Кружок "Юный эколог"
рабочая программа по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) на тему

Данный материал включает в себя: пояснительную записку и перспективное планирование на учебный год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_yunyy_ekolog.docx35.05 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума.

                                                                                                          В. Сухомлинский.  

Кружок «Юный эколог» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В ХХI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества.

Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы. Занимаясь в кружке, дети обогащают свой запас знаний новыми знаниями о природных явлениях. Это воспитывает у них любознательность, бережное отношение к природе, желание знать больше. При изучении тем, предусмотренных кружком, развивается мышление образное и конкретное; зрительная и слуховая память; речь, внимание, восприятие.

В основу содержания данной программы легла программа С.Н. Николаевой «Юный эколог», которая предполагает формирование у детей осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают их, и с которыми они знакомятся в дошкольном детстве.

При построении системы работы экологического кружка особое внимание отводилось следующим направлениям:

  • Познавательно-развивающее направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.
  • Практическое направление - изучение растительного и животного мира, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами (акции природоохранного характера, работа на огороде, подкормка птиц, посадка цветников и др.).
  • Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности, экскурсий, наблюдений, опытов.

Основная цель работы кружка - формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу.

Программа реализует следующие задачи:

  •  Обучающая задача заключается в обогащении словарного запаса, расширении и уточнении знаний ребенка об окружающем мире, обучению повествовательной речи (пересказывание, составление диалога), развитию у детей элементарных и вполне научных представлений о существующих в природе взаимосвязях, получении первоначальных сведений о природе.
  • Развивающая задача направлена на развитие личности ребенка в целом, умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения. Совершенствование мышления, творческих способностей, умение думать самостоятельно, логично и последовательно, поддержание их познавательного интереса и стремление к самостоятельным повторам.
  • Воспитательная задача заключается в развитии у ребенка эмоций, умения сочувствовать, удивляться, переживать, заботиться о живых организмах, воспринимать их как собратьев по природе, уметь видеть красоту окружающего мира и бережно относиться к ней.

Расписание работы

Кружок работает в течение учебного года. Занятия проводятся во второй половине дня, один раз в неделю, по 30 минут.  План кружка рассчитан на год.  Количество детей посещающих кружок «Юный эколог» -  12 человек.  Возраст детей: от  6 до 7  лет.

Методика работы предполагает интегрированный подход в обучении. Это организация разнообразных игр, наблюдений (в помещении, на прогулке, в домашних условиях) при использовании музыки, изобразительной деятельности, художественной литературы, спортивно-экологических праздников, инсценировок, экскурсий, исследовательской и трудовой деятельности.

Формы проведения:

- игра – путешествие;

- занятия в игровой форме;

-экскурсии в природу;

- досуги;

- экспериментальная деятельность.

           Методы, используемые для реализации работы кружка:

  • Наглядные методы:

         - экскурсии, целевые прогулки;

         - наблюдения;

         - показа сказок (педагогом, детьми);

         - рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;

         - проведение дидактических игр;

  • Словесные методы:

        - чтение литературных произведений;

        - беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.

  • Игровые методы:

       - проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр – драматизаций и др.);

       - загадывание загадок;

       - проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.

  • Практические методы:

        - организация продуктивной деятельности детей;

        - оформление гербария растений, коллекции семян, плодов;

       - постановка сказок, отрывков литературных произведений;

       - изготовление с детьми наглядных пособий.

Ожидаемые результаты:

К концу учебного года дети должны:

- называть природные объекты и воспроизводить их по требованию взрослого;

- правильно вести себя по отношению к окружающим объектам и нести ответственность за свои поступки, и понимать их последствия для окружающего мира;

- владеть и самостоятельно реализовывать элементарные навыки рационального природопользования;

- знать условия существования живого организма и зависимости пребывания его в разных условиях.

- понимать ценность природных объектов.

Возрастные особенности детей:

Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста:

Дети шестого года жизни овладевают главными движениями, их отношение с взрослыми и сверстниками становятся сложнее и содержательнее. Совершенствуются умственные способности: более устойчивым, целенаправленным и дифференцированным становится восприятие, произвольным – память и внимание. Все это позволяет усложнить содержание экологического образования.

