Педагогический проект для детей 5-6 лет "Радужный мир"
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Доброва Ирина Владимировна

Цель: расширять и углублять представления детей о цветах и оттенках, способствовать освоению детьми сенсорных эталонов, становлению «порядка» цветов (в радуге), развитие умений различать цвета и оттенки, выделять холодные и теплые оттенки; развитие чувства цвета, интереса к выделению цвета в окружающих предметах и явлениях и использовании в собственной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл raduzhnyy_mir.docx23.39 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ ДЛЯ ДЕТЕЙ 4-5  ЛЕТ

«РАДУЖНЫЙ МИР »

Мотивационный этап

Содержание и формы работы

Проблемная ситуация: Педагог предлагает детям отравиться в волшебную Радужную страну  Грустных и Веселых красок. Активизирует внимание и интерес детей вопросами - «провокациями» от имени игрового персонажа.

 Вопросы для активизации деятельности: «Какие цвета бывают?», «Сколько цветов в радуге?», «Кто придумал краски?», «Какого цвета солнце?», «Какая краска (оттенок) самый красивый?», «Самый любимый художниками цвет?», «Куда уходят краски ночью, когда цветов и оттенком не видно?», «Бывает ли настроение у красок?», «Какие краски часто называют грустными?», «Откуда берутся холодные –снежные краски и какая у них температура?», «Какого цвета наш город (можно встретить в нашем городе)?», «Какого цвета улыбка? Улыбка мамы?», «Какие цвета есть в супе (на детской площадке, одежде детей)?», «О чем может рассказать цвет?».

Следует задать не более 3-4 вопросов для начального обсуждения.

Педагог предлагает детям карту – страны Красок, на которой изображены «царства» разных цветов. Отводит время на рассматривание и вопросы детей, предлагает назвать цвета и оттенки, интересно и выразительно описывает предстоящее путешествие. Возможно совместное с детьми заполнение Календаря путешествия – в расписании дней недели рассматривание и обозначение этапов путешествия (чтение «Цветных» сказок, путешествие в мини-музей или галерею, экспериментирование по смешиванию цветов и т.п.).

Проблемно-деятельностный этап

Организованная деятельность, осуществляемая в разных видах детской деятельности НОД, ОД в режимных моментах, самостоятельная деятельность детей  (с использованием ресурсов среды)

НОД: Образовательная ситуация проекта «Разноцветие». Цель: расширять и углублять представления детей о цветах и оттенках, способствовать освоению детьми сенсорных эталонов, становлению «порядка» цветов (в радуге), развитие умений различать цвета и оттенки, выделять холодные и теплые оттенки; развитие чувства цвета, интереса к выделению цвета в окружающих предметах и явлениях и использовании в собственной деятельности.

Рассматривание цветов и оттенков окружающих предметов.

Возможные задания: раскрасить радугу в «правильные» цвета, назвать цвета в правильной последовательности, «найти» предметы заданных цветов.

Рассматривание изображения  радуги,  моры; подбор  палитры (из разного цвета  кругов – клякс), называние цветов, «поиск» (внимательно рассмотреть мелкие детали) и показать заданные цвета.

Рассматривание интересных художественных образов. Сравнение палитры двух картин, поиск различий (возможно использование произведений: Левитан И.И. «Одуванчики», Ф.А. Васильев «Мокрый луг», Н.Н. Дубровский «Радуга», Рылов А.А. «Закат», Н.К. Рерих «Гималаи», И.К.  Айвазовский «Среди волн»);  выделение  цветов и оттенков «сезонов» (осени, зимы).

НОД: Образовательные ситуации проекта «Царства-государства Красок». Цель: развитие умений цветовосприятия, умений различать оттенки, осваивать сенсорные эталоны цвета и оттенков, различать теплые и холодные цвета (на ознакомительном уровне), подводить детей к пониманию  некоторых ассоциативных характеристики цвета и оттенков (на ознакомительном уровне).

Ситуации стояться как «путешествие» по Волшебной стране (Царствам Красного, Желтого и Оранжевого цвета, Голубой, Фиолетовой и Синей краски (вторая ситуация), далее – Черной, Белой и серой краски (третья ситуация) и, далее – Зеленой и Коричневой краски (четвертая  образовательная ситуация).

