Циклограмма проведения прогулки в первой младшей группе с использованием художественного слова. Цикл "Весна"
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (младшая группа) на тему

Вахницкая Наталья Викторовна

 Представлен материал по проведению наблюдений весной на прогулке в младшей группе детского сада. Цикл разработан на каждый день недели, с учетом трех весенних месяцев. В помощь воспитателю, добавленно художественное слово, для наиболее красочного восприятия детьми окружающего мира.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цикл «Весна»

- Тает снег

- Дни становятся теплее

- На деревьях появляются первые листочки

- Птицы возвращаются с юга

- Просыпаются дикие животные

- На реках ледоход

День

недели

Неделя

месяца

Сезонные и погодные явления

Понедельник

I

неделя

Погодные условия.

Задачи: Учить выделять и различать наиболее характерные изменения в природе

Весна -  теплая, ранняя: ярче светит солнце, снег начинает таять, становится рыхлым

Весна
К нам весна шагает
Быстрыми шагами,
И сугробы тают

Под её ногами.
Чёрные проталины
На полях видны.
Видно очень тёплые

Ноги у весны.
(И. Токмакова)

Весенние месяцы

У весны весёлый старт -
На пороге стоит Март.
Весело звенит капель -
К нам уже спешит Апрель.
Май их быстро догоняет,
Всех цветами он встречает.
Света, радости полны
Все три месяца весны.
(Елена Эрато)

***

Идет матушка – весна,

Отворяйте ворота.

Первым март пришел,

Белый снег сошел.

А за ним апрель,

Отворил окно и дверь.

А уж как пришел май,

Солнце в терем приглашай.

***

Тает снежок,

Ожил лужок.

День прибывает,

Когда это бывает?

***

Если снег повсюду тает,
День становится длинней,
Если все зазеленело
И в полях звенит ручей,
Если стал теплее ветер,
Если птицам не до сна,
Если солнце ярче светит,
Значит, к нам пришла весна.

( Е. Карганова)

Март силен капелью – «капельник», появляются первые проталины. В марте – встреча весны 22 марта – весеннее равноденствие. Первые лужи, «мокрые дорожки»

Март.

Рыхлый снег темнеет в марте,
Тают льдинки на окне.
Зайчик бегает по парте
И по карте
На стене.

(Самуил Маршак)

Март на пятки наступает.
Март на пятки наступает,
Прогоняя зиму прочь.
Днём снежок немножко тает.
Подмораживает ночь.


Ясным днём сосульки плачут –
Солнце плавит им бока,
Ночью тёмной слёзы прячут –
Предвесенняя тоска.


Ручейки повеселели,
Бодро, радостно журчат.
Ночью шепчут еле-еле
Или вовсе крепко спят.


Скоро с зимушкой прощаться –
Уж к концу идёт февраль.
Вам хочу, друзья, признаться:
Мне её немножко жаль!

(Н. Родивилина)

Апрель –солнце, снег и дождь – вперемежку. Снегогон – последние остатки снега. Трогаются весенние воды – везде вода. Водолей, сокодвижение у берез. Первый месяц весеннего тепла и травы.


Апрель.

Апрель, апрель!
На дворе звенит капель.
По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.
Пробирается медведь
Сквозь лесной валежник.
Стали птицы песни петь,
И расцвел подснежник

(Самуил Маршак)

В апреле 
Первый солнечный денёк,
Дует вешний ветерок.
Воробьи развеселились
В эти тёплые часы,
А сосульки прослезились
И повесили носы.

(В. Орлов)

Май – Цветень. Щебень и свист певчих птиц. Звонок и весел май, но два холода, когда черемуха цветет и дуб распускается. Май и теплее и холоднее, бывает под кустом рай, а то и сам на печь полезай. Дождъ в мае хлеба подымает!

Май.

Распустился ландыш в мае
В самый праздник - в первый день.
Май цветами провожая
Распускается сирень.

(Самуил Маршак)

Май

Зелёный, красный,

Яркий май,

С ребят пальтишки

Поснимай,

Деревья

В листики одень,

Звени ручьями

Целый день!

Куда я в мае

Ни пойду,

Везде я солнышко

Найду!

(С. Капутикян)

День  - теплый, солнечный, холодный, ветреный, дождливый, пасмурный. , день становится длинней

 Использовать худ .слово – заклички о весне

Песенка весенних минут

Что ни сутки,

По минутке

День длинней,

Короче ночь.

Потихоньку,

Полегоньку,

Прогоняем зиму

Прочь.

(В. Берестов)


Веревочка.

(отрывок)

Весна, весна на улице,
Весенние деньки!
Как птицы, заливаются
Трамвайные звонки.
Шумная, веселая,
Весенняя Москва.
Еще не запыленная,
Зеленая листва.



Галдят грачи на дереве,
Гремят грузовики.
Весна, весна на улице,
Весенние деньки!

(Агния Барто)

Прогулка: см. картотеку

Март №9

Апрель №12  (см. март)

Май №1

II неделя

Дать представление о свойствах снега, льда и воды

Снег

Весной начинает таять, появляются первые проталинки. На крышах появляются сосульки. На земле белый снег  становится серым. Постепенно весь снег на земле растает.

***

Сердитый снег
Всю зиму
Белый снег
Белел,
А в марте
Взял и почернел.
(
М. Садовский)

Последний снег.

Плакал, плакал снег последний:
«Таю, таю, весь растаю,
Стрункой тонкою прольюсь.
Вот пролился. Убегаю.


Вместе с льдинкой,

 вместе с тонкой
В море дальнее умчусь
И волной морскою звонкой
К старым скалам понесусь.


И что будет здесь весною,
Не узнаю, не узнаю!»
Плакал, плакал

снег последний:
«Таю, таю, уплываю,
Не вернусь!»

(Сергей Северный
(Сергей Дурылин)
 


***

Снег теперь уже не тот –

Потемнел он в поле,

На озёрах треснул лёд,

Будто раскололи.

Облака бегут быстрей,

Небо стало выше,

Зачирикал воробей

Веселей на крыше.

Всё чернее с каждым днём

Стёжки и дорожки,

И на вербах серебром

Светятся серёжки.

Разбегайтеся, ручьи!

Растекайтесь, лужи!

Вылезайте, муравьи,

После зимней стужи!

Пробирается медведь

Сквозь лесной валежник,

Стали птицы песни петь,

И расцвёл подснежник.

(С. Маршак)


Сосульки 

Снег тает и на крышах образуются сосульки. Они растут холодные и ледяные. Солнышко греет,  и сосулька тает «кап – кап». Художественное  слово «Песенки о капели». Если сосульку занести в дом, она растает и превратится в водичку ( опыт – экспериментирование в группе с сосулькой). В солнечный день слышно звонкую капель.

Кап-кап 
Кап-кап!
С крыши падают слезинки.
Кап-кап!
Тают белые снежинки.
Кап-кап!
Солнышко по крыше скачет.
Кап-кап!
А зима сидит и плачет.
Кап-кап!

(А. Леонтьев, пер. В. Данько)

Дзинь-дзинь-дзинь

«Дзинь-дзинь-дзинь", - поют капели.
"Ля-ля-ля", - поет скворец.
Дзинь-ля-ля! На самом деле:
Наступил зиме конец!
(В. Степанов)


Весеннее солнце.
Сверкая, бегут

По сосулькам слезинки…
И тают сосульки –

веселые льдинки.
(
И. Демьянов)

Про сосульки.

Весна пришла. Бегут ручьи.
Журчат, смеются, веселы.
И острые носы свои
Сосульки с крыши свесили.

Но вот висят они и очень
Мучаются, маются.
У них лишь вечером и ночью
Насморк прекращается.

