"Флешка - путешественница"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Немтинова Татьяна Анатольевна

В наше время дети перестают играть с игрушками. Им всё больше нравятся компьютерные  игры, ведь там всё движется и происходит по щелчку. У детей складывается мнение, что гаджеты существуют для развлечения.

Жить в вертуальном мире, где много жизней легко, забавно и приятно. Это обстоятельство таит в себе оргомную опасность. Вертуальность сильно отдаляет ребёнка от действительности и делает его "роботом-повелителем".

В данном конспекте занятии я сделала упор на то, что  гаджеты нужны человеку для успешной работы, так как могут нести большой объём информации. Например: 

На одной флешке можно уместить содержимое целой библиотеки. В свою очередь книга -это бумажный носитель.

Но флешка не всегда имела такой вид.

Сначала информацию люди передавали, высекая рисунки на камне, но это утомительно и не удобно.

Позднее на папирусе изображали сцены из жизни, но такие книги очень тяжелы и объёмны.

В Китае ихобрели бумагу. Сначала писали на ней угольками, но след, оставленный углём,  осыпался. Потом иероглифы калиграфически выводили "чернилами" заточенной палочкой.  Время шло... Сегодня люди придумали электронные носители, флешки, диски. 

P.S. Когда дети пойдут в школу, они будут иметь представление о флешке.  Главное,что они смогут применить флешку по назначению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fleshka_-_puteshestvennitsa.docx22.68 КБ
Файл fleshka_-_puteshestvennitsa.pptx935.18 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное  учреждение

детский сад общеразвивающего вида №6 «Звездочка»

142001, Московская обл., г.Домодедово, микрорайон Северный, ул. Ломоносова, д.18б, тел.8(496)793-75-01

Конспект НОД

познавательного цикла

по формированию целостной картины мира

у детей подготовительной к школе группы

«Флешка – путешественница»

Воспитатель: Немтинова Т.А.

г.о. Домодедово

2016 г.

Тема: История письменности и хранения информации на протяжении существования человеческой общности.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие; речевое развитие; познавательное развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.

 

Программное содержание: Познакомить с историей письменности путём расширения представлений о мире. Активизировать познавательно-исследовательскую деятельность путём исследования свойств материалов. Содействовать активизации диалогической речи путём обогащения словаря.

Учить работать самостоятельно и в командах.

Развивать творческое воображение, внимание путём использования активных форм обучения: групповых, дискуссий, мозгового штурма.

Стимулировать физическую активность детей путём выполнения физических упражнений.

Цель: Дать знания об основных моментах истории письменности. Познакомить с первыми письменными материалами: камень, глина, папирус, бумага.

Затронуть историю печати книги (оттиски на бумаге), рукописные и печатные книги.

Отталкиваться от современных средств  для  хранения информации.

Задачи: Развивать умение анализировать, делать выводы, находить причинно-следственные связи.

Развивать познавательную инициативу детей, творческие навыки путём выполнения различных видов художественной деятельности в ходе познавательного процесса.

Погрузить детей в колорит стран посредством музыки, видеоматериала и оформления.

Поддерживать физическую активность во время образовательного процесса.

Оборудование: Мультимедийная система. Элементы декораций зон для творческой деятельности. Папирус, кисточки, гуашь (чёрная) по количеству детей. Листы белой бумаги А4, каменный уголь, палочки, заточенные для письма по количеству детей. Подносы с «песком» по количеству детей. «Глиняные пластинки» и палочки по количеству детей. Неоновые гирлянды для декорирования «машины времени». Элементы костюмов для участников-детей «Флешка», «Вождь Маниту».

Воспитатель: У нас сегодня гости. Доброе утро всем! (дети здороваются). Пусть и день сегодня будет радостным и светлым! Мы дарим Вам наши улыбки и хорошее настроение!

- Мы Вас сегодня приглашаем

С нами вместе поиграть!

Скажите, гости дорогие,

А вы любите читать?

Посмотрите на полки в нашей библиотеке. Все эти книги мы с ребятами прочитали.

-  Скажите, дети, а кто из вас посещает библиотеку? (ответы детей)

- Сколько книг в библиотеке? (ответы детей)

А вы знаете, что все книги можно уместить в одной маленькой коробочке. Её называют ФЛЕШКА.

Вы знаете, что такое Флешка? (ответы детей)

Для чего нужна Флешка? (ответы детей)

Входит «девочка-флешка»:

Зовут меня – Флешка

Все меня знают

Я много в себе информации сохраняю

Лишь вставлю я шляпку

В разъём USB, -

Всё на экране!

Что хочешь, смотри!

На полочках чётко

Все папки разложены

Щёлкни 2 раза

По ним осторожно, -

Там книги хранятся

И фотоальбомы,

Фильмы и коды

Ключи электронные…

Действительно, какой только информации нет внутри нашей Флешка?!

