педагогический проект в первой младшей группе по опытно - экспериментальной деятельности
проект по окружающему миру (младшая группа) на тему

Филатова Мария Алексеевна

педагогический проект по опытно - экспериментальной деятельности в первой младшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_opyty.docx33.48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение № 13 «Вишенка»

Проект по опытно – экспериментальной деятельности

с детьми раннего возраста.

Выполнила: Филатова М.А.

Воспитатель 1 мл. группы № 4

г. Выкса, 2015

Вид проекта: познавательно – исследовательский, групповой.

Продолжительность:  среднесрочный (февраль)

Участники проекта: дети 1 младшей группы № 4, воспитатель Филатова М. А., Музыкальный руководитель Митрофанова Н. П., родители.

Итоговый продукт проекта: открытое занятие по познавательно – исследовательской деятельности «Встреча с лягушонком»

Проблема: формирование знаний о мире природы.

Ожидаемый результат: расширение знаний детей о свойствах неживой природы, развитие познавательного интереса, наблюдательности.

Цель проекта:

  • развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования
  • активизировать речь детей и обогащение словарного запаса.

Задачи:

  • Дать первоначальное понятие о свойствах неживой природы (солнце, ветер, дождь, небо, вода, песок).
  • Показать простейшие связи между явлениями в природе.
  • Способствовать желанию участвовать в исследовательской  деятельности.

Актуальность.

Дети раннего возраста проявляют интерес ко всему, что происходит вокруг. В процессе опытнической деятельности педагог не только знакомит детей с природой, но и целенаправленно подводит детей к ее пониманию.

 Его интересует все новое, неизведанное.  В детском саду развитие познавательного интереса осуществляется в играх, в общении, в деятельности. Опытно - экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, не только в условиях ДОУ, но и дома с родителями.

Благодаря проведению опытов у детей развивается познавательный  интерес. Они учатся делать выводы, причинно – следственные связи, сравнивать.

Каждый ребенок должен почувствовать важность того что он делает.

Этапы проекта.

  1. Подготовительный этап
  • подбор методической, художественной литературы, иллюстрационных материалов, дидактических игр;
  • подготовка оборудования для исследовательской деятельности
  1. Основной этап

Явление неживой природы

Цель и задачи исследования

Деятельность

  • солнце

Формирование понятия о том, что для жизни на Земле нужно Солнце.

Подвижная игра «Солнышко и дождик»;

Разучивание потешек про солнышко;

наблюдение на прогулке за солнцем;

  • ветер

Показать природное явление – ветер, упражнять определять ветреную погоду.

Бег с ленточками;

Наблюдение на прогулке за ветром.

Опыты с воздухом

  • небо

Показать особенности зимнего неба

Наблюдение на прогулке – небо;

Рисование «Дождик»; наблюдение за облаками

  • вода

Дать элементарные представления о свойствах воды

Чтение потешки «Водичка – водичка…»;

Игровая ситуация «Напоим куклу чаем»;

Экспериментирование  с водой

  • песок

Дать элементарные представления о свойствах песка.

Лепка куличиков из песка; Экспериментирование с песком.

Лепка из пластилина «Бублики»;

Взаимодействие с родителями

  • Консультация для родителей «Маленькие исследователи».150 страница

  1. Заключительный этап
  • Проведение опытов с водой, воздухом, песком.
  • Открытое занятие  по познавательно – исследовательской деятельности «Встреча с лягушонком»

Список литературы.

  1. Т. Г. Филиппова Организация совместной деятельности с детьми раннего возраста на прогулке: методическое пособие – СПб.: «ДЕТСТВО - ПРЕСС» : М.: 2013. – 80 с.
  2. О. А. Соломенникова Ознакомление с природой в детском саду – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014. – 64 С.
  3. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования /под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: Мозаика-Синтез, 2010.

ПРИЛОЖЕНИЕ К ПРОЕКТУ.

Консультация для родителей  «Маленькие исследователи».

Многие детские поступки могут вызвать недоумение взрослых: «Вот он спрятал бабушкин зонтик! Кормил кота ложкой! Налил воду в дедушкины калоши, а на собаку натянул свою шапку!»

Но если проанализировать подобные ситуации, можно заметить, что это не просто проказы, а действия активного экспериментирования в познании свойств окружающего мира. Ориентировочно – исследовательская направленность в поведении  малыша была и ранее. Но теперь он интересуется не только внешними характеристиками вещей, малыш пытается установить какие – то скрытые особенности объекта.

