НОД по познавательному развитию "Дикие животные зимой"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Терентьева Ирина Борисовна

Конспект итогового занятия по теме "Дикие животные зимой".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie.docx26.28 КБ

Предварительный просмотр:

        

Непосредственная образовательная деятельность Познание:  «Путешествие в зимний лес»

Подготовила и провела

воспитатель высшей

квалификационной категории

 МДОУ д/с № 140

 Терентьева Ирина Борисовна.

Цель:   обобщение и систематизация  знаний детей о диких животных.

Задачи:

- Воспитывать любознательность, любовь к живой природе родного края.

- Учить детей мыслить самостоятельно.

- Расширять и систематизировать представления детей об обитателях леса и их жизни в зимний период.

- Закрепить с детьми признаки зимы.

- Воспитывать культуру общения, умение слушать говорящего, не перебивая; взаимодействовать друг с другом и с взрослым, отвечать на вопросы.

- Активизировать словарь по теме «Дикие животные зимой».

- Упражнять в подборе имен прилагательных к именам существительным по теме.
- Закреплять навык образования уменьшительно-ласкательных суффиксов имен существительных.

- Учить сочетать речь с движениями.

Предварительная работа:

 - Рассматривание иллюстраций диких животных и беседа по ним.

 - Чтение художественной литературы: Скребицкий Г. А. «Всяк по своему», «Пушок», Бианки В. «Как животные к зиме готовятся?», русских народных сказок «Лисичка-сестричка и серый волк», «Хвосты», «Заяц-хваста».

- Разучивание пальчиковой гимнастики «Есть у каждого свой дом», «Сидит белка на тележке».

-  Разучивание стихотворений о диких животных.

- Дидактические игры: «Кто где живет?», «Чего не хватает», «Назови семью», «Собери животное», «Найди маму», «Кто живет в лесу?», «Чем бы мы угостили животных?»

Оборудование и материалы:

- Ноутбук, проектор, экран.

- Картинки зверей и их детенышей.

- Магнитофон.

- Мяч.

 

Ход занятия:

                                            Дни ее всех дней короче

Всех ночей длиннее ночи,

                                           На поля и на луга

                                          До весны легли снега.

-О каком времени года говорится в загадке? (о зиме)

- А какое сейчас время года? Какой месяц?

- Почему вы так думаете? Докажите (выпал снег, холодно, день короче ночи, люди одеваются очень тепло, можно покататься на коньках, лыжах, на санках).

-Вы любите зиму? Зимой все вокруг белое красивое, снежинки искрятся и переливаются. Давайте превратимся в снежинки.  

Звучит  «Зимняя песенка» (Дети под музыку кружатся, изображая снежинки)

Ну-ка, детки, покружитесь

И в снежинки превратитесь.

Белый снег пушистый в воздухе кружится

И на землю тихо падает, ложится.

Кружатся снежинки в воздухе морозном,

Падают на землю кружевные звёзды.

Вот одна упала на мою ладошку.

Ой, не тай, снежинка, подожди немножко!

Ой, а что это за большая снежинка? Да это не просто снежинка. Это письмо. Вот оно. (Показывает детям).

«Срочно приходите, срочно помогите!

Происходят чудеса, не поделим мы леса.

Нас волшебник напугал, нас он всех заколдовал.

Мы забыли, кто мы есть, что нам пить и что нам есть.

Как нам зиму пережить? Вас хотим мы попросить:

Выручайте, приходите и зверюшкам помогите!»

Жители леса.

- От кого пришло письмо? Откуда? Как называются животные, которые живут в лесу? Почему их называют дикими?

Дикие животные с человеком не живут,
Постоянной помощи от него не ждут.
А живут они в лесах, на горах, в лугах, в степях,
Сами пищу добывают, сами деток охраняют,
Строят прочное жилище, для зимовки место ищут.

Всех их не пересчитать, обо всех не рассказать.
По своим живут законам, их всем людям надо знать,
Чтобы не вредить животным, их повсюду охранять.

- Ну что, отправимся на помощь к животным?

- Давайте мы тоже превратимся в снежинки и полетим в зимний лес.

Дети кружатся под музыку и опускаются на ковер перед экраном.

- Смотрите внимательно и отвечайте мне тихонько, кого из животных вы увидели в зимнем лесу.

Дети усаживаются на коврик и смотрят фильм «Кто не спит в лесу зимой».

Во время просмотра фильма комментировать и задавать вопросы.

Воспитатель:      Навостри-ка уши, тишину послушай! Слышишь?                      

 Дети:                    Слышу...

День и ночь по лесу рыщет, день и ночь добычу ищет.

Ходит-бродит волк молчком, уши серые торчком.

Воспитатель:      Навостри-ка уши, тишину послушай! Слышишь?                      

 Дети:                    Слышу...

                     То по веточкам пройдёт, то обратно повернёт.
                    Не распутать этот след – ни конца, ни края нет.
                   Только если очень тихо будем мы гулять в лесу,
                   То, быть может, повезёт нам встретить хитрую лису.

Воспитатель:       Навостри-ка уши, тишину послушай! Слышишь?                      

 Дети:                    Слышу...

Лось – рога ветвистые да копыта быстрые.

Головой качая, он задевает небосклон.

 Воспитатель:       Навостри-ка уши, тишину послушай! Слышишь?                      

 Дети:                    Слышу...

                              Шебуршатся где-то мыши? Нет, не мыши.

                             Это белочка шуршит, в дупле шишку шелушит.

Воспитатель:      Навостри-ка уши, тишину послушай! Слышишь?                      

 Дети:                    Слышу...

                             Что это за зверь лесной встал, как столбик под сосной?

                            Уши выше головы, это зайка, посмотри.

                           Прокатился шум лесной – под кустом притих косой.

                           Уши длинные прижал, долго эхо провожал.

- Каких животных вы увидели в зимнем лесу? (лису, лося, белку, зайца, волка) 

- А каких животных вы не увидели? (медведя, ежа)

- Как вы думаете, почему? 

- Где они спят?

- Как живется животным зимой в лесу?

- Да, им холодно, голодно, а тут еще злой волшебник напугал бедных зверюшек, они все разбежались и спрятались, кто куда.

Вот чтобы звери больше не пугались и не прятались, давайте поиграем с ними.

Игра «Назови ласково».

Воспитатель кидает мячик и называетживотных, а дети называют их ласково и  говорят какие  они. Например, зайчишка – быстрый, ловкий, пушистый, трусливый и т.д.

- Молодцы, хорошо зверюшек похвалили. И они решили вам показаться.

Открываю доску с картинками лесных зверей.

- Но в лесу приключилась еще одна беда: злой волшебник тайком заманил детенышей зверей в чащу леса, и они там  заблудились, потеряли своих мам. Давайте им поможем детенышам вернуться к мамочкам.

Компьютерная игра «Помоги малышам найти маму».

Кто это? Как зовут его маму? Где ждет бельчиха бельчонка? 

Нажимают на детеныша и от него проводится линия к маме.

И опять вы молодцы, помогли лесным жителям. Но вы не только хорошие добрые  ребята, но еще и сильные, потому что каждое утро делаете зарядку. Давайте и зверей этому научим.

Физкультминутка.


Раз - присядка, два - прыжок.
Это заячья зарядка.
А лисята как проснутся,                     кулачками потереть глаза
Любят долго потянуться,                   потянуться
Обязательно зевнуть,                          зевнуть, прикрывая рот ладошкой
Ну и хвостиком вильнуть.                 движение бедрами в стороны
А волчата - спинку выгнуть              
прогнуться в спине вперед
И легонечко подпрыгнуть.                легкий прыжок вверх
Ну, и мишка косолапый,                    руки полусогнуты в локтях
Широко расставив лапы,                    ноги на ширине плеч
То одну, то обе вместе                       переступание с ноги на ногу
Долго топчется на месте                    раскачивание туловища в стороны
А кому зарядки мало-                         развести руки в стороны
Начинает все сначала!                        на уровне пояса ладонями вверх. 

- Ну вот, зарядку делать  мы животных научили. Но злой волшебник не унимается. Он заколдовал бедных животных опять и они стали все сердитые, злые, недовольные, плаксивые(?) – по ходу перечисления эмоций попросить детей показать их. Но на самом деле ведь они не такие. Зайка какой? А белочка? Лиса? И чтобы расколдовать зверей, вам нужно правильно ответить на мои вопросы.

Игра «Так бывает или нет»

Воспитатель задает вопросы о жизни диких животных зимой, а дети отвечают «Да, да, это так» и хлопают в ладоши, или «Нет, нет, и не так», топают ногами.

Например: Заяц зимой меняет шубку на белую и теплую? Медведь зимой спит в избушке? Волк живет под кустом? Белка зимой спит в дупле?  Лиса дружит с зайцем? Волк припас в дупле без спешки шишки, желуди, орешки? Белка летом и осенью рыжая, а зимой – серая? Еж зимует в хатке? Тело диких животных покрыто шерстью? Волк – хищное животное? У белки есть рога и копыта?

- Молодцы, все правильно сказали и зверей расколдовали. Звери вам за это говорят спасибо на своем языке. Подумайте кто это вам сказал спасибо? Звучит аудиозапись «Голоса диких животных»

- А мы что им ответим? (Пожалуйста)

- Ну, теперь можно и в садик возвращаться. Давайте опять превратимся в снежинки. А пока мы летим обратно скажите, где мы сегодня побывали? Кого там видели? Какие добрые дела сделали?

- Вы добрые, хорошие ребята, поэтому я думаю вы не будете обижать ни зверей, не птиц, а будете только им помогать.

Птиц, зверей оберегайте и всегда им помогайте!

Кто умеет добрым быть, тот природу сумеет беречь и любить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия познавательная беседа на тему " Дикие животные зимой"

Познавательная беседа для детей в подготовительной группе...

Конспект НОД по "Познавательное развитие" в подготовительной группе беседа на тему "Дикие животные зимой".

В конспекте по познавательному развитию в подготовительной группе представлена беседа на тему "дикие животные", где детей в увлекательной беседе знакомят с лесными обитателями, их повадками. В дополне...

Конспект Интегрированной непосредственно образовательной деятельности по познавательному и художественно - эстетическому развитию в младшей группе на тему «Животные зимой»

НОД по познавательному и художественно - эстетическому развитию в младшей группе на тему «Животные зимой» Цель: учить детей узнавать и различать особенности внешнего вида и образа жизни дики...

Конспект познавательного занятия "Животные зимой"

Конспект для старшего дошкольного возраста по позновательному развитию, с использованием аудио и видео материалов....

Познавательное развитие,, Животные зимой

Цель:дать детям представление о жизни диких животных в лесу, формировать интерес к окружающей природе, воспитывать хорошее отношение к животным. ...

Конспект занятия по познавательному развитию "Животные зимой"

Программные задачи:·         закрепить знания о природных изменениях зимой; учить устанавливать связи между сезонными изменениями в природе и повадками и...

Тема недели: «Как звери и птицы готовятся к зиме?» Цель: создать условия для расширения представлений о жизни диких животных зимой; формирования интереса к окружающей природе. Задачи: развивать знания о том, как дикие животные готовятся к зиме; помочь дет

Тема недели: «Как звери и птицы готовятся к зиме?» (старшая группа)Цель: создать условия для расширения представлений о жизни диких животных зимой; формирования интереса к окружающей ...