Главные вкладки

    Мастер - класс на тему: «Откуда дождь пришёл?!»
    план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

    Панкова Татьяна Владимировна

    Главным принципом, который я использую в работе с детьми – это принцип проблемности, который помогает мне создать проблемные ситуации, в решение которых вовлекаются дети. У них появляется потребность решить задачу, проверить её на практике, сделать вывод, обобщить результаты, сравнить их со своими предположениями. Дети проверяют свои предположения опытным путём, а затем определяют, чьи предположения были правильными, а чьи – нет.Опытно-экспериментальная деятельность детей позволяет углубить знания детей об окружающих их объектах природы и природных явлениях, воспитать аккуратность, умение слушать взрослого, терпение, бережное отношения ко всему живому.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл otkuda_beryotsya_dozhd_2.docx37.14 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение-

    детский сад комбинированного вида № 38 « Семицветик»

    г. Балаково Саратовской области

    Конспект непосредственной образовательной деятельности

    в подготовительной группе  

    на тему:

    «Откуда дождь пришёл?!»

    Воспитатель:

    первой квалификационной категории

    Т. В. Панкова

    Интеграция образовательных областей:  «Познание» (формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей)  «Коммуникация»,

    «Музыка», «Чтение художественной литературы»

    Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, восприятие художественной литературы.

    Задачи:

    -  Развивать поисковую деятельность детей: способность к определению задач на основе поставленной проблемы; умение планировать этапы своих действий, аргументировать свой выбор. 

    - Выявить, обогатить и закрепить знание о дожде,  видах дождя .

    - Развивать наблюдательность, творческое воображение, познавательный интерес к окружающему миру, а также память, связную речь, умение анализировать и делать выводы. 

    - Формирование у дошкольников осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам как средство развития основ экологической культуры

    Предварительная работа:

    • Беседа с детьми о значении воды
    • Чтение стихотворения Н.Николаенко «Дождик-душ» и других стихотворений о дожде ,облаках, воде.
    • Чтение сказки Т.А Шорыгина «Приключения Кап и Ли»
    • Чтение сказки «Капитошка. Путешествие воды»
    • Чтение сказки «Круговорот воды в природе»
    • Проведение отдельных  опытов с водой  (состояния воды, свойства воды)
    • Дидактическая игра «Кому нужна вода»
    • Рисование на тему « Путешествие Капельки»
    • Познавательная игра «Где, какая вода бывает?», «Хорошо или плохо».
    • Презентация  на тему: «Какие бывают облака», «Какие бывают дожди»
    • Планируемые результаты:
    • Имеет представления о возникновении облаков и дождя, знает виды дождя , знает о пользе дождя для всего живого, выполняет этапы эксперимента, умеет делать выводы.
    • Оборудование и материалы:
    •  Видеосюжет « Почему идёт дождь», презентация: «Какие бывают дожди»,
    • глобус, иллюстрации с изображением природных явлений, круговорота воды в природе, контуры облаков, музыкальное сопровождение, медальки.
    • Для опытов: вата, баночки с водой, пинцеты, пипетки, альбомные листы.

    Счастье – это быть с природой, видеть её, говорить с ней….

    Ход НОД

    (звучит мелодия  «Дорогою добра»)

    Организационный момент.

    Воспитатель входит в группу и держит за ниточку геливые шарики в виде небольшого облачка.

    - Здравствуйте, ребята! Когда я сегодня шла в детский сад, то по дороге встретила…….Как вы думаете что это? Правильно, ребята это облако. Но облако это непростое. Облако это с письмом. Давайте с вами посмотрим, что же это за письмо (читаю). Ребята, письмо это из научной лаборатории. Адресовано оно вам – ребятам- дошколятам. Давайте все вместе его прочитаем!

    Дорогие ребята!

    Мы знаем, что вы очень любознательные дети и вас интересует физика и всё что с ней связано. Ведь слово «физика» переводится как «природа». Поэтому у нас к вам есть вопрос «Откуда берётся дождь?»  

    - Вот такое интересное письмо. Ребята, а вы знаете откуда берётся дождь? Я сегодня предлагаю вам разобраться в этом вопросе. Но для начала отгадайте загадку:

    На ноге стоит одной

    Крутит, вертит головой

    Нам показывает страны

    Реки, горы, океаны.