Эколого-педагогическая работа с детьми возраста имеет сходства с системой среднего возраста, и отличие от нее. Организуются наблюдения, все циклы наблюдений объединяют компоненты умственного и нравственного воспитания: дети сенсорно – чувственным путем приобретают конкретные знания, которые обеспечивают становление единственно правильного, действенного отношения к живым существам. Литературным стержнем экологической работы являются произведения В. Бианки, познавательные сказки которого отвечают экологическому содержанию и возможностям усвоения его детьми. Воспитателю старшей группы следует обратить внимание на комплексные занятия, их развивающее значение. Смену видов деятельности.

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие, и т.д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объекта в результате различных воздействий, представления о развитии и т. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т.д.

Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.

Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно

оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации. Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.

Таким образом, эколого-педагогическая работа с детьми старшей группы, базируясь на материале предыдущего возраста, развивает, усложняет его, то есть является новым витком в общей системе экологического образования дошкольников – формирования осознанного отношения к природе, к взаимодействию человека с ней.

Перспективный план работы кружка «Юный эколог»

 на 2015 – 2016 учебный год.

Месяц

Тема

Задачи

О

К

Т

Я

Б

Р

Ь

«Что такое природа?»

Понятие о живой и неживой природе.

Дать понятие живая – неживая природа. Учить детей различать по характерным признакам живую и неживую природу.

«Цветы на участке осенью»

Закрепить знания детей об осенних садовых цветах: отличие по внешнему виду, стадии созревания семян. Уточнить представления детей о садовых работах осенью. Активизировать словарь детей словами, означающими названия садовых цветов.

«Что нам осень подарила»

Закрепить знания детей об овощах и фруктах. Уточнить знания детей об уходе за овощами. Воспитывать трудолюбие. Активизировать словарь детей словами, обозначающими овощи и трудовые действия.

«То березка, то рябина»

Продолжить знакомство детей с характерными особенностями деревьев, сезонными изменениями. Воспитывать любовь к природе.

Н

О

Я

Б

Р

Ь

«Воздух вокруг нас, свойства воздуха. Ветер – движение воздуха.

Дать представление о воздухе как материальной среде, и о ветре как движении воздуха.

«Прозрачный неведимка» - опыты с воздухом.

Познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха.

Чистый и загрязнённый воздух.

Дать детям элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья, о некоторых правилах экологической безопасности.

«Плыли по небу тучки»

Расширять представления детей о явлениях неживой природы: рассказать детям, какие бываю облака.
Развитие наблюдательности. 
Активизировать словарь детей: перистые, слоистые, кучевые.

Д

Е

К

А

Б

Р

Ь

«Вода вокруг нас» (вода в природе, водоемы, осадки)

Обобщить, уточнить знания детей о воде: течёт, без цвета, без запаха. Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни, показать, где, в каком виде существует вода в окружающей среде.

«Эта волшебница вода» (разнообразное состояние воды в природе: лед, пар, вода)

Познакомить детей с различными природными явлениями (дождь, роса, снег, иней и т.д.) показать разнообразие состояний воды в окружающей среде.

«Ходит капелька по кругу» (Круговорот воды в природе)

Дать детям первые элементарные знания о круговороте воды в природе.

«Узнаем, какая вода» - опыты и эксперименты с водой.

Выявить свойства воды: прозрачная, без запаха, без вкуса, растворитель.

Я

Н

В

А

Р

Ь

«Мороз – удивительный художник»

Вызывать у детей интерес к зимним явлениям природы. Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве. Развивать воображение и творчество.

Солнечная система.

Солнце – источник света и тепла.

Дать первоначальные представления о строении Солнечной системы.

Познакомить детей с «небесным светилом» -солнцем.

Наблюдать за изменением длины дня, связывать их с положением солнца на небе.

«Космос. Вселенная. Звёзды».

Уточнить и расширить представления детей о космосе, работе космонавтов, подчеркнуть уникальность планеты Земля.

Почва – верхний слой земли – «Живая земля»

Познакомить детей с понятием «Живая земля». Познакомить с составом Земли – почвой.

Ф

Е

В

Р

А

Л

Ь

Разнообразие видов растений.

Способствовать обобщению представлений детей о растениях: растения - это деревья, кусты, травы.

Учить детей распознавать растения по внешнему виду и другим признакам.

Комнатные растения.

Обобщить представления детей о комнатных растениях , об уходе за ними , закрепить знания об основных потребностях комнатных растений.

