ИГРЫ-ТРЕНИНГИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ
материал по окружающему миру на тему

БелоусЕленаПавловна
развитие эмоциональной сферы, умения выражать раз¬личные эмоциональные состояния, снятие психоэмоционального напряжения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry-treningi_ekologicheskogo_soder-iya.doc164.32 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРЫ-ТРЕНИНГИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ

Для детей младшего дошкольного возраста

«На прогулке»

Цель: развитие эмоциональной сферы, умения выражать раз личные эмоциональные состояния, снятие психоэмоционального напряжения.

Ход. Педагог предлагает детям следующие игры-тренинги.

«Солнышко». Улыбнись солнышку, как котик; солнце светит ярко, греет шерстку, котику тепло, он потягивается, улыбается солнышку. Улыбнись, как само солнышко (эмоции: удовольствие, блаженство).

« Теплый ветерок». Подул ветерок, он теплый, нам приятно.

«Туча». Туча закрыла солнышко, она грозная, сердитая, на хмурься, как туча.

«Дождик». Закапал дождик, ребятки радуются, смеются.

«Ветер». Налетел ветерок, дует, капельки испугались, разлете лись в разные стороны.

«Снежинки»

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, снижение агрессии, ослабление негативных эмоций.

Материал: мелко нарезанная бумага (конфетти).

Ход. Педагог предлагает детям по очереди подбрасывать вверх свои «снежинки», при этом стараясь осыпать ими как можно боль ше детей. Игра происходит с участием воспитателя. (Аналогично может проводиться игра-тренинг «Дождик».)

«Весна, лето, осень, зима»

Цель: развитие умения определять и выражать различные эмо циональные состояния.

Ход. Чтение художественной литературы, отражающей сведе ния о характерных признаках сезонов года.

Вопросы к детям: «Какие "человечки настроения" живут весной (летом, осенью, зимой)? Почему? Изобрази, какая весна, какой "человечек"?»

Работа с природным материалом

Цель: развитие умения свободно выражать эмоциональные со стояния, снятие мышечного напряжения, тревожности, ослабле ние негативных эмоций.

Материал: ящики с песком, глиной, сосуды с водой.

Ход. Игры с песком, водой и глиной — пересыпание, перели вание; постройки из песка, разрушение построек; манипуляции с глиной (разминание пальцами, лепка фигур). Деятельность само стоятельная, предполагает полное самовыражение ребенка.

Арттерапия (рисование)

Цель: развитие умения свободно выражать эмоциональные со стояния, снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, тревожности.

Материал: гуашь разных цветов.

Темы рисования: «Грустный дождик», «Веселый дождик», «Спокойная водичка», «Злая водичка», «Солнышко», «Снежин ки», «Дождик».

Коллективная работа с бумагой

Цель: развитие умения свободно выражать эмоциональные со стояния, снятие мышечного напряжения, тревожности, агрессии.

Материал: мелкие кусочки бумаги.

Темы: «Снег», «Дождь».

Ход. Педагог предлагает детям сделать «снежинки» («дождин ки»), сминая бумагу, и прикладывать их к общему фону.

«Человечки настроения»

Цель: развивать умение сопоставлять эмоции и причины их появления, развитие чувства эмпатии, положительного отноше ния к окружающему миру.

Материал: карточки-модели «Человечки настроения»с изоб ражением двух основных эмоций (радость, грусть).

Ход. Педагог предлагает детям рассмотреть растения уголка природы и определить, как они себя чувствуют, подобрать «чело вечков настроения».

Вопросы к детям: «Как себя чувствует сухое растение? Как себя чувствует политое растение?» (Дети сопровождают отве ты демонстрацией карточек.)

«Цветок» (сопровождается плавной музыкой)

Цель: снятие мышечного, психоэмоционального напряжения, формирование способности выражать чувства и эмоции.

