Проект для старшей группы "Волшебница-вода"
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Токарева Анна

    В сложных экологических условиях во время промышленного бума приведших к расточительному отношению к воде и водным ресурсам особое значение приобретает работа детского сада  по формированию у детей бережного отношения к окружающему миру, особенно к природным ресурсам. Поект знакомит детей со  свойствами  и  качеством воды, влияние на здоровье человека и живых существ, знакомства  экологическими  аспектами воды .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_volshebnitsa-voda.docx48.39 КБ

Предварительный просмотр:

Проект  «Волшебница-вода»

       Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
Ледником в горах зовется.
Мы привыкли, что вода
Наша спутница всегда!
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться,
Смею вам я доложить:
Без нее нам не прожить.

Вода – это бесценный дар природы!

Так давайте бережно сохранять её!

Актуальность проблемы:

    В сложных экологических условиях во время промышленного бума приведших к расточительному отношению к воде и водным ресурсам особое значение приобретает работа детского сада  по формированию у детей бережного отношения к окружающему миру, особенно к природным ресурсам. Исходя  из  этого  следует делать вывод что, бережное отношение к природным ресурсам и к воде нужно воспитывать у детей с малых лет, а именно дошкольного возраста. Ведь именно в старшем дошкольном возрасте у детей очень хорошо развита познавательная активность. Подготовишки очень восприимчивы ко всему новому: у них хорошо развита экспериментальная деятельность. Имея в виду  цель более глубокого знакомства детей со  свойствами  и  качеством воды, влияние на здоровье человека и живых существ, знакомства  экологическими  аспектами воды подталкивало на мысль создания проекта. На эту мысль толкнуло и  то , что  некоторые  родители  не прививали  своему ребенку навыка бережного отношения к воде , как к водному ресурсу в быту и на природе.

Цель: приобщение детей и родителей к экологически грамотному поведению по отношению к воде в быту и на природе.                                                   Задачи работы над проектом

      1.  Всестороннее  педагогическое  просвещение  родителей  посредством знакомства подробнее о пользе водных ресурсов и о полезных и вредных свойствах воды. Установление партнерских отношений педагогов, родителей и   детей ,  создание единого социокультурного пространства через организацию совместно проведенных мероприятий. Познакомить детей с тем, в каком виде вода существует в природе , с различными явлениями (дождь ,роса ,снег ,иней ,лёд ,пар и т. д. ) и состоянием воды в окружающей среде.

   2. Развивать коммуникативные навыки: познавательный интерес, навыки поисковой и экспериментальной  деятельности, умение находить выход, из проблемной ситуации, поддерживать доброжелательное общение в играх и  продуктивной совместной деятельности. Развивать творческие способности детей через пение, художественную деятельность, создание поделок, рисунков, прививать навыки правильного поведения в быту и на природе, учить понимать необходимость бережного отношения к воде как к природному ресурсу, научить ребят отражать впечатления  в  продуктивных видах  деятельности.

   3.  Воспитывать умение видеть красоту и неповторимость природы.

- обогащать  детско-родительские – родительские отношения путем консультаций и совместных экспериментов и выездов на природу.

Девиз

“Чистая вода-залог здоровья.”

Тип проекта – информационно экспериментально познавательный.

Участники проекта - дети, воспитатели, сотрудники детского сада, родители.

Сроки реализации проекта   СРЕДНЕСРОЧНЫЙ                                                                                           

Предполагаемые  результаты.

Проект «Волшебница –вода» решает проблему , реализовал поставленные задачи:

  1.Дети получили знания о :

- водовороте воды в природе

- о бережном отношении к воде как к природному ресурсу.

- о пользе и свойствах воды.

  2. Дети и родители будут уделять внимания   бережному отношению к воде.

  3. Отношения родителей и детей стали более  близкими, доброжелательными. Родители больше стали уделять внимание здоровью своих детей, применяя  закаливающие водные процедуры.

  4. У детей расширился кругозор, появился интерес к экспериментальной деятельности.

  5. Дети стали более коммуникативно- компететными по данной теме.

  6. Родители стали более активно участвовать в жизни группы.

Сценарий совместной деятельности по решению задач: 

Этапы

Формы взаимодействия

Содержание деятельности

Сроки проведения

1 Подготовительный

Педагоги - дети

- Разучивание игры «Ручейки и река»

-Просмотр видео-презентации «Волшебница-вода»

-Чтение сказки А.С.Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке", рассматривание иллюстраций к этому произведению.

-Рассматривание картинок и фотографий, иллюстраций и открыток  с изображением подводного мира

- Сказкотерапевтическое занятие «Заяц Коська и родничок»,

- рассматривание, чтение «Большой детской энциклопедии дошкольника», раздел «Наша планета Земля»

Подвижная игра «Море волнуется – раз, море волнуется – два..».

- составление модели «Как человек воду использует»

11 марта

13 марта

14 марта

17 марта

24 марта

25 марта

25 марта

26 марта

Педагоги-родители

Папка-передвижка «Как научить детей охранять природные ресурсы»

 Консультация для родителей «Полезные свойства воды для человеческого организма                                                                                                              

Консультация для родителей: «Закаливание водой»

Весь период

2 Этап- исследовательский:

Деятельность педагогов

Постановка проблемы.

 Рассказ воспитателя о волшебнице- воде.

 Выдвижение детьми собственных гипотез.

  Сбор материала и информации для реализации проекта.

12 марта

3 Этап- технологический:

Педагоги-дети

НОД «Волшебница- вода»

 Беседа «Волга — русская река»

Беседы о жизни морских и речных рыб.

НОД «Путешествие с Капелькой»

НОД «По морю на дно морское»

Практическое НОД– экспериментирование «Свойства воды»

НОД-эксперимент «Вода. Движение воды  в природе ,свойства воды»

Конкурс рисунков «Аквариум» - «Где живет капелька –вода»

Конкурс стихов  о явлениях природы (дождь ,туман, тучи, град, облака и тд)

13 марта

14 марта

17 марта

20 марта

21 марта

24 марта

25 марта

27 марта

2 апреля

4 Этап -заключительный

Педагоги-родители-дети

Продукт проекта

Викторина «Про волшебницу воду все знай и на вопросы отвечай»

Оформление выставок

 творческих работ ( Рисунки детей «Где живет капелька вода»)

3 апреля

4 апреля

Конспект  НОД «Вода и её свойства».

Цель: Формировать умение определять свойства воды, имеющих способность меняться в зависимости от окружающей среды и воздействия на воду; обобщить знания детей о значении воды в жизни человека;

Планируемый результат

Результатом экспериментирования предполагается определение свойств воды, имеющих способность меняться в зависимости от окружающей среды и воздействия на воду.

Вывод о свойствах воды дети делают самостоятельно на основании собственного опыта по постановке эксперимента.

Пространственно – временной ресурс

НОД проводится по подгруппам – 6 человек в подготовительной к школе группе. Воспитатель не препятствует общению детей во время НОД.

Материалы

ТСО магнитофон,

- аудиозапись журчание воды.

- модель «Как человек воду использует»,

- маска «Родничок» по количеству детей.

- голубые ленточки (1 м) по количеству детей,

- канат, изображающий ручей,

- с помощью камней, растений, маски оборудовать родник.

- накидка для воспитателя, для изображения воды.

- столы с оборудованием для проведения опытов. Рядом со столом на мольберте схемы – модели для проведения опытов.

Оформление

На полу горкой выложены камни, обозначающие родник. Из родника, извилистой линией тянется канат (шнур голубого цвета), который заканчивается возле полотна синего цвета, обозначающего реку (озеро, море). За полотном расположены столы с оборудованием для опытов.

Предлагаемая форма занятия обеспечивает личностно ориентированное взаимодействие взрослого с ребёнком (на равных, как партнёров), создаёт атмосферу, которая позволяет каждому ребёнку реализовать свою познавательную активность.

Предварительная работа

- разучивание игры «ручейки и река»

- сказкотерапевтическое занятие «Заяц Коська и родничок»,

- рассматривание, чтение «Большой детской энциклопедии дошкольника», раздел «Наша планета Земля»,

- составление модели «Как человек воду использует»,

Ход занятия

Введение:

-  Ребята, сегодня я вас приглашаю в путешествие, а куда вы узнаете, когда послушаете мою загадку - прослушивание аудиозаписи « Журчание воды»

- Что вы услышали?

- Как догадались?

Да, мы отправимся в гости к волшебнице воде.

I часть:

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у вас кипит

Паром чайника шипит,

Без неё вам не умыться

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить

Без воды нам не прожить!

Н.Рыжова

II часть:

Ребята, сегодня вы видели воду? Где? Какую?

Для чего нужна вода?

Как мы её используем?

Рассказать вам поможет модель «Как человек воду использует»

Слушаем 1-2 рассказа, поощряются дополнения.

Хотите, я расскажу вам «Как вода к нам в дом пришла?»

Если открыть кран на кухне или в ванной, из него потечёт вода. Она никогда не кончается. Далеко за городом на различных речках построены запруды, там вода собирается и «хранится» в больших озёрах. Они так и называется – водохранилища. Специалисты следят, что бы эти водоёмы всегда оставались чистыми. Потом вода по каналам и трубам поступает туда, где её очищают, уничтожают вредных микробов и проверяют с помощью разных приборов. Чистая вода по трубам приходит в дома, а сильные насосы подают её на все этажи. Поэтому в любой квартире всегда можно набрать чистой, холодной воды из крана.

- Ребята, скажите, пожалуйста, где вода встречается в природе? (в реке, в озере).

- Посмотрите, здесь течёт ручей (рассматриваем модель на полу «Родник – ручей – река»).

- Давайте найдём его начало.

- Как называется место, где начинается ручей? (родник, ключ, источник)

- Откуда в роднике вода? (Она вытекает из под земли)

(надеваю маски «Родничков» детям на голову, Дети берут голубые ленточки)

- Как много родничков здесь появилось!

- Давайте поиграем в игру «Роднички и река»

III часть:

Экспериментальная деятельность

Описание игры:

Роднички танцуют с ленточками под музыку. Как только музыка останавливается, дети берутся за руки и образуют круг. «Роднички сливаются в одну реку». Воспитатель делает попытку разъединить, расцепить руки детей: но дети крепко держатся за руки, руки напряжены, жёсткие. Необходимо обратить внимание детей на то, что вместе они очень сильные, река у них получилась могучая, полноводная. Затем снова включается музыка, и «река» распадается на отдельные роднички.

Во время игры воспитатель с детьми к месту, где установлены столы для проведения опытов.

- Посмотрите-ка, ребята, куда река вас привела.

- А привела она вас в гости к волшебнице Воде, (воспитатель надевает накидку, накидку для вхождения в образ Воды).

-Здравствуйте гости дорогие! Вижу я, путь вы проделали немалый.

- Слышала – много вы знаете, да не всё про меня рассказали.

- Что бы больше про меня узнать предлагаю поиграть. Хотите?

Опыт №1. Узнаем «Какая вода»

На столе расположены три одинаковые ёмкости, закрытые крышками: одна пустая, вторая с чистой водой, залитой под крышку, т.е. полная; третья с окрашенной жидким красителем (фиточай) водой и с добавленном ароматизатором (ванильным сахаром); стаканчики для детей.

Воспитатель показывает детям ёмкости:

- Угадайте, что в банках?

- Подержите ёмкости в руках.

- Что вы почувствовали? (Дети определяют, что одна из них лёгкая, а две тяжёлые)

- Давайте посмотрим, что внутри и проверим, правы ли вы? (Открываем сосуды, дети убеждаются в своих предположениях)

- Объясните, как вы догадались, что находится в ёмкостях.

- Как вода попала в ёмкости?

- Как её поместить в стаканы? (Перелить)

- Сравните вес пустого и полного стакана.

- Что мы можем сказать о воде? (Переливается, имеет вес)

Опыт №2. Экспериментальные игры.

- Опустите в воду ложки, соломинки.

- Что вы видите?

- Почему предметы хорошо видны?

- Что произойдёт, если в воду бросить краситель (марганец)?

- Бросайте.

- Что изменилось? (Вода изменила цвет)

- Видны ли предметы в окрашенной воде?

- Как ещё можно окрасить воду? (Добавить краситель)

- Что будет если в воду соль, сахар?

Давайте проверим.

- Попробуйте воду через соломинку воду, где растворили сахар, соль?

-Что вы чувствуете?

- А теперь попробуйте чистую воду. Какой вкус?

Вывод: чистая вода не имеет вкуса.

- Ребята, скажите, чем пахнет вода?

- Предлагаю детям для сравнения чистую воду и фруктовый сок.

- Имеет ли вода запах?

- Что придаёт ей запах?

Вывод: Чистая вода не имеет запаха. Вода из под крана пахнет хлоркой, сок пахнет фруктами. Значит, вода может иметь или не иметь запаха и вкуса. Запах и вкус и цвет ей придают растворённые в ней вещества.

Опыт №2.

Воспитатель подводит детей к другому столу. (На нём стоят ёмкости с тёплой, холодной водой).

- А ещё вода, может быть вот какой:

Предлагаю опустить руки в тазики.

- Что вы чувствуете?

- Отчего вода разной температуры?

- Когда ещё вода бывает тёплой? (Летом, её нагревает солнце).

Заключение:

- Закончились мои вопросы. А сейчас напомните мне, что нового вы сегодня узнали обо мне - воде?

Трудно найти на земле место, где бы не было воды. Вода есть всюду. Много воды в живых организмах – в каждом растении, в каждом животном. Все они не могут жить без воды, так же как и мы с вами.

О воде можно узнать много интересного.

Приходите ко мне в гости ещё раз. А дома я вас попрошу нарисовать рисунки о том, что нового сегодня вы узнали обо мне.

Конспект НОД-эксперимента на тему

"Вода. Движение воды  в природе свойства воды»

Цели: Познакомить детей со свойствами воды, обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода , таит в себе много неизвестного, интересного.

Уточнить и закрепить знания детей о круговороте воды в природе, о значении воды.

Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать,

обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости, умение делать выводы.

Формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

Активизировать словарь детей словами: модель, глобус, суша, материки, круговорот воды, пресная вода.

Оборудование:

глобус,

рисунок-схема “Движение  воды в природе»

12 стаканов с водой,

цветные палочки,

термос с горячей водой,

10 ч. ложек ,

12 сахаринок,

одеколон,

зеркальце,

тарелка со спичками,

10 стаканов,

банка с водой.