Понятие о дикорастущих и культурных растениях. Лекарственные и ядовитые растения.

Познакомить детей с разновидностями растений.

Учить различать их в природе.

Охрана растений.

Красная книга природы.

Познакомить детей с охраняемыми растениями, сформировать чувство ответственности за сохранение зелёного наряда планеты, познакомить с различными видами деятельности по охране растений, вызвать стремление к этой деятельности.

М

А

Р

Т

Дикие и домашние животные.

Познакомить детей с разнообразными видами животных. Уточнить признаки диких и домашних животных, чем они отличаются друг от друга.

Рыбы.

Расширять знания детей о разновидностях рыб

(аквариумные; пресноводные – прудовые, речные; морские; океанические).

Земноводные.

Познакомить детей с таким классом животных, как земноводные.

Их особенностями и средой обитания.

Пресмыкающиеся

Познакомить детей с таким классом животных, как пресмыкающиеся.

Их особенностями и средой обитания.

А

П

Р

Е

Л

Ь

Насекомые.

Учить детей сравнивать насекомых по способу передвижения, определять их по издаваемым звукам и правильно называть.

Птицы.

Учить различать и классифицировать птиц по местам их обитания, по повадкам,

Звери.

Учить группировать животных по разным признакам.

Животные разных континентов. Красная книга Природы.

Научить детей осознавать значение животных не только для человека, но и в природе.

Познакомить детей с Красной книгой.

Помочь детям осознать, что исчезновение животных на Земле приведет к гибели всей природе, в том числе и человека.

М

А

Й

Лес - как пример сообщества.

Дать детям первоначальные сведения о лесе. Учить различать по внешнему виду и по другим признакам 5-7 деревьев. Более подробно познакомить детей с обитателями леса нашей местности.

Лес и человек.

Охрана леса.

Привить детям навыки экологически грамотного поведения во время пребывания в лесу, научить любоваться им, понимать необходимость бережного отношения к лесу, и последствий экологически неграмотного поведения.

Десять заповедей друзей природы.

Познакомить детей с десятью заповедями поведения в природе , понимать их значение и применять эти правила в жизни по отношению к объектам природы.

Нужны все на свете

(Обобщение знаний)

Обобщение знаний, полученных в процессе обучения по предыдущим блокам. Закрепление и обобщение

 Список литературы:

  • Богданец Т.Г., Смирнова Л.Я. Формирование экологических представлений у шестилетних первоклассников. //Начальная школа.-1989.-№5.- с.30-31
  • Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. Пособие для родителей, воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов.- М.: Просвещение,1978.-223 с.
  • Виноградова Н.Ф. Рассказы – загадки о природе: книга для детей 5-6 лет.- М.
  • Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. Сфера – 2004. – 112 с.
  • Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева – М.: Мозаика-Синтез, 2002. – 128 с.
  • Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми средних и старших групп детского сада: Книга для воспитателей детского сада / С.Н. Николаева.- М.: Просвещение – 1999. - 207 с.
  • Организация деятельности детей на прогулке. Старшая группа/авт.-сост. Т. Г. Кобзева, И. А. Холодова, Г. С. Александрова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 330 с.
  • Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой Москва. Мозаика — Синтез 2011г
  • Шорыгина Т.А. Зеленые сказки. -  Книголюб, 2006.
  • Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного воспитания / Автор составитель Николаева С.Н. - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ» - 1998. - 320 с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум для педагогов по экологии "Экология и мы!"

На неделе экологической культуры у нас в Центре был проведен семинар для педагогов «Экология и мы!». Целью проведения семинара было повышение профессионального мастерства  педагогов. Формой прове...

Семинар - практикум по экологии "Расширение знаний взрослых об экологии и окружающем мире"

Данный материал будет актуален для педагогов дошкольного образования...

Занятие по экологии: « Через добрые дела можно стать юным экологом» (старшая группа)

Цель: познакомить детей с понятием « юный эколог» (ребенок любящий природу, всегда и везде заботящийся о ней). На литературных примерах учить понимать добрые и плохие поступки по отношению к природе. ...

Выступление на межмуниципальных экологических чтениях «Экология природы – экология культуры» «Реализация индивидуальных запросов воспитанников детского сада через участие в экологическом проекте «Экология природы – экология души»

 Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение центр развития ребенка - детский сад «Аленький цветочек» - это образовательное учреждение, в котором экологическ...