Конспект организованной деятельности по познавательному развитию " Да будет Свет!"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Конспет образовательной деятельности содержит в себе задачи по формированию у детей экологического сознания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программное содержание:

1.Познакомить детей с историей изобретения электричества и лампочки.

2. Способствовать воспитанию экологического сознания у детей.

3. Привлечь  внимание к проблемам использования электроэнергии, охране          окружающей среды.

4.В ходе эксперимента подвести детей к выводу о доступности  методов и необходимости экономии электроэнергии.

5.Закрепить правила безопасности при пользовании электроприборами.

Предварительная  работа: беседа об электроприборах, загадывание загадок об электроприборах,  дидактическая игра «Что сначала, что потом», беседа « Ресурсы нашей страны», рассматривание энциклопедии « Сто вопросов и ответов».

Словарная работа: электростанция, генератор, турбина.

Материалы и оборудование: три лампочки в коробке, три настольные лампы, удлинитель с тремя розетками; презентации : «Электроприборы», « История происхождения лампочки и электричества»,  « Виды электростанций».

Ход занятия

Воспитатель (показывает детям красивую коробочку):

-Дети, нам кто- то принес в группу вот эту коробочку или потерял? А может кто – то сделал нам  подарок?

(В группу входит Незнайка)

Воспитатель:

- А кто это пришел к нам в гости?

(Предположения детей)

Незнайка:

- Здравствуйте, друзья, я - Незнайка, пришел к вам поучиться, а то мне скоро в школу. А почему вы свет не включили?

Воспитатель:

-Хорошо, Незнайка, проходи. А свет разве днем включают? Мы включим, когда будем писать или читать с ребятами. Дети, как вы думаете, правильно мы поступаем, не включая свет, когда светло?

(Предположения детей)

Воспитатель:

- Сейчас я вам расскажу, почему мы должны так поступать. Кстати, Незнайка, это не ты принес нам вот эту коробочку?

Незнайка:

- Нет.

(Незнайка садится к детям)

Воспитатель:

- Сейчас я посмотрю, что там лежит.

(Воспитатель аккуратно открывает и смотрит)

- Интересный подарок. А давайте я загадаю вам загадку об этом предмете. Если отгадаете, то покажу, что там.

- Я - стеклянный пузырек,

И живет в нем огонек,

Днем он спит, а как проснется,

Ярким пламенем зажжется!( Лампочка)

(Ответы детей)

Незнайка:

- Я догадался! А я тоже знаю загадки!

 «Чудеса на потолке - повисло солнце на шнуре»;

«Висит без дела днем, а ночью освещает дом»;

«Висит груша - нельзя скушать».

Воспитатель:

-Молодцы. Правильно отгадали. Это лампочки . И ты, Незнайка, молодец, а говоришь ничего не знаешь. ( Воспитатель показывает три  лампочки)

-Только зачем они нам? Дети, а вы знаете, для чего нужны лампочки?

(Ответы детей)

- Правильно, лампочка дарит нам свет, когда темно: на улице горят фонари, в доме есть люстры, торшеры, настольные лампы. А вы знаете, почему горят лампочки?

(Предположения детей)

Воспитатель:

- Отгадайте- ка загадку:

К дальним сёлам, городам

Что идёт по проводам?

Светлое величество,

Это ... (электричество).

- Электричество - вид энергии, дающий жизнь домашнему очагу, работу фабрикам, магазинам, учреждениям, паркам для аттракционов. Электричество – это энергия, которую люди используют не только для света. Для чего еще нужно электричество, как вы думаете?

(Ответы детей)

-Правильно, с помощью этой энергии  работают многие приборы, необходимые человеку в быту: телевизор, компьютер, стиральная машина, утюг, пылесос и т. д. Сейчас везде есть электричество, в каждом доме.

( Воспитатель демонстрирует слайды « Электроприборы»: приложение-1)

 А раньше, давным - давно, люди не знали, что такое электричество и даже, что такое лампочка. Тем более у них не было таких приборов. Как вы думаете, как же люди жили без всего этого?

(Предположения детей)

-Я сейчас расскажу вам интересную историю, и мы совершим путешествие в прошлое.

