Конспект непосредственно-образовательной деятельности во второй младшей группе дошкольного возраста по теме «Знакомство с русской избой».
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Кабарухина Татьяна Николаевна

Знакомство  детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщение  к народным традициям и обычаям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod-russkaya_izba.dorabotannoe.docx25.66 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно-образовательной деятельности во второй младшей группе дошкольного возраста.

Тема: «Знакомство с русской избой».

Цель:

- Знакомство  детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщение  к народным традициям и обычаям.

Задачи:

  • Познакомить детей с избой -жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта ( печь, чугунок, ухват, решето, самовар, люлька);
  • Обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, новыми словами;
  • Воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа, расширять кругозор детей;
  • Оборудование: экспозиция русской избы, чугунок, ухват, решето, самовар, деревянные ложки.

Предварительная работа: беседы о русском быте, о русской национальной культуре, традициях  русского народа. Рассматривание предметов русского быта, макета русской избы. Заучивание русских народных песен, поговорок, потешек и т.д. Знакомство с русскими народными праздниками, народными играми.

Ход непосредственно-образовательной деятельности.

-Ребята, посмотрите красивая какая у меня шкатулка. (Показ шкатулки).

- Хотите узнать, что в ней находится?

-Да.

- Для этого надо отгадать загадку. «Сами не едим, а людей кормим».

- Ложки. (Показ деревянных ложек).

- А какие ложки?

- Деревянные.

- А сейчас едят деревянными ложками?

-Нет.

- А когда ели такими ложками?

- В далёкие времена.

- Ребята, а хотите совершить путешествие в далёкие времена, когда ели такими ложками?

-Для этого надо сказать волшебные слова:

«Крибле - крабле»-мы сказали

И волшебниками стали.

Ручками похлопали.

Ножками потопали.

Потянулись, улыбнулись

И в далёкие времена вернулись.

(Переодеться в русский народный сарафан).

- Здравствуйте, ребятушки. Как вы думаете, где мы оказались?

- В русской избе.

- А я - хозяйка русской избы и приглашаю вас в гости. Зовут меня Матрена.

И ты, лисичка, проходи, ведь изба-то у меня не простая, а волшебная.

- Скажите, гости дорогие, а вы умеете загадки отгадывать?

- Да.

-Я вам буду загадки загадывать ,да про избу рассказывать.

- Вот моя  загадка

Стоит изба из кирпича.

То холодна, то горяча.

- Что это?

-Печка. Правильно.

- Почему печка горячая?

- Внутри огонь горит.

-Чем топят печь?

- Дровами, хворостом.

- А у меня как раз хворост закончился,  лисичка, принеси  мне хворосту, пожалуйста. Ведь у меня изба волшебная, даже звери мне помогают.

           Инсценировка потешки.

Идёт лисичка по мосту,

Несёт вязанку хворосту.

- Зачем тебе хворост?

- Печь топить.

- Зачем тебе печь?

- Обед варить.

- Зачем обед?

- Гостей кормить.

- А гости кто?

- Медведь с женой, да ёж, да кот, да мы с тобой.

- Лисичка, положи, пожалуйста, хворост возле печки.

- А скажите, гости дорогие, как вы думаете, что готовили в русской печи?

- Кашу, щи, борщ.

- А скажите р. н. поговорки о еде: «Щи да каша-еда наша», «Хлеб - всему голова», «Что есть в печи-на стол мечи».

- В чём варили кашу?

- В чугунке.  (Показать, вот он чугунок, мой помощник.)

-Я хочу кашу сварить .А как же мне чугунок в печь поставить, ведь в печи-то горячо?

- Мои догадливые, а вы знаете, как называется предмет, который помогает чугунок в печку поставить?

-Ухват. (показ, вот мой рогатый помощник)

- А кто хочет  загадку об ухвате рассказать?

Бычок рогат.

В руках зажат.

Еду хватает.

А сам голодает. (Алёна).

Вот вы какие умные, много знаете о моих помощниках.

- А кто мне поможет чугунок в печь поставить? (Алена).

- Вкусная будет каша.

-Ребята, проходите, пожалуйста, в избу.  А раз вы такие умные- разумные   загадаю я  вам ещё одну загадку .

-Новая посудина, а вся в дырках.

-Что это? Кто догадливый? Кто сметливый? Кто смекалистый?

- Решето. Правильно.

-А для чего нужно решето?

-Муку сеять. А где раньше муку мололи? (На мельнице)

- А я знаю одного журавля, который на мельницу ездил, да диковинку видел.

-Выходите да себя покажите.

Долговязый журавель

На мельницу ездил.

На мельницу ездил,

Диковину видел.

Козёл муку мелет,

Коза засыпает.

Малые козляточки

Муку выгребают.

А барашки-круторожки

В дудочки играют,

В дудочки играют,

Песни распевают.

Тётка утка-перегудка

«Кря-кря-кря»- кричала,

«Кря-кря-кря»- кричала,

Головой качала.

- Кто мне поможет просеять муку? (Даша).

-Из такой муки и пирожки будут вкусными да пышными.

-Ребята, а вы знаете потешку, в которой говорится о том, как муку сеяли да пирожки затеяли.

-Да.

Ай, тата, тата, тата.

Пожалуйте решета.

Мучки посеять,

Пирожки затеять.

А для нашей лапушки

Затеем оладушки.

Испечём блинка,

Покормить сынка.

Ребята, а я тоже пирожки затеяла да в печь поставила. А пока мои пирожки подходить будут да румяниться, давайте с вами поиграем в русскую народную игру «Заинька, попляши, серенький, попляши…»

Заинька, попляши, (Идут по кругу).

Серенький, попляши.

Вот так, вот так, попляши. (2 раза).

Заинька, выбирай. (Идут в другую сторону).

Серенький, выбирай.

Вот так, вот так выбирай. (2 раза). (Ребёнок, стоящий в центре круга, выбирает себе партнёра и танцует с ним).

Вот молодцы, и играть умеете в народные игры.

Вижу,  какие у вас светлые головушки разумные.

- А я вам хочу ещё одну загадку загадать.

Хвост - узорами, а сапоги со шпорами.

- Кто это?

- Петушок. А вот он на окошке сидит.

 - Ребята, а вы знаете песню о петушке?

-Да.

- Давайте споём.

Петушок, петушок,

Золотой гребешок.

Масляна головушка,

Шелкова бородушка.

Что ты рано встаёшь?

Громко песни поёшь.

Детям спать не даёшь.

(Показ петушка)

Петя-петушок, не пой так громко, пожалуйста.

Какие вы голосистые, и ты, Петя ,голосистый, громко поешь.

 - А моим деткам спать пора. Поможете мне их уложить?

- Да.

-А скажите мои  хорошенькие - пригоженькие, где раньше матушка укладывала спать малышей, своих детишек?

- В люльке.

- А хотите посмотреть, куда я укладываю спать малышей? Как называется этот предмет?

-Люлька.

-Да, мама качала люльку и пела песенку.

- Как называется песенка, которую поёт мама при укладывании малыша?

- Колыбельная.

-А мои детишки любят слушать колыбельную песенку.

-Поможете мне спеть колыбельную?

- Да. (Возьмите  на руки куколок , качайте их и  как мамы пойте  колыбельную песенку).

Колыбельная песенка.

Баю, баюшки, баю.

Баю лялечку мою.

Ляля спать не хочет.

Ножками топочет.

Уложу в постельку.

Дам ей карамельку.

Ляля засыпает.

Глазки закрывает.

- Положите, пожалуйста, деток в люльку, закроем их пологом, чтобы хорошо спалось.

-  А что вы видите на столе? Что это за диковинка пузатая, да  с носиком, если открывать вода потечет?

-Самовар  и ложки.

- Кто знает загадки о самоваре?

В небо-дыра.

В землю-дыра.

А в середине- огонь да вода. (Дарина).

Он пыхтит, как паровоз,

Важно к верху держит нос.

Пошумит, остепенится.

Пригласит чайку напиться.

-Кто расскажет загадки про ложки?

Сами не едим, а людей кормим. (Дима).

-Ложками едят, а что ещё делают ложками?

- Играют на ложках и танцуют с ложками.

-Ребята, а вы умеете танцевать с ложками?

-Да.

- Выходите да ложки берите и в круг становитесь.

Танец с ложками.

-Вот молодцы, да на ложках играть умеете.

-Каша моя уже сварилась. Дарина, помоги мне кашу вытащить из печи.

-Я для вас испекла  пироги. Какие румяные да аппетитные.

Вам у меня понравилось в гостях? Приходите еще, буду вам рада.

- Вот и пришло время проститься с русской избой.

-Ребята, чтобы нам вернуться в детский сад, нужно сказать волшебные слова.

«Крибле, крабле»- мы сказали.

И волшебниками стали.

Ручками похлопали.

Ножками потопали.

Потянулись, улыбнулись.

В детский сад назад вернулись. (Снять русский сарафан).

-Откуда вы вернулись? Давайте вспомним, что вы  видели?

- Печь, ухват, решето, люльку, самовар, деревянные ложки.

-Вот мы и в детском саду. Пойдемте угощаться пирожками, предложим гостям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Мы весёлые ребята, любим бегать и играть». Конспект непосредственно образовательной двигательной деятельности в 1 младшей группе.

Продолжить учить ходить и бегать под музыку, сохраняя устойчивое равновесие. Выполнять действия по сигналу воспитателя. Приучать детей говорить внятно, не торопясь. Продолжать совершенствовать двигате...

Конспект непосредственно образовательной музыкальной деятельности во второй младшей группе с использование здоровьесберегающих технологий на тему «Зимушка зима»

Конспект непосредственно образовательной музыкальной деятельности во второй младшей группе с использование здоровьесберегающих технологий на тему «Зимушка зима» Программные задачи:1.  Развив...

План - конспект интегрированной образовательной деятельности во второй младшей группе (доминирующая область - "Коммуникация") Тема: "ЛУЧИКИ ЗДОРОВЬЯ"

План-конспект интегрированной образовательной деятельности во второй младшей группе (доминирующая область - "Коммуникация") . Тема: "Разбудим Солнышко"....

Конспект непосредственно образовательной деятельности во второй младшей группе дошкольного возраста с использованием игровых технологий.

Конспект непосредственно образовательной деятельности во второй младшей группе дошкольного возраста с использованием игровых технологий.Воспитатель: Заякина Н.А.Тема: «Домашние животные&raq...

Конспект занятия по «Лепке» Во второй младшей группе (3 – 4 года) Тема: Знакомство с пластичным материалом - пластилин. «Шар, цилиндр, конус».

Конспект занятия по «Лепке»Во второй младшей группе (3 – 4 года)Тема: Знакомство с пластичным материалом - пластилин. «Шар, цилиндр, конус». Доминирую...