Викторина по экологии "Звёздный час"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Гусарова Ирина Александровна

Викторина предназначена для детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД  № 68 «РОМАШКА»

                Подготовила

воспитатель первой квалификационной категории

Гусарова Ирина Александровна

г. Нижневартовск

2016

Экологическая викторина «Знатоки природы»

(старший дошкольный возраст)

Цель: расширить, пополнить и углубить знания детей в рамках дошкольной программы по эколого-биологическому разделу: устанавливать причинно-следственные связи в явлениях природы, находить характерные признаки субъектов природы, углубляя представления об окружающем мире; развивать у детей способность к анализу, синтезу, самоконтролю; формировать социально-активную  жизненную позицию детей в решении экологических проблем и охраны природы; воспитывать чувство товарищества, уважение к партнёрам и соперникам по игре.

Материал: эмблемы с изображением птиц, два обруча, символы «Север»- «снежинка», «Юг» -  «солнышко», фотозагадки: экологические знаки, времена года, карточки с изображением листа берёзы, рябины, осины, гриба; картинка с изображением птиц на кормушке; карточки с изображением овцы, лошади, коровы, свиньи; природный материал: шишка сосны, ели, кедра; картинки с изображением поступков детей в природе; набор картинок с изображением  разных ягод (в том числе, ягод нашего края); картинки разных животных и их хвостов.

Методические приёмы:  ТСО, художественное слово, игровая мотивация – игра-викторина «Знатоки природы», загадки о природе, логическая игра «Подбери слова», игры-загадки  на смекалку, фотозагадки, пословицы и поговорки, проблемные ситуации, игра «Перелётные и зимующие», развивающие игры: «Собери ягоды нашего края в туесок», «Чей это хвост?».

Предварительная работа с детьми: систематические наблюдения в природе, чтение природоведческой литературы, экскурсии и целевые прогулки в природу, циклы  познавательных занятий по знакомству детей  с природой нашего края.

Ход викторины:

Ведущий:  Здравствуйте уважаемые гости, здравствуйте, ребята! Мы рады приветствовать Вас на игре «Знатоки природы!»

Игра посвящена природе родного края. (Звучит аудиозапись шума дождя, пение птиц в лесу).

А начнем игру со стихотворения поэта В.Бокова:

Ты, человек, люби природу,

Хоть иногда её жалей.

В увеселительных походах

Не растопчи её полей.

В вокзальной сутолоке века

Ты оценить её спеши.

Она - твой давний, добрый лекарь,

Она союзница души. . .

Не жги её напропалую

И не исчёрпывай до дна.

И помни истину простую

Нас много, а она одна.

Эти слова заставляют нас задуматься, что станет с окружающей природой, если мы не научимся любить природу, понимать её ценность. В ходе игры вы  проверите свои знания о природе нашего края и умение работать командой.

Итак, мы начинаем игру-викторину «Знатоки природы». В игре участвуют две команды (название команд). Представляю вашему вниманию наше жюри. Игра будет проходить в несколько туров. Каждый тур имеет свои правила, которые будут сообщены перед его проведением. Пусть победит сильнейший. Желаем всем удачи!

Каждая команда представляет свой девиз.

Начинаем отборочный тур: «Отгадай загадку».

  1. Не портной, а всю жизнь с иголками ходит. (Ёж)
  2. Кто с высоких сосен в ребятишек шишку бросил? (Белка)
  3. Любит груши и мёд, сладкоежкою слывёт,

А ещё могу сказать, очень любит он поспать. (Медведь)

     4.  Рыжая, с пушистым хвостом, живёт в лесу под кустом. (Лиса)

     5.  Маленькие ножки, боится кошки,

          Живёт в норке, любит корки. (Мышь)

  1. Сердитый недотрога живёт в глуши лесной,

Иголок очень много, а нитки ни одной. (Ёж)

  1. Кто зимой холодной, ходит злой, голодный? (Волк)
  2. Он хозяин леса строгий, а поспать любит в берлоге,

Страшно может он реветь, кто скажите он? (Медведь)

  1. Быстрый, маленький зверёк по деревьям скок да скок. (Белка)
  2. Запорошила дорожки, разукрасила окошки,

Радость детям подарила и на санках прокатила. (Зима)

  1. Меня всегда в лесу найдёшь,

Пойдёшь гулять и встретишь:

Стою  я колючая, как ёж, зимою в платье летнем. (Ель)

  1. Хоть верь, хоть не верь.

