Конспект непосредственно-образовательной деятельности в средней группе по экологическому воспитанию на тему: «Здравствуйте, птицы!»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) по теме

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа № 2 «Образовательный центр» с. Кинель-Черкассы муниципального района Кинель – Черкасский Самарской области, структурное подразделение (д/с «Солнышко»)

 

 


Конспект непосредственно-образовательной деятельности
в средней группе по экологическому воспитанию
на тему:
«Здравствуйте, птицы!»

 

 

Провела воспитатель
Зайцева Елена Юрьевна

 

 


2015


Группа: средняя
Цель: систематизировать представления детей о перелетных птицах, особенностях их строения, образа жизни.
Задачи:
Образовательная:
- Закрепить представления детей о весне и ее признаках
- Продолжить формировать навыки называть птиц, различать их по внешнему виду
Воспитательная:
- Воспитывать бережное отношение к птицам
Развивающая:
- Развивать мышление, связную речь, слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику.
- Развивать любознательность, желание помогать и заботиться о птицах
Предварительная работа: рассматривание картинок с птицами, чтение стихов.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytoe_zanyatie.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа № 2 «Образовательный центр» с. Кинель-Черкассы муниципального района Кинель – Черкасский Самарской области, структурное подразделение (д/с «Солнышко»)

Конспект непосредственно-образовательной деятельности

в средней группе по экологическому воспитанию

на тему:

«Здравствуйте, птицы!»

Провела воспитатель

 Зайцева Елена Юрьевна

2015

Группа: средняя

Цель: систематизировать представления детей о перелетных птицах, особенностях их строения, образа жизни.

 Задачи:

Образовательная:

- Закрепить представления детей о весне и ее признаках

- Продолжить формировать навыки называть птиц, различать их по внешнему виду

Воспитательная:

- Воспитывать бережное отношение к птицам

Развивающая:

- Развивать мышление, связную речь, слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику.

- Развивать любознательность, желание помогать и заботиться о птицах

Предварительная работа: рассматривание картинок с птицами, чтение стихов.

Ход непосредственно образовательной деятельности

- Ребята, посмотрите сколько к нам пришло гостей. Мы очень рады видеть вас! А как еще можно выразить свою радость? (улыбнуться)

- Давайте улыбнемся гостям и друг другу и покажем, что мы очень рады нашей встречи.

 (запись звук  ручья)

- Ребята,  слышите, чья это песенка? (ручья)

- А почему запел ручей? (потому что пришла весна)

- Да, после холодной зимы пришла к нам снова весна. А хорошо ли вы знаете приметы весны. Давайте проверим. Предлагаю вам отгадать весенние загадки (отгадка картинка на слайде):

- что весной голубое, высокое, чистое? (небо) 

- что в небе легкое, белое, пушистое? (облако) 

- что с крыши свисает, капает, тает? (сосулька) 

- что весной темнеет, тает, водой убегает? (снег) 

- что весной бежит, журчит, поет? (ручьи) 

- весной она капает, звенит, поет? (капель) 

- что весной греет, светит, припекает? (солнце) 

- Солнышко выглянуло, стало теплее, веселее, светлее. Давайте представим, что мы попали в весенний лес. Весной в лесу все оживает, просыпается, наполняется тысячами различных звуков.

(запись «Звуки леса»)

- расскажите, что вы услышали? (птицы поют, шумят)

- А о чем поют птицы? (о весне, о солнце, о гнездах)

- А каких птиц вы знаете? (ворона, сорока, снегирь, синица…)

- А как мы называем птиц, которые зимуют у нас? (зимующие)

- А как называются птицы, которые прилетают к нам весной? (перелетные)

- А сейчас я познакомлю вас некоторыми перелетными птицами.

- Это птица грач. Перья у грача черные с фиолетовым отливом. Грачи всеядны, но главным образом питается червями и личинками насекомых, которых они находят, копаясь в земле своим крепким клювом. Весной грач прилетает весьма рано, еще лежит снег на полях. Отдохнут грачи и начинают вить гнезда. Вьют гнезда грачи на вершине высокого дерева. Гнездо строит из сухих сучьев, выстилает сухой травой, иногда клочками шерсти, тоненькими ветками, а также различным мусором. Грачи выводят своих птенцов раньше, чем другие птицы. Голос грача напоминает вороний, но более высокий. Большую роль играет грач в сельском хозяйстве, где на угодьях уничтожает личинок, жуков, вредных кобылок и грызунов.

- Какие птицы прилетают весной первыми?
- Что сразу начинают делать грачи?
- Где они вьют гнезда?
- Когда они выводят птенцов?