(Воспитатель в ходе рассказа  демонстрирует соответствующие слайды: приложение-2)

-В давние времена древним людям огонь был источником света и тепла, они разводили костры в пещерах для освещения и приготовления пищи. Затем придумали лучину. Это щепка от дерева, закрепленная с одной стороны в подставку. Потом появились свечи, которые мы  используем по сей день. Их делали из пчелиного воска и даже из бараньего сала. Много лет спустя люди научились добывать нефть и делать из нее керосин, так появились керосиновые лампы - «керосинки». И, наконец-то, изобрели электричество, а затем и лампы.  Первый источник электрического тока  изобрел итальянский физик Александр Вольт  в конце XVIII века. А вот лампу изобрели: американец Томас Эдисон и россиянин Александр Лодыгин. Мы должны гордиться, что  русские ученые изобрели такие нужные для человека вещи.

А сейчас пора возвращаться  из путешествия и немного отдохнуть. Давайте поиграем с Незнайкой.

Физкультминутка

Представьте, что вы дома и помогаете  маме (дети выполняют движения в соответствии с текстом)
Что за шум на кухне этой?

Будем жарить мы котлеты.
Мясорубку мы возьмём,
Быстро мясо провернём.
Миксером взбиваем дружно
Всё, что нам для крема нужно.
Чтобы торт скорей испечь,
Включим мы электропечь.

Если где- то пыли воз-

Мы включаем пылесос!

Чтобы выглядеть опрятно-

Мы вещи гладим утюгом.
Электроприборы – это чудо!
Жить без них нам было б худо.

Воспитатель:

-Хорошо мы отдохнули, поиграли. А сейчас мы узнаем, откуда же приходит к нам электричество.

 (Воспитатель демонстрирует слайды «Виды  электростанций»: приложение- 3

На  гидроэлектростанции (ГЭС) под большим напором вода поступает в турбину, где с помощью генератора вырабатывается  электричество. Оно подаётся в специальные подстанции, а от них потом по проводам бежит к нам домой, в больницы, на заводы и туда, где люди не могут обойтись без электричества.

На тепловых электростанциях (ТЭС) электричество получают, сжигая уголь и нефть. Нагревается вода в огромных котлах и превращается в пар, который воздействует на гигантское колесо (турбину), заставляя их вращаться, а турбина приводит в действие большую машину( генератор).Он вращается и вырабатывает электричество.

На атомных станциях (АЭС) используется для сжигания руда, содержащую уран – это такое вещество, которое после обработки вырабатывает атомную энергию, согревающую воду в котле, также образующую пар, который вращает турбину, а она в свою очередь приводит в действие большой генератор.

Для получения энергии люди научились использовать даже солнце и ветер. Ветер крутит специальные вертушки и заряжает генераторы, которые вырабатывают энергию, а солнце своим светом заряжает солнечные батареи и они  также используются для освещения. Вот, например, на нашей автодороге стоят вот такие фонари, которые освещают дорогу в темное время суток, посмотрите, а солнце и ветер дают им энергию.
Конечно, выработка электроэнергии в определенной мере наносит вред окружающей среде из- за выброса использованного  сырья, а  некоторые технические средства , используемые в электросети, ухудшают пейзаж. Но все- таки электричество является самым чистым и удобным в использовании видом энергии, нерадиоактивной и не оставляющей отходов. Эти электростанции требуют больших вложений и затрат, как энергетических, так и материальных, поэтому электричество мы тоже покупаем, то есть платим за него. Мы с вами должны экономить электроэнергию. Как вы думаете, как это можно сделать?

(Предположения детей)

Воспитатель:

- Правильно, нужно выключать свет, когда светло или не включать более одной лампочки; электроприборы включать по необходимости. А сейчас я расскажу о самом простом способе экономии электроэнергии, теперь нам пригодятся эти лампочки. Мы свами проведем опыт.

Ход эксперимента:

У воспитателя на столе  стоят три маленьких настольные лампы без лампочек, три лампочки: две обычные ( на 40Вт и на 75 Вт) и энергосберегающая (на 15 Вт) ; удлиннитель с тремя  розетками.

Воспитатель:

- Дети, посмотрите, чем отличаются эти лампочки?

(Ответы детей)

- Эти две лампочки на вид совершенно одинаковые, а третья – спиралевидная- это энергосберегающая. Как вы думаете, почему ее так называют?