Скажите, уважаемая Флешка, а вы всегда были такой как сейчас?

Флешка: Конечно, нет. Мои пра-пра-пра-пра бабушки выглядели совсем по- другому.

 

Воспитатель -  Как бы нам с ребятами хотелось с ними познакомиться. Но ваши  пра-пра-пра-пра бабушки жили так давно…

 

Флешка - Я приглашаю вас в путешествие во времени!

Воспитатель - Но как же мы окажемся в другом времени, ребята? Что нам делать? (ответы детей)

Давайте построим «машину времени» и отправимся в ней в далёкое прошлое.

Все садятся в «машину времени». Звучит музыка. На экране монитора картинки.

В - ль:  Мы оказались на африканском континенте в самой старой пустыне Намибии. Здесь пески и скалы. Древние люди жили в пещерах. Они оставили нам рассказы о своей жизни в наскальных рисунках. (Показ слайдов)

 Как вы думаете, легко было высекать в камне рисунки? (ответы детей)

Предлагаю попробовать высечь на камне солнце. Ребёнок пробует высечь что-то на камне.

Вывод:  Это сложно и неудобно. Потому, что нельзя никуда увезти картинки и показать другим людям.

В гости приходит индеец из племени Маниту:

Моя ваших очень любить

Вождь Маниту вам письмо приносить

Вождь Маниту не умеет писать

Мои узелки вам всё рассказать…

В - ль: Вождь Маниту говорит с нами на языке жестов. Это самый универсальный язык всех народов. Его понимают практически все. Можно разговаривать с помощью мимики и жестов. Давайте поговорим с вождём на его языке. Дети повторяют речь вождя, сопровождая её жестами.

Вождь отдаёт «Узелковое письмо»

В - ль: Попробуем разгадать узелковое письмо.  Узелки  завязаны на ниточках разных цветов. Красная – Я. Белая – Вы (много узелков). Они связаны между собой – вместе. Серая или коричневая – дорога. Голубая или синяя – река.

В - ль: На чём ещё в пустыне можно было рисовать? (ответы детей). На песке?  

- Я предлагаю вам попробовать нарисовать солнышко на песке.

Дети рисуют на поверхности песка в спец. лотках.

 В - ль  предлагает перенести лоток и понаблюдать, - что будет с картинкой?

Вывод: Рисунок не сохраняется, потому, что песок сыпуч.

Время шло и всё менялось. Я предлагаю всем с помощью «машины времени» переместиться на несколько столетий вперёд.

Дети занимают свои места в «машине времени». Звучит музыка. Мигают иллюминации.

В - ль: Мы оказались в Египте. Это страна древних пирамид, фараонов. Здесь тоже много рисунков на гранитных монументах. Но Египет знаменит тем, что там научились делать папирус. Пластинки из папируса очень похожи на бумагу, но гораздо толще.  Его изготовляли из тростника- папируса ,который растёт по берегам полноводной реки НИЛ. (демонстрация видео). 

В - ль: А сейчас я предлагаю всем рассмотреть , потрогать папирус и попробовать нарисовать на нём  древние символы. (Символы распечатаны на листах для демонстрации).

Дети садятся за столы и рисуют кисточками и гуашью на папирусе символы (древние знаки).

Вывод: Листы папируса можно сложить как книгу. Но она получается большая и тяжелая, занимает много места.

В - ль: Где же всё-таки изобрели бумагу, на которой мы любим, рисовать и писать?

Я снова приглашаю вас  в «машину времени».

Звучит музыка. На экране слайды о Китае.

 Какая мягкая и нежная музыка, будто сама природа поёт. Где мы?

Мы оказались в Китае.

Физминутка в технике У-ШУ.

В - ль: Китайцы первыми научились делать бумагу и долго хранили в секрете её изготовление.

-Зачем нужна бумага? (ответы детей)

-Что и как на ней писали? (ответы детей)

-Чем писали? (ответы детей)

Предлагаю вам ненадолго  стать китайцами и изобразить иероглифы, которые обозначают………(показ иероглифов и объяснение их значения)

Дети пробуют писать угольками, но обращают внимание на то, что когда стряхиваешь бумагу, - уголь осыпается.

Вывод: Угольками писать неудобно.

В - ль: Китайца нашли способ сделать уголь жидким. Они его растолкли в порошок и добавили немного масла. Получились своеобразные чернила.

А сейчас выберите иероглиф, который вам больше всего нравится, и попробуйте его написать специально заточенной палочкой. Если обмакнув, писать широким концом, - то получится широкая линия. Чтобы сделать узкую линию, - нужно писать узким концом.

Дети выполняют работу самостоятельно.

Итог:

- В каких странах вы сегодня побывали? (Намибия.  Египет. Китай.)

- Что новое узнали о носителях информации? (Высекали  на камне. Писали на песке. Рисовали на папирусе и бумаге.

- Какими они были? (ответы детей)

- Какой носитель информации вам кажется наиболее удобным?

