РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ИГРЫ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С КОМНАТНЫМИ РАСТЕНИЯМИ
учебно-методическое пособие по окружающему миру (средняя группа) на тему

Ефремова Марина Владимировна

предлагается материл, который легко используется в свободной деятельностью с детьми по развитию познавательного интереса через экологическое воспитатние

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon komnatnye_rasteniya.doc173.88 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ИГРЫ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ

 С КОМНАТНЫМИ РАСТЕНИЯМИ

        Комнатные растения обязательные обитатели уголка природы детского сада. Их удобно использовать в играх для развития словарного запаса детей, развития грамматического строя и связной речи . Большая половина года  деревья, кустарники, лишены зеленого покрова и перестают привлекать детей. Большинство же комнатных растений остается зелеными постоянно, а некоторые цветут и зимой.         Дети младшей и средней групп на занятиях по ознакомлению с природой и в играх усваивают:

  • Названия комнатных растений (для младшей груп пы — 1—2, затем в каждой группе прибавляется еще 2—3 названия).

младшая группа – фикус, герань.    

средняя группа – бальзамин, фикус, хлорофитум, герань, бегония, примула и др.

  • Строение комнатных растений: определяют их строение, сравнивая со знакомыми объектами растительного мира
  • Узнают части растений:
  • выделяют стебли; воспитатель вводит слово стебель в активный словарь детей постепенно, заменяя его вна чале словом ветка;
  • учатся описывать  листья: круглые, длинные — овальной формы (как огурчик); окраску (зеленая, темно- или светло-зеленая; величину (большие,     маленькие);     поверхность листа  (гладкий, негладкий);
  • учатся рассказывать о цветках: на звание окраски в пределах основ ных цветов, количество на цвето ножке  (много, один).

   Чтобы дети лучше усвоили эти знания, прежде всего, им надо по казать, что комнатные растения отличаются друг от друга.

   Пер вые задания

  • «Найди такой же», «Что изменилось?»  задачей которых является нахождение предметов по сходству, игры помогут воспитателю узнать, кто из детей различает растения, а кто нет и использовать их в диагностике.

Д/И

«Найди такой же»

Игровое действие. Поиск похожего предмета.

Правило. Показывать узнанное растение можно только по сигналу воспитателя, выслушав его описание.

Ход игры. Воспитатель показывает какое-нибудь растение на одном из столов, описывает его характерные признаки, а затем предлагает ребенку найти такое же на другом столе.

     Игру повторяют с каждым из растений, находящихся на столах.

Одинаковые растения (по 3—4) расставлены на двух столах.

Д/И

«Что изменилось?»

Игровое действие. Дети находят изменения в расположении предметов.

Правило. Смотреть на то, как воспитатель меняет растения местами, нельзя.

Ход игры. Воспитатель просит детей хорошо рас смотреть, как стоят растения, и закрыть глаза. В это время он меняет местами растения на одном столе. А за тем просит детей переставить горшочки так, как они стояли прежде, сравнивая их расположение с порядком расте ний на другом столе.

На двух столах ставят 3—4 оди наковых растения в определенной последовательности, например фикус, цветущая герань, аспарагус, душистая герань.

   Затем следует обратить внимание малышей на самые заметные отличительные признаки некоторых растений. Это игры

  • «Угадай растение по описанию», «Где спряталась матрешка?» задачей которых является нахождение предметов по перечисленным признакам. Решение этой задачи дает возможность детям обратить внимание на форму, величину листьев, окраску.

Д/И

«Угадай растение по описанию»

Игровое действие. Поиск предмета по загадке-описанию.

Правило. Показывать растение можно только после рассказа воспитателя по его просьбе.

Ход игры. Воспитатель начинает подробно расска зывать об одном из растений. Сначала он, например, отмечает, на что оно похоже («на дерево», на «травку»), затем просит сказать, есть ли у растения стебель; обращает внимание детей на форму листьев (круг лые, овальной формы — как огурчик, узкие, длинные), окраску цветов (основные цвета), их количество на цве тоножке. Закончив описание, педагог спра шивает: «О каком растении я вам рассказала?» Дети показывают растение и, если могут, называют его.

не сколько комнатных растений (2—3) с заметными отли чительными признаками. Их расставляют на столе так, чтобы всем детям было хорошо видно каждое ра стение

Д/И

«Где спряталась матрешка?»

Игровое действие. Поиск спрятанной игрушки.