А днём опять носам беда.
Сливаясь с шумом уличным,
Не просто капает вода -
Уходит жизнь сосулечья.

Веселые льдинки
Под самым карнизом,
Над самым оконцем
Забралось в сосульки

(Татьяна Гусарова)

Ручьи

Солнышко пригревает. Снежок тает,  и начинают бежать ручьи. Ручейки бывают маленькие и большие, узкие и широкие, короткие и длинные, быстрые и медленные.

Весенние ручейки веселые, журчат, в них вода играет, хочешь слушай, как вода журчит, а хочешь брось в ручей щепку, и она сразу превратится в кораблик. Сделать корабли из бумаги, или деревянной щепки, и запустить их по весеннему ручью.

***

Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала…

(А. Плещеев)

* * *
Солнце радостно смеется,
Светит ярче, горячей.
И с пригорка звонко льется
Разговорчивый ручей.
( Я. Колас)

Прогулка: см. картотеку

Март №1

Апрель №9  (см. март)

Май №2

III неделя

        

Знакомство со свойством воды и песка

Вода. «ручьи, лужицы» - это растаяный снег и вода холодная, мутная, грязная. На солнце вода нагревается и становятся теплой. Водой поливают растения на огороде, цветочки.

Воду из лужи пьют птицы и птички любят купаться в воде.

Чистая вода прозрачная, в ней нет мусора. Вода льется, ее можно перемещать из одного сосуда в другой (эксперименты с водой)

***

« В лужу я не упаду,

Я в сторонку отойду»

***
Эта лужа, как колечко,
Эта лужица - сердечко,
Эта лужа, как банан,
Эта, словно океан.
А вот в этой длинной луже
Вдруг себя я обнаружил.
(И.Ищук)

***

Мне сегодня купили сапожки,
Чтобы в луже не вымокли ножки.
Так хотелось забраться поглубже...
К сожаленью - закончилась лужа!
(В.Полторжицки)

***
Лужи, лужи на дорожке!
Обувай скорей сапожки.
Побежим с тобой по лужам.
Мне товарищ очень нужен.
Ведь по лужам под дождем
Лучше бегать нам вдвоем.
(Н.Щербинина ) 

***
Прыгну я в любую лужу!
Мне они ничуть не страшны!
Я в резиновых сапожках,
Потому, такой отважный!

Так блестят они, что даже,
Чуть на зеркальце похожи.
Забегу-ка я поглубже...
И обрызгаю прохожих!
(И.Авенеберг)

Весенние ручейки – можно пускать кораблики и деревянные и бумажные, и просто веточки.

Игры с детьми – увлекательные путешествия по весенним ручейкам, отметить, что обязательно нужна резиновая обувь: сапожки, чтобы ножки не намокли.

Весенний ручеёк

Ручеёк проснулся, улыбнулся,
Весело, задорно побежал.
К солнышку игриво повернулся,
   Неужели я весну проспал?

   Камешки помыл и бережочки,
   Щепки, что встречались на пути,
   Разложил их ровно по дорожке:
  -Не мешайте дальше мне идти.
 
   По краям свои уже цветочки
   Мать-и-мачеха расставила любя.
   Улыбнулся ручеёк - КАКОЕ СЧАСТЬЕ!
   МНЕ ВЕДЬ РАДУЕТСЯ ВСЯ ЗЕМЛЯ!

   Птицы подлетели, чтоб воды напиться,
   Мышка носик моет не спеша.
  -Я цветочкам светлой дам водицы.
   Как прекрасно! И поет душа!

   Светлый, чистый, обращаюсь к людям:
  -Я живой водицей напою.
   Не засоряйте вы меня, родные,
   В жаркий день прохладу подарю.

   Весело, вприпрыжку он помчался.
   Пусть и мал, но капельки воды
   Океаны на земле рождают,
   Ну, а каплю мы сберечь должны.
(Гулевская)


«Стихи про ручей»
Ручеёк, ручеёк,
Как ты к нам,
Пробраться смог?
— Я лишь весело журчал,
— И ни капли не ворчал.

( Ирис Ревю)

Весенний ветер.

Кораблик из бумаги,
Я по ручью пустил.
Он обходил преграды,
Сильнее ветра был.

Один он, белый, белый,
Плыл по теченью вниз.
Кораблик из бумаги,
Весенний первый бриз

(Геннадий Кротов)

УЖ ТАЕТ СНЕГ, БЕГУТ РУЧЬИ...

 

Уж тает снег, бегут ручьи, 

В окно повеяло весною... 

Засвищут скоро соловьи, 

И лес оденется листвою! 

Чиста небесная лазурь, 

Теплей и ярче солнце стало, 

Пора метелей злых и бурь 

Опять надолго миновала...

 (Алексей Плещеев) 

Песок – когда снежок растаял, то в песочнице появился мокрый снег, из него можно лепить куличики. И когда идет дождь на улице – песок тоже мокрый.

После мокрого песка нужно хорошо мыть руки, а сухой песок рассыпается, и ручки можно легко отряхнуть ( экспериментирование с песком)


***
Мы в   песочнице  играем,
Строим  домик  из  песка,
Увлеклись,  не  замечаем,
Что  носки  полны  песка.
Принесли  воды  в  ведёрке,
Чтобы  не  сломался  дом,
Красовался  на  пригорке

Мы  его  водой  польём.

(С. Кашлев)


***
Песочница, песочница!
А в ней
песок, песок.
Песочница, песочница!
Идем играть, дружок.
Песочница, песочница!
В руках у нас совок.
Песочница, песочница!
Мы черпаем песок.

(И. Финк)

Строители

Пусть не сердятся родители,

Что измажутся строители,

Потому что тот, кто строит,

Тот чего-нибудь да стоит!

И неважно, что пока

Этот домик из песка.

(Б.Заходер)


***
Нам привезли
песок на сад,
Я этому – безумно рад!
С ним буду целый день играть,
Лепить куличек, загорать!
Наделаю в песке ходы,
Потом налью туда воды.
Построю для машин гараж
И новый домик, и шалаш!
Песочных куличей – не ем,
Да что ж я, маленький совсем?!

(А. Полетаева)


***
Я не ем, я не сплю –
Я куличики леплю.
На
песочке у воды
Встали ровные ряды.
Свежий воздух, море, лето...
Жарким солнышком согреты,
Вырастают куличи -
Крепыши и силачи!
Силачей из песка
Огромное количество!
Это храбрые войска
Песочного Куличества!

(Е. Ярышевская)

Прогулка: см. картотеку

Март №7

Апрель №7 (март)

Май №4

IV неделя

Особенности весеннего неба.

Задачи: Формировать понятия о том, что для жизни на земле нужно солнце, показать особенности весеннего неба, продолжать знакомство с природными явлениями – ветром, дождем, они могут быть разными.

Небо  весной часто бывает голубым, безоблачным. Иногда  по небу плывут белые облака. Облака быстро меняют форму. Небо бывает не только голубым, но и синим и даже серым. Темные тучи на небе – к дождю.

Чудо облака

Если посмотреть на небо,

Посмотреть издалека

Можно будет там увидеть

Эти чудо - облака.

Проплывают незаметно

И уходят прямо ввысь.

То кораблики с китами.

То невидимая рысь.

Собираясь дружно в кучи

Могут в тучу превратиться.

И струёй воды могучей

Могут дождиком пролиться.

(Дима Логинов)

Тучка


Тучка с солнышком опять
В прятки начали играть.
Только солнце спрячется,
Тучка вся расплачется.
А как солнышко найдётся,
Сразу радуга смеётся.


