медведь»

Опыт «Как звери меняют шубку»

Рисование «Животные в лесу» (трафарет)

стихи  о  лесе   разных  авторов   С. Погореловский,  «Лес»,   
И. Бунин  «  Листопад»,   А.С. Пушкин  «  Уж  небо  осенью  дышало»,
И.  Суриков  «  Первый  снег»,

3 неделя

п/и «У медведя во бору»

д/и «Пищевые цепочки в лесу»

Настольный театр «Снегурушка и лиса»

Слайды «Обитатели наших лесов»

Лепка «Заяц – длинные уши»

Рассказ Е. Чарушина «Что за зверь?»,

Н. Носов «Лисята»

4 неделя

Дидактическая игра «Необыкновенное путешествие по временам года – Круглый год»,

Лото «С какого дерева листочек»


Отгадывание загадок о деревьях, чтение пословиц о лесе.

Рассматривание иллюстраций, сравнение кусочков коры, проведение опыта, экспозиция «Дары леса».

Рассматривание репродукций картин русских художников, посвященных лесу.

А. Майков «Кроет уж лист золотой»,

И. Токмаков  «Сосны»


Образовательная деятельность (май)

Тема

Содержание

Программно – методическое обеспечение

Материалы, оборудование, предметно – развивающая среда

Ожидаемый результат

1 неделя

«Насекомые»

Учить детей сравнивать насекомых по способу передвижения, определять их по издаваемым звукам и правильно называть

Демонстрационный материал из серии  

« Знакомство с окружающим миром»,

«Насекомые»

Экскурсия по территории детского сада. Наблюдения за насекомыми, рассматривание картин с изображением насекомых

Уметь сравнивать насекомых по способу передвижения и правильно называть

2 неделя

«Цветущие деревья»

Познакомить с яркими особенностями весеннего состояния плодовых деревьев (цветением), учить различать 2-3 дерева по цветкам. Продолжать устанавливать связи между изменением условий (тепло, свет) и изменением состояния растений (рост и  цветение, между потребностями насекомых в пище и тепле и их поведением).

Воспитывать эстетические чувства.

План – конспект «Цветущие деревья»(педагогическая копилка)

Экскурсия в плодовый сад в период цветения

Знать и различать цветущие деревья

3 неделя

«Нужны все на свете»

( Обобщение знаний)

Обобщение знаний, полученных в процессе обучения

Закрепление и обобщение правил экологически грамотного поведения человека в природе и в быту.

Экологический вечер развлечений:

« Земля наш общий дом»

(педагогическая копилка)

Костюмы по сценарию

4 неделя

Диагностика экологических   качеств

Самостоятельная деятельность (май)

Игровая

Коммуникативная

Познавательно - исследовательская

Продуктивная

Чтение

1 неделя

Игра «Охотники» (классификация животных, птиц)

Рассказы детей с использованием иллюстраций с видами леса, его обитателями.

Работа с энциклопедией «Зеленая планета»

 Коллективная работа «Кто в доме живет» (природа)

Прослушивание аудиозаписи "Голоса природы"

Чтение стих-я

Р. Рождественского "Береги природу"

1 неделя

Дидактические игры:
"Найди насекомых, поедающих листья"
"Как спрятаться бабочкам»

«Найди насекомое по описанию»

Наглядный материал «Насекомые в картинках» составление рассказа

Отгадывание загадок

Рассматривание иллюстраций и составление рассказа

Работа с энциклопедией «Насекомые»

Наблюдения за насекомыми (сачки, коробочки – садки для насекомых).

Лепка «Насекомые»

Рисование "Божья коровка"
Лепка "Зелёная гусеница"

Чтение стихотворений М. Пришвина "Божья коровка", "Кузнечик", "Майский жук" (из книги В. Зотова "Лесная мозаика")

2 неделя

Игра «От какого дерева цветок, Игра - имитация «Собери нектар»

Беседа о яблони, вишни, сирени.

Коллаж  «Цветущий сад» (коллективная работа)


3 неделя

Экологический вечер развлечений: « Земля наш общий дом»

4 неделя

Диагностика экологических   качеств


Учебно-тематический план (подготовительная группа)

№п\п

неделя/ месяц

Тема

количество/

продолжительность

1

Сентябрь, 1-я неделя

Диагностика экологического развития

1/25 мин

2

Сентябрь, 2-я неделя

«Что такое природа?»

