"Аптека для души".
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Сценарий открытого мероприятия «Аптека для души» в подготовительной группе «Непоседы».

Подготовила и провела:

 воспитатель Зырянова Л. С.  2016 год

Цель: формировать у детей интерес к книге и потребность в чтении; развитие интеллектуальных и творческих способностей детей, познавательных интересов в процессе исследования вопроса об истории возникновения книги.

Задачи: 1 Обучающие:

Образовательная область «Познавательное развитие»:

·        Углубить представления детей о существенных свойствах и качествах материалов;

·        -Формировать элементарные представления о времени (раньше, прошлое, настоящее, до, после);

• познакомить детей с историей создания книг и материалом, из которого их делают;

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:

·        Формировать у детей устойчивый интерес к изобразительной деятельности

·        2. Развивающие:

·        -Способствовать развитию детского творчества в процессе продуктивной деятельности

·        -Способствовать развитию любознательности, умению делать выводы и умозаключения в зависимости от результата опытов и на основе имеющихся сведений

·        -Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами

·        -Расширять словарный запас и активизировать лексику дошкольников

·        -Развивать воображение, ассоциативное и творческое мышление

·        3. Воспитательные:

·        Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

·        - Вызвать желание работать в команде, сообща, учить работать в малых группах

·        -Способствовать развитию умения соблюдать в ходе занятия элементарные правила игры-путешествия

·        -Поощрять творчество, инициативу и самостоятельность детей, умение согласовывать свои действия со сверстниками

·        Применение технологий сохранения и стимулирования здоровья

·        -Способствовать сохранению здоровья детей путем использования здоровьесберегающих технологий

·        Образовательная область «Речевое развитие»:

·        -Воспитывать любовь и бережное отношение к книге;

·        -Способствовать развитию всех компонентов устной речи детей, свободного общения с взрослыми и детьми;

·        Образовательная область «Физическое развитие»:

·        -Обеспечить оптимальную двигательную активность детей при проведении образовательной деятельности;

·        -Следить за осанкой, правильной посадкой детей на занятии;

Методы и приемы.

1. Наглядный: (показ, демонстрация);

2. Словесный: художественное слово, беседа, рассказ, вопросы, пояснения;

3. Игровой: сюрпризный момент, дидактическая игра «Это я»;

4. Метод проектной деятельности (познавательно-исследовательская деятельность и экспериментирование).

·        Словарная работа: обогащение словаря словами (оттиск, книгопечатание, шелк, иероглиф, Египет, Китай, Русь, летописец).

·        Форма проведения: Игра-путешествие.

·        Используемые современные технологии: здоровьесберегающая технология, технология личностно-ориентированного взаимодействия взрослого с детьми, использование информационно-коммуникативных технологий.

·        Материалы и оборудование: макет машины времени, проектор, экран, слайд-шоу по теме занятия, пяльцы, кусочки шелка, кисточка, тарелочки красками, салфетки, доски с глиной, тарелки с песком и с водой, деревянные палочки, деревянные оттиски букв, образцы иероглифов, пригласительные билеты в библиотеку, столы, стулья, ковер, веер, деревенский домик, березка, веревочное письмо, книга, музыкальное сопровождение.

Предварительная работа:

Посещение городской библиотеки;

 

• просмотр презентаций «Как книга попадает на прилавок»; «история рождения книги»;

• чтение рассказа А. Баркова и Р. Сурьянинова «Откуда пришла книга»;

• чтение сказок, рассказов, рассматривание иллюстраций;

• заучивание пословиц о книге.

Воспитатель: Раз, два, три, четыре, пять – становитесь в круг играть. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту. А выдохните через рот все обиды и огорчения, плохое настроение.

У меня в коробке кое-что лежит. Хотите узнать, что это? Отгадайте загадку:

Говорит она беззвучно,

Но понятно и не скучно,

Ты беседуй чаще с ней,

Станешь вчетверо умней. (Книга)

Какие бывают современные книги?

Какие пословицы о книгах знаете?

В книге конверт, в нем слово «Для» прикрепляю его на мольберт. Не совсем понятно для чего оно нам нужно, но пусть останется.

Я знаю, что вы любите путешествовать?

А как можно попасть в древность? («на машине времени»)

Сегодня мы совершим путешествие в древность и узнаем как же появилась книга?

Готовы?

(дети проходят через ворота «машины времени»)

Слайд 1. Давным-давно были времена, когда книг не было. Единственным средством сохранения и передачи информации о событиях, людях была человеческая память. Необходимые сведения заучивались наизусть и на дальние расстояния посылались «живые письма» - гонцы. Но много запомнить было трудно и тогда люди придумали на длинной верёвочке, ленточке завязывать узелки, потом спутывали её в клубок.