(Берестов)

Солнце , весной светит ярче, на улице стало теплее – тает снег, бегут ручьи. На крышах сосульки, они красиво блестят на солнце. Весеннее солнышко – ласковое, пригревает, если ладошку приложить к поверхности скамейки, к стволу дерева или к своей одежде – то можно убедиться – солнышко греет. Солнышко то светит, то прячется, то появляется из-за тучки ( художественное слово – заклички про солнышко). Солнце пригрело землю – появились растения –зеленая травка, насекомые. Все рады весеннему солнышку.

Игры с солнечными зайчиками.

Шепчет солнышко 

Шепчет солнышко листочку:
– Не робей, голубчик!
И берёт его из почки
За зелёный чубчик.
(В. Орлов)

Ветер – весной ветерок дует, качает деревья, верхушки их наклоняются. Поднимает ветер прошлогодние листья и кружит, играет с ними над землей. Ветер бывает очень сильным, что гонит облака по небу и очень слабым, слегка веет, можно его называть – ветер –ветерок ( игры с вертушками, подвязывание ленточек к стволу, и к веточкам деревьев)

Веснянка

С теплым ветром, травушка,
Подружись,
Золотому солнышку
Поклонись,
Чтобы цвела яблонька
На горе,
Чтоб гулялось весело
Детворе!..

(В. Ладыжец)

Дождик идет холодный или теплый. Первая гроза и гром. Пошел дождь –люди раскрыли зонты. Появились лужи. По лужам можно ходить в резиновых сапогах, тогда ноги не промокнут. Лужи пузырятся. Капли дождя бывают крупные и мелкие. После дождя все мокрое: крыши домов, деревьев, асфальт  и земля. После дождя на земле образуется лужи

Дождик.

Дождик песенку поет:
Кап, кап…
Только кто ее поймет —
Кап, кап?
Не поймем ни я, ни ты,
Да зато поймут цветы,
И весенняя листва,
И зеленая трава…
Лучше всех поймет зерно:
Прорастать
Начнет

(Борис Заходер)

Весенние стихи про дождь

Первый дождь весенний,
Он еще холодный,
Ох, не заболеть бы,
Эх, промокли ноги.

Ручейки, как змейки,
Вьют ходы под снегом,
Мокрый он и клейкий,
Он растает мигом.

Дождик помогает
Побороть сугробы,
Эх, весенний дождик,
Побыстрей бы, чтобы…

Дождик, лей
Дождик, лей,
Не жалей!
Травку первую
Полей,
Чтобы выросла она
Высока и зелена.

Дождик, лей,
Не жалей!
Огород и сад
Полей!
Пусть цветы
Цветут вокруг!
пусть растут
Горох и лук!
Дождик, лей, Не жалей!
И меня чуть-чуть
Полей
Вместе с луком
И горошком
Подрасту и я
Немножко!
(С.Пшеничных)

Весенняя гроза
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.

С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной, и шум нагорный -
Всё вторит весело громам...
 (
Ф. Тютчев)

Прогулка: см. картотеку

Март №2

Апрель №14 ( март)

Май №3

День

недели

Неделя

месяца

Наблюдение за растениями

Вторник

I неделя

Дать представление о деревьях .

Задачи: Закрепить представление о деревьях, о хвойных, о изменениях проходящих с ними в весенний период, отличительные признаки друг  от друга

Деревья состоят из ствола, ветвей. Наблюдения за березой и яблоней. Сравнение их весной – на веточках березы нет снега и инея. А на яблоне нет ранеток – за зиму их покушали птицы. На ветвях деревьев появились почки, из почки распускаются маленькие зеленые листочки. На березе появились сережки. Очень красиво цветет яблоня, цветы ароматно пахнут. Весной высаживают саженцы – молодые деревца. Над цветками растений кружат насекомые ( эксперимент –веточки вербы в воду, рассмотреть, что почки у вербы – белые и пушистые, а листочки зелененькие, липкие.

Наконец пришла весна.
Наконец пришла весна.
Ель, берёза и сосна,
Сбросив белые пижамы,
Пробудились ото сна.

(Игорь Шандра)

Весной.
На деревьях –
Ты взгляни, -
Там, где были почки,
Как зеленые огни,
Вспыхнули листочки.
(Н. Гончаров)

Березкины сережки.

На берёзке тонкой у дорожки
Распустились новые сёрежки -
Клейкие, зелёные, душистые…
Их согрело солнышко лучистое,
Оставляя след заката розовый
На коре светящейся берёзовой

(Ирина Асеева)

Весна пришла.
По весне набухли почки
И проклюнулись листочки.
Посмотри на ветки клена –
Сколько носиков зеленых!
(Т. Дмитриев)


Май.

Распускаются листочки,
Солнцу радуются почки.
Май пришёл, весёлый май –
Пальтецо скорей снимай!

(Елена Раннева)

БЕРЁЗА

Если б дали березе расческу,
Изменила б береза прическу:
В речку, как в зеркало, глядя,
Расчесала б кудрявые пряди,
И вошло б у нее в привычку
По утрам заплетать косичку.

(Ирина Токмакова)

ЯБЛОНЬКА

Маленькая яблонька
У меня в саду.
Белая-пребелая
Вся стоит в цвету.

Я надела платьице
С белою каймой.
Маленькая яблонька,
Подружись со мной.

(Ирина Токмакова)

Хвойные деревья 

Сосна. На веточках зеленые иголочки, они колючие, но не боятся зимы, а весной появляются новые душистые, липкие побеги. Ствол сосны имеет коричневый цвет. После снега вокруг сосны множество иголочек – прошлогодних, а сейчас растут новые липкие, хвойные иголочки, и появляются  маленькие наросты – сосновые шишки

( сравнение веточки березы с новыми побегами с молодыми почками и веточками сосны)

СОСНА

Ей трепет листьев незнаком.
Она не шепчется тайком,
Всегда спокойна и ясна
Прямая стройная сосна.

Как будто, долг запомня свой,
Лесной безвестный часовой
Стоит до смены на посту
И охраняет красоту.

( Е. Серова)

«Встреча в пути»
Все цветет по дороге. Весна
Настоящим сменяется летом.
Протянула мне лапу сосна
С красноватым чешуйчатым цветом.

Цвет сосновый, смолою дыша,
Был не слишком приманчив для взгляда.
Но сказал я сосне: «Хороша!»
И была она, кажется, рада.

(С.Маршак)

Прогулка: см. картотеку

Март №8

Апрель №6

Май №7

II неделя

Кустарники 

Задачи: Закрепить представление о кустарниках, отличительные особенности их от деревьев; показать изменения, происходящие в весенний период.

Показать и закрепить с детьми, что куст – низкий, а деревья – высокие. Веточки тонкие, маленькие – на них, так же, как на деревьях появились почки, а у деревьев ветки длинные и толстенькие.

Весной , обязательно, кустарники обрезают, чтобы они красиво выглядели.

Рассмотреть, как красиво цветет сирень и как ароматно пахнут ее цветы. Вокруг цветов кружит много насекомых.

Весной высаживают саженцы кустарников.

Уж верба вся пушистая…

Уж верба вся пушистая
Раскинулась кругом;
Опять весна душистая
Повеяла крылом.

Станицей тучки носятся,
Тепло озарены,
И в душу снова просятся
Пленительные сны.



Везде разнообразною
Картиной занят взгляд,
Шумит толпою праздною
Народ, чему-то рад...

Какой-то тайной жаждою
Мечта распалена –
И над душою каждою
Проносится весна.
(А. Фет)

«Пробудившись ото сна…»

Пробудившись ото сна,

Кистью мягкою весна

На ветвях рисует почки

На полях — грачей цепочки,

Над ожившею листвой

— Первый росчерк грозовой,

А в тени прозрачной сада

— Куст сирени у ограды.

