Экспериментальная деятельность в ДОУ
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (младшая группа) на тему

Горошилова Елена Панцофиевна

Детское экспериментирование - один из методов познавательного развития детей дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экспериментальная деятельность в ДОУ

Актуальность

Детское экспериментирование – один из методов познавательного развития детей дошкольного возраста.

Федеральный государственный образовательный стандарт направлен на решение многих задач. Одной из них является «создание благоприятных условий познавательного развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром…» (ФГОС 1.6)

В настоящее время в системе дошкольного образования формируются и успешно применяются новейшие разработки, технологии, методики, которые позволяют поднять уровень дошкольного образования на более высокую и качественную ступень. Одним из таких эффектных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является экспериментальная деятельность.

Известно, что ознакомление с каким-либо предметом или явлением дает наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер.

Экспериментальная деятельность   дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды.  Всё потому, что детям дошкольного возраста присуще наглядно–действенное и наглядно – образное мышление, а экспериментирование, как никакой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он – ведущий, а в первые три года – практически единственный способ познания мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок. Тем быстрее и полноценнее он развивается.

 Экспериментальная работа развивает у детей познавательную активность, появляется интерес к поисково-исследовательской деятельности, стимулирует их к получению новых знаний. Расширяется кругозор, в частности обогащаются знания о природе, о взаимосвязях, происходящих в ней; о свойствах различных материалов, о применении их человеком в своей деятельности.

Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Новые знания усваиваются прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику дошкольного образования. 

                                                                               

Цели: 

  • Развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию.
  • Развитие словаря
  • Ознакомление  детей с явлениями и объектами окружающего мира;
  • Углубление представлений детей дошкольного возраста о живой и неживой природе.

Задачи: 

  • Формировать у детей способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей.
  •  Сочетать показ предмета  с активным действием ребенка по его обследованию (ощупывание, восприятие на вкус, запах и т. д.).
  •  Учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений
  •  Использовать опыт практической деятельности с игровой деятельностью
  • Развивать у детей мыслительные , моделирующие и преобразующие действия

Образовательные задачи: 

  • Познакомить детей со свойствами  предмета исследования;
  • Формировать умение делать открытия и выводы;
  • Обучать плавному направленному выходу на предмет.

Развивающие задачи: 

  • Развивать экспериментальную деятельность;
  • Развивать речь детей;
  • Развивать сенсорные способности, тактильные ощущения, мелкую моторику;
  • Развивать внимание, мышление, память

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать самостоятельность и активность в течение всего занятия;
  • Воспитывать умение слушать друг друга, чувство взаимопомощи, умение работать в коллективе, доброжелательность и отзывчивость.
  • Воспитывать аккуратность в работе.

Методы:

1.Проблемно-поисковый метод: активные  действия ребенка по обследованию объектов.

2.Наблюдения за объектом

3.Просмотр иллюстраций

4.Беседа с элементами дискуссии

5.Познавательный рассказ воспитателя

6.Чтение художественной литературы.

7.Проведение опыта, эксперимента.

Предметная среда:

 1.Лупы, зеркала,  весы, веревки, пипетки, линейки, глобус, фонарики, мыло,                щетки, губки, желоба, одноразовые шприцы, пищевые красители, песочные часы, ножницы, отвертки, винтики, терка, наждачная бумага, лоскутки ткани, соль, клей, шарики из разного материала, дерево, металл, мел, пластмасса

 2. Емкости :пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины; мерки,  воронки, сита, лопатки, формочки

3.Природный материал: желуди, шишки, семена, спилы деревьев, камни разной величины, ракушки и т.д.

4.Бросовый материал: пробки, палочки , трубочки, шланги резиновые и т.д.

5.Неструктурный материал: песок, глина, краски, опилки, пенопласт, мел и т.д.

