«Удивительные птицы».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Цель:

Углубить и расширить знания детей о птицах Земли.

Скачать:


Предварительный просмотр:

   

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад

комбинированного вида № 130 города Липецка

Организация   образовательной  деятельности

ОО «Познавательное развитие»

для детей средней группы №8

по теме: «Удивительные птицы».

Автор конспекта: 

Хрюкина Ольга Владимировна воспитатель 1 категории

2016 г.

Вид непосредственно – образовательной деятельности – интегрированная

Интегрируемые образовательные области – «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

 

Цель:

Углубить и расширить знания детей о птицах Земли.

Образовательная:

     1. Продолжать работу по обогащению природоведческого словаря (употреблять  в речи названия птиц);

2.Совершенствовать диалогическую  речь, умение вести диалог с воспитателем, со сверстниками, давать ответ полным предложением;

3. Расширять представление об особенностях внешнего вида, повадках птиц.

Развивающая.

1. Развивать интерес к жизни птиц;

2. Развивать слуховое и зрительное внимание, мышление и память детей, учить их выбирать и запоминать из потока информации нужное;

3. Развивать речь детей, обогащать их словарь;

Воспитательная.

1. Воспитывать чувство любви к родной природе;

2. Воспитывать доброе, бережное отношение к пернатым друзьям;

3. Воспитывать любознательность, сочувствие, желание помочь.

Предварительная работа:

- загадывание загадок.

- рассматривание дидактические материалы, книжных иллюстраций.

      - дидактические игры «Назови птичку, которой не стало», «Угадай, какой      

        наш  дом», «Угадай по описанию», «Чьи детки» и др.

Наблюдения:

Наблюдения за птицами на прогулке.

Кормление голубей и воробьёв.

Беседы:

Берегите птиц.

Правила поведения в лесу.

Голоса птиц в природе» - слушание аудиозаписи.

Видео- птицы разных широт.

Литературное чтение

Русские народные потешки и песенки о птицах.

«Курочка ряба» русская сказка.

«Кот, дрозд и петух» русская сказка.

«Гуси-лебеди» русская сказка.

«Гадкий утёнок» сказка.

«Журавль и лиса» басня.

«Кривая уточка» сказка.

«Серая шейка» сказка.

«Дикие лебеди» сказка.

 С. Городецкий «Как птицы учились строить гнёзда».

 «Чей нос лучше?», «Плавунчик» рассказы В.Бианки.

«Воробьишка» рассказ М.Горький.

«Лесной голосок» рассказы Г.Скребницкий.

«Рассказы для маленьких» Л.Толстой.

«Зелёные сказки» Г.А.Шорыгина.

Разучивание песен

«Воробьиная песенка» муз. З. Компанейца, сл. П. Синявского

«Перепёлка» муз. Сушевой, сл. И.Черницкой.

«Белые гуси» муз. М. Красева. сл. М. Клоковой.

«Цыплята» муз. П.Филипенко. сл. Т. Волчиной.

Музыкальная игра «Воробушки».

Музыкальная игра «Ворон» ф.н.м. в обработке Е. Тимечеевой.

Подвижные игры

«Птички летают».

«Птички в гнездышках».

«Птички и кот».

«Гуси-лебеди».

«Совушка».

«Кукушка».

«Птичка, вылетай».

Ход занятия.

Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)

Содержание ОД

Образовательные задачи (вид деятельности)

Формы работы

Наличие

средства

у детей

Система знаний и ценностные ориентации

  Введение игровой ситуации.

Дети играют в игры. Стук в окно, воспитатель не обращает внимания, дети говорят ,что кто-то постучался в окно. Воспитатель подходит к окну и находит флешку.

Воспитатель: Ребята, а что это такое? Для чего она нужна?  Ответы детей…. Вставляет в телевизор, а вы хотите  узнать, что там?

         Видео.

Я- веселая сорока, я сорока белобока! Новость слышала в лесу, на хвосте ее несу. Расскажу я всему свету, что случилась беда. Все птицы нашей планеты заколдованы  навсегда. Баба яга заколдовала птиц, я решила, обратится за помощью к вам ребята, ведь вы верные друзья – птиц»

Воспитатель: Ребята, а вы хотите помочь  найти и расколдовать птиц? Я думаю, что ваши знания и умения в этом нам помогут.

ОО

«Социально-коммуникативное развитие»

ВД

Коммуникативная

Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми,  сверстниками, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания.

Словесный

(рассказ, беседа)

Слово

Ребёнок    активно взаимодействует со   взрослым.

Различает условную и реальную ситуации;   проявляет любознательность.

Ребёнок использует диалогическую речь.

Основная часть (содержательный, деятельностный этап)

Содержание ОД

Образовательные задачи (вид деятельности)

Формы работы

Наличие

средства

у детей

Система знаний и ценностные ориентации

Воспитатель: Ребята, а  давайте мы с вами возьмём подзорные трубы  и посмотрим в них, может быть мы так увидим наших птиц.(смотрят, но ничего не изменилось)Да и через трубу мы не увидели птиц, наверное права была сорока, что они все улетели . Ребята, ну ,что же давайте приступим к выполнению заданий, а то насекомые так и ждут как бы испортить растения.

Карта мира для детей слайд.

Видео на экране появляются различные места обитания птиц всего земного шара. Но птиц нигде не видно.  

Воспитатель:— Птицы это песнь и полет. Это голоса наших полей и лесов. Птицы это наши друзья и помощники. Без птиц нам не обойтись. 
А вот представьте себе, что будет, если не станет птиц? 
Дети: высказывание детей! 

Слайд насекомые уничтожают растительность.

Воспитатель: — Да, ребята, я согласна с вами, страшная и ужасная  будет картина. В природе все взаимосвязано. А чтобы  не случилось беды, мы должны охранять и беречь природу. 

Задания от сороки. Что бы вернуть птиц вам нужно выполнить  несколько заданий.

Конверты с заданиями.

1.Воспитатель: скажите, а птицы отличаются друг от друга или они все одинаковые?  

Дети: конечно отличаются.

Воспитатель: Да, на земле птиц очень много и все они разные. Есть очень большие – размером с человека. Как называется самая большая птица?

Дети: страус.

Воспитатель: А есть очень маленькие птички, размером с бабочку. Как называется самая маленькая птичка?

Дети: колибри.

 Воспитатель:  Есть птицы с красивым, ярким оперением. Какие называются эти птицы?

Дети: павлин, колибри, утка мандаринка, щегол, фламинго.

Воспитатель: А скажите мне пожалуйста про  какую из птиц говорят,что она друг человека.

Дети: Аист.

Воспитатель:

 А есть птицы с неяркой внешностью, зато умеющие красиво петь. Назовите их.

Дети: жаворонок, соловей.

Воспитатель: Ребята, а все птицы умеют летать?

Дети: нет, не летают страус, пингвин, киви.

 Воспитатель: Правильно, зато страус быстро бегает, а пингвин хорошо плавает. А чем птицы питаются?

Дети: насекомыми, зернышками, семенами растений, нектаром . Некоторые птицы питаются рыбой или мелким животными.

2.

 Физкультминутка.

«Птица - не птица»

Задача детей - внимательно слушать и, если прозвучит слово, обозначающее не птицу, подать сигнал: - топать. Обязательно спросить, что неправильно. 

Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи... 
Прилетели птицы: голуби, синицы, лебеди, куницы, галки и стрижи, чайки и моржи.
Прилетели птицы: голуби, синицы, чибисы, чижи, сойки и ужи. 
Прилетели птицы: голуби, синицы, чайки, пеликаны, майки и орланы. 
Прилетели птицы: голуби, синицы, утки, гуси, совы, ласточки, коровы. 
Прилетели птицы: голуби, синицы, палки и стрижи, бабочки, чижи, аисты, кукушки, даже совы-сплюшки, лебеди и утки - и спасибо шутке!

3.Речевая игра.

 Исправь ошибки в предложениях.

1) Деревья в парке прикрепили к скворечникам.

2) Новые скворечники поселились в скворцах. (Скворцы поселились в новых скворечниках).