1/25 мин

3

Сентябрь, 3-я неделя

«Наш дом – природа»

1/25 мин

4

Сентябрь, 4-я неделя

«Воздух вокруг нас, свойства воздуха. Ветер – движение воздуха»

1/25 мин

5

Октябрь, 1-я неделя

«Распространение семян ветром. Особенности строения семян, разносимых ветром»

1/25 мин

6

Октябрь, 2-я неделя

«Чистый и загрязнённый воздух»

1/25 мин

7

Октябрь, 3-я неделя

«Солнечная система.

Солнце – источник света и тепла»

1/25 мин

8

Октябрь, 4-я неделя

«Роль света в жизни растений, животных, человека.

Сезонные изменения в природе»

1/25 мин

9

Ноябрь, 1-я неделя

«Вода вокруг нас» (вода в природе, водоемы, осадки)

1/25 мин

10

Ноябрь, 2-я неделя

«Эта волшебница вода» (разнообразное состояние воды в природе: лед, пар, вода)

1/25 мин

11

Ноябрь, 3-я неделя

«Ходит капелька по кругу» (Круговорот воды в природе)»

1/25 мин

12

Ноябрь, 4-я неделя

«Водные растения и животные. Загрязнение водоемов»

1/25 мин

13

Декабрь,1-я неделя

«Почва – верхний слой земли – «Живая земля»

1/25 мин

14

Декабрь,2-я неделя

«Обитатели почвы. Значение почвы для жизни растений, животных, человека»

1/25 мин

15

Декабрь,3-я неделя

Экологический вечер развлечений: «Солнце, воздух и вода»

1/25 мин

16

Декабрь,4-я неделя

«Песок и глина»

1/25 мин

17

Январь,1-я неделя

Каникулярный период

1/25 мин

18

Январь,2-я неделя

Диагностика экологических   качеств

1/25 мин

19

Январь,3-я неделя

«Свет и цвет»

1/25 мин

20

Январь,4-я неделя

«Волшебный круг».

1/25 мин

21

Февраль,1-я неделя

«Откуда радуга берется?».

1/25 мин

22

Февраль,2-я неделя

«Как увидеть и услышать электричество»

1/25 мин

23

Февраль,3-я неделя

«Электроприборы»

1/25 мин

24

Февраль,4-я неделя

«Магнит – фокусник»

1/25 мин

25

Март, 1-я неделя

«Солнце, Земля и другие планеты»        

1/25 мин

26

Март, 2-я неделя

«Знакомство с камнями. Какими бывают камни?»

1/25 мин

27

Март, 3-я неделя

«Живые камни»        

1/25 мин

28

Март, 4-я неделя

«Стекло и металл»

1/25 мин

29

Апрель, 1-я неделя

«Бумага, древесина, ткань»

1/25 мин

30

Апрель, 2-я неделя

«Этот загадочный космос»

1/25 мин

31

Апрель, 3-я неделя

«Земля, с днем рождения тебя!»

1/25 мин

32

Апрель, 4-я неделя

КВН «Природа: живая, неживая»

1/25 мин

33

Май, 1-я неделя

«Экологическая тропинка»

1/25 мин

34

Май, 2-я неделя

«Человек - живой организм»

1/25 мин

35

Май, 3-я неделя

Лекарственные растения – средства

оздоровления организма человека»

1/25 мин

36

Май, 4-я неделя

Диагностика экологических   качеств

1/25 мин

Взаимодействие с родителями воспитанников

Мероприятие

форма

срок

1

Роль природы в воспитание ребенка

Информационный стенд

сентябрь

2

Игры с детьми  в природе

Практикум

октябрь

3

Вода вокруг нас

Буклеты, памятки

ноябрь

4

Обитатели почвы

Детско-родительский проект

декабрь

5

Знай и береги

Родительское собрание

январь

6

Знай, люби и береги

Консультация

февраль

7

Камни,  какие они бывают

Практикум

март

8

Природа – живая, неживая

КВН

апрель

9

В мире чудесной природы

Праздник

май


Образовательная деятельность (Сентябрь)

Тема

Содержание

Программно – методическое обеспечение

Материалы, оборудование, предметно – развивающая среда

Ожидаемый результат

1 неделя

Диагностика экологических качеств

2 неделя

«Что такое природа?» Понятие о живой и неживой природе.

Дать понятие живая – неживая природа. Учить детей различать по характерным признакам живую и неживую природу.

« Поговорим … о природе»

Н.А. Рыжова,

 И. Быстрова

материалы  из экспериментальной зоны (наборы камней, лупы, кусок дерева, гвозди, молоток )

Слайды изделий из гранита. Загадки о камнях.

Знать понятие живая – неживая природа. Умение  детей различать по характерным признакам живую и неживую природу.

3 неделя

«Наш дом – природа»

Формировать у детей представление о том, что в природе всё взаимосвязано.

