Открытое занятие в старшей группе по «Ознакомлению с окружающим миром»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Остраница Светлана Евгеньевна

НОД "Путешествие в Африку" - Знакомство детей с природными зонами материка Африки - пустыня, саванна, джунгли.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_okruzhayushchemu_miru-puteshestvie_v_afriku.docx992.09 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое занятие в старшей группе

по «Ознакомлению с  окружающим»

Педагог: Остраница С.Е.

Тема: « Путешествие в Африку»

Цели:

Обучающие

  • Познакомить  детей с природными зонами материка  Африки – пустыня, саванна, джунгли; расширить представление о растительном и животном мире материка;
  • Формировать представления о взаимосвязях живых организмов со средой обитания.

Развивающие

  • Развивать речь детей, учить сопоставлять, анализировать, обобщать.
  • Обогащать словарный запас детей через ознакомление с животным и растительным миром Африки.
  • Развивать  внимание, память, мышление, моторику руки.
  • Ввести в словарь слова: баобаб, лианы, гепард.

Воспитательные

  •  Формировать доброжелательное отношение друг к другу.
  • Воспитывать любознательность, толерантности, создавать положительный фон в группе, развитие любви к природе, эстетические чувства, стремление беречь природу.

  ,

Оборудование для занятия:

Глобус, географическая карта,  набор игрушек африканских животных, макеты природных зон Африки, макеты животных, д/ игра «Сложи картинку»;

аудиозапись «Звук летящего самолета», «Пение птиц», «Рычание льва»

 

Предварительная работа

Для родителей вывешиваются рекомендации со списком книг, которые можно прочитать детям, например: сказки Киплинга «Откуда взялись броненосцы», «Маугли», «Рики-Тики-Тави»; детские энциклопедии, например, «Животный мир».

Занятия: развитие речи «Там, где нет зимы»; ознакомление с художественной литературой «Сказка Р. Киплинга «Слоненок», лепка «Обезьянка на пальмах»; аппликация «Заморский натюрморт», конструирование «Попугай»; рисование «Жил-был лев».

Ход занятия

I.Организационный момент

             Установка на занятия

Заходят под музыку Африки

-Ребята давайте поздороваемся с нашими гостями. (Дети здороваются)

-Собирайся детвора

Заниматься нам пора.

В гости Африка нас ждет,

Все садимся в самолет.

Педагог: - Ребята вы догадались, куда мы сегодня отправимся? (в Африку)

(дети друг за другом идут по кругу. Вокруг глобуса (на полу).

II. Основная часть

1. Актуализация опорных знаний:

 Работа с глобусом  и географической  картой на коврике

Педагог:

- Что это? (ответы детей)

-Это глобус,  макет нашей планеты - Земля. Что мы видим на глобусе? (ответы детей)

- Какой формы наша планета Земля? (ответы)

- Что мы видим на глобусе? (ответы)

- Каким цветом изображают на глобусе леса, поля, луга? (Леса, поля, луга изображают зеленым цветом)

- Что обозначено голубыми и синими красками? ( Голубыми и синими красками изображают реки, моря, океаны)

- А пустыни, каким цветом? Почему желтым? (Пустыни – песок)

-Это что? (показывает на карту)

Я знаю, что все вы любите путешествовать, открывать что-то новое. Вот и сегодня я предлагаю вам совершить путешествие на самолёте.  Завели моторы….

- Ой, что это? (лежит конверт) Кто-то нам оставил письмо, давайте посмотрим, что в нем.

2. Активизация познавательной деятельности

 Дидактическая  игра «Собери картинку».

Давайте  соберем картинку, которая у вас на столе в конверте.

Педагог:

- Рассмотрите картинки.

-Как вы думаете, природа какого материка на них изображена? (На картинке природа Африки, давайте сравним ее (карта на полу, прикладывают кусочек Африки) Какой это материк? (ответы детей)

- Покажите этот материк на карте.  

 Детский поэт К. Чуковский написал стихотворения об Африке «Бармалей» и «Доктор Айболита»)

Давайте вспомним, куда Таня с Ваней отправились гулять? (ответы)

-Вдоль по Африки гуляют, фиги-финики срывают,-

Ну и Африка!

