Непосредственно образовательная деятельность для детей подготовительной к школе группы. Тема: "Вода - неутомимая путешественница".
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Конина Ольга Владимировна

Знакомство детей со свойствами воды и ее состояниями  в природе. Воспитание бережного отношения к воде, как к природному ресурсу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon voda_-_neutomimaya_puteshestvennica.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Вода – неутомимая путешественница».

Программное содержание: познакомить детей с тем, в каком виде вода существует в природе, с различными явлениями (дождь, снег, иней, туман и т.д.) и состоянием воды в окружающей среде; познакомить детей с основными свойствами воды; учить понимать необходимость бережного отношения к воде как природному ресурсу.

Оборудование: глобус, картинки с изображением пейзажей, «чашка и капельки» для дидактического упражнения, яблоко, морковь; стаканчики с водой, ложечки, соломинки, картинки по количеству детей, жидкость различного цвета и запаха, запрещающие знаки.

Предварительная работа: занятия на тему «Кому нужна вода?», «Кто в реке живет?», «Лед», рассказ о необходимости воды для всех живых существ, игры с водой, со снегом, ежедневное обращение с водой.

Ход занятия:

1часть.

  1. Ребята, вы помните, как называется модель Земли, которую я держу в руках? (Глобус).
  2. А кто знает, что на глобусе обозначается голубым цветом? (Вода).
  3. Правильно. На нашей планете очень много воды. Вода – это реки, озера, моря и конечно же океаны, которые занимают большую часть нашего земного шара.

На нашей Земле океанов – четыре:

Индийский – самый соленый в мире,

Океан Атлантический славен сельдями,

Ледовитый все время спит подо льдами,

А Тихий, конечно же, вовсе не тихий –

А буйный, глубокий и самый великий!

      Нет на Земле ни одного живого организма, который может прожить без воды. Давайте вспомним, кому и для чего нужна вода?

(Людям, чтобы пить, готовить, еду, стирать, мыться и т.д.

Животным, чтобы пить, купаться и т.д.

Растениям, чтобы жить, не засохнуть.)

  1. Действительно, вода нужна всем. И нам с вами тоже. Ведь и на завтрак, и на обед, и на ужин мы обязательно что-то пьем.

Я принесла вам необычную чашку. Она абсолютно пустая. Вы должны наполнить ее капельками, которые у вас есть. Но положить в чашку капельку может только тот, кто назовет жидкость, которую можно пить. Дидактическое упражнение «Что мы пьем?»

А еще вы не назвали супы, фрукты и овощи. Да, да. Ведь в каждом овоще и фрукте есть жидкость, которая называется сок. Давайте посмотрим, сколько сока в моркови и яблоке.

(Воспитатель отжимает сок из натертых на терке яблока и моркови).

 

2 часть.

- А вы знаете, ребята, что вода – это настоящая волшебница. Она умеет превращаться и изменяться. Угадайте, во что превращается вода?

                Без пути и без дороги

                Ходит самый длинноногий.

                В тучах прячется, во мгле,

                Только ноги на земле.          (Дождь)

                Что за звездочки сквозные

                На пальто и на платке,

                Все сквозные, вырезные,

                А возьмешь – вода в руке?     ( Снежинки)

                Растет она вниз головою,

                Не летом растет, а зимою.

                Но солнце ее припечет,

                Заплачет она и умрет.      (Сосулька)

Еще вода умеет превращаться в пар, в туман, в иней, в росу, в облака, в снег. И морозные узоры на стеклах – это тоже вода.

(Предложить детям картинки с изображением пейзажей в различное время года).

  1. Найдите воду. Кто узнает ее? (Дети находят и называют воду в видоизмененном состоянии).

Физкультминутка:

К нам прилетела тучка.

 

Я тучка осенняя

Синяя, синяя

Пусть небольшая,

Но сильная, сильная.

Если только захочу

Всех насквозь вас промочу.

Пролетела тучка и превратила всех наших ребят в капельки.

Полетели капельки на землю, прыгают, играют. Скучно им стало по одиночке играть. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками. Встретились разные ручейки и стали большой рекой. Плывут капельки в большой реке, путешествуют.

Текла-текла река и попала в озеро. Плавали, плавали они там, пока не начало пригревать солнышко. И тогда вспомнили капельки, что тучка велела им назад вернуться. Стали капельки легкими, потянулись вверх и испарились под лучами солнца.

Вот так происходит и в природе, каждый день солнце нагревает воду в реках, озерах, морях. Вода превращается в пар, как в чайнике, когда он кипит. В виде пара крошечные, невидимые капельки влаги поднимаются в воздух. И чем выше они поднимаются, тем холоднее становится воздух.  Там  пар снова превращается в воду. Образуются облака. И когда в облаках набирается очень много капелек, они становятся слишком тяжелыми, тогда капельки в виде дождя проливаются на землю. Вода стекается в ручьи, ручьи  - снова попадают в реки, а реки текут в озера или моря. Затем вода возобновляет свой путь. Все это называется круговорот воды в природе.                 

