Педагогический проект "Растения у водоема"
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Колеватова Галина Николаевна

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели группы, родители.

Цель проекта: знакомство с разнообразием цветущих растений у водоёма, их связью со средой обитания.

Задачи проекта:

·         Расширение и уточнение представлений детей о цветущих растениях и их разнообразии;

·         Закреплять понятия: садовые, луговые, лесные, теневыносливые, влаголюбивые.

·         Формировать бережное отношение к растениям, развивать желание ухаживать за ними.

·         Воспитывать любовь к прекрасному, красоте окружающего мира.

·         Развивать творческие способности детей, закреплять умение отражать полученные впечатления в рисунках, творческих работах.

·         Вовлечь родителей в проектную деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_rasteniya_u_vodoyoma.docx461.62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение «Кизнерский детский сад №4»

Педагогический проект

«Растения у водоёма»

C:\Users\Admin\Desktop\florist-oformlenie-3.jpg

Подготовила:

воспитатель 1 квалификационной категории

Колеватова Г.Н.

Август, 2015г 

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели группы, родители.

Тип проекта: познавательно – исследовательский, творческий, коллективный, среднесрочный (май-август).

Постановка проблемы: «Какие бывают цветы?»

Цель проекта: знакомство с разнообразием цветущих растений у водоёма, их связью со средой обитания.

Задачи проекта:

  • Расширение и уточнение представлений детей о цветущих растениях и их разнообразии;
  • Закреплять понятия: садовые, луговые, лесные, теневыносливые, влаголюбивые.
  • Формировать бережное отношение к растениям, развивать желание ухаживать за ними.
  • Воспитывать любовь к прекрасному, красоте окружающего мира.
  • Развивать творческие способности детей, закреплять умение отражать полученные впечатления в рисунках, творческих работах.
  • Вовлечь родителей в проектную деятельность.

Ожидаемые результаты проекта:

  • Дети знают названия разнообразных цветущих растений, их особенности.
  • Умеют ориентироваться в видах растений (луговые, садовые, лесные).
  • Понимают необходимость бережного и заботливого отношения к цветам.
  • Освоили нормы поведения в природном окружении.
  • Видят красоту окружающего мира.
  • Родители приняли активное участие в реализации проекта.

Итоговое мероприятие:

  • Выставка детского творчества «Цветочный калейдоскоп».
  • Творческая выставка поделок с участием родителей «Цветочные фантазии».
  • Мини – развлечение.

Методы, используемые в реализации проекта:

  • Исследовательские: опыты, проблемные вопросы, наблюдения (самостоятельное, коллективное).
  • Наглядные: иллюстрации, фото, картины художников, живые объекты, театральное представление.
  • Технологии моделирования.
  • Ароматерапия.
  • Слушание музыкальных произведений.
  • Непосредственно организованная деятельность (интеграция образовательных областей).

Формы организации по реализации проекта:

  • Игровая деятельность: дидактические, экологические, настольные и др. игры.
  • Детское экспериментирование (опыты, наблюдения, исследования).
  • Художественно-творческая деятельность детей и родителей воспитанников (рисование, творческие конкурсы, поделки из бросового материала и пр.).
  • Трудовая деятельность (работа в уголке природы – посадка, уход за растениями, посадка семян цветов и пр.).
  • Образовательная деятельность: НОД, экскурсии, решение проблемных задач.

Этапы работы над проектом:

Подготовительный.

  • Определение уровня знаний детей по теме проекта.
  • Подбор и изучение литературы по теме проекта.
  • Разработка содержания образовательной деятельности разных видов.
  • Подбор опытов и экспериментов.
  • Создание мультимедийных презентаций по теме проекта.
  • Создание развивающей среды: дидактические игры, пособия, демонстрационный материал.

Основной.

  • Цикл познавательных занятий.
  • Просмотр мультимедийных презентаций «Весенние первоцветы», «Красная книга природы».
  • Отражение результатов познавательной деятельности через художественно – творческую деятельность детей.

Заключительный.