Формирование представлений у детей:

  • О предметном мире.
  •  О материалах: песок, глина, вода, материал, камни и т.д. 
  • О мире растений: выращивание из семян, луковиц, листа.
  • О природных явлениях: ветер, мороз, дождь, снег, туман, роса и т.д

Перспективное планирование

Познавательно – исследовательской деятельности 

Вторая младшая группа

Сентябрь

Тема: Свойства песка
Задачи:
Познакомить со свойствами песка : состоит из песчинок, рыхлый, мелкий, легко сыплется, пропускает воду, на песке остаются следы, слипается, мокрый темнее сухого.

Материал: Ведерки, совки, вода, песок.

Октябрь

Тема:  Игры с веерами и султанчиками
Задачи:
Познакомить детей с одним из свойств воздуха: движением; движение  воздуха - это ветер.

Материал: Султанчики, вертушки

Ноябрь

Тема: Звуки

Задачи: Учить определять и различать издаваемые шумовые звуки. Развивать слуховое внимание и память.

Материал: Бумага, деревянный молоток, погремушка, звуковая игрушка  ит.д.

Декабрь:

Тема: Ткань

Задачи: Учить детей определять и называть качество ткани : мягкость, прочность, мягкость; свойства ткани: мнется, рвется, намокает.

Материал: Ткань : шелк, хлопок, синтетика, мех.

Январь

Тема: Древесина

Задачи: Учить детей узнавать предметы , изготовленные из древесины. Познакомить с качествами древесины: твердость, прочность, структура поверхности. Познакомить со свойствами древесины: режется, не бьется, не тонет в воде, горит.

Материал: Кусочки дерева, деревянные предметы.

Февраль

Тема: Бумага

Задачи: Учить детей узнавать предметы , сделанные из бумаги. Познакомить со свойствами бумаги : мнется, рвется, режется, горит, намокает. А также с её качествами: цвет, гладкость, толщина, способность намокать.

Материал: Предметы из бумаги.

Март:

Тема: Посадка лука

Задачи: Формировать представления детей  о росте лука из луковицы. Показать необходимость наличия  света и воды для роста и развития растений.

Материал: Луковицы, сосуды с водой и без, бумажный пакет.

Апрель

Тема: Веточка

Задачи: Наблюдение за появлением листьев на веточках : тополя, вербы - поставленных в воду.

Материал: Веточки вербы и тополя, сосуды с водой.

Май

Тема: Из чего сделаны предметы

Задачи: Учить детей определять на ощупь материал, из которого сделан предмет. Активизировать в речи прилагательные, обозначающие материал : пластмассовый, деревянный, бумажный, резиновый.

Материал: Игрушки, изготовленные из различных материалов.

Июнь

Тема: Солнечный зайчик

Задачи: Формировать представление детей о том, что «солнечный зайчик» - это луч солнечного света, отраженный от зеркальной поверхности.

Материал: Зеркальце.

Июль

Тема: Узнай по вкусу

Задачи: Продолжать знакомить детей с органами чувств и их назначением. Учить детей узнавать вкусовые свойства продуктов: кислый, сладкий, горький.

Материал: Продукты с разным вкусом: конфета, лимон, хлеб ит.д.

Август

Тема: Запахи

Задачи: Формировать представление детей о способности определять запахи и их качества: кислый, сладкий, неприятный.

Материал: Предметы с различным запахом: духи, трава мята, чай, табак.

Литература

 1. Деркунская В.А. Игры – эксперименты с дошкольниками./ Центр педагогического образования, 2012

2. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетина В.В. Неизведанное рядом. М., 2004

3. Зубкова Н.М. Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет/ Издательство «Речь» 2006Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения./ Управление ДОУ, N 4, 2004, 4. Исакова Н.В. Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность. / Детство-пресс 2013

5. Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников. / Ребенок в детском саду. N 3, 4, 5 2003, N 1, 2002 6. Материалы Интернет-сайтов.

7. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под .ред.Л.Н. Прохоровой



Предварительный просмотр:

Конспект познавательно – исследовательской деятельности

Средняя группа

Тема: Незнайка - путешественник

Цель:  Развитие познавательного  интереса  детей  в процессе экспериментирования с жидкостью и предметами.

Задачи:

•  Познакомить детей со свойством воды выталкивать на поверхность легкие предметы.

•   Формировать представление  детей , что разные предметы в зависимости от веса тонут или плавают.

