Воздух - невидимка
проект по окружающему миру (младшая группа) на тему

Шитикова Татьяна Анатольевна

Проект по окружающему миру по превращению воздуха в разные состояния.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                           Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Вольского муниципального района

«Центр развития ребёнка – детский сад №17 «ладушки»

Г. Вольска Саратовской области.

                     

                        Проектная деятельность:

«Воздух – невидимка»

                                           

                                                                           

                                                                            Образовательная область:

                                                                                «Познавательное развитие»

                                                                                      Секция: Естественно – научная.

                 Воспитатель:

                                                      Шитикова Татьяна Анатольевна

                                                                  Квалификационная категория: первая

                                                         

                                         

                                       Актуальность

           Особое значение для развития дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи мира и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребёнка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме исследований, игр. В их процессе дети преобразуют объекты с целью знакомства и выявления связей между явлениями окружающего мира.

Данная работа направлена на развитие поисково-познавательной деятельности по теме «Воздух», детей 3 – 4 лет и предлагает решение следующих задач:

  1. Формирование у детей способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей;
  2. Развитие собственного познавательного опыта;
  3. Расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности детей, путём включения их в мыслительные, преобразующие действия;
  4. Поддержание у детей инициативы, сообразительности, самостоятельности.

Занимательные игры и упражнения побуждают детей к самостоятельному поиску причин, развитию собственной активности ребёнка и активности, стимулируемой взрослыми.

Все игры, задания могут быть использованы как в совместной деятельности взрослых и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольников, а так же для стимулирования их активности в процессе познания окружающего мира.

Предлагаемые формы педагогической работы обеспечивают личностно-ориентированное взаимодействие взрослого с ребёнком, создавая особую атмосферу, которая позволит каждому ребёнку реализовать свою познавательную активность.

                   

                     Технологическая карта

Содержание

Пояснения

Название проекта

«Воздух - невидимка».

Тип

Педагогический

Вид

Исследовательский, практический

Основное направление

Эколого-познавательное

Сроки реализации

С 01.03.13 по 05.03.13г.

Характер контактов

Младшая группа  «Буратино»

Организатор,

куратор проекта

Воспитатель Шитикова Т.А..

Зам.заведующей по ВМР Шилова Т.Б.

Целевая группа

Воспитанники ДОУ.

Основание для разработки проекта. Проблема

Как познакомить детей с неживой природой?

Цель

Развивать у детей интерес к познанию, обогатить представление об объектах неживой природы – воздух.

Задачи

  1. Вызвать интерес к поисковой деятельности.
  2. Учить детей видеть и выделять проблему эксперимента.
  3. Принимать и ставить перед собой цель эксперимента.
  4. Развивать внимание, интерес, желание работать над проблемой совместно

Стратегии и механизмы реализации

Составление перспективного плана, составление конспектов, проведение занятий, создание условий в предметно-развивающей среде группы (уголок экспериментирования), наблюдения, опыты, беседы, экскурсии.

Ожидаемые результаты

Для детей:

  1. Имеют представления о явлении неживой природы методом поисковой деятельности.
  2. Развивается внимание, логическое мышление,  интерес к проектной деятельности

Перспективный план работы по проекту

 «Лаборатория неживой природы»

( II младшая группа «Буратино»)

Исследуемый объект или явление

Название мероприятия (опыта, эксперимента)

Цель опыта

Материал, оборудование

Воздух

I день

  1. Что в пакете?

  1. Надуваем щёчки

    Обнаружить воздух в окружающем пространстве, обратить внимание на свойства воздуха: прозрачный, невидимый, лёгкий.

     Помочь понять детям, что воздух есть у нас внутри.

     Полиэтиленовые пакеты.

II день

  1. Игра с соломинкой.

  1. ИЗО «Рыбка дышит под водой».

    Познакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух, обнаружить его.

    Учить детей рисовать пузырьки круглой формы.

    Трубочки для коктейля, ёмкости с водой.

    ½ альбомного листа с нарисованной рыбкой, карандаши.

III день

  1. Игры с воздушными шариками.
  2. ИЗО «Воздушные шарики».

     Продолжать знакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух, помочь обнаружить его.

    Продолжать учить детей рисовать воздушные шарики округлой формы.

    Два воздушных шарика (один надутый слабо – мягкий; другой надутый сильно – упругий).

   ½ альбомного листа с нарисованными ниточками, карандаши разного цвета.

IV день

  1. Выдувание мыльных пузырей.

2.«Волшебные пузырьки»

   Научить пускать мыльные пузыри; познакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды, образуется пузырь.

   Продолжать учить детей делать заливку акварелью.

   Баночки с мыльным раствором, палочки с колечками на конце.

   ½ альбомного листа с нарисованными парафином пузырями, губка, гуашь.

V день

  1. Ветер по морю гуляет.
  2. Игра с вертушками.

   Обнаружить воздух.

  Помочь понять детям, что воздух может двигаться.

   Бассейн с водой, модель парусника.

   Вертушки, султанчики.

Тема:

1 день   «Воздух – невидимка»

I Что в пакете?

II Игра «Надуваем щёчки».

Цель:

Материал:

Ход:

Обнаружить воздух в окружающем пространстве, обратить внимание на свойства воздуха: прозрачный, невидимый, лёгкий;

помочь понять детям, что воздух есть у нас внутри.

Полиэтиленовые пакеты.

Игра «Что в пакете»

- Ребята, посмотрите, какой Экоша сидит грустный. Давайте его спросим, почему он такой?

(Экоша шепчет на ушко.)

- Дети, Экоша потерял воздух и не может найти. Он говорит, что воздух – невидимка.

- Давайте поможем Экоше найти воздух!

(Находим красивую коробочку.)

- Ребята, какая красивая коробочка стоит на столике! Возьмём коробочку и сядем за стол к Экоше, чтобы он не грустил.

- Маша, открой коробочку и мы увидим, что там лежит.

(Находим пакеты, дети берут по одному пакету.)

- Дети, а что же в этих пакетах?

(Рассматриваем пакеты – они пустые. Отвернувшись от детей, набираю в пакет воздух и закручиваю его так, чтобы пакет стал упругим.)

- А теперь что у меня в пакете? Потрогайте, каким он стал упругим.

- Что же там? Давайте мы его откроем и посмотрим.

- Вот мы его открыли и увидели, что там ничего нет, а пакет перестал быть упругим.

- Как вы думаете, ребята, что же в нём было?

(Ответы детей.)

- А в пакете был воздух – он прозрачный, невидимый и лёгкий. Поэтому нам казалось, что пакет пустой.

- Какой, ребята, воздух?

(Прозрачный, невидимый, лёгкий.)

- Молодцы! Поняли!

- Катя, убери Экошу, а Саша – коробочку, на место.

Упражнение «Надуваем щечки»

- Дети, мы с вами уже увидели воздух в пакете. А теперь давайте с вами поиграем.

- Игра называется «Надуваем щёчки».

- Надуйте все щёчки и потрогайте их, они стали упругие. Сдуйте щёчки, потрогайте их – они опять стали мягкими.

- Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь,

Он невидимый, но всё же

Без него мы жить не сможем.

- Надувайте щёчки ещё раз, они стали упругими. Сдувайте щёчки – они опять стали мягкими.

- Дети, а почему наши щёчки были упругими? Потому что мы набрали воздух. Скажи Сёма, Леша, …

- Значит воздух есть у нас внутри.

- Где есть воздух?

(Хоровые и индивидуальные ответы.)

- Молодцы, ребята, хорошо играли, мне очень понравилось!

        

Тема:

2 день   «Воздух – невидимка»

I Игра с соломинкой.

II Рисование «Рыбка дышит под водой».

Цель:

Материал:

Ход:

Познакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух, обнаружить его. Учить детей рисовать пузырьки круглой формы.

Трубочки для коктейля; ёмкости с водой; вырезанный из альбомного листа аквариум с рыбкой; карандаши синие.

Игра с соломинкой.

- Дети, что мы с вами узнали про воздух?

(Воздух прозрачный, невидимый, лёгкий.)

- А хотите ещё больше узнать про него?

- Экоша нас уже зовёт к себе. А вот и наша коробочка.

- Давайте её возьмём и сядем за стол.

- Сёма, открой коробочку, и мы увидим, что же в ней ещё появилось.

- Что же, ребята, в коробочке?

(Трубочки.)

- Дети, возьмите себе по одной трубочке и попробуйте подуть в неё. А теперь подставьте ладошку перед трубочкой и снова подуйте.

- Почувствовали, как откуда-то появился ветерок? Это мы выдохнули воздух, который перед этим вдохнули.

- Дети, а воздух нам нужен для дыхания. Он попадает внутрь человека через нос или рот и при выдохе его можно не только почувствовать, как вы чувствовали ветерок из трубочки, но и увидеть.

(Экоша что-то шепчет на ушко.)

- Ребята, а Экоша не верит, что воздух можно увидеть. А мы с ребятами тебе это докажем. Для этого надо опустить конец трубочки в воду и подуть.

- Возьмите себе по стакану с водой, опустите трубочки в воду и подуйте.

- Вы видите?

- Откуда появились пузырьки и куда они исчезли?

- Они вышли из трубочки, а так как воздух лёгкий, пузырьки поднимаются через водичку вверх.

- Дети, а почему пузырьки поднимаются вверх?

- Потому что воздух лёгкий.

(Хоровые и индивидуальные ответы.)

- Дети, сегодня мы с вами узнали, что внутри человека есть воздух и мы с вами его не только почувствовали, но и увидели.

- Молодцы, хорошо играли.

Рисование «Рыбка дышит под водой».

- Дети, сегодня мы с вами увидели, как пузырьки поднимаются через водичку вверх.

- Почему они поднимаются?

(Потому что воздух лёгкий.)

- Дети, а Экоша нам уже приготовил вот такой аквариум с красивой рыбкой.

- Рыбка под водой дышит и из неё вверх поднимаются пузырьки.

- Посмотрите, я вам покажу, как надо рисовать пузырьки.

(Показываю.)

- А теперь вы нарисуете пузырьки своей рыбке.

(Пока дети рисуют, пою песенку «Рыбка».)

- Рыбка плавает в водичке,

Рыбке весело играть.

Рыбка, рыбка, озорница,

Мы хотим тебя поймать.

- Дети, а что вы нарисовали для своей рыбки?

(Воздух.)

- А какой воздух?

(Лёгкий.)

- Правильно, поэтому воздух поднимается вверх в виде пузырьков.

- Молодцы, ребята, справились с заданием.

Тема:

3 день   «Воздух – невидимка»

I Игра с воздушными шарами.

II Рисование: «Воздушные шарики».

Цель:

Материал:

Ход:

Продолжать знакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух, обнаружить его. Продолжать учить детей рисовать воздушные шарики круглой формы.

Два воздушных шарика (один надутый слабо – мягкий, другой надутый сильно – упругий); ½ альбомного листа с нарисованными верёвочками для шариков.

Игра с воздушными шарами.

- Дети, посмотрите, что нам сегодня принёс Экоша?

(Воздушные шарики.)

- Вы хотите с ними поиграть?

(Дети играют сначала с надутым красным шариком, затем со слабо надутым – зелёным шариком.)

- Ребята, а с каким шариком играть удобнее?

(С красным, потому что он надут больше, так как легко отбивается и хорошо летает.)

- А чем они отличаются?

( Красный шарик упругий, потому что он сильно надут, а зелёный шарик мягкий, потому что он надут слабо.)

- Ребята, а Экоша не знает, что нужно сделать, чтобы оба шарика хорошо летали и были упругими.

- Поможем Экоше?

( Поможем.)

- Что мы можем сделать с зелёным шариком, чтобы с ним тоже было хорошо играть?

( Побольше надуть.)

- Что находится внутри шарика?

( Воздух.)

- А как он попал в шарик?

( Его туда выдыхают.)

- Посмотрите, ребята, как человек вдыхает и выдыхает воздух.

(Показываю.)

- Посмотри, Экоша, как мои ребятки умеют вдыхать и выдыхать воздух.

(На выдохе предлагаю поставить ладошку под струю воздуха.)

- Откуда берётся воздух внутри человека?

(Его вдыхают.)

- Дети, а сейчас мы с вами поиграем с зелёным шариком.

(Надуваю его так, чтобы он стал упругим, опускаю шарик отверстием  в воду, чтобы дети наблюдали, как сдувается шарик, как выходит через пузырьки воздух.)

- Почему пузырьки идут вверх?

(Потому что воздух лёгкий.)

- Дети, сегодня мы с вами ещё раз убедились, что воздух есть внутри человека.

- Молодцы! Хорошо играли.

Рисование «Воздушные шарики».

- Дети, сегодня мы с вами играли с шариками. А Экоша приготовил для вас листочки с ниточками для шариков.

- Возьмите себе по листочку и сядьте за стол.

- Посмотрите, я вам покажу, как рисовать шары.

- Над красной ниточкой рисуем красный шар.

- Над зелёной ниточкой рисуем зелёный шар.

- Шарик круглый, рисуем замкнутую линию.

- А теперь вы сами нарисуете свои шарики.

(Дети рисуют.)

- Дети, кто нарисовал шары, закрашивайте их.

- Молодцы, ребята, красивые шарики получились!

Тема:

4 день   «Воздух – невидимка»

I Игра «Выдувание мыльных пузырей»

II ИЗО «Воздушные пузырьки».

Цель:

Материал:

Ход:

Научить детей пускать мыльные пузыри; познакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды, образуется пузырь. Продолжать учить детей делать заливку акварелью.

Баночки с мыльным раствором, палочки с колечками на конце. ½ альбомного листа с нарисованными парафином пузырями, гуашь синего цвета.

Игра «Выдувание мыльных пузырей».

- Дети, а сегодня Экоша нам ещё что-то приготовил и он нас уже давно ждет. Пойдемте к нему.

- А вот и наша коробочка.

- Катя, возьми коробочку, а Лёша – Экошу и все сядем за стол. Хорошо.

(Открываем коробочку.)

- Дети, что же в нашей коробочке?

(Мыльные пузыри.)

- А вы хотите поиграть с ними? Я вам сейчас покажу, как с ними играть.

- Посмотрите, я взяла одну баночку, осторожно её открыла, чтобы не пролить мыльный раствор, и подую в колечко.

- Что у меня вылетело из колечка?

(Пузыри.)

- Давайте на них все подуем, чтобы они взлетели выше. Молодцы!

- Ребята, а почему они летают?

(Потому что воздух лёгкий.)

- Дети, а какие по размеру получились пузыри?

(Большие и маленькие.)

- Правильно, дети, значит в больших пузырях больше воздуха, а в маленьких – меньше. Скажи, Алёна, Андрей.

- Дети, при попадании воздуха в каплю мыльной воды, образуется мыльный пузырь.

- А теперь вы поиграете. Возьмите себе по баночке, давайте выйдем на коврик и встанем в круг.

- Сначала девочки открыли баночку и подули в колечко, ещё подуйте на пузырики, чтобы они выше взлетели. Вот сколько много пузырей.

- Воды обыкновенной

  В стаканчик набери,

  Пускай из мыльной пены

  Мы будем пузыри.

- Девочки закрыли свои баночки.

- Открыли мальчики свои баночки и подули в колечко.

- Взлетает шар надутый,

Прозрачнее стекла.

Внутри его как будто

Сверкают зеркала.

- Мальчики закрыли баночки.

- Дети, мы сегодня познакомились с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды, образуется пузырь.

- Молодцы! Хорошо играли.

- А теперь баночки отнесите в коробочку.

ИЗО «Воздушные пузырьки».

- Ребята, сегодня мы с вами играли с мыльными пузырями.

- А Экоша приготовил для нас листочки, он хочет, чтобы вы нарисовали ему мыльные пузыри.

- Возьмите себе по листочку и сядьте за столы.

- А я вам покажу, как рисовать мыльные пузырики.

(Показываю, как тонировать листок.)

- А теперь вы закрашивайте свой листок.

- Вот сколько пузырей получилось!

- Молодцы! У вас всё получилось хорошо.

Тема:

5 день   «Воздух – невидимка»

I «Ветер по морю гуляет»

II Игра с вертушками.

Цель:

Материал:

Ход:

Обнаружить воздух. Помочь понять детям, что воздух может двигаться.

Бассейн с водой; модель парусника; Вертушки.

Игра «Ветер по морю гуляет».

- Ребята, мы с вами уже играли с трубочками, шариками, мыльными пузырями. И мы узнали, что внутри человека есть воздух и мы его вдыхаем и выдыхаем.

- Давайте пойдём к Экоше, он нам ещё что-то приготовил.

- А вот и наша коробочка.

- Алиса, открой коробочку и мы все увидим что там.

- Что здесь, дети?

(Кораблики.)

- Возьмите их и пойдёмте к нашему бассейну.

- Поставьте свои кораблики на воду, а теперь подуйте на них.

- Вот видите, поплыли!

- Ребята, а как вы думаете, откуда появился ветер?

(Ответы детей.)

- Да, правильно, это воздух, который мы выдохнули.

- А если набрать воздуха побольше и сильно его выдохнуть, направляя его на кораблик, то кораблик поплывёт быстрее.

- Вдохните побольше воздуха и сильно подуйте. Кораблики поплыли быстрее.

- Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет,

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах.

- Дети, сегодня мы с вами узнали, что воздух может двигаться.

- Что воздух может?

(Ответы детей.)

Молодцы! Хорошо играли и всё поняли.

Игра с вертушками.

- Дети, отгадайте загадку:

                       По полю рыщет,

                       Поёт да свищет.

                       Деревья ломает

              К земле приклоняет.

                                                    (Ветер)

- Ребята, сегодня мы с вами узнали, что воздух может двигаться.

- А Экоша приготовил нам вертушки.

- Возьмите себе по одной вертушке и направим их на ветер.

- Что стало с вертушкой?

(Ответы детей.)

- Что же мы узнали про воздух?

(Воздух может двигаться.)

- Молодцы ребята, хорошо играли и всё запомнили!

Анализ работы по проекту

 «Воздух – невидимка».

Перед тем, как начать проект, была определена проблема, затем составлена технологическая карта, перспективный план работы, конспекты, созданы условия в предметно-развивающей среде группы – это центр воды и песка. Изучила литературу, приготовила материал и приступила к реализации.

Чтобы создать мотивацию ввела новый персонаж – Экошу. Задачи выходили от сказочного персонажа. Экоша ставил проблему, а для её решения детям предлагалась коробочка (волшебная), где менялся материал. В течение первого дня проекта стояла задача – вовлечь детей в проект, поставить перед ними проблему и наметить пути решения.

Игра «Что в пакете?»

         С помощью игровой ситуации обратила внимание детей на свойства воздуха (прозрачный, невидимый, лёгкий).

Для закрепления свойств воздуха с детьми было проведено упражнение «Надуваем щёчки».

На второй день проекта детям было предложено поиграть с соломинкой, где они смогли увидеть воздух в небольших пузырьках воды.

В процессе дня детям предложено рисование на тему «Рыбка дышит под водой».

Третий день проекта.

Дети также закрепили свойства воздуха и им было предложено поиграть с воздушными шариками, где в процессе игры они сами делали небольшие выводы.

День закончился рисованием «Воздушные шарики».

Самое интересное – четвёртый день проекта включил в себя игры с мыльными пузырями, где дети в процессе игры по величине мыльных пузырей определяли количество воздуха в них. Также закрепили свойства воздуха ( лёгкий, прозрачный, невидимый ).

В течение дня в изобразительной деятельности дети делали заливку акварелью, где на листе появлялись мыльные пузыри.

Пятый день включил в себя игру «Ветер по морю гуляет». Здесь дети смогли сделать небольшие выводы (воздух есть внутри нас, он двигает предметы).

На прогулке дети определяли движение и силу воздуха с помощью вертушек.

Цель и задачи в проекте достигнуты. Дети не только закрепили, но и обогатили знания о таком объекте неживой природы, как воздух.

Когда проект был закончен, дети ещё не раз подходили с вопросами и просьбой рассказать ещё что-нибудь о воздухе, поиграть с ним.

(фото приложены)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по исследовательской деятельности "Воздух-невидимка"

Занятие по исследовательской деятельности "Воздух-невидимка"...

Конспект занятия по исследовательской деятельности "Воздух - невидимка""

На занятии дети знакомятся со свойствами воздуха, через исследовательскую деятельность....

Занятие "Воздух - невидимка"

На занятии дети знакомятся со свойствами воздуха, через исследовательскую деятельность....

Конспект занятия по экологии в старшей группе на тему "Воздух-невидимка"

Конспект открытого занятия по экологии в старшей группе на тему "Воздух-неведимка"                              ...

Конспект занятия "Воздух-невидимка" для детей средней группы.

В конспекте отражена работа по систематизации знаний о воздухе, его свойствах и необходимости....

Тема: воздух – невидимка

Познакомить детей с понятием "воздух", его свойствами и ролью в жизни человека. Выяснмть с детьми для чего нужен воздух....

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе «Наблюдение за воздухом (Невидимка — Воздух)»

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.ЦЕЛЬ: Познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами, рол...