Школа волшебных наук
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Галина Анатольевна Яухман

Конспект НОД по поисково-исследовательской деятельности в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shkola_volshebnyh_nauk.docx122.29 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад № 40»

Конспект организованной образовательной деятельности

по поисково-опытнической деятельности в старшей группе

«Школа волшебных наук»

F:\май\мой сайт\для сайта\фото опыты\SAM_1955.JPG

Воспитатель:

Яухман Г.А.

г. Славгород

Цель образовательной деятельности:

Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента.

Цель эксперимента:

Систематизация знаний о магните и овладение основами исследовательской деятельности на основе расширения и уточнения представлений о свойствах магнита.

Задачи:

Образовательные:

1. Познакомить с понятиями «магнетизм», «магнитные силы».

2. Сформировать представление о свойствах магнита.

3. Активизировать в речи детей слова: «притягивать», «магнитные силы», «магнитное поле».

4. Продолжать учить самостоятельно, принимать решения в русле экспериментальной деятельности; проверять эти решения; делать выводы с результатами этой проверки, учить делать обобщения.

Развивающие:

1. Развивать познавательную активность ребенка в процессе знакомства со скрытыми свойствами магнита, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

2. Развивать логическое мышление,

3. Развивать   познавательный опыт детей в обобщённом виде с помощью наглядных средств - символов, условных заместителей, мнемотаблиц.

4. Развивать коммуникативные навыки.

5. Развивать социальные навыки: умение работать в паре, договариваться, учитывать мнение партнёра, а также отстаивать своё мнение.

Воспитательные:

1. Воспитывать доброжелательные отношения, желание приходить на помощь другим.

2. Воспитывать аккуратность в работе, соблюдение правил техники безопасности.

Оборудование:

Шкатулки, железные, пластмассовые деревянные, резиновые предметы, кусок ткани, магниты, разносы для раздаточного материала, конструкция «Летающая бабочка», самодельный «магнитная регата», посылка, письмо,  геливые  шары., корзина.

Ход занятия:

Воспитатель :  - Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте поприветствуем их и улыбнёмся им. А теперь подойдите ко мне и послушайте внимательно.

Я   рада  новой  встрече с вами в школе волшебных наук .  Я знаю, что вы любите  отгадывать загадки, изучать  явления  природы, которые происходят вокруг нас. Это правда? Тогда предлагаю отправиться в мир новых открытий! Вы согласны быть моими помощниками?

Воспитатель:  Ребята слышите шум?  Кажется, к нам кто-то летит на воздушном шаре? Давайте узнаем, кто это?

Винтик: Я коротышка Винтик, спешил я очень к вам

Хочу, чтоб  вы, ребята, помогли моим друзьям

Воспитатель: А  что случилось, Винтик? Неспеши! Давай всё по порядку ты нам расскажи!

Винтик: Мои друзья  коротышки  просили меня передать вам посылку. Я очень спешил к вам, ребята!

 Сначала ехал на  автомобиле да сломался он в пустыне

Пересел  вот  на воздушный шар и вот прилетел к вам в детский сад

Посылку я вам передаю, ответ от вас  теперь я жду

Винтик передаёт  воспитателю посылку.

Воспитатель:  Эта посылка, ребята, от Коротышек из Цветочного города.

 Давайте посмотрим, что в ней.

Смотрите  здесь письмо. (Достаёт письмо и читает его).

 «Здравствуйте, ребята. Пишут вам коротышки Цветочного города. В своём городе мы нашли интересный камень, он лежит в посылке в маленькой коробочке. Мы не знаем, как он называется, как и где его можно применить в жизни. Мы хотели спросить у Знайки, но он срочно уехал в экспедицию. Помогите нам разобраться в этом, исследуйте этот камень и пришлите нам ответ. Желаем вам удачи! ».

Воспитатель: Нам нужно помочь маленьким друзьям.

 А где мы можем лучше изучить наш камень? Конечно же, в лаборатории « Волшебных наук».

 При работе в лаборатории необходимо соблюдать правила.

