Конспект познавательно – исследовательской деятельности в подготовительной группе. Гербарий – деревья на участке детского сада.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Овсянникова Ольга Викторовна

Цель: расширять и обогащать знания детей об особенностях осенней природы и деревьях на участке детского сада.

Задачи. Закрепить знания детей о строении листа.

Систематизировать знания о деревьях на участке детского сада, о том, как наступает листопад, продолжать знакомить с сезонными изменениями в живой природе.

Расширять и активизировать словарь по теме.

Формировать умения отражать знания, полученные опытным путем.

Создать условия для творческой деятельности детей – изготовление гербария.

Активизация словаря: хлорофилл, черешок, основание черешка, пробковый слой, листопад.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект познавательно – исследовательской деятельности в подготовительной группе. Гербарий – деревья на участке детского сада.

Цель: расширять и обогащать знания детей об особенностях осенней природы и деревьях на участке детского сада.

Задачи. Закрепить знания детей о строении листа.

Систематизировать знания о деревьях на участке детского сада, о том, как наступает листопад, продолжать знакомить с сезонными изменениями в живой природе.

Расширять и активизировать словарь по теме.

Формировать умения отражать знания, полученные опытным путем.

Создать условия для творческой деятельности детей – изготовление гербария.

Активизация словаря: хлорофилл, черешок, основание черешка, пробковый слой, листопад.

Предварительная работа: наблюдения, беседы, чтения художественной литературы. Совместно с родителями посадка деревьев на участке детского сада. Поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Деревья». Рассматривание деревьев на прогулке, экскурсиях в детском саду и дома.

Виды деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, продуктивная.

Формы организации деятельности: решение проблемной ситуации – ситуативный разговор, работа в творческой лаборатории, беседа, загадывание загадок.

Материал: листья разных пород деревьев, презентация «Лист», белый картон, клей ПВА, салфетки, иллюстрации деревьев, названия деревьев, лупы, простой и цветные карандаши.

Ход НОД

I часть. Мотивационный этап.

- Мы с вами в течение месяца очень хорошо потрудились. Мы изучили строение листа, узнали, почему осенью листопад. Что еще мы с вами сделали? (Собрали листья для гербария.)

- Мы потрудились как настоящие ученные-исследователи. Но как вы думаете, мы все сделали? (Нет не все. Ученые свои исследования записывают в специальные книги – энциклопедии)

- А мы можем создать небольшую энциклопедию о деревьях нашего участка?

- Что нам для этого понадобиться?

II часть. Основной этап.

- Но прежде чем приступить к работе, повторим все, что мы знаем о деревьях и листопаде.

1. Беседа о листопаде.

Уж пахнет в воздухе дождем,

Все холоднее с каждым днем.

Деревья свой наряд меняют,

Листочки потихонечку теряют.

Понятно всем, как дважды два -

Пришла … (осенняя пора)

Дни стали короче, Длинней стали ночи.

Урожай собирают. Когда это бывает?

(осенью)

- Почему вы решили, что это загадки про осень?

-По каким признакам можно определить, что пришла осень?

(Стало холодно, улетели птицы, опадают листья и т. д.)

- Какой признак осени самый красивый?

- Что происходит с листьями, прежде чем они опадут?

- Почему листья меняют цвет?

- Почему листья опадают?

- Что образуется в основании черешка? Где находится основание черешка? (выслушиваю ответы детей на каждый вопрос)

2. Повторение строения листа (презентация) .

- Вы все сказали правильно. А теперь напомните мне строение листа?

Лист – состоит из листовой пластинки и черешка.

- А мы можем заглянуть в середину листа? (Посмотреть в микроскоп)

- Мы с вами рассматривали листочки через микроскоп? Что вы там видели?

(На листовой пластинке видна сеточка. Сеточка – это сосуды, по которым движется вода, питательные вещества.)

- Но если заглянуть в середину листа, через микроскоп ученого, который увеличивает в тысячи раз, то мы увидим, что в каждом листике полным-полно чудесных зеленых зерен.

- Как называются эти зеленые зернышки? Кто помнит? (Хлорофилл)

- Кроме зеленых зернышек в листьях есть еще и другие – желтые, красные, бордовые. Пока работали зеленые зернышки, других зернышек видно не было, но растворились зеленые – и остались только желтые, красные, бордовые. Вот листья и изменили свой цвет.

3. Беседа «Деревья нашего участка».

- Мы с вами вспомнили, строение листа и что такое листопад. Но ничего не рассказали о самих деревьях.

- Какие деревья растут на участке детского сада? (Вяз, береза, рябина, клен, дуб)

- У всех деревьев листья одинаковые по форме? Как мы узнаем, от какого дерева лист? (По форме листа) (Березовый лист, кленовый лист, рябиновый, дубовый)

- А расцветка у всех листьев осенью одинаковая? (У березы – желтая, клен – желтый и красный, рябина – бордовая, дуб – коричневый)

4. Исследовательская и продуктивная деятельность.

- Молодцы! Теперь вы готовы к выполнению научной работы.

- Нам надо будет разделиться на пять групп по два человека. Каждая группа будет собирать материал об одном дереве. (Иллюстрация дерева, листочек из гербария, рисунок листа – как он выглядит, если рассмотреть его через микроскоп)

- Вы можете еще раз рассмотреть свои листочки через лупу. Рассмотреть форму листа. Проходите за столы. Приступайте за работу.

Каждая подгруппа рассказывает о своем дереве. Воспитатель дополняет.

III часть. Итоговый этап. Рефлексия.

- Что мы сегодня делали? Вам понравилось? Какое у вас настроение?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе на тему: "Воздух-это жизнь"

Развитие у детей способностей устанавливать причинно-следственные связи на основе элментарного эксперимета...

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе. Тема «8 марта».

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности к 8 марта....

Конспект познавательно - исследовательской деятельности в подготовительной группе на тему «Люблю березку русскую». Воспитатель Ивлева Татьяна Иосифовна

Цель: создать условия для ознакомления детей с березой, как символом России.Задачи:Образовательные:Создать условия для ознакомления детей с березой, как с символом страны, национальным деревом. Формир...

Конспект познавательно - исследовательской деятельности в подготовительной группе на тему "Зимующие птицы"

Формирование умений у детей распознавать перелетных и зимующих птиц, создание условий для развития умения сравнивать, анализировать, делать выводы в познавательно - исследовательской деятельности....

Конспект познавательно - исследовательской деятельности в подготовительной группе по теме " Почему мы с лесом дружим, для чего он всем нужен? "

Тема: «Почему мы с лесом дружим, для чего он всем нужен?»Интеграция с образовательными областями:«Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Ху...