(Лунин Виктор)

Черёмуха. 

Черёмуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.
Кругом роса медвяная
Сползает по коре,
Под нею зелень пряная
Сияет в серебре.
А рядом, у проталинки,
В траве, между корней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.
Черёмуха душистая,
Развесившись, стоит,
А зелень золотистая
На солнышке горит.
Ручей волной гремучею
Все ветки обдает
И вкрадчиво под кручею
Ей песенки поет.

(С. Есенин)

*** 

Как мой садик свеж и зелен!

Распустилась в нем сирень;

От черемухи душистой

И от лип кудрявых – тень…

(А.Плещеева)

Прогулка: см. картотеку

Март №8

Апрель №1, №6

Май №7

III неделя

Травянистые растения.

Задачи: Дать представление о травянистых растениях, появившиеся на участке – зеленой травке, ее стебельки очень тонкие, легко ломаются и гнутся; формировать желания любоваться, появившейся зеленой травке и первым весенним цветам.

***

Травка зеленеет,
Солнышко блестит;
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
С нею солнце краше
И весна милей…
Прощебечь с дороги
Нам привет скорей!
Дам тебе я зерен,
А ты песню спой,
Что из стран далеких
Принесла с собой…

(Алексей Плещеев)

***

На полянке, у тропинки
Пробиваются травинки.
С бугорка ручей бежит.
А под ёлкой снег лежит.

(Б.Заходер)

Первая травка

Здравствуй, весенняя первая травка!
Как распустилась? Ты рада теплу?
Знаю, у вас там веселье и давка,
Дружно работают в каждом углу.
Высунуть листик иль синий цветочек
Каждый спешит молодой корешок
Раньше, чем ива из ласковых почек
Первый покажет зеленый листок.
(С. Городецкий)

Одуванчик травянистое растение. У одуванчика, есть стебель, лист и цветок. Стебель хрупкий, легко ломается. Цветок у одуванчика желтого цвета.На листе цветка появляются белые пушинки – семена одуванчика. На  семена можно подуть и они разлетятся в разные стороны.

Одуванчик

Уронило солнце
Лучик золотой.
Вырос одуванчик,
Первый, молодой.
У него чудесный
Золотистый цвет.
Он большого солнца
Маленький портрет.

(Ольга Высотская)

Одуванчик

Носит одуванчик
жёлтый сарафанчик.
Подрастёт нарядиться
В беленькое платьице.
Легкое,воздушное,

 Ветерку послушное.

(Е. Серова)

***

Одуванчик придорожный

Был, как солнце, золотым

Но отцвел и стал похожим

На пушистый белый дым.

(В. Степанов)

Появились первоцветы – подснежник, мать-и-мачеха.

Принести в группу первые весенние полевые цветы. Рассмотреть его строение и цвет, активизировать слова – травушка- муравушка, трава шелковая.

Разучить стихотворения:

Мать-и-мачеха.

На откосе, на лугу,

Босиком на снегу,

Первые цветочки-

Желтые глазочки

Мать-и-мачеха
Золотые лепестки,
Хрупкий стебелек.
Распустился у реки
Солнечный цветок.
Только тучка набежала,
Сжались лепесточки.
На зеленых стебельках –
Круглые комочки.
(Н. Нищева)

***

Наконец, пришла весна!
Тают белые снега.
Показались нежные
Тут и там подснежники

***

Веселый апрель улыбнулся,

Запел, загалдел, заиграл.

От шума подснежник проснулся

И на проталинке встал

( И. Беляков)

Мамин день
Вот подснежник на поляне,
Я его нашел.
Отнесу подснежник маме,
Хоть и не расцвел.
И меня с цветком так нежно
Мама обняла,
Что раскрылся мой подснежник
От ее тепла.
(Г. Виеру)

Подснежник.

Прибежал подснежник
В мартовский лесок,
Заглянул подснежник
В чистый ручеек.
И, себя увидев,
Крикнул: "Вот те на!
Я и не заметил,
Что пришла весна".

(Л.Кудрявская)

Подснежник.

Самый первый, самый тонкий,
Есть цветок с названьем нежным.
Как привет капели звонкой,
Называется подснежник.

(В Нищев)

Подснежник.

Плакала Снегурочка,
Зиму провожая.
Шла за ней печальная,
Всем в лесу чужая.
Там, где шла и плакала,
Трогая берёзы,
Выросли подснежники -
Снегурочкины
Слезы.

(Т.Белозеров)

Прогулка: см. картотеку

Март №14

Апрель №3

Май №8

IV неделя

Цветочные растения.

Задачи: Формировать представления детей о комнатных растений, и  растениях на  клумбах; кто и как ухаживает за ними; воспитывать трудовые навыки и  бережное отношения к природе

Комнатные растения. Наблюдения и рассматривание комнатных растений: восприятие красоты, формы, окраски цветов и листьев в весенний период. Знакомство детей с полезной функцией растений – улучшают состав воздуха и очищают атмосферу, помогают сделать воздух, как в лесу, что бы,  мы не болели. За комнатными растениями необходимо ухаживать. И не забывать разговаривать со своими зелеными друзьями, они нуждаются в этом, да и мы тоже.

Посев семян цветов и лука на зелень.

***

В нашей группе на окне,
Во зеленой во стране,
В расписных горшочках
Подросли цветочки.
Вот розан, герань, толстянка,
Колких кактусов семья.
Их польем мы спозаранку.
Я и все мои друзья.
(Н. Нищева)

***

На окне в такую рань
Распустилася герань.
Круглые листочки,
Пышные цветочки
Даже очень хороши –
Так решили мылыши.
(Н. Нищева)

ГЕРАНЬ.

Среди бархата листочков

На окне, ты только глянь,

Распустила гроздь цветочков

красна девица ГЕРАНЬ.

(Марина Блинникова)

ФИАЛКИ

Белая фарфоровая ваза…
В ней фиалки нежные стоят,
Золото с лиловым – их наряд
На листочках капельки как стразы…
Это Анны озорные глазки,
Заглянуть в свою судьбу хотят.
А узнав, ту тайну сохранят…
Сочинят про это люди сказку….

Светлые иллюзии и грезы…
И фиалок одинокий вгляд,
Словно они что-то говорят...
И блестят на лепесточках слезы.

(Лариса Кузьминская)

Огонёк

Хрустит за окошком
Морозный денёк.
Стоит на окошке
Цветок-огонёк.

Малиновым цветом
Цветут лепестки,
Как будто и вправду
Зажглись огоньки.

Его поливаю,
Его берегу,
Его подарить
Никому не могу!

(Елена Благинина)

***

Катя леечку взяла,
Все цветочки полила.
Пусть попьют водички
Цветочки-невелички.
Мягкой тряпочкой листочки
Протирала наша дочка,
Пыль дышать мешает,
Поры закрывает.
Острой палочкой взрыхлила
Землю всю в горшочках.
Катя – умница большая,
Маленькая дочка.
(Н. Нищева)

Цветы на клумбах.Не только в лесу растут цветы, но и люди сами высаживают цветы – рассаду на клумбах, и семенами. Рассматривать с детьми разнообразные формы, цвета и высота высаженных цветов и всходы. Показать,  как нужно ухаживать за ними – копать, садить, поливать, полоть лишнюю травку. Нельзя рвать, топтать и ходить по газонам и клумбам.

