Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ
статья по окружающему миру на тему

ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ЗАНЯТИЯХ В ДОУ

Условия возникновения, становления опыта работы.

    В Федеральных государственных образовательных стандартах дано описание ребёнка, поступающего в школу: «любознательный, активный, интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своём внутреннем мире); задаёт вопросы взрослому, любит экспериментировать, способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности)».

      Дети по своей природе пытливые исследователи окружающего мира. Поэтому организация детского экспериментирования, которая понимается нами как особый способ духовно - практического освоения действительности, направлена на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики.

      Важнейшим условием формирования знаний о взаимосвязях в природе является наличие у детей определённого запаса фактических сведений, полученных в результате ощущений и восприятий предметов и явлений. Установление взаимосвязей существующих в природе, помогает ребёнку объяснить наблюдаемое явление, а значит понять его.

    Выбрала я эту тему потому, что с младшего возраста у детей возникает потребность в экспериментировании. Во многом развитие личности и познавательных способностей детей осуществляется именно через опыты и экспериментирование, дети познают мир через собственные ощущения.

     Актуальность.

    На шестом году жизни дети достигают больших успехов в освоении знаний о природе. Они узнают не только факты, но и достаточно сложные закономерности, лежащие в основе природных явлений. Экспериментальная работа вызывает у ребёнка интерес к исследованию, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний и этическими правилами в жизни общества. Всем известно, что важным критерием в подготовке ребёнка к школе является воспитание у него внутренней потребности в знаниях. И экспериментирование как нельзя лучше формирует эту потребность через развитие познавательного интереса.

Это объясняется тем, что старшим дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.

     Таким образом, в дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года - практически единственным способом познания мира.

На этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику моей педагогической работы по теме: «Опытно – экспериментальная деятельность  на занятиях в ДОУ».

        В реальной действительности в дошкольных образовательных учреждениях данный  метод (экспериментирование) применяется неоправданно редко. Несмотря на многие позитивные стороны, он пока не получил широкого распространения.

       Учитывая её практическую значимость для всестороннего развития ребёнка, мною были выделены следующие цели и задачи, призванные восполнить данный пробел в непосредственно образовательной деятельности дошкольников.

     Целью моей работы было: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях детей, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

    Для достижения поставленной цели я определила ряд задач:

1.    Развитие представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук.

2.    Формирование у детей умений пользоваться приборами-помощниками при проведении экспериментов.

3.    Развитие у детей познавательных способностей.

4.    Развитие ребёнка в социально-личностном направлении.

     Свою работу по организации опытно – экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста я строила исходя из следующих принципов:

1.                  Принцип научности:

-  предполагает подкрепление всех средств познания  научно-обоснованными и   практически апробированными методиками;

-  содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии     и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике     дошкольного образования.

2.                  Принцип доступности:

     - предполагает построение процесса обучения  дошкольников на адекватных   возрасту формах работы с детьми, а так как одной из ведущих деятельностей           детей дошкольного возраста является игра, то и обучение происходит в игровой форме;

    - предусматривает решение программных задач в совместной деятельности         взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников;

3.                  Принцип систематичности и последовательности:

     - обеспечивает единство воспитывающих, развивающих и обучающих задач        развития опытно – экспериментальной деятельности дошкольников;

     - предполагает повторяемость тем во всех возрастных группах и позволяет детям        применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития;

    - формирует у детей динамические стереотипы в результате многократных        повторений.

4.                  Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания:

     - предполагает реализацию идеи приоритетности самоценного детства,        обеспечивающей гуманный подход к целостному развитию личности ребенка-        дошкольника и обеспечению готовности личности к дальнейшему ее развитию;

      - обеспечивает психологическую защищенность ребенка, эмоциональный комфорт,         создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности           ребенка.

5.                  Принцип целостности:

     - основывается на комплексном принципе построения непрерывности и          непрерывности процесса опытно - экспериментальной деятельности;

     - предусматривает решение программных задач в совместной деятельности        педагогов, детей и родителей.

6.                  Принцип активного обучения:

 - предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой      экспериментальной детской  деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач;

    - обеспечивает использование активных форм и методов обучения дошкольников,      способствующих развитию  у детей самостоятельности, инициативы, творчества.

7.                  Принцип креативности:

    - предусматривает «выращивание» у дошкольников способности переносить ранее       сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать      и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных      задач и проблемных ситуаций.

