«Весеннее путешествие бычка». Конспект НОД по развитию речи и ознакомлению с природой в средней группе.
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Сукач Марина Юрьевна

При использовании педагогом материала данного конспекта, дети уточняют, расширяют и активизируют словарь по теме "Весна", а также уточняются и систематизируются представления детей о весенних изменениях в природе; развивается связная речь и интерес к театрализованным играм.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vesna.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Весеннее путешествие бычка».

Конспект НОД по развитию речи и ознакомлению с природой в средней группе.

Цель:   Уточнение, расширение и активизация словаря по теме "Весна". Задачи:

 1. Уточнить и систематизировать представления детей о весенних изменениях в природе.

 2. Развивать связную речь, расширять лексический запас  по теме: «Весна».

 3. Развивать интерес к театрализованным играм.

 4. Развивать умение подбирать действия и признаки предмета, образовывать однокоренные слова (с помощью суффикса)

5. Воспитание у детей отзывчивости.

Оборудование: иллюстрация с изображением весны  в природе; таблица-схема; персонажи кукольного театра: бычок, заяц, волк, медведь.

Предварительная работа:

Беседы «Признаки весны в природе», изготовление коллективной работы «Первоцветы», « Весна в природе», домашнее задание: выучить стихи о весне, слушание музыки композитора Чайковского П. И. «Времена года», разучивание народных песен и потешек, чтение сказки «Бычок – смоляной бочок».

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей. Давайте поздороваемся с нашими гостями.

-Ребята, сегодня к нам пришли гости посмотреть, что вы умеете и знаете.

- О чем мы будем говорить, вы должны отгадать загадку.

Приходит с добром

 Веет теплом

 Светом солнечным красна,

 А зовут ее … (весна) .

 - Да, ребята, это весна, и она уже в природе наступила. А по какому главному признаку мы можем сказать, что весна пришла? (потепление)

- Правильно. От потепления вся природа меняется. Какие изменения заметили вы? (ответы) (работа по таблице)

- Ребята, а вы знаете,  ещё весной появляются у диких животных детёныши. У волка – волчата, у лисы –(ответы детей) …., у зайца - …… А также у домашних животных: у кошки – котята, у козы – козлята, у коровы – телята.

- Вот и  моя знакомая тётя Валя сказала, что у её коровы Зорьки появился телёнок- бычок. А мы с вами недавно читали русскую народную сказку про бычка. Кто помнит, как она называется?

Дети: «Бычок – смоляной бочок» (показать, а затем рассмотреть игрушку бычок)

- Наш бычок ещё маленький и ему всё интересно. А чтобы он не потерялся, мы пойдём за ним следом. Встаньте друг за другом. Идём.

 - Шагают наши ножки по кочкам (шаги влево, вправо), по камешкам (на носочках), остановились.

-Шёл-шёл бычок и встретил…А кого встретил бычок, догадайтесь (загадка) Прыг-скок, трусишка!

 Хвост-коротышка,

 Уши вдоль спинки, глаза с косинкой,

 Одежда в два цвета: на зиму и лето (заяц)

- Правильно, зайчик.

Заяц: Здравствуйте. Куда идёшь, бычок?

Бычок: Иду, гуляю, да смотрю, чем весна от зимы отличается.

Заяц: А мы с ребятами тебе поможем. Поможем, ребята?

Дети: Да.

Воспитатель:

- Зима ушла, а весна? (пришла) .

- Зимой солнце тусклое, а весной ? (яркое) .

- Зимой дни короткие, а весной? длинные) .

- Зимой ветер холодный, а весной… (тёплый).

Заяц: молодцы, ребята, помогли мы бычку, теперь ты знаешь, чем весна от зимы отличается. До свиданья.

Воспитатель: ребята, бычок, смотрите, дальше пошел. Становитесь, мы следом за ним пойдём.

Воспитатель: идёт бычок, торопится ещё что-нибудь новое узнать, а навстречу ему …. А кто навстречу – новая загадка:

Кто зимой холодной

 Ходит злой, голодный (волк)

Волк: здравствуй, бычок. Куда идёшь?

Бычок: я ещё маленький, поэтому многое не знаю. Но ребята мне помогают.

Волк: наверно, ребята тебе и сейчас помогут?

Воспитатель: поможем, ребята?

Дети: да.

Воспитатель: скажите: весеннее солнышко какое? (Яркое, весеннее, лучистое, теплое, ласковое, доброе, большое, радостное)

 – весенние облака какие? (легкие, светлые, пушистые)

 – весеннее небо какое? (высокое, чистое, голубое)

 – весенняя травка какая? (молодая, зеленая, первая, нежная, душистая, долгожданная).

Волк: молодцы, ребята. А теперь мне пора, волчица ждёт.