  • Анализ и обобщение результатов познавательно – исследовательской деятельности детей.
  • Выставка детского творчества «Цветочный калейдоскоп».
  • Участие родителей в выставке «Цветочные фантазии».
  • Оформление альбомов «Лесные цветы», «Луговые цветы», «Садовые цветы».
  • Составление сборников: «Стихи о цветах для детей», «Загадки о цветах».
  • Презентация проекта.

Реализация проекта

Физическое развитие:

- Подвижные игры – «Солнышко и дождик»;

  • «Цветы и ветер»;
  • «Растения».

- Хороводные игры – «Мы на луг ходили»;

  • «Галя по садочку гуляла».

- Пальчиковые игры – «Цветы»;

  • «Наши алые цветы».

Познавательное развитие:

  • Ознакомление с природой:

- «Что меняется весной»;

- «Первоцветы»;

  • Исследовательская деятельность:

- «Как пьет растение?»;

- «Где лучше расти?»;

- «Цветы не поливаешь, что произойдет?»;

- «Как продлить жизнь срезанным цветам?».

  • Конструирование:

- Оригами «Нарцис».

Речевое развитие:

  • Коммуникация:

- Беседы – «Мой любимый цветок», « «Какие цветы растут на даче?», «Если бы я был садовым (лесным, луговым) цветком», «Что мне больше всего запомнилось и понравилось».

- Наблюдения – за ветками в вазе, садовыми растениями на участке

  • Развитие речи:

- «Подарок любимому человеку к 8 Марта».

- «Что мы знаем о цветах?».

- Заучивание П.Соловьева «Подснежник».

  • Чтение художественной литературы;

   - Легенды о цветах (Ирисы, Незабудки, Анютины глазки),

- Сказки, стихи – «Дюймовочка»,

 «Как поссорились растения»,

М.Пришвин «Золотой луг»;

«Цветик – колокольчик» (по методике «Расскажи стихи руками»);

А.Толстой «Колокольчики»,

У.Благинина «Ромашка»,

Е.Трутнева «Цветы» и др.

- Словотворчество (стихи, загадки, заклички).

- Составление описательных рассказов.

Художественно – эстетическое развитие:

  • Рисование:

- «Мой любимый цветок» (по выбору детей).

  • Лепка:

- «Волшебные цветы».

- «Фиалка».

  • Аппликация:

- «Каллы». (Трубочки для коктейля, ватные диски, ватные палочки.)

- «Гиацинт». (Цветная бумага.)

  • Музыка:

- «Вальс цветов» П.И.Чайковский.

- «Цветы» В.Моцарт.

- «Вальс цветов» Шопен

- «Не рвите цветы, не рвите» Ю. Антонов.

Социально – коммуникативное развитие:

  • Игровая деятельность:

- Дидактические игры – «Найди растение»;

«Собери цветок»;

«Отгадай, что за цветок»;

«Какого цветка не стало»;

«Четвертый лишний»;

«Найди такой же»;

«Найди растение по названию»;

«Узнай по описанию»;

«Что изменилось?».

- Словесные игры – «Я садовником родился»;

«Опиши цветок»;

«Загадай, мы отгадаем».

- Настольные игры – мозаика «Выложи цветы»;

«Собери комнатное растение»;

«Собери букет»;

«Цветочное лото»;

Домино «Наш сад».

- Сюжетно – ролевые игры – «Магазин цветов».

  • Труд:

- Посев садовых цветов.

- Посадка рассады цветов.

- Уход за растениями у водоёма.

Безопасность:

- Формирование основ экологической культуры.

- Знакомство с техникой безопасности при уходе за садовыми растениями.

- Продолжение знакомства с правилами поведения на природе.

Приложение №1

ЛЕГЕНДЫ   О   ЦВЕТАХ (для чтения)

Вы задумывались когда-нибудь, почему о времени года лето говорят: "лето красное"?

"Красным" в Древней Руси называлось красивое. Чем же красиво лето?

А красиво оно бесчисленными множествами цветов, распускающихся в это время года.

Цветы – символ непреходящей красоты мира. Они делают нашу жизнь богаче и радостнее, пробуждают в человеке любовь к добру, ко всему  прекрасному. День рождения, свидания с любимой, свадьбы, юбилеи, памятные даты … и всё это непременно сопровождается цветами.