Вот так Африка!

- А доктор Айболит, куда отправился лечить зверей?

«Приезжайте. Доктор в Африку скорей

И спасите доктор наших малышей!»

-Какими цветами раскрашена Африка (ответы детей)

 

Воспитатель: Отправляемся в путь! Завели моторы, полетели.

3.  Изучение  нового материала

           План

  1. Пустыня
  2. Саванна
  3. Джунгли

Педагог: - Куда это мы попали?

-Что изображено желтым цветом? (ответы)

-Молодцы! Что такое пустыня, как вы думаете? (пустыня от слова пусто, пустынно)

-Пустыни на карте еще  обозначаются светло-коричневым цветом.

- Здесь дуют горячие ветра, годами не бывает дождей.

Педагог: Как вы думаете, могут ли в этом месте жить растения? (ответы)

Педагог: А какие растения там живут? (ответы) Показать кактус 

-Как же они обходятся без воды? (ответы)

  C:\Users\Света\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\PIC_0640.jpg

Вывод: (У кактуса нет листьев, и вода не испаряется) 

Загадка:

“Зверь я горбатый,
Нравлюсь ребятам”.

Кто это? (верблюд, показ иллюстраций)

Верблюда еще  называют кораблем пустыни.

Верблюды перевозят тяжелые грузы, людей. Это очень сильные и выносливые животные.

- ребята здесь так жарко, давайте уедем  отсюда?

- На чем поедем? (на верблюдах)

Изображают, как едут на верблюдах.

Впереди - Африканская саванна (показ иллюстрации). 

C:\Users\Света\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\PIC_0638.jpg  C:\Users\Света\Desktop\фото\DCIM\100JVCSO\PIC_0625.JPG

Садимся в круг

-Чем покрыта земля в саванне? (травой)

-В жаркое время здесь все высыхает, трава становится желтой, а в дождливое все расцветает и трава становится сочной, зеленой.

Она здесь всегда густая: желтая сухая, когда нет дождя и зеленая сочная после дождей. Кое-где растут гигантские деревья. Это баобабы (показ иллюстрации).

-Это удивительные деревья, при небольшой высоте, имеют очень толстый ствол, который достигает в диаметре) метров. Чтобы его обхватить нужно взяться за руки всей группе детского сада. ( Давайте посмотрим, на сколько большой ствол у Баобаба)

Ствол баобаба перенасыщен водой.        

Вывод: Зачем это дерево накапливает воду? (чтобы в засушливый период питаться своими запасами). Садимся в  круг

Педагог: что это за звуки? Слышите? (Применение звукового дизайна, т.е. различные голоса птиц и животных). Давайте, послушаем! (Несколько минут релаксации, когда дети стараются не издавать каких-либо посторонних шумов, а стараются вслушаться в голоса природы, шепотом высказать свои предположения кто же это мог бы быть).

послышался грозный рык (аудиозапись) - Что за зверь рычит? (лев, показ иллюстрации).

Кто это так рычит? (ответы)

 -Чем питаются львы? (мясом других животных)

 (их добычей становятся зебры, жирафы, антилопы, газели) (показ иллюстраций).

В саванне очень трудно спрятаться, там нет густых зарослей.

-Как же животные спасаются от хищников? (зебры, газели, антилопы)

Ответы:  очень быстро бегают.

Загадка:

 “Что за коняшки,

на всех тельняшки” (зебра).

Чем питается зебра? (ответы)

-Почему зебра полосатая? (чтобы прятаться в траве)

Педагог: загадывает загадку

- Он высокий и пятнистый,
С длинной - длинной шеей,
И питается он листьями -
Листьями деревьев

(жираф)

- как вы думаете почему у жирафа длинная шея? (чтобы доставать до листьев )

-Чем питается жираф?(листочками деревьев)

- как вы думаете, почему зебра и жираф не дружат со львами, гепардами (потому что они хищники и питаются их мясом).

Вывод: Где мы сейчас с вами были? (в саванне) Савано – это покрывало.

Воспитатель: Может, продолжим нашу дорогу, только на машине (встали паровозиком)? C:\Users\Света\Desktop\старшая гр\PIC_0637.JPG   C:\Users\Света\Desktop\старшая гр\PIC_0635.JPG

(едут дальше) Куда это мы попали?

