Статья "Подготовка руки ребенка дошкольного возраста с ЗПР к письму"
статья по коррекционной педагогике ( группа) по теме

Прилепкина Екатерина Евгеньевна

В последнее время проблеме развития мелкой моторики рук у детей уделяется большое внимание.

Упражнения по развитию мелкой моторики приносят тройную пользу ребенку: кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений руки, подготавливают к овладению письмом; формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте и, в-третьих, доказано, что развитие рук связано с развитием речи и мышления ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilepkina_ee_._statya_chelyabinsk._doc.docx26.9 КБ

Предварительный просмотр:

Прилепкина Е.Е.,

г.Челябинск, МБДОУ № 423

Подготовка руки ребенка дошкольного возраста с ЗПР к письму.

В последнее время проблеме развития мелкой моторики рук у детей уделяется большое внимание.

Как убедительно доказано научными исследованиями, прямая зависимость между уровнем сформированности речи и развитием тонкой моторики рук отчетливо прослеживается в ходе индивидуального развития каждого ребенка. Поэтому развитые, усовершенствованные движения пальцев рук способствуют более быстрому и полноценному формированию у ребенка речи и психических процессов, тогда как неразвитая ручная моторика, наоборот, тормозит такое развитие.

Задержка психического развития является одной из наиболее распространённых форм психической патологии детского возраста. Данные дети отстают от своих сверстников по уровню развития знаний и навыков. Проявления задержки развития чрезвычайно разнообразны, но практически у всех детей отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук.

Стойкие неудачи при попытках воспроизвести нужное движение или действие могут привести к отказу от занятий. Поэтому любое задание мы предлагаем детям в игровой форме, которая не только вызовет интерес, но и за счет положительной эмоциональной стимуляции будет способствовать повышению психического тонуса, а, следовательно, и улучшению работоспособности в целом.

Игра - это одна из тех видов детской деятельности, которая используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.

Мы используем следующие виды работ, способствующие развитию мелких мышц пальцев и кистей рук:

  1. игры с пальчиками, сопровождающиеся стишками и потешками.
  2. специальные упражнения без речевого сопровождения, объединённые в комплекс гимнастики для развития мелкой моторики рук, так называемая пальчиковая гимнастика, игры и действия с игрушками и предметами:
  3. раскладывание пуговиц, палочек, желудей и другого природного материала:
  4. нанизывание бус, колечек, пуговиц на нитку;
  5. застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, молний;
  6. игры с мозаикой (различных размеров);
  7. игры со строительным материалом;
  8. изобразительную деятельность:
  • лепку из пластилина и глины;
  • раскрашивание картинок;
  • обведение контуров;
  • штриховку;
  • рисование карандашами и красками различными способами (кистью, тампоном, пальцем, свечой);
  • разнообразную работу с ножницами;
  • поделки из природного материала и т.д.

Нами широко используются пальчиковые игры (инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев).

Они очень эмоциональные, простые. Пальчиковые игры как бы отражают объективную реальность окружающего мира - предметов, животных, людей, их деятельность, а также процессы, происходящие в природе.

Анализируя роль дидактических игр и игровых упражнений для развития мелкой моторики рук у детей с задержкой психического развития, мы сделали вывод о том, что большое влияние на развитие психических процессов оказывает тренировка мелкой моторики рук. Так как игра является основным видом деятельности детей, то осуществлять развитие мелкой моторики следует именно через игры и игровые упражнения.

В работе мы используем следующие упражнения:

"Блины". Положить кисти рук ладонями вниз, одновременно поворачивая их ладонями вверх. При выполнении движений кисти рук отрываются от стола.

"Кошечка". Положить кисти рук на стол ладонями вниз. Сжать пальцы обеих рук одновременно в кулак, а затем разжать их, разводя пальцы. При выполнении движений кисти рук отрываются от стола, и затем ладонь кладется на стол.