Правило. Смотреть, куда воспитатель прячет матрешку, нельзя.

Ход игры. Детям показывают маленькую матрешку, которая «захотела поиграть с ними в прятки». Воспита тель просит детей закрыть глаза и в это время прячет игрушку за одно из растений. Затем дети открывают глаза. «Как же найти матрешку? — спрашивает воспи татель.— Сейчас я расскажу вам, куда она спряталась». И педагог говорит, на что похоже растение, за которым «спряталась» матрешка (на дерево, травку), описывает его стебель, листья (форму, величину, поверхность), цветы, их количество, окраску. Дети слушают, а затем указывают растение и называют его.

На столе расставляют 4—5 рас тений.

  • «Найди растение по названию», «Чего не стало?»  в игре дети должны найти растения по слову-названию, назвать растение по памяти.

Д/И

«Найди растение по названию»

Игровое действие. Поиски названного растения.

Правило. Смотреть, куда прячут растение, нельзя.

Ход игры. Воспитатель называет комнатное расте ние, стоящее в групповой комнате, а дети должны найти его. Сначала педагог дает задание всем детям: «Кто быстрее найдет у нас в групповой комнате растение, которое я назову?» Затем просит некоторых детей вы полнить задание.

Комнатные растения

Д/И

«Чего не стало?»

Игровое действие. Отгадать какого предмета не стало.

Правило. Смотреть, какое растение убирают, нельзя.

Ход игры. Воспитатель предлагает малышам по смотреть, какие растения стоят на столе, а потом закрыть глаза. В это время педагог одно растение убирает. Когда дети откроют глаза, педагог спрашивает: «Какого расте ния не стало?» Если получен правильный ответ, растение ставят на место, и игра повторяется с другим предметом.

На стол ставят 2—3 хорошо зна комых детям по прежним играм растения.

        Дети средней группы уже име ют некоторое представление о комнатных растениях и играют в игры, помогающие ребятам самим описать растение, это

  • «Опишите, я отгадаю», «Найди, о чем расскажу», «Загадай, мы отгадаем» взрослый или дети описывают и называют признаки растения, отвечая на вопросы. Таким обра зам воспитатель обратит внимание дошкольников на от личительные признаки отдельных комнатных растений - их строение.

Д/И

«Опишите, я отгадаю»

Игровое действие. Угадывание растений по загадке-описанию.

Правило. Сначала надо найти растение, о котором расскажут, а потом назвать его.

Ход игры. Воспитатель описывает одно из растений, находящихся в групповой комнате. Дети должны найти его по описанию, а если оно им знакомо, то назвать. Те растения, названия которых дети еще не знают, вос питатель называет сам.  

Комнатные растения

Д/И

«Найди, о чем расскажу»

Игровое правило. Составление «загадки» для взрослого.

Правила. Называть загадываемое растение нельзя. Отвечать на вопросы правильно.

Ход игры. Педагог сидит лицом к детям, спиной к комнатным растениям, стоящим на столе. Одного ребен ка воспитатель просит выбрать и показать детям расте ние, которое он затем должен будет узнать по описанию ребят. Педагог задает им вопросы о наличии стебля, форме и окраске листьев (называет оттенки зеленого цвета), о поверхности листа (гладкий, негладкий), о том, есть ли цветы, сколько их на ветке, какой они окраски. Например: «На что похоже — на дерево или травку? Ствол толстый, прямой? Листья большие, как огурец? Темно-зеленые, блестящие?» Узнав растение, воспитатель называет и показывает его.

Комнатные растения

Д/И

«Загадай, мы отгадаем»

Игровое действие. Загадывание и отгадывание загадок о растениях.

Правило. Описывать растение нужно, не называя его.

Ход игры. Один ребенок выходит за дверь. Он — водящий. Дети договариваются, о каком растении и что будут говорить. Водящий возвращается, и дети описыва ют ему задуманное. Внимательно прослушав рассказ, водящий должен назвать и показать растение.

На стол ставят 3—4 растения.

   Проводя игры с комнатными растениями, воспитатель называет их, сначала не требуя от детей знания названий. И только после некоторых игр перед детьми ста вят задачу — найти растение по названию, это игры

  • «Продайте, что назову», «Цветочный магазин». В этих играх играющие выступают в роли покупателей и продавца, где покупатель должен назвать растение, но не показывать его, а продавец находит растение по названию.