 Слайд 2. Чтобы прочитать такое «верёвочное письмо», надо было его развернуть и провести пальцами по всем узелкам. (Воспитатель раздаёт детям «верёвочные письма», они проводят по ним пальцами). Удобны ли были такие «верёвочные письма». Узелки могли разорваться, запутаться, а слова-узелки забыться. Древние индейцы писали письмо разноцветными веревочками. Эти нити с узелками называли «Кипу».

Каждый цвет имел свое значение:

·         Красный – война, кровь;

·         Белый – мир, здоровье;

·         Черный – смерть, болезнь;

·         Зеленый – урожай, хлеб;

·         Желтый – солнце;

·         Синий – море, вода.

-Потом, люди изобрели рисуночное письмо. 

Слайд 2 Человек изображал в рисунке какие-либо действия. А сейчас постарайтесь прочитать моё рисуночное письмо. (Воспитатель показывает лист с рисунком, дети пробуют его читать)

-Такое рисуночное послание на какую-нибудь тему можете составить и вы. Но вот беда, не всё можно передать в таком рисунке. Один может понять по своему, другой иначе.

Постепенно люди искали новые способы передачи мысли. Они записывали то, что хотели запомнить. На чём же люди писали? Учёные находят надписи на камне, на скалах. Первыми были каменные книги.

Слайд 3. Они хранятся тысячи лет. Это удобно? (Ответы детей).

В Древнем Египте придумали книги из папируса. Полоски тростника высушивали, соединяли в длинные свитки, которые достигали 5-6 метров.

Слайд 4.

-В разных странах писали на том материале, который находился вокруг. Сейчас мы с вами попробуем нарисовать на песке, на глине. Например, в Древней Греции пастухи заметили, что от копыт овец после дождя остаются следы они придумали писать на глиняных и восковых табличках.

 Слайд 5 На влажной глиняной табличке писали острой палочкой. Затем её сушили, и письмо было готово.

- Давайте и мы попробуем на глиняной табличке написать любую букву.

Находим второй конверт, в нем слово «Аптека», прикрепляем на мольберт.

Слайд 6 мы находимся в древнем Китае.

Китайцы сначала писали на шелке, а затем придумали бумагу из бамбука.

Сейчас мы с вами напишем иероглифы, такие значки, которые обозначают целое слово. Выберите себе иероглиф и напишите его на ткани.

Игра «Это я».

Я буду вам задавать вопросы, а вы, если согласны, отвечайте: Это я, это я, это все мои друзья! А если не согласны – промолчите.

Помнит кто из вас, друзья, что без книг прожить нельзя?

Кто читал так много книг, что не помнит что же в них?

Со мной согласен кто, друзья, что без книг прожить нельзя?

Есть ли среди вас такой, кто от книг бежит стрелой?

Есть ли среди вас такой, кто читает день деньской?

Мы переносимся в Древнюю Русь. Здесь писали на деревянных дощечках и бересте (что такое береста?) а первую печатную книгу издал Иван Федоров. Мы с вами будем печатниками, будем оставлять оттиски. (выполнение работ)

Ну что ребята, понравилось вам наше путешествие во времени? А где мы с вами сегодня побывали? На чем рисовали в Египте? А еще где мы были? Какие первые книги были в Китае? А еще где мы побывали? На чем писали первые книги на Руси? Ребята, на ваш взгляд какую книгу было создавать легче всего? А какую труднее? Что нового вы сегодня узнали? Что больше всего вам запомнилось?

Находим третий конверт, в нем слово «Души». Составляем предложение «Аптека для души».

Ведущий соединяет все эти три слова и спрашивает у родителей и детей: Вы не знаете, что это означает? «Аптека для души». Давайте спросим у книги.

Слайд 7

При раскопках в Египте, над входом в одно из помещений дворца фараона, археологи обнаружили надпись: «Аптека для души». Этот вход, украшенный золотом, вёл в библиотеку, основанную более трёх тысяч лет тому назад. По мнению египтян, книги можно сравнить с лекар­ством, которое делает сильным ум человека, облагораживает его душу.

Люди всегда ценили книги и берегли их как самые драгоценные сокровища. Без книг жизнь невозможна. Значит, невозможна она и без библиотек. Библиотека – хранилище не только книг, но и человеческой памяти. Вспомним правила обращения с книгой. Поэтому вы получаете пригласительные билеты в библиотеку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitatel.docx40.4 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад присмотра и оздоровления второй категории № 17 «Звездочка»

(санаторного типа для детей с туберкулезной интоксикацией)

        

Сценарий открытого мероприятия «Аптека для души» в подготовительной группе «Непоседы».

Подготовила и провела:

 воспитатель Зырянова Л. С.

2016 год

Цель: формировать у детей интерес к книге и потребность в чтении; развитие интеллектуальных и творческих способностей детей, познавательных интересов в процессе исследования вопроса об истории возникновения книги.