«Кто какого цвета»

Н.А. Рыжова,

Занятие на экологической тропе

Размещение бумажных бабочек, гусениц и др. насекомых на тропе.

Имеет представление о том, что в природе всё взаимосвязано.

4 неделя

«Воздух вокруг нас, свойства воздуха. Ветер – движение воздуха.

Дать представление о воздухе как материальной среде, и о ветре как движении воздуха.

См. Н.А. Рыжова

«Воздух-невидимка  стр.15

Стихотворение «Мыльные пузыри» С. Маршака

Воздушные шарики, стаканчики с мыльной водой и соломинки.

Иметь представление о воздухе и ветре

Самостоятельная деятельность (Сентябрь)

Игровая

Коммуникативная

Познавательно - исследовательская

Продуктивная

Трудовая

2 неделя

Дидактические  игры «Живая – неживая природа»

«Найди по описанию»

Придумать загадки

Рассмотреть под лупой камни, песок, глину

Рисование «Живая – неживая природа»

(рисунок дома – природы и обычного дома)

« Построй  дорогу  из  камней» «Построим город из песка» (на прогулке)

3 неделя

Дидактическая игра

«Природа и человек»

Рассказ о живой и неживой природе

Наборы камней, лупы, кусок дерева, гвозди, молоток. Слайды изделий из гранита. Загадки о камнях.

Коллективная работа «Природа - наш дом» (рисунок)

Уборка на экологической тропе

4 неделя

Игра «Расскажи и покажи»

Впечатления, рассказы детей о свойствах воздуха

Опыт «Движение воздуха»

Рисование ветра пальчиками

Изготовление вертушек

Образовательная деятельность (Октябрь)

Тема

Содержание

Программно – методическое обеспечение

Материалы, оборудование, предметно – развивающая среда

Ожидаемый результат

1 неделя

Распространение семян ветром. Особенности строения семян, разносимых ветром.

Познакомить детей с семенами, имеющие разнообразные «крылышки» с помощью  которых ветер   разносит их.

См. Н.А. Рыжова

«Воздух-невидимка  стр.51

Семена с клёна, репейника, одуванчика; карточки с рисунками листьев; семена бобовых и подсолнечника.

Знать какие семена распространяются ветром

2 неделя

Чистый и загрязнённый воздух

Дать детям элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья, о некоторых правилах экологической безопасности.

Рассказ

« Экологическая тревога. «Дымоловка» из книги А.Дитрих

 « Почемучка»

Пылесос, картинки с изображение автомобилей, заводов с трубами.

Сказочный герой Карлсон.

Значение чистого воздуха для здоровья

3 неделя

Солнечная система.

Солнце – источник света и тепла.

Дать первоначальные представления о строении Солнечной системы.

Познакомить детей с «небесным светилом» -солнцем.

Энциклопедия для дошкольников  «Космос», конспект (педагогическая копилка)

Карта солнечной системы, глобус и лампа для освещения, шапочки с изображением солнца,  мел, верёвка, бинокли

Иметь представления о строении Солнечной системы.

4 неделя

Роль света в жизни растений, животных, человека.

Сезонные изменения в природе.

Познакомить детей с ролью солнечного света в жизни растительного и животного мира.

Учить понимать причины сезонных изменений в природе.

См. Н.А. Рыжова

«Солнышко, солнышко выгляни в окошечко»  

Горшочки для посадки растений

( для дальнейшего наблюдения за ними во время роста в светлом и тёмном местах.)

Знать роль солнечного света в жизни растительного и животного мира.

Самостоятельная деятельность (Октябрь)

Игровая

Коммуникативная

Познавательно - исследовательская

Продуктивная

Чтение

1 неделя

Д/ и «Выбери летающие семена»

Игра  - имитация «Перекати поле»

Сказка «Крылышки»

Опыт «Летающие семена»

Лепка «Поделка из семян»

Модель перекати – поля из сухих травинок и веточек в виде шара

Стихи о цветах

2 неделя

Театрализация

«Вот труба – над нею дым»

Отгадывание загадок Карлсона

Работа с иллюстративным материалом, опыты:

«Где теплее?», «Подводная лодка», «Упрямый воздух», «Что быстрее?»

Плакат – коллаж «Берегите нашу планету»

Стих о загрязненном воздухе

«Вот труба – над нею дым»

3 неделя

Д / «»Солнечная система

Рассказ о солнечной системе

Энциклопедия для дошкольников  «Космос»,

Аппликация «Космическое небо»

Стихи о космосе

4 неделя

Д/ и «Свет»,

«Что случится если…»

Беседа о роли солнца в нашей жизни

Работа с иллюстративным материалом

Презентация «Роль света в жизни растений, животных, человека».

