Тема: Удивительные птицы.
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Морозова  Елена Александровна

Цель:

Углубить и расширить знания детей о птицах Земли.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dobroe_utro.docx25.3 КБ

Предварительный просмотр:

     

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад

комбинированного вида № 130 города Липецка

Организация   образовательной  деятельности

ОО «Познавательное развитие»

для детей средней группы №8

по теме: «Удивительные птицы.»

Автор конспекта: 

Cтурова Елена Александровна

воспитатель 1 категории

2016 г.

Цель:

Углубить и расширить знания детей о птицах Земли.

Образовательная:

     1. Продолжать работу по обогащению природоведческого словаря (употреблять  в речи названия птиц);

2.Совершенствовать диалогическую  речь, умение вести диалог с воспитателем, со сверстниками, давать ответ полным предложением;

3. Расширять представление об особенностях внешнего вида, повадках птиц.

Развивающая.

1. Развивать интерес к жизни птиц;

2. Развивать слуховое и зрительное внимание, мышление и память детей, учить их выбирать и запоминать из потока информации нужное;

3. Развивать речь детей, обогащать их словарь;

Воспитательная.

1. Воспитывать чувство любви к родной природе;

2. Воспитывать доброе, бережное отношение к пернатым друзьям;

3. Воспитывать любознательность, сочувствие, желание помочь.

Предварительная работа:

- загадывание загадок.

- рассматривание дидактические материалы, книжных иллюстраций.

      - дидактические игры «Назови птичку, которой не стало», «Угадай, какой      

        наш  дом», «Угадай по описанию», «Чьи детки» и др.

Наблюдения:

Наблюдения за птицами на прогулке.

Кормление голубей и воробьёв.

Беседы:

Берегите птиц.

Правила поведения в лесу.

Голоса птиц в природе» - слушание аудиозаписи.

Видео- птицы разных широт.

Литературное чтение

Русские народные потешки и песенки о птицах.

«Курочка ряба» русская сказка.

«Кот, дрозд и петух» русская сказка.

«Гуси-лебеди» русская сказка.

«Гадкий утёнок» сказка.

«Журавль и лиса» басня.

«Кривая уточка» сказка.

«Серая шейка» сказка.

«Дикие лебеди» сказка.

 С. Городецкий «Как птицы учились строить гнёзда».

 «Чей нос лучше?», «Плавунчик» рассказы В.Бианки.

«Воробьишка» рассказ М.Горький.

«Лесной голосок» рассказы Г.Скребницкий.

«Рассказы для маленьких» Л.Толстой.

«Зелёные сказки» Г.А.Шорыгина.

Разучивание песен

«Воробьиная песенка» муз. З. Компанейца, сл. П. Синявского

«Перепёлка» муз. Сушевой, сл. И.Черницкой.

«Белые гуси» муз. М. Красева. сл. М. Клоковой.

«Цыплята» муз. П.Филипенко. сл. Т. Волчиной.

Музыкальная игра «Воробушки».

Музыкальная игра «Ворон» ф.н.м. в обработке Е. Тимечеевой.

Подвижные игры

«Птички летают».

«Птички в гнездышках».

«Птички и кот».

«Гуси-лебеди».

«Совушка».

«Кукушка».

«Птичка, вылетай».

Ход занятия:

Дети играют в игры. Стук в окно, воспитатель не обращает внимания, дети говорят ,что кто-то постучался в окно. Воспитатель подходит к окну и находит флешку.

Воспитатель: Ребята, а что это такое? Для чего она нужна?  Ответы детей…. Вставляет в телевизор, а вы хотите  узнать, что там?

         Видео.

Я- веселая сорока, я сорока белобока! Новость слышала в лесу, на хвосте ее несу. Расскажу я всему свету, что случилась беда. Все птицы нашей планеты заколдованы  навсегда. Баба яга заколдовала птиц, я решила, обратится за помощью к вам ребята, ведь вы верные друзья – птиц»

Воспитатель: Ребята, а вы хотите помочь  найти и расколдовать птиц? Я думаю, что ваши знания и умения в этом нам помогут.

Воспитатель: Ребята, а  давайте мы с вами возьмём подзорные трубы  и посмотрим в них, может быть мы так увидим наших птиц.(смотрят, но ничего не изменилось)Да и через трубу мы не увидели птиц, наверное права была сорока, что они все улетели . Ребята, ну ,что же давайте приступим к выполнению заданий, а то насекомые так и ждут как бы испортить растения.

Карта мира для детей слайд.

Видео на экране появляются различные места обитания птиц всего земного шара. Но птиц нигде не видно.  

Воспитатель:— Птицы это песнь и полет. Это голоса наших полей и лесов. Птицы это наши друзья и помощники. Без птиц нам не обойтись. 
А вот представьте себе, что будет, если не станет птиц? 
Дети: высказывание детей! 

Слайд насекомые уничтожают растительность.

Воспитатель: — Да, ребята, я согласна с вами, страшная и ужасная  будет картина. В природе все взаимосвязано. А чтобы  не случилось беды, мы должны охранять и беречь природу. 

Задания от сороки. Что бы вернуть птиц вам нужно выполнить  несколько заданий.

Конверты с заданиями.

1.Воспитатель: скажите, а птицы отличаются друг от друга или они все одинаковые?  

Дети: конечно отличаются.

Воспитатель: Да, на земле птиц очень много и все они разные. Есть очень большие – размером с человека. Как называется самая большая птица?

Дети: страус.

Воспитатель: А есть очень маленькие птички, размером с бабочку. Как называется самая маленькая птичка?

Дети: колибри.

 Воспитатель:  Есть птицы с красивым, ярким оперением. Какие называются эти птицы?

Дети: павлин, колибри, утка мандаринка, щегол, фламинго.

Воспитатель: А скажите мне пожалуйста про  какую из птиц говорят,что она друг человека.

Дети: Аист.

Воспитатель:

 А есть птицы с неяркой внешностью, зато умеющие красиво петь. Назовите их.

Дети: жаворонок, соловей.

Воспитатель: Ребята, а все птицы умеют летать?

Дети: нет, не летают страус, пингвин, киви.

 Воспитатель: Правильно, зато страус быстро бегает, а пингвин хорошо плавает. А чем птицы питаются?

Дети: насекомыми, зернышками, семенами растений, нектаром . Некоторые птицы питаются рыбой или мелким животными.

2.

 Физкультминутка.

«Птица - не птица»

Задача детей - внимательно слушать и, если прозвучит слово, обозначающее не птицу, подать сигнал: - топать. Обязательно спросить, что неправильно. 

Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи... 
Прилетели птицы: голуби, синицы, лебеди, куницы, галки и стрижи, чайки и моржи.
Прилетели птицы: голуби, синицы, чибисы, чижи, сойки и ужи. 
Прилетели птицы: голуби, синицы, чайки, пеликаны, майки и орланы. 
Прилетели птицы: голуби, синицы, утки, гуси, совы, ласточки, коровы. 
Прилетели птицы: голуби, синицы, палки и стрижи, бабочки, чижи, аисты, кукушки, даже совы-сплюшки, лебеди и утки - и спасибо шутке!

3.Речевая игра.

 Исправь ошибки в предложениях.

1) Деревья в парке прикрепили к скворечникам.

2) Новые скворечники поселились в скворцах. (Скворцы поселились в новых скворечниках).

3) Птицы летают и мяукают(поют)

4) Наступила весна улетели (прилетели)  журавли.

5) Страус летит к водоёму.

6)  Яйца высиживают птенцы.

7) Лягушка ест цаплю.

4.Подвижная  игра «Воробей».

Ведущий: Кто сидит здесь на трубе,Греет свои ножки?

Дети. Это серый воробей, я замёрз немножко.

Ведущий. Сыплю я для воробьёв зёрнышки и крошки.

Дети. Прилетел бы к вам, друзья, но боюсь я кошки. (Дети бегут по кругу, машут руками.)

Кот. Мяу! (Дети садятся, делают домик)

5.Воспитатель: предлагаю поиграть в игру « Собери картинку».

 Дети из разрезанных кусочков собирают картинку с изображением  птицы. (воспитатель вместе с детьми проверяет задание).

Сорока:  Ребята, какие вы молодцы, справились с такими трудными заданиями, наконец все птицы вернулись по своим  домам. (Звуки  птиц).

Слайды птицы на карте.

Воспитатель: Ребята ,а давайте мы с вами проверим правду ли нам сказала сорока.

Сорока: Ребята за ваши старания и отзывчивость я хочу подарить вам подарки.

 

Рефлексия.

Ребята вы все молодцы. Что нового вы сегодня узнали ? Что вам больше всего погравилось? Скажите себе: «Я – молодец, я – думал(а), я – старался(сь), я делал (а)открытия». Благодарю за работу.

Страус.

 Страус это самая большая птица.У страуса маленькие крылья и длинные, мощные ноги с  помощью них они быстро бегают. У него длинная шея, благодаря которой  он замечает врагов с большого расстояния. Эти птицы откладывают самые большие яйца .Страус питается растениями, насекомыми, если страуса напугать он спрячет голову в песок.

Соловей.

 В зелени ветвей соловушка-соловей.

 Ночи напролет ,песни нам поёт.

Льются песни без конца,

лучше нет в лесу певца.

Соловьи  полезны тем, что поедают вредных насекомых, которые, например, съедают листья деревьев, за, что им многие благодарны.

Жаворонок.

Жаворонок полевой!

Нет певца чудесней.

В чистом поле – домик твой,

В ясном небе – песня.

Жаворонок предвестник весны. Прилетает ранней весной, когда на полях ещё лежит  снег. Питается  разными семенами и насекомыми. Гнездо жаворонок  строит на земле. Он является символом добра и счастья. Удивительно красива и  звонка песня жаворонка, приветствующего приход весны.

 Аист:

Аист красивая птица с длинными Если аисты свили гнездо на крыше дома – это непременно должно принести счастье его хозяину.

Испокон веков аисты селятся рядом с человеком.

Гнездо служит для аистов уютным домом много лет. Каждый год, возвращаясь весной из теплых стран, аисты ремонтируют гнездо, вплетают в него новые ветки.

Питаются аисты лягушками и ящерицами, а также моллюсками, червями, насекомыми и их личинками.

Киви.

Эти птицы ведут довольно-таки скрытный образ жизни. Они стараются поселиться там, где ещё не ступала нога человека и там, где нет врагов-хищников. Влажные вечнозелёные леса, а также болота – привычные места обитания киви. Так как киви не умеет летать, то передвигается пешком.

 Кстати, длинные ноги с длинными пальцами предназначены именно для передвижения по вязкой почве.

Днём птиц киви трудно встретить на открытой местности: эти птицы обычно прячутся в вырытые норы или дупла. А вот ночью «пушистые птицы» выходят на охоту. Что они ищут? Чем питаются? Об этом мы сейчас и поговорим. Киви  имеет длинный клюв с ноздрями на конце. У него хорошее обоняние, а клюв он использует для выкапывания из земли червей и насекомых.

Киви — не хищная птица: её питание – это насекомые, земляные черви и наземные моллюски, а также ягоды и плоды местных растений. Найти их в природе не составляет никакого труда, ведь киви, не обладая хорошим зрением, имеют прекрасное обоняние, позволяя почувствовать запах пищи на некотором расстоянии. Иногда, когда привычной пищи становится недостаточно, птица способна поймать и съесть более крупную добычу – небольших земноводных или пресмыкающихся.

Скворцы.

 Прилет скворцов означает приход весны. Пара скворцов устраивает гнездо в расщелинах скал, в дуплах, но больше всего предпочитает скворечники – специальные домики, построенные для них людьми. Хотя скворец отлично поет сам, он любит подражать пению других птиц. Скворцы помогают огородникам, уничтожая вредных жуков.

Осенью скворцы собираются в большие стаи. Они отправляются на зимовку в южные страны, чтобы следующей весной снова вернуться в родные места.

 

   Колибри.

Эта птичка знаю сам

Всем на удивление

Весит ровно восемь грамм

Вместе с оперением.

И висит как вертолет

Над цветами долго

И нектар, представьте, пьет

Как простая пчелка.

КОЛИ́БРИ - это самая маленькая птица Земли размером с бабочку.

Клюв у колибри тонкий и длинный. Перышки колибри самого разнообразного цвета.

Колибри очень много едят. Питаются они нектаром цветов и мелкими насекомыми

 Павлин является ближайшим родственником петуха.

Павлин – птица крепкого телосложения. Красоту хвосту павлина придают верхние кроющие перья, которые несут на себе уникальный рисунок в виде «глаз».

Большую часть жизни павлин проводит на земле. Он с большой ловкостью и достаточно быстро пробирается по лесным зарослям – при этом длинный хвост не стесняет его движений. По характеру павлины пугливы. Приближение хищников заставляет их скрываться бегством или прятаться в зарослях кустарников.

Павлины в основном травоядные птицы, питаются фруктами, зернами, растительными побегами. Нередко селятся по соседству с человеком и добывают себе пропитание на фермерских полях.

Фламинго - крупная птица с красивыми розовыми или красными перьями, известная также своими длинными ногами и немного кривым длинным клювом. Отличительный розовый цвет фламинго зависит от пищи, которую они едят. Они питаются водорослями и креветками. Длинные ноги фламинго помогают им ходить по дну даже на сравнительно большой глубине в поисках пищи. Во время отдыха они часто подгибают одну ногу, что для них кажется весьма комфортным.

Пингвин —  птица, которая может плавать, но не может летать. Чтобы не проваливаться при ходьбе, по рыхлому снегу пингвины ложатся на живот и, отталкиваясь крыльями и лапами от снега, скользят по нему.  Половину своей жизни эти птицы проводят в воде, но выводят потомство на берегу или на льдинах. Пингвины много времени тратят на уход за своим внешним видом, чтобы иметь прекрасный вид круглый год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию детей старшей группы Тема: « В стране удивительной птицы»

Задачи:1) Упражнять в плавных поворотах руки при рисовании округлых линий, завитков в разном направлении. Развивать умение видеть красоту в передаче плавности, слитности линий и их тонкости, ритмичнос...

«Удивительные птицы».

Цель:Углубить и расширить знания детей о птицах Земли....

ООД "Удивительные птицы"

Во время ООД дети закрепляют знания  о разных птицах, их внешнем виде, образе жизни, о правилах поведения в природе.  ...

Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью»

Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью» Цель: закрепить ...

Проектная деятельность "Я- исследователь" Тема:""Голубь- удивительная птица".

Обогащать знания детей о голубях,воспитывать гуманное отношение к природе....

Детский исследовательско - творческий проект на тему: «Удивительный мир птиц»

На природе в дали от городского шума, люди часто восхищаются пению птиц.После прогулки, на которой дети услышали пение птиц, у некоторых детей возник интерес к изучению птиц нашего региона.Почему поют...