Открытое занятие в подготовительной логопедической группе " Воздух - Волшебник"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Глушенкова Елена Сергеевна
Занятие  по исследовательской деятельности предназначено  обобщить и систематизация представлений детей о воздухе.В занятии описываюся свойства воздуха, которые дети  с воспитателем проверяют опытным путем

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vozduh-_volshebnik.docx27.11 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое  занятие в  подготовительной логопедической  группе                                                        

                                  " Воздух - Волшебник"

Цель: Обобщение и систематизация представлений детей о воздухе.

Задачи:

-  систематизировать знания детей о воздухе и его свойствах: прозрачный, без цвета, без запаха, без вкуса.

- развивать интерес к исследовательской деятельности; развивать мышление и воображение; активизировать словарь, учить делать выводы; развивать  умение видеть удивительное в окружающем мире;

- воспитывать экологическую культуру;

- поддерживать стремление ребёнка активно вступать в общение, высказываться; активизировать словарь детей;
- воспитывать любознательность, интерес к окружающему миру, умение работать в группе; Воспитывать аккуратность при работе.

 Материалы:

Столы стоят буквой «п», стаканчики с водой, трубочки,  контейнеры с водой, 4 вида предметов ( губка, камень, мел, сахар), листы бумаги, трафареты фиалки, воздушные фломастеры,  предметы для надувания на каждого ребенка, три флакончика с запахами, мыльные пузыри для физкультминутки.

Ход занятия:

Дети сидят на местах,  приветствуют гостей. Слышат звук ветра, под который прилетает   Фея Фиалка.

Фея Фиалка: Здравствуйте ребята, меня зовут Фея Фиалка, я живу на радуге. Посмотрите, какие красивые шары, мне  подарил самый главный волшебник. А  знаете, как зовут самого главного волшебника?  Этот волшебник  такой фокусник, что когда, подарил мне эти шарики, вдруг подул сильный, сильный ветер, и я оказалась здесь. Давайте попробуем отгадать кто же это.

Через нос проходит в грудь,

И обратный держит путь.

Он невидимый, но все же

Без него мы жить не сможем,

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но не видим он для нас

Дети:  Воздух

Фея Фиалка: Правильно, это воздух.

Фея Фиалка: Ребята, воздух  приготовил нам много фокусов. Поможете мне, со своим воспитателем  отгадать их? Дело в том, что если мы разгадаем все секреты этого фокусника, я смогу вернуться домой на радугу. А чтобы вы не забыли их, мы будем обозначать их символами, согласны?

 Воспитатель: Ребята, сейчас мы с вами отправимся в научную лабораторию, где исследуют воздух. Кто   работает в лаборатории

Дети: ученые.

Воспитатель:  Что ученые делают в лаборатории? 

Дети: Проводят опыты

Воспитатель: А какими качествами должны обладать ученые  нам расскажут ребята.

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать

Научиться наблюдать,

Будем вместе развивать качество- внимательность,

А поможет все узнать наша наблюдательность.

Мы опыты начинаем

Интересно здесь бывает

Постарайтесь все понять

Много нужно здесь узнать.

Воспитатель: И мы тоже на один день превратимся в ученых. Давайте вспомним правила поведения в экспериментальной лаборатории.

ПРАВИЛА: (называют дети)

1. Не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно.

2. Приступать к выполнению опыта, только после объяснения.

3. Знать правила гигиены, после опыта вытирать руки салфеткой.

Воспитатель:  Ребята, а что вы можете сказать про воздух?

Дети:  Воздух – везде: на улице, в комнате, на земле, в воде и даже внутри нас,  есть везде.

Воспитатель: Все это мы с вами и проверим.

Фея Фиалка: Ребята в загадке было сказано, воздух невидим. Давайте проверим это. Посмотрите направо, налево, вверх, вниз вы видите воздух?                                                                                                                                    Дети: нет

Фея Фиалка: А если воздух невидимый как мы его можем назвать воздух кто он?

Дети: невидимка.

Фея Фиалка: Это первый фокус воздуха. Давайте обозначим его таким символом.

Воспитатель: Ребята, а если воздух невидимка, значит, он,  где то прячется? Давайте попробуем его поймать.                                                                                Фея Фиалка  раздает пакетики.                                                                                     Воспитатель: Готовы.  Я покажу, как надо ловить воздух. Что у тебя в пакете (Миша, Соня и т.д.) ?                                                                                                                       Дети:  воздух.                                                                                                                    

Воспитатель: Ребята, а где мы его взяли?                                                                                               Дети: Вокруг нас.

Фея Фиалка: Правильно. Это второй фокус воздуха. Воздух есть вокруг нас (покрутиться вокруг себя) Вот таким символом мы его обозначим.

Воспитатель: Ребята, когда мы поместили воздух в пакетики. Давайте повторим это сложное слово поместили. Он приобрел форму чего?

 Дети: Воздух приобрел форму пакета.  

Воспитатель: Ребята если я помещу воздух  в шарик. Форму чего приобретет воздух?

Дети: Воздух приобретет  форму шарика.                                                                  Воспитатель: Правильно. Давайте  проверим (фея фиалка надувает    шарик). Ребята, а сейчас фея фиалка раздаст вам  разные вещи, попробуйте их надуть. Воспитатель: форму чего приобрел воздух.                                                                                    Дети: Воздух приобрел форму биты, нарукавника, круга.                                     Воспитатель: Правильно, ребята, скажите, пожалуйста, имеет воздух свою форму?

 Дети: нет. Воздух формы не имеет.

Фея Фиалка: Давайте повторим этот вывод. Воздух формы не имеет, а приобретает форму того предмета в который мы его поместили. Посмотрите, каким символом мы его обозначим. 

Фея Фиалка: Ребята, а вы любите играть?  поиграем? Сейчас я буду дуть мыльные пузыри, а вы должны их ловить, вот так подпрыгивая. Никого не толкать,  я буду дуть как можно дальше, чтобы всем удалось поймать пузыри. И когда я скажу, закончили, все останавливаются. Садитесь на места

Воспитатель:  Скажите мне ребята, когда мы с вами надували игрушки,       откуда мы брали воздух?

Дети:  изнутри  себя.

Воспитатель:  Так значит, воздух есть не только вокруг,  но и внутри нас. Давайте мы это проверим.  Ребятки, скажите, как же мы будем проверять, есть ли внутри нас воздух?

Дети: Надо подуть.

Воспитатель:  Давайте пройдем за   экспериментальный стол. Усаживайтесь. Вспомним правила поведения в лаборатории  (Не мешать друг другу; Работать тихо и аккуратно; Приступать к заданию только после объяснения). Пододвиньте  стаканчики с трубочкой. Можно  дуть.

Фея Фиалка:  Смотрите, кто- то сильнее дует, поэтому пузыри больше, кто- то совсем тихонько.

Воспитатель:  Перестали дуть. Отодвинули стаканчики. Ребята, что мы с вами наблюдали, когда дули?

Дети: Мы наблюдали пузыри.

Воспитатель:  Что это были за пузыри?

Дети: воздушные пузыри.

Фея Фиалка: Правильно это  были воздушные пузыри. Вы выдыхали воздух, и он в виде пузырей выходил из воды. Делаем вывод: Воздух есть внутри нас. Рассматриваем  символ.

Воспитатель:  Давайте будем дальше фокусы воздуха разгадывать. Ребята если воздух есть внутри нас, вокруг  нас. Может он еще, где то есть?

 Дети: Он есть в воде, на улице, внутри  дома.

 Воспитатель: Значит,  воздух, есть внутри каких - то других предметов. Давайте мы это проверим.  У вас на столе контейнер с водой и на крышке  лежит  по 1 предмету. Покажите и назовите, какой у вас предмет.

Дети: У меня в руке губка, У меня мел, сахар.

Воспитатель: Ребята, сейчас мы с вами попробуем положить эти предметы  в воду и понаблюдаем, есть ли в них воздух. Но положим их так чтобы, не замочить руки. Смотрите, видите эти пузырьки? Что это?

Дети: Воздух выходит из наших предметов.

Воспитатель: Ребята, что вы наблюдали, когда положили разные предметы в воду?

 Дети: Пузыри, предметы тонули, и из них выходил воздух.

Фея Фиалка:  Ребята, если  воздух есть вокруг нас, внутри нас, внутри других предметов. Значит, мы можем сделать вывод: воздух есть везде. Вместе воздух есть везде. Смотрите, каким символом мы это обозначим. Воспитатель:  Вы помните в загадке, говорилось, что  воздух не имеет запаха. Давайте мы это проверим. Вдохнули все глубоко носиком.  Что-нибудь почувствовали?

 Дети: нет. Воздух не имеет запаха.

Фея Фиалка:  Ребята у меня есть волшебные бутылочки.  Вы понюхаете и скажете что за запах. Ребята воздух имеет запах? Мы же сказали воздух не имеет запаха, а приобретает  запах того предмета от которого пахнет  или распространяется.

Фея Фиалка:  Ребята вы любите рисовать. Давайте я научу вас рисовать воздухом. Пройдемте за третий экспериментальный стол. Детям даются трафареты цветка фиалки, фломастеры. Ребята, как вы думаете, что вы сейчас  нарисовали.

Дети: Цветок.

 Фея Фиалка:  А как он называется.

Дети: Цветик -семицветик.

Фея Фиалка:  Ребята, а кто помнит, как меня зовут.

Дети: Фиалка.                                                                                                                                       Фея Фиалка:  Вот и вы нарисовали фиалку,  похожа она на меня? Такая же яркая. Ребята вы нарисовали мои портреты, они останутся вам на память. Ребята,  вы такие молодцы помогли мне отгадать  столько фокусов  воздуха. Давайте вспомним их все. Сейчас я буду показывать вам символы, а  вы называть их. Воздух невидим, Воздух есть вокруг нас, Воздух есть внутри нас. Воздух есть везде. Воздух не имеет запаха. Воздух не имеет формы Ребята,  но это не все фокусы воздуха. В следующий раз встретимся и разгадаем другие фокусы. Ребята  за то, что вы помогли мне отгадать фокусы воздуха, я хочу поблагодарить вас, подарить вам по шарику. вы слышите, что это?  Дети: ветер.  

Фея Фиалка:  Значит, мне пора улетать на радугу. До свидания 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Волшебник воздух". Совместная познавательно-исследовательская деятельность с детьми логопедической подготовительной группы

Составляя свой конспект, я хатела формировать представления детей о воздухе и его свойствах.Задачи занятия:способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению пре...

Проект 8 марта вподготовительной группе

Проект 8 марта в подготовительной группе...

Перспективное планирование прогулок на октябрь вподготовительной к школе группе для детей с ТНР

Перпективное планирование прогулок в подготовительной к школе группе для детей с ТНР...

Конспект занятия по математике вподготовительной группе ФГОСДО: «Страна Математика»

Конспект занятия по математике вподготовительной группе ФГОСДО:«Страна Математика»...

Планирование вподготовительной группе

планирование по программе "От рождения до школы"...

Планирование вподготовительной группе

Планирование на 3 неделю марта по программе "От рождения до школы"...

НОД " Музыка" с элементами ТРИЗ технологии вподготовительной группе

Материал для педагогов, работающих по технологии ТРИЗ и не только.......