Рисование «Солнышко в нашей жизни»

Стихи о солнце


Образовательная деятельность (Ноябрь)

Тема

Содержание

Программно – методическое обеспечение

Материалы, оборудование, предметно – развивающая среда

Ожидаемый результат

1 неделя

«Вода вокруг нас» (вода в природе, водоемы, осадки)

Обобщить, уточнить  знания детей о воде: течёт, без цвета, без запаха. Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни, показать, где, в каком виде существует вода в окружающей среде

 См. Н.А. Рыжова

« Волшебница вода»  стр.6

Экскурсия к ближайшему водоёму.

Пластиковые бутылки для воды.

Знания детей о воде и ее значение в нашей жизни.

2 неделя

«Эта волшебница вода» (разнообразное состояние воды в природе: лед, пар, вода)

Познакомить детей с различными природными явлениями (дождь, роса, снег, иней и т.д.) показать разнообразие состояний воды в окружающей среде.

Загадки о воде и её состоянии.

См. Н.А. Рыжова

« Волшебница вода»  стр.11

Вода в жидком состоянии, намороженный лед,  картинки снежинок, сосулек, дождя.

Знать разнообразие состояний воды в окружающей среде.

3 неделя

 «Ходит капелька по кругу» (Круговорот воды в природе)

Дать детям первые элементарные знания  о круговороте воды в природе.

Стихотворение

Г. Люшнина

 « Капелька»

См. Н.А. Рыжова

« Волшебница вода»  стр.25

Мисочки для воды,

 план – схема «Круговорот воды в природе, альбомы, краски, кисти

 Знать что такое круговорот воды в природе

4 неделя

«Водные растения и животные. Загрязнение

водоемов»

Познакомить детей с некоторыми видами водных растений, с их особенностями, приспособленностью к жизни именно  в одной среде. Прививать навыки экологически грамотного поведения по отношению к воде, как к природному ресурсу.

См. Н.А. Рыжова

« Волшебница вода»  стр.31

Рисунки, фотографии водоёмов и водных растений.

Какую роль играет вода в жизни растений и животных

Самостоятельная деятельность (Ноябрь)

Игровая

Коммуникативная

Познавательно - исследовательская

Продуктивная

Чтение

1 неделя

Дидактическая игра. « Какой вода бывает?»

Рассказ или история о водоемах

Работа с энциклопедической литературой

Макет «Жители морей»

Чтение стихотворения

Н. Рыжовой "Вы слыхали о воде"

2 неделя

Игра "Как сосулька превратилась в воду"

Дидактическая игра "Вода"

«Взаимодействие воды и снега» рассказ

Опыт с водой

Окрашивание воды (сравнение чистой и грязной воды)

Рисование «Капелька»




Чтение рассказа К. Д. Ушинского "Хотела галка пить"

3 неделя

« Что растёт в воде?»

Игра "Мы весёлые рыбки", "Зачем лягушке такие лапки"

Рассматривание иллюстраций с изображением лягушки, рыб, водорослей.

Опыт "Кто живёт в воде"

Лепка "Рыбка"

Аппликация "Аквариум" (коллективная)

Чтение рассказа Николаевой "Путешествие капельки"

4 неделя

Игровая ситуация «Если  Маша и ее друзья смогут помочь…»

Придумать послание «потомкам»

Практическое занятие

« Мыльные пузыри»

Рисунок «Что его ждет?»

Экосказка «История одного пруда» Н. Рыжовой

                                                                Образовательная деятельность (Декабрь)

Тема

Содержание

Программно – методическое обеспечение

Материалы, оборудование, предметно – развивающая среда

Ожидаемый результат

1 неделя

Почва – верхний слой земли – «Живая земля»

Познакомить детей с понятием « Живая земля». Познакомить с составом Земли – почвой.

См. Н.А. Рыжова

«Что у нас под ногами»,

Н.А. Рыжова «Не просто сказки», рассказ « Почва-

« живая земля»

Образцы разных видов почвы: торф, песок, глина, земля, перегной.

Знать, что такое почва

2 неделя

Обитатели почвы. Значение почвы для жизни растений, животных, человека.

Учить узнавать, различать, называть обитателей почвы.

Рассказать о значении почвы для жизни растений, животных, человека.

И. Белавина,

« Планета - наш дом»,

стр. 24« Почва»

Песок, глина, перегной, семена, дождевые черви или жужелица, музыкальные заставки.  

Знать значение почвы для жизни растений, животных, человека.

3 неделя

Экологический вечер развлечений: «Солнце, воздух и вода»

4 неделя

«Песок и глина»

Закрепить знания о минералах: песок, глина.