(Предположения детей)

- Сейчас я вверну лампочки в настольные лампы . (Воспитатель вкручивает лампочки и включает  и напоминает, что самим детям этого делать нельзя –опасно; дети стоят рядом и наблюдают)

- Посмотрите и скажите, какая лампочка ярче горит?

(Рассуждения детей)

- Две лампочки горят ярче, одна тусклее. Это потому, что лампочки имеют разную мощность. Как вы думаете, какая самая мощная?

(Рассуждения детей)

-Энергосберегающая  лампочка горит  ярко, хотя она самая слабая по мощности. Какой можно сделать вывод?

(Ответы детей)

- Правильно, дети, чтобы сэкономить электрическую энергию,  нужно использовать энергосберегающие лампочки. Именно поэтому они так называются. Светят они ярко, а энергии потребляют мало. Теперь вы это знаете и можете посоветовать своим друзьям и родственникам. В нашей стране много природных ресурсов6 вода, газ, нефть. Их тоже нужно экономить.   Хочу вам напомнить, что такие опыты с электричеством вы не должны делать самостоятельно, ведь электричество не только пользу приносит, но может нанести вред человеку и даже убить. Давайте вспомним, чем опасно электричество,  и какие меры безопасности мы должны соблюдать?

(Ответы детей)

- Вы не должны пользоваться электроприборами без присмотра взрослых, не трогать никогда и нигде оголенные провода, так как они могут быть подключены к электрической сети; не лезть в розетки пальцами и металлическими предметами,- ток может убить человека; не оставлять без присмотра электроприборы, что может привести к возгоранию и пожару. Никогда не забывайте эти правила!

Итог занятия:

-А что нового вы узнали сегодня? Что вам больше всего понравилось?

(Ответы детей)

- А ты, Незнайка, усвоил урок?

Незнайка:

- Мне было интересно, мне очень понравилось ваше занятие! Я хочу всегда приходить к вам и узнавать много нового!

Воспитатель:

Молодцы, дети! Я дам вам домашнее задание. Нарисуйте рисунки  на тему: «Берегите электроэнергию» , и мы оформим выставку.

Литература:

1.»Что было до…Игры - путешествия в прошлое предметов» Дыбина О.В.(М.:ТЦ Сфера,2002)

2.Открытия и изобретения (Детская энциклопедия)М.:ЗАО «РосмЭН-ПРЕСС»,2011

3.»О том, как сберечь здоровье» ( Александров Н. А. Полевщиков М.М., Валеология М.М., Йошкар-Ола,1997)

4. «Большая книга вопросов и ответов» (М.: Изд-во Эксмо,2003)



Предварительный просмотр:

Программное содержание:

1.Познакомить детей с историей изобретения электричества и лампочки.

2. Способствовать воспитанию экологического сознания у детей.

3. Привлечь  внимание к проблемам использования электроэнергии, охране          окружающей среды.

4.В ходе эксперимента подвести детей к выводу о доступности  методов и необходимости экономии электроэнергии.

5.Закрепить правила безопасности при пользовании электроприборами.

Предварительная  работа: беседа об электроприборах, загадывание загадок об электроприборах,  дидактическая игра «Что сначала, что потом», беседа « Ресурсы нашей страны», рассматривание энциклопедии « Сто вопросов и ответов».

Словарная работа: электростанция, генератор, турбина.

Материалы и оборудование: три лампочки в коробке, три настольные лампы, удлинитель с тремя розетками; презентации : «Электроприборы», « История происхождения лампочки и электричества»,  « Виды электростанций».

Ход занятия

Воспитатель (показывает детям красивую коробочку):

-Дети, нам кто- то принес в группу вот эту коробочку или потерял? А может кто – то сделал нам  подарок?

(В группу входит Незнайка)

Воспитатель:

- А кто это пришел к нам в гости?

(Предположения детей)

Незнайка:

- Здравствуйте, друзья, я - Незнайка, пришел к вам поучиться, а то мне скоро в школу. А почему вы свет не включили?

Воспитатель:

-Хорошо, Незнайка, проходи. А свет разве днем включают? Мы включим, когда будем писать или читать с ребятами. Дети, как вы думаете, правильно мы поступаем, не включая свет, когда светло?

(Предположения детей)

Воспитатель:

- Сейчас я вам расскажу, почему мы должны так поступать. Кстати, Незнайка, это не ты принес нам вот эту коробочку?

Незнайка:

- Нет.

(Незнайка садится к детям)

Воспитатель:

- Сейчас я посмотрю, что там лежит.

(Воспитатель аккуратно открывает и смотрит)

- Интересный подарок. А давайте я загадаю вам загадку об этом предмете. Если отгадаете, то покажу, что там.

- Я - стеклянный пузырек,

И живет в нем огонек,

Днем он спит, а как проснется,

Ярким пламенем зажжется!( Лампочка)

(Ответы детей)

Незнайка:

- Я догадался! А я тоже знаю загадки!

 «Чудеса на потолке - повисло солнце на шнуре»;

«Висит без дела днем, а ночью освещает дом»;

«Висит груша - нельзя скушать».

Воспитатель:

-Молодцы. Правильно отгадали. Это лампочки . И ты, Незнайка, молодец, а говоришь ничего не знаешь. ( Воспитатель показывает три  лампочки)

-Только зачем они нам? Дети, а вы знаете, для чего нужны лампочки?

(Ответы детей)

- Правильно, лампочка дарит нам свет, когда темно: на улице горят фонари, в доме есть люстры, торшеры, настольные лампы. А вы знаете, почему горят лампочки?

(Предположения детей)

Воспитатель:

- Отгадайте- ка загадку:

К дальним сёлам, городам

Что идёт по проводам?

Светлое величество,

Это ... (электричество).

- Электричество - вид энергии, дающий жизнь домашнему очагу, работу фабрикам, магазинам, учреждениям, паркам для аттракционов. Электричество – это энергия, которую люди используют не только для света. Для чего еще нужно электричество, как вы думаете?

(Ответы детей)

-Правильно, с помощью этой энергии  работают многие приборы, необходимые человеку в быту: телевизор, компьютер, стиральная машина, утюг, пылесос и т. д. Сейчас везде есть электричество, в каждом доме.

( Воспитатель демонстрирует слайды « Электроприборы»: приложение-1)

 А раньше, давным - давно, люди не знали, что такое электричество и даже, что такое лампочка. Тем более у них не было таких приборов. Как вы думаете, как же люди жили без всего этого?

(Предположения детей)

-Я сейчас расскажу вам интересную историю, и мы совершим путешествие в прошлое.

(Воспитатель в ходе рассказа  демонстрирует соответствующие слайды: приложение-2)

-В давние времена древним людям огонь был источником света и тепла, они разводили костры в пещерах для освещения и приготовления пищи. Затем придумали лучину. Это щепка от дерева, закрепленная с одной стороны в подставку. Потом появились свечи, которые мы  используем по сей день. Их делали из пчелиного воска и даже из бараньего сала. Много лет спустя люди научились добывать нефть и делать из нее керосин, так появились керосиновые лампы - «керосинки». И, наконец-то, изобрели электричество, а затем и лампы.  Первый источник электрического тока  изобрел итальянский физик Александр Вольт  в конце XVIII века. А вот лампу изобрели: американец Томас Эдисон и россиянин Александр Лодыгин. Мы должны гордиться, что  русские ученые изобрели такие нужные для человека вещи.

А сейчас пора возвращаться  из путешествия и немного отдохнуть. Давайте поиграем с Незнайкой.

Физкультминутка

Представьте, что вы дома и помогаете  маме (дети выполняют движения в соответствии с текстом)
Что за шум на кухне этой?

Будем жарить мы котлеты.
Мясорубку мы возьмём,
Быстро мясо провернём.
Миксером взбиваем дружно
Всё, что нам для крема нужно.
Чтобы торт скорей испечь,
Включим мы электропечь.

Если где- то пыли воз-

Мы включаем пылесос!

Чтобы выглядеть опрятно-

Мы вещи гладим утюгом.
Электроприборы – это чудо!
Жить без них нам было б худо.

Воспитатель:

-Хорошо мы отдохнули, поиграли. А сейчас мы узнаем, откуда же приходит к нам электричество.

 (Воспитатель демонстрирует слайды «Виды  электростанций»: приложение- 3

На  гидроэлектростанции (ГЭС) под большим напором вода поступает в турбину, где с помощью генератора вырабатывается  электричество. Оно подаётся в специальные подстанции, а от них потом по проводам бежит к нам домой, в больницы, на заводы и туда, где люди не могут обойтись без электричества.

На тепловых электростанциях (ТЭС) электричество получают, сжигая уголь и нефть. Нагревается вода в огромных котлах и превращается в пар, который воздействует на гигантское колесо (турбину), заставляя их вращаться, а турбина приводит в действие большую машину( генератор).Он вращается и вырабатывает электричество.

На атомных станциях (АЭС) используется для сжигания руда, содержащую уран – это такое вещество, которое после обработки вырабатывает атомную энергию, согревающую воду в котле, также образующую пар, который вращает турбину, а она в свою очередь приводит в действие большой генератор.

Для получения энергии люди научились использовать даже солнце и ветер. Ветер крутит специальные вертушки и заряжает генераторы, которые вырабатывают энергию, а солнце своим светом заряжает солнечные батареи и они  также используются для освещения. Вот, например, на нашей автодороге стоят вот такие фонари, которые освещают дорогу в темное время суток, посмотрите, а солнце и ветер дают им энергию.
Конечно, выработка электроэнергии в определенной мере наносит вред окружающей среде из- за выброса использованного  сырья, а  некоторые технические средства , используемые в электросети, ухудшают пейзаж. Но все- таки электричество является самым чистым и удобным в использовании видом энергии, нерадиоактивной и не оставляющей отходов. Эти электростанции требуют больших вложений и затрат, как энергетических, так и материальных, поэтому электричество мы тоже покупаем, то есть платим за него. Мы с вами должны экономить электроэнергию. Как вы думаете, как это можно сделать?

(Предположения детей)

Воспитатель:

- Правильно, нужно выключать свет, когда светло или не включать более одной лампочки; электроприборы включать по необходимости. А сейчас я расскажу о самом простом способе экономии электроэнергии, теперь нам пригодятся эти лампочки. Мы свами проведем опыт.

Ход эксперимента:

У воспитателя на столе  стоят три маленьких настольные лампы без лампочек, три лампочки: две обычные ( на 40Вт и на 75 Вт) и энергосберегающая (на 15 Вт) ; удлиннитель с тремя  розетками.

Воспитатель:

- Дети, посмотрите, чем отличаются эти лампочки?

(Ответы детей)

- Эти две лампочки на вид совершенно одинаковые, а третья – спиралевидная- это энергосберегающая. Как вы думаете, почему ее так называют?

(Предположения детей)

- Сейчас я вверну лампочки в настольные лампы . (Воспитатель вкручивает лампочки и включает  и напоминает, что самим детям этого делать нельзя –опасно; дети стоят рядом и наблюдают)

- Посмотрите и скажите, какая лампочка ярче горит?

(Рассуждения детей)

- Две лампочки горят ярче, одна тусклее. Это потому, что лампочки имеют разную мощность. Как вы думаете, какая самая мощная?

(Рассуждения детей)

-Энергосберегающая  лампочка горит  ярко, хотя она самая слабая по мощности. Какой можно сделать вывод?

(Ответы детей)

- Правильно, дети, чтобы сэкономить электрическую энергию,  нужно использовать энергосберегающие лампочки. Именно поэтому они так называются. Светят они ярко, а энергии потребляют мало. Теперь вы это знаете и можете посоветовать своим друзьям и родственникам. В нашей стране много природных ресурсов6 вода, газ, нефть. Их тоже нужно экономить.   Хочу вам напомнить, что такие опыты с электричеством вы не должны делать самостоятельно, ведь электричество не только пользу приносит, но может нанести вред человеку и даже убить. Давайте вспомним, чем опасно электричество,  и какие меры безопасности мы должны соблюдать?

(Ответы детей)

- Вы не должны пользоваться электроприборами без присмотра взрослых, не трогать никогда и нигде оголенные провода, так как они могут быть подключены к электрической сети; не лезть в розетки пальцами и металлическими предметами,- ток может убить человека; не оставлять без присмотра электроприборы, что может привести к возгоранию и пожару. Никогда не забывайте эти правила!

Итог занятия:

-А что нового вы узнали сегодня? Что вам больше всего понравилось?

(Ответы детей)

- А ты, Незнайка, усвоил урок?

Незнайка:

- Мне было интересно, мне очень понравилось ваше занятие! Я хочу всегда приходить к вам и узнавать много нового!

Воспитатель:

Молодцы, дети! Я дам вам домашнее задание. Нарисуйте рисунки  на тему: «Берегите электроэнергию» , и мы оформим выставку.

Литература:

1.»Что было до…Игры - путешествия в прошлое предметов» Дыбина О.В.(М.:ТЦ Сфера,2002)

2.Открытия и изобретения (Детская энциклопедия)М.:ЗАО «РосмЭН-ПРЕСС»,2011

3.»О том, как сберечь здоровье» ( Александров Н. А. Полевщиков М.М., Валеология М.М., Йошкар-Ола,1997)

4. «Большая книга вопросов и ответов» (М.: Изд-во Эксмо,2003)



Предварительный просмотр:

Программное содержание:

1.Познакомить детей с историей изобретения электричества и лампочки.

2. Способствовать воспитанию экологического сознания у детей.

3. Привлечь  внимание к проблемам использования электроэнергии, охране          окружающей среды.

4.В ходе эксперимента подвести детей к выводу о доступности  методов и необходимости экономии электроэнергии.

5.Закрепить правила безопасности при пользовании электроприборами.

Предварительная  работа: беседа об электроприборах, загадывание загадок об электроприборах,  дидактическая игра «Что сначала, что потом», беседа « Ресурсы нашей страны», рассматривание энциклопедии « Сто вопросов и ответов».

Словарная работа: электростанция, генератор, турбина.

Материалы и оборудование: три лампочки в коробке, три настольные лампы, удлинитель с тремя розетками; презентации : «Электроприборы», « История происхождения лампочки и электричества»,  « Виды электростанций».

Ход занятия

Воспитатель (показывает детям красивую коробочку):

-Дети, нам кто- то принес в группу вот эту коробочку или потерял? А может кто – то сделал нам  подарок?

(В группу входит Незнайка)

Воспитатель:

- А кто это пришел к нам в гости?

(Предположения детей)

Незнайка:

- Здравствуйте, друзья, я - Незнайка, пришел к вам поучиться, а то мне скоро в школу. А почему вы свет не включили?

Воспитатель:

-Хорошо, Незнайка, проходи. А свет разве днем включают? Мы включим, когда будем писать или читать с ребятами. Дети, как вы думаете, правильно мы поступаем, не включая свет, когда светло?

(Предположения детей)

Воспитатель:

- Сейчас я вам расскажу, почему мы должны так поступать. Кстати, Незнайка, это не ты принес нам вот эту коробочку?

Незнайка:

- Нет.

(Незнайка садится к детям)

Воспитатель:

- Сейчас я посмотрю, что там лежит.

(Воспитатель аккуратно открывает и смотрит)

- Интересный подарок. А давайте я загадаю вам загадку об этом предмете. Если отгадаете, то покажу, что там.

- Я - стеклянный пузырек,

И живет в нем огонек,

Днем он спит, а как проснется,

Ярким пламенем зажжется!( Лампочка)

(Ответы детей)

Незнайка:

- Я догадался! А я тоже знаю загадки!

 «Чудеса на потолке - повисло солнце на шнуре»;

«Висит без дела днем, а ночью освещает дом»;

«Висит груша - нельзя скушать».

Воспитатель:

-Молодцы. Правильно отгадали. Это лампочки . И ты, Незнайка, молодец, а говоришь ничего не знаешь. ( Воспитатель показывает три  лампочки)

-Только зачем они нам? Дети, а вы знаете, для чего нужны лампочки?

(Ответы детей)

- Правильно, лампочка дарит нам свет, когда темно: на улице горят фонари, в доме есть люстры, торшеры, настольные лампы. А вы знаете, почему горят лампочки?

(Предположения детей)

Воспитатель:

- Отгадайте- ка загадку:

К дальним сёлам, городам

Что идёт по проводам?

Светлое величество,

Это ... (электричество).

- Электричество - вид энергии, дающий жизнь домашнему очагу, работу фабрикам, магазинам, учреждениям, паркам для аттракционов. Электричество – это энергия, которую люди используют не только для света. Для чего еще нужно электричество, как вы думаете?

(Ответы детей)

-Правильно, с помощью этой энергии  работают многие приборы, необходимые человеку в быту: телевизор, компьютер, стиральная машина, утюг, пылесос и т. д. Сейчас везде есть электричество, в каждом доме.

( Воспитатель демонстрирует слайды « Электроприборы»: приложение-1)

 А раньше, давным - давно, люди не знали, что такое электричество и даже, что такое лампочка. Тем более у них не было таких приборов. Как вы думаете, как же люди жили без всего этого?

(Предположения детей)

-Я сейчас расскажу вам интересную историю, и мы совершим путешествие в прошлое.

(Воспитатель в ходе рассказа  демонстрирует соответствующие слайды: приложение-2)

-В давние времена древним людям огонь был источником света и тепла, они разводили костры в пещерах для освещения и приготовления пищи. Затем придумали лучину. Это щепка от дерева, закрепленная с одной стороны в подставку. Потом появились свечи, которые мы  используем по сей день. Их делали из пчелиного воска и даже из бараньего сала. Много лет спустя люди научились добывать нефть и делать из нее керосин, так появились керосиновые лампы - «керосинки». И, наконец-то, изобрели электричество, а затем и лампы.  Первый источник электрического тока  изобрел итальянский физик Александр Вольт  в конце XVIII века. А вот лампу изобрели: американец Томас Эдисон и россиянин Александр Лодыгин. Мы должны гордиться, что  русские ученые изобрели такие нужные для человека вещи.

А сейчас пора возвращаться  из путешествия и немного отдохнуть. Давайте поиграем с Незнайкой.

Физкультминутка

Представьте, что вы дома и помогаете  маме (дети выполняют движения в соответствии с текстом)
Что за шум на кухне этой?

Будем жарить мы котлеты.
Мясорубку мы возьмём,
Быстро мясо провернём.
Миксером взбиваем дружно
Всё, что нам для крема нужно.
Чтобы торт скорей испечь,
Включим мы электропечь.

Если где- то пыли воз-

Мы включаем пылесос!

Чтобы выглядеть опрятно-

Мы вещи гладим утюгом.
Электроприборы – это чудо!
Жить без них нам было б худо.

Воспитатель:

-Хорошо мы отдохнули, поиграли. А сейчас мы узнаем, откуда же приходит к нам электричество.

 (Воспитатель демонстрирует слайды «Виды  электростанций»: приложение- 3

На  гидроэлектростанции (ГЭС) под большим напором вода поступает в турбину, где с помощью генератора вырабатывается  электричество. Оно подаётся в специальные подстанции, а от них потом по проводам бежит к нам домой, в больницы, на заводы и туда, где люди не могут обойтись без электричества.

На тепловых электростанциях (ТЭС) электричество получают, сжигая уголь и нефть. Нагревается вода в огромных котлах и превращается в пар, который воздействует на гигантское колесо (турбину), заставляя их вращаться, а турбина приводит в действие большую машину( генератор).Он вращается и вырабатывает электричество.

На атомных станциях (АЭС) используется для сжигания руда, содержащую уран – это такое вещество, которое после обработки вырабатывает атомную энергию, согревающую воду в котле, также образующую пар, который вращает турбину, а она в свою очередь приводит в действие большой генератор.

Для получения энергии люди научились использовать даже солнце и ветер. Ветер крутит специальные вертушки и заряжает генераторы, которые вырабатывают энергию, а солнце своим светом заряжает солнечные батареи и они  также используются для освещения. Вот, например, на нашей автодороге стоят вот такие фонари, которые освещают дорогу в темное время суток, посмотрите, а солнце и ветер дают им энергию.
Конечно, выработка электроэнергии в определенной мере наносит вред окружающей среде из- за выброса использованного  сырья, а  некоторые технические средства , используемые в электросети, ухудшают пейзаж. Но все- таки электричество является самым чистым и удобным в использовании видом энергии, нерадиоактивной и не оставляющей отходов. Эти электростанции требуют больших вложений и затрат, как энергетических, так и материальных, поэтому электричество мы тоже покупаем, то есть платим за него. Мы с вами должны экономить электроэнергию. Как вы думаете, как это можно сделать?

(Предположения детей)

Воспитатель:

- Правильно, нужно выключать свет, когда светло или не включать более одной лампочки; электроприборы включать по необходимости. А сейчас я расскажу о самом простом способе экономии электроэнергии, теперь нам пригодятся эти лампочки. Мы свами проведем опыт.

Ход эксперимента:

У воспитателя на столе  стоят три маленьких настольные лампы без лампочек, три лампочки: две обычные ( на 40Вт и на 75 Вт) и энергосберегающая (на 15 Вт) ; удлиннитель с тремя  розетками.

Воспитатель:

- Дети, посмотрите, чем отличаются эти лампочки?

(Ответы детей)

- Эти две лампочки на вид совершенно одинаковые, а третья – спиралевидная- это энергосберегающая. Как вы думаете, почему ее так называют?

(Предположения детей)

- Сейчас я вверну лампочки в настольные лампы . (Воспитатель вкручивает лампочки и включает  и напоминает, что самим детям этого делать нельзя –опасно; дети стоят рядом и наблюдают)

- Посмотрите и скажите, какая лампочка ярче горит?

(Рассуждения детей)

- Две лампочки горят ярче, одна тусклее. Это потому, что лампочки имеют разную мощность. Как вы думаете, какая самая мощная?

(Рассуждения детей)

-Энергосберегающая  лампочка горит  ярко, хотя она самая слабая по мощности. Какой можно сделать вывод?

(Ответы детей)

- Правильно, дети, чтобы сэкономить электрическую энергию,  нужно использовать энергосберегающие лампочки. Именно поэтому они так называются. Светят они ярко, а энергии потребляют мало. Теперь вы это знаете и можете посоветовать своим друзьям и родственникам. В нашей стране много природных ресурсов6 вода, газ, нефть. Их тоже нужно экономить.   Хочу вам напомнить, что такие опыты с электричеством вы не должны делать самостоятельно, ведь электричество не только пользу приносит, но может нанести вред человеку и даже убить. Давайте вспомним, чем опасно электричество,  и какие меры безопасности мы должны соблюдать?

(Ответы детей)

- Вы не должны пользоваться электроприборами без присмотра взрослых, не трогать никогда и нигде оголенные провода, так как они могут быть подключены к электрической сети; не лезть в розетки пальцами и металлическими предметами,- ток может убить человека; не оставлять без присмотра электроприборы, что может привести к возгоранию и пожару. Никогда не забывайте эти правила!

Итог занятия:

-А что нового вы узнали сегодня? Что вам больше всего понравилось?

(Ответы детей)

- А ты, Незнайка, усвоил урок?

Незнайка:

- Мне было интересно, мне очень понравилось ваше занятие! Я хочу всегда приходить к вам и узнавать много нового!

Воспитатель:

Молодцы, дети! Я дам вам домашнее задание. Нарисуйте рисунки  на тему: «Берегите электроэнергию» , и мы оформим выставку.

Литература:

1.»Что было до…Игры - путешествия в прошлое предметов» Дыбина О.В.(М.:ТЦ Сфера,2002)

2.Открытия и изобретения (Детская энциклопедия)М.:ЗАО «РосмЭН-ПРЕСС»,2011

3.»О том, как сберечь здоровье» ( Александров Н. А. Полевщиков М.М., Валеология М.М., Йошкар-Ола,1997)

4. «Большая книга вопросов и ответов» (М.: Изд-во Эксмо,2003)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной деятельности по познавательному развитию в I младшей группе на тему:"Овощи"

В конспекте представлено подгрупповое занятиено по познавательному развитию дошкольников, I младшей группы на тему: «Овощи». Используемые игры и упражнения помогут развивать внимание, мышление, п...

Конспект организованной деятельности по познавательному развитию

Конспект организованной деятельности на тему "Предметы разные бывают"...

Конспект организованной деятельности по познавательному развитию в старшей группе. Тема: «Путешествие в лес»

Конспект организованной деятельности по познавательному развитию в старшей группе.Тема: «Путешествие в лес»...

План-конспект организованной деятельности по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста «440-летию явления Казанской иконы Божией Матери в Казани (1579 год).

План-конспект организованной деятельности по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста «440-летию явления Казанской иконы Божией Матери в Казани (1579 год)....

Конспект организованной деятельности по познавательному развитию в младшей группе «Я здоровье берегу и друзьям всем помогу!»

Материал позволяет формировать у детей основы здорового образа жизни, потребность в сохранении своего здоровья, а также закреплять знания детей о предметах личной гигиены, и их назначен...