Дети: Джунгли (В тропический лес) 

- Ой, куда это мы попали?

 Тропический лес ещё называют джунглями. Здесь большая влажность и тепло. В джунглях растут очень высокие деревья, различные травы, грибы, лианы, папоротники. Лианы – это вьющиеся растения. Лиане не хватает света и поэтому она цепляется за ствол дерева, обвивается вокруг него и постепенно как бы ползет по нему. Джунгли – это царство обезьян. Здесь их водится очень много. Обезьяны живут на ветвях деревьев и здесь же находят пропитание.

 Физкультминутка “Обезьянка”

 Про зверей
1.В Африке жирафы делают вот так!
2.Цветные попугайчики крылышками «бяк-бяк-бяк».
3.А удавы в узелок «хлоп-хлоп-хлоп».
4.А слонята топают «топ-топ-топ».
И ушами хлопают «хлоп-хлоп-хлоп».
5.Обезьянки прыгают «прыг-прыг-прыг»
И ногами дрыгают «дрыг-дрыг-дрыг».
6.А теперь мы как мартышки дружно прыгаем вприпрыжку.

III. Заключительная часть

  1. Закрепление пройденного материала

         

               Д/игра

 

Педагог: Мне бы хотелось узнать знаете ли вы животных Африки. Сейчас мы проверим. Я буду показывать вам картинки, если животное живет в Африке – вы  хлопните в ладоши, если нет – топните ногой.

(Детям показываются картинки с изображением различных животных).

Слон, лиса, носорог, заяц, волк, обезьяна, лось, енот, жираф, барсук, зебра, лев, белка, верблюд, ёж, крокодил, хорёк, черепаха, тигр.

           Самостоятельная работа детей   

  Задание:

Разместить животных по природным зонам, по среде их обитания.

 

  Беседа с детьми

 Назовите природные зоны Африки.

- Кто живет в пустыне?

-Кто живет в саванне?

- Кто живет в джунглях?

-как называется растение, которое растет в джунглях, она цепляется за стволы дерева, обвивается вокруг него. (Лиана)

-как называется дерево с большим стволом (картинка)? (Баобаб)что такое савано? (покрывало)

 

C:\Users\Света\Desktop\старшая гр\PIC_0670.JPGC:\Users\Света\Desktop\старшая гр\PIC_0678.JPG

Педагог: Наше путешествие завершилось. На память я хочу вам подарить по картинке с силуэтом животного, вечером вы сможете ее раскрасить и вспомнить о самом жарком материке Африка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром "Царство диких зверей"

Занятие в старшей группе актуализирует знания детей по теме «Царство диких животных». Комплексный подход к занятию развивает связную речь, слуховое и зрительное внимание, логическое мышление, общую и ...

Конспект открытого занятия в старшей группе по ознакомлению детей с окружающим миром. Тема: На чем мы путешествуем.

Развивать интерес к познанию окружающего мира. Закреплять представления о богатстве рукотворного мира. Подводить детей к сознанию того, что предметы рукотворного мира созданы по подобию объектов приро...

Открытое занятие в старшей группе по ознакомлению окружающего мира дошкольников с предметным миром на тему "Путешествие в прошлое телефона".

Открытое занятие в старшей группе по ознакомлению окружающего мира дошкольников с предметным миром на тему "Путешествие в прошлое телефона"....

Конспект открытого занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром «Свойства воздуха».

Конспект открытого занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром «Свойства воздуха»....

Конспект открытого занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром на тему «Удивительная вода» (экспериментально- исследовательская деятельность)

Дети очень любознательны и наблюдательны. Познание окружающего мира через увлекательные опыты и эксперименты открывают новые и интересные факты об окружащем мире....

Конспект открытого занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром «Здоровый образ жизни»

В целях формирования у детей старшего дошкольного возраста  познавательной активности в образовательных областях «Здоровье», «Безопасность», «Физ...

Открытое занятие в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром «Где вода — там жизнь», с применением технологии исследовательской деятельности.

Открытое  занятия  в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром   «Где вода — там жизнь»,...