Пробежал по лесу зверь,

Нёс на лбу он неспроста,

Два развесистых куста. (Лось)

  1. Одеяло белое не руками сделано,

Не ткалось, не кроилось,

С неба на землю свалилось. (Снег)

     14. Я берёзку качну, я тебя подгоню,

           Налечу, засвищу, даже шапку утащу.

           А меня не видать.  Кто я? Можешь отгадать? (Ветер)

По итогам отборочного тура выбирается по 7 участников игры.

1 тур «Ты – мне, я - тебе».

- Ребята, начинаем первый тур. Я прошу вас быть внимательными, находчивыми. Внимание! Вопросы будете загадывать команде-сопернице.

(достают любой вопрос: зелёные карточки – о растениях)

  1. Дерево – символ нашей Родины? (Береза)
  2. Почему деревья сбрасывают листву на зиму?
  3. Какие лекарственные травы лечат простуду? (мать-и-мачеха, подорожник, душица, мята)
  4. Что будет, если исчезнут все растения?
  5. Признаки начала осени в живой природе (желтеют листья берёзы)
  6. В какое время года на деревьях распускаются листочки? (весной)

За каждый правильный ответ знатоки получают фишку.

Игра со зрителями-болельщиками: «Подбери слова»

  1. Лес может быть густым, а может быть и … (редким)
  2. Волк – зверь большой, а ёж …(маленький)
  3. Лось – могучий, т.е. …(крупный, огромный)
  4. Весна бывает ранняя, а бывает … (поздняя)
  5. Ягоды малины сладкие, а ягоды рябины … (горькие)
  6. Цветы сирени ароматные, т.е. … (душистые ,пахучие)
  7. Январь год начинает, а декабрь …(кончает)
  8. Зимой, особенно в феврале, часто бывают метели, т.е. …(вьюга, пурга).

2 тур «Фотозагадки».

- Продолжаем викторину. Вашему вниманию предлагаются загадки на белых карточках:

1. Что означает этот знак? (экологические знаки -  по выбору ведущего)

2. Фотозагадка: какое время года изображено на картине? (по выбору  ведущего – весна, осень, зима, лето)

3. Что неправильно нарисовал художник на картине? (на фоне летнего леса бежит белый заяц)

4. С какого дерева лист? (на листе бумаги нарисован лист берёзы, рябины, осины – по выбору ведущего)

5. С какого дерева шишка? (шишка сосны, ели, кедра – по выбору ведущего)

6. Что за гриб? (загадка - иллюстрация)

7. Какие птицы прилетели на  кормушку? (загадка-иллюстрация)

8. Назовите детёнышей этого зверя (овца, лошадь, корова, свинья – по выбору ведущего)

За каждый  правильный ответ знатоки получают фишку.

Игра со зрителями и болельщиками.

- Этого замечательного мышонка получит тот, кто скажет мне, под каким кустом во время дождя сидит заяц? (под мокрым)

3 тур «Домашнее задание» (пословицы и поговорки о бережном отношении к природе)

Итог 3 тура.

4 тур «Кто из детей поступает правильно, а кто нет»

- Задание: на картинках изображены правильные  и неправильные поступки.  Обведите только те картинки, на которых поступки детей вам нравятся.

Итог 4 тура.

Игра со зрителями и болельщиками: «Перелётные  - зимующие»

- У детей иллюстрации с изображением перелётных и зимующих птиц, на полу два обруча, в них на подставках символ «снежинка» - «Север», «солнышко» - «Юг». Под музыку дети (птицы) бегают по залу, на сигнал находят своё место.

5 тур «Собери ягоды нашего края в туесок»

- Задание: собери в туесок  только те ягоды, которые произрастают в лесах нашего северного края.

Итог 5 тура.

6 тур. Логическая задача: «Чей это хвост?»

- Задание: подбери каждому животному свой хвост.

Итог 6 тура.

Игра со зрителями и болельщиками: эта поделка достанется тому, кто ответит на трудный вопрос: когда чёрной кошке легче всего пробраться в дом? (когда дверь открыта).