•   Воспитывать аккуратность при работе с водой.

•  Стимулировать желание помочь герою.

Ожидаемые результаты: 

Предметы из дерева, пластмассы, резины не тонут, а плавают. Предметы из металла, камни тяжелые и тонут. Вода выталкивает на поверхность более легкие предметы.

Предварительная работа:

1.Ознакомление с материалами, из которых изготовлены игрушки, предметы

2.Формирование представлений детей о видах транспорта и его  способах передвижения. 

Материалы и оборудование:

Тазик с водой , различные по весу предметы: деревянные, металлические, пластмассовые, резиновые, игрушка Незнайка.

Ход:

Воспитатель: Дети, посмотрите, кто к нам пришел?

Дети: Незнайка.

Воспитатель: Вы знаете, Незнайка отправился в путешествие. Шел, шел, дошел до моря. Плавать он не умеет. Как же ему продолжить свое путешествие? Что ему для этого нужно?

Дети: Надо сесть на пароход.

Воспитатель: А если поехать на машине?

Дети: Машина едет по земле, по воде не может.

Воспитатель: Сесть на самолет?

Дети: Самолет летает по воздуху.

Воспитатель: Незнайка опоздал на пароход. Что делать? На чем можно еще поплыть?

Дети: На лодке, катере.

Воспитатель: Посмотрите, Незнайка собрал разные предметы, чтобы поплыть по морю на них. Давайте посмотрим .

Дети рассматривают   предметы на разносе: перышко, листик, палочка, монетка, палочка, кусочек глины, бумажный кораблик,  лодка – игрушка из пластмассы. (Фото №1)

Воспитатель: Прежде чем Незнайка поплывет, давайте проверим, на чем ему удобнее будет плыть по морю.

  Опыт: Плывет - тонет.

Дети опускают в воду разные по весу, размеру и материалу предметы и  наблюдают, какие утонули, какие нет. Пробуют  плавающие предметы нажимом опустить под воду и посмотреть, что произойдет.

(Фото №2 и Фото№3)

Воспитатель: Дети, так на чем же наш Незнайка поплывёт?

Дети: На лодке.

Воспитатель: На бумажной?

Дети: Нет,

Воспитатель: Почему?

Дети: Она намокает и утонет.

Воспитатель: Тогда на чем он поплывет?

Дети: На лодке.

Воспитатель: Из чего она сделана?

Дети: Из пластмассы.

Воспитатель: Дети, Незнайка спрашивает, почему одни предметы тонули, а другие плавали?

Дети: Тонули тяжелые предметы, плавали – легкие.

Воспитатель: Садись Незнайка на пластмассовую лодку и продолжай своё путешествие. В следующий раз будь внимательней, выбирая, на чем плыть по морю.

                                                                                                    ФОТО №»2

ФОТО №1

 

ФОТО №3



Предварительный просмотр:

 Конспект познавательно – исследовательской деятельности

Младшая группа

Тема: Вода

Цель: Ознакомление со свойствами воды через экспериментальную деятельность.

   Задачи:

  1. Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть). Уточнить значение её для всего живого.
  2. Развивать любознательность, мышление и речь детей; ввести в активный словарь детей слова: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная.
  3. Воспитывать бережное отношение к воде.

Методы и приёмы:

  1. Игровой .
  2. Практический
  3. Словесный .

Предварительная работа:

  1. Чтение рассказов, сказок познавательного характера.
  2. Опыты (превращение снега в воду, воды в лёд).
  3. Беседы на тему: «Где можно встретить воду», «Кто живёт в воде».

Материал:

1.Инвентарь для опытов: стаканы с водой (по количеству детей), пустые стаканы, соль, сахар, зелёнка, марганцовка, ложечки.

2.Кукла Незнайка.

Ожидаемые результаты : Вода жидкая, бесцветная, без запаха, без вкуса. Она может изменить цвет, вкус и запах. Воду надо беречь.

Ход :

Дети входят в группу, рассаживаются на стулья.

