Конструкт занятия на тему "Тонет - не тонет. Почему?"
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа) на тему

Карпова Наталья Игоревна

Хочу поделиться с вами конструктом занятия на тему "Тонет - не тонет. Почему?" . Тема направлена на уточнение, углубление знаний касающихся свойств, качества предметов: величина, вес, материал из которого изготовлен предмет. Для проведения занятия я воспользовалась технологией экспериментирования, а так же специально для этой серии занятий мной были разработаны карточки для фиксации итогов эксперимента.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konstrukt_osnovnoy.karpova_n.i.docx607.43 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ «Детский сад «Сказка»-

структурное подразделение «Солнышко»

Конструкт занятия в старшей группе

«Тонет – не тонет. Почему?»

Модуль «Познавательное развитие»

Разработчик: Карпова Наталья Игоревна

Воспитатель, первая квалификационная категория

п. Арти, 2016  

Пояснительная записка

Нормативное – правовая база: конструкт разработан с учетом ФГОС ДО, СанПиН, с учетом вариативной примерной образовательной программы «Детство»/ Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016 – 352с.

Образовательная технология: технология детского экспериментирования

Место занятия в системе занятий: второе в структуре ООП

Форма организации образовательной деятельности: фронтальная, групповая  

Средства организации образовательной деятельности:

  • Материально – технические: компьютер, игрушки и вещи из разного материала (деревянные, бумажные, металлические, пластмассовые, стеклянные), таз с водой.
  • Учебно – методические: Толстикова О.В., Савельева О.В., Иванова Т.В., Овчинникова Т.А.,  Симонова Л.Н., Шлыкова Н. С., Шелковкина Н.А. Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста: методическое пособие. – Екатеринбург: ИРО, 2013. – 199с.
  • Мультимедийные: презентация
  • Наглядные: карточки наблюдения, картинки игрушек, предметов.

Цель: Формировать умение  осуществлять действия экспериментирования.

Целевая установка занятия: обучение способам и видам высказывания, формулированию выводов, в соответствии с результатами эксперимента.

Задачи:

Образовательные:

  • Расширить представления детей о качестве предметов
  • Научить детей делать выводы, в соответствии с результатами эксперимента

Воспитательные:

  • Формировать умение работать в команде
  • Воспитывать аккуратность, дисциплинированность

Развивающие:

  • Развивать словарь и диалогическую речь
  • Развивать умение отвечать на вопросы
  • Развивать умение обобщать и анализировать высказывание
  •  Развивать у детей умение фиксировать этапы действий, действовать в соответствии с алгоритмом.

Планируемые результаты:

  • Умение активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми
  • Ребенок:

проявляет любознательность, интересуется причинно-следственными связями, задает вопросы сверстниками и взрослым;

склонен наблюдать, экспериментировать

способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения

Дидактическая структура занятия

Методическая структура занятия

Достигнутый результат

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

(воспитанников)

1

Подготовительный этап

- Актуализация проблемной ситуации (из каких материалов сделаны предметы, как они поведут себя в воде).

 - Создание условий,  необходимых для проведения эксперимента, подготовка экспериментального  оборудования.

 - Мотивация   детей к эксперименту

Осознание и осмысление

проблемы.

Помощь в подготовке места эксперимента.

Появление у детей заинтересованности,

желания принять участие в эксперименте,

познавательного

интереса.

Дети помнят качество предметов (из дерева, из стекла, из металла, из бумаги, из пластмассы)

2

Этап формулирования цели эксперимента

- Обсуждение проблемы с детьми, подведение детей к постановке  цели эксперимента (выяснить, как поведут себя предметы, изготовленные из разных материалов в воде), выдвижение рабочих гипотез  (если мы опустим деревянный предмет в воду, то он не утонет)

- Оказание содействия детям в выдвижении гипотез по мере необходимости.

Формулирование цели эксперимента (совместно со взрослым).

Выдвижение  рабочих гипотез.

Высказывают свои предположения

Умение формулировать  цель эксперимента

Умение выдвигать несколько рабочих гипотез.

Умение вести диалог со взрослым

3

Этап планирования экспериментальной деятельности

Обсуждение с детьми  алгоритма действий по  проведению эксперимента или  опыта.

Подведение детей к выполнению алгоритма действий (опустим предмет в воду, что произойдет-зафиксируем)

Составление  алгоритма

действий по проведению

эксперимента.