Задачи: 1 Обучающие:

Образовательная область «Познавательное развитие»:

  • Углубить представления детей о существенных свойствах и качествах материалов;
  • -Формировать элементарные представления о времени (раньше, прошлое, настоящее, до, после);

• познакомить детей с историей создания книг и материалом, из которого их делают;

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:

  • Формировать у детей устойчивый интерес к изобразительной деятельности
  • 2. Развивающие:
  • -Способствовать развитию детского творчества в процессе продуктивной деятельности
  • -Способствовать развитию любознательности, умению делать выводы и умозаключения в зависимости от результата опытов и на основе имеющихся сведений
  • -Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами
  • -Расширять словарный запас и активизировать лексику дошкольников
  • -Развивать воображение, ассоциативное и творческое мышление
  • 3. Воспитательные:
  • Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
  • - Вызвать желание работать в команде, сообща, учить работать в малых группах
  • -Способствовать развитию умения соблюдать в ходе занятия элементарные правила игры-путешествия
  • -Поощрять творчество, инициативу и самостоятельность детей, умение согласовывать свои действия со сверстниками
  • Применение технологий сохранения и стимулирования здоровья
  • -Способствовать сохранению здоровья детей путем использования здоровьесберегающих технологий
  • Образовательная область «Речевое развитие»:
  • -Воспитывать любовь и бережное отношение к книге;
  • -Способствовать развитию всех компонентов устной речи детей, свободного общения с взрослыми и детьми;
  • Образовательная область «Физическое развитие»:
  • -Обеспечить оптимальную двигательную активность детей при проведении образовательной деятельности;
  • -Следить за осанкой, правильной посадкой детей на занятии;

Методы и приемы.

1. Наглядный: (показ, демонстрация);

2. Словесный: художественное слово, беседа, рассказ, вопросы, пояснения;

3. Игровой: сюрпризный момент, дидактическая игра «Это я»;

4. Метод проектной деятельности (познавательно-исследовательская деятельность и экспериментирование).

  • Словарная работа: обогащение словаря словами (оттиск, книгопечатание, шелк, иероглиф, Египет, Китай, Русь, летописец).
  • Форма проведения: Игра-путешествие.
  • Используемые современные технологии: здоровьесберегающая технология, технология личностно-ориентированного взаимодействия взрослого с детьми, использование информационно-коммуникативных технологий.
  • Материалы и оборудование: макет машины времени, проектор, экран, слайд-шоу по теме занятия, пяльцы, кусочки шелка, кисточка, тарелочки красками, салфетки, доски с глиной, тарелки с песком и с водой, деревянные палочки, деревянные оттиски букв, образцы иероглифов, пригласительные билеты в библиотеку, столы, стулья, ковер, веер, деревенский домик, березка, веревочное письмо, книга, музыкальное сопровождение.

Предварительная работа:

Посещение городской библиотеки;

• просмотр презентаций «Как книга попадает на прилавок»; «история рождения книги»;

• чтение рассказа А. Баркова и Р. Сурьянинова «Откуда пришла книга»;

• чтение сказок, рассказов, рассматривание иллюстраций;

• заучивание пословиц о книге.

Воспитатель: Раз, два, три, четыре, пять – становитесь в круг играть. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту. А выдохните через рот все обиды и огорчения, плохое настроение.

У меня в коробке кое-что лежит. Хотите узнать, что это? Отгадайте загадку:

Говорит она беззвучно,

Но понятно и не скучно,

Ты беседуй чаще с ней,

Станешь вчетверо умней. (Книга)

Какие бывают современные книги?

Какие пословицы о книгах знаете?

В книге конверт, в нем слово «Для» прикрепляю его на мольберт. Не совсем понятно для чего оно нам нужно, но пусть останется.

Я знаю, что вы любите путешествовать?

А как можно попасть в древность? («на машине времени»)

Сегодня мы совершим путешествие в древность и узнаем как же появилась книга?

Готовы?

(дети проходят через ворота «машины времени»)

Слайд 1. Давным-давно были времена, когда книг не было. Единственным средством сохранения и передачи информации о событиях, людях была человеческая память. Необходимые сведения заучивались наизусть и на дальние расстояния посылались «живые письма» - гонцы. Но много запомнить было трудно и тогда люди придумали на длинной верёвочке, ленточке завязывать узелки, потом спутывали её в клубок.

 Слайд 2. Чтобы прочитать такое «верёвочное письмо», надо было его развернуть и провести пальцами по всем узелкам. (Воспитатель раздаёт детям «верёвочные письма», они проводят по ним пальцами). Удобны ли были такие «верёвочные письма». Узелки могли разорваться, запутаться, а слова-узелки забыться. Древние индейцы писали письмо разноцветными веревочками. Эти нити с узелками называли «Кипу».

Каждый цвет имел свое значение:

  • Красный – война, кровь;
  • Белый – мир, здоровье;
  • Черный – смерть, болезнь;
  • Зеленый – урожай, хлеб;
  • Желтый – солнце;
  • Синий – море, вода.

-Потом, люди изобрели рисуночное письмо. 

Слайд 2 Человек изображал в рисунке какие-либо действия. А сейчас постарайтесь прочитать моё рисуночное письмо. (Воспитатель показывает лист с рисунком, дети пробуют его читать)

-Такое рисуночное послание на какую-нибудь тему можете составить и вы. Но вот беда, не всё можно передать в таком рисунке. Один может понять по своему, другой иначе.

Постепенно люди искали новые способы передачи мысли. Они записывали то, что хотели запомнить. На чём же люди писали? Учёные находят надписи на камне, на скалах. Первыми были каменные книги.

Слайд 3. Они хранятся тысячи лет. Это удобно? (Ответы детей).

В Древнем Египте придумали книги из папируса. Полоски тростника высушивали, соединяли в длинные свитки, которые достигали 5-6 метров.

Слайд 4.

-В разных странах писали на том материале, который находился вокруг. Сейчас мы с вами попробуем нарисовать на песке, на глине. Например, в Древней Греции пастухи заметили, что от копыт овец после дождя остаются следы они придумали писать на глиняных и восковых табличках.

 Слайд 5 На влажной глиняной табличке писали острой палочкой. Затем её сушили, и письмо было готово.

- Давайте и мы попробуем на глиняной табличке написать любую букву.

Находим второй конверт, в нем слово «Аптека», прикрепляем на мольберт.

Слайд 6 мы находимся в древнем Китае. C:\Users\Лариса\Pictures\rab54.jpg

Китайцы сначала писали на шелке, а затем придумали бумагу из бамбука.

Сейчас мы с вами напишем иероглифы, такие значки, которые обозначают целое слово. Выберите себе иероглиф и напишите его на ткани.

Игра «Это я».

Я буду вам задавать вопросы, а вы, если согласны, отвечайте: Это я, это я, это все мои друзья! А если не согласны – промолчите.

Помнит кто из вас, друзья, что без книг прожить нельзя?

Кто читал так много книг, что не помнит что же в них?

Со мной согласен кто, друзья, что без книг прожить нельзя?

Есть ли среди вас такой, кто от книг бежит стрелой?

Есть ли среди вас такой, кто читает день деньской?

Мы переносимся в Древнюю Русь. Здесь писали на деревянных дощечках и бересте (что такое береста?) а первую печатную книгу издал Иван Федоров. Мы с вами будем печатниками, будем оставлять оттиски. (выполнение работ)

Ну что ребята, понравилось вам наше путешествие во времени? А где мы с вами сегодня побывали? На чем рисовали в Египте? А еще где мы были? Какие первые книги были в Китае? А еще где мы побывали? На чем писали первые книги на Руси? Ребята, на ваш взгляд какую книгу было создавать легче всего? А какую труднее? Что нового вы сегодня узнали? Что больше всего вам запомнилось?

Находим третий конверт, в нем слово «Души». Составляем предложение «Аптека для души».

Ведущий соединяет все эти три слова и спрашивает у родителей и детей: Вы не знаете, что это означает? «Аптека для души». Давайте спросим у книги.

Слайд 7

При раскопках в Египте, над входом в одно из помещений дворца фараона, археологи обнаружили надпись: «Аптека для души». Этот вход, украшенный золотом, вёл в библиотеку, основанную более трёх тысяч лет тому назад. По мнению египтян, книги можно сравнить с лекарством, которое делает сильным ум человека, облагораживает его душу.

Люди всегда ценили книги и берегли их как самые драгоценные сокровища. Без книг жизнь невозможна. Значит, невозможна она и без библиотек. Библиотека – хранилище не только книг, но и человеческой памяти. Вспомним правила обращения с книгой. Поэтому вы получаете пригласительные билеты в библиотеку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аптека души или зачем нужны сказки

Роль сказки в воспитании детей раннего возраста...

Семинар-практикум "Общение педагогов с родителями: "Когда душа с душою гоорит..."

Цель: Повышение уровня профессионального мастерства педагогов во взаимодействии с родителями...

Презентация к занятию "Аптека для души".

Презентация к занятию "Аптека для души"....

Когда душа вместе, то и душа на месте.

Праздник, посвящённый Лню Города....

Конспект тренинга для педагогов "Душа с душою говорит".

Тренинг для начинающих специалистов по развитию эмоционального интеллекта....

Статья "Яшел аптека/Зеленая аптека"

Статья о лекарственных растениях...

"Аптека для души"

Профориентационное занятие, рассказывающее о профессии библиотекарь...