Возможные задания: краткая и образная информация о некоторых характеристиках цвета, сравнение цветов; выбор самый любимый цветов; поиск в окружающих предметах. Рассматривание репродукции произведений, предметов народных промыслов (поиск используемых цветов). Подбор предметов (картинки с изображением предметов)  определенного цвета; по образному описанию педагога  или загадке поиск цвета (оттенка); подбор цвета к окрасу зверей, птиц, насекомых, рыб;  изображение  цвета символом (например, желтый – солнцем, зеленым - проростком и т.п.) в рисунке или пластическом этюде; раскрашивание предметов в соответствующие цвета; рисование «Оранжевого (красного, синего) натюрморта».

Детско-родительское задание - составить с помощью родителей или педагога загадку о цвете, оттенке, предмете «типичного» цвета.

Чтение дидактических сказок о цветах (могут быть рекомендованы для родителей). Например, «Маленькая капелька», «Желтые утята» Т.А. Котлякова), прослушиванием  и разучиванием песенок, стихов, в которых упоминается название цветов и оттенков («Оранжевая песенка» (муз. К. Певзнера, сл. А. Арканова и Г. Горина), С. Маршак «Разноцветная книга»).

Игры на обогащение сенсорного опыта «Подбери по цвету»,  задания с листами рабочих тетрадей и книг «Раскраски», рассматривание окружающего пространства (группы, участка) через цветные стекла и т.п.

НОд: Образовательная ситуация «Кто придумал краски? или краски на огороде и подоконнике». Цель: познакомить детей с историей возникновения и получения красителей, красок.

Возможные задания: внимательно рассмотреть подоконник, на котором расставлены комнатные растения и догадаться, где  в них «спрятаны» краски.

Информация о способах получения красок: раньше получали из природных объектов (растений, минералов - камней); о технологии изготовления некоторых оттенков и их использование для декорирования одежды, предметов быта; пояснение названия и возникновения красок, которые используют художники (масляные краски часто созданы на основе измельчения в пудру (мелко) природных каменей, вытяжек из растений, с добавлением специальных веществ: масла. Иногда используют в технологии изготовления белок, воду, смесь глины и воды);

Подобрать растений (фото или цветы, овощи, фрукты) к соответствующим оттенкам, придумывание интересных названий оттенкам и цветам; рисовать - оставляя след на бумаге или ткани (например, штампом из свеклы или моркови, вишневым соком, соком цветов).

Наблюдение изменения цвета (оттенка) под воздействием разных условий (засыхания, варки (сравнить свежую морковь  и сваренную)).

Рисование узоров естественными красителями (отпечатки свекольными штампами «Свекольный натюрморт», «Соковые узоры» и т.п.).

Посещение музея, Ботанического сада, выставки, на которой данное содержание будет раскрыто экскурсоводом на основе экспозиции. «Домашнее задание»: совместно с родителями найти дома «красящее» растение (овощ, фрукты) (рекомендации родителям).

«Опыты с цветом или Цветные превращения». Цель: познакомить детей со способами смешивания красок: составляет новый цветовой тон на палитре (например, зеленый цвет смешением синего и желтого), разбеливает для получения более светлого, накладывает одну краску на другую.

Варианты построения опытов: 1) возможно последовательное добавление цвета в другие цвета, с последующим придумыванием образного названия полученному оттенку и дорисовка до некоторого образа; 2) смешивание только одного цвета (например, получение из желтого цвета золотистого, лимонного, медового, солнечного и др.; из зеленого – цвета морской волны, темно зеленого, светло зеленного, сине  - зеленого).

Игра-драматизация «Теремок». Цель: активизация отражения впечатлений детей в творческой игре. Педагог предлагает рассказать старую сказку «Теремок» на новый лад - вместо  героев сказки будут новые персонажи  - краски. Дети распределяют роли, вместе с педагогом придумывают слова Краскам (о чем хотела бы рассказать краска, какая они по настроению, что бывает такого же цвета). С помощью педагога разыгрывается сюжет.

Организация выставки «Радужный мир» (совместно с детьми). Цель: стимулирование проявление индивидуальных проявлений, предпочтений детей; создание ситуаций для проявления посильной самостоятельности, отражение впечатлений в форме игры, дизайн-деятельности, изобразительного творчества.

Педагог предлагает детям сюрпризом оформить выставку «Радужный мир» (другие возможные названия: «Краски дружат», «Палитра волшебной страны», «Хоровод красок», «Радужная улыбка»), совместно обсуждают форму представления («Как лучше расположить? Что будет представлено в качестве экспонатов? Какие цвета и оттенки лучше расположить рядом?»). В галерее можно представить репродукции известных полотен разного размера,  детские работы в процессе проекта, наборы красок, кисти, цветную бумагу оригинально скрепленную (бабочка, радуга и т.п.), кляксы для дорисовки, игровые персонажи разного цвета (разноцветные гномы, человечки и т.п.), фотографии и картинки с изображением «типичных» по цвету предметов; предметы сенсорной коллекции (предметы, лоскут и бумага разных оттенков, цветные стекла и т.п.).

Творческий этап

Содержание и формы работы

Творческий досуг или игра «Что узнали мы о красках или Краски дружат». Цель: обобщение и уточнение освоенного, начальная систематизация представлений о цветах и оттенках, палитре, стимулирование индивидуальных  и творческих проявлений детей.

Для активизации интереса детей можно включать записи «цветных» песенок, внести новые разноцветные карандаши или организовать игру в галереи. Детям предлагается составить палитру природы: вспомнить, какие цвета можно встретить в природе? отобрать краски и оттенки из специального материала (круги или кляксы разного цвета), назвать предметы заданного цвета, рассмотреть в представленных в галерее репродукциях картин.  Воспитатель зачитывает описание цвета, загадку или называет предмет, имеющий «типичную» окраску, предлагает детям определить цвет, пояснить ответ.

Далее предлагает вспомнить Царства Красок, изобразить пластикой и образом называемые педагогом цвета и оттенки. Воспитатель для   активизации детей может использовать образные описания ситуаций («яркие языки пламени огня вздымаются ввысь, словно пляшут», «теплый, солнечный лучик, согреваем все вокруг, и радостней становиться сразу»).

Далее детям предлагается  вспомнить палитру зимней и осенней природы, припомнить цвета лета (и весны).

Составить коллаж (разрисовать пейзажную заготовку) по теме сезонных изменений в природе (возможные темы: «Золотой листопад», «Белоснежный лес в снеге засыпает», «Лето красное – прекрасное!»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Знакомим детей с произведениями К.И.Чуковского" для детей 2-ой младшей группы

Любой дошкольник является читателем, даже если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослых. Но он выбирает, что будет слушать, он воспринимает то, что слышит, а слышит то, что ему интер...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ "Знакомим детей с творчеством А, С, Пушкина"

Реализуя проект дети научатся  чувствовать и понимать образный язык сказок, стихов А.С. Пушкина. Разовьётся умение употреблять образные слова, выражения.    Дети научаться ...

Педагогический проект "Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ".

Педагогический проект "Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ" раскрывает условия успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста. Эта тема актуальна в теории и практике дошкольного об...

Педагогический проект для детей дошкольного возраста «Дети-герои» Великой Отечественной воины

Педагогический проектдля детей дошкольного  возраста«Дети-герои»Великой Отечественной воины...

Педагогический проект: Знакомство детей с творчеством А.С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье» Для детей старшего дошкольного возраста

На Руси было много замечательных творцов слова. Но именно Пушкина знают все – от малыша до глубокого старца. Даже у иностранцев Россия ассоциируется с именем Пушкина....

Педагогический проект для детей второй группы раннего возраста на тему «Приобщение детей раннего возраста к правилам и нормам поведения в детском коллективе»

Педагогический проектдля детей второй группы раннего возрастана тему«Приобщение детей раннего возраста к правилам и нормамповедения в детском коллективе»...

Педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста «Развивающие игры как средство формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста»

Педагогический проектдля детей старшего дошкольного возраста«Развивающие игры как средство формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста»...