8.                  Принцип результативности:

    - предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.

Сущность, эффективность и новизна экспериментирования

       В настоящее время активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. Различные формы исследовательской деятельности активно внедряются в образовательный процесс.

         Хорошо известно, что существенной стороной подготовки ребенка к школе является воспитание у него внутренней потребности в знаниях, проявляющихся в познавательном интересе.

         Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.

Изучив теоретический материал по данному вопросу, я сделала вывод  о том, что необходимо углубить знания и изучить методики экспериментирования более углубленно, т.к. в настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов  обучения в дошкольном образовании преобладают именно методы, развивающие у детей  способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции.  А  таким  методом  и  является    экспериментирование

Отсюда вытекает необходимость расширить и углубить знания о данном методе обучения.

1.    Дыбина О.В. , Поддъяков Н.Н., Рахманова Н.П., Щетинина В.В., «Ребенок в  мире поиска: поисковой деятельности детей дошкольного возраста»/ Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64 с,- (Программа развития).

2.    Дыбина О.В. Рахманова Н.П., Щетина В.В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников»/ Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 64 с.

3.    Короткова Н.А. «Познавательно-исследовательская деятельность старших  дошкольников»/ / Ж. Ребенок в детском саду. 2003. № 3, 4, 5. 2002. №1

4.    Николаева С.Н. «Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду». Методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 80 с.

5.    Новиковская О.А. Сборник развивающихся игр с водой и песком для дошкольников. – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2006. – 64 с.

6.    «Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации»/ Под общ. Ред.Л.Н.Прохоровой. – М.:АРКТИ, 2003. – 64с.

7.    Поддьяков Н.Н. «Новые подходы к исследованию мышления дошкольников» // Ж. Вопросы психологии. 1985. №2.

8.    Соловьева Е. «Как организовать поисковую деятельность детей» // Дошкольное воспитание. 2005. №1.

      Новизной данной разработки  является комплексное использование элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования. И характеризуется структуризацией практического и диагностического материала именно для старших дошкольников. 

Результативность.

    В начале проведения опыта работы мною были выделены ожидаемые результаты:

·       Вывести детей на более высокий уровень познавательной активности.

·       Сформировать у детей уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие – развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах.

·       Обогатить предметно-развивающую среду.

         В условиях детского сада я использовала только элементарные опыты и эксперименты. Их элементарность заключается:

    Во-первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям.

    Во-вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения.

    В-третьих, они практически безопасны.

    В-четвёртых, в такой работе используется обычное  бытовое, игровое и нестандартное оборудование.

    Для положительной мотивации деятельности детей  используются различные стимулы:

·       Внешние стимулы (новизна, необычность объекта).

·       Тайна, сюрприз.

·       Мотив помощи.

·       Познавательный момент (почему так?).

·       Ситуация выбора.

Формы работы.

     Содержание этой работы реализуется в следующих трёх блоках педагогического процесса:

·       Специально организованная образовательная деятельность в образовательной области «Познание» по формированию целостной картины мира с включенными опытами по заданной теме (НОД);

·       Совместная деятельность взрослого с детьми, а также ребёнка со сверстниками.

·       Свободная самостоятельная деятельность детей.

      При проведении НОД у детей вызывался  интерес к изучаемому содержанию для того, чтобы побудить ребенка к самостоятельной деятельности.

      В процессе самостоятельной деятельности необходимо привлечь детей к способам познавательной деятельности. Как узнать? Что нужно сделать, чтобы убедиться? А что будет, если?

      А затем в совместной деятельности – закрепляли   полученные ранее представления.

      В процессе работы я поощряла детей, ищущих собственные способы решения задачи, варьирующих ход эксперимента и экспериментальные действия. В тоже время не выпускала из поля зрения тех, кто работает медленно, по какой-то причине отстаёт и теряет основную мысль.

      Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формулирование выводов.  Выводы можно делать в словесной форме, а иногда избирать другие способы, например, формирование результатов графически, т.е. оформление в рисунках, схемах.

     Методы и приёмы работы.

В работе возможно использование как традиционных методов, так и инновационных. Традиционные методы, которые прошли проверку временем и широко применяются:

- Наглядные (наблюдения, иллюстрации, просмотр видео презентаций и др.)

- Словесные (беседы, чтение  художественной литературы, использование фольклорных материалов).