Ход занятия

- Ребята, дети старшей группы не смогли отгадать загадку, они просили нас с вами отгадать её:

На ноге стоит одной

 Крутит, вертит головой

 Нам показывает страны,

 Реки, горы, океаны. (глобус )

-А что такое глобус?(Глобус- это модель Земли.)

- А как вы понимаете – модель Земли?(дети высказывают, объясняют)

- Правильно, дети, глобус-это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде.

А что мы можем узнать о нашей планете Земля, посмотрев на её модель, то есть, посмотрев на глобус?

(Можно увидеть моря, океаны, горы, реки, страны…..)

- Глобус показывает форму нашей планеты Земля, характер её поверхности, где океаны, моря, а где суша , то есть материки. (показать на глобусе)

- Ребята, а почему на глобусе очень много синего цвета?

(Синий цвет – это вода :моря, океаны, реки , озёра )

- Если на карту Земли посмотреть,

 Земли на Земле всего одна треть.

 Но странный вопрос возникает тогда,

 Планета должна называться вода ?

- Ребята, вы согласны с автором этого шуточного стихотворения?

- Почему? (Дети объясняют)

- А что вы знаете о воде? Какая она?

- Кому нужна вода?

- Зачем вода нужна растениям?

- А как они её получают?

- Почему животные не могут жить без воды?

- Ребята, а людям нужна вода?

(Дети объясняют, делают выводы, читают стихотворение о воде.)

Вы слыхали о воде?

 Говорят она везде!

 В луже, в море, в океане

 И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,

 В лес туманом заползает,

 На плите у нас кипит,

 Паром чайника шипит.

Без неё нам не умыться,

 Не наесться, не напиться.

 Смею вам я доложить,

 Без неё нам не прожить!

- Ребята, для жизни человека вода имеет очень важное значение. А откуда вода появляется в кране?

- А вы знаете, что на нашей планете Земля очень много воды, но не вся она пригодна растительному, животному миру и человеку нужна вода пресная. А какая это вода пресная? Может вы знаете о ней?

- Правильно, пресная вода- это вода без солей. А в морях ,в океанах, как вы знаете, вода- солёная. Жить в такой воде, питаться могут только морские обитатели. А людям употреблять такую воду не возможно, по- этому.люди берут воду из подземных скважин- артезианскую, родниковую -это в посёлках, деревнях. А в городах, где много живёт людей и нужно много воды, вода поступает в краны из рек, очищенная на водоочистительных предприятиях, где лаборанты следят за тем, чтобы вода была чистая, хорошего качества. Питьевую воду нужно беречь. Почему?

(Дети объясняют )

- А ещё необходимо беречь воду потому что запас пресной воды на нашей планете уменьшается , в связи с плохой экологической обстановкой; реки загрязняются, высыхают, исчезают некоторые небольшие речушки, а глубоководные реки становятся мелкими.

- А как вода поступает в реку?

- Ребята, что такое круговорот воды в природе?

(Объяснения детей )

-Дети, посмотрите на рисунок, когда солнце нагревает поверхность водоёма или суши, содержащаяся там вода превращается в пар и поднимается в воздух высоко. вверху, насыщенный влагой воздух охлаждается, образуются облака , тучи, которые с помощью ветра передвигаются в воздухе и выпадают на землю в виде осадков: летом – дождя , зимой – снега. Так происходит круговорот воды в природе.

(Физкультминутка “Ходят капельки по кругу” )

- Ребята, давайте поиграем с вами в игру. Я буду – мама Тучка, а вы - мои детки Капельки Подбежали ко мне все мои детки-Капельки. Вот какая Тучка стала большая. Вдруг подул сильный ветер и капельки ( “под музыку дождя” танцуют. Музыка стихает, дети присели) очутились на земле, притихли, но им скучно стало поодиночку и собрались они сначала маленькими ручейками .встретились ручейки и стали большой рекой. (взявшись за руки дети под музыку выполняют упражнение “змейка” ). Плыли Капельки по большой реке и попали в океан (дети образуют круг, присели). И тут вспомнили Капельки, что мама Тучка наказывала им вернуться домой .А тут как раз солнышко пригрело, Капельки стали лёгкими-лёгкими и начали подниматься вверх к своей маме Тучке (дети встают, приподнимая руки вверх).

Все Капельки испарились под лучиками солнца и вернулись к своей маме Тучке.

- Ребята, а какие вы знаете свойства воды ?

- Давайте пройдём с вами в нашу лабораторию и узнаем о них с помощью опытов.

Опыт 1. Вода -жидкая.

(Один стакан пустой, второй – с водой). Предложить детям аккуратно перелить воду.

Вывод: - Потому, что она жидкая. Это свойство помогает воде, она течёт по трубам.

Опыт 2. У воды нет формы.

Налить воду в сосуд разной формы( в пробирку, стакан, блюдце)

Вывод: Вода приобретает форму сосуда.

Опыт 3. У воды нет запаха.

Предложить детям понюхать воду в стакане, потом капнуть капельку одеколона и ещё раз понюхать ,почувствовать запах.

Вывод: У воды нет запаха , но может приобретать запах другого вещества.

Опыт 4-5. Способность растворять, у воды нет вкуса

Взять стаканы с кипяченой водой , попробовать ее вкус , добавить в разные стаканы сахар , соль , лимонный сок , размешать и ещё раз попробовать её вкус.

Вывод: У воды нет вкуса ,но вода может приобретать вкусы других веществ.

Вывод: Вода имеет способность растворять некоторые вещества.

Опыт 6. Пар – это тоже вода.

Открыть термос с горячей водой и над ним подержать зеркальце , видны капельки воды (зеркальце запотело)

Вывод: Горячая вода превратилась в пар.

Опыт 7. Спичечные бега.

В тарелку положить спички в определённой форме, налить немного воды, (изменений нет). Когда положить посредине кусочек сахара , спички изменили своё положение. Почему?

Вывод : Сахар впитывает воду и возникает течение, которое меняет положение спичек.

Опыт 8. Вода прозрачная. 2 стакана (1 – с водой  2 – с молоком). В оба стакана положить палочки.

В каком стакане видна палочка , а каком - нет. Почему ?

Вывод: Вода - прозрачная , а молоко - нет .

- Ребята , представьте себе, что было бы, если бы речная вода была непрозрачной, как в сказке “молочная речка с кисельными берегами” . Могли бы рыбы, растения жить, развиваться в таких молочных реках ? (- Нет)

- Ребята , непрозрачная ( мутная) вода не пропускает солнечных лучей , а без этого в водоёмах : реках , озерах не смогут расти водоросли. А если не будет растительности , то нечем будет питаться животному миру , рыбам .

Всем нужна чистая , прозрачная вода! Поэтому, нельзя загрязнять водоёмы , водунужно беречь и беречь природу на нашей планете !

(Чтение стихотворений детьми)

О земля, муравейник людской,

 Дом родной без конца и без края.

 Ты нас кормишь и поишь водой,

 Как тебя не беречь, дорогая?

 - Сохраним моря и воздух,

 Недра, лес и тишину,

 - Развеем над нею и тучи, и дым,

 В обиду её никому не дадим!

 - Украсим всю Землю садами, цветами,

 Такая планета нужна нам с вами!

Конспект НОД по рисованию для подготовительной группы "Аквариум"

Тип НОД: Обобщение и закрепление знаний и умений.

Вид деятельности: Тематическое НОД.

Цели:

Создание образа аквариума с уникальными рыбками.

Создание условий для творческого применения  освоенных ранее приемов работы с художественными материалами и средствами образной выразительности.

Создание коллективного аквариума.

Предварительная работа: 

  1. Чтение сказки А.С.Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке", рассматривание иллюстраций к этому произведению.
  2. Рассматривание картинок и фотографий, иллюстраций и открыток  с изображением морских, речных и аквариумных рыб для обогащения художественных впечатлений детей.
  3. Беседы о жизни морских и речных рыб.
  4. Подвижная игра «Море волнуется – раз, море волнуется – два..». Уход за аквариумом: промывание растений, камешков.
  5. Рассматривание водных растений и сравнивание их с наземными (чем похожи, чем отличаются).
  6. Зарисовки водорослей   и рыб натуры, рисование по представлению; приготовление и дегустация рыбных блюд и блюд из морской капусты.
  7. Украшение фигур рыб, вырезанных из цветной бумаги.

Методические приемы: Рассмотреть с детьми рисунки с  разнообразными аквариумами, определить какими материалами они созданы; обратить внимание на осанку детей при рисовании, сюрпризный момент.

Литература: Т.Г. Казакова, Занятие с дошкольниками по изобразительной деятельности: Книга для воспитателей детского сада и родителей. И.А. Лыкова, Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная группа. И.А. Лыкова, Изобразительная деятельность в детском саду.  Старшая группа. И. А. Лыкова, Программа художественного воспитания, обучение и развитие детей 2-7 лет «Цветные ладошки».

Музыка: «Аквариум» Сен-Санс.

Материалы и оборудование:

  • Для педагога: аквариум, иллюстрации  с изображениями рыб, детские работы с аквариумами, выполненные различными художественными материалами, мульти – медийное оборудование, подборка слайдов диковинных рыб и водных обитателей, доска магнитная, музыкальный центр.
  • Для детей: мольберты, планшеты, заготовки  круглого аквариума формат А4 или А3, прикрепленного к планшету скотчем, гуашь, акварель, кисти, тряпочки, простые карандаши, восковые карандаши, черные маркеры, рыбки, украшенные детьми заранее разных цветов, клей – карандаш.

 

-Все в сборе! 
Взрослые и дети!
Мы можем начинать!
Но для начала,
Надо «Здравствуйте» сказать!  

Д.: Здравствуйте.

-Сегодня возле детского сада я встретила солнышко, которое пришло к нам в гости. Но солнышко это не простое, а волшебное. Кто возьмет его в руки, тот станет самым ласковым и добрым ребенком в мире. Давайте проверим!  (Передаем  воздушный шарик –  солнышко, говоря друг другу ласковое слово). Это правда, мы стали самыми добрыми  и ласковыми.

2. Эвристическая  беседа

- Дети, подойдите ко мне. Посмотрите,  какой большой и красивый аквариум. А какие  рыбки плавают в нём?
Из каких частей состоит рыбка? А на какие геометрические фигуры они похоже? (чешуя, тело – овал, хвостик – треугольник, плавники, глазки).  Предложить детям показать части тела рыбы, объяснить их назначение. Плавники служат рулём и тормозом, хвост служит мотором рыбы.

-Дети, а теперь посмотрите сюда. Педагог подводит детей  к телевизору и показывает слайды с диковинными рыбами. Обращает внимание на их яркую чешую.
А кто попробует нарисовать рыбку? Ребенок рисует рыбку на магнитной или меловой доске.

3. Практическая работа

-(подводит детей к магнитной доске, на которой прикреплены аквариумы, выполненные различными художественными материалами).

-Какими материалами и техниками пользовался художник для создания таких красивых аквариумов. А какие еще материалы можно использовать? (Ответы детей)
Но можно еще и своими ручками нарисовать рыбку.

4. Пальчиковая гимнастика:

Моя рыбка все время молчит,
Не поет, не рычит, не урчит.
Не пойму почему, вот беда.
Может в рот ей попала вода?

Подойдите, пожалуйста к мольбертам, на них прикреплены заготовки аквариумов. У вас есть гуашь, акварель, восковые карандаши и черные маркеры. Давайте попробуем с помощью этих материалов создать образ аквариума, но чтобы у каждого из вас он был разным и непохожим на
другие. 

5. Физминутка

Рыбки весело играют
В синей солнечной воде,
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.

Превращение в чаек.

Мы чайки, раскрыли крылья и кружим над рекой, ищем добычу. Увидели рыбу, спустились к воде, (наклонились) поймали рыбу и улетели на берег.
Дети выполняют действия, выражая своё отношение к художественному слову через движения, мимику.

6. Анализ и выставка детских работ

-Давайте посмотрим, что у вас получилось. Мы справились с заданием (нарисовали аквариум)? У кого получились самые красочные рыбки? Как их название? У какого самые веселые? У кого самый интересный, веселый, красивый, прозрачный, волшебный аквариум? Почему? и.т.д. ( По ходу работы)

7. Самоанализ

П.: Дети, посмотрите, какой большой и красивый аквариум нарисован. Но он пустой. Давайте мы его заполним рыбками. А вот и рыбки, которые мы украшали раньше. Если вы хорошо поработали, то возьмите красную или желтую рыбку. Если вы считаете, что не совсем справились с заданием, то  можете взять зеленую или  синюю  рыбку.
Дети приклеивают рыбки на большой аквариум.

П.: Вы сегодня все отлично поработали.

Беседа «Волга — русская река»

Цель:

  • Формировать представление о реке, как богатстве нашей природы, нашего города;
  • Воспитывать в детях радость от того, что они живут в красивом городе, на берегу знаменитой реки Волга;
  • Развивать связную речь через составление описательных рассказов.

Материал: Фотографии, иллюстрации реки Волги.

Ребята, все вы знаете, что живем мы в городе…Марксе. А как красив наш город со своей неповторимой природой.

Кто скажет, на берегу какой реки стоит наш город?

 

Волга – это одно из достопримечательностей нашего города. Великая река, стержень земли русской. А почему ее так люди назвали? А потому что она большая, полноводная. Людей, которые проживают на Волге, называют волжане. А что можно сказать «волжский»? Это волжский (пекарь, хлеб, берег…); волжская (рыба, регата, красота); волжские (ночи, песни, леса …).

 

Река Волга появилась очень давно, в древние времена. Сейчас она одна из самых крупнейших рек в мире, воды ее тянутся далеко – далеко. Наша Волга местами так широка, что с трудом виден другой берег.

 

Река Волга – водоем. Почему? (от слова – вода). Какие водоемы вы еще знаете? (океан, море, озеро, пруд, ручей). Одни водоемы бывают естественными – они созданы самой природой. Другие – искусственными – их создал человек.

 

Ответьте на вопросы: ручей – это искусственный или естественный водоем? (озеро, пруд, море, океан).

У каждой реки есть начало – его называют истоком. Место, где река впадает в другую реку, озеро или море – называют устье. Вот наша река Волга впадает в Каспийское море. А у Волги много притоков, одним из которых является река Донховка. Названия каких морей (океанов) вы знаете? (Ответы детей).

 

Как я уже говорила, волжские воды тянутся далеко – далеко. На ее берегах стоят такие города как Тверь, Саратов, Ярославль, Самара, Нижний Новгород, Казань, Ульяновск. Волгоград, Астрахань.

 

Посмотрим на иллюстрации: как красив наш город, в объятьях которого раскинулась река Волга (или показ слайдов).

А как мягко и плавно течет наша Волга. Какие чувства пробуждаются в душе человека, когда он смотрит на поля, леса, реку – тревожно ему или спокойно? Печально или радостно? (размышления детей).

 

В нашем городе нет ни водопадов шумных, ни тропических джунглей. Вместо них у нас прекрасный сосновый бор – где можно замечательно отдохнуть с семьей, подышать чистым воздухом, послушать пение птиц, а на берегу реки позагорать и искупаться, и даже порыбачить. Ведь подводный мир нашей Волги очень богат. Скажите, а какая рыба водится у нас в реке? Игра «Назови правильно».

 

Лето – замечательная пора. Вы обязательно побываете в лесу, на лугу, у водоема. Природа встретит щебетанием птиц, угостит вкусными ягодами грибами, порадует яркими красками цветов, стрекотанием кузнечиков и гудением пчел. А наша Волга обязательно освежит и даст полюбоваться желтыми кувшинками и белыми лилиями.

 

Только надо помнить, что даже в самом маленьком растении, рыбке, насекомом нужно видеть красоту и силу природы – к этому всему следует относиться бережно, с любовью, добром. Ведь бывают случаи, когда некоторые люди причиняют вред природе, нарушают элементарные правила бережного отношения к ней. Ребята, что надо делать, чтобы наша Волга с ее берегами всегда оставались чистыми и красивыми. (Ответы детей).

 

Давайте встанем в круг, я предлагаю построить пирамиду любви из ваших рук. Я кладу свою руку и произношу: «Я люблю даже эту маленькую травинку, которая растет у воды». (Под тихую музыку каждый ребенок называет что-то свое любимое и кладет руку).

 

Вы чувствуете тепло рук? Посмотрите, какая высокая у нас получилась пирамида. Эта пирамида любви и заботливого отношения к миру, в котором мы живем.

«Три состояния воды. Термометр и температура». Конспект занятия в подготовительной группе

Три состояния воды. Термометр и температура.

(подготовительная группа)

Цель. Развитие наблюдательности детей, их умений сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы. Развитие способности ребенка концентрировать внимание на изменении температуры окружающей среды и собственного тела.

Задачи:

• развивать элементарные представления о том, из чего состоят тела и как они могут изменяться;

• познакомить детей с понятием «твердое тело», «жидкость», «газ», и их отличиями друг от друга;

• закрепить с детьми три состояния жидкостей на примере воды;

• познакомить детей с понятием «температура»;

• формировать представление о приборе для измерения температуры – термометре;

• сравнить разные виды термометры;

• формировать навыки безопасности при определении температуры горячих предметов;

• систематизировать знания детей о сезонных изменениях живой и неживой природы в зависимости о температуры воздуха;

• пополнить активный словарь детей новыми понятиями: «градус», «шкала», «температура», «термометр».

Материал и оборудование:

• ванночка с водой и различные по весу предметы: деревянный брусок, металлическое кольцо, пластмассовая игрушка и т. п. ;

• стакан с водой;

• лед, снег;

• рукавички;

• термометры для измерения температуры воды, воздуха, тела человека;

• репродукции картин с изображением пейзажей в разное время года.

Отгадайте слово по первым звукам слов, которые я назову. Варежка, Облако, Дудка, Апельсин.

В О Д А

Какие свойства воды вам знакомы? Есть ли форма у воды? Прозрачная ли вода в речке, луже?

Эксперименты.

• Опустить в стакан с водой предмет.

• Взять стакан с чистой водой и понюхать ее. Попробовать воду на вкус.

• Добавить краску в воду.

• Налить воду в разные формочки, на пол.

• Игра «Тонет – не тонет». В ванночку с водой опустить различные по весу предметы. Объяснить причину плавания тел и опускания на дно других.

• Игра «Достань предмет из банки, не прикасаясь к ним руками» (влить воду, пока она не потечет через край.)

Вывод.

• Вода прозрачная, сквозь нее видны предметы.

• Чистая вода без запаха, без вкуса.

• Вода бесцветная, но если в нее добавить краску становится мутная.

• Вода – это жидкость. Она принимает форму предмета, в который ее наливают. Если поверхность ровная (пол, она разливается (лужа) .

• Первое свойство воды: выталкивает более легкие предметы.

• Вода, заполняя емкость находящиеся там предметы.

Что будет с водой, если ее вынести на мороз? Из чего состоит лед, снег? Какие свойства льда, снега знакомы? Что тяжелее? Что будет с водой, если ее нагреть?

Эксперименты.