С древнейших времён цветы сопровождали торжественные события в жизни человека, который, кроме того, приписывал им таинственную силу.

В Индии считали: если человек увидит, как раскрывается лотос, то он будет всю жизнь счастлив.

В Древней Руси верили, что цветок папоротника в ночь Ивана Купалы даёт человеку власть и открывает клады, а цветок кувшинки (одолень-трава) – защищает от всякой нечисти.

У всех цветов есть свои легенды, истории.

Если б знала баба,

Что такое одолень-трава,

Всегда бы брала её,

Вшивала в пояс,

И носила на себе.

Как появились цветы на Земле?

Возвращался Иван-царевич от Бабы-Яги, доехал до большой реки, а моста нет. Махнул три раза платком в правую сторону – повисла над рекой радуга дивная, он и переехал по ней на другой берег.

Махнул два раза в левую сторону – радуга стала тоненьким-тоненьким мостиком. Бросилась Баба-Яга за Иваном-царевичем вдогонку по этому мосточку, добралась до середины, а он возьми да и обломись! Рассыпалась радуга по обе стороны реки на мелкие осколочки цветочками. Одни цветы были добрые – от следов Ивана-царевича, а другие – ядовитые – это там, где Баба-Яга ступала.

КОЛОКОЛЬЧИК

В давние времена люди ездили на лошадях. Лошадьми управляли ямщики. На дугу лошади вешали колокольчики, весело звеня, они не давали ямщику заснуть в дороге и заблудится, особенно в зимнее время, во время буранов, метелей, снегопадов. Местонахождение лошади в такое время можно было определить по звуку колокольчика. В степи растут цветы, они звенят от дуновения ветерка, только звон у них не такой громкий, как у металлических колокольчиков.

И если в ветреную погоду прислушаться, то можно услышать тихий звон. Шапочка этих цветов напоминает колокола, вот поэтому и назвали эти цветы колокольчиками.

Колокольчики любят солнце, как и все цветы, свои нераскрывшиеся бутоны тянут к солнышку.  Как только они раскрываются, то опускают бутоны вниз, чтобы защитить пестики и тычинки от дождя. Цветы колокольчика защищают насекомых от плохой погоды, потому что опущены головкой вниз.

Колокольчики мои,

Цветики лесные!

Что глядите на меня,

Тёмно-голубые?

НЕЗАБУДКИ

 Однажды богиня цветов Флора спустилась на землю и стала одаривать цветы именами. Всем цветам дала имя, никого не обидела и хотела удалиться, но вдруг услышала за спиной слабый голосок: - "Не забудь меня, Флора! Дай мне, пожалуйста, какое-нибудь имя!"

Оглянулась Флора – никого не видно. Снова захотела уйти, но голосок повторился:

- Не забудь меня, Флора! Дай и мне имя!

И только тут заметила Флора в разнотравье маленький голубой цветок.

- Хорошо, - сказала богиня, - будь незабудкой.

Вместе с именем я наделю тебя чудесной силой – ты будешь возвращать память тем людям, которые начнут забывать своих близких или свою родину. Хоть и мала незабудка, да почитаема веками. Во многих странах в честь неё устраивались праздники. В Германии в "день незабудки" школьники занимались неполный день, чтобы сходить в лес, попеть песни, поиграть, а затем вернуться домой с букетом незабудок.

По прибалтийской легенде, незабудки проросли из слёз Элге – невесты пастушка Ликоса, при разлуке её с любимым, и с тех пор являются символом памяти, дружбы и вечной любви.

Если  я отправлюсь в путь,

Он посмотрит на меня.

И шепнёт мне: "Не забудь

Про родимые края!"

Голубой цветочек хрупкий

Он зовётся незабудкой.

АНЮТИНЫ  ГЛАЗКИ

Трудно пройти мимо этих цветов. Смотришь на них, а они будто на тебя смотрят. Интересно, что немцы анютины глазки называют "мачехой", объясняя это тем, что нижний самый круглый и красивый лепесток, - это мачеха, а находящиеся выше и не менее красиво окрашенные лепестки – её родные дочери, два верхних беленьких, как будто полинявших с лиловым оттенком – её бедно одетые падчерицы. Есть предание, что анютины глазки – это девушка Анюта, обращённая в цветок за любопытство к чужой жизни и подглядывание.