Воспитатель : Ребята, я сегодня шла в детский сад и встретила Незнайку. Он сидел такой грустный. Я спросила его, что случилось, и он мне сказал, что оказывается, ничего не знает о воде. Я его, ребята успокоила и сказала, что мы ему сможем помочь. Поможем?

Дети: Да.

Воспитатель: Незнайка, присаживайся на стул. Наши ребята ещё немного знают о воде, но вместе, я уверена, мы всё выясним.

Воспитатель: Ребята, так что же такое вода?

Дети: Вода течет. Она жидкая.

Воспитатель: Вода – это жидкость. Она течёт. Её можно налить во что-нибудь: в стакан, в ведро, в вазу. Её можно вылить, перелить из одного сосуды в другой.

Хотите, ребята, попробовать перелить воду из одного стакана в другой.

Дети: Да.

Воспитатель: Проходите к столам, удобно пристраивайтесь.

Дети переливают воду из одного стакана в другой.

Воспитатель: Ребята, а  какого цвета вода?

Дети: Никакого.

На столе у воспитателя белый лист бумаги, стакан с молоком, стакан с водой.

Воспитатель: Какого цвета молоко?

Дети: Белого.

Воспитатель: А можно сказать про воду, что она белого цвета?

Дети: Нет.

Воспитатель: Значит она бесцветная.

Воспитатель: Дети, а я знаю, что вода может изменять свой цвет. Хотите убедиться в этом? А ты, Незнайка, хочешь?

Дети: Да.

На столе у воспитателя 2 стакана с водой, зелёнка, марганцовка. Этот опыт проделывает только воспитатель.

Воспитатель: Я сейчас в воду добавлю волшебный кристаллик (марганцовку) и мы посмотрим, что произойдёт с водой. Изменила вода свой цвет?

Дети: Да. Вода стала красной.

Воспитатель: А теперь я добавлю в воду волшебную капельку (зелёнку). Посмотрим, что произойдёт с водой. Изменила вода свой цвет?

Дети: Да. Она стала зеленой.

Воспитатель:  Вода может менять цвет в зависимости от того, что в неё добавили.

Воспитатель: Как вы думаете, изменит вода свой цвет, если в неё добавить варенье. Попробуйте это сделать дома.

А теперь, я предлагаю вам, ребята, попробовать воду на вкус. (Детям предлагается кипячёная вода). Какая она? Сладкая? Солёная? Горькая?

Дети: Никакая.

Воспитатель: Вода не имеет вкуса, она безвкусная.

Воспитатель: Давайте проведём с вами небольшой опыт. Положите в стаканчик с водой вещество, которое находится у вас на столе (воспитатель демонстрирует). Размешайте, а теперь попробуйте воду. Какая она стала на вкус?

Дети: Сладкая.

Воспитатель:  Как вы думаете, что вы добавили в воду?

Дети: Сахар

Воспитатель: Вот видите, вода может принимать вкус того вещества, которое в неё добавили.

Воспитатель: А теперь, я предлагаю вам, ребята, понюхать воду. Пахнет ли вода чем-нибудь?

Дети: Нет.

Воспитатель: Оказывается,  вода ни чем не пахнет, у неё нет запаха.

Воспитатель: Мы с вами узнали, дети, что вода может изменить цвет, вкус. А может ли она изменить свой запах? Как вы думаете?

Дети: Может.

Воспитатель:  Попробуйте дома проделать такой опыт, и что произойдёт, вы расскажите всем детям.

Воспитатель: Мы сегодня, ребята, много говорим о воде, много о ней узнали. Но давайте Незнайке расскажем, для чего нужна вода и кому?

Дети: Чтобы пить, поливать цветы и т.д.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Ну что, Незнайка, узнал что-нибудь нового о воде?

Незнайка: Да! Только это так трудно запомнить.

В.: А ребята тебе, Незнайка, ещё раз напомнят. Слушай и запоминай.

  • Вода – это жидкость, её можно налить, перелить, вылить
  • Вода – бесцветная
  • Вода – безвкусная
  • Вода не имеет запаха.

Незнайка:  Спасибо,  теперь я всё знаю о воде.

В.: А ты знаешь, Незнайка, что воду нужно беречь, и когда моешь руки, нужно сразу закрыть кран?

Незнайка: А зачем её беречь. Вон сколько воды!

Воспитатель: Воды много, но для умывания, приготовления пищи необходима только очищенная вода. А чтобы получить чистую воду, люди затрачивают много сил. Вот поэтому воду нужно беречь, плотно закрывать кран.

Незнайка: Спасибо, ребята, теперь я ни за что не забуду, что кран нужно всегда плотно закрывать.



Предварительный просмотр:

Конспект познавательно – исследовательской деятельности

Средняя группа

Тема: Снег и его свойства.

Цели:
Ознакомление детей со свойством снега через экспериментальную деятельность.


Задачи:
Обучающие:
1. Расширить  представления детей о снеге и его свойствах: липкий, холодный, мокрый, тает в тепле, превращаясь в воду, через обследование предмета и экспериментальную деятельность.
2.Обучать детей экспериментированию .
3. Активизировать речь детей через познавательные вопросы.
Развивающие: 
1.  Развивать у детей умение наблюдать, делать вывод, с помощью воспитателя.

2. . Познакомить детей с правилами безопасной игры со снегом: не брать в рот, не бросать в лицо.
Воспитательные:
1. Воспитывать интерес к окружающему миру через исследовательскую деятельность.
Материалы: 
Тазик со снегом, увеличительное стекло, снеговик игрушка.
Предварительная работа:
1.Наблюдение на прогулке за снегом, рассматривание снежинок.

2.Знакомство со свойствами снега, игры в снежки.

Ожидаемые результаты: Снег  состоит из маленьких снежинок . Он белый, холодный, липкий, мокрый, тает, превращается в воду. Снег нельзя брать в рот. Снежки нельзя бросать в лицо.

Ход:

Воспитатель: Дети, посмотрите, кто к нам пришел.

Дети: Снеговик.

Воспитатель: Он принес нам снег. Дети , из чего состоит снег?

Дети: Из снежинок.

Воспитатель: Посмотрите, вы видите снежинки?

Дети: Нет.

Воспитатель: Почему?

Дети: Они очень маленькие.

Воспитатель: Давайте посмотрим на них через увеличительное стекло. (Фото №1)

Дети рассматривают снежинки через увеличительное стекло.

Воспитатель: Вот, видите какие они маленькие. Если мы возьмем одну снежинку в руку, то не почувствуем её – такая она легкая. А если возьмём снежный ком.

Дети берут снежный ком . (Фото №2)

Воспитатель: Какой Он?

Дети: Тяжелый.

Воспитатель: Если его бросить в лицо, что будет?

Дети: Больно.

Воспитатель: Значит?

Дети: Нельзя бросать снежки в лицо.

Воспитатель: Дети, почему, ваши руки мокрые?  (Фото №3)

Дети: Мы держали в руках снег.

Воспитатель: Ну и что?

Дети: Снег тает.

Воспитатель: Как вы думаете, почему?

Дети: Руки теплые, а снег холодный.

Воспитатель: Правильно. Снег тает и превращается во что?

Дети: В воду.

Воспитатель: Дети, посмотрите и скажите какой снег?

Дети: Белый, холодный, пушистый, липкий, мокрый.

Воспитатель: Что умеет снег?

Дети: Таять, превращаться в воду. Из снега можно лепить .

Воспитатель: А в рот можно брать снег.

Дети: Нет.

Воспитатель: Почему?

Дети: Он холодный – можно заболеть.

Воспитатель: Что заболит?

Дети: Горло.

Воспитатель: Давайте посмотрим на наш растаявший снег. Посмотрите, какая вода у нас в тазике?

Дети: Грязная.

Воспитатель: Но ведь мы клали чистый белый снег. Оказывается он не такой уж чистый. Просто мы не замечаем этого. Только растопив, снег мы видим всю грязь в снегу. Вот почему взрослые запрещают , есть снег.

Воспитатель: Дети , снеговик принес нам снег. Давайте скажем ему спасибо, мы столько узнали про снег.

Дети: Спасибо.

    Фото №1                                 Фото №2                                Фото №3