Главные вкладки

    Конспект НОД в старшей группе «Опытно-экспериментальная деятельность» (экспериментирование с водой и воздухом)
    план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

    Конспект НОД в старшей группе " Опытно-эксперементальная деятельность"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл ns1.docx20.27 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект НОД в старшей группе «Опытно-экспериментальная деятельность» (экспериментирование с водой и воздухом)

      

    Интеграция образовательных областей:

    «Познание»

    - Закрепить представление детей о свойствах воздуха (невидим, бесцветен, не имеет запаха, при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается); о свойствах воды (без запаха, прозрачная, не имеет постоянной формы, является растворителем для некоторых веществ)

    - Развитие органов слуха, зрения, обоняния.

    - Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.

    «Коммуникация»

    - Способствовать развитию свободного общения с взрослыми и детьми.

    - Активизировать речь и обогащать словарь детей.

    « Социализация»

    - Развитие сообразительности, умение самостоятельно решать поставленную задачу.

    - Учить делать выводы в процессе эксперимента.

    - Воспитывать дружеские взаимоотношения.

    «Здоровье»

    - Формирование умений у детей делать глубокий вдох, удерживать воздух и медленно его выдыхать.

    «Безопасность»

    - Закрепление правил безопасности поведения во время проведения экспериментов с воздухом и водой.

    «Труд»

    - Воспитание уважительного отношения к труду людям науки.

    «Музыка»

    - Обогащение музыкальных впечатлений.

     

    Предварительная работа:

    Занятия детей в мини-лаборатории. Опыты с водой, воздухом, магнитом, песком, глиной и другими материалами.

    Оборудование:

    - Воздушные шары(с гелием);

    -ёмкость с холодной и горячей водой;

    - пластмассовая бутылка;

    - шарик;

    - 2 стаканчика;

    - стакан с молоком;

    - ёмкости разной формы;

    - картинка с изображением воздушного шара с корзиной;

    - картинки;

    - лёд;

    - магнитофон;

    - глобус.

    Ход занятия:

    Организационный момент:  «Приветствие»

    Воспитатель: Посмотрите, у нас сегодня гости!

    Давайте мы поздороваемся с нашими гостями и всем, что нас окружает.

                   Здравствуй небо (руки вверх)               

                   Здравствуй  земля (приседают)

                   Здравствуйте  мои друзья (руки в перед)

                   1,2,3,4,5(загибаем пальцы рук)

    Вмести мы в кругу опять (беремся за руки)

    Будем дружно мы играть.

    В путешествие мы хотим опять (идут по кругу)

    Воспитатель: На чем можно отправиться в путешествие? (ответы детей) Предлагаю сегодня воспользоваться воздушным шаром. Вы не против? (нет)

    Воспитатель вносит большой гелиевый шар , а дети и педагог встают вокруг него.

     Нам в пути нужен важный помощник.

    О нем говорится в загадке:

    Через нос проходит в грудь

    И обратно держит путь

    Невидимка он, и все же

    Без него мы жить не можем. (воздух)

    Воспитатель: Воздух везде. Посмотрите вокруг.

    Кто видел воздух? (ответы детей). Да воздух невидимка, но он всегда вокруг нас. Без него мы не могли бы жить, так как нечем было бы дышать.

    А теперь, ребята, давайте проверим, как долго мы можем не дышать. (упражнение «Глубокий вдох и выдох через 5-7 секунд» )

    А почему мы не видим воздух? (ответы детей). Воздух невидим, так как он прозрачен.

     А хотите увидеть воздух? (да)

    Для этого нам необходимо пройти в нашу лабораторию.(дети садятся на стульчики)

     Но сначала повторим правила безопасного поведения при экспериментировании:

    1.      Не толкай соседа во время работы.

    2.      Сначала посмотри, потом повтори.

    3.      С горячей водой будь осторожен!!!