Подведение итогов, награждение победителей (Одной команде вручается настольно-печатная игра природоведческого направления, а команде - победителю игры- викторины – книга о природе).

- Дорогие дети! Было очень приятно и полезно встретиться всем вместе. Мы рады, что все вы приняли активное участие в нашей экологической игре-викторине «Знатоки природы». Среди нас проигравших нет: в выигрыше все. Надеемся, что вы, дети, ещё больше будете любить природу, проявлять больший интерес к ней, оберегать её. Любить можно то, что хорошо знаешь. Наша игра показала, что у наших детей имеется много знаний о природе нашего края.



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД  № 68 «РОМАШКА»

                

Подготовила

воспитатель первой квалификационной категории

Гусарова  Ирина Александровна

г. Нижневартовск

2016

Экологическая викторина

«Звёздный час»

 (старший дошкольный возраст)

Цель: Расширить и углубить знания детей в рамках дошкольной программы                                                                     эколого-биологоческой направленности: продолжать учить детей устанавливать причинно-следственные связи в явлениях природы; находить характерные признаки субъектов природы, углубляя представления об окружающем мире; развивать у детей способность к анализу, синтезу, самоконтролю; формировать социально-активную жизненную позицию детей в решении экологических проблем и охраны природы; воспитывать бережное отношение к природе.

Материал: Телевизор, игрушка сова, грамм запись, развивающие игры «Дерево-ветка», «Времена года», набор картинок с изображением ягод, грибов, перелетных и зимующих птиц, фишки, карточки с изображением предметов быта хантов, фломастеры, два обруча, туча и солнце на подставках.

Методические приемы: Игровая мотивация – игра «Звездный час», запись голоса совы, загадки, стихотворение «Лесные правила», развивающие игры «Дерево-ветка», «Съедобные и ядовитые», «Времена года», «Перелетные и зимующие», вопросы логического характера, малоподвижная игра «Весёлый бубен», хантыйская народная игра « Ручейки – озёра», музыкальная импровизация.

                             

                                     Ход игры:

Ведущий: Ребята, вы любите смотреть телевизор? Какие передачи вам нравятся? А хотите посмотреть телевизор прямо сейчас? Итак, включаем. (Имитация, на экране появляется сова.)

Сова (голос в записи): Здравствуйте ребята. Вы меня узнали? Правильно, все называют меня «Мудрая Сова», потому что я знаю обо всём, что происходит в природе и хочу знать, есть ли среди ребят такие же умные и сообразительные. Предлагаю  провести игру - викторину. А участником сможет стать тот, кто умеет отгадывать загадки.

 Дети отгадывают загадки, получают фишки. Отгадавшие по две загадки, становятся участниками викторины, остальные дети – зрители.

Отборочный тур «Отгадай загадку».

1. Запорошила дорожки, разукрасила окошки,

    Радость детям подарила и на санках прокатила. (Зима)

2 Меня всегда в лесу найдёшь. Пойдёшь гулять и встретишь:

   Стою колючая, как ёж, зимою в платье летнем. (Ель)

3. Я на розу так похож. Разве он не так хорош?

   Но зато его плоды всем пригодны для еды. (Шиповник)

4. Не море, не земля, корабли не плавают, а ходить нельзя. (Болото)

5. Есть один такой цветок. Не вплетёшь его в венок,

    На него подул едва – был цветок, и нет цветка. (Одуванчик)

6. Хоть верь, хоть не верь. Пробежал по лесу зверь,

    Нёс на лбу он неспроста два развесистых куста. (Лось)

7. Хозяин лесной просыпается весной,

    А зимой под снежный вой спит в избушке снеговой. (Медведь)

8. Одни поют на ветках и в воздухе парят,

    Другие в тесных клетках печальные сидят. (Птицы)

9. На горке и под горкой, под берёзой и под ёлкой,

   Хороводами и в ряд в шапках молодцы стоят. (Грибы)

10. Одеяло белое не руками сделано, не ткалось и не кроилось,

    С неба на землю свалилось.( Снег)

11. Не снег и не лёд, а серебром деревья уберёт. (Иней)

12. Я берёзку качну, я тебя подгоню,

     Налечу, засвищу, даже шапку утащу.

    А меня не видать. Кто я? Можешь отгадать. (Ветер)

       

По итогам отборочного тура выбирается 6 участников игры.

