Открытое фольклорное занятие по экологии" Деревья наши лесные друзья."
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Максимова Наталья Алексеевна

Очень важно развивать представление детей о жизни леса. Учить наблюдать за природой и беречь её , через изучение произведений народного творчества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nashi_lesnye_druzya_derevya.docx26.05 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого фольклорного занятия по экологии.

Дошкольное отделение № 1485 группа №3

Провели: воспитатель Максимова Н.А.

                   Педагог по музыке. Тесленко О.И.

Тема: Деревья наши лесные друзья.

Реализация содержания программы в образовательных областях: Социально- коммуникативное развитие, Познавательное развитие, Речевое развитие, Художественно-эстетическое развитие.

Виды  детской деятельности: Игровая, коммуникативная, познавательно- исследовательская, продуктивная( дизайн), музыкально- художественная, двигательная.

Цели: Развивать представление детей о жизни леса, о деревьях растущих в лесу. Учить детей наблюдать за природой и беречь её. Формировать у детей представление о хозяйственном значении древесины. Через изучение произведений народного творчества. Расширять экологический кругозор.

Содержание организованной деятельности:

Звучит русская народная мелодия .Выходит девочка Машенька, навстречу ей -Лесовичок.

Маша.

Меня зовут девочка Маша.

Послали меня в лесок

По ягоды, по грибок.

Да встретился мне старичок,

Старичок -Лесовичок.

Я спохватилася,

Старичку поклонилася:

- Расскажи, старичок,

Старичок-Лесовичок, Про деревья, про лес, Ведь в лесу полно чудес.

 Лесовичок.

Что же, Маша, расскажу, Да деревья покажу. Но вначале, по порядку, Отгадай мою загадку:                        

Весной веселит, летом холодит,

Осенью питает, зимой согревает. Что это?

М а ш а.

 Ну конечно, это дерево.

Лесовичок.

 Ну, а дерево к дереву - получится лес, Радуют деревья, растущие до небес, Дерево к дереву - воздуха глоток, Радует на дереве зеленый платок. Вот он, мой дом - зеленый бор, Постелюшка - сыра земелюшка, Одеялышко - ветры буйные, Умываньице - частый дождичек, Утираньице - мурава, шелковая трава. На опушке лес густой Нам откроет двери, В тишине здесь встретят нас Разные деревья.

Звучит русская народная мелодия «Из-под дуба»:

 Из-под дуба, из-под вяза,

Из-под вязова коренья

Ой, калина, ой, малина.

Появляется ребенок в костюме Дуба.

Вот он, дуб плечистый, Крепкий, рослый, Растет и рвется к облакам, Встречает смело бури, грозы, Он виден всем издалека.

А вот под дубом желудь - маленький орешек. Наберется сил - станет дубом крепким.

Звучит русская народная попевка:

 Круглая шляпка, Коричневый бок,

 Прыгнул на землю -Вырос дубок.

Маша.            

Добрый дедушка Дуб,

 Он все видел, все знает,

    Двести лет живет,

Лес от лиха спасает.

Лесовичок.

 Держись за дубок,

Дуб в землю глубок!

Звучит мелодия русской народной песни «Во поле березка стояла». Появляются дети в костюмах Ольхи и Березы./

Ольха.

 Тут веселая ольха                

Свесила сережки. Сок березовый бежит

По ветвям березки. Летом цветет, зеленеет, Осенью-зимой греет,

Настанет весна –

Потечет, слеза

 

Берёза.

        Береза моя, березонька,/

          Береза моя белая,

          Береза кудрявая. Под тобой, березонька,

 Трава шелковая, На тебе, березонька,

 Листики зеленые...

Песня с танцем Берёзка.                                        

Лесовичок.

 Березонька красивая такая,   Да земля под ней сухая! Что же делать, как нам быть?,

Дети.       Землю надо здесь полить!

Лесовичок.

 Эй,тучки-облака,              

Подавайте скорее дождя!

Дети исполняют русскую народную закличку «Дождик, дождик, пуще»:

Дождик, дождик, пуще,

Дадим тебе гущи, Дадим тебе ложку,

Хлебай понемножку. Уж ты дождик-дожделей,

Нам с тобою веселей, Приходи погостить,

К нам немножечко пожить!