Вы можете взять на память листы папируса с изображёнными древними символами и загадочными иероглифами. Обязательно расскажите дома обо всё, что сегодня узнали.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Флешка - путешественница Это путешествие обещает быть интересным и увлекательным. Мы познакомимся с разными видами письменности, способами написания и хранения готовой информации, дошедшей до нас сквозь века.

Слайд 2

У нас в гостях госпожа Флешка Совершим путешествие во времени. Познакомимся с «родственниками» Флешки – носителями информации.

Слайд 3

В машине времени мы переместились в далёкое прошлое и оказались в пустыне Намибии Люди оставляли информацию на каменных носителях (скалах). Высекать такие рисунки было очень трудно и утомительно.

Слайд 4

Изучаем рисунки из далёкого прошлого Люди оставляли информацию ( на каменных носителях)о своей жизни. О том, что они занимались охотой, чтобы прокормить свои семьи.

Слайд 5

В пустыне Намибии песок и скалистые горы… Люди пробовали оставлять информацию на песке, но её уносили ветры. Песок сыпуч и не годится для длительного хранения информации.

Слайд 6

Рисуем палочками на глиняных дощечках Люди оставляли информацию на глиняных дощечках. Они тоже стали своеобразным носителем информации. Наносить рисунки на мягкую глину было проще. Потом пластина высыхала и становилась подобной камню.

Слайд 7

У нас в гостях вождь племени Маниту Он говорит с нами на языке «молчаливых». Это язык мимики и жестов. Такую информацию хранить не возможно.

Слайд 8

Разминка. Разговор на языке мимики и жестов. Пантомима. Оказывается, можно разговаривать без слов. Это универсальный язык. Его понимает любой человек. Любой национальности. Предварительно дети были ознакомлены с историй древнего царя Тиридата.

Слайд 9

Вождь Маниту оставил нам «Узелковое письмо» Пробуем расшифровать. Обращаем внимание на цвет нити (зелёная – лес, синяя – река, коричневая – дорога и т.п.). Такой вид письменности совершенно не удобен. Со временем нити запутаются или испортятся.

Слайд 10

В машине времени (на фоне колоритной музыки ) мы переместились в далёкое прошлое и оказались в др. Египте С помощью видео мы узнали, как в Египте делали папирус. На нём изображали рисунки. Папирус пригоден для сохранения информации.

Слайд 11

Папирус толще бумаги. Он шершавый на ощупь. Имеет желтовато - зелёный оттенок. Пишем заточенными палочками и гуашью. Папирус может служить носителем информации.

Слайд 12

В машине времени, на фоне колоритной музыки, мы переместились в далёкое прошлое и оказались в др. Китае В Китае изобрели бумагу и долго держали в секрете способ её изготовления

Слайд 13

В Китае традиционно сидят на полу за низкими столами-скамеечками… Рисуем угольками. Он легко оставляет след на белой гладкой бумаге. Но если лист потрясти, - то рисунок, сделанный угольком , осыпается. Это не удобно и придумали чернила.

Слайд 14

На белом листе бумаги писать, легко и приятно Листы можно скреплять друг с другом. Получаются красивые, красочные книги. Книги –самый популярный и доступный носитель информации.

Слайд 15

Путешествуя в машине времени по разным странам, мы узнали о предках нашей Флешки Флешка – очень удобный носитель информации. На одной флешке можно разместить целую библиотеку, а так же видео, фото и другую нужную информацию.

Слайд 16

Наше путешествие в машине времени закончилось Надеюсь, идеи знакомства с разнообразными носителями информации покажутся Вам интересными


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказка М.Гаршина "Лягушка-путешественница"

Занятие по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе детского сада...

Непосредственно образовательная деятельность для детей подготовительной к школе группы. Тема: "Вода - неутомимая путешественница".

Знакомство детей со свойствами воды и ее состояниями  в природе. Воспитание бережного отношения к воде, как к природному ресурсу....

Сценарий экологического спектакля "Лягушка - путешественница"

Спектакль экологической направленности...

Конспект занятия по математике в детском саду, тема «Матрешки-путешественницы»

Закрепить знания о геометрических фигурах ( круг, квадрат, треугольник) и цветах (желтый, зеленый, синий, красный). Упражнять в умении сравнивать два предмета по величине и обозначать результаты ...

"Матрешки-путешественницы"

Конспект  интегрированного занятия по математике и рисованию во второй младшей группе...

Открытое интегрированное занятие по ФЭМП во второй младшей группе на тему: «Матрёшки - путешественницы».

Упражняться в счете в пределах  трех и в   сравнении количества предметов          Закреплять умение  соотносить цифры 1-3 с количество...

Статья "Повышение уровня ИКТ-компетентности педагогов на примере работы творческой группы «Флешка»"

В статье описывается работа творческой группы по повышению ИКТ-компетентности педагогов....