Осмысление содержания карточек для фиксации эксперимента

Составлен алгоритм

действий по проведению эксперимента или опыта.

Дети умеют отвечать развернуто на поставленный вопрос

4

Этап коррекции проблемы

Корректирующие действия по мере

необходимости, оказание помощи в правильном назывании качества предметов.

Уточнение проблемы.

Обсуждение новых гипотез

по мере необходимости.

Умение определять отклонения

от поставленной цели.

5

Практический этап детского экспериментирования

Оказание помощи  детям в организации практической деятельности  (объяснение, разъяснение).

Помогает фиксировать этапы эксперимента.

По мере необходимости совместное выполнение с детьми практических действий.

Воспитатель задает наводящие вопросы по ходу эксперимента

Контроль за соблюдением аккуратности и дисциплинированности

Проверка предположений на практике. Реализация умозаключений в действии.

В случае не подтверждения первоначальной гипотезы – возникновение новой гипотезы, предположения с последующей реализацией в действии.  

Если гипотеза подтвердилась  - формулирование выводов.

Отвечают на наводящие вопросы.

Дети проявляют умение работать сообща, в команде,

аккуратность в ходе проведения эксперимента

Умение соблюдать алгоритм, фиксировать результаты действия

6

Динамическая пауза

Предлагает детям вспомнить стихи о воде, логоритмическое упражнение

Выполняют упражнение

Дети помнят выученный материал

7

Заключительный этап

Подведение итогов, оценивание результатов. Заполнение индивидуальных карточек для фиксации выводов.

Настрой на новую проблемную ситуацию, предстоящую деятельность. («А что если нам в следующий раз попробовать соединить два предмета, изготовленных их разных материалов и опустить их в воду. Что из этого получится?»)

Самооценивание (получился или нет эксперимент, что нового узнали, смогут ли в будущем самостоятельно провести такой эксперимент)

Заполняют контрольные карточки (индивидуально, парами или небольшими группами)

Подтверждение (опровержение) предполагаемой гипотезы.

Умение фиксировать этапы эксперимента, формулировать выводы  в соответствии с результатом эксперимента

Появился интерес к экспериментированию.

Приложение.

Наводящие вопросы

  • Из каких материалов сделаны предметы?
  • Что будет, если …
  • Как вы думаете….
  • Давайте попробуем и что получится…
  • Поразмышляйте…
  • Попробуйте сами ответить на вопрос…
  • Попробуйте сами найти ответ на вопрос, который вы не знаете…
  • Что  надо сделать, чтобы…
  • Как правильно сформулировать…
  • А если сделать вот так, то к чему это может привести…
  • Давайте сделаем вывод…

Виды высказываний:

  • Частные: выражают конкретные факты ( некоторые предметы-пластмассовые)
  • Общие: характеризуют свойства групп предметов (все предметы из дерева не тонут)
  • Простые: не содержат в себе других высказываний (бумага намокает)
  • Сложные: образованы из нескольких простых с помощью определенных способов соединения (лист бумаги намок и опустился на дно)

Способы высказывания: монолог, диалог.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по природному миру "Тонет - не тонет"

Методическая разработка  по познавательному развитию "Тонет - не тонет " в  группе компенсирующей направленности. Приведен подробный ход....

Конструкт занятия по сенсорному развитию

Муниципальное казенное дошкольного образовательного учрежденияПионерский детский сад №32 «Малыш»Талицкого ГО...

Занятие "Дерево-дерево не тонет".

Занятие в старшой группе, ознакомление со свойствами дерева....

Презентация для подготовки к занятию "Что плавает, что тонет"

Для того, чтобы воспользоваться презентацией - скачайте все части, затем распакуйте....

Конспект занятия по экспериментальной деятельности «Тонет -плавает» (младший дошкольный возраст)

Экспериментальная деятельность в младшей группе с водой "Тонет - плавает". На данном занятии дети познакомились со свойствами некоторых материалов, учились узнавать и отличать предметы.Разви...

Занятие по познавательному развитию "Тонет - не тонет" во второй младшей группе.

Цель: Формирование элементарной исследовательской деятельности и экспериментирования;Задачи:Обучающие:- Учить детей узнавать и отличать дерево, резину, пластмасс, камень.Развивающие:- Развивать и...