             (глобус)

    Работа с глобусом

    - Ребята, глобус – это макет земного шара. Давайте с вами внимательно его рассмотрим. Какие цвета мы можем увидеть на глобусе (голубой, жёлтый, зелёный коричневый, белый).  Что обозначают эти цвета на глобусе? ( Жёлтый, коричневый, зеленый – обозначают  сушу, белый – снег или лёд, голубой, синий цвета – обозначают воду).

    Какого цвета больше на глобусе? (голубого)

    Какой вывод мы можем сделать? На нашей Земле много воды. Большие голубые  пространства – это океаны и моря, реки и озёра, пруды. Что интересного вы можете рассказать о воде? (вода – источник жизни, человек не может прожить без воды, так как на 70% состоит из воды. Земля – единственная планета, где вода присутствует в жидком состоянии.)

    Иллюстрации  с изображением природных явлений: В каком состоянии вода присутствует в разное время года в природе? (снег, дождь, туман, иней, сосулька, лёд, морозные узоры и т. д)

    В каком ещё состоянии в природе присутствует вода? (дождь)

      Воспитатель : Дети, а что такое дождь?

      Дети: Это капельки, которые падают с неба.

     Воспитатель. А откуда он идет?

     Дети. Из облачка или тучки.

     Сейчас я предлагаю вам посмотреть небольшой видеосюжет о том как же на самом деле появляется дождь в природе .

    1. Беседа с детьми по содержанию видеосюжета о природе дождя.

    Как рождается дождь? (Каждый день солнце нагревает воду в морях и реках. Вода под лучами солнышка испаряется, крошечные капельки поднимаются в воздух и там соединяются.)

    Где собираются капельки воды, и что происходит потом? Капельки воды превращаются в  большое облако, облака в тучи. Капелек много и тучка уже не помещает их, становится тяжелой.   Вот тогда на земле начинается дождик и мы бежим за зонтиками.

    А сейчас я хочу пригласить вас в лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория? (это место где учёные проводят опыты и эксперименты). Но прежде чем приступить к работе, давайте вспомним правила поведения в лаборатории.

    Как нужно себя вести? (тихо, спокойно)

    Что нельзя делать? (толкаться)

    Почему? (чтобы не испортить оборудование)

     А ещё ничего нельзя трогать без разрешения.

    Опыт № 1

    Плотно сжать сухой комочек ваты. Затем опустить его в блюдце с водой. Комочек ваты будет разворачиваться и набухать от воды.  Осторожно приподнять вату пинцетом за верхнюю часть над блюдцем. Если воды достаточно, то капли начнут падать в блюдце.

    (пояснение опыта:  - Ребята, представьте , что в руках у меня маленькое облачко, оно насыщается водой. Воды набралось очень много, наше облачко превратилось в тучку, капельки не могут удержаться в ней и начинают падать.То же самое происходит в природе. Идёт дождь. Туча, туча, что несёшь? Отвечает туча….(дождь).

    Физминутка « Дождик»

     - Мы с вами сказали в воздухе капельки воды образуют облако. Часто ли Вы поднимаете голову и наблюдаете за плывущими и меняющими форму облаками?  Оказывается облака тоже бывают самых разных форм и размеров. С виду облака похожи на громадные комья ваты. Они  легкие, поэтому не падают вниз, а парят в небе.

    Сейчас мы с вами выполним небольшую практическую работу. Перед вами лежат контуры облаков. Внимательно рассмотрите их , обведите карандашом и назовите.

    (пока выполняется задание звучит мелодия облака)

    http://50ds.ru/img/_3MO0Y2ML9.jpg

    Звучит мелодия «Весна. Лёгкий дождь»

    Дождь… Как много он способен рассказать. Его часто ругают, не любят, но иногда и очень ждут. Ведь он спасает человечество от засухи, дарит прохладу в жаркий день и свежесть всему живому. Дождь способен изменить окружающий мир до неузнаваемости.

    - А какое настроение у вас вызывает дождь? (ответы детей)

    Дождь – это известное явление природы. Но дождь дождю рознь, очень уж разный у них характер и внешний вид.  Я предлагаю вам посмотреть какие бывают дожди?

