"Систематизация знаний о птицах: домашних, зимующих и перелетных»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Григорьева Татьяна Алексеевна

Ознакомление с окружающим миром.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon oznak._s_okr.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ООД для детей старшего дошкольного возраста на тему

 «Систематизация знаний о птицах: домашних, зимующих и перелетных»

Цели: систематизировать знания детей о птицах: домашних, зимующих и перелетных, о пользе, которую они приносят природе и человеку; развивать интерес к жизни птиц, воображение, мышление, речь детей, обогащать их словарь, воспитывать заботу о пернатых в разное время года.

Материалы и оборудование: кукла Домовенок Кузя; картинки с изображением лесных (трясогузка, иволга, грач, дрозд, соловей, кукушка, поползень, синица, клест, дятел, сорока, сова, снегирь), водных (гусь, утка, журавль, цапля) и домашних (петух, курица, индюк, гусь, утка, голубь) птиц; магнитная доска; изображение птичьего двора, леса, теплой страны; листы бумаги с изображением лесной опушки, простой и цветные карандаши; аудиозапись голосов птиц.

Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы, двигательная, продуктивная.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Организация.

I часть занятия — дети сидят свободно на ковре.

II часть занятия — дети сидят за столом.

Ход занятия.

I часть.

Раздается стук.

Воспитатель. Ребята, кто-то к нам спешит.

(Воспитатель вносит в группу куклу Домовенок Кузя и говорит от его лица.)

Домовенок Кузя. Ой, ребята, беда, беда какая!

Воспитатель. Здравствуй, Домовенок Кузя! Что случилось?

Домовенок Кузя. Ах, ребята, я так разволновался, что даже с вами поздороваться забыл. Здравствуйте, мои милые, здравствуйте, мои хорошие.

(Обходит детей, гладит их по голове.)

Воспитатель. Домовенок Кузя, объясни только, что случилось?

Домовенок Кузя. Вот я и говорю — беда. Ребятишки, живу я с Бабой Ягой, и наша избушка стоит в дремучем лесу. Ранней осенью и все лето звонко щебетали, свистели, цокали на разные голоса птицы, а как наступила зима, грянули морозы, и не слыхать их, и не видать, изредка простучит дятел и — тишина. Вот беда – то, какая, птицы пропали (плачет).

Воспитатель. Домовенок Кузя, ты не расстраивайся, сейчас мы с ребятами разберемся по порядку, а ты посиди и послушай.

(Воспитатель размещает на магнитной доске изображение леса, водоема, теплой страны.)

 Вот какой прекрасный лес и озеро, здесь живет много птиц.

Домовенок Кузя. Этот лес и озеро похожи на наши с Бабушкой Ягой.

 Воспитатель: Действительно, многие птицы осенью улетают. Дети, как эти птицы называются?

Дети: Перелетные.

Домовенок Кузя. Какие - такие перелетные?

Дети. Это птицы, которые осенью улетают в теплые страны, а весной возвращаются в родные края.

Воспитатель. Назовите, каких перелетных птиц вы знаете?

Дети: Скворцы, соловьи, иволги, трясогузки, грачи, утки, журавли, стрижи, малиновки, кукушки, мухоловки, цапли.  (Дети называют птиц и размещают их изображение в лесу и на озере.)

Домовенок Кузя. А почему они улетают, замерзнуть боятся что ли?

Дети. Им есть нечего.

Домовенок Кузя. Ой, сказали бы вы мне раньше, разве ж я бы их не накормил. Наварил бы каши, напек бы пирогов.

Воспитатель. Ребята, как вы думаете, стали бы грачи, кукушки, синицы, утки, цапли есть кашу да пироги?

Дети. Нет. Они питаются насекомыми и их личинками, зерном, плодами, семенами, корешками, мелкой рыбой. Зимой насекомые одни погибают, другие прячутся в трещины земли, разные щели, залезают под кору деревьев, увядают растения, уменьшается количество плодов и семян, водоемы замерзают.