- Кого напоминает голос грача?

- Где большую роль оказывают грачи?

- А теперь давайте послушаем голос грача. (звучит аудиозапись) 

- Р., а теперь попробуйте отгадать загадки о перелетных птицах.

(звучит аудиозапись)

- Слышите, скворец поет, он на крыльях весну несет! (слайд ) Весной скворцы одними из первых прилетают в наши края. И не зря говорят: «Стоит появиться скворцам, и ручьи побежали тут и там».  Они заселяются в старые «квартиры» или находят новые, или же строят новые. В качестве подстилки они используют сухие веточки, корешки, стебельки, листья, шерсть и перья других птиц. Они имеют коричневый хвост блестяще-черного цвета, оперенье скворца отличает красноватым, фиолетовым и зеленоватыми оттенками.  Первыми прилетают папы скворцы, находят скворечники и начинают петь. Маму скворчиху призывают и чужих на свою территорию не пускают. А еще скворцы – настоящие певцы-пародисты. Они запоминают и копируют голоса многих птиц и не только, затем слагают свою песню. Питаются скворцы насекомыми, слизнями, червями, и оказывают человеку помощь, защищая растения от вредных насекомых. Так, что это за птица? (скворец)

- Как называют домики, которые люди строят для скворцов?

(звучит аудиозапись)

- А кто знает, что же это за птица? (слайд)  Это ласточка. Ласточка – это маленькая птица, которая прилетает к нам в конце весны - начале лета. Отличает ласточку от других птиц черный шелковый фрак, белая грудка и острый раздвоенный хвост.  Большую часть времени ласточки проводят в полете. Летает очень быстро. Строят ласточки свои гнезда под крышами. Питается насекомыми, находящимися в воздухе. Что же это за птица? (ласточка)

- Давайте же послушаем как же она поет. (звучит аудиозапись)

(звучит аудиозапись)

- Кто же так прекрасно поет? Соловей – один из самых знаменитых певцов среди птиц. Далеко разносится его чудесная песня. Поет он, сидя где-нибудь на ветке, не очень высоко от земли. Во время пения он забывает об опасности. А сам певец – серенькая, невзрачная птичка, чуть больше воробья, цвет перьев буровато-коричневый, на груди светлое в «пестринках» пятно. Глаза – черные блестящие «бусинки». Соловей появляется только в начале мая. Гнезда устраивает на земле или среди ветвей невысоких кустарников. Питаются птицы муравьями, жуками, бабочками. Клюют семена и ягоды. В конце лета эти птицы улетают на зимовку в далекие теплые страны.

- О какой птице я сейчас вам рассказала? (о соловье)

           1) Чёрный, проворный,

Кричит "Крак",

Червякам враг. (Грач)

2) Хочет — прямо полетит,

Хочет — в воздухе висит,

Камнем падает с высот.

И в полях поёт, поёт. (Жаворонок)

3) Прилетает к нам с теплом,

Путь проделав длинный,

Лепит домик под окном

Из травы и глины. (Ласточка)

4) На шесте - дворец,

Во дворце - певец. (Скворец)

5) Кто на ёлке, на суку

Счёт ведёт: ку-ку, ку-ку? (Кукушка)

6) Пёстрая крякуша

Ловит лягушек.

Ходит вразвалочку,

Спотыкалочку. (Утка)

7) Спереди - шильце,

Сзади - вильце,

Сверху - чёрное суконце,

Снизу - белое полотенце. (Ласточка)

8) На шесте - веселый дом
С круглым маленьким окном.
Чтоб уснули дети,
Дом качает ветер. На крыльце поет отец -
Он и летчик, и певец
. (скворец)

- Молодцы! Все загадки отгадали.

- Посмотрите-ка, сколько здесь птиц собралось и не разобрать – где перелетные, а где зимующие. Вам надо разделить картинки на две группы: на снежинку – зимующих, а на веточку – перелетных. Но для начала вам надо разделиться на две команды. Итак, приступаем.

(дети выполняют задание)

- Молодцы, обе команды справились с заданием.

Воспитатель:

- А для чего нужны птицы? (уничтожать насекомых-вредителей, радуют нас своим пением, яркой окраской)

- Надо ли охранять и беречь птиц? (да)

- Как? (делать скворечники, кормушки, подкармливать, не разорять гнезда, не собирать яйца птиц)

- Ребята, посмотрите на птиц, чем они все похожи? (у них есть клюв, перья, крылья, две лапки)

- Чем они отличаются друг от друга? (разная окраска, величиной, формой клюва)

- Р., для вас я приготовила вот такие перышки. Рассмотрите их. Чем перья отличаются друг от друга? (одни – маленькие, мягкие; другие – жесткие, длинные)

- Маховые перья у птиц длинные и прямые, растут по краю крыла. Именно они поддерживают птицу в полёте. Пуховые перья маленькие,  находится на теле и согревают птицу.