Анютины глазки – думай обо мне.

ПОЧЕМУ   ИХ  ТАК  НАЗВАЛИ?

Бархатцы – цветы на клумбах, бархатные на ощупь.

Анютины глазки – полевые цветы, напоминающие глаза девочки Анюты.

Венерин башмачок - цветок, напоминающий башмачок, утерянный по легенде богиней Венерой.

Львиный зев – цветок при нажатии открывается словно пасть (зев) льва.

Мать-и-мачеха – листья с одной стороны тёплые, бархатные, нежные, как руки матери; а с другой – холодные, гладкие, как руки мачехи.

Сон-трава – люди верили, что от этой травы сон спокойный.

Куриная слепота – цветы горькие, по поверью, от них слепнут куры.

Плакун-трава  - мелкие листья напоминают слезинки.

Незабудки – по поверью, голубые цветочки, как и глазки любимой, нельзя забыть.

Вьюнок – вьётся, обвивает растения, растущие рядом.

Медуница – пахнет мёдом, пчёлы собирают нектар.

Стрелолист – листья по форме напоминают наконечник стрелы.

Сердечник – листья по форме напоминают сердце.

Подснежник – из-под снега первым появляется.

Одуванчик – разлетается от дуновения (от "дуть").

Кувшинка (речная) – середина цветка по форме похожа на кувшинчик.

Лютик ядовитый – лютый.

Флокс – пламя, цвет пламени.

Астра – звезда.

Гладиолус – меч.

СТИХИ О ЦВЕТАХ

                    В МИРЕ ЦВЕТОВ

В мире цветов так тепло и прохладно
Целый букет ароматов и звуков…
Каждый цветок – он по-своему нарядный…
В форме изысканных праздничных кубков.

В мире цветов я желала б остаться
Стать героиней рассказов и сказок,
Чтоб красотой каждый день любоваться,
Слиться с гармонией света и красок.

Автор: Лариса Кузьминская

ЦВЕТОК

Здравствуй, милый мой цветок,

Леса гость весенний!

Как красиво ты расцвёл

Здесь в уединенье!

Улыбнётся ветерок

И с тобой играет.

Солнце целый день тебя

Весело ласкает.

НЕЗАБУДКИ

Их видимо-невидимо

Не сосчитаешь их!

И кто их только выдумал

Весёлых, голубых?

Должно быть, оторвали

От неба лоскуток,

Чуть-чуть поколдовали

И сделали цветок.

АНЮТИНЫ ГЛАЗКИ

По утрам умываясь росой,

Как цвели они! Как красовались!

Но упали они под косой,

И спросил я: - А как назывались? –

И мерещилось многие дни

Что-то тайное в этой развязке:

Слишком грустно и нежно они

Назывались – "анютины глазки".

ФЛОКСЫ

Как ситец нарядный и пёстрый,

Как праздничный новый наряд.

Покрыли весёлые флоксы,

Цветущие флоксы весь сад.

             Анютины глазки

У нас в полисаднике возле терраски


Растут голубые анютины глазки, 


Анютины глазки анютины глазки


Они распускаются быстро, как в сказке.

ЗАГАДКИ О ЦВЕТАХ

Мы по ковру идём с тобой,

Его никто не ткал.

Лежит у речки голубой,

И жёлт, и синь, и ал.       (Луг.)

Эх, звоночки, синий цвет,

С язычком, а звону нет.      (Колокольчик.)

Белые горошки

На зелёной ножке.         (Ландыш.)

                             

У заснеженных снегом кочек,

Под белой шапкой снеговой.

Нашли мы аленький цветочек,

Полузамёрзший,  чуть живой.        (Подснежник.)

На зелёном на шнурочке

Белые звоночки.              (Ландыш.)

Физминутка «Цветы».