Туча и Капельки. Услышала вас природа...                    

Даем дождя, даем вам воду!

Выбегает девочка с «капелькой», вешает на березку.

 Девочка. Капельки, чтоб березку поливали...            

Мальчик  (кладет под дерево «червячка»). Червячков, чтоб землю разрыхляли...      

Девочка (сажает «птичку» на березку). Птичку, чтоб весело

пела...  

 Исполнение песни «синичка».

Мальчик  (прикрепляет к березке «солнышко»). Солнышко, чтоб березку согрело!

Лесовичок.    

 А вот елочка, вот сосна,                  

 Эти деревья стоят зеленые всегда.

Ну-ка, ребятки, Отгадайте мою загадку:

 Что же это за девица, Ни швея, ни мастерица, Ничего сама не шьет, А в иголках круглый год? (Ель.)

Маша.

У сосны иголки Длиннее, чем у елки. Да мы сейчас сами посмотрим.

 Появляются дети в костюмах Елочки и Сосны.

  мы - две подружки, Зеленые макушки.  

  Сосну и елку наряжают  в Новый год.

Вокруг них ребята водят хоровод.

Затем появляется ребенок в костюме

Осины.

А вот и осинка: Дрожит на ветру, Стынет на солнышке, Мерзнет в жару.

Маша.

За высокой сосной спряталась осинка, И рубином горят здесь ягоды рябинки.

 Звучит русская народная песня «Ой, рябина кудрявая»:

рябина

У красавицы-рябины          Осенью именины:

Выглядит она прекрасно В ягодах красных.

клён

А еще растет клен в лесу,

Все вы знаете его красу:

Гладкий ствол, широкие лапчатые листья,

Выше к солнцу клен стремится.

Звучит русская народная песня «Ивушка».

Ива

 На опушке леса, у речки, Зеленые веточки Над водой склоняются, В речке купаются, Ивушка зеленая Над рекой склоненная.

Воспитатель.

 Вот мы и в лес попали! Здесь деревья стоят и листвой шелестят, Речки малые текут, Птицы звонкие поют. Хорош добрый, зеленый лес, А из древесины сделано человеком много чудес.

Воспитатель показывает корзинку.

Воспитатель.

 Это лесной сюрприз. Из чего сделаны эти корзинки? (Ответы детей.)

Верно, они сплетены из веток или луба, то есть древесных материалов.

А в корзинке, ребятки, для вас загадки. В деревянном домике Проживают гномики, Уж такие добряки, Раздают все огоньки.

Дети. Это спички!

Воспитатель.

 В руки спички не бери, Сам огонь не разводи может пожар случиться .  Для детей опасны спички!

Но вот, ребятки,

Для вас вторая загадка.

Умный  Ивашка, Красная рубашка, Где носом ткнет, Там черту проведет.

Дети. Это карандаш.

Воспитатель берет из корзинки и показывает карандаш.

Воспитатель. 

Вот он, маленький Ивашка -Деревянная рубашка, Где пройдет-коснется, Там след остается.

Вот вам маленькое задание пока: Даю два карандаша, Кто под музыку быстрее Нарисует дерево скорее?

Звучит русская народная мелодия «В темном лесе», дети рисуют на мольбертах дерево. Игра «Кто быстрее нарисует дерево».

Воспитатель.

Молодцы, ребята

- Кстати, вот эта бумага, на которой вы рисовали, тоже сделана из дерева путем сложной переработки. На бумаге пишут, рисуют. Что бы мы делали, если бы не было бумаги, тетрадей, книг, которые мы любим читать?

А вот еще у меня есть разделочная деревянная доска. На ней резать можно все что угодно: овощи и в салат, и в винегрет, и в борщ на обед. Но вот снова загадка, отгадайте, ребятки.

Рядом разные подружки,

Не похожи друг на дружку,

Все они сидят друг в дружке,

А всегда одна игрушка.

Дети .Матрешка.

Воспитатель.

 Правильно.

Матрешки деревянные, Расписные - щечки румяные.

Воспитатель. А вот еще загадка.

Трудная, ребятки.

Сама не ем,

А людей кормлю.

Дети. Ложка.

Муз.  руководитель.