- Чтобы понять, как птицы летают возьмем карандаш. Какой он – легкий как перо или тяжелее?

- Я возьму и подброшу его вверх. Что произошло?

- Здесь можно сделать вывод, что тяжелые предметы не могут опираться на воздух. Давайте проверим, может ли воздух ненадолго удержать легкие предметы с широкой поверхностью. Возьмем лист бумаги и подбросим его вверх, попробуем тоже сделать и с перышком. Они также быстро упали, как карандаш? (нет)

- Какой можно сделать вывод? (легкие предметы с широкой поверхностью ненадолго удерживаются в воздухе)

- Сейчас на примере веера я вам покажу, как раскрываются крылья и хвост у птиц, когда они взлетают.

- С раскрытыми крыльями и хвостом птица становится широкой и может опираться на воздух. Взмахами крыльев птица отталкивается от воздуха и парит в небе. На земле раскрытые крылья и хвост мешают птице, поэтому она их складывает и прижимает к телу.

- Р., вы поняли почему птица может летать по воздуху?

- Давайте немного отдохнем: превратимся в птичек и полетаем стайкой.

Вылетайте, птички, на лужок,

Быстро делайте кружок.

Мы играем в стайку.

Стайка, полетай-ка!

Полетели птички, (Бежать на носочках по кругу друг за другом.)

Птички – невелички. (Размахивать руками, как крыльями.)

Птички летают,

Устали не знают.

Стоп!

Сели птички на дорожку, (Присесть, развернувшись лицом в круг.)

Поклевали птички крошки: (Стучать указательными пальцами, как   клювами, по полу.)

«Клю-клю-клю – поклюем,

Потом песенку споем». (Встать лицом  в  круг.)

- Сейчас я буду называть птиц, а если я ошибусь, то вы хлопайте

Прилетели птицы:

Голуби, синицы, аисты,

Вороны, галки, макароны

Прилетели птицы:

Голуби, куницы

Прилетели птицы:

Голуби, синицы, мухи и стрижи

Прилетели птицы:

Голуби, синицы, галки и стрижи,

Чибисы, чижи, аисты, кукушки,

Совы и ватрушки.

- Молодцы! Все были очень внимательными.

- О чем мы с вами сегодня разговаривали?

- Понравилось ли вам занятие?

- Что нового и интересного вы узнали?

- Спасибо вам за работу. Я приготовила для вас подарок, это раскраски с изображением птиц, которые вы сможете раскрасить после занятия. А также есть у меня еще для вас сладкий приз. (Раздаю угощение)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной музыкальной деятельности в средней группе с использование здоровьесберегающих технологий на тему «Осенняя прогулка»

Конспект непосредственно образовательной музыкальной деятельности в средней группе с использование здоровьесберегающих технологий на тему «Осенняя прогулка» Цель: Закрепление знани...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе по экологическому воспитанию (опытническая деятельность) «Совет юных экологов»

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе по экологическому воспитанию (опытническая деятельность)«Совет юных экологов»Цель: расширять знания детей о живой и неживой ...

Конспект непосредственно образовательной коррекционной деятельности в средней группе для детей с ТНР «Цыпленок потерялся». Формирование фонетической стороны речи Звук Ц.

Конспект непосредственно образовательной коррекционной деятельности в средней группе для детей с ТНР «Цыпленок потерялся». Формирование фонетической стороны речи Звук Ц....

Конспект проектной деятельности в подготовительной группе по экологическому воспитанию на тему: "Покормите птиц зимой"

Сегодня проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал ...

«Одуванчик для бабочки» (конспект непосредственно образовательной изобразительной деятельности в средней группе)

Развитие  умения детей работать с акварельными красками и кистью, рисовать способом примакивания  кисти; проведения сплошной линии сверху вниз всем ворсом. Знакомить детей с фазами развития ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе по патриотическому воспитанию на тему: «Люблю березку русскую»

Интеграция образовательных областей: «коммуникация», «познание», «социализация», «чтение художественной литературы», «музыка».Цель: прививат...

Конспект НОД в средней группе по экологическому воспитанию «По следам зимующих птиц…»

Данный конспект занятия разработан для расширения представлений детей о зимующих птицах Южного Урала: их внешнем виде, особенностях поведения и питания. Дети совершают путешествие в зимний лес вместе ...