Т.Н. Зенина «Ознакомление дошкольников с природными объектами», стр.7

Емкости с почвой: земля, камни, песок, глина, сосуд с водой. Глина сухая и мокрая, лупы, салфетки – влажные на каждого ребенка.

Знать свойства песка и глины, умение сравнивать материалы, правильно называть их особенности.

Самостоятельная деятельность (Декабрь)

Игровая

Коммуникативная

Познавательно - исследовательская

Продуктивная

Чтение

1 неделя

Д/и «Почва – какая она?»

Рассказ детей о земле

Рассмотреть состав земли

Изготовление макета «Земля»

Рассказ «Почва – живая земля», Н.А. Рыжова

2 неделя

Инсценировка «Подземный царь»

Придумать истории об обитателях почвы

Работа с энциклопедическим материалом

Лепка обитателей почвы

Сказка «Путешествие в подземное царство»

Н.А. Рыжова

4 неделя

Д/ и «Угадай, что из чего?»

Беседа «Животные и песок»        

Провести опыт: сравнить свойства песка и глины

Из глины слепить игрушки, посуду

Рассказ «Мастера»

Образовательная деятельность (Январь)

Тема

Содержание

Программно – методическое обеспечение

Материалы, оборудование, предметно – развивающая среда

Ожидаемый результат

1 неделя

Каникулярный период

2 неделя

Диагностика экологических   качеств

3 неделя

«Свет и цвет»

Развивать аналитические способности детей. Познакомить их с солнечной энергией и особенностями ее проявления. Воспитывать интерес к познанию закономерностей, существующих в неживой природе.        

Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для  дошкольников .– М., 2005, с.150.

Куликовская И.Э., Совгир И.Н. Детское экспериментирование –М., 2005 г., с.63.

Пульверизатор,  фонарик, лист белой бумаги, хрустальный стакан, трехгранная призма.        

Иметь представление о солнечной энергии и особенностях ее проявления.

4 неделя

«Волшебный круг».

Показать детям, что солнечный свет состоит из спектра. Развивать интерес к неживой природе. Формировать умение делать выводы, выдвигать гипотезы.        

Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников .– М., 2005, с.151.

Цветовой волчок или юла.        

Умение делать выводы, выдвигать гипотезы

Самостоятельная деятельность (Январь)

Игровая

Коммуникативная

Познавательно - исследовательская

Продуктивная

3 неделя

Д/и «Свет и цвет»

«Как узнать?»

Отгадывание загадок

Работа с энциклопедией

Оформить альбом  «Свет» из детских работ

4 неделя

Д /и «Выбери нужное»

Сочинение стихов

Работа с энциклопедией

Изготовление волчка из подручных средств

        

Образовательная деятельность (Февраль)

Тема

Содержание

Программно – методическое обеспечение

Материалы, оборудование, предметно – развивающая среда

Ожидаемый результат

1 неделя

«Откуда радуга берется?».

Развивать аналитические способности детей. Познакомить  с солнечной энергией и особенностями ее проявления. Воспитывать интерес к познанию закономерностей, существующих в неживой природе.  

Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для  дошкольников .– М., 2005, с.150.

Куликовская И.Э., Совгир И.Н. Детское  экспериментирование –М., 2005 г., с.63.

Пульверизатор,  фонарик, лист белой бумаги, хрустальный стакан, трехгранная призма.        

Иметь представление о солнечной энергии и особенностях ее проявления.

2 неделя

«Как увидеть и услышать электричество»

Познакомить детей с электричеством, как особой формой энергии. Развивать познавательную активность ребенка в процессе знакомства с явлениями электричества, с его историей. Познакомить с понятием «электрический ток». Объяснить природу молнии. Формировать основы безопасности при взаимодействии с электричеством.    

Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.– М., 2005, с.98 - 100.

Воздушный шарик, ножницы, салфетки, линейка, расчески, пластилин, большая металлическая скрепка; шерстяная ткань, прозрачная пластмассовая салфетка, зеркало, вода, антистатик.

Иметь представление об электричестве

3 неделя

«Электроприборы»

Развивать способности ребенка обращаться с элементарными электрическими приборами. Формировать представление о материалах, проводящих электрический ток (металлы, вода) и изоляторах – материалах вообще не проводящих электричество (дерево, стекло и др.). Познакомить с устройством некоторых электрических приборов (фен, настольная лампа). Совершенствовать опыт безопасного использования электрических приборов (нельзя прикасаться к оголенным проводам, вставлять в розетку металлические предметы с электрическими проводами, можно взаимодействовать только сухими руками). Развивать любознательность.        

Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. – Воронеж, 2004 г., с.167.

Дерево, стекло, резина, пластмасса, металлические предметы, вода, электроприборы

Иметь опыт безопасного использования электрических приборов

4 неделя

«Магнит – фокусник»

Познакомить детей с магнитом. Выявить его свойства, взаимодействия магнита с разными материалами и веществами.        

Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для  дошкольников . – М., 2005, с.94., Рыжова Н. А. «Что у нас под ногами» с. 133

Магнит, мелкие кусочки бумаги, пластмасса, ткань, стакан с водой, емкость с песком, скрепки, мелкие проволочки,

Самостоятельная деятельность (Февраль)

Игровая

Коммуникативная

Познавательно - исследовательская

Продуктивная

Трудовая

1 неделя

Д/ и «Семь цветов радуги»

Разучивание стихотворений

Работа с энциклопедией

Рисование радуги

2 неделя

Д/ и «Электрический ток»

Рассказ о безопасности при взаимодействии с электричеством.    

Рассматривание альбома «Электрический ток»

Рисование молнии

3 неделя

С.р. игра

«Магазин »

Беседа «Электроприборы»

Рассмотреть, как устроен фен

Книжка – малышка (для средней гр.)

Мытье игрушечных бытовых приборов

4 неделя

Д/и «Магнитная дорожка»

Рассказы Магнита

Опыты: «Магнитные силы», «Мы – фокусники», «Притягиваются – не притягиваются»

Лепка предметов, которые могут примагнититься

На прогулке: находить предметы, к которым притягивается  магнит

Образовательная деятельность (Март)

Тема

Содержание

Программно – методическое обеспечение

Материалы, оборудование, предметно – развивающая среда

Ожидаемый результат

1 неделя

«Солнце, Земля и другие планеты»

Дать детям первоначальные представления о строении Солнечной Системы о том, что Земля уникальная планета. Развивать любознательность. На основе опытов дать представление о холодности планет. Чем дальше планеты от Солнца, тем они холоднее и чем ближе, тем горячее.        

Зенина Т.Н. Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с природными объектами (подг.гр.), с.19.

Николаева С.Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой.с.39. 

Гризик Т.И. Познаю мир. –с.136.

Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада.с.15

Настольная лампа, шары, схема Солнечной системы.        

Иметь представления о строении Солнечной Системы

2 неделя

«Знакомство с камнями. Какими бывают камни?»

Развивать интерес к камням, умение обследовать их и называть свойства (крепкий, твердый, неровный или гладкий, тяжелый, блестящий, красивый). Дать представление о том, что камни бывают речными и морскими, что многие камни очень твердые и прочные, поэтому их широко используют в строительстве зданий, мостов, дорог. Познакомить с ценными камнями, которые используются для украшения построек и изготовления памятников, сувениров (гранит, мрамор). Показать изделия из драгоценных камней. Учить классифицировать камни по разным признакам. Поддерживать интерес к опытнической работе. Развитие тактильных ощущений, умение делать выводы, отстаивать свою точку зрения.        

Литература Рыжова Н. А. «Что у нас под ногами» с. 77, Николаева С.Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой – М., 2003 г., с.23

Наборы речных и морских камней. Сосуд с водой, лупа. Салфетки на каждого ребенка, пластилин, керамзит, гранит, лимон, кремень, сахар, соль, «Ящик ощущений».фото: памятник А.С.Пушкину, Памятник неизвестному солдату и т.д.        

Иметь представление о том какие бывают камни и их использование

3 неделя

«Живые камни»

Познакомить с камнями, происхождение которых связано с живыми организмами, с древними ископаемыми.        

Рыжова Н. Песок, камень, глина. Дошкольное воспитание, 2003 г, № 10.

Мел, известняк, жемчуг, каменный уголь, разные ракушки, кораллы. Рисунки папоротников, хвощей, древнего леса, лупы, толстое стекло, янтарь

Иметь представление о происхождении камней

4 неделя

«Стекло и металл»

Познакомить детей со стеклом  и металлом; учить определять признаки свойства материалов (структура поверхности, мягкость, твердость, прочность, хрупкость)Способствовать умению определять материал, из которого сделан предмет

Конспект «Стекло и металл»

(педагогическая копилка)

Предметы из стекла и металла

Знать свойства материалов и их использование

Самостоятельная деятельность (Март)

Игровая

Коммуникативная

Познавательно - исследовательская

Продуктивная

Трудовая

Чтение

1 неделя

Д/и «Мир вокруг нас»

«Загадки - отгадки»

Работа с энциклопедическим материалом

Рисование «Другие планеты»