Повторим правила:

  •  в лаборатории нужно работать белый халат, чтобы не испачкать одежду;
  • Нельзя пробовать и нюхать вещества без разрешения взрослого .
  • нельзя вертеться и мешать соседу;
  •  осторожно обращаться со стеклянной посудой;
  • начинать работу только с разрешения взрослого;
  •  по окончании работы привести в порядок рабочее место)

Воспитатель:  отлично знаете правила! Проходите в лабораторию, занимайте свои места.

Винтик, ты тоже занимай свободное место.

Воспитатель вынимает камень из маленькой коробочки, дети его рассматривают

Воспитатель: Давайте, ребята, рассмотрим камень. ( используем при необходимости лупу)

Какой он на ощупь? (твердый, тяжелый, холодный, гладкий)  

Послушайте загадку:

Бывает маленьким, большим,

Железо очень дружит с ним.

С ним и не зрячий, непременно

найдёт иголку в стоге сена.

О ком  идёт речь?

Дети: о магните

Вот перед вами обычный магнит

Но много секретов в себе он хранит

Воспитатель:

Винтик, а ты хотел бы  больше узнать об этом удивительном камне ?

тогда оставайся с нами.

Воспитатель  раздаёт каждому ребёнку камень из посылки и указывает на предметы, лежащие у них на столах, сделанные из разных материалов (пластмассы, дерева, резины,  картона. стекла, железа).

Воспитатель :  

1.-У вас на подносах находятся шкатулки, в которых лежат  предметы из разных материалов. Поднесите  новый магнит по очереди к каждому предмету.

Самостоятельно определите, какие предметы притягиваются камнем (магнитом), а какие нет. Разделите предметы на две группы.

Предметы, которые притягиваются, положите в разнос  со знаком «+». Предметы, которые не притягиваются в разнос  со знаком «-».

2.-Назовите предметы, которые вы положили в тарелку со знаком «+».

Из какого материала они сделаны? (Из металла).

3.-Назовите предметы, которые положили в тарелку со знаком «-».

Из какого материала они сделаны? 

Воспитатель:  Один секрет мы разгадали? Какой?

Вывод: Правильно, магнит притягивает только металлические предметы,

Винтик:  Значит, коротышки Цветочного города действительно нашли магнит.?

Воспитатель: 

-Совершенно верно!

Воспитатель: 

Магнит притягивает только металлические предметы и притягивает он их через воздух. Это свойство называется МАГНИТНОЙ СИЛОЙ.

Воспитатель:    Продолжим наши эксперименты с магнитом. Поможет нам в этом наш друг – опыт.

ОПЫТ «Магнитные полюса».

Воспитатель: У каждого из вас есть магнит. Давайте посоприкасаемся своим магнитом разными сторонами с магнитом своего соседа. Посмотрим, что будет.

Дети: Наши магниты то соединяются, то отталкиваются друг от друга.

Воспитатель: Верно. Это происходит из-за полюсов магнитов. С одной стороны магнита «северный» полюс, а с другой – «южный». Где ещё могут быть «южный» и «северный» полюсы.

Дети: У нашей планеты Земля. (глобус)

Я предлагаю сделать минуту отдыха и выйти из-за столов .

(проводится физминутка для глаз)                   (Слайд)

Наша планеты Земля прекрасна!  Посмотрите ,как светит яркое весеннее  солнышко, по   небу плывут облака. Распускаются первые цветы, появляются насекомые. Оживает природа.

Воспитатель: Прошу всех вернуться на свои места.

С наступлением весны стали распускаться первые цветы появились бабочки. посмотрите нет ли их на вашей полянке. запустите бабочек на свои цветочные полянки.

Игра «цветочная поляна» ( картина из цветов на ,которой летают бабочки, управляемые магнитом)

Вывод: магнит действует на расстоянии.

Винтик:  Ребята, вы такие молодцы,  у вас,  всё получается,  может быть вы и мне сможете помочь найти все детали от моего  автомобиля, который сломался у меня в пустыне? Я вот искал их в песке, искал да всё без толку.

Воспитатель: Поможем. Ребята?  Как вы думаете, как можно  быстро отыскать все детали  в песке?