- Практические  методы. Большое значение придаётся ведущей форме деятельности детей – игре (игры-опыты, игры-эксперименты, игры-превращения, фокусы, занимательные опыты).

Инновационные методы.

- Использование элементов ТРИЗ. Использование приёма «маленькие человечки»  для обозначения жидкого, твёрдого и газообразного состояния воды.

- Метод игрового проблемного обучения заключается в проигрывании на занятиях и в совместной деятельности с детьми проблемных ситуаций, которые стимулируют познавательную активность детей и приучают их к самостоятельному поиску решений проблемы.

- При проведении НОД используются отдельные приёмы мнемотехники – мнемотаблицы и коллажи.

- Использование инновационных технологий воспитания и обучения дошкольников. В процессе экспериментирования возможно применение компьютерных мультимедийных средств обучения, что стимулирует познавательный интерес дошкольников.

       Процесс познания, освоение новых представлений очень важны для меня, поэтому я считаю, что в детском саду не должно быть чёткой границы между обыденной жизнью и экспериментированием. Ведь экспериментирование не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить.

      Убеждена, что в опытно-экспериментальной деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.

      Использование метода экспериментальной деятельности показывают ряд его достоинств:

·       более глубокое усвоение предметного содержания;

·       высокая способность к концентрированию знаний из разных областей; развитие творческого мышления;

·       большое количество идей, их глубина, оригинальность;

·       эмоциональная вовлечённость детей в экспериментальную деятельность, интерес к происходящему.

       Актуальность работы очевидна: такой инновационный метод обучения как экспериментальная деятельность, достаточно мощно направляет свою работу в сторону усвоения детьми необходимых навыков и умений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opytno-eksperimentalnaya_deyatelnost_na_zanyatiyah_v_dou.docx29.51 КБ

Предварительный просмотр:

ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 НА ЗАНЯТИЯХ В ДОУ

Условия возникновения, становления опыта работы.

    В Федеральных государственных образовательных стандартах дано описание ребёнка, поступающего в школу: «любознательный, активный, интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своём внутреннем мире); задаёт вопросы взрослому, любит экспериментировать, способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности)».

      Дети по своей природе пытливые исследователи окружающего мира. Поэтому организация детского экспериментирования, которая понимается нами как особый способ духовно - практического освоения действительности, направлена на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики.

      Важнейшим условием формирования знаний о взаимосвязях в природе является наличие у детей определённого запаса фактических сведений, полученных в результате ощущений и восприятий предметов и явлений. Установление взаимосвязей существующих в природе, помогает ребёнку объяснить наблюдаемое явление, а значит понять его.

    Выбрала я эту тему потому, что с младшего возраста у детей возникает потребность в экспериментировании. Во многом развитие личности и познавательных способностей детей осуществляется именно через опыты и экспериментирование, дети познают мир через собственные ощущения.

     Актуальность.

    На шестом году жизни дети достигают больших успехов в освоении знаний о природе. Они узнают не только факты, но и достаточно сложные закономерности, лежащие в основе природных явлений. Экспериментальная работа вызывает у ребёнка интерес к исследованию, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний и этическими правилами в жизни общества. Всем известно, что важным критерием в подготовке ребёнка к школе является воспитание у него внутренней потребности в знаниях. И экспериментирование как нельзя лучше формирует эту потребность через развитие познавательного интереса.

Это объясняется тем, что старшим дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.

     Таким образом, в дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года - практически единственным способом познания мира.

На этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику моей педагогической работы по теме: «Опытно – экспериментальная деятельность  на занятиях в ДОУ».

        В реальной действительности в дошкольных образовательных учреждениях данный  метод (экспериментирование) применяется неоправданно редко. Несмотря на многие позитивные стороны, он пока не получил широкого распространения.

       Учитывая её практическую значимость для всестороннего развития ребёнка, мною были выделены следующие цели и задачи, призванные восполнить данный пробел в непосредственно образовательной деятельности дошкольников.

     Целью моей работы было: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях детей, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

    Для достижения поставленной цели я определила ряд задач:

  1. Развитие представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук.
  2. Формирование у детей умений пользоваться приборами-помощниками при проведении экспериментов.
  3. Развитие у детей познавательных способностей.
  4. Развитие ребёнка в социально-личностном направлении.

