Конспект НОД "Зимушка-зима" с использованием здоровьесберегающих технологий
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Интегрированное занятие для детей группы компенсирующего назначения по освоению образовательных областей "Музыка" и "Коммуникация". Цель занятия - развитие коммуникативных навыков детей посредством игровой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zimushka-zima_word.doc134.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 8 «Якорек» комбинированного вида»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с

детьми группы комбинирующего назначения «Зимушка-зима»

(по освоению образовательных областей «Музыка» и «Коммуникация»)

Конспект подготовила

музыкальный руководитель

высшей квалификационной  категории

Старченко Любовь Анатольевна

ЗАТО Александровск

2013

Цель: развитие коммуникативных навыков, укрепление здоровья детей средствами музыкально-игровой деятельности.

Задачи

«Музыка»

«Коммуникация»

  1. Продолжать знакомить детей с классической музыкой русских и зарубежных композиторов. Закрепить понятия инструмен-тальная и вокальная музыка.  
  2. Развивать  танцевальное творчество, воображение детей, тембровый и звуковысотный слух.
  3. Создавать условия для воспитания чувства коллективизма, желания взаимодействовать в музыкальной деятельности.
  4. Воспитывать эмоциональную отзывчивость дошкольников на произведения искусства (музыку, поэзию, живопись).

  1. Расширять словарный запас детей, активизировать словарь дошкольников по теме «Зима».
  2.  Закреплять навык согласования прилагательного с существительным.
  3. Совершенствовать умение составлять сложноподчиненные предложения с союзом  за то, что…
  4. Развивать артикуляцию и дикцию, координацию между слухом и голосом, выразительность речи.

Дидактический материал

Демонстрационный

Раздаточный

Фонограммы – любая ритмическая музыка, театральные шумы – завывание вьюги, музыка для физкультминутки, «Зимнее утро» П.Чайковского. Книжные иллюстрации (репродукция картины «Зима» художника И.И.Шишкина)

Музыкальные инструменты – колокольчики, маракасы, бубенчики, бубны. Снежки.

Ход занятия:

Дети входят под музыку по звук метели и ветра (театральные шумы).

Музыкальный руководитель.

(здоровается с детьми)

Что вы услышали, когда входили в музыкальный зал?

Дети: мы услышали шум ветра.

Снег, мороз, метель и ветер.

Кто же дети, мне ответит,

В какое время года

Стоит такая погода?

Дети: зимой.

Правильно, зимой. Что произошло в природе зимой?  (дети перечисляют приметы и признаки зимы)

Дети:  дует холодный ветер, выпал снег, часто бывает метель, снегопад, птицы улетели и т.д.

Назовите,  какой сейчас идет зимний месяц по календарю?

(дети отвечают) Январь.

Музыкальный руководитель. Сегодня – 25 января. По народному календарю – Татьянин день.  Есть такая народная примета: «Снег на Татьяну — лето дождливое, проглянет солнышко — к раннему прилету птиц» (замечает снежок).

Смотрите, а вот и снежок к нам прикатился. Значит, лето будет дождливым.  Какой наш снежок?

Дети: мягкий, круглый, белый, пушистый, круглый.

Давайте встанем в кружок и поздороваемся с ним. Мы будем петь песню, передавая снежок по кругу. На ком песенка остановится и в чьих руках окажется снежок, тот нам расскажет, за что он зиму любит. А начнет свой рассказ с фразы: я люблю Зиму за то, что……

Коммуникативная музыкальная игра «Снежок» (автор М.Картушина)

Дети поют:

Здравствуй, здравствуй, наш снежок.   Дети стоят по кругу, передают снежок

Белый, белый колобок                                      друг другу.

По дорожке покатился, а потом остановился.

Речевая игра «Я люблю зиму»

Варианты ответов детей:

Я люблю зиму за то, что…………... выпадает много Снега (снежок под музыку катится к следующему ребенку).

Я люблю зиму за то, что ……………можно ходить на каток.

Я люблю зиму за то, что ………….снег укрывает землю белым покрывалом…..

Я люблю зиму за то, что можно кататься с горки. Лепить Снежную бабу.

Музыкальный руководитель. А теперь снежок хочет потанцевать.

Игра «Снежок»  повторяется.

Дети поют:

Покатился  наш снежок.   Дети стоят по кругу, передают снежок

Белый, белый колобок                                      друг другу и поют.

По дорожке покатился, а потом остановился.

(говорком)

На дорожку выходи,        

Со снежком плясать иди!     Ребенок со снежком выходит в цент и пляшет.

Музыкальный руководитель. Все ребята покружились и в снежинки превратились (дети выполняют движения по тексту). Подул  холодный зимний ветер, и улетели снежинки на стульчики (дети садятся на стульчики).

Музыкальный руководитель:

О Зиме и красоте зимней природы многие поэты написали стихи, композиторы сочинили  и сочиняют музыку, художники  пишут картины.

Перед вами находится картина «Зима» художника И.И Шишкина, вот так он изобразил зимнюю природу. А как передал образ природы в музыке, мы сейчас услышим, прослушав произведение русского композитора П.И.Чайковского «Зимнее утро».

Слушание музыки  «Зимнее утро» П.Чайковского

Музыкальный руководитель. Что можно рассказать о музыке, какое у нее настроение?

Дети: музыка стремительная, подвижная, немного беспокойная, тревожная.

Музыкальный руководитель.

Если бы вы были художники, какую картину вы нарисовали?

Дети: на улице метель, мороз, все стоит в снегу, разыгралась вьюга…

Музыкальный руководитель. «Зимнее утро» - вокальное или инструментальное произведение?

Дети. Инструментальное. Музыка звучала в исполнении фортепиано.

Музыкальный руководитель. П.И.Чайковский назвал свое произведение «Зимнее утро». Что еще бывает зимнее?

Дети. Зимнее……настроение, произведение, развлечение, небо, пальто, т.д.

Музыкальный руководитель. А еще, может быть зимнее стихотворение. Я знаю, что Женя выучил стихотворение, которое называется «Зима». Давайте его послушаем!

Ребенок:

Наконец пришла Зима,

Все метелью замела.

Мы на санках будем мчаться,

На коньках пойдем кататься.

Любим мы играть в снежки,

Бегать наперегонки.

И пускай Зима не злится,

А румянит наши лица!                                                           (М.В.Сидорова)

Музыкальный руководитель. Чтобы немного подрумянить лица, я предлагаю вам сделать массаж (физкультминутка).

Речевая игра «Мороз»

(самомассаж биологически активных точек)

На дворе опять мороз.          Поглаживаем ладонями шею

Чтобы носик не замерз,    Указательным пальцем легко потирают переносицу

Мы его сейчас потрем, и погладим, и помнем.  Большими пальцами гладят нос с боков.

Растираем наши щечки.   Ладошками растирают щеки.

Пусть алеют, как цветочки!

Проведем по бровкам, глазкам,      Указательными пальцами «рисуют» брови.

Будут глазки, словно в сказке.            Осторожно ведут пальцами вокруг глаз.

А про ушки не забыли?

Утром ушки все помыли?

Проведем мы пальчиками               Проводят указательным пальцем по ушным

По дорожкам-ямочкам.                                                  бороздкам.

Вот сейчас потреплем ушки        Легко треплют ушки.

Ах, какие непослушки!

Прыгнем! Хлопнем!                       Прыгают, руки на поясе. Хлопают.

Прыгнем снова!

Будем все всегда здоровы!                                   Хлопки.

Музыкальный руководитель.  Для того, чтобы были мы здоровы, надо закаляться и укреплять свое здоровье. Начнем - с горлышка.

Фонопедическое  упражнение для профилактики заболевания горла

«Надо горло полоскать».

Дети имитируют полоскание горла с поворотами головы вправо-влево.

Теперь немного отдохнем и распевочку споем.

«Зимняя чистоговорка» (автор М.Картушина)

Все слоги и слова пропеваем четко.  На слог «да» - широко открываем рот, а на «ДУ» - вытягиваем губы трубочкой.

Дети пропевают

Да-да-да – наступили холода.

Ду-ду-ду-  я на лыжах иду.

Усь-усь-усь – быстро с горочки скачусь.

МА-ма-ма - пришла Зимушка-зима (распевание в разных тональностях).

Музыкальный руководитель. Как  в песенке автор слов назвал зиму ласково? Правильно, Зимушка. А как ласково назвать снег? Правильно, снежок.

Давайте вспомним про снежок песню.

Песня «Ах, снежок» Е.Гольцовой

Музыкальный руководитель. Какое настроение у нашей песенки?

Ответы детей: радостное, веселое, задорное, шутливое, озорное.

Музыкальный руководитель.  Кого  в песне из снежка слепили дети?

Дети : снежную бабу.

Музыкальный руководитель.  Мы сейчас тоже из нашего снежка слепим Снеговичков и расскажем сказку «Снеговички и Сосульки». Я ее буду рассказывать,  а вы – как эхо повторять за мной, и как зеркало изображать наших героев. Мальчики будут Снеговичками, а девочки – Сосульками.

(дети встают напротив друг друга)

Упражнение «Снеговички и Сосульки» на развитие выразительности речи, мимики и движений.

Встретились однажды во дворе Толстячки-Снеговички и Сосульки-Худышки.

Удивились Сосульки:      (дети изображают текст мимикой и движениями)

«Ах, какие вы толстые!»

Рассердились Снеговички:

«Не такие уж мы и толстые!»

Еще больше удивились Сосульки:

«О, да вы еще и сердитые!»

Еще больше рассердились Снеговички:

«У-у-у! Мы действительно сердитые!

Сморщили нос Сосульки:

«Фу! Не хотим с вами разговаривать!»

Скривили губы Снеговички: «Пф! Ну и не надо!»        (автор О.Арсеневская)

Музыкальный руководитель. Но, Снеговички и Сосульки не обиделись друг на друга, их подружила прекрасная зимняя музыка.

Сегодня мы ее сыграем в нашем оркестре (дети берут инструменты).

Оркестр (английская народная песня «Бубенчики»)

(играют на колокольчиках, бубнах, бубенчиках, маракасах)

Музыкальный руководитель.

Ах ты, зимушка-зима! До чего ты хороша:

Принесла ты нам коньки, саночки, игру в снежки.

Вспомним мы тебя не раз, а теперь – веселья час.

Коммуникативная хороводная игра «Мы собрались посмеяться»

(дети, идут  по кругу и поют)

Мы собрались посмеяться,

Наши правила просты.

Жест придумать постарайся,

Продолжаешь ты!

Ведущий стоит в центре круга, двигается под музыку  противоходом. Затем, выбирает из круга ребенка, который выходит на середину и  показывает танцевальное  движение. Остальные дети повторяют движения за ведущим.

Музыкальный руководитель. Вам понравилось наше занятие? Какому времени года оно посвящалось? Что больше всего понравилось, что нового вы узнали?

А теперь, пора прощаться, будем в группу возвращаться (дети прощаются, уходят в свою группу)

Литература

1.Арсеневская О.Н. Система музыкально-оздоровительной работы в ДОУ: занятия, игры, упражнения.- Волгоград: Учитель, 2011.

2. Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду.- М.:Издательство «Скрипторий 2003», 2010.-176 с.

3. Картушина М.Ю.  Мы играем, рисуем, поем. Интегрированные занятия для детей 5-7 лет.-М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010.-112 с.

4. «Колокольчик» - музыкально-методический журнал. СПб.-2012.- №49.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия с использованием здоровьесберегающих технологий "Увлекательное путешествие""

Конспект занятия  в старшей группе с использованием здоровьесберегающего  сопровождения   в соответствии с  современными требованиями развивающего обучения....

Конспект НОД с использованием здоровьесберегающих технологий для детей подготовительной к школе группы тема "Весна на Кубани"

Этот конспект поможет воспитателям подготовительных групп провести НОД по ознакомлению с окружающей действительностью....

Конспект занятия с использованием здоровьесберегающих технологий

Занятие с использованием здоровьесберегающих технологий Тема: «Зимняя фантазия» для детей 5 – 6 лет Цель: Образовательная область «Музыка» - здоровьесберегающая система. Используемые технолог...

Конспект НОД с использованием здоровьесберегающих технологий для детей средней логопедической группы с ОНР. "Зима. Зимние забавы."

Занятие может служить обобщающим, закрепляющим признаки зимы.Направление: познавательно- речевое....