• Налить воду в формочки для льда и заморозить ее в улице в морозный день.

• Предложить попробовать рукой лед, снег.

• Детям предложить взять лед (одни голыми руками, другие – рукавичкой) и наблюдать, как лед растает и превратится в воду сравнить, у кого быстрее растает лед: кто держит его в рукавичке или голых руках. Найти причину таяния льда и разной скорости таяния.

• Проделать эксперименты: проходит ли палец сквозь воду, лед. Можно ли пролить воду?

• Сравнить свойства воды, льда и снега. Как изменяются свойства в соединении (вода и лед, вода и снег, снег и лед).

• Как сделать лед прозрачным?

• Моделирование трех состояний вещества:

- взявшись за руки, прижаться друг к другу, изобразить частички твердого тела;

- легко взявшись за руки, стать на небольшом расстоянии друг от друга – «жидкость»;

- свободно распределиться по группе, как «газ».

Вывод.

• На морозе частички воды двигаются медленнее, поэтому вода, жидкость, превращается в лед, твердое тело. При охлаждении жидкости расширяются. Если ее нагреть, то частички воды распределяются более свободно, а значит, вода превратиться в газообразное вещество.

• Лед гладкий, холодный, твердый, блестящий, прозрачный. Снег холодный, рыхлый (в тепле становится липким,

• Лед тает, превращаясь в воду от соприкосновения с теплом. В голых руках лед тает быстрее, а в рукавичках медленнее, потому что рукавички разделяют тепло рук и холод льда.

• Палец свободно проходит сквозь воду – это жидкость. А сквозь лед не проходит, так как это твердое вещество, в котором частички «крепко держатся» друг за друга.

• Вода проливается потому, что ее частички хотя и соединены друг с другом, но не так крепко, как в твердых веществах.

• Свойства снега, льда и воды в соединении меняются по-разному:

- вода и лед – прозрачен, холоднее, объем увеличен;

- вода и снег – непрозрачен, холоднее, объем увеличен;

- снег и лед – не взаимодействуют.

• Чтобы лед стал непрозрачным надо его измельчить.

• Игра «Три состояния воды».

Эксперименты.

• Рассмотреть репродукции картин и определить примерную температуру воздуха в природе (холодно, тепло, прохладно, жарко) .

• Рассмотреть, как устроен термометр.

• Сравнить внешний вид и назначение разных термометров.

• Измерить температуру воздуха в группе, на улице и сравнить показания термометров.

Вывод.

• Из наблюдений за природой известно, что весной бывает тепло, летом – жарко, поздней осенью и зимой – холодно. Когда говорят, что тепло, холодно, жарко, то имеют в виду температуру воздуха.

• Термометр – это прибор для измерения температуры. У каждого термометра имеется шкала и стеклянная трубка, наполненная подкрашенной жидкостью. На шкале есть деления, каждое из которых обозначает один градус. Цифры, стоящие около делений, показывают число градусов. Ноль – граница между градусами тепла и холода.

• Назначение термометров бывает разным – для измерения температуры воздуха, воды и тела человека. В связи с разным назначением термометров отличается и их внешний вид – разная внешняя форма, разный цвет жидкости внутри и т. п.

• Температура воздуха и воды может существенно отличаться в зависимости от пространства ее измерения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект деятельности старшего воспитателя по теме «Работа ДОУ по методу проектов».

Вид проекта: образовательный, информационный,средней продолжительности. Проблема: низкий уровень проектной культуры, проявляющийся в неумении педагогов ДОУ работать по методу проектов....

Методическая разработка (Современная образовательная технология: проект) Познавательно-исследовательский проект в старшей группе «Город, в котором я живу»

Цель проекта - развитие познавательной активности детей, повышение интереса к истории и культуре нашего города, формирование чувства патриотизма; формирование интереса к коллективной, игровой, п...

Проект для старшего дошкольного возраста Тема проекта: «Подводный мир»

Проект разработан для работы с детьми старшего дошкольного возраста...

Проект в старшей группе «Моя родословная» Срок проекта: с 01.10.2019г-31.10.2019г.Участники проекта: дети 25, родители 10, 2 воспитателя.

Проект в старшей группе «Моя родословная» Срок проекта: с 01.10.2019г-31.10.2019г.Участники проекта: дети 25, родители 10, 2 воспитателя....

Проект для детей старшего дошкольного возраста «Культура питания» ПРОЕКТ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «Паровозик» «Культура питания»

Актуальность проекта обусловлена возросшим интересом к возрождению культуры поведения за столом, обучению правилам хорошего тона детей старшего дошкольного возраста.Проблема: В ходе наб...

педагогический проект в старшей группе"Книга - лучший друг" проект (старшая группа)

Во всём мире интерес к традиционной книге постепенно угасает. Печатные издания к сожалению отходят на второй план, уступая место разнообразным устройствам: телевизорам и компьютерам.Не отрицая значени...