     Свою работу по организации опытно – экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста я строила исходя из следующих принципов:

  1. Принцип научности:

-  предполагает подкрепление всех средств познания  научно-обоснованными и   практически апробированными методиками;

-  содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии     и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике     дошкольного образования.

  1. Принцип доступности:

     - предполагает построение процесса обучения  дошкольников на адекватных   возрасту формах работы с детьми, а так как одной из ведущих деятельностей           детей дошкольного возраста является игра, то и обучение происходит в игровой форме;

    - предусматривает решение программных задач в совместной деятельности         взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников;

  1. Принцип систематичности и последовательности:

     - обеспечивает единство воспитывающих, развивающих и обучающих задач        развития опытно – экспериментальной деятельности дошкольников;

     - предполагает повторяемость тем во всех возрастных группах и позволяет детям        применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития;

    - формирует у детей динамические стереотипы в результате многократных        повторений.

  1. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания:

     - предполагает реализацию идеи приоритетности самоценного детства,        обеспечивающей гуманный подход к целостному развитию личности ребенка-        дошкольника и обеспечению готовности личности к дальнейшему ее развитию;

      - обеспечивает психологическую защищенность ребенка, эмоциональный комфорт,         создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности           ребенка.

  1. Принцип целостности:

     - основывается на комплексном принципе построения непрерывности и          непрерывности процесса опытно - экспериментальной деятельности;

     - предусматривает решение программных задач в совместной деятельности        педагогов, детей и родителей.

  1. Принцип активного обучения:

 - предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой      экспериментальной детской  деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач;

    - обеспечивает использование активных форм и методов обучения дошкольников,      способствующих развитию  у детей самостоятельности, инициативы, творчества.

  1. Принцип креативности:

    - предусматривает «выращивание» у дошкольников способности переносить ранее       сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать      и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных      задач и проблемных ситуаций.

  1. Принцип результативности:

    - предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.

Сущность, эффективность и новизна экспериментирования

       В настоящее время активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. Различные формы исследовательской деятельности активно внедряются в образовательный процесс.

         Хорошо известно, что существенной стороной подготовки ребенка к школе является воспитание у него внутренней потребности в знаниях, проявляющихся в познавательном интересе.

         Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.

Изучив теоретический материал по данному вопросу, я сделала вывод  о том, что необходимо углубить знания и изучить методики экспериментирования более углубленно, т.к. в настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов  обучения в дошкольном образовании преобладают именно методы, развивающие у детей  способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции.  А  таким  методом  и  является    экспериментирование

Отсюда вытекает необходимость расширить и углубить знания о данном методе обучения.

  1. Дыбина О.В. , Поддъяков Н.Н., Рахманова Н.П., Щетинина В.В., «Ребенок в  мире поиска: поисковой деятельности детей дошкольного возраста»/ Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64 с,- (Программа развития).
  2. Дыбина О.В. Рахманова Н.П., Щетина В.В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников»/ Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 64 с.
  3. Короткова Н.А. «Познавательно-исследовательская деятельность старших  дошкольников»/ / Ж. Ребенок в детском саду. 2003. № 3, 4, 5. 2002. №1
  4. Николаева С.Н. «Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду». Методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 80 с.
  5. Новиковская О.А. Сборник развивающихся игр с водой и песком для дошкольников. – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2006. – 64 с.
  6. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации»/ Под общ. Ред.Л.Н.Прохоровой. – М.:АРКТИ, 2003. – 64с.
  7. Поддьяков Н.Н. «Новые подходы к исследованию мышления дошкольников» // Ж. Вопросы психологии. 1985. №2.
  8. Соловьева Е. «Как организовать поисковую деятельность детей» // Дошкольное воспитание. 2005. №1.

      Новизной данной разработки  является комплексное использование элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования. И характеризуется структуризацией практического и диагностического материала именно для старших дошкольников.  

Результативность.

    В начале проведения опыта работы мною были выделены ожидаемые результаты:

  • Вывести детей на более высокий уровень познавательной активности.
  • Сформировать у детей уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие – развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах.
  • Обогатить предметно-развивающую среду.

         В условиях детского сада я использовала только элементарные опыты и эксперименты. Их элементарность заключается:

    Во-первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям.

    Во-вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения.

    В-третьих, они практически безопасны.

    В-четвёртых, в такой работе используется обычное  бытовое, игровое и нестандартное оборудование.