3 часть.

  1. А теперь, как маленькие звонкие  ручейки, мы легко и быстро переместимся с вами за столы и получше познакомимся с обычной питьевой водой. Помогут нам в этом наши помощники: глаза, нос, язык и конечно же руки.

Опыт 1. «Вода – прозрачная».

  1. Перед вами стоят стаканчика с водой. Какого цвета вода? (Прозрачная).
  2. А что же это значит? (Воспитатель берет стаканчик с молоком).
  3. Какого цвета молоко? (Белого). Я спрячу за стаканом картинку. Вы видите, что нарисовано на картинке? (Нет). А теперь спрячьте картинки за своими стаканчиками. Что нарисовано на них вы видите? (Да). Это значит, что вода прозрачная. Какие помощники помогли это определить? (Глаза).

Опыт 2. «У воды нет запаха».

  1. А теперь понюхайте воду и скажите, чем она пахнет (или совсем не пахнет)? (Не пахнет).
  2. Какой помощник помог вам это почувствовать? (Нос).

Опыт 3. « У воды нет вкуса».

- Теперь попробуйте воду через соломинку и скажите, какая она на вкус?

Если дети отвечают, что вода вкусная, уточнить, какой вкус: сладкий, соленый, горький? Предложить попробовать еще. Дети должны убедиться, что у воды нет вкуса.

Какой помощник помог определить это? (Язык).

А вот вода в морях и океанах соленая, потому что в ней много солей. Но человек ее пить не может.

Ну, а теперь, давайте поиграем! Сможете ли вы узнать чистую питьевую воду?

1.Предложить 2 стакана: в одном вода, в другом – сок. Как определите, где вода? ( По цвету)

2.Показать 2 стакана, накрытых конусами и предложить определить в котором из них вода. Как определите? ( По запаху)

3.Из 3 стаканов с прозрачной жидкостью нужно выбрать стакан с водой. В одном – минеральная вода, в другом – сладкая , в третьем – чистая вода. Как определить, где вода? ( По вкусу).

Опыт 4. «В воде растворяются некоторые вещества»

  1. Помните, я говорила, что вода волшебница? В ней могут растворяться некоторые вещества. Положите в стакан с водой кусочек сахара и помешайте ложечкой. Что происходит с сахаром? (Он растворяется, тает в воде).

     Мы всегда растворяем сахар в чае, поэтому чай становится сладким.

4 часть.

Но как вы думаете, растворится ли в воде мусор, который люди бросают в реки и озера? (Нет). Растворятся ли банки, бутылки, бумажки от мороженого? (Нет). Что произойдет с морями и реками, если в них будут кидать мусор?( Станут грязными). Смогут ли в такой воде жить рыбы и другие животные?(Нет).Значит чего нельзя делать ни в коем случае? (Нельзя бросать мусор в реки и озера, нельзя загрязнять моря).

А можно ли пускать воду сильной струей, расходовать ее понапрасну, оставлять кран открытым? (Нельзя). Правильно. Кажется, воды на Земле много. Вон сколько голубой краски на глобусе! Но, ведь, и людей на Земле живет очень много. Каждый берет воду чистую, а использовав, выливает в канализацию грязную воду. Что же мы с вами должны делать, ребята? (Мы должны воду беречь).

Правильно. Ведь вода – это подарок природы, подарок Бога, а подарки нужно беречь.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы в образовательной области «Познание» Тема: «Сделай мир ярче»

  Было бы неправдой говорить, что проблема мусора является новой. Как-то в одной из телепередач о следах пребывания первобытных людей была показана гора мусора длинной несколько десятков м...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности (для детей с задержкой психического развития) «Осторожно – электроприборы»

- Закрепить у детей представление об электроприборах, об их назначении  для людей, о  правилах пользования ими;- повторить правила действия во время пожара;- повторить единый номер служ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группе по изобразительной деятельности (аппликация) тема: «Бабочка»

Образовательная область: познавательное и художественно-эстетическое развитие.Вид деятельности: непосредственно-образовательное.Возрастная группа: подготовительная к школе группа.Цель: становление эст...

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группе с использованием личностно-ориентированной, игровой и здоровьесберегающих технологий. Тема: «Путешествие по математическим станциям». Образовательная область

Программное содержание: Образовательная область: «Познавательное развитие». Интеграция с областями: «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие». Цели...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы По образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» Тема: « Зима в лесу»

Цель: Закрепление умения передавать в рисунке пейзаж, характерные особенности зимы, используя нетрадиционную технику.Задачи:1. Образовательная:- развивать умение рисовать пластиковыми вилками по бумаг...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» на тему:"Зима"

Цель: Закрепление умения передавать в рисунке пейзаж, характерные особенности зимы.  Программные задачи:1. Образовательная- формировать умение рисовать гуашью, правильно подбирать фон;-...