***

- Отчего зацвел цветок?" -
Мальчик спрашивает мать.
- Оттого, что мы цветок
Не ленились поливать.
(Ф. Троицкий)

Лесная фиалка
Зимние морозы
Солнышко прогнало.
Хрупкая фиалка
На полянке встала.
К солнцу синий венчик
Тянется упрямо.
Первую фиалку
Я сорву для мамы.
(В. Пасналеева)

***

Лишь пригрело солнце ярко,

но ещё совсем не жарко.

Разноцветный сарафан

одевает наш ТЮЛЬПАН.

(Марина Блинникова)


НЕ НАДО С КЛУМБЫ РВАТЬ ЦВЕТЫ

Он подошёл, сорвал цветы,
Но мы молчим, и я, и ты,
Молчим вчера, молчим сейчас,
И так бывает всякий раз!
Довольно глупой простоты,
Не надо с клумбы рвать цветы,
Ребёнку ясно, это грех,
Ведь красота одна для всех!

(Марк Львовский)

Прогулка: см. картотеку

Март №14

Апрель №3

Май №6

День

недели

Неделя

месяца

Наблюдение за птицами

Среда

I неделя

II неделя

III

Неделя

IV

неделя

Расширять представление о птицах, знакомство  с их повадками весной. 

Задачи: Расширять представления о поведении птиц весной; учить узнавать различных птиц по внешнему виду; замечать, как птицы передвигаются, ходят, прыгают, летают, клюют корм, пьют воду из лужи; развивать желание наблюдать за птицей прилетающих на участок; воспитывать доброе отношение к миру природы

Весной всюду слышны голоса птиц. Воробьи весело чирикают, вороны громко каркают. Другие птицы начинают петь свои песни. Птицы греются на солнце. Купаются в лужах. Прыгают по земле и клюют червячков. Птицы вьют гнезда. В домиках – скворечниках выводятся маленькие птенчики. Вороны вьют гнезда высоко на дереве. В гнезде из яиц выводятся птенцы. Птицы кормят своих птенцов из клюва.

Воробей –прыгает, скачет, много летает

Голубь – ходит, кивая головой

Ворона – ходит важно, не спеша подпрыгивает

Птицы пугливые, не подпускают к себе близко.

 Представления у детей: у птиц –два крыла, две лапки, перья. Хвост, клюв, нет зубов

Зима прошла

Воробей с берёзы на дорожку - прыг,

Больше нет мороза!

ЧИК - ЧИРИК!

Вот журчит в канавке быстрый ручеёк,

И не мёрзнут лапки!

СКОК, СКОК, СКОК!

Высохнут овражки,

прыг, прыг, прыг!

Вылезут букашки –

ЧИК - ЧИРИК!

(М.Клоковой)

Воробей.


Воробей, взъерошил
Пёрышки –
Жив, здоров
И невредим.
Ловит мартовское
Солнышко
Каждым пёрышком
Своим.


(В. Орлов)


***
Высоко на кроне клена
Спеть готовилась
ворона,
Показала певчий дар,
Прокричала громко: Кар-р-р-р…

(В. Сибирцев) 

Сельская песенка

Травка зеленеет,

Солнышко блестит, ласточка с весною

В сени к нам летит.

С нею солнце краше

С весна милей….

Прощебечь с дороги

Нам привет скорей.

Дам тебе я зерен, а ты песню спой,

Что из стран далеких

Принесла с собой….

( А. Плещеев)

Голубь


Люди на улице
Подняли головы:
Голуби, голуби,
Белые голуби.

Шумом их крыльев
Город наполнен,
Людям о мире
Голубь напомнил.

(Агния Барто)

***
Протянула я ладошку-
На ладони хлеба крошки.
Прилетали
голубки
Смело брали хлеб с руки.
Важно рядышком гуляли,
Меж собою ворковали,
Все вели свою беседу,
Чтоб еще найти к обеду

(М. Пиудунен)


***
Голубь плавно приземлился,
Отряхнул все пёрышки,
И на месте закружился –
Собирая, зёрнышки.
И воркуя, и кружась
Он танцует венский вальс.

(Т. Второва)


***
Ворона смотрелась
в весеннюю лужу:
Что там за красотка?
Ничуть я не хуже

(З. Соснина)

Птичка

Села птичка у окошко,

Посиди у нас немножко,

Подожди, не улетай!

Улетела….

Ай!

(А.Барто)

Загадка

Рук нет, а строить умеет

( Птица)

Прогулка: см. картотеку

Март №5

Апрель №2

Май №9 (апрель)

День

недели

Неделя

месяца

Наблюдение за насекомыми

            Четверг

етверг

I нед

II неделя

III

Неделя

IV

неделя

Наблюдение за насекомыми

Задачи: Закрепить желание наблюдать за насекомыми; расширять представления о них; учить различать мух, бабочек, божьих коровок, муравьев, жучков и червяков; воспитывать бережное отношение к насекомым.

Весной просыпаются различные насекомые, одни летают, другие ползают по земле. Мухи, бабочки, жучки, божьи коровки – летают. Муравьи, жучки – ползают.

С помощью лупы рассмотреть строение тела жука – крылышки, головка, лапки, усы. Определить его цвет. Сравнить с муравьями и божьей коровкой, вызывая доброе отношение к живому существу. Муравьи – труженики, которых все уважают и никто не обижает. Осторожно следуя по тропе, проследить с детьми путь муравья, разглядеть, что муравьишка тащит в свою норку.

Внешний вид червяка – длинный, похож на веревочку, у нет ног. Червяк ползает по земле. Заползая в землю, червяки  рыхлят ее, через ходы червяков дышат корни растений.

Закрепление знаний  в группе – узнавание  насекомых на картинке и их названия. Лепка и рисование насекомых. Чтение и разучивание потешок и стишков

***

Пригрело солнышко землю.

Вылезли разные насекомые,

Кто из щели, кто из земляной норки,

Кто из-под коры.

И все поползли,

Полетели на полянку,

А весна раздала им

Красивые наряды разных цветов.

Стихи про  улитку

Улитка медленно ползет,
Качаясь на листке,
Улитка целый день несет
Свой домик на себе.
Ей тяжело его носить
Нельзя его ей снять!
Улитке нужно где-то жить,
Ей нужно где-то спать!
Зато туда никто чужой
Не проберется никогда!
И охраняет домик свой
Улитка хорошо всегда!

(С.Антонюк)

Стихи про улиток

Две улитки у пруда
Оживлённо спорят:
Кто из них быстрее
Червяка обгонит.

(С. Антонюк)

Стих о муравье

Муравей ползёт по лесу.
Нелегко тяжеловесу –
Он несёт тростинку в дом,
Залатать все дыры в нём.

(С.Антонюк)

Стих про гусеницу

Мохнатая гусеница
По листикам ползет,
Она — листочков пленница:
Грызет их, и грызет.
Уже погрызла все кусты,
На дерево забралась,
Уж очень листики вкусны,
Жаль, мало их осталось

!

(С.Антонюк)

Стихи про мух

Надоедливее мухи
Нету никого в округе:
То на локоть примоститься,
Сгонишь, на плечо садиться.
Хоботком своим щекочет,
Улетать совсем не хочет.

(С.Антонюк)

.

Стишки про шмеля

Клевер красный расцветает,

Зацветает хмель,

На работу вылетает

Работяга шмель.

Невзирая на погоду,

Пока пчелка спит,

Вылетает он за медом,

На поля летит.

Надо много потрудиться,

Пыльца и нектар:

Все зимою пригодится,

Лета щедрый дар.        

(С.Антонюк)

Короткий стих про стрекозу

Стрекоза – стрекоза,
Большекрылая краса.
Глазки голубые,
Крылья кружевные,
Над водой летаешь,
Комаров пугаешь.

