Главные вкладки

    Школа волшебных наук
    план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

    Галина Анатольевна Яухман

    Конспект НОД по поисково-исследовательской деятельности в старшей группе

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл shkola_volshebnyh_nauk.docx122.29 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    «Центр развития ребенка – детский сад № 40»

    Конспект организованной образовательной деятельности

    по поисково-опытнической деятельности в старшей группе

    «Школа волшебных наук»

    F:\май\мой сайт\для сайта\фото опыты\SAM_1955.JPG

    Воспитатель:

    Яухман Г.А.

    г. Славгород

    Цель образовательной деятельности:

    Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента.

    Цель эксперимента:

    Систематизация знаний о магните и овладение основами исследовательской деятельности на основе расширения и уточнения представлений о свойствах магнита.

    Задачи:

    Образовательные:

    1. Познакомить с понятиями «магнетизм», «магнитные силы».

    2. Сформировать представление о свойствах магнита.

    3. Активизировать в речи детей слова: «притягивать», «магнитные силы», «магнитное поле».

    4. Продолжать учить самостоятельно, принимать решения в русле экспериментальной деятельности; проверять эти решения; делать выводы с результатами этой проверки, учить делать обобщения.

    Развивающие:

    1. Развивать познавательную активность ребенка в процессе знакомства со скрытыми свойствами магнита, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

    2. Развивать логическое мышление,

    3. Развивать   познавательный опыт детей в обобщённом виде с помощью наглядных средств - символов, условных заместителей, мнемотаблиц.

    4. Развивать коммуникативные навыки.

    5. Развивать социальные навыки: умение работать в паре, договариваться, учитывать мнение партнёра, а также отстаивать своё мнение.

    Воспитательные:

    1. Воспитывать доброжелательные отношения, желание приходить на помощь другим.

    2. Воспитывать аккуратность в работе, соблюдение правил техники безопасности.

    Оборудование:

    Шкатулки, железные, пластмассовые деревянные, резиновые предметы, кусок ткани, магниты, разносы для раздаточного материала, конструкция «Летающая бабочка», самодельный «магнитная регата», посылка, письмо,  геливые  шары., корзина.

    Ход занятия:

    Воспитатель :  - Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте поприветствуем их и улыбнёмся им. А теперь подойдите ко мне и послушайте внимательно.

    Я   рада  новой  встрече с вами в школе волшебных наук .  Я знаю, что вы любите  отгадывать загадки, изучать  явления  природы, которые происходят вокруг нас. Это правда? Тогда предлагаю отправиться в мир новых открытий! Вы согласны быть моими помощниками?

    Воспитатель:  Ребята слышите шум?  Кажется, к нам кто-то летит на воздушном шаре? Давайте узнаем, кто это?

    Винтик: Я коротышка Винтик, спешил я очень к вам

    Хочу, чтоб  вы, ребята, помогли моим друзьям

    Воспитатель: А  что случилось, Винтик? Неспеши! Давай всё по порядку ты нам расскажи!

    Винтик: Мои друзья  коротышки  просили меня передать вам посылку. Я очень спешил к вам, ребята!

     Сначала ехал на  автомобиле да сломался он в пустыне

    Пересел  вот  на воздушный шар и вот прилетел к вам в детский сад

    Посылку я вам передаю, ответ от вас  теперь я жду

    Винтик передаёт  воспитателю посылку.

    Воспитатель:  Эта посылка, ребята, от Коротышек из Цветочного города.

     Давайте посмотрим, что в ней.

    Смотрите  здесь письмо. (Достаёт письмо и читает его).

     «Здравствуйте, ребята. Пишут вам коротышки Цветочного города. В своём городе мы нашли интересный камень, он лежит в посылке в маленькой коробочке. Мы не знаем, как он называется, как и где его можно применить в жизни. Мы хотели спросить у Знайки, но он срочно уехал в экспедицию. Помогите нам разобраться в этом, исследуйте этот камень и пришлите нам ответ. Желаем вам удачи! ».

    Воспитатель: Нам нужно помочь маленьким друзьям.

     А где мы можем лучше изучить наш камень? Конечно же, в лаборатории « Волшебных наук».

     При работе в лаборатории необходимо соблюдать правила.

    Повторим правила:

    •  в лаборатории нужно работать белый халат, чтобы не испачкать одежду;
    • Нельзя пробовать и нюхать вещества без разрешения взрослого .
    • нельзя вертеться и мешать соседу;
    •  осторожно обращаться со стеклянной посудой;
    • начинать работу только с разрешения взрослого;
    •  по окончании работы привести в порядок рабочее место)

    Воспитатель:  отлично знаете правила! Проходите в лабораторию, занимайте свои места.

    Винтик, ты тоже занимай свободное место.

    Воспитатель вынимает камень из маленькой коробочки, дети его рассматривают

    Воспитатель: Давайте, ребята, рассмотрим камень. ( используем при необходимости лупу)

    Какой он на ощупь? (твердый, тяжелый, холодный, гладкий)  

    Послушайте загадку:

    Бывает маленьким, большим,

    Железо очень дружит с ним.

    С ним и не зрячий, непременно

    найдёт иголку в стоге сена.

    О ком  идёт речь?

    Дети: о магните

    Вот перед вами обычный магнит

    Но много секретов в себе он хранит

    Воспитатель:

    Винтик, а ты хотел бы  больше узнать об этом удивительном камне ?

    тогда оставайся с нами.

    Воспитатель  раздаёт каждому ребёнку камень из посылки и указывает на предметы, лежащие у них на столах, сделанные из разных материалов (пластмассы, дерева, резины,  картона. стекла, железа).

    Воспитатель :  

    1.-У вас на подносах находятся шкатулки, в которых лежат  предметы из разных материалов. Поднесите  новый магнит по очереди к каждому предмету.

    Самостоятельно определите, какие предметы притягиваются камнем (магнитом), а какие нет. Разделите предметы на две группы.

    Предметы, которые притягиваются, положите в разнос  со знаком «+». Предметы, которые не притягиваются в разнос  со знаком «-».

    2.-Назовите предметы, которые вы положили в тарелку со знаком «+».

    Из какого материала они сделаны? (Из металла).

    3.-Назовите предметы, которые положили в тарелку со знаком «-».

    Из какого материала они сделаны? 

    Воспитатель:  Один секрет мы разгадали? Какой?

    Вывод: Правильно, магнит притягивает только металлические предметы,

    Винтик:  Значит, коротышки Цветочного города действительно нашли магнит.?

    Воспитатель: 

    -Совершенно верно!

    Воспитатель: 

    Магнит притягивает только металлические предметы и притягивает он их через воздух. Это свойство называется МАГНИТНОЙ СИЛОЙ.

    Воспитатель:    Продолжим наши эксперименты с магнитом. Поможет нам в этом наш друг – опыт.

    ОПЫТ «Магнитные полюса».

    Воспитатель: У каждого из вас есть магнит. Давайте посоприкасаемся своим магнитом разными сторонами с магнитом своего соседа. Посмотрим, что будет.

    Дети: Наши магниты то соединяются, то отталкиваются друг от друга.

    Воспитатель: Верно. Это происходит из-за полюсов магнитов. С одной стороны магнита «северный» полюс, а с другой – «южный». Где ещё могут быть «южный» и «северный» полюсы.

    Дети: У нашей планеты Земля. (глобус)

    Я предлагаю сделать минуту отдыха и выйти из-за столов .

    (проводится физминутка для глаз)                   (Слайд)

    Наша планеты Земля прекрасна!  Посмотрите ,как светит яркое весеннее  солнышко, по   небу плывут облака. Распускаются первые цветы, появляются насекомые. Оживает природа.

    Воспитатель: Прошу всех вернуться на свои места.

    С наступлением весны стали распускаться первые цветы появились бабочки. посмотрите нет ли их на вашей полянке. запустите бабочек на свои цветочные полянки.

    Игра «цветочная поляна» ( картина из цветов на ,которой летают бабочки, управляемые магнитом)

    Вывод: магнит действует на расстоянии.

    Винтик:  Ребята, вы такие молодцы,  у вас,  всё получается,  может быть вы и мне сможете помочь найти все детали от моего  автомобиля, который сломался у меня в пустыне? Я вот искал их в песке, искал да всё без толку.

    Воспитатель: Поможем. Ребята?  Как вы думаете, как можно  быстро отыскать все детали  в песке?