Почему спрятан бабушкин зонтик? Во – первых, это вещь, которая нажатием кнопки превращается в купол, что, согласитесь, не менее интересно, чем играть «поющим» волчком. Кроме того, хочется увидеть, как бабушка будет его искать и говорить: « Ах я старая! Опять куда-то зонт положила и не могу найти! Алешенька, посмотри своими острыми глазкам, где мой зонт?» Это самое настоящее социальное экспериментирование.

Почему малыш решил ложкой кормить кота? Потому что во вчерашней игре он кормил игрушечного Котофеича ложечкой, поил его из чашечки, и теперь, ему кажется несправедливым, что такого внимания лишен любимец всей семьи – кот Васька. Это действие – игровое по аналогии, перенесенное в новую ситуацию, что говорит о высоком интеллекте малыша.

Почему налил воду в дедушкины галоши? Дедушка хвалился своими галошами: старые, а не промокают! Малыш произвел испытание предмета на его функциональную пригодность, и это говорит о том, что малыш уже понимает функциональное назначение вещей ближайшего окружающего пространства.

Надел на голову собаке свою шапку? Он прекрасно помнит, что без шапочки гулять нельзя, почему же собака может идти на улицу без шапки и сапог? Ей же холодно. Кроме того, малыш уже видел на улице собак, одетых в «пальтишко», и был крайне удивлен. Эпизод с шапкой говорит о цепной памяти  крохи и его добром сердце. Ситуация требует от родителей очень деликатного руководства и никакого порицания.

Ребенок экспериментирует и дома, и на улице. Вот  он на качает на качелях свое ведерко, наблюдая, как оно движется к краю. Или поднимает одну  часть качелей вверх и смотрит, как опускается их противоположная сторона. Обычно такие ситуации очень волнуют взрослых, и они пробуют отвлечь ребенка более безопасными занятиями. Однако действия малыша не лишены смысла. Он познает пока еще скрытые для него физические свойства предметов и сам находит способы их действенного обнаружения, продолжает накапливать информацию  об окружающем мире.

Если у родителей не хватает терпения принимать эти «шалости» , это значит, что они не до конца понимают интеллектуальных потребностей своего ребенка. Что же делать? Играть, экспериментировать вместе с ним! Показывать, пояснять, направлять детское любопытство в нужное русло.

Что появилось нового в детском экспериментировании к концу 2 года? Любопытство малютки постепенно под руководством  родителей переходит в новое качество: оно начинает приобретать черты любознательности. Однако, хотя самостоятельность ребенка заметно выросла, он еще очень мал, и в этом возрасте оставлять его один на один с окружающим миром нельзя. Взаимодействия с крохой – самый главный «дипломатический» прием воспитания в этот замечательный период его жизни.

Конспект РОД по изобразительной деятельности (рисование) на тему: «Дождик».

Задачи:

  • формировать умение изображать знакомые предметы (дождь), формировать умение различать синий цвет, правильно называть его.
  • Формировать умение рисовать мазки, (дождь), располагая изображение по всему листу.
  • Упражнять детей выбирать правильную позу при рисовании (сидеть свободно, не наклонятся низко над листом бумаги, свободная рука придерживает лист бумаги)
  • Формировать умение держать кисть свободно, набирать краску на кисть, макая ее всем ворсом в баночку, снимать лишнюю краску, прикасаясь ворсом к краю баночки.
  • Формировать умение отвечать на вопросы, повторять несложные фразы.

Ход деятельности:

Педагог приносит игрушку – лису и корзинку с муляжами грибов. «Лиса» здоровается с детьми. Педагог спрашивает у «лисы», что лежит в ее корзинке, просит показать детям. Педагог с детьми рассматривают муляжи грибов, выделяя составные части гриба (ножку и шляпку).

Педагог:

Шла лисица по тропинке

И несла грибы в корзинке:

Пять опят и пять лисичек.

Для лисят и для лисичек.

Все!                 В. Волина

Постановка цели для рисования.

Педагог «прислушивается», что говорит «лиса».

Педагог: лисичка сказала, что давно не было дождя, и грибы плохо растут. Давайте нарисуем дождик, чтобы выросло много грибов.

Рассматривание образца.

Педагог ставит образец на мольберт и рассматривает его с детьми.

Педагог: посмотрите, какой веселый дождик нарисован. Капельки дождя в виде мазков. Они маленькие, их много. Какого цвета нарисованы капельки дождя? (ответы детей). Капельки дождя синего цвета. Как располагаются капельки? (ответы детей). Капельки расположены по всему листу. Вот такой дождик мы и будет рисовать.

Показ способов выполнения работы.

Педагог показывает способ изображения дождя и объясняет свои действия словами.

Педагог: окунаю кисть в краску, до железного наконечника, лишнюю краску снимаю о край баночки. Рисую капли всем ворсом кисти, приложила кисть вверху листа, убрала, ниже приложила, еще ниже. Рисую дождик по всему листу.