3) Птицы летают и мяукают(поют)

4) Наступила весна улетели (прилетели)  журавли.

5) Страус летит к водоёму.

6)  Яйца высиживают птенцы.

7) Лягушка ест цаплю.

4.Подвижная  игра «Воробей».

Ведущий: Кто сидит здесь на трубе, Греет свои ножки?

Дети. Это серый воробей, я замёрз немножко.

Ведущий. Сыплю я для воробьёв зёрнышки и крошки.

Дети. Прилетел бы к вам, друзья, но боюсь я кошки. (Дети бегут по кругу, машут руками.)

Кот. Мяу! (Дети садятся, делают домик)

5.Воспитатель: предлагаю поиграть в игру « Собери картинку».

 Дети из разрезанных кусочков собирают картинку с изображением  птицы. (воспитатель вместе с детьми проверяет задание).

Сорока:  Ребята, какие вы молодцы, справились с такими трудными заданиями, наконец все птицы вернулись по своим  домам. (Звуки  птиц).

Слайды птицы на карте.

Воспитатель: Ребята ,а давайте мы с вами проверим правду ли нам сказала сорока.

Сорока: Ребята за ваши старания и отзывчивость я хочу подарить вам подарки.

              ОО

«Познавательное развитие»

ВД

коммуникативная

игровая

Развитие произвольного внимания, словесно - логического мышления .  Активизировать словарь. Закрепить представление о птицах.

ОО

«Социально – коммуникативное развитие»

ВД

игровая

ОО

«Физическое развитие»

ВД

коммуникативная,

двигательная

ОО

«Социально – коммуникативное развитие»

ВД

игровая

.

Ребенок владеет разными формами  и видами игры, умеет подчиняться разным правилам.

ОО

«Художественно-творческое развитие»

ВД

коммуникативная,

продуктивная

ОО

«Социально – коммуникативное развитие»

ВД

игровая

Развивать координацию движения. Формировать целенаправленную саморегуляцию  в двигательной сфере.

 

Словесный

(рассказ, беседа)

Словесный.

Словесный

Наглядно-образный

Двигательная активность.

Слово

Слово

Слово

Слово.

Игровые двигательные действия.

Слово.  

Слово.

Игровые двигательные действия.

Игровые действия.

 Ребёнок    активно взаимодействует с  персонажем.

Проявляет любознательность.

Владеет устной речью,   может использовать речь при рассказывании.

Работа детей  в группе

Ребенок подвижен,   владеет основными движениями.

Ребенок  склонен наблюдать, обладает элементарными представлениями из области живой природы.

Заключительная  часть (рефлексивный этап)

Содержание ОД

Образовательные задачи (вид деятельности)

Формы работы

Наличие

средства

у детей

Система знаний и ценностные ориентации

Ребята вы все молодцы. Что нового вы сегодня узнали ? Что вам больше всего погравилось? Скажите себе: «Я – молодец, я – думал(а), я – старался(сь), я делал (а)открытия». Благодарю за работу.

ОО

«Социально – коммуникативное развитие»

ВД

коммуникативная

 Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.

Подведение итогов деятельности.

Словесный

общение

Слово

Достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания.

словарный запас выходит на более высокий уровень.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию детей старшей группы Тема: « В стране удивительной птицы»

Задачи:1) Упражнять в плавных поворотах руки при рисовании округлых линий, завитков в разном направлении. Развивать умение видеть красоту в передаче плавности, слитности линий и их тонкости, ритмичнос...

Тема: Удивительные птицы.

Цель:Углубить и расширить знания детей о птицах Земли....

ООД "Удивительные птицы"

Во время ООД дети закрепляют знания  о разных птицах, их внешнем виде, образе жизни, о правилах поведения в природе.  ...

Экологический проект «Удивительные птицы — лебеди»

В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. В период дошкольного детства происходит формирование начал экологической культуры и оч...

Методическое пособие "Эти удивительные птицы"

Методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений "Эти удивительные птицы". Материал собрала и обработала воспитатель Вахрушева Н.Г....

"Удивительная птица колибри"

Презентация "Удивительная птица колибри"...