1тур. «Знаешь ли ты коренных жителей севера».

- Ребята, скажите, в каком округе мы живём? (ХМАО). А где он находится? (на севере России)

Задание: На карточках  изображены  житель севера, европеец, чум, изба, олень, лось. Обвести все рисунки, которые относятся к жизни коренных жителей севера.

Подводится итог тура, один ребёнок выбывает.

Игра – пауза. Хантыйская народная игра « Ручейки и озёра».

- А сейчас я предлагаю отдохнуть и поиграть в хантыйскую народную игру «Ручейки и озёра»

2тур. «Реши задачку»

- Продолжим викторину. В конверте у меня задачки, которые посложнее любой загадки.

  • У животного две пары ног, две правые ноги, две левые ноги, две ноги впереди, две ноги сзади. Сколько всего ног? (4).
  • Наступил долгожданный январь, и зацвела одинокая дикая яблонька, а потом ещё 3 липы. Сколько зацвело деревьев. (В январе деревья не цветут).
  • Кто про себя может сказать: «Живу в норе, там сплю, отдыхаю, затем охотиться начинаю. Ищу мышку – полёвку, хочу зайца поймать, да мне его не догнать». (Лиса).
  • А это про кого? «Зимой я сплю, зарывшись в тёплую нору, готовлю с осени запас, грибы и ягоды припас». (Ёж).

 Четверо детей ответивших на вопросы, продолжают игру.

3тур. Игра «Времена года»

Задание: Кто быстро и правильно подберёт картинки к времени года.

Игра – пауза. «Весёлый бубен».

Дети встают в круг, передают бубен, по окончании слов имитируют движения животных нашего края.

  • Ты катись весёлый  бубен

Быстро, быстро по рукам.

У кого остался бубен,

Тот движение покажет нам.

4тур. Игра «Съедобные и ядовитые».

Задание: Собрать в корзинки съедобные грибы и ягоды, а ядовитые оставить на полянке ( участвуют 3 человека).

Игра – пауза. «Перелётные – зимующие»

У детей иллюстрации с изображением перелётных и зимующих птиц, на полу два обруча, в них на подставках облако и солнце. Под музыку дети (птицы) бегают по залу, на сигнал находят своё место.

5тур. Игра «Подбери ветку и плод к дереву»

Загадка «Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает». (Дерево).

 Задание: Подбери к каждому дереву ветку и плод (участвуют 2 человека).    

Сова (голос в записи): Молодцы, ребята, я вижу, что вы все хорошо знаете природу, а всегда ли соблюдаете правила поведения в лесу  и парке.

             Если в лес пришёл гулять, свежим воздухом дышать.

             Бегай, прыгай и играй, только чур не забывай.

             Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь.

             Испугаются зверушки – убегут с лесной опушки.

             Ветки дуба не ломай, никогда не забывай

             Мусор с травки убирать, зря цветы не надо рвать,

             Из рогатки не стрелять, в лес приходят отдыхать.

             Бабочки пускай летают, ну кому они мешают?

             Зря не нужно их ловить, топать, хлопать, палкой бить.

-Воспитатель по ходу стихотворения выставляет на мольберт картинки с изображением ежа, мухомора, птицы, ландыша, бабочки.

Ведущий: Пришла пора подвести итоги.

- Детям вручается настольно – печатная игра природоведческого характера, а победителю викторины - книга о природе.

           

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина «Что ты знаешь о космосе». Вопросы для проведения викторины и мультимедийная презентация.

Материал поможет систематизировать знания детей о планетах солнечной системы, космонавтах, космической технике; развить логическое мышление и коммуникативные навыки, актуализировать  словар...

Викторина для детей подготовительной группы «Олимпийская викторина»

Цель:Познакомить с историей олимпийского движения;Расширять знания о спорте.Развивать память, мышление;Активизировать словарь детей по теме;Развивать физические качества: ловкость, скорость;Воспитыват...

Викторина с ответами для детей 5-7 лет на тему: Животные. Викторина с ответами для детей старшего дошкольного возраста.

Данная викторина предназначена для детей старшего дошкольного возраста. Материал может быть полезен как педагогам дошкольного учреждения, так и родителям. Его можно включить в занятие по лексическим т...