Познавательные рассказы, истории из энциклопедии

2 неделя

Кроссворды

Беседа по сказке

Рассмотреть камни через лупу, попробовать на прочность

Нарисовать иллюстрации к сказке

Собрать коллекцию камней

И.Н. Рыжов экосказка «О чем шептались камешки» 1 часть

3 неделя

Строительные игры (строительство и украшение построек)

Беседа по сказке - продолжить

Рассматривание камней (вид, форма, структура, свойства)

Выкладывание рисунков из камней

Нарисовать иллюстрации к сказке (дополнить)

И.Н. Рыжов экосказка «О чем шептались камешки» 2 часть

4 неделя

д/и «Из чего сделан предмет»

«Ящик ощущений»

Беседа «Поделись опытом»

Опыт со стеклом и металлом

Рассматривание иллюстраций с предметами из этих материалов

Коллаж «Стекло и металл»

Познавательные рассказы, истории из энциклопедии

Образовательная деятельность (Апрель)

Тема

Содержание

Программно – методическое обеспечение

Материалы, оборудование, предметно – развивающая среда

Ожидаемый результат

1 неделя

«Бумага, древесина, ткань»

Расширять знания детей о свойствах и качествах различных материалов, уметь их сравнивать. Продолжать учить пользоваться различными материалами (бумага, мягкая проволка, ткань, нитки, "бумажное тесто", соломка, пробки, крышки и т. д.) и инструментами. Воспитывать интерес и желание преобразовывать из известных материалов в поделки.

Конспект «Что из чего?»

(педагогическая копилка)

Предметы из бумаги, дерева, ткани

Уметь сравнивать предметы, пользоваться различными материалами и инструментами.

2 неделя

«Этот загадочный космос»

Познакомить детей с символикой созвездий. Вызвать интерес к космическому пространству. Расширять представления о профессии космонавта. Активизировать словарный запас: космос, космонавт, космическая невесомость.        

Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в детском  саду. Экология с.163.

Фотографии космоса, Солнечной системы,

Ю. Гагарина, космических кораблей.  

Иметь представления о символике созвездий, профессии космонавта.

3 неделя

«Земля, с днем рождения тебя!»

Уточнить представления о жизни на земле. Воспитывать у детей чувство гордости за свою планету, что она является общим домом и ее надо беречь

С. Н. Николаева «Ознакомление дошкольников с неживой природой», с.66

Гризик Т.И. Познаю мир,  с.112.

      Глобус (или большая физическая карта полушарий), картины или слайды с изображением разных зон Земли – тундры, пустыни, горной местности, леса и др.

Знать, что Земля единственная планета в солнечной системе, где есть все условия для жизни растений, животных и людей

4 неделя

КВН «Природа: живая, неживая»

Самостоятельная деятельность (Апрель)

Игровая

Коммуникативная

Познавательно - исследовательская

Продуктивная

1 неделя

Д/и «Что из чего?»,

«Бумажный, деревянный, тканевый»

Беседа «Живая планета»

Рассматривание предметов, игрушек из знакомых материалов

Опыт с бумагой, древесиной

Изготовление поделок, построек
Оригами из бумаги

Аппликация из ткани "Полянка цветов"

2 неделя

Выучить стихи о космосе

Рассмотреть модель «Планеты»

Работа с энциклопедическим материалом

«Звездное небо» коллаж (коллективная работа)

3 неделя

Д/и  «Опиши, мы отгадаем».«Угадай, что в руке».«Чего не стало».

Сочинить сказку о Земле

Работа с энциклопедическим материалом

Поздравительная открытка для Земли с пожеланиями

Образовательная деятельность (Май)

Тема

Содержание

Программно – методическое обеспечение

Материалы, оборудование, предметно – развивающая среда

Ожидаемый результат

1 неделя

«Экологическая тропа»

Целевая прогулка по экологической тропе

Приблизить детей к природе; учить их общаться с ней, любить ее. Уточнить имеющиеся знания детей об окружающей природе

(о цветах на клумбе, о лесе, об огороде, о зелёной аптеке).Упражнять в практической помощи природе (уборка мусора, лечение деревьев)

Конспект «Мы и природа»

(педагогическая копилка)

Перчатки, грабли, носилки

Знать и уметь, как правильно общаться с природой

2 неделя

«Человек - живой организм»

Подвести к осознанию себя как живого существа, имеющего особенности и потребности. Формировать представления детей о некоторых органах и системах строения человека, о "+" и "-" влиянии на них. Развивать сенсорную чувствительность при решении познавательных задач.