"Шалтай-Болтай". Положить правую кисть ладонью вверх, левую ладонью вниз. Одновременно поменять положение кистей рук  (более полный перечень игр представлен в нашей картотеке).

Важную роль в подготовке детей к письму играли освоенные ими разнообразные изобразительные графические умения. С этой целью детям предлагаются различные задания:

  • листы для раскрашивания готовых рисунков: изображение должно быть закрашено достаточно тщательно, ровно, аккуратно;
  • штриховка в заданном направлении: было необходимо соблюдать правила штриховки: не выходить за контуры фигуры, соблюдать параллельность линий;
  • написание различных элементов, букв и цифр на листочках в крупную клетку по образцу.
  • графические диктанты

Одним из параметров школьной зрелости является уровень развития моторики кисти ведущей руки, определяющий скорость и легкость формирования навыка письма. Все это развивает чувство ритма, ритмичность движений и графические навыки.

 В качестве поощрения используем детские наклейки, которые приклеиваем в тетрадку ребятам, успешно справившимся с заданием.

Работа по развитию мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития проводится систематически, ежедневно в детском саду. Ее эффективность зависит от следующих важных условий: системы упражнений; их содержания; доступности и посильности упражнений; объёма; частоты повторений; контроля и коррекции; личностных особенностей воспитанников; места и времени выполнения упражнений; сочетания индивидуальных и групповых форм упражнений; мотивации и стимулирования упражнений. Также в работе с детьми используем приемы самомассажа: поглаживание, растирание, разминание, выжимание, активные и пассивные движения. При самомассаже используются упражнения с грецкими орехами (разной величины) и массажными шариками. Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Он благоприятно влияет на организм человека, оказывая общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышая тонус, эластичность и сократительную способность мышц. Работоспособность утомленной мышцы восстанавливается быстрее под влиянием массажа.

Результатом систематического использования игровых упражнений является хорошо развитая средняя и мелкая моторика руки, зрительно-ручная координация, сформированность пространственного представления, мышления, речи, памяти, произвольного поведения.

В заключение можно сказать следующее: преодолевать трудности письма (неразвитость мелких мышц руки, несогласованность действий руки и глаза, специфические особенности двигательной сферы) необходимо начинать задолго до поступления в школу.
Упражнения по развитию мелкой моторики приносят тройную пользу ребенку: кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений руки, подготавливают к овладению письмом; формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте и, в-третьих, доказано, что развитие рук связано с развитием речи и мышления ребенка.

Литература:

  1. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. Учебно-методическое пособие. - М.: "Гном-Пресс", 1999 - 56с.
  2. Бот О.С. Игры и упражнения для тренировки тонких движений пальцев рук у детей с задержкой речевого развития. // Обучение и воспитание детей с нарушениями речи. - М.: 1982.
  3. Готовимся к школе. Программно - методическое оснащение коррекционно - развивающегося воспитания и обучения дошкольников с ЗПР. Под ред. С.Г. Шевченко. - М.: Ника - пресс, 1998. - 200с.
  4. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов. - М.: ООО "Издательство АТС", 1999. - 48с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК СРЕДСТВО ПОДГОТОВКИ РУКИ К ПИСЬМУ

«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев…»...

Развитие мелкой моторики рук ребенка дошкольного возраста как средство подготовки руки к письму

Развитие мелкой моторики рук ребенка дошкольного возраста как средство подготовки руки к письму...

«Подготовка руки ребенка 7-го года жизни к письму»

Консультация для родителей подготовительной к школе группы...

ПОДГОТОВКА РУКИ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НЕДОСТАТКАМИ РЕЧИ К ПИСЬМУ

Мелкая моторика – одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребенка. Форми...

ИЗГОТОВЛЕНИЕ ИГР СВОИМИ РУКАМИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Преимущество собственноручно сделанных дидактических в том, что их можно сделать из подручных средств, или из некоторых материалов: карандашей, цветной бумаги, красок.… Это гораздо дешевле, чем...