    Для положительной мотивации деятельности детей  используются различные стимулы:

  • Внешние стимулы (новизна, необычность объекта).
  • Тайна, сюрприз.
  • Мотив помощи.
  • Познавательный момент (почему так?).
  • Ситуация выбора.

Формы работы.

     Содержание этой работы реализуется в следующих трёх блоках педагогического процесса:

  • Специально организованная образовательная деятельность в образовательной области «Познание» по формированию целостной картины мира с включенными опытами по заданной теме (НОД);
  • Совместная деятельность взрослого с детьми, а также ребёнка со сверстниками.
  • Свободная самостоятельная деятельность детей.

      При проведении НОД у детей вызывался  интерес к изучаемому содержанию для того, чтобы побудить ребенка к самостоятельной деятельности.

      В процессе самостоятельной деятельности необходимо привлечь детей к способам познавательной деятельности. Как узнать? Что нужно сделать, чтобы убедиться? А что будет, если?

      А затем в совместной деятельности – закрепляли   полученные ранее представления.

      В процессе работы я поощряла детей, ищущих собственные способы решения задачи, варьирующих ход эксперимента и экспериментальные действия. В тоже время не выпускала из поля зрения тех, кто работает медленно, по какой-то причине отстаёт и теряет основную мысль.

      Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формулирование выводов.  Выводы можно делать в словесной форме, а иногда избирать другие способы, например, формирование результатов графически, т.е. оформление в рисунках, схемах.

     Методы и приёмы работы.

В работе возможно использование как традиционных методов, так и инновационных. Традиционные методы, которые прошли проверку временем и широко применяются:

- Наглядные (наблюдения, иллюстрации, просмотр видео презентаций и др.)

- Словесные (беседы, чтение  художественной литературы, использование фольклорных материалов).

- Практические  методы. Большое значение придаётся ведущей форме деятельности детей – игре (игры-опыты, игры-эксперименты, игры-превращения, фокусы, занимательные опыты).

Инновационные методы.

- Использование элементов ТРИЗ. Использование приёма «маленькие человечки»  для обозначения жидкого, твёрдого и газообразного состояния воды.

- Метод игрового проблемного обучения заключается в проигрывании на занятиях и в совместной деятельности с детьми проблемных ситуаций, которые стимулируют познавательную активность детей и приучают их к самостоятельному поиску решений проблемы.

- При проведении НОД используются отдельные приёмы мнемотехники – мнемотаблицы и коллажи.

- Использование инновационных технологий воспитания и обучения дошкольников. В процессе экспериментирования возможно применение компьютерных мультимедийных средств обучения, что стимулирует познавательный интерес дошкольников.

       Процесс познания, освоение новых представлений очень важны для меня, поэтому я считаю, что в детском саду не должно быть чёткой границы между обыденной жизнью и экспериментированием. Ведь экспериментирование не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить.

      Убеждена, что в опытно-экспериментальной деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.

      Использование метода экспериментальной деятельности показывают ряд его достоинств:

  • более глубокое усвоение предметного содержания;
  • высокая способность к концентрированию знаний из разных областей; развитие творческого мышления;
  • большое количество идей, их глубина, оригинальность;
  • эмоциональная вовлечённость детей в экспериментальную деятельность, интерес к происходящему.

       Актуальность работы очевидна: такой инновационный метод обучения как экспериментальная деятельность, достаточно мощно направляет свою работу в сторону усвоения детьми необходимых навыков и умений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно опытно-экспериментальной образовательной деятельности Тема "Ах, картошка!"

Сюрпризный момент - приглашение Степашки в овощной магазин. Беседа о картофеле. Дидактическая игра "Про что я говорю". Загадки про овощи. Исследование картофеля. Игра-эстафета "Посади к...

Перспективное планирование опытно – экспериментальной исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Вода в жизни человека».

Цель проекта: формирование знаний у детей о значении воды в жизни человека, животного и растительного мира; формирование наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста через опыты, игры с водо...

Конспект опытно-экспериментальной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы "Мы изучаем свет" с использованием цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии»

Занятие направлено на знакомство со свойствами света, на уточнение представлений об источниках света, на развитие у детей познавательной активности, любознательности с использованием цифровой лаборато...

Технология опытно экспериментальной детской деятельности

В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе....

Конспект опытно-экспериментальной организованной деятельности «В стране волшебной манки»

Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравниват...