Конспект ООД "Здравствуй Зимушка-зима"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Галина Александровна Клокова

Обобщение и закрепление знаний о времени года - зиме через интеграцию образовательный областей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zimushka_-_zima.docx22.4 КБ

Предварительный просмотр:

              Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности    

                         по ознакомлению с окружающим и рисованию.

                                                подготовила: Клокова Г. А.

                    воспитатель МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №25

                        "Рябинушка" г. Мичуринска, Тамбовской области.

                   Тема: "Здравствуй, зимушка - зима".

          Цель: Обобщение и закрепление знаний о времени года - зима.

Задачи:

  1. Систематизировать знания о признаках зимы.
  2. Закрепить название зимних месяцев, названия зимующих птиц.
  3. Активизировать  словарь по теме.
  4. Продолжать учить детей выражать свои мысли полными ответами.
  5. Упражнять в подборе однокоренных слов.
  6. Воспитывать бережное, заботливое отношение к природе.
  7. Развивать познавательный интерес, творчески е способности.
  8. Формировать умение выражать свои впечатления от окружающей действительности через рисунок.

МТО: иллюстрации с изображением зимней природы, картинки зимних месяцев

           (декабрь, январь, февраль), снежинки с загадками,   картинки с изображением

           птиц зимующих и перелётных, аудиозапись А. Вивальди "Зима" из цикла

           "Времена года",  П. И. Чайковский  "Декабрь. Святки".

для детей: тонированные листы бумаги, гуашь  белая, акварельные краски, кисти,

                   ватные палочки, стаканы - непроливайки.

Ожидаемые результаты: ребёнок проявляет любознательность, способен рассуждать

                и давать адекватные причинно - следственные объяснения, проявляет

                умение поддерживать беседу, бережно относится к природе, выполняет

                творческую работу, используя нетрадиционными техниками изображения.

Предварительная работа: чтение стихов, загадок, пословиц о зиме; заучивание

                народных примет о зиме; изготовление книжек - малышек о зимних

                месяцах; наблюдение на прогулке за снегом; изготовление кормушек с

                родителями.

                  Ход  ООД

1. Организационный момент

(Дети стоят полукругом на коврике. Вос-ль держит пособие "кони".)

Вос-ль: - Здравствуйте , дети! Сейчас я загадаю вам загадку. А отгадка - это тема

              нашего сегодняшнего занятия.

                 Тройка, тройка прилетела,

                 Скакуны в той тройке белы,

                 А в санях сидит царица.

                 Белокоса, белолица,

                 Как махнула рукавом,

                 Всё покрыла серебром.

             - Что же это за царица?

              (Ответы детей)

Вос-ль: - Да, сегодня мы с вами отправимся в гости к  зиме.

2. Обобщение знаний о времени года - зима.

   (На мольберте иллюстрации зимних месяцев.)

   а) Закрепление названий зимних месяцев.

Вос-ль: - После какого времени года приходит к нам зима?

   - Ребята, а почему в загадке говорится о тройке? Что за тройка? Что за скакуны?

                    (Это зимние месяцы: декабрь, январь, февраль)

   - Мы с вами приготовили книжки - малышки о зимних месяцах. С какого же  месяца начинается зима? (Ответы детей)

   -  Декабрь год кончает да зиму начинает. В народе его называют студень, т.е. нагоняющий стужу. А следующий месяц какой? (Ответы детей).

   - Январь - батюшка, год начинает, зиму величает. А каким месяцем заканчивается зима? (Ответы детей).

   - Февраль силён метелью, богат снегом. Его называют ветродуем, вьюговеем. Повторите названия зимних месяцев.

   б) Закрепление знаний о признаках зимы в неживой природе.

   Вос-ль: - А как в загадке говорилось о зиме?

      ( царица, белокоса, белолица)

   - Как же ещё называют зиму?

        ( Зимушка - зима, гостья - зима, матушка - зима, волшебница - зима.)

   - Почему мы говорим, что настала зима? Какие изменения происходят в природе с приходом зимы?

   (На мольберте иллюстрация с изображением зимней природы.)

        (  Становится холодно. Выпадает снежный покров, он не тает. Замерзает вода, превращаясь в лёд. Солнце почти не греет.  Зимой самые короткие дни и самые длинные ночи.)

   - Какие явления природы происходят зимой?

   _На мольберте иллюстрации с изображением явлений природы зимой.)

     (   Снегопад, метель, позёмка, сугробы, снежные заносы, иней на деревьях, морозные узоры на окнах.)

   - Отгадайте загадки:

    1. Покружилась звёздочка в воздухе немножко,

       Села и растаяла на моей ладошке.        (Снежинка)

     2. Наши окна - как картинки.

         Кто художник - невидимка?

         На стекле букеты роз

         Нам нарисовал         ( Мороз)

    3. И не снег, и не лёд,

        А серебром деревья уберёт.     ( Иней )

    4. Кто в трубе печной завыл?

        Кто ворота отворил?

        Кто там воет, завывает?

        Все дорожки заметает?

        Кто бросает снег в лицо?

        Наметает на крыльцо?     (Вьюга )

   - А что такое вьюга?    ( Это сильный ветер со снегом.)

   - А сейчас поиграем. Игра называется "Зимние слова". Я буду называть вам зимние слова, если вы их услышите, то должны хлопнуть в ладоши, а если это будут не зимние слова, то молчите. Итак, начинаем.

   Снег, жара, снежинки, книга, дед Мороз, загорать, новый год, конфета, лыжи, санки, листопад. снеговик, снегурочка, помидоры.    Молодцы!

   - В какой же цвет окрашивает зима землю, деревья?

    (Зима окрашивает землю, деревья в белый цвет. Снег как белый ковёр на земле.)

   - А откуда у зимы белая краска?      (Потому что снег белый.)

   - С чем ещё можно сравнить снег?  ( С пухом, ватой, мукой.)

   - На прогулке в морозный день мы замечали, что снег бывает какой?

              (Лёгкий, пушистый. Сыпучий - его можно брать и подбрасывать. В солнечную погоду снег может сверкать, искриться. Снег может хрустеть, скрипеть под ногами.)

   - Дети, снег даже пахнет. Как вы думаете, чем?

              (Снег пахнет морозом, свежестью, чистотой.)

                 Игра "Доскажи словечко".

   - Давайте поиграем с этим словом. Вы будете мне подсказывать слова в конце строчек стихотворения.

          Тихо, тихо, как во сне

          Падает на землю ...   (снег)

          С неба всё скользят пушинки -

          Серебристые ...   (снежинки)

          На посёлки, на лужок

          Всё спускается ...   (снежок)

          Вот веселье для ребят -

          Всё сильнее ...   (снегопад)

          Все бегут вперегонки,

          Все хотят играть в ...   (снежки)

          Словно в белый пуховик

          Нарядился ...   (снеговик)

          Рядом снежная фигурка,

          Эта девочка ...   (снегурка)

          На снегу-то , посмотри,

          С красной грудкой ...   (снегири)

          Словно в сказке, как во сне,

          Землю всю украсил ...   (снег)

   - Какие слова вы добавляли?

   - На какое слово все они похожи?

   - Это родственные, однокоренные слова, у них у всех одинаковая часть - корень.

   в) Беседа об изменениях, происходящих в живой природе с приходом зимы.

   Вос-ль: - Вот мы с вами и дождались морозных зимних деньков. Чем же зима прекрасна? Дети, за что вы любите зиму?

                   (Ответы детей).

   - Как вы думаете, а растения и животные тоже рады зиме?

                  (Ответы детей).

   - Не всем весело зимой. Что происходит с деревьями в зимнее время?

        (Деревья сбрасывают листву. Деревья находятся в состоянии зимнего сна.)

   (На мольберте иллюстрация с изображением животных и птиц  в зимнее время.)

   - Как животные приспосабливаются к зиме?

       (У животных появляется тёплая шерсть, чтобы легче переносить морозы. Заяц меняет шерсть на белый цвет, а белка - на серый. Одни животные ложатся в спячку (медведи, ежи). Другие запасают корм (белка).)

   - Да, животным тяжело переносить зимнее время года, потому что холодно и голодно.  Что происходит с птицами?

         (Перелётные птицы улетают в тёплые края. )

   Д/игра "Какие птицы остались зимовать?"

 (У каждого ребёнка картинка с изображением птиц. Дети делятся на две команды : перелётные птицы и зимующие птицы, затем называют птиц.)

   - Дети, как мы можем помочь птицам?  (Ответы детей).

   г) Физкультминутка  "Прогулка".

   - Давайте отправимся погулять.

   По сугробам мы шагаем,                  дети шагают

   Ноги выше поднимаем.                    ходьба с высоким подниманием колен

   Бабу снежную слепили,                    дети катают комки

   Птичек крошками кормили.             имитация движений

   С горки мы потом катались              дети присаживаются на корточки

   А ещё в снегу валялись.                    прыжки на корточках

   Все в снегу пришли домой                дети шагают, похлопывая себя

   Съели суп и спать легли.                   имитация движений.

  д) Обобщающая беседа.

   Вос-ль: - Ребята, какие приметы о зиме вы знаете?

              (Галки вьются в воздухе - к снегопаду.

                Если в декабре много снега - то к урожаю.

                Воробьи дружно чирикают - к теплу.

                Если зимою тепло - летом холодно.

                Сильно блестят звёзды зимою - к морозу.

                 Если ночью был иней, то днём снега не будет.)

   - А ещё в народе говорят, если снегирь под окном зимой зачирикает - жди оттепель.  Русский народ придумывал и  пословицы о зиме. Какие вы знаете?

                (Зима лодыря морозит.

                  Мороз не велик, да стоять не велит.

                  Береги нос в большой мороз.

                  Зимнее солнце всем светит, да только совсем не греет.)

   - Кто знает стихи о зиме?

                   ( Белая берёза под моим окном

                      Принакрылась снегом, точно серебром.

                 На пушистых ветках снежною каймой

                 Распустились кисти белой бахромой. )

   3. Творческая деятельность. Рисование "Первый снег", используя нетрадиционные

     способы изображения.

   Вос-ль: - Да, зима прекрасна в своём изумительно белом наряде. Художники, поэты, композиторы любовались этим временем года и выражали свои впечатления в творчестве. Поэты писали стихи, композиторы сочиняли музыку, художники рисовали картины. Сейчас я предлагаю вам послушать два музыкальных отрывка о зиме, а вы мне расскажете, какую зиму вы себе представили, слушая эту музыку.

   (1. А Вивальди "Зима".  Ответы детей.

    2. П. И. Чайковский "Декабрь. Святки".    Ответы детей.)

        - А мы с вами сейчас станем художниками и нарисуем картинку о том, как к нам пришла зима, как накрыла всё вокруг своим белым ковром. Помните, как шёл первый снег? Большими хлопьями.  Но зима у нас волшебница и рисовать её мы будем необычными материалами. Я предлагаю в рисовании использовать ватные палочки. Выбирайте себе бумагу нужного цвета и приступайте к работе.

       Самостоятельная работа детей.  

 (Воспитатель проводит индивидуальную консультацию).

   4. Итог занятия.

   а) Анализ детских работ.

 (Все работы размещаются на одном столе. Дети стоят вокруг стола.)

   Вос-ль: - Посмотрите, какие красивые работы у нас получились. Мне очень нравятся все рисунки.

          (Вос-ль отмечает отдельные особенности некоторых рисунков.)

    б) Заключительная беседа.

   Вос-ль: - О каком времени года мы сегодня говорили?

   -  Вам понравилось занятие?

   - А что больше всего понравилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Зимушка-зима"

Данный материал можно использовать для проведения открытого занятия.Занятие развивает связную речь детей,формирует временные понятия....

Конспект занятия "Зимушка-зима" по развитию лексико-грамматического строя речи в подготовительной группе ОНР

В конспекте представлены игры по развитию лексико-грамматического строя речи у детей подготовительного возраста с диагнозом ОНР....

Конспект занятия "Зимушка-зима Сибирская краса"

интегрированное занятие : художественное творчество, музыка....

Конспект НОД "Зимушка-зима" с использованием здоровьесберегающих технологий

Интегрированное занятие для детей группы компенсирующего назначения по освоению образовательных областей "Музыка" и "Коммуникация". Цель занятия - развитие коммуникативных навыков детей посредством иг...

Конспект занятия "Зимушка-зима" для подготовительных групп

Программное содержание:1) Расширять и уточнять знания детей о зиме и ее характерных признаках.2) Формировать умения и навыки понимать и употреблять в речи вопросительные предложения с вопросительными ...

конспект НОД "Зимушка-зима"

Цель: Закрепить знания детей о зиме.Образовательные задачи:Расширять и активизировать словарь по теме: «Зима».Упражнять в составлении предложений, рассказов по картинно-графическому плану; активи...

Конспект-занятия "Зимушка-зима"

Конспект в старшей группе «Зимушка-зима» с применением ИКТ...