Ход. Педагог предлагает детям «превратиться» в семечко — теп лый солнечный луч упал на землю и согрел в ней семечко. Из семечка проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цве ток. Нежится цветок на солнышке, подставляет теплу и свету каж дый свой лепесток.

«Изобрази животное»

Цель: снятие психоэмоционального напряжения.

Темы: «Злая собака», «Веселый щенок», «Грустный зайчик», «Веселый зайчик», «Хитрая лисичка», «Озорной котенок», «Ис пуганный птенец», «Косолапый мишка», «Трусливый зайчишка», «Смелый заяц», «Грустная кошка», «Веселый котенок».

Игры с трафаретами

Цель: развитие умения выражать эмоциональные состояния через цвет, развитие эмпатии.

Материал: трафареты животных, гуашь.

Темы: «Грустный котенок», «Веселый котенок», «Злая соба ка», «Испуганный щенок», «Зайчик плачет», «Зайчику весело».

«Ветер дует на...»

Цель: стимулирование активности, развитие сплоченности, развитие внимания, снятие мышечного напряжения.

X о д. Со словами «ветер дует на того...» ведущий начинает игру. Ветер дует на тех, у кого есть какие-либо особенности, отличия. Например на того, кто любит животных, кто любит зиму, кто много плачет и т.п. Слово «ветер» можно заменять названиями разновидностей ветра: ураган, сильный ветер, теплый (холодный) ветер и т.п., определяя характер дыхания и движения того, на кого ветер дует. Ведущего необходимо менять при смене разно видности ветра, качеств, особенностей.

«Прогулка по ручью»

Цель: стимулирование активности, развитие сплоченности, снятие мышечного напряжения.

Ход. На полу мелом рисуется извилистый ручеек, то широ кий, то узкий. Дети-туристы выстраиваются друг за другом и кла дут руки на плечи друг другу. Туристы все вместе медленно пере двигаются вдоль берега ручейка.

«Тренируем эмоции»

Цель: развитие умения выражать различные эмоции, снятие мышечного и психоэмоционального напряжения.

Ход. Педагог предлагает детям:

  • нахмурься, как осенняя туча, как грозовое облако;
  • улыбнись, как солнышко, как теплый ветерок;
  • позлись, как гром, вихрь, ураган;
  • испугайся, как человек, увидевший молнию;
  • устань, как человек, идущий сквозь вьюгу;
  • отдохни, как птичка на ветке, как кораблик на волнах.

«Дождик»

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, снижение агрессии, ослабление негативных эмоций.

Материал: листы бумаги, ножницы.

Ход. Педагог предлагает детям мелко нарезать бумагу — сде лать «дождинки-капельки» (в течение 3 мин). По окончании рабо ты дети по очереди подбрасывают вверх «капельки», осыпая друг друга. Затем обсуждается, какие чувства дети испытывают, когда попадают под теплый (холодный) дождик, под ливень, морося щий дождь и т.п. (Аналогично может выполняться игра-тренинг «Снег».

Для детей старшего дошкольного возраста

«Прогулка по ручью»

Цель: стимулирование активности, развитие навыков конст руктивного общения, развитие саморегуляции.

Ход. На полу мелом рисуется извилистый ручеек, то широ кий, то узкий. Дети-туристы выстраиваются друг за другом и кла дут руки на плечи друг другу. Туристы все вместе медленно пере двигаются вдоль берега ручейка.

«Из семени в дерево»

Цель: снятие мышечного и психоэмоционального напряже ния, развитие саморегуляции.

Ход. Педагог предлагает детям превратиться в маленькие смор щенные семечки (сжаться в комочек на полу). Приходит садовник (ребенок). Садовник очень бережно относится к семечкам, забо тится о них, поливает (гладит по голове). Выглянуло солнышко, упал теплый луч на землю, семечко проросло и превратилось в прекрасный цветок (дети медленно поднимаются, поднимают вверх руки, расправляют пальцы-лепестки).

«На лугу»

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, тревожности.

Ход. Педагог предлагает детям закрыть глаза и представить, что они находятся в самом прекрасном месте Земли: «Это огром ный цветущий луг. Здесь растет много разных растений — зеленая трава, прекрасные цветы. Раннее утро. Мы с вами идем по цвету щему лугу. Вы чувствуете, как ваши ноги ступают по утренней росе, как ваше тело окутывает утренняя прохлада, дует нежный ветерок. Вдохните поглубже свежий воздух. Прислушайтесь — поют птицы, журчит ручеек, стрекочут кузнечики. Вам хорошо, в вас входят новые силы. Откройте глаза и медленно оглянитесь вокруг. Желаю вам бодрости и ощущения свежести утра».

«Цветок добра»

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, развитие умения выражать чувства и эмоции, развитие эмпатии.

Ход. Педагог предлагает детям представить, что у них в руках находится волшебный цветок добра: «Протяните руки вперед, как будто вы держите его в руках. Ваши руки чувствуют удивительную доброту. Она согревает вас, ваше тело, ваше сердце. Посмотрите, цветок добра очень красивый. Понюхайте его. Как он хорошо пахнет. Прижмите цветок к своему сердцу. Почувствуйте, как добро и красота входят в вас, согревают вам сердце. У вас появляются новые силы, силы здоровья, радости. Я желаю вам, чтобы вы целый день чувствовали, как помог вам волшебный цветок добра, как хоро шо, когда можно подержать его в руках и прижать к своему сердцу».

«На какое дерево я похож»

Цель: развитие адекватной самооценки, умения передавать свои эмоции и чувства посредством мимики и жестов.

Ход. Педагог обучает детей нескольким движениям, которыми можно изобразить разные деревья. Затем предлагает изобразить любое дерево и отгадать, какие деревья дети загадали. После этого каждый ребенок загадывает свое дерево, на которое он похож. Педагог: «А теперь представьте, что подул очень сильный ветер, он гудит, летит, свистит. Покажите, что происходит с деревьями. А сейчас еще и дождь хлещет, как из ведра. Что вы чувствуете? Но вот дождь закончился, ветер стих и выглянуло солнышко. Высох ли капли дождя на ваших листочках и на ваших веточках весело запели птички».

Музыкотерапия «Танец пяти движений»

Цель: снятие мышечного и психоэмоционального напряже ния, развитие способности выражать чувства и эмоции, исполь зуя мимику, движения.

Материал: магнитофон, запись с музыкой разных темпов продолжительностью 1 мин каждая.

Ход. Педагог включает музыку, дети выполняют под нее раз личные произвольные движения, передают свои эмоции при по мощи мимики.

Темы:

а)        «Течение воды» — плавная музыка;

б)        «Переход через чащу» — резкая, импульсивная музыка;

в)        «Ураган» — неконструктивная, хаотичная музыка;

г)        «Полет бабочек» — лирическая, плавная музыка;

д)        «Покой» — спокойная, тихая музыка или шум воды, мор ской прибой, звуки леса (под эту музыку рекомендуется остано виться, можно лечь (сесть) и прислушаться к себе).

«Ивушка» {«Рябинушка», «Елочка», «Березка» и т.п.)

Цель: снятие мышечного и психоэмоционального напряже ния.

Ход. Педагог предлагает детям представить, что они ивушки: «Стоит ивушка (дети стоят, подняв руки-веточки вверх); подул ветерок, ивушка согнулась (дети наклоняются, расправляют паль цы-веточки, наклоняют голову к груди, приоткрывают рот); дует ветерок, качается ивушка (дети покачиваются в стороны, вперед, назад); пропал ветерок, ивушка выпрямилась (дети выпрямляют ся)». Педагог предлагает встряхнуть руки, ноги: «Стряхните свою усталость, еще чуть-чуть осталось, повторим еще».

«Зоопарк»

Цель: снятие мышечного и психоэмоционального напряже ния, снижение агрессии.

Материал: стулья — «клетки».

Ход. Педагог предлагает детям выбрать животное зоопарка, ко торое каждый из них будет изображать. Животные сидят в клетках (за стульями). Дети отгадывают, какие животные живут в зоопар ке. Когда всех животных отгадают, клетки открываются и звери выходят на свободу: бегают, прыгают, рычат.

«Найди пару»

Цель: снятие психоэмоционального напряжения.

Ход. Педагог предлагает детям разбиться на пары. Каждая пара изображает какое-либо животное, имитируя звуки, которые из дает данное животное. Затем педагог предлагает разъединить свои пары, завязывает детям глаза и предлагает им найти свою пару по звуку.

«Медвежата»

Цель: снятие мышечного напряжения, развитие умения вы ражать эмоции через мимику и жесты.

Ход. Педагог предлагает детям представить, что они малень кие медвежата. Медвежонок лежит в берлоге. Подул холодный ве тер и пробрался в берлогу. Медвежонок замерз, сжался в малень кий клубочек. Стих ветер, выглянуло солнышко. Теплый солнеч ный луч упал на медвежонка. Ему стало жарко. Медвежонок раз вернулся, потянулся и весело зарычал. (Педагог рассказывает про медвежонка, дети изображают его.)

«Спаси птенца»

Цель: развитие эмпатии, снятие тревожности, развитие уме ния выражать свои эмоции посредством мимики и жестов.

Ход. Педагог предлагает детям вытянуть руки ладонями вверх и представить, что у них в руках маленький беспомощный пте нец: «Ему холодно. Согреем птенчика. Медленно по одному паль чику сложите ладони, спрячьте в них птенца, подышите на него, согрейте своим ровным, спокойным дыханием. Приложим ладо ни к своей груди, отдадим птенцу доброту своего сердца. А теперь раскройте ладони. Наш птенчик радостно взлетел. Улыбнитесь ему».

«Кто здесь живет?»

Цель: развитие умения определять эмоциональное состояние, развитие эмпатии.

Материал: раздаточный набор карточек-моделей «Человеч ки настроения».

Ход. Педагог читает стихи А. Барто «Игрушки».

Вопросы к детям: «Какой человечек поселился в стихотво рении?» (Дети сопровождают свой ответ демонстрацией карто чек.)

«Ворона»

Цель: стимуляция активности, развитие внимания, быстроты реакции.

Ход. Педагог предлагает детям представить, что они вороны. Ворона сидит на крыше, ощипывает свои крылышки, ходит. Во рона расправила свои крылышки и полетела. (Педагог рассказы вает про ворону, дети изображают ее. В ходе рассказа (в любой его части) педагог быстро и неожиданно говорит: «Кто быстрее ся дет?» (встанет, хлопнет в ладоши, подпрыгнет и т.п.)).

«Ты — олень»

Цель: развитие адекватной самооценки, снятие психоэмоцио нального напряжения.

Ход. Педагог предлагает детям закрыть глаза и представить оленя. Он сильный, могучий, уверенный в себе, спокойный и мудрый. Олень красив и выдержан, горд и свободен. Этого оленя зовут как тебя. У него твои глаза, твои руки, ноги, тело, олень — это ты!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры-тренинги экологического содержания

Игры-тренинги для снятия психоэмоционального напряжения, тревожности; для развития саморегуляции...

Проект использования моделей экологического содержания для расширения экологических представлений старших дошкольников

Данный проект предполагает организацию педагогического процесса направленного  на использование моделей экологического содержания, включающий в себя этапы работы с детьми и педагогами....

Дипломная работа на тему "Игры экологического содержания как средство формирования предпосылок экологического сознания детей раннего возраста"

Ранний возраст – это самое  благоприятное время для воспитания представлений  об окружающем мире. Малыши постