Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе "Хвойные деревья"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Шумский детский сад

Цель: Создать условия для ознакомления детей с хвойными деревьями (с елью и сосной).

Задачи:

Образовательные: Закрепить и углубить знания детей о сосне и еле, как представителях хвойных деревьев. Формировать умение сравнивать эти деревья, видеть между ними сходства и различия.

Развивающие: Развивать творчество, связную речь, мелкую моторику.

Воспитывающие: Воспитывать у детей бережное отношение к природе. Учить радоваться общению с природой, понимать ценность каждого дерева.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shkileva_e.v_sayt_otkrytoe_tropa.docx23.82 КБ

Предварительный просмотр:

Шумский детский сад – структурное подразделение

Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения

«Усть-Рубахинский детский сад общеразвивающего вида»

Воспитатель 1 й квалификационной категории Шкилева Елена Валерьевна

Конспект познавательно-исследовательская деятельность

 в старшей группе.

Тема: «Хвойные деревья».

Цель: Создать условия для ознакомления детей с хвойными деревьями (с елью и сосной).

Задачи:

Образовательные: Закрепить и углубить знания детей о сосне и еле, как представителях хвойных деревьев. Формировать умение сравнивать эти деревья, видеть между ними сходства и различия.

Развивающие: Развивать творчество, связную речь, мелкую моторику.

Воспитывающие: Воспитывать у детей бережное отношение к природе. Учить радоваться общению с природой, понимать ценность каждого дерева.

Методы: словесный, наглядный, игровой, практический.

Материалы: знаки «Чего нельзя делать в лесу», деревья сосны и ели, корзинка с еловыми и сосновыми шишками, воронки на каждого ребенка, еловые и сосновые хвоинки в тарелочках, тарелочки на каждого ребенка, кора ели и сосны в контейнерах, семена хвойных, горшочки с землей на каждого ребенка, леечка, лопатки для посадки семян, схемы посадки семян, карточки-шишки, влажные салфетки, ноутбук.

ФОД: Прогулка в лес.

Мотивация: Ребята, наш помощник-ноутбук принес  сегодня вам послание с сибирских лесов. Посмотрим, что в послании!  (презентация лесов)

Ребята, какие деревья вы заметили в послании? Ребята, какие деревья остаются вечно зелеными? А вы хотите узнать об этих деревьях больше?

В лес весенний на прогулку
Приглашаю вас пойти.
Интересней приключенья,
Нам, ребята, не найти.
Друг за дружкой становитесь,
Крепко за руки беритесь.
По дорожкам, по тропинкам,
Мы пойдем гулять.

Но, прежде чем, отправиться на прогулку в лес, я хочу проверить, знаете ли вы правила поведения в лесу. У меня есть знаки, и я хочу, чтобы вы рассказали, что они означают.

1. «Нельзя шуметь в лесу»

Правильно, старайтесь не шуметь, а то, лес испугается, затаиться и вы не узнаете ни одной тайны.

2. «Не ломать»

Ветки не ломайте, деревья не калечьте, ни травинку, ни цветок зря не рвите.

3. «Не разорять и не трогать руками»

Птицы, звери, насекомые в лесу всякие нужны и важны. Каждый из них выполняет в природе своё важное дело.

4. «Не оставлять мусор»

Мусор скапливается, и мешает расти траве, деревьям, они погибают.

5. «Не жечь костры»

Почему нельзя? Дети, а можно собирать и сжигать листья, мусор? Дым засоряет воздух, людям становиться тяжело, дышать, особенно больным людям. Поэтому есть такой закон в нашей стране, который запрещает сжигать любой мусор. А ещё лучше листья перекапывать с землёй, они сгниют, и будет хорошее удобрение для земли, для растений.

Игра «Тропинка»
Все дети выстраиваются друг за другом и идут змейкой по воображаемой тропинке. По команде воспитателя они преодолевают воображаемые препятствия.
1) Спокойно идем по тропинке. Вокруг — кусты, деревья. На тропинке впереди — большие лужи. Одна, вторая, третья. (Идут большими шагами)
2) Спокойно идем по тропинке. Тропинка ведет через болото. Появились кочки. Прыгаем с кочки на кочку. Раз, два, три, четыре. Перешли через болото.
3) Снова идем спокойно. Перед нами — овраг. Через него переброшено бревно. Переходим через овраг по бревну. Идем осторожно, сохраняя равновесие! Ух, наконец, перешли!
4) Идем спокойно. Что это? Тропинка стала липкой от мокрой, раскисшей глины. Ноги так и прилипают к ней. Еле-еле отдираем ноги от земли. Идем с трудом.
5) Дорога опять стала хорошей. Спокойно идем. А теперь через тропинку упало дерево. Да какое огромное! Ветки во все стороны! Перелезаем через него.
6) Идем спокойно по тропинке. Хорошо вокруг! Вот и пришли! Молодцы!
- Вот наши деревья -  ель и сосна. Ребята, давайте с ними поздороваемся.
(Под деревьями стоит корзинка).
- Посмотрите, что это лежит под деревом в корзинке? (Шишки)
- Они одинаковые? (Нет, разные)
- Как вы думаете, почему? (Они с разных деревьев)
- А с каких они деревьев?
- Мальчики, вы возьмите шишки еловые, а девочки – сосновые.
- Потрогайте шишки, рассмотрите их, расскажите какие они.
(Сначала мальчики, затем девочки рассказывают о еловых и сосновых шишках: у ели шишки длинные, узкие, а у сосны – округлые, короткие, твердые).
- А теперь я предлагаю поиграть с шишками.

Игра «Кто быстрее передаст шишку».
Дети делятся на две команды: девочки и мальчики, встают в две шеренги. В руках у каждого ребенка воронка из пластиковой бутылки. Нужно как можно быстрее передать шишку из воронки в воронку, стоя в шеренге.
- Молодцы, быстро вы умеете передавать шишки.
- А чем еще, кроме шишек отличаются ель и сосна? (Иголками)
- Мальчики, найдите и отберите иголки еловые, а девочки – сосновые. Рассмотрите их.
- По-другому их называют хвоинки. Поэтому лес, в котором растут сосны и ели, называется хвойным.
- Какие хвоинки у сосны? (Длинные, мягкие, светлые).
- А у ели? (Короткие, колючие, темные).
- Кто из вас заметил, чем еще отличаются хвоинки? (Хвоинки сосны растут парочками, а еловые хвоинки - по одной).
- Вспомните, как расположены ветви у ели и у сосны?
Сосна выше ели, ветви наверху, ствол прямой и голый. Ствол у ели прямой, крона похожа на конус. Ветки с густой хвоей начинаются у самой земли.
- Подойдите к столам, перед вами кора деревьев, потрогайте кору. Какая она? Теплая или холодная? Шершавая или гладкая? Твердая или мягкая? Влажная или сухая?
- Ребята, а для чего дереву кора? (Кора, как одежда, она защищает, согревает и охлаждает).
- Ребята, а вы видели лес на ладони? Хотите посмотреть?
(Воспитатель вытряхивает из шишки сосны и ели семена себе на ладонь и показывает всем детям.)
- Что это? (Семена)
- Посмотрите внимательно, что есть у семян? (Крылышко)
- Как вы думаете, зачем им крылышко? (Чтобы летать)
- Семечко выпадает из шишки, медленно падает, ветер кружит его и оно улетает далеко от дерева.
- Семена сосны так и называются – «крылатки».

Практическая часть.

-Ребята, а у нас на участке не растет ни ель, ни сосна. Что нужно для того, чтобы они у нас появились? ..Я хочу предложит вам посадить эти семена, мы будем за ними ухаживать, они взойдут,  и мы высадим наши деревья на участок, за которыми сможем наблюдать, как будут приживаться, наблюдать за темпом роста.


- Я предлагаю вам работать по схеме. Схема вам поможет правильно посадить семена. Дети садят семена в горшочки с землей по схеме.

Анализ практической работы . Карина, что ты сделала на первом этапе?...

- Ребята, давайте с вами поиграем в игру, представьте, что я – сосна, а вы крошечные семена. (фоновая музыка)

Я – дерево – мама, а вы мои детки,
Качала я вас в колыбели на ветке,
Но время пришло, вам пора улетать,
Пора вам большими деревьями стать.

Но вот подул ветерок, и закружились, полетели мои детки - семена. Упали на землю и заснули под теплым пушистым одеялом, ожидая прихода весны. Пригрело солнышко, растаял снежок, пошел теплый дождик. И из семян стали прорастать сначала корешки, а затем появился тоненький стебелек с маленькими хрупкими веточками. Маленькие деревца, руками – веточками тянутся к солнцу, вырастают. Много времени пройдет прежде, чем вы станете настоящими деревьями.
- Вот мы и представили себя деревьями. Понравилось вам быть деревьями?

Давайте заберем наши рассадники в детский сад, поставим в теплое светлое место.


Итог: Ну, что, ребята, вот и закончилась наша прогулка по лесу, пора возвращаться в детский сад.  

Понравилась ли вам наша прогулка? Что вам понравилось больше всего? Что было самым трудным?

Рефлексия: Ребята,  я предлагаю вам оценить наше путешествие по лесной тропе. У меня для вас есть шишки сосновые и еловые.  Тот, кто считает, что все удалось в нашей деятельности, тот может взять сосновую шишку, тот, кто считает, что нужно что-то доделать, у кого-то остались еще вопросы, возьмет еловую шишку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности. Познавательное развитие. Развитие познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе по теме: «Загадки Волшебника»

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе по теме: «Загадки Волшебника»Программные задачи:Продолжать знакомить детей со свой...

Проект по познавательно-исследовательской деятельности мини-музей «Чудо дерево»

Цель проекта: Формирование познавательных интересов дошкольников к окружающему миру посредством организации музейной деятельности....

Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего возраста посредством детско-взрослых исследовательских проектов.

Народная мудрость гласит «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».В современном мире дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации...

Познавательно-исследовательский проект "О чем молчат деревья?"

Данный проект напрален на развитие у детей знаний о деревьях, формирование познавательного интереса к миру природы и ответственного отнощения к окружающей среде....

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности «Знакомство со свойствами дерева и металла» (старшая группа).

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности «Знакомство со свойствами дерева и металла» (старшая группа)....