(С.Антонюк)

Стихи про осу

Очень на пчелу похожа,
Только чуть поярче цвет,
Если сильно растревожить -
От нее отбоя нет!
Как ужалит больно-больно!,
Так опухнет весь укус!
Лучше быть с ней осторожно,
Я осу всегда боюсь!
Обойду ее сторонкой,
Пусть летит себе тихонько!


(
С.Антонюк)

Стишок про паука

В парке осенью однажды,
Паучка мы повстречали.
Он сидел, предельно важный,
В центре паутинной шали.
Только ветер вдруг сорвался,
Закружил все, заревел!
Паучок не удержался -
С паутинкой улетел!

(С.Антонюк)

Стишки о бабочках

Бабочка – красавица
В разноцветном платьице
По цветам порхает,
Нектарчик собирает.

(С.Антонюк)

Стихи про пчелку

Лишь деревья зацвели,

Абрикосы, вишни,

Хороводы завели

Пчелки-шалунишки.

Роем весело летают,

На лугу, в саду, в лесу

Мед с цветочков собирают,

И домой его несут.

Чтоб зимой холодной, злой

Было чем кормиться,

Нужно летом и весной

Очень потрудиться!

(Антонюк С А)

Стишок про муравья

Муравей — трудяга редкий,
Все в лесу об этом знают,
Целый день таскает ветки,
Труд он очень уважает!
Ну, а если кто ленится -
Муравей с таким не дружит,
Все обязаны трудится!
Лодырь — никому не нужен!

(С.Антонюк)

Стих про гусеницу

О берёзовый листочек
Зубки гусеница точит.
Сейчас листик догрызёт,
И на новый поползёт

(С.Антонюк)

Стих про муху

Муха на столе сидит,

В мою сторону глядит,

Видно сладкий мой компот

Ей покоя не даёт.        

(С.Антонюк)

Стихи о шмелях

Лишь деревья расцветут,

Шмель большущий тут как тут.

По цветкам порхает,

Брюшко набивает.        

(С.Антонюк)

Стихи про стрекозу

Над ромашкою лесной,

Кружит вертолет,

Очень маленький такой,

Где же там пилот?

Только там пилот не нужен,

Если кто не знает:

Над ромашкой мирно кружит

Стрекоза большая!

(С.Антонюк)

Стихотворение про осу

«Я — наверное моряк!» — думала оса.
«Нас роднит с его матроской — черна полоса!
Только у него нет жала, и летать он не умеет!
Значит, я так порешала, что в матросах я — главнее!»

(С.Антонюк)

Стихи об осах

Полосатая оса

Пчёлку обманула:

Обещала улей строить,

А сама, лишь мёд стянула.        

(С.Антонюк)

Стих о пауке

В уголке паучок

Сплёл и домик, и сачок.

Теперь вот отдыхает,

Мушку поджидает.        

(С.Антонюк)

 Стихи про пауков

В природе всем известен ткач –

Паук – затейник и ловкач.

Поймает в сетку мошку,

И, ну, качать в ней крошку.        

(С.Антонюк)

Стихи про бабочку

На цветке сидит цветок.
Разве так бывает?
Подойдёшь к нему поближе –
Он тут же улетает.

(С.Антонюк)

Стишок про пчелу

Вокруг цветка жужжанье

У пчёлки расписанье:

Весь день нектар качает,

А ночью отдыхает.

Стих о жучке

Летом, в жаркий день на луг,стихи про жука для детей

Прилетел огромный жук.

Сел на травке посидел,

Зажужжал и улетел.

(С.Антонюк)

Стихи про жука

Сколько лапок у жука?

Насчитал я шесть пока,

Глаз и усиков по паре,

Рот с огромными зубцами,

А ещё на спинке

Есть крылья и «надкрылки».

(С.Антонюк)

.

Стихи о божьей коровке

Посмотри скорее, Вовка!
Это – божия коровка!
Красненький кружочек,
Много чёрных точек.
Крылья раскрывает,
В небо улетает.

(С.Антонюк)

Стишки про божью коровку

Истребляет тлю жучок,
Что портит листочки,
Носит красный пиджачок,
В черненькую точку.
И зовется очень громко,
Может кто не знает?
Это — Божья коровка,
Листьям помогает

! (С.Антонюк)

Прогулка: см. картотеку,

Март №12

Апрель №7

Май №5

День

недели

Неделя

месяца

Наблюдение за трудом взрослых  и

за жизнью улицы

Пятница

I неделя

Наблюдение за весенней одеждой прохожих.

Задачи: Привлекать детей к активным мыслительным операциям, обсуждения с детьми предлагаемой одеждой весной; закрепить с детьми особенности весенней погоды и необходимости специальной непромокаемой одежды и обуви; закрепление основных цветов и знаний, о том, из какого материала сделана одежда и обувь; развивать сенсорное развитие; воспитывать бережное отношение к своей одежде.

Обратить внимание детей на то, какую одежду надели им родители. Почему легкое пальто или куртку? Легкую шапочку и непромокаемые брючки? Резиновые сапожки? Короткие ботиночки? Для чего? (Потому что на улице весна: солнышко тепло греет, и в теплой одежде уже будет жарко). Дать детям понимания того, что, непромокаемая,  одежда и обувь – не дает нам замочить ножки в луже, и не намочит нас весенний дождь.

Рассматривание одежды и обсуждение по цвету, и из какого материала она сшита: резиновые сапоги- резина, кожаные ботинки – кожа, вязаная шапочка – шерсть, нейлоновая куртка – нейлон.

Дидактические игры на установление:

- температурных ощущений (теплый, холодный),

- весовых (легкий, тяжелый),

- тактильных( гладкий, колкий, шероховатый),

- величинных (большой –маленький, длинный –короткий, узкий –широкий, толстый –тонкий)

Учить играть не пачкая своей одежды и обуви, если запачкается , то счистить грязь, песок. После прихода с улицы – мокрую одежду и обувь просушить!

***
Все мы знаем время года,
Когда будто бы свободу
Все в округе обретает:
Птицы с юга прилетают,
Ручейки бегут, смеются,
И сосульки кап-кап льются.
В небе солнце светит ярче,
С каждым днем оно все жарче!
Сменим шубки на пальтишки,
Влезем в легкие штанишки.
Скоро все набухнут почки,
И распустятся цветочки.
Всех обрадует она -
Долгожданная
весна.

(Е. Осипова)

Прогулка: см. картотеку

Март №6

Апрель №8

Май №3, №8 (апрель)

II неделя

Наблюдения за трудом дворника  

Задачи: воспитывать уважения к людям труда; закрепить знания у детей о работе дворника; учить уважать труд взрослых; побуждать включаться в совместные трудовые действия.

Труд дворника – рассматривание и показ орудия труда- метелка, совок, грабли, лопата. Дать детям представление о них, что, чем и как дворник работает. Наблюдения за разнообразными действиями дворника по уборке территории д\сада. Поддерживать желание оказывать помощь в уборке своего участка от снега и от льда; от прошлогодней травы и опавших листьев, используя свои орудия труда – лопатки, грабли и ведерки.

Дворник

Дворник до рассвета встал,
На рассвете подметал,
И когда проснулся дом,
Было чисто всё кругом!
(Е. Санин)

Прогулка: см. картотеку

Март №11

Апрель №11(март)

Май №11(март)

«Приглашение к труду»


Дети! Надобно трудиться:
Не бегите от труда;
Ах! От праздности родится
Много горя и стыда.

Тот кто хочет доброй славы,
Должен хлеб свой в поте есть,
Не за игры и забавы
Достается людям честь.