    Показ презентации

    Беседа после показа

    • В какое время года идёт тот или иной дождь?( грибной дождь идёт летом, полосовой дождь может идти и лето и осенью на одной улице есть, а на соседней нет; слепой дождь, ливень идут летом ; затяжной дождь идёт больше весной или осенью; снежный дождь , дождь с градом  зимой или  в холодное время года
    •  Почему вы так решили?
    •     Похож ли летний дождь на осенний?  (летом идут грибные, слепые , озорные дожди. Осенью дождь моросящий, затяжной , холодный). А зимой дождь превращается в снег.

    ИЛЛЮСТРАЦИИ :

    Так чем же полезен дождь? (растениям он нужен для роста);

    Человеку облегчает труд поливает огороды

    Летом дождь спасает от жары и людей и животных

    Опыт № 2

    Форма дождевых капель при приземлении.

    Наполни пипетку чистой водой. Держи пипетку на высоте примерно 30 см над бумагой и капни одну каплю воды. Обведи край капли фломастером или ручкой. Повтори действия. Получились капли одной формы? Вывод: все капли разной формы.

    Какой бывает дождь? Обогащаем словарь детей.

    Цель игры: обогащать словарь детей новыми словами.

    Стихи к игре:

    Дождик крапал, моросил,
    Припускал, стучал, косил,
    Ливнем лил, стеной стоял,
    Барабанил, травы мял.
    Дождь слепой и проливной,
    Нарастающий, грибной,
    Обложной, висячий, скорый,
    Сонный, медленный и спорый.
    Как камыш стоймя стоячий,
    И холодный, и горячий.
    А еще есть грозовой,
    Радужный, полосовой,
    Параллелями и в сетку,
    А при ветре даже в клетку…
    Вот так много есть дождей
    Для растений и людей (О. Григорьев)

    Как играть:  Какой бывает дождь – кто больше красивых слов о дожде услышал? Собираем все слова из стихотворения.

    Можно провести игру со словами в игровой форме -  нарисовать тучку, а на земле цветочек. Нужно помочь тучке полить цветочек. Одно слово – определение из стихотворения -  это одна капелька дождя, которую мы рисуем (проводим линию от тучки к цветку). Задача – сделать настоящий ливень, то есть подобрать как можно больше слов о дожде из стихотворения.

    Рефлексия:

    На этом наше занятие подошло к концу. Скажите, что нового вы сегодня узнали?

    Что было для вас самым интересным? Что вас удивило больше всего?

    - Молодцы, ребята! Вы сегодня хорошо поработали и я хочу наградить каждого из вас медалью, на ней написано « Маленький учёный». Это значит , что вы и дальше будете узнавать много нового и интересного, проводить чудесные и необычные опыты.( вешаю медальки в форме капелек на грудь каждого ребёнка)

    И в заключении мне хочется прочитать вам стихотворение “Миг”

    Не привыкайте к чудесам,
    Дивитесь им дивитесь!
    Не привыкайте к небесам,
    Глазами к ним тянитесь.
    Приглядывайтесь к облакам,
    Прислушивайтесь к птицам,
    Прикладывайтесь к родникам,
    Ничто не повторится.
    За мигом миг, за шагом шаг
    Впадайте в изумленье,
    Всё будет так или не так
    Через одно мгновенье.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Интегрированное занятие в подготовительной группе на тему:"Откуда дождь пришёл"

    В занятии  даётся материал по ознакомлению дошкольников с видами облаков и дождя,подораны стихи о дожде ,примеры составления цепочек слов,описан опыт " домашнее облако". Конспект интег...

    Проект ознакомления дошкольников с круговоротом воды в природе на тему: «Откуда дождь пришёл?»

    Цели:·        формирование представлений о здоровом образе жизни;·        организация рациональной двигательной активности детей;·...

    Мастер- класс на тему "Откуда берется звук"

    Для детей подготовительной группы...

    Конспект занятия по экологическому воспитанию в подготовительной группе Тема: «Откуда берутся облака и дождь?»

    Продолжать знакомить детей с объектами неживой природы. Познакомить с разнообразием облаков и видами осадков....

    Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе на тему: «Откуда дождь пришёл»

    Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе  на тему: «Откуда дождь пришёл»...

    Конспект занятий. Экспериментальная деятельность на тему «Откуда берется дождь?»

    Конспект занятий по экспериментальной деятельности.Тема «Откуда берется дождь?»Цель: ознакомление детей с круговоротом воды в природе, объяснить причину выпадения осадков в виде дождя.Зада...