Деревья. Экскурсии, целевые прогулки, наблюдения с детьми старшей группы.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Голенок Валентина Ивановна

Цель:
- расширять представления детей о деревьях, их значении в жизни челове¬ка;
-развивать любознательность детей, умение увидеть новое в знакомом мире растительного царства;
- воспитывать любовь к родному краю, бережное отноше¬ние к природе;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл derevya.docx19.67 КБ

Предварительный просмотр:

Деревья. Экскурсии, целевые прогулки, наблюдения с детьми старшей группы.

Наблюдение за деревьями в ближайшей роще.

Цель:

- расширять представления детей о деревьях, их значении в жизни человека;

 -развивать любознательность детей, умение увидеть новое в знакомом мире растительного царства;

- воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к природе;

- формировать экологическое мышление.

Методические приёмы:

Здравствуй, лес дремучий,

Полный сказок и чудес.

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной грозовою,

Что нам шепчешь на заре

Весь в росе, как в серебре.

Кто в глуши твоей таится:

Что за зверь, какая птица?

Все открой, не утаи,

Ты же видишь - мы свои.

- Ребята, подойдите к любому понравившемуся дереву, обнимите его, поздоровайтесь.

- Догадайтесь по описанию, о чем мы будем сегодня говорить: «...Они нас кормят и поят, одевают, дают кров и тепло, обеспечивают необходимыми предметами быта, лечат физические недуги и согревают душу».

- Верно, это растения, деревья. Нет на Земле человека, который не встретился бы с растениями, ведь жил человек не под открытым небом, а наверняка в доме. Даже если дом был сложен из кирпича, полы, окна, двери, мебель все равно были в нем деревянными.

- Ребята, а с какими предметами, сделанными из дерева, вам приходилось встречаться? Первые книжки, которые вам купили, были напечатаны на бумаге, сделанной из древесины. Рисовать вам помогают тоже деревья - ведь карандаши делают из кедровой дощечки.

Невозможно перечислить все то, что пришло к человеку при помощи деревьев. Уже за одно это растения достойны любви и уважения. Но ведь мы еще дышим кислородом, который вырабатывают для нас растения.

- Ребята, а что было бы, если исчезли леса? Верно. Значит, нам с вами надо заботиться обо всех растениях, чтобы ничего этого не случилось, а для этого надо больше узнать о них. Наша страна очень богата лесом. И вокруг нашего города он тоже растет. Лес этот необычный. В нем растут разные деревья. Кто из вас знает, как называется этот лес? Правильно, ребята, такой лес называют смешанным.

- Чтобы узнать, как называются деревья, которые нас сейчас окружают, мы с вами поиграем в игру «Найди такое же дерево» (детям раздаются карточки с названиями и изображениями различных деревьев). Дети выбирают те карточки, где изображены деревья нашей местности, обосновывают свой выбор.

- А сейчас давайте немного погуляем по лесу, понаблюдаем, а затем соберемся на этой поляне и расскажем, друг другу, что интересного довелось увидеть каждому из нас.

 

- Ребята, какое у вас настроение? Да, энергичное, радостное. А вы знаете, от чего это произошло? Деревья, как гостеприимные настоящие хозяева, отдали нам свои силы и энергию, улучшив настроение и прибавив здоровья.

-Вам понравился лес, в котором мы сегодня отдыхали? Хотели бы вы еще побывать здесь, чтобы он порадовал своей красотой? Тогда мы с вами должны собрать всю бумагу, пакеты, чтобы после нас не осталось на ней никакого мусора. Потому что в природе не существует бактерий, способных перерабатывать вещества, из которых изготавливают пластиковые пакеты, полиэтиленовые мешки, пластмассовые изделия. Если оставить их в лесу, они на столетия останутся мусором, уничтожающим живое. Их обязательно нужно уносить из леса.

Чтение стихотворения:

Все — от тополя у забора

До большого темного бора

И от озера до пруда —

Окружающая среда.

И еще и медведь, и лось,

И котенок Васька, небось?

Даже муха — вот это да!

Окружающая среда.

Я люблю на озере тишь

И в саду отраженья крыш,

Брать чернику люблю в лесу,

Барсука люблю и лису.

Я люблю тебя навсегда,

Окружающая среда.

По окончании санитарных работ все дети благодарят рощу и прощаются с ней


Наблюдение за листопадом.

 

Цель:

- развивать у детей реалистические представления о природе;

- обогащать словарный запас: заморозки, листопад;

- активизировать внимание и память детей,

- развивать логическое мышление: обучать умению сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи в явлениях природы, находить характерные признаки субъектов природы, делать обобщения;

- воспитывать экологическую культуру, интерес к природным явлениям.

 Методические приёмы:

Разноцветный парк,

Разноцветный сад.

Листопад начался!

Начался листопад!

Под ногами у ребят

Листья весело шуршат!

- О каком природном явлении говорится в стихотворении?

- Что означает слово «листопад»?

- Почему осенью листья опадают? Осенью листьям недостаточно солнечного света и тепла.

- Как деревья готовятся к зимним холодам? Да. Сбрасывая листву.

- Одинаков ли цвет листьев у разных пород деревьев? Расцветка листьев у разных деревьев неодинакова.

- Нравятся ли вам цветные листочки?

- Нравится ли вам их собирать? Почему?

Загадки:

Летом вырастают, а осенью опадают. (Листья).

Падают с ветки золотые монетки. (Листья осенью).

Заготовка и сушка листьев для аппликаций.


Наблюдение за деревьями.

Цель:

- обогащать представления детей о значении деревьев в жизни человека (оздоровительное, эстетическое, хозяйственное),

- формирование умения распознавать деревья по стволу, веткам, семенам;

- развивать умение видеть красоту дерева в разное время года;

- воспитывать желание заботиться о деревьях как о живых существах.

Методические приёмы:

- Какими стали деревья на участке? Рассматривание деревьев, кустарников издалека.

- Вы заметили ребята, что  в тени и на солнце яркость окраски разная?

Солнце как будто «зажигает» листву деревьев, краски становятся ярче наряднее. А вот жёлтые клёны, ясень, берёзы даже в тени «светятся», излучают свет.

     

         Осень на опушке краски разводила,

        По листве тихонько кистью проводила:

        Пожелтел орешник и зарделись клёны,

        В пурпуре осеннем только дуб зелёный.

        Утешает осень:

        Не жалейте лето!

        Посмотрите - роща золотом одета!

- Закройте глаза, послушайте осенние звуки. Какие звуки услышали?

-Какие запахи почувствовали? (Прелой листвы, дыма, запах пряной травы).

- Найдите деревья, у которых листья и жёлтого и красного цвета

- Найдите самое жёлтое дерево.

- Почему так говорят:

«Осень берёзе листочки позолотила, а осине - покрасила»?

- Выберите самую нарядную берёзу.

- Выстройте ряд из берёзовых листьев от самого светлого до самого тёмного.


«Как растут деревья?»

Цель:

- обогащать представления детей о значении деревьев в жизни человека (оздоровительное, эстетическое, хозяйственное);

- формировать умение называть характерные особенности строений разных деревьев и условий для их роста;

- воспитывать желание заботиться о деревьях как о живых существах.

Методические приёмы:

- Как вы думаете, что деревьям надо, для того чтобы они росли высокие, крепкие? Да, ребята, для роста требуется питание.

Из почвы растение получает воду и минеральные соли. Из воздуха - углерод, а зеленые листья перерабатывают солнечную энергию в крахмал, сахар, целлюлозу. В атмосферу выделяется кислород. Происходит процесс, обеспечивающий рост и развитие дерева. Диаметр дерева увеличивается постоянно, а кора нет — она лопается, отмирает и отваливается. Со временем рост веток замедляется. Новые клетки становятся твердыми, похожими на чешуйки, постепенно превращаясь в почки. Весной почки раскрываются или опадают, и отросток снова начинает расти.

- По количеству колец на древесине можно определить возраст дерева (предложить рассмотреть спилы разных деревьев).

- Как вы думаете, сколько этому дереву лет? А этому?

- А зачем деревьям кора? Да, кора защищает внутреннюю часть дерева или корня от высыхания и повреждений. Кора образуется в течение всей жизни дерева. Если дерево лишится тонкого слоя коры вокруг ствола, оно погибнет. Из коры деревьев изготовляют посуду и другие декоративные вещи (показать шкатулку из бересты).

- Какие бывают листья по форме? Листья похожи на круг, яйцо, ромб, иглу и другие формы.

- Почему листья деревьев окрашены в разные цвета? Потому что с наступлением холодов питательные вещества, собранные в листьях деревьев, поступают в ветви и ствол. Так как зимой выработка питательных веществ прекращается, зеленый цвет разлагается. С его исчезновением прочие краски становятся видимыми. И мы наслаждаемся разнообразием окраски деревьев. К осени клетки у основания листа разъединяются, порыв ветра срывает листья. Вечнозелёные деревья не сбрасывают листья целиком. Это происходит постепенно. Поэтому они всегда остаются зеленые.

- А теперь поиграем. Прикрепляются без всякого порядка на деревьях, находящихся на различных расстояниях, номера от 1 до 10, каждый ребенок оббегает все деревья от первого до десятого, коснувшись каждого из них рукой.

-Все мы любим ходить в поход, сидеть у костра. Но никто не задумывается о том, что от костра на лесной поляне остаётся незаживающая рана. Для того чтобы её залечить, лесу понадобится время. Сначала ветер приносит споры, через год появятся первые травы. Несколько позже появятся всходы деревьев.

- А теперь давайте соберем гербарий и другой природный материал для поделок и выставок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей . Весенние прогулки – наблюдения с детьми старшего дошкольного возраста

Консультация для родителей .Весенние прогулки – наблюдения с детьми старшего дошкольного возрастаЦель: составление рекомендаций для родителей по наблюдениям весной на прогулках с дошкольник...

Целевая прогулка по ПДД в старшей группе "Мы - пешеходы"

     Дошкольный возраст - это важнейший период, когда формируется человеческая личность.       Определить, правильно или неправильно ведет себя человек в тех ...

Конспект целевой прогулки «К перекрестку» в старшей группе

Значение целевых прогулок заключается в повышении интереса детей к родной природе, способствование воспитанию эстетических чувств.Проводятся с целью ознакомления детей с явлением или объектом при...

Консультация для родителей ДОУ. Зимние прогулки – наблюдения с детьми старшего дошкольного возраста

Консультация для родителей ДОУ.Зимние прогулки – наблюдения с детьми старшего дошкольного возраста По материалам интернета подготовила Кокоревич Р.Н. Огромная польза наблюдения.Природа окру...

Целевая прогулка к перекрестку в старшей группе компенсирующей направленности с ТНР(ОНР), проведенная в рамках недели безопасности.

Целевая прогулка к перекрестку в старшей группе компенсирующей направленности с ТНР(ОНР), проведенная в рамках недели безопасности.Цель: Расширение представлений детей о работе светофора пешеходного и...

Целевая прогулка "Осеннее путешествие в старшей группе"

Целевая прогулка «Осеннее путешествие» в старшей группеПровела –Канакаева  Марина Маевна.Возраст детей –старшая группа .Дата проведения-19 октября 2023 г.Цель: закрепить з...