Конспект «Мы и природа»

(педагогическая копилка)

Плакат «Организм человека»

Фартук – макет

Иметь представления о некоторых органах и правильного «ухода » за ними

3 неделя

«Лекарственные растения – средства оздоровления организма человека»

Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях, о правилах их сбора, хранения и применения. Развивать экологическое мышление в процессе исследовательской деятельности, творческое воображение.

Т. М. Бондаренко Экологические занятия с детьми 6-7лет, стр. 44

Иллюстрации с изображением лекарственных растений: одуванчик, крапива, подорожник, тысячелистник, валериана, ромашка. Засушенные растения, картинки зверей или игрушки; гербарий «Растения нашего края».

Знать элементарные представления о лекарственных растениях, их сборе, хранении и применении

4 неделя

Праздник «В мире чудесной природы»

Самостоятельная деятельность (Май)

Игровая

Коммуникативная

Познавательно - исследовательская

Продуктивная

Чтение

1 неделя

Игра "Что будет, если…"
Дидактическая игра "Кто больше"
Подвижная игра "Раз, два, три- к дереву беги"

Игра "Опиши, а мы отгадаем"

Беседа
Игра "Что ты сделал доброе для природы?"

Прослушивание аудиозаписи "Голоса природы"

Рисунок «Как я потрудился»

Чтение стих-я Р. Рождественского "Береги природу"


2 неделя

Дидактическая игра "Валеология"
"Понюхай и отгадай"

Игра "Угадай на вкус"

Беседа о потребностях человека
Рассказ о вредных привычках
Носария

Язычок- помощник

Рассматривание плакатов, иллюстраций со строением органов человека

Беседа о потребностях человека

Гимнастика для глаз

К. Чуковского «Мойдодыр»

3 неделя

Игровая ситуация «Доктор лечит от простуды: "Чай из листьев смородины, мяты, зверобоя"

Беседа о лекарственных травах
Загадки

Рассматривание иллюстраций с растениями

Презентация «Лекарственные растения»

Альбом «Лекарственные растения»

(из рисунков детей)

Стихи о травах






Список использованной литературы

  1. Юный эколог: Программа и условия ее реализации в детском саду.-М.: Мозайка-Синтез
  2. Николаева С. Н. Юный эколог. Система работы с детьми в старшей группе детского сада. Для занятий с детьми 5-6 лет. – М. : Мозаика-Синтез, 2010. – 152 с. : цв. вкл.
  3. Рыжова Н.А. Не просто сказки (экологические рассказы, сказки и праздники ) – «Линка - пресс», 2002
  4. Николаева С. Н. ознакомление дошкольников с неживой природой – М. 2003
  5. Пособие по экологическому образованию дошкольников «Наш дом - природа» под редакцией Рыжовой Н.А., М., 1998
  6. Т.А. Шорыгина Беседы о воде в природе – М. 2008
  7. Т.Н. Зенина  Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с природными объектами ( подготовительная группа) – М., 2008
  8. Т.М. Бондаренко Экологические занятия с детьми 5 – 6 лет – Воронеж, 2004
  9. Рыжова Н. А. «Что у нас под ногами» с. 77, Николаева С.Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой – М., 2003 г., с.23
  10. Рыжова Н. Песок, камень, глина. //Дошкольное воспитание, 2003 г, № 10.
  11. Экологическое воспитание дошкольников /Под ред. Прохоровой Л.Н. – М., 2003 г., с.44.
  12. Дыбина О.В. Неизведанное рядом. – М, 2005 г., с.82.
  13. Гризик Т.И. Познаю мир. – М., 2001 г., с.136.
  14. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. – Воронеж, 2004 г., с.15


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кружок "Юный эколог"

Кружок " Юный эколог" разработан для детей старшей группы. В нём представлены различные темы на один день в неделю....

Кружок "Юный эколог"

Цели и задачи экологического кружка·          подвести к понятию, что взрослые и дети, это тоже часть природы;·...

Кружок Юный Эколог

Мало кто задумывается над тем, что такое лес, из чего он слагается. А вопрос этот не так прост, как кажется. Лес — это прежде всего сложное растительное сообщество. Ведущая роль среди зеленого населен...

Кружок "Юный эколог"

Цель кружка: формировать  у детй осознанное познание взимосвязей всего живого и неживого в природе....

Кружок "Юный эколог"

Данный материал включает в себя: пояснительную записку и перспективное планирование на учебный год....

дополнительная общеобразовательная программа ( кружок ) : Юный эколог .

СОДЕРЖАНИЕ 1.Паспорт программы 2.Пояснительная записка 3.Учебно-тематический план 4.Содержание изучаемого курса 5.Методическое обеспечение дополнительной образовательной прогр...