    Дети:  Предположения детей (можно магнитом провести по песку, детали металлические они и притянутся к нему).

    Воспитатель: Молодцы. А теперь  проверим, правильно ли ваше предположение? Показывай, Винтик, место аварии.

    - Перед вами в  контейнере с песком находятся детали от автомобиля, возьмите магнит; и повадите им над песком.

    (Дети проводят над песком магнитом, и к нему притягиваются металлические  предметы, спрятанные под песком).

    Воспитатель: Дети расскажите, что у вас получается?

    Ребёнок: Я провёл магнитом над песком и к нему притянулся  винтики, болтики, спрятанные  в песке.

    Воспитатель: Почему?

    Вывод: магнитные силы проходят через песок.

    Винтик: Какой волшебный камень! Спасибо, ребята за помощь, вы так быстро нашли запчасти моего автомобиля

    Воспитатель: А помог нам в этом?

    Дети: Магнит

    Винтик: Ребята, мне так с вами интересно я так много узнал , что мне очень хочется побыстрее оказаться дома и рассказать обо всём своим друзьям.

    Воспитатель:  ты обязательно,  расскажи Коротышкам   об удивительном камне, пусть они находят ему применение.

    Воспитатель: А мы тебе поможем быстро вернуться к друзьям, ведь  у нас есть морской флот, который вмиг  доставит  тебя  домой .А управлять кораблём   мы тебя научим.

    опыт «Магнитная регата». (Магнит приводит лодки в движение, даже если не касается их.)

    Вывод: Сила магнита действует даже на расстоянии

    Воспитатель:  Молодцы, ребята, вы  помогли Винтику добраться до домой.

    ( Слайд уплывающий корабль)

     Воспитатель:  вот и закончилась, ребята, ещё одна встреча с вами  в школе волшебных наук. Вы отлично справились с задачей по исследованию магнита, помогли своим новым друзьям.  

    давайте вспомним, о каких свойствах магнита мы сегодня узнали?

    ( Слайд мнемотаблицы)

    Дети перечисляют свойства магнита

    1. Магниты притягивают только  металлические предметы.

    2. Магнит действует через препятствия.

    3. Разные полюса магнита притягиваются, а одинаковые отталкиваются

    4. . Магниты оказывают свое действие на расстоянии.

    • Как мы к этому пришли? ( проводили опыты)
    • Какие были трудности?

     Воспитатель:    Благодарю всех  за проделанную работу!

    Стук в дверь входит почтальон вручает видеописьмо.

     Воспитатель:  Подарок от Коротышек

    ( Слайд мультик « Коротышки»)

    Воспитатель: предлагаю всем посмотреть фильм


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект познавательно занятия «Школа дорожных наук» ( подготовительная к школе группа)

    ·        Занятие закрепляет  знания детей о безопасном поведении на улицах и дорогах, правилах дорожного движения, дорожных знаках, различных видах транспортных...

    Конспект интегрированной образовательной деятельности по познанию "Школа волшебных наук" в подготовительной к школе группе.

    Интегрированная образовательная деятельность. Приоритетная образовательная область – познание. Интегрируемые образовательные области:социализация,коммуникация,труд,музыка,безопасность,здоровье.С...

    СОД с детьми подготовительной группы «Школа волшебных наук» ОО"Познание"

    Целью данного занятия является систематизация знаний детей о магните и овладение основами исследовательской деятельности. на основе расширения и уточнения представлений о свойствах магнита....

    развлечение по ПДД "Школа Светофорых Наук" для старших и подготовительных к школе групп

    В ходе реализации данного развлечения мною был разработан ряд мероприятий, направленных на ознакомление и усвоение детьми знаний по ПДД....

    Опытно – экспериментальная совместная образовательная деятельность в подготовительной к школе группе: «Школа волшебных наук»

    Опытно-экспериментальная совместная образовательная деятельность " Школа волшебных наук" предназначена для детей подготовительной к школе группе....

    Школа волшебных наук

    Презентация к занятию "Школа волшебных наук"...

    Конспект образовательной деятельности «Школа волшебных наук» в подготовительной к школе группе

    Экспериментальная деятельность дошкольниковЦель образовательной деятельности:Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами физичес...