Раз –два-три выросли цветы (сидели на корточках, встаем)
К солнцу потянулись высоко: (
тянутся на носочках)
Стало им приятно и тепло! (
смотрят вверх)
Ветерок пролетал, стебелечки качал (
раскачивают руками влево - вправо над головой)
Влево качнулись- низко прогнулись. (
наклоняются влево)
Вправо качнулись – низко пригнулись. (
наклоняются вправо)
Ветерок убегай! (
грозят пальчиком)
Ты цветочки не сломай! (
приседают)
Пусть они растут, растут,
Детям радость принесут! (
медленно приподнимают руки вверх, раскрывают пальчики),

Физминутка «На лугу растут цветы»
На лугу растут цветы
Небывалой красоты. (Потягивания — руки в стороны.)
К солнцу тянутся цветы.
С ними потянись и ты. (Потягивания — руки вверх.)
Ветер дует иногда,
Только это не беда. (Дети машут руками, изображая ветер.)
Наклоняются цветочки,
Опускают лепесточки. (Наклоны.)
А потом опять встают
И по-прежнему цветут.

Хороводная игра «Мы на луг ходили»

Мы на луг ходили
Хоровод водили
Вот так на лугу
Хоровод водили (
2 раза)

Василек, ромашка,
Розовая кашка
Вот так на лугу
Розовая кашка. (
хлопаем в ладоши)

На лугу цветочки
Маки, василечки
Вот так на лугу
Маки , василечки.(
2 раза– топаем ногами 

Цветики-цветики
Соберем букетики.
Цветики-цветики
Соберем букетики. (
сходимся к центру, а затем расходимся)

Подвижная игра «В поле выросли цветы»

Для этой игры понадобятся цветы и дополнительные лепестки.

Цели: Развивать у детей умение бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, ориентироваться в пространстве, координацию движений; развивать цветовосприятие, внимание, быстроту реакции; развивать память и связную речь; прививать любовь к игре, учить соблюдать её правила.

Описание: В разных углах зала размещаются цветы.

Дети получают от взрослого 1 лепесток и занимают место вокруг цветка соответствующего цвета, присев на корточки. Далее согласно тексту :

«В поле выросли цветы,      дети медленно встают,

Распустили лепестки.        поднимают свои лепестки вверх,

Вдруг повеял ветерок,        покачивают руками вправо-влево,

Закружился лепесток.        покружились на месте,

Ветерок их оторвет…       разлетелись врассыпную….

         (пауза)

И на землю вновь вернёт» вернулись к своему цветку.

Игру можно усложнить перемещая цветы в пространстве в то время, когда дети бегают по залу. Затем предложить детям поменяться лепестками и продолжить игру.

Пальчиковая гимнастика «Цветы»

Наши нежные цветки распускают лепестки
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Наши алые цветки закрывают лепестки
Тихо засыпают, головками качают.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговая беседа по теме : Водоемы, обитатели водоемов, рыбы (викторина).

Формироваybt  знаниq детей о некоторых видах природных водоемов. Закрепить знания об  их обитателях, внешнем виде, защитной окраске, повадках, местах обитания. Прививать бережное отношение к...

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «О правилах безопасности вблизи водоемов и на водоемах в осенне - зимний период»

Информация будет очень полезна для родителей ДОУ в осенне - зимний период....

Рекомендации для родителей, по теме: "Водоемы. Жители водоемов"

Рекомендации для родителей детей, посещающих речевую группу, как занимать по лексическим темам дома....

Рекомендации для родителей по теме: "Водоемы. Жители водоемов"

Рекомендации по закреплению материала для родителей по лексической теме "Водоемы", для домашнего использования, в речевой группе....

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ О ПРАВИЛАХ БЕЗОПАСНОСТИ ВБЛИЗИ ВОДОЕМОВ И НА ВОДОЕМАХ В ОСЕННЕ-ЗИМНИЙ ПЕРИОД

С наступлением первых осенних заморозков вода в водоемах покрывается льдом. Начинается период ледостава. С образованием первого льда люди выходят на водоем по различным причинам....

ПАМЯТКА О ПРАВИЛАХ БЕЗОПАСНОСТИ ВБЛИЗИ ВОДОЕМОВ И НА ВОДОЕМАХ В ОСЕННЕ-ЗИМНИЙ ПЕРИОД

С наступлением заморозков (иногда уже  в октябре-ноябре) на водоёмах появляется первый лёд. Образовавшийся первый ледяной покров привлекает детей, подростков и некоторых взрослых опробовать его н...