Ложечники, вставайте,

Да на деревянных ложках сыграйте!

Оркестр играет под русскую народную мелодию «Из-под дуба».

Воспитатель. А когда наступят холода Да придет Зимушка-зима, Пригодятся, посмотрите поближе, Детям санки да лыжи!

Деревянных два коня Повезут по снегу тебя.

что еще делают из дерева?

Дети.   Пианино, двери, столы, стулья.

Воспитатель.

 Вот сколько у нас деревянных вещей. Чтобы сделать бумагу, мебель, карандаши и другие вещи из дерева, нужно затратить много труда и времени, вырастить деревья. Представьте, если бы не было совсем деревьев, что бы тогда было? (Дети рассказывают.)

Как нужно относиться к деревьям? Как их беречь и охранять?

 (Дети отвечают.)

А как ухаживать за деревянными вещами?

Дети. Мыть, вытирать пыль, аккуратно с ними обращаться.

Маша.           

  Ой, я в лесу загулялась,

От подружек в лесу потерялась. Соловушки голову понапели,

 Комарики белы плечики искусали, Коченьки резвы ножки сточили.

Лесовичок.   

Дорогие ребята, все вместе

     Спойте Маше веселую песню,

И тогда от лесного порога                    

Найдет она к родному дому дорогу.

 

  Все дети исполняют песню  про лес

Маша.            

 Ну, вот мы и пришли домой.

Сколько деревьев растет в лесу -Сразу и не назову. Ну-ка, дети, подскажите,

 Какие деревья есть в лесу - назовите. Ответы детей.

Муз. руководитель.

А теперь, дружок, Становись в кружок, Где рябина, ель, тополек, Береза, сосна и зеленый дубок.

Исполняют русскую народную игру-хоровод «Деревья». Играющие стоят в кругу, на голове шапочки с изображением ели, сосны, дуба, березы, рябины, тополя. Взявшись за руки, дети исполняют песню. О каком дереве поют - выходит ребенок в соответствующей шапочке в круг.

  1. Стоит тополек, Тонок и высок, Тонок и высок, Листвой широк.
  2.  Припев. Его солнышко печет,

'Частым дождичком сечет.

2. Стоит сосна, Тонка, высока, Тонка, высока, Иглой тонка.

Припев.

3.  Стоит дубок, Зелен и высок, Зелен и высок, Листвой широк.

Припев.

4.  Стоит рябина, Кудрява, красна, Кудрява, красна, Листвой тонка.

               

Припев.

5. Стоит береза, Кудрява, высока, Кудрява, высока, Листвой широка.

Припев.

Один из детей. Буйный ветер повевает И деревья наклоняет, Они маковкой звенят, Развеселые стоят.

В конце игры все хлопают в ладоши под русскую народную мелодию «Из-под дуба»; «деревья» пляшут.

Ведущий. Деревья - украшение нашей земли, Без них не живут муравьи, соловьи, Ни звери, ни ягоды, ни грибы, А знаешь ли деревья ты?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Наши лесные друзья - деревья"

Конспект занятия.  Интеграция  образовательных областей "Познание", "Коммуникация", "Художественное творчество" , "Чтение художественной литературы"...

Наши лесные друзья - деревья.

Экологическое воспитание детей - через знакомство с названиями дереТема: Наши лесные друзья - деревья.Цель: Экологическое воспитание детей - через знакомство с названиями деревьев, их бытовые назначен...

Конспект занятия «Наши лесные друзья-деревья»

Задачи:1. Формировать у детей представление о хозяйственном значении древесины;    закреплять представление о правилах поведения в лесу;2. Развивать самостоятельность, оригинальность мы...

Проект «Наши лесные друзья» (для детей старшего дошкольного возраста)

Обоснование выбора темыСуть проекта заключается в том, чтобы во время занятий, бесед, чтения художественных произведений,  работе по сюжетным картинам дети могли больше узнать о диких ж...

Конспект занятия по познанию для детей подготовительной группы "Поможем нашим лесным друзьям"

Закрепить знания детей о диких животных; развивать любознательность к жизни животных; прививать любовь и бережное отношение к животным....

Открытое занятие "В гости к лесным друзьям"

Формирование познавательного интереса к малым фольклорным формам потешкам, закличкам, песенкам....