Мастер - класс на тему: «Откуда дождь пришёл?!»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Панкова Татьяна Владимировна

Главным принципом, который я использую в работе с детьми – это принцип проблемности, который помогает мне создать проблемные ситуации, в решение которых вовлекаются дети. У них появляется потребность решить задачу, проверить её на практике, сделать вывод, обобщить результаты, сравнить их со своими предположениями. Дети проверяют свои предположения опытным путём, а затем определяют, чьи предположения были правильными, а чьи – нет.Опытно-экспериментальная деятельность детей позволяет углубить знания детей об окружающих их объектах природы и природных явлениях, воспитать аккуратность, умение слушать взрослого, терпение, бережное отношения ко всему живому.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkuda_beryotsya_dozhd_2.docx37.14 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение-

детский сад комбинированного вида № 38 « Семицветик»

г. Балаково Саратовской области

Конспект непосредственной образовательной деятельности

в подготовительной группе  

на тему:

«Откуда дождь пришёл?!»

Воспитатель:

первой квалификационной категории

Т. В. Панкова

Интеграция образовательных областей:  «Познание» (формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей)  «Коммуникация»,

«Музыка», «Чтение художественной литературы»

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, восприятие художественной литературы.

Задачи:

-  Развивать поисковую деятельность детей: способность к определению задач на основе поставленной проблемы; умение планировать этапы своих действий, аргументировать свой выбор. 

- Выявить, обогатить и закрепить знание о дожде,  видах дождя .

- Развивать наблюдательность, творческое воображение, познавательный интерес к окружающему миру, а также память, связную речь, умение анализировать и делать выводы. 

- Формирование у дошкольников осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам как средство развития основ экологической культуры

Предварительная работа:

  • Беседа с детьми о значении воды
  • Чтение стихотворения Н.Николаенко «Дождик-душ» и других стихотворений о дожде ,облаках, воде.
  • Чтение сказки Т.А Шорыгина «Приключения Кап и Ли»
  • Чтение сказки «Капитошка. Путешествие воды»
  • Чтение сказки «Круговорот воды в природе»
  • Проведение отдельных  опытов с водой  (состояния воды, свойства воды)
  • Дидактическая игра «Кому нужна вода»
  • Рисование на тему « Путешествие Капельки»
  • Познавательная игра «Где, какая вода бывает?», «Хорошо или плохо».
  • Презентация  на тему: «Какие бывают облака», «Какие бывают дожди»
  • Планируемые результаты:
  • Имеет представления о возникновении облаков и дождя, знает виды дождя , знает о пользе дождя для всего живого, выполняет этапы эксперимента, умеет делать выводы.
  • Оборудование и материалы:
  •  Видеосюжет « Почему идёт дождь», презентация: «Какие бывают дожди»,
  • глобус, иллюстрации с изображением природных явлений, круговорота воды в природе, контуры облаков, музыкальное сопровождение, медальки.
  • Для опытов: вата, баночки с водой, пинцеты, пипетки, альбомные листы.

Счастье – это быть с природой, видеть её, говорить с ней….

Ход НОД

(звучит мелодия  «Дорогою добра»)

Организационный момент.

Воспитатель входит в группу и держит за ниточку геливые шарики в виде небольшого облачка.

- Здравствуйте, ребята! Когда я сегодня шла в детский сад, то по дороге встретила…….Как вы думаете что это? Правильно, ребята это облако. Но облако это непростое. Облако это с письмом. Давайте с вами посмотрим, что же это за письмо (читаю). Ребята, письмо это из научной лаборатории. Адресовано оно вам – ребятам- дошколятам. Давайте все вместе его прочитаем!

Дорогие ребята!

Мы знаем, что вы очень любознательные дети и вас интересует физика и всё что с ней связано. Ведь слово «физика» переводится как «природа». Поэтому у нас к вам есть вопрос «Откуда берётся дождь?»  

- Вот такое интересное письмо. Ребята, а вы знаете откуда берётся дождь? Я сегодня предлагаю вам разобраться в этом вопросе. Но для начала отгадайте загадку:

На ноге стоит одной

Крутит, вертит головой

Нам показывает страны

Реки, горы, океаны.

         (глобус)

Работа с глобусом

- Ребята, глобус – это макет земного шара. Давайте с вами внимательно его рассмотрим. Какие цвета мы можем увидеть на глобусе (голубой, жёлтый, зелёный коричневый, белый).  Что обозначают эти цвета на глобусе? ( Жёлтый, коричневый, зеленый – обозначают  сушу, белый – снег или лёд, голубой, синий цвета – обозначают воду).

Какого цвета больше на глобусе? (голубого)

Какой вывод мы можем сделать? На нашей Земле много воды. Большие голубые  пространства – это океаны и моря, реки и озёра, пруды. Что интересного вы можете рассказать о воде? (вода – источник жизни, человек не может прожить без воды, так как на 70% состоит из воды. Земля – единственная планета, где вода присутствует в жидком состоянии.)

Иллюстрации  с изображением природных явлений: В каком состоянии вода присутствует в разное время года в природе? (снег, дождь, туман, иней, сосулька, лёд, морозные узоры и т. д)

В каком ещё состоянии в природе присутствует вода? (дождь)

  Воспитатель : Дети, а что такое дождь?

  Дети: Это капельки, которые падают с неба.

 Воспитатель. А откуда он идет?

 Дети. Из облачка или тучки.

 Сейчас я предлагаю вам посмотреть небольшой видеосюжет о том как же на самом деле появляется дождь в природе .

  1. Беседа с детьми по содержанию видеосюжета о природе дождя.

Как рождается дождь? (Каждый день солнце нагревает воду в морях и реках. Вода под лучами солнышка испаряется, крошечные капельки поднимаются в воздух и там соединяются.)

Где собираются капельки воды, и что происходит потом? Капельки воды превращаются в  большое облако, облака в тучи. Капелек много и тучка уже не помещает их, становится тяжелой.   Вот тогда на земле начинается дождик и мы бежим за зонтиками.

А сейчас я хочу пригласить вас в лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория? (это место где учёные проводят опыты и эксперименты). Но прежде чем приступить к работе, давайте вспомним правила поведения в лаборатории.

Как нужно себя вести? (тихо, спокойно)

Что нельзя делать? (толкаться)

Почему? (чтобы не испортить оборудование)

 А ещё ничего нельзя трогать без разрешения.

Опыт № 1

Плотно сжать сухой комочек ваты. Затем опустить его в блюдце с водой. Комочек ваты будет разворачиваться и набухать от воды.  Осторожно приподнять вату пинцетом за верхнюю часть над блюдцем. Если воды достаточно, то капли начнут падать в блюдце.

(пояснение опыта:  - Ребята, представьте , что в руках у меня маленькое облачко, оно насыщается водой. Воды набралось очень много, наше облачко превратилось в тучку, капельки не могут удержаться в ней и начинают падать.То же самое происходит в природе. Идёт дождь. Туча, туча, что несёшь? Отвечает туча….(дождь).

Физминутка « Дождик»

 - Мы с вами сказали в воздухе капельки воды образуют облако. Часто ли Вы поднимаете голову и наблюдаете за плывущими и меняющими форму облаками?  Оказывается облака тоже бывают самых разных форм и размеров. С виду облака похожи на громадные комья ваты. Они  легкие, поэтому не падают вниз, а парят в небе.

Сейчас мы с вами выполним небольшую практическую работу. Перед вами лежат контуры облаков. Внимательно рассмотрите их , обведите карандашом и назовите.

(пока выполняется задание звучит мелодия облака)

http://50ds.ru/img/_3MO0Y2ML9.jpg

Звучит мелодия «Весна. Лёгкий дождь»

Дождь… Как много он способен рассказать. Его часто ругают, не любят, но иногда и очень ждут. Ведь он спасает человечество от засухи, дарит прохладу в жаркий день и свежесть всему живому. Дождь способен изменить окружающий мир до неузнаваемости.

- А какое настроение у вас вызывает дождь? (ответы детей)

Дождь – это известное явление природы. Но дождь дождю рознь, очень уж разный у них характер и внешний вид.  Я предлагаю вам посмотреть какие бывают дожди?

Показ презентации

Беседа после показа

  • В какое время года идёт тот или иной дождь?( грибной дождь идёт летом, полосовой дождь может идти и лето и осенью на одной улице есть, а на соседней нет; слепой дождь, ливень идут летом ; затяжной дождь идёт больше весной или осенью; снежный дождь , дождь с градом  зимой или  в холодное время года
  •  Почему вы так решили?
  •     Похож ли летний дождь на осенний?  (летом идут грибные, слепые , озорные дожди. Осенью дождь моросящий, затяжной , холодный). А зимой дождь превращается в снег.

ИЛЛЮСТРАЦИИ :

Так чем же полезен дождь? (растениям он нужен для роста);

Человеку облегчает труд поливает огороды

Летом дождь спасает от жары и людей и животных

Опыт № 2

Форма дождевых капель при приземлении.

Наполни пипетку чистой водой. Держи пипетку на высоте примерно 30 см над бумагой и капни одну каплю воды. Обведи край капли фломастером или ручкой. Повтори действия. Получились капли одной формы? Вывод: все капли разной формы.

Какой бывает дождь? Обогащаем словарь детей.

Цель игры: обогащать словарь детей новыми словами.

Стихи к игре:

Дождик крапал, моросил,
Припускал, стучал, косил,
Ливнем лил, стеной стоял,
Барабанил, травы мял.
Дождь слепой и проливной,
Нарастающий, грибной,
Обложной, висячий, скорый,
Сонный, медленный и спорый.
Как камыш стоймя стоячий,
И холодный, и горячий.
А еще есть грозовой,
Радужный, полосовой,
Параллелями и в сетку,
А при ветре даже в клетку…
Вот так много есть дождей
Для растений и людей (О. Григорьев)

Как играть:  Какой бывает дождь – кто больше красивых слов о дожде услышал? Собираем все слова из стихотворения.

Можно провести игру со словами в игровой форме -  нарисовать тучку, а на земле цветочек. Нужно помочь тучке полить цветочек. Одно слово – определение из стихотворения -  это одна капелька дождя, которую мы рисуем (проводим линию от тучки к цветку). Задача – сделать настоящий ливень, то есть подобрать как можно больше слов о дожде из стихотворения.

Рефлексия:

На этом наше занятие подошло к концу. Скажите, что нового вы сегодня узнали?

Что было для вас самым интересным? Что вас удивило больше всего?

- Молодцы, ребята! Вы сегодня хорошо поработали и я хочу наградить каждого из вас медалью, на ней написано « Маленький учёный». Это значит , что вы и дальше будете узнавать много нового и интересного, проводить чудесные и необычные опыты.( вешаю медальки в форме капелек на грудь каждого ребёнка)

И в заключении мне хочется прочитать вам стихотворение “Миг”

Не привыкайте к чудесам,
Дивитесь им дивитесь!
Не привыкайте к небесам,
Глазами к ним тянитесь.
Приглядывайтесь к облакам,
Прислушивайтесь к птицам,
Прикладывайтесь к родникам,
Ничто не повторится.
За мигом миг, за шагом шаг
Впадайте в изумленье,
Всё будет так или не так
Через одно мгновенье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие в подготовительной группе на тему:"Откуда дождь пришёл"

В занятии  даётся материал по ознакомлению дошкольников с видами облаков и дождя,подораны стихи о дожде ,примеры составления цепочек слов,описан опыт " домашнее облако". Конспект интег...

Проект ознакомления дошкольников с круговоротом воды в природе на тему: «Откуда дождь пришёл?»

Цели:·        формирование представлений о здоровом образе жизни;·        организация рациональной двигательной активности детей;·...

Конспект занятия по экологическому воспитанию в подготовительной группе Тема: «Откуда берутся облака и дождь?»

Продолжать знакомить детей с объектами неживой природы. Познакомить с разнообразием облаков и видами осадков....

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе на тему: «Откуда дождь пришёл»

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе  на тему: «Откуда дождь пришёл»...

Конспект занятий. Экспериментальная деятельность на тему «Откуда берется дождь?»

Конспект занятий по экспериментальной деятельности.Тема «Откуда берется дождь?»Цель: ознакомление детей с круговоротом воды в природе, объяснить причину выпадения осадков в виде дождя.Зада...

Конспект занятия по экологическому воспитанию в подготовительной группе Тема: «Откуда берутся облака и дождь?»

Продолжать знакомить детей с объектами неживой природы. Познакомить с разнообразием облаков и видами осадков.Дать понятия: как образуется дождь и облака. Значение дождя для окружающей природы....