Воспитатель: а мы, ребята с бычком дальше пойдём. Идёт бычок, а навстречу ему ( загадка про медведя)

Хозяин лесной

 Просыпается весной,

 А зимой, под вьюжный вой,

 Спит в избушке снеговой (медведь)

Воспитатель: правильно, ребята.

Медведь: Здравствуй, бычок, здравствуйте, ребята. Куда идёшь, бычок?

Бычок: иду, весной любуюсь, а ребята мне помогают узнать о весне.

Медведь: да, весной вся природа просыпается. А давайте с вами в одну игру поиграем: слова нужно называть ласково.

Дети: да.

Дидактическая игра «Назови ласково».

Воспитатель называет слова, а дети называют их ласково (солнце – солнышко, берёза – берёзка, и т.д.)

Медведь: молодцы, ребята. До свидания.

Воспитатель: ребята, как вы думаете, помогли мы бычку узнать о весне?

Дети: да.

Воспитатель: Ребята, вы, наверное, немного устали, гуляя по лесу. Давайте устроим привал и присядем отдохнуть на «пеньки»-стульчики. У вас было домашнее задание выучить стихи о весне. Я думаю, все их с удовольствием послушают.

Дети читают стихи о весне. 

Воспитатель: ребята, вот и подошло к концу наше путешествие. Давайте вспомним, что вы видели, чем занимались. Понравилось ли вам путешествие. (Ответы детей).

говоришь к весне (чешет голову лапой). Весна это хорошо, пчелы проснутся, мед будут делать. А я мед люблю. Ладно, колобок, не съем я тебя. Есть у меня картина про весну, а на  ней чего только ни нарисовано…  Весной всё красивое и хорошее. Давайте назове=ём предметы, нарисованные на картине ласково. (солнце – солнышко и т. д.)

 Медведь: Верно. Молодцы, ребята. Ну что же отпускаю я тебя, колобок. Весне привет передавай!

 Воспитатель: ушёл медведь по делам своим важным, а колобок дальше покатился. И мы, ребята , пойдем за колобком к Весне.

Движения

Воспитатель: катится колобок, а навстречу ему лисичка – сестричка.

Лиса: какой румяный и вкусный. Надо же сам прибежал! (облизывается) Съем я тебя!

Колобок: Да что же это такое, Весну встретить не дадут! Лиса, ты такая хитрая и умная, много премудростей знаешь! Давай так: не отгадаю твою загадку - съешь меня, а отгадаю - отпустишь подобру-поздорову. Хорошо?

Лиса: ладно. Стихи я люблю. Расскажешь стихи о весне, так и быть отпущу.

Колобок: ребята, поможете?

(Дети читают стихи о весне, лиса слушает)

Лиса: молодцы, ребята, помогли тебе, колобок. Эх, жалко только без обеда осталась! Но слово своё не буду нарушать, не трону тебя. Привет Весне передавай! (Лиса убегает)

Воспитатель: молодцы, ребята, выручили колобка. Никто его не съел, даже хитрая лиса. А как вы думаете, встретил колобок весну?

Дети: да.

Воспитатель: Конечно, весна уже давно пришла. Давайте для наших гостей составим рассказ о весне……………………………..

Игра «Один и много».

Воспитатель предлагает детям встать в круг. Она в центре с мячом в руках.

 - Ребята, давайте поиграем в игру «Один и много». Я называю один предмет, а тот кто поймал мяч – много этих же предметов. Начали:

 Ручей – ручьи скворец – скворцы гнездо - гнезда

 Дождь – дожди сосулька – сосульки дерево – деревья

 Лист – листья проталина – проталины скворечник – скворечники

 Лужа – лужи река – реки

 - Молодцы, садитесь.

 -Ребята, вы все знаете сказку «Колобок? ». (Да) .

- А сейчас мы разыграем сказку про колобка на весенний лад. А называется она «Как колобок весну встречал».

Инсценировка по сказке «Как колобок весну встречал».

Бабушка: Ой, а это что такое?

 Колобок: Здравствуй, бабушка! Ты ждёшь Весну в гости? Как здорово, будет весёлый праздник! Покачусь-ка я по дорожке навстречу Весне.

Бабушка: Посмотрите, ребята, колобок уже на дорожке. Катится-катится, а навстречу ему Заяц.

 Заяц: Здравствуй, Колобок. Я тебя съем.

 Колобок: Не ешь меня, Заяц. Я тебе песенку спою. (Поёт)

 Я весёлый Колобок,

 У меня румяный бок,

 А качусь я по дорожке

 Весну красную встречать

 Будет мы тогда все дружно

 Песни петь и танцевать

 Заяц: Хорошо поёшь, но всё же съем я тебя. Хотя… Отгадаешь загадку-отпущу подобру-поздорову.

Колобок (обращаясь к ребятам) : Ребята, вы мне поможете?

 Дети: Да!

 Бабушка:

Ну, слушайте загадку от зайца:

 Дует тёплый южный ветер,

 Солнышко всё ярче светит.

Снег худеет, мякнет, тает,

Грач горластый прилетает.

Что за месяц? Кто узнает?

 Дети: Март!

 Заяц: Верно! Ладно, колобок, дальше ступай и Весне привет от меня передавай!

 Бабушка: И покатился Колобок дальше. Катится-катится, а навстречу ему Волк.

 Волк: Здравствуй, румяненький Колобок! Вовремя мы повстречались! Я такой голодный…

 Колобок: Не ешь меня, Волк. Я тебе песенку спою. (Поёт свою песенку)

 Волк: Эх, складно поёшь! Хорошо, отгадаешь загадку - оставлю в покое.

 Бабушка: Слушайте загадку от Волка:

 Яростно река ревёт

 И разламывает лёд.

В домик свой скворец вернулся,

А в лесу медведь проснулся.

 В небе жаворонка трель.

 Кто же к нам пришёл?

 Дети: Апрель!

 Волк: Правильно. Хорошо, беги дальше, да Весне привет от меня передавай!

 Бабушка: И покатился Колобок дальше. Катится-катится, а навстречу ему Медведь.

 Медведь: Колобок, Колобок, я тебя съем!

 Колобок: Не ешь меня, Мишенька. Я тебе песенку спою.

Поёт песенку.

 Медведь: Всё равно съем. Хотя ладно, я сегодня добрый. Отгадаешь загадку мою - отпущу.

 Бабушка: Загадка от медведя:

 Зеленеет даль полей,

 Запевает соловей,

 В белый цвет оделся сад,

 Пчёлы первые летят.

 Гром грохочет. Угадай,

Что за месяц это?

Дети: Май!

 Медведь: Верно. Ну что же, отпускаю тебя. Весне привет передавай!

 Бабушка: Ушёл медведь по делам своим важным, а колобок дальше покатился. Катится-катится, а навстречу ему Лиса.

Лиса: Какой румяный и вкусный. Надо же, сам ко мне прибежал! Съем я тебя!

Лиса: Ладно, попробуй отгадать.

 Бабушка: Загадка от лисы:

 Она приходит с ласкою

 И со своею сказкою.

Волшебной палочкой

 Взмахнёт,

В лесу подснежник

 Расцветёт.

 Колобок (задумчиво) :

 Дети, помогите мне ещё раз!

 Дети: Весна!

 Лиса: Верно, Весна. Эх, без обеда я осталась. Воспитатель: Ну, что, колобок, нашёл Весну? А ведь весна-то уже наступила. Весна пришла! Вот и сказки конец, а кто слушал молодец!

 Завершение занятия.

 - Ребята, о каком времени года мы говорили сегодня? (О весне) .

 - Какие весенние месяцы вы знаете? (Март, апрель, май) .

 - Какие признаки весны вы знаете? (Весной становится теплее, солнце сильно нагревает землю, появляются первые цветы и трава, тает снег, прилетают птицы из теплых стран) .

 - Молодцы, все сегодня хорошо поработали. А теперь пора и поиграть.

 Игра “Воробышки и дождик”

 Дети ходят врассыпную, хлопают в ладоши, притопывая под текст:

 Воробей с березы на дорожку прыг!

 Больше нет морозов чик-чирик!

 По сигналу “Дождик пошел, скорей домой! ” все бегут и прячутся под зонтик, который держит взрослый.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и ознакомлению с природой в старшей группе «Экскурсия в зоопарк».

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и ознакомлению с природой в старшей группе «Экскурсия в зоопарк»....

Конспект занятия по развитию речи и ознакомлению с природой в старшей группе «Весна - Красна».

Цель: Обобщить представления детей о весне: назвать приметы весны, знание весенних месяцев.Задачи:Образовательные:1. Уточнить и систематизировать представления детей о весенних   изменениях ...

КОНСПЕКТ по развитию речи и ознакомлению с окружающим в средней группе «В поисках весеннего Солнца»

Тема: «В поисках весеннего Солнца».Цель: Обобщить представления детей о весне. Обогащать через речь чувственный опыт, пополнять лексику разнообразием слов-определений.Программное соде...

Конспект занятия по развитию речи и ознакомлению с природой в средней группе «Весна»

Цель: Обобщить представления детей о весне. Обогащать через речь чувственный опыт, пополнять лексику разнообразием слов-определений. Вырабатывать диафрагмальный тип дыхания с элементами релаксацииЗада...