    ( на доску вывешиваются соответствующие картинки)

    Эксперимент № 1:

    Воспитатель: Для этого эксперимента необходима ёмкость с водой и пустой стакан.

    Стакан опускается в ёмкость с водой горлышком вниз. Попадает ли  вода в стакан? Почему нет? (ответы детей)

    Вывод: В стакане есть воздух, он не пускает туда воду.

    Эксперимент № 2:

    Стакан наклонить – чтобы появились пузырьки.

    Воспитатель: Что вы видите? (пузырьки)  Откуда они взялись? (ответы детей) Что происходит со стаканом? (он наполняется водой). Какой следует вывод из этого эксперимента?

    Вывод: Воздух выходит из стакана, его место занимает вода.

    Воспитатель открывает изображение воздушного шара.

    Воспитатель: Скажите, зачем под шаром расположена горелка? (ответы детей).  Сейчас мы с вами узнаем, что происходит с воздухом, когда его нагревают.

    Эксперимент № 3:

    Воспитатель: Для этого эксперимента нам понадобится пустой  воздушный шарик  и пластиковая бутылка.

    Шарик нужно надеть на горлышко бутылки и  подержать ее в течении 1 мин. в горячей воде. - Что вы видите? (Шар надувается) Как вы думаете  почему он надулся? (предположения детей)

    Вывод: При нагревании воздух в бутылке расширяется и заполняет шар, он надувается.

    Затем воспитатель ставит бутылку с шариком в холодную воду.

    - Что происходит с шариком? (Шарик сдувается) Почему шарик сдулся? (предположения детей)

    Вывод: Воздух при охлаждении сжимается и выходит из шарика - он сдувается.

    Воспитатель: Зачем же нужна горелка? (ответы детей). При нагревании воздух расширяется и заполняет шарик. Когда горелка выключается, воздух постепенно охлаждается и сжимается - шар сдувается.

    Воспитатель: Нам пора дальше  отправляться в полёт! Занять свои места. Полетели. (Дети встают вокруг шара.Воспитатель достаёт глобус.) Дети, что это у меня в руках? (глобус).Правильно,  так выглядит наша земля из космоса. Что на глобусе        обозначено        синим цветом? (Вода) Послушайте стихотворение о воде.(его нам прочтёт Вика М.)

    Вы слыхали о воде?

    Говорят она везде!

    В луже, море, океане

    И водопроводном кране.

    Как сосулька, замерзает,

    В лес туманом заползает,

    На плите у вас кипит,

    Паром чайника шипит,

    Растворяет сахар в чае.

    Мы её не замечаем.

    Мы привыкли, что вода

    Наша спутница всегда!

    Без воды нам не умыться,

    Не наесться, не напиться.

    Смею вам я доложить –

    Без воды нам не прожить!

    Воспитатель: И, правда, без воды жизнь представить сложно. Внимание, вот мы и прилетели! Приземляемся! (Дети выходят.)

    Кто то к нам идёт на встречу! (включается запись песни «Я водяной, я водяной…», входит Водяной)

    Водяной: Здравствуйте! Очень рад вас видеть! Я так люблю шлёпать босыми ногами по лужам, купаться, брызгаться. После этого на руках и ногах в солнечных лучах переливаются прозрачные капельки. Только мне непонятно: куда потом исчезает эта вода? И еще, зимой, я хотел искупаться в своей любимой речке, а вместо воды - лёд. Откуда он взялся?

    Воспитатель: Уважаемый Водяной, мы с ребятами попробуем ответить на  ваши вопросы. Для этого нужно вооружиться вниманием и терпением.

    Пройдёмте в лабораторию.

    Воспитатель:   Водяной, мы покажем, какими свойствами обладает вода.  Дети обратите внимание: на столе  в контейнере лежит лёд. Мы позже к нему вернёмся.

    А сейчас, мы узнаем о свойствах воды .

    Эксперимент№ 4:

    Взять стакан с чистой водой и понюхать её.

    Воспитатель: Имеет ли вода запах? (Нет, вода не имеет запаха.)Значит  какой вывод мы сделаем из этого эксперимента?

    Вывод: Вода не имеет запаха.

    Эксперимент№ 5:

    Воспитатель: Для следующего эксперимента нам понадобится стакан с водой, стакан с молоком и картинки. Поставить на картинку стакан с  водой и рассмотреть , что нарисовано на картинке. Затем проделать тоже самое  со стаканом молока

    Воспитатель: Вам видно, что нарисовано на картинке? (Там, где вода, видно, а где молоко - нет.) Какой можно сделать вывод из этого эксперимента?

    Вывод: Вода прозрачная.

    Эксперимент № 6:

    Воспитатель: Сейчас нам понадобятся стакан с водой, соль и ложка.Нужно положить в стакан ложку соли и  размешать.

    Воспитатель: что произошло с солью? (соль  растворилась)

    Мы делаем следующий вывод.

    Вывод: Вода является растворителем для некоторых веществ.

    Эксперимент № 7:

    Разлить воду по разным сосудам.

    Воспитатель: какую форму приняла вода? (Форму той посуды, в которую её налили)

    Вывод: Вода не имеет постоянной формы, она принимает форму того сосуда, в который её налили.

    Ребята, мы с вами хорошо потрудились, а сейчас пришло время отдохнуть

    Физкультминутка:  «Дождик»

    Капля раз, капля два.

    Очень медленно сперва,

    А потом, потом, потом

    Всё бегом, бегом, бегом.

    Мы зонты свои раскрыли,

    От дождя себя укрыли.

    Воспитатель: Ребята, давайте пройдем к столу, на котором был лёд. Что вы видите? Почему это произошло? (ответы детей)

    Водяной: Жаль, что лёд растаял, я так люблю его есть.

    Воспитатель: Что ты! Сосульки и лёд нельзя есть! Почему, дети нельзя есть лёд? (ответы детей).  Давайте докажем, что лед грязный. (профильтруем)

    Эксперимент № 8:

    Воспитатель: Нам понадобится сосуд, воронка и фильтр.

    Нальём  талую воду из тарелки в воронку с фильтром.

    Воспитатель: (показывает фильтр) Чистый  или грязный лёд?(грязный) Почему?(фильтр стал грязным) Водяной, можно есть лёд или нет?

    Водяной: Что вы! Я больше никогда не буду есть лёд и снег.

    Воспитатель: Давайте повторим свойства воды.

    Водяной: Спасибо вам. Я запомню свойства воды и никогда их не забуду. Вот вам шарики на память об этом путешествии. До свидания.

    (Водяной уходит)

    Воспитатель: Нам пора возвращаться в детский сад. Занимайте места. Закрываем глаза. Раз, два, три, четыре, пять и мы с вами в саду опять! Прилетели.

    Человек! Запомни навсегда:

    Символ жизни на Земле - вода!

    Экономь её и береги.

    Мы ведь на планете не одни!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия в старшей группе по образовательной деятельности «Познание» на тему «Правильное питание – залог здоровья».

    Цель занятия:Формирование у старших дошкольников представления о необходимости заботы о своем здоровье, о важности правильного питания, как составной части сохранения и укрепления здоровья.Задачи заня...

    Конспект занятия в старшей группе тема: «Путешествие в царство Волшебницы Воды»

    Вы слыхали о воде?Говорят она везде!В луже, в море, в океанеИ в водопроводном кранеКак сосулька замерзает,В лес туманом заползает,Ледником в горах зовется,Лентой серебристой вьетсяМы привыкли, что вод...

    Открытое занятие в старшей группе опытно-экспериментальной деятельности «Волшебная соль»

    Открытое занятие в старшей группе опытно-экспериментальной деятельности «Волшебная соль»...