 

Д/И

«Продайте то, что назову»

Игровые действия. Выполнение ролей покупателя и продавца. Правила. Покупатель должен назвать растение, но не показывать его. Продавец находит растение по на званию. 

Ход игры. Один ребенок — продавец, остальные — покупатели. Покупатели называют растения, которые хо тят купить, продавец находит их и выдает покупку. В слу чае затруднения покупатель может назвать признаки растения.

Подобрать комнатные растения, полевые и садовые цветы. Разложить и расставить их на столе

        Вся игровая деятельность с комнатными растениями  направлена на то, чтобы дети умели рассматривать растение, видеть  его  своеобразие и красоту, различать различные признаки и состояния – это задача не только эстетического, но и умственного и нравственного воспитания ребенка.

Ведь играя с растениями, ребенок учиться распознавать совершенно иную, чем человеческая форму жизни, начинает видеть в зеленом ростке особое живое существо.


Дидактические игры по ознакомлению с комнатными растениями

(игры для детей 3-5 лет)

название

Дидактическая задача

Правило. Ход игры.

оборудование

Д/И

«Найди такой же»

      Развивать в умении находить  предметы по сходству.

Игровое действие. Поиск похожего предмета.

Правило. Показывать узнанное растение можно только по сигналу воспитателя, выслушав его описание.

Ход игры. Воспитатель показывает какое-нибудь растение на одном из столов, описывает его характерные признаки, а затем предлагает ребенку найти такое же на другом столе.

     Игру повторяют с каждым из растений, находящихся на столах.

Одинаковые растения (по 3—4) расставлены на двух столах.

Д/И

«Что изменилось?»

Развивать в умении находить  предметы по сходству; изменения в расположении предметов.

Игровое действие. Дети находят изменения в расположении предметов.

Правило. Смотреть на то, как воспитатель меняет растения местами, нельзя.

Ход игры. Воспитатель просит детей хорошо рас смотреть, как стоят растения, и закрыть глаза. В это время он меняет местами растения на одном столе. А за тем просит детей переставить горшочки так, как они стояли прежде, сравнивая их расположение с порядком расте ний на другом столе.

На двух столах ставят 3—4 оди наковых растения в определенной последовательности, например фикус, цветущая герань, аспарагус, душистая герань.

Д/И

«Угадай растение по описанию»

   Развивать в умении находить  предметы по перечисленным признакам по загадке – описанию.

Игровое действие. Поиск предмета по загадке-описанию.

Правило. Показывать растение можно только после рассказа воспитателя по его просьбе.

Ход игры. Воспитатель начинает подробно расска зывать об одном из растений. Сначала он, например, отмечает, на что оно похоже («на дерево», на «травку»), затем просит сказать, есть ли у растения стебель; обращает внимание детей на форму листьев (круг лые, овальной формы — как огурчик, узкие, длинные), окраску цветов (основные цвета), их количество на цве тоножке. Закончив описание, педагог спра шивает: «О каком растении я вам рассказала?» Дети показывают растение и, если могут, называют его.

не сколько комнатных растений (2—3) с заметными отли чительными признаками. Их расставляют на столе так, чтобы всем детям было хорошо видно каждое ра стение

Д/И

«Где спряталась матрешка?»

   Развивать в умении находить  предметы по перечисленным признакам.

Игровое действие. Поиск спрятанной игрушки.

Правило. Смотреть, куда воспитатель прячет матрешку, нельзя.

Ход игры. Детям показывают маленькую матрешку, которая «захотела поиграть с ними в прятки». Воспита тель просит детей закрыть глаза и в это время прячет игрушку за одно из растений. Затем дети открывают глаза. «Как же найти матрешку? — спрашивает воспи татель.— Сейчас я расскажу вам, куда она спряталась». И педагог говорит, на что похоже растение, за которым «спряталась» матрешка (на дерево, травку), описывает его стебель, листья (форму, величину, поверхность), цветы, их количество, окраску. Дети слушают, а затем указывают растение и называют его.

На столе расставляют 4—5 рас тений.

Д/И

«Найди растение по названию»

   Развивать в умении находить  растение по слову-названию.

Игровое действие. Поиски названного растения.

Правило. Смотреть, куда прячут растение, нельзя.

Ход игры. Воспитатель называет комнатное расте ние, стоящее в групповой комнате, а дети должны найти его. Сначала педагог дает задание всем детям: «Кто быстрее найдет у нас в групповой комнате растение, которое я назову?» Затем просит некоторых детей вы полнить задание.

Комнатные растения

Д/И

«Чего не стало?»

   Развивать в умении назвать растение по памяти (без зрительного контроля).

Игровое действие. Отгадать какого предмета не стало.

Правило. Смотреть, какое растение убирают, нельзя.

Ход игры. Воспитатель предлагает малышам по смотреть, какие растения стоят на столе, а потом закрыть глаза. В это время педагог одно растение убирает. Когда дети откроют глаза, педагог спрашивает: «Какого расте ния не стало?» Если получен правильный ответ, растение ставят на место, и игра повторяется с другим предметом.

На стол ставят 2—3 хорошо зна комых детям по прежним играм растения.

Д/И

«Опишите, я отгадаю»

   Развивать в умении находить растение по описанию взрослого; выделять отличительные и общие, при знаки растения.

Игровое действие. Угадывание растений по загадке-описанию.

Правило. Сначала надо найти растение, о котором расскажут, а потом назвать его.

Ход игры. Воспитатель описывает одно из растений, находящихся в групповой комнате. Дети должны найти его по описанию, а если оно им знакомо, то назвать. Те растения, названия которых дети еще не знают, вос питатель называет сам.  

Комнатные растения

Д/И

«Найди, о чем расскажу»

   Развивать в умении описывать  и назвать признаки растения в ответ на вопросы взрослого.

Игровое правило. Составление «загадки» для взрослого.

Правила. Называть загадываемое растение нельзя. Отвечать на вопросы правильно.

Ход игры. Педагог сидит лицом к детям, спиной к комнатным растениям, стоящим на столе. Одного ребен ка воспитатель просит выбрать и показать детям расте ние, которое он затем должен будет узнать по описанию ребят. Педагог задает им вопросы о наличии стебля, форме и окраске листьев (называет оттенки зеленого цвета), о поверхности листа (гладкий, негладкий), о том, есть ли цветы, сколько их на ветке, какой они окраски. Например: «На что похоже — на дерево или травку? Ствол толстый, прямой? Листья большие, как огурец? Темно-зеленые, блестящие?» Узнав растение, воспитатель называет и показывает его.

Комнатные растения

Д/И

«Загадай, мы отгадаем»

   Развивать в умении описывать  предметы и найти по описанию.

Игровое действие. Загадывание и отгадывание загадок о растениях.

Правило. Описывать растение нужно, не называя его.

Ход игры. Один ребенок выходит за дверь. Он — водящий. Дети договариваются, о каком растении и что будут говорить. Водящий возвращается, и дети описыва ют ему задуманное. Внимательно прослушав рассказ, водящий должен назвать и показать растение.

На стол ставят 3—4 растения.

Д/И

«Продайте то, что назову»

   Развивать в умении находить предмет по названию.

Игровые действия. Выполнение ролей покупателя и продавца. Правила. Покупатель должен назвать растение, но не показывать его. Продавец находит растение по на званию. 

Ход игры. Один ребенок — продавец, остальные — покупатели. Покупатели называют растения, которые хо тят купить, продавец находит их и выдает покупку. В слу чае затруднения покупатель может назвать признаки растения.

Подобрать комнатные растения, полевые и садовые цветы. Разложить и расставить их на столе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие по развитию речи детей старшего дошкольного возраста на тему" Комнатные растения"

Методическое пособие на тему" Комнатные растения" включает в себя: словарь, грамматику, дидактические игры,   рекомендуемые тексты для чтения, продуктивные виды деятельности, рекомендации родител...

Развитие речи детей через игру

Раньше в своей работе я использовала общение детей с их ближайшим непосредственным окружением, просьбы, вопросы и ответы. Давала информацию для родителей....

Развитие речи детей через игру

Развитие речи детей через игру...

Консультация для педагогов "Развитие речи детей через игру"

Консультация для педагогов "Развитие речи детей через игру"...

Развитие речи детей через игру.

Заниматься развитием ребенка стоит с раннего возраста и подходить к этому вопросу нужно всесторонне. Одним из показателей образованности является речь. Игра- основной род деятельности детей, поэтому и...

Консультация для родителей. Развитие речи детей через игры детей с мячом.

Игры с мячом, как и все игры и упражнения на развитие детской речи, способствуют усвоению детьми правильных грамматических форм слов и вырабатывают ориентирование в звуковой модели слова....