Дети! Дети! Не ленитесь!
Труд всегда приносит плод:
Будешь смолоду трудиться —
Встретишь старость без забот.
(
Яков Грот)

Май №3, №8 (апрель)

Наблюдения за трудом шофера

Задачи: Закрепить название профессии – шофер; дать знания о работе шофера, о правилах поведения на дороге.

Наблюдения за привозом машины продуктов в детский сад. Отметить: вид транспорта – грузовая машина, специфические действия шофера – вождение машины, подъехал для разгрузки продуктов, подвоз, разгрузка продуктов и выезд с территории д/сада.

 Рассматривание и обговаривание: Что привезли? В чем? Какая машина? Как шофер заводит машину? Как машина едет?

Правила поведения детей, когда машина подъезжает и движется –

Не подходить близко к краю тротуара, не выбегать на проезжую часть, не мешать разгрузке, стоять подальше от машины.

Кем быть?

Качу,
Лечу
Во весь опор.
Я сам — шофер,
И сам — мотор.
Нажимаю
На педаль-
И машина
Мчится вдаль!

(Б.Заходер)

Шофёры

Шуршат по дорогам
Весёлые шины,
Спешат по дорогам
Машины, машины…

А в кузове - важные,
Срочные грузы:
Цемент и железо,
Изюм и арбузы.

Работа шофёров
Трудна и сложна,
Но как она людям
Повсюду нужна!..

Прогулка: см. картотеку

Март №3

Апрель №3(март)

Май №3(март)

Стихи о профессиях

Кондуктору хорошо,
а шоферу -
лучше,
я б в шоферы пошел,
пусть меня научат.
Фырчит машина скорая,
летит, скользя,
хороший шофер я -
сдержать нельзя.
Только скажите,
вам куда надо -
без рельсы
жителей
доставлю на дом.
Едем, дудим:
"С пути уйди!"

(В. Маяковский) –


Водитель

Умело он ведёт машину –
Ведь за рулём не первый год!
Слегка шуршат тугие шины,
Он нас по городу везёт.

 

Шофёр

За рулём сидит привычно
И под гул мотора
Напевает, как обычно,
Песню про шофёра!

III неделя

Наблюдения за трудом воспитателя и детей старших групп

Задачи: Воспитывать уважение к труду взрослых, побуждать включаться к совместным трудовым действиям.

Наблюдение за расчисткой участка от снега, прошлогодней листвы и травы. Подрезка кустарников, сбор веточек и веток от обрезки, окапывание деревьев и кустарников.

Наблюдение за детьми старших групп, во время высаживания рассады и посева семян в цветнике. Активизация речи детей, развитие мышления, задавая им вопросы :Зачем? Почему? Для чего? Как?

Побуждать  включаться в сборе листвы, веточек, камушек в ведерки, умение пользоваться граблями и лопаточками.

***

Подметаю я свой двор,

Собираю в кучу сор,

Будут все меня хвалить,

Молодец! Мне говорить!



ВЕСНА И ДЕТВОРА

Вместо утренней зарядки
Детвора копает грядки.
- Раз-два! На-жимай!
Три-четыре! До-гоняй!
В землю врезались лопаты
Вместе, дружно, глубоко.
Хоть земля и сыровата
И копать им не легко.
Но стараются ребята.
- Кому еще нужна лопата?

Дружный маленький народ
Свой копает огород.
- Раз-два! На-жимай!
Три-четыре! До-гоняй!
Детвора стараться рада,
Торопитесь к нам, ребята.
- Раз-два! Нажимай.
Скоро будет урожай!

(Т. Петухова)

ПОМОГАЕМ ВЕСНЕ

То-то славно, ребята,
Зиму гоним долой,
Загребаем лопатой,
Выметаем метлой.

Все работают с нами,
Где уж тут усидишь,
Мы сбиваем снежками
Льдинки звонкие с крыш.

Ручеек за ворота
Сам пробится не смог.
Закипела работа,
В добрый путь, ручеек!

Лейки, грабли достали,
Припасли семена,
Мухе сонной сказали:
- Просыпайся: весна!

Домик стром, строгаем,
Эй, скворец, прилетай,
И флажки вырезаем.
Приходи, первомай!

Игры сложены в угол,
Кукла спит в стороне,
Нам теперь не до кукол -
Помогаем весне!

(Г. Ладонщиков) 

IV не

де

ля

Наблюдение за проезжей частью улицы, за транспортом.

Безопасность ПДД.

Задачи: Закрепить с детьми знания о разнообразие  машин для помощи человека в его работе – отмечать с детьми их отличительные особенности: цвет кабины, эмблемы спецмашин, размеры машин.

Знакомство и закрепление с детьми правил дорожного движения со светофором и его трехцветным сигналом.

Воспитывать правильное поведение детей на улице.

Наблюдать с детьми за работой разнообразных машин. Пояснить, что человек придумал машины для того, чтобы облегчить себе труд. Есть: грузовые машины, легковые машины, общественный транспорт, спецмашины (скорая помощь, полиция, пожарная, уборочная техника).

Отметить особенности грузовых  и легковых  машин: различие  цвета кабины, размер и количество колес, фары, двери, кузов, марки машин и т.д. Обсуждение работы транспорта : Что за машина? Куда едет? (на работу, в магазин, в детский сад) Что везет?  ( груз) Кого перевозит? (людей)

Целевая прогулка к дороге (рассматривание ее через ограждения д\сада Дать представление о проезжей части – дорога для машин; тротуар – дорожка  для пешеходов. Пешеходный переход – где можно перейти дорогу. Светофор: красный сигнал-стоять, желтый сигнал – ждать, зеленый –идти!

Напомнить детям элементарные представления о правилах дорожного движения. Машины проезжают  по проезжей части, у ней есть две стороны. Машины едут с одной и с другой стороны проезжей части Пешеходы двигаются по тротуарной дорожке. Переходить улицу необходимо только по пешеходному переходу и по светофору: красный свет - стоим; желтый свет – ожидаем, зеленый свет – переходим улицу, только со взрослым и держим его за руку.

 Беседы с детьми о ПДД

Верёвочка

Весна, весна на улице,
Весенние деньки!
Как птицы, заливаются
Трамвайные звонки.

Галдят грачи на дереве.
Гремят грузовики.
Весна, весна на улице,
Весенние деньки.

(А. Барто)

Как перейти через дорогу

Способ безопасный самый:
Перейти дорогу с мамой.
Уж она не подведет,
Нас за ручку доведет.
Но гораздо будет лучше,
Если нас она научит,
Как без бед и по уму
Сделать это самому.

Дорога

Полоса земли видна,
Очень важная она.
Обустроена смотрите,
И на части поделите.
Тут трамвайные пути, тротуары впереди,
И обочины бывают, нас на отдых приглашают.


(С. Неизвестная)

Дорожное движенье

Есть такие отношенья,
Как дорожное движенье,
И в пределах всех дорог,
Возникает тут поток.
Грузы едут по делам,
Пешеходы тут да там.
За дорогой ты следи,
Будь внимателен в пути.


(С. Неизвестная)

ЛЕВО-ПРАВО  

Дорога не тропинка,

Дорога не канава,

Сперва - смотри налево,

Потом смотри -  направо:

Налево гляди,

И направо гляди, 

И если машин не увидишь, —

Иди!

***

Это всем должно быть ясно!
Даже тем, кто ходит в ясли
Всем, кто в городе живет:
Переходы не рискованны
Только там, где нарисованы
Шашек белые квадраты
И на стрелке "Переход".


(С. Михалков)

* * *

Эти правила важны,
Их все люди знать должны.
Светофор мигает нам:
– Посмотри по сторонам!
Загорелся красный свет:
– Переходим, дети? Нет!
Не спеши, Серёжка,
Ждём ещё немножко!
Загорелся жёлтый свет:
– Переходим, дети? Нет!
У жёлтого задание:
Продолжить ожидание.
Свет зелёный – цвет травы,
Переход для детворы.
– Топай, Мишка и Серёжка, –
Безопасная дорожка!

(В. Яковенко)

Светофор

На улицах стоит моргает,
Всем нам конечно помогает,
Сигнал дает он к размышленью,
Чтоб началось скорей движенье,
А кто-то должен постоять.
Чтоб правила не нарушать.
Вот красный нам дает сигнал,
Проезда нет , ты опоздал.
А жёлтый вновь готов к пути.
Зелёный подмигнул, кати.
Сигналы эти соблюдай,
Наш светофор запоминай
.
(
С. Неизвестная)

Велосипед, роликовые коньки.

Правила дорожного движенья,
Мы помним все без исключенья,
Если хочешь покататься,
Тогда нечего бояться.
Сколько лет себя спроси,
Затем ролики бери,
А быть может и скейтборд,
Он конечно довезёт,
Ну, а если надоело,
Велосипед ждёт тебя смело.
Парк и двор твоё движенье.
До четырнадцати лет решенье.
Шлем , перчатки, не забудь.
И тогда вперед и в путь!

(С. Неизвестная)

ЖУЧКА БЕГАЕТ ЗА ТУЧКОЙ

Жучка бегает за тучкой.
Тучка бегает за Жучкой.
Тучка - вправо, Жучка - влево
И на тучку лает смело,
И на маму под зонтом,
И на девочку с бантом,
И на кошку за углом,
И на первый майский гром!!!

. (Д. Красавин)

ПРАВИЛО МАЛЫША  

 Когда к дороге подхожу,

То маму за руку держу.

***

Пусть запомнят твёрдо дети:
Верно поступает тот,
Кто лишь при зелёном свете
Через улицу идёт.

(А. Обухова)

Пассажир

В транспорт он быстрей садится,
И до остановки мчится,
Может даже на такси,
Ты водитель довези.
Он в окошечко глядит,
Проезжаем чудный вид.
Вот и снова остановка.
Пассажир выходит ловко.


(С. Неизвестная)

Проезжая часть

Дорога эта для машин,
Безрельсовых тому причин,
Здесь все машины едут ловко.
И скоро будет остановка.


(С. Неизвестная)

Пешеходный переход.

Пешеходный знак стоит,
Значит, путь для нас открыт.
Вот подземный переход,
Он нас к цели доведет,
По ступенькам ты спускайся,
И нисколько не пугайся.
А надземный с нами дружит.
И помощником послужит.
Знак, разметка на пути,
По сторонам ты посмотри.


(С. Неизвестная)

СИГНАЛЫ СВЕТОФОРА  

 

Цвет зеленый – 

Проходи! 

Желтый – 

Малость погоди. 

Ну, а если красный – 

Стой! 

Проход опасный!

Светофоры

Выполняй закон простой:
Красный свет зажегся – стой!
Желтый вспыхнул – подожди!
А зеленый свет – иди!

СВЕТОФОР. 

Стоп, машина!

 Стоп, мотор!

Тормози скорей, шофёр!
Красный глаз глядит в упор –

 Это строгий Светофор.
Вид он грозный напускает,

Дальше ехать не пускает...
Обождал шофёр немножко,

 Снова выглянул в окошко.
Светофор на этот раз

Показал Зелёный глаз,
Подмигнул и говорит:

«Ехать можно,

Путь открыт!»

(С. Неизвестная)

Регулировщик

Аварии предотвращает,
И наши жизни сохраняет.
А если светофор сломался,
Затор с движением попался.
Регулировщик нам поможет,
И жезлом нам маршрут проложит.
Своеобразный код подаст,
Проехать всем машинам даст.
Есть у него экипировка,
Значок отличья и сноровка!
(С. Неизвестная)

ГИБДД

Кто контроль осуществляет,
Правила не нарушает,
За движением следит,
Если надо пожурит.
Это ГИБДД

Наш помощник ,

он везде.
С малых лет и до седин,
Закон дорог на всех один.
(С. Неизвестная)

Список используемой литературы

  1. М.А. Васильева, В.В.Гербова, Т.С.Комарова «Программа воспитания и обучения в детском саду»

Москва «Мозаика – Синтез», 2005г.

  1. О.А. Соломенникова. « Занятие по формированию элементарных экологических представлений во второй младшей группе д/с»

Москва «Мозаика – Синтез», 2007г.

  1. С.Н. Теплюк. « Занятие на прогулке с малышами». Для работы с детьми 2-4 лет. Москва «Мозаика – Синтез», 2008г.
  2. С.Н. Николаева. « Юный эколог». Система работы в младшей группе д/сада». Москва «Мозаика – Синтез», 2010г.
  3. Т.Н. Ильюшина. « Развитие мыслительной деятельности детей раннего возраста». Комплексные занятия. Волгоград «Учитель», 2011г.
  4. О. А. Соломенникова. «Ознакомление с природой в д/с» Первая младшая группа. ФГОС. Москва «Мозаика – Синтез», 2014г.
  5. Л.В. Пилипенко. « Практический материал к организации педагогического процесса в ДОУ»  Стихи. Москва «Скрипторий», 2007г.
  6. Елисеева Л.Н. «Хрестоматия для маленьких». Издательство «Просвещение», 1987г.
  7. « Веселая книга для малышей». Под редакцией Т.Деревянко.

Тверь « АСТ- ПРЕСС», 2006г.

  1. « Лучшая книга малышам». Для чтения родителям дома. Под редакцией Т. Рашина. Ростов –на- Дону « Проф-Пресс», 2012 г.
  2. « Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома

Москва «Мозаика – Синтез», 2014г

  1. Стихи о весне. Весенние стихи для детей... www.allforchildren.ru
  2. Стихи о весне…www.lad-lad.ru
  3.  Весна. Стихи о весне русских поэтов. Классики. Времена..

www.stihi-klassikov.rupoems…stihi-o-vesne…poetov

  1. Короткие стихи о весне | Стихи русских поэтов.

www. stihi-russkih-poetov.ru…korotkie-stihi-o-vesne


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект прогулки в средней группе с использованием художественного слова "В гости к деду Природоведу".

Расширять и уточнять представления детей о сезонных изменениях вприроде, об изменениях в жизни птиц, насекомых, углублять знания о диких животных, о том, как они готовятся к зиме. Устанавливать причин...

Конспект организованной образовательной деятельности «Оденем куклу на прогулку» в первой младшей группе с использованием ИТК. Цель занятия:

Цель  занятия:Воспитывать  аккуратность,  бережное  отношение  к  одежде.Формирование  навыка  последовательности  действий  одевания  на  п...

Конспект проведения прогулки в первой младшей группе по теме: «Тайны муравейника».

Наблюдение за насекомыми развивает познавательные интересы, наблюдательность, формируется знание о жизни муравьев, воспитывается любовь к природе, интерес и заботливое отношение к живому миру....

Закаливание детей младшей группы с использованием художественного слова

Закаливание — повышение устойчивости организма к неблагоприятному действию ряда физических факторов окружающей среды (пониженной или повышенной температуры, воды и др.) путем систематического до...

Консультация: «Организация прогулки в первой младшей группе с использованием инновационных технологий».

         Прогулка необходима для здоровья и развития детей, для   осуществления разнообразных воспитательных задач....

Закаливание детей младшей группы с использованием художественного слова

Задача закаливания-приучить хрупкий растущий организм ребенка переносить перемены температуры в окружающей среде....