Дети:  Предположения детей (можно магнитом провести по песку, детали металлические они и притянутся к нему).

Воспитатель: Молодцы. А теперь  проверим, правильно ли ваше предположение? Показывай, Винтик, место аварии.

- Перед вами в  контейнере с песком находятся детали от автомобиля, возьмите магнит; и повадите им над песком.

(Дети проводят над песком магнитом, и к нему притягиваются металлические  предметы, спрятанные под песком).

Воспитатель: Дети расскажите, что у вас получается?

Ребёнок: Я провёл магнитом над песком и к нему притянулся  винтики, болтики, спрятанные  в песке.

Воспитатель: Почему?

Вывод: магнитные силы проходят через песок.

Винтик: Какой волшебный камень! Спасибо, ребята за помощь, вы так быстро нашли запчасти моего автомобиля

Воспитатель: А помог нам в этом?

Дети: Магнит

Винтик: Ребята, мне так с вами интересно я так много узнал , что мне очень хочется побыстрее оказаться дома и рассказать обо всём своим друзьям.

Воспитатель:  ты обязательно,  расскажи Коротышкам   об удивительном камне, пусть они находят ему применение.

Воспитатель: А мы тебе поможем быстро вернуться к друзьям, ведь  у нас есть морской флот, который вмиг  доставит  тебя  домой .А управлять кораблём   мы тебя научим.

опыт «Магнитная регата». (Магнит приводит лодки в движение, даже если не касается их.)

Вывод: Сила магнита действует даже на расстоянии

Воспитатель:  Молодцы, ребята, вы  помогли Винтику добраться до домой.

( Слайд уплывающий корабль)

 Воспитатель:  вот и закончилась, ребята, ещё одна встреча с вами  в школе волшебных наук. Вы отлично справились с задачей по исследованию магнита, помогли своим новым друзьям.  

давайте вспомним, о каких свойствах магнита мы сегодня узнали?

( Слайд мнемотаблицы)

Дети перечисляют свойства магнита

1. Магниты притягивают только  металлические предметы.

2. Магнит действует через препятствия.

3. Разные полюса магнита притягиваются, а одинаковые отталкиваются

4. . Магниты оказывают свое действие на расстоянии.

  • Как мы к этому пришли? ( проводили опыты)
  • Какие были трудности?

 Воспитатель:    Благодарю всех  за проделанную работу!

Стук в дверь входит почтальон вручает видеописьмо.

 Воспитатель:  Подарок от Коротышек

( Слайд мультик « Коротышки»)

Воспитатель: предлагаю всем посмотреть фильм


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательно занятия «Школа дорожных наук» ( подготовительная к школе группа)

·        Занятие закрепляет  знания детей о безопасном поведении на улицах и дорогах, правилах дорожного движения, дорожных знаках, различных видах транспортных...

Конспект интегрированной образовательной деятельности по познанию "Школа волшебных наук" в подготовительной к школе группе.

Интегрированная образовательная деятельность. Приоритетная образовательная область – познание. Интегрируемые образовательные области:социализация,коммуникация,труд,музыка,безопасность,здоровье.С...

СОД с детьми подготовительной группы «Школа волшебных наук» ОО"Познание"

Целью данного занятия является систематизация знаний детей о магните и овладение основами исследовательской деятельности. на основе расширения и уточнения представлений о свойствах магнита....

развлечение по ПДД "Школа Светофорых Наук" для старших и подготовительных к школе групп

В ходе реализации данного развлечения мною был разработан ряд мероприятий, направленных на ознакомление и усвоение детьми знаний по ПДД....

Опытно – экспериментальная совместная образовательная деятельность в подготовительной к школе группе: «Школа волшебных наук»

Опытно-экспериментальная совместная образовательная деятельность " Школа волшебных наук" предназначена для детей подготовительной к школе группе....

Школа волшебных наук

Презентация к занятию "Школа волшебных наук"...

Конспект образовательной деятельности «Школа волшебных наук» в подготовительной к школе группе

Экспериментальная деятельность дошкольниковЦель образовательной деятельности:Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами физичес...