Закрепление способа выполнения работы.

Педагог предлагает детям нарисовать капельки сухой кистью на листе бумаги.

Педагог: возьмите правильно кисточки: тремя пальцами за конец железного наконечника. Покажите, как взяли кисти (при необходимости помогает детям взять кисть правильно.).  Покажите, как вы будете рисовать дождик. Рисуем капли всем ворсом кисти, приложили кисть вверху, убрали, ниже приложили, еще ниже.

Общие указания.

До начала выполнения работы детьми педагог напоминает, что рисовать  надо много капелек и не забывать набирать краску на кисть..

Индивидуальные указания.

Педагог: Как держать кисть? (Ответы детей) Как брать краску? (Ответы детей) Как снять лишнюю краску? (Ответы детей) Как рисовать мазки? (Ответы детей) Где располагать мазки? (Ответы детей)

При необходимости педагог помогает детям, используя прием пассивных действий ( «рука в руке»), дает советы.

Анализ детских работ.

Педагог: посмотрите, на этой работе идет сильный дождик: много капелек нарисовано. А здесь – слабый дождь: мало капелек, дождь только начался. Лисичка говорит «спасибо», она очень раба, что вы помогли ей. Теперь вырастет много грибов.

Кружит тучка надо мной.

Дождь веселый, дождь грибной.

А грибы меня смешат:

От дождя под зонт спешат.

Г. Новицкая

Давайте поможет ветру собрать тучки и поиграем с дождиком.

Подвижная игра «Собирает ветер тучки».

Наблюдение за солнцем.

Обратить внимание детей, что солнце греет слабо, не как летом.

Смотрит солнышко в окошко,

светит в нашу комнату.

Мы захлопает в ладошки –

Очень рады солнышку.

Труд. Уборка листьев в кучу.

Дидактическая игра . «Нарисуем солнышко» -рисование на песке округлых форм.

Подвижная игра «Догони мяч» ( развитие ловкости, быстроты движений).

Индивидуальные физические упражнения. Перешагивание из обруча в обруч.

 

Наблюдение за небом. Отметить, что небо покрыто серыми, низкими, тяжелыми облаками (тучами). Тучи закрыли солнце.

Туча небо кроет,

Солнце не блестит,

Ветер в поле воет,

Дождик моросит.

А. Плещеев

Труд. Перекапывание песка в песочнице.

Дидактическая игра. «Какое небо?» - одним словом или короткими предложениями (пополнение словаря  прилагательными).

Подвижная игра «Воробушки и автомобиль» - подражать движениям воробья (формировать умение подпрыгивать, улучшение координации движений).

Индивидуальные физические упражнения. Бросание мяча вдаль правой и левой рукой.

Наблюдение за ветром.

Обратить внимание, что ветер стал холоднее,  ветер сильный – сдувает листья с деревьев.

Ветер, ветерок, ветрище,

Ты чего по свету рыщешь?

Лучше улицы мети

Или мельницы крути!

Труд. Сбор разлетевшихся от сильного ветра листьев.

Дидактическая игра. «Подуй на листочек» (развивать длительность выдоха).

Подвижная игра «Тучи и ветер» - попеременно кручится на месте и бегают по кругу (тренировка вестибулярного аппарата).

Индивидуальные физические упражнения. Бросание мяча на дальность.

Экспериментирование с водой «Разноцветная водичка».

Цель:  дать детям представление о том, что вода не имеет цвета, но ее можно покрасить.

Оборудование: четыре стакана, гуашь четырех цветов, кисть.

Ход занятия: воспитатель открывает кран с водой и предлагает детям понаблюдать за льющейся водой. Затем спрашивает, какого цвета вода (у воды нет цвета, она прозрачная). Далее воспитатель объясняет детям, что воду можно покрасить, добавить в нее краску, и демонстрирует это (добавляет в воду гуашь). Малыши наблюдают за окрашиванием и вместе с воспитателем выясняют, что произошло. Какого цвета стала вода? (Красная, желтая, синяя, зеленая.) правильно, цвет воды зависит от того, какого цвета краску в нее добавить.

Вывод: прозрачная вода легко окрашивается в любой цвет.

Экспериментирование с водой «Теплая - холодная».

Цель: дать представление о том, что вода может быть теплой и холодной.

Оборудование: две емкости – с теплой и холодной водой, кукла.

Ход занятия: воспитатель говорит детям о том, что нужно искупать куклу, и предлагает им определить, в каком тазу будем это делать. Дети поочередно опускают руки в холодную и теплую воду, выбирая нужный таз. Почему будем купать куклу в этом тазу? (Потому что здесь вода теплая.) а почему не надо купать куклу в другом тазу? (Потому что там вода холодная и кукла замерзнет.) выполняют процедуру в нужном тазу.

Вывод: вода бывает холодная и теплая. Мыться приятнее в теплой воде.

Экспериментирование с песком «Следы».

Цель: дать представление о том, что на мокром песке остаются следы и отпечатки.

Оборудование: емкость с песком, кувшин с водой.

Ход занятия: воспитатель предлагает детям на сухом песке оставить отпечатки ладошек. Хорошо видны отпечатки? (нет.)

Воспитатель смачивает песок, перемешивает его, ровняет. Предлагает на мокром песке оставить отпечатки ладошек. Теперь получается? (да.) посмотрите, виден каждый пальчик.

Почему получились отпечатки ладошек?(Потому что песок намочили.)

Вывод. На мокром песке остаются отпечатки, а на сухом – нет.

 

Экспериментирование с воздухом «Лодочка плыви».

Цель: дать представление о том, что предметы могут передвигаться при помощи воздуха.  

Оборудование: таз с водой, бумажные лодочки.

Ход занятия: воспитатель опускает лодочку на воду. Предлагает набрать побольше воздуха и подуть на нее. Что происходит с лодочкой?(Она плывет.) почему она плывет? (Потому что мы на нее дуем.) Так и настоящие лодки тоже могут плыть благодаря ветру.

Вывод: лодки могут передвигаться по воде при помощи ветра.

Приложение 10

Конспект РОД по художественно – эстетическому развитию (лепке) на тему: «Бублики »

Цель: упражнять детей раскатывать палочки между ладонями прямыми движениями рук, соединять концы палочек, образуя кольцо, развивать меткую моторику рук.

Ход:

Как у нашего кота шубка очень хороша,

Как у котика усы, удивительной красы,

Глаза смелые, зубки белые.

Воспитатель: нашего котика мы очень любим. Всегда даем ему чего – нибудь вкусненького. Давайте побалуем  его бубликами . А вы знаете, какую форму имеет бублик? Вот у меня на подносе лежат печенье и бублик. Кто мне покажет бублик? (Ответы детей.) Бублик очень похож на колечко от пирамидки. Он имеет круглую форму. Но это не шарик. Поэтому лепить мы его будем по - другому. Сначала из комочка пластилина мы раскатаем палочку, колбаску (Показывает приемы раскатывания палочки прямыми движениям ладоней).  Вот такая палочка у меня получилась. Но ведь нам нужен бублик. Как мне его сделать? (Ответы детей.) Давайте попробуем сделать бублик. Чтобы у нас получился красивый бублик, мы его должны соединить два конца «палочки».(Показывает приемы выполнения операции.)  Вот и готов мой бублик. Вы будете печь бублики? Тогда покажите, как вы будете раскатывать «палочку». (Дети выполняют прямые движения ладонями рук.)  А какую форму будет иметь наш бублик?  Нарисуйте? (Дети рисуют пальчиком в воздухе круг. ) Правильно. Теперь я уверена, что у вас получатся замечательные бублики.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность Конспект НОД по познавательному развитию в первой младшей группе. Опытно-экспериментальная деятельность. Тема. «Песок и глина. Свойства песка и глины»

Тема: ПЕСОК И ГЛИНА. СВОЙСТВА ПЕСКА И ГЛИНЫЦель: познакомить со свойствами песка и глины.Материал: песок, глина, вода.Оборудование: стакан, ёмкость, палочка....

Проектная деятельность Конспект НОД по познавательному развитию в первой младшей группе. Опытно-экспериментальная деятельность. Тема. «Камни»

Тема: КАМНИЦель: познакомить с камнями, различными по форме и текстуре.Материал: камни, вода.Оборудование: коробка из-под обуви, ёмкость, бумаж­ные полотенца, губки....

Обобщение и распространение педагогического опыта работы на тему: "Значение опытно – экспериментальной деятельности в интеллектуальном развитии детей с ОНР"

   Цель педагогической технологии     Создание условий для формирования основ целостного мировидения у детей средствами физического эксперимента....

Родительское собрание в младшей группе «Опытно-экспериментальная деятельность детей раннего возраста»

Для реализации у ребенка способностей к экспериментированию надо создать условия, и тогда он сохранит первые впечатления. Следует учесть наличие специального оборудования. Ни в коем случае не использо...

Долгосрочный проект «Профессию выбираю с детства». Опытно-экспериментальная деятельность «Удивительное рядом».

В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка. Мир вокруг ребенка разнообразен. Экспериментирование является одним из эффективны...