Воспитатель. Поэтому птицы с конца августа начинают улетать на юг. Сначала улетают насекомоядные, зерноядные, затем птицы, которые едят плоды, семена, последними – водоплавающие. Во время перелета птицы придерживаются определенного порядка. Так им удобней и легче лететь. Журавли летят клином – углом. Цапли и гуси – шеренгой. Утки выстраиваются в линию (друг за другом) или дугой, а мелкие птицы (певчие) – летят скученной стаей.

Исследовательская деятельность.

Воспитатель: Ребята, давайте покажет Домовенку Кузе, как же летят разные птицы.

(Воспитатель раздает детям карточки – схемы, на которых изображены: угол, прямая линия, пологая дуга, хаотично, скученно расположенные точки. Дети дают ответ, к какому виду птиц относится каждая карточка – схема. Затем дети перемещают перелетных птиц в южную страну, проводя маркером маршрут перелета.)

Физкультминутка.

«Лебеди»

Лебеди летят, крыльями машут,

Прогнулись над водой,

Качают головой.

Прямо и гордо умеют держаться,

Очень бесшумно на воду садятся.

Белые лебеди, лебеди летели

И на воду сели. Сели, посидели,

Снова полетели.

(Дети имитируют движения птиц согласно тексту стихотворения.)

Домовенок Кузя. Да, опустел мой лес.

Воспитатель: Но многие птицы остаются. Ребята, как они называются?

Дети. Зимующие.

Воспитатель. Каких зимующих птиц вы знаете? Что помогает им выжить в нелегких зимних условиях? Чем они питаются?

Дети: Воробьи, галки, вороны, синицы, голуби, сороки, совы, клесты, поползни, дятлы.

(Дети называют птиц, размещают их в лесу и рассказывают о них.)

 Дети. Дятел — у него большой, крепкий клюв, которым он выстукивает заболевшее дерево. А длинный язык помогает птице ловко доставать личинки жуков-короедов и других насекомых из глубоких щелей в коре. Питается дятел и семенами еловых и сосновых шишек.

   Сорока — клюет ягоды и семена растений. Сороки собираются в небольшие стаи, летают по садам и паркам, угощаются ягодами рябины, боярышника и облепихи.

   Сова — хищная птица, охотится на мышей.

   Синичка — синиц много разных — хохлатые, синички-гаички, лазоревки, длиннохвостая синичка, но всех их легко отличить по белым «щечкам» по бокам головы. Синички отыскивают насекомых в щелях, под корой деревьев, едят семена растений, крошки хлеба, очень любят полакомиться салом. Предусмотрительные синички-гаички летом прячут про запас в щелки коры и развилки деревьев жуков, паучков, мошек.

   Клест –  удивительная птица, у нее небольшой клюв крестиком. Таким клювом ни крошки не склевать, ни мышки не поймать. А клесту и не надо, ведь самая лакомая еда для него — еловые и сосновые семена шишек, и крепкий клюв крестом очень ловко потрошит шишки. Еще клест удивителен тем, что в трескучий мороз выводит птенцов. В теплых глубоких гнездах из еловых веточек сидят малыши-пуховички.

Воспитатель. Ребята, а что это за птица? (показывает изображение). Эта птица бегает по стволу деревьев до самого верха ствола и, повернувшись, бежит вниз головой.

Дети. Поползень.

Домовенок Кузя. А для чего ж он так бегает, чтобы удивлять лесных жителей акробатическими упражнениями?

Дети. Он себе так еду находит: бежит быстро, но успевает в щель заглянуть, в трещинку коры, ищет спрятавшихся насекомых. Клюв у поползня сильный, он может даже разбить желудь или лесной орех.

Воспитатель. А еще поползень делает на зиму запасы: складывает в какое-нибудь дупло семена и орехи, желуди и сухие ягоды. Зимой это очень помогает не только ему, но и другим птицам.

   Трудно приходится птицам зимой, нелегко найти насекомых, выковыривать их из убежища. К тому же дни короткие поздно светает, рано темнеет. Поэтому лесные птицы перебираются поближе к человеку, рядом с ним сытнее — не оставляют в беде люди птиц, подкармливают их, не зря в народе говорится: «Сытой птице и мороз не страшен, а голодную — и мороз убьет».

   Ребята, какой совет можно дать Домовенку Кузе, чтобы лесные птицы не улетали от его избушки?

Дети. Надо повесить рядом с избушкой кормушку и подкармливать птиц.

Домовенок Кузя. А чем же их кормить, я не знаю.

Дети. Крошками хлеба, семечками, семенами растений – конопли, подсолнуха, дыни, тыквы, арбуза, а для синички вывесить кусочек свежего сала, только не соленого.

Воспитатель. Домовенок Кузя, ребята знают много пословиц и поговорок о птицах. Послушай их.

Чтение пословиц и поговорок о птицах.

- Рябчики бегут, ровно бруснички катятся.

- Умная птица своего гнезда не покажет.

- Глупая птица, которой свое гнездо не мило.

- Ласточки летают низко – к дождю.

- На чужой стороне и сокола живут вороною.

- Журавль летит высоко и видит далеко.

- Воробей мал, да удал.

- Где б воробью не летать, а дома ночевать.

- Старого воробья на мякине не проведешь.

Игра - перевоплощение

Воспитатель. Ребята, давайте сейчас с вами превратимся в птиц! Я буду называть, а вы их изображать. (Дети изображают дятла, сову, поползня, воробья.)

Воспитатель: Домовенок Кузя, ты любишь сказки?

Домовенок Кузя: Да, очень.

Воспитатель: Мы с ребятами читали много сказок и рассказов о птицах. Давайте проведем небольшую викторину.

Викторина.

- У Алёнушки – сестрицы унесли братишку птицы. Назовите их. (Гуси-лебеди).
- Птица, которая помогла Дюймовочке попасть в страну эльфов? (Ласточка).
- Волшебная птица с золотым оперением? (Жар-птица).

- Кем была жена князя Гвидона в сказке о царе Салтане? (Царевна-лебедь).
- Птица, которая заставила плакать деда и бабку из-за яйца? (Курочка Ряба).
- У кого лиса была в гостях, и, обидевшись, преподнесла угощение на тарелке? (Журавль).
- Какие птицы жили у бабуси? (Два весёлых гуся).

Воспитатель. А знаешь, Домовенок Кузя, что есть не только зимующие и перелетные птицы.

Дети: Есть еще домашние птицы – это петух, куры, гуси, утки, индюк, голуби.

Воспитатель: Домовенок Кузя, ты очень хороший хозяин, и мы хотим, чтобы у тебя в лесу тоже был птичий двор. (Воспитатель размещает на доске изображение птичьего двора.)

Домовенок Кузя: Очень интересно, расскажите мне о домашних птицах.

Дети: Домашняя птица живет на птичьем дворе или, если ее много, на птицеферме. За домашними птицами ухаживает птичница или птичник. Они кормят, поят, убирают за птицей. Домашняя птица ест из кормушки, а пьет из поилки. Домашняя птица ест специальный корм, зерно, пшено, хлебные крошки, червяков, мошек, жучков, гусениц. Она дает человеку мясо, яйца, перо, пух. (Дети размещают на птичьем дворе изображения домашней птицы.)

Воспитатель: А теперь, ребята, давайте поиграем.

Игра «У кого кто в семье?».

– Давайте вспомним членов семьи каждой домашней птицы. (Воспитатель показывает картинки, а дети называют.)

Образец:

петух – курица – цыпленок. Где они живут? (В курятнике)
гусь – гусыня – гусенок;
утка – селезень – утенок;
индюк – индюшка – индюшонок;
голубь – голубка – голубок. Где они живут?
(В голубятне)

Домовенок Кузя: Ребята, спасибо, что вы помогли мне во всем разобраться. Я обязательно разведу в нашем с Бабушкой Ягой хозяйстве домашнюю птицу.

II часть.

Воспитатель: Ребята, а на прощанье, давайте нарисуем Домовенку Кузе от нас подарок – снегирей. Пусть он порадует и Бабушку Ягу. (Дети садятся за столы. Перед ними лежат листы бумаги, на которых дети заранее изобразили  опушку леса.)

Пальчиковая гимнастика «Утята». (Поочередно сгибать пальцы рук, начиная с большого, а со слов "пи-пи-пи" ритмично сгибать  и разгибать пальцы обеих рук)

Первый, второй – шли утята.
Третий, четвертый – за водой.
А за ними плелся пятый,
Позади бежал шестой,
А седьмой от них отстал,
А восьмой уже устал.
А девятый всех догнал,
А десятый испугался.
Громко-громко запищал:
– Пи-пи-пи!
– Не пищи, поищи!

(Воспитатель включает аудиозапись голосов птиц.)

Воспитатель. Ребята, какие деревья вы изобразили на опушке леса?

Дети. Рябины.

Воспитатель. Какие птицы и зачем прилетают на опушку леса?

Дети. Снегири, они очень любят лакомиться ягодами рябины.

Воспитатель. Какие еще птицы могут прилетать на опушку леса?

Дети. Синички, поползни.

Воспитатель. Как вы думаете, что надо сделать, чтобы птицы чаще прилетали на эту опушку леса?

Дети. Повесить кормушки с кормом на деревья.

(Воспитатель просит детей нарисовать снегирей, прилетевших на опушку, кормушки. Дети выполняют задание. Домовенок Кузя подходит к детям, хвалит их за аккуратную работу, задает вопросы, дает советы, как лучше выполнить задание.)

Воспитатель: Домовенок Кузя, посмотри каких красивых снегирей нарисовали для тебя ребята. Посмотри в окно, ты увидишь кормушки, которые мы повесили ранее на участке детского сада.

Домовенок Кузя: Спасибо вам, ребята, за подарки, а теперь мне пора домой, а то Бабушка Яга уже волнуется. До свидания. (Уходит.)

Воспитатель: Ребята, а вы в выходные дни сделайте вместе с родителями кормушку для птиц, и повесьте кормушку с кормом на дерево; понаблюдайте, какие птицы прилетят на кормушку.

Литература:

1. Лопухина И.С. «Логопедия. Речь, ритм, движение». – СПб.: КОРОНА принт, 2004.

2. Петрова Т.И., Петрова Е.С."Игры и занятия по развитию речи дошкольников"– М.: Школьная Пресса, 2004.

3. Николаева С.Н. Комплексные занятия по экологии. – М.: Педагогическое общество России, 2007. – 96 с.

4. Костюченко М.П. Окружающий мир. Интегрированные занятия с детьми 4-7 лет. – Волгоград: Учитель, 2014. – 190 с.

5.  Степанова Н.В., Волчкова В.Н. Экология. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. – Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2006. – 128 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Схемы рассказов описании по разным лексическим темам (Игрушки, Транспорт, Зимующие и перелетные птицы, Овощи, Фрукты, Домашние и дикие животные, Семья, Времена года.).

Схемы рассказов описаний по разным лексическим темам.Формат листа А-4 ,яркие картинки.Цель-развитие лексики ,грамматики,связной речи у детей....

Логопедическое занятие на тему: «Систематизация знаний детей о домашних животных»

При обследовании детей, выяснилось, что многие не знают многих домашних животных нашей местности, хотя мы живём в посёлке. Тем более, они не знают как "зовут" детёнышей домашних животных. Дети лучше з...

Дидактическая игра «Угадай птицу по части тела» Цель. Закрепить умение детей классифицировать птиц на зимующих и перелетных. Активизировать речь детей. Развивать зрительное восприятие.

Дидактическая игра«Угадай птицу по части тела»Цель. Закрепить умение детей классифицировать птиц на зимующих и перелетных. Активизировать речь детей. Развивать зрительное восприятие....

Задания для отработки и закрепления пройденного материала в домашних условиях. Тема "Перелетные птицы"

Задания по лексической теме "Перелетные птицы" для закрепления пройденного материала дома, с родителями, после отработки темы с логопедом в группе ДОУ....

Конспект логопедического занятия «Перелетные птицы. Домашние птицы»

ПЕРЕЛЕТНЫЕ   ПТИЦЫ.   ДОМАШНИЕ   ПТИЦЫ.Цель: Познакомить   детей   с  перелетными  птицами,   уточнить   названия...

Конспект логопедического занятия в старшей группе по систематизации знаний по обучению грамоте «Калейдоскоп знаний и умений»

Цель: Систематизировать и обобщить знания детей по обучению грамоте.Задачи: -закрепление умения определять место заданного звука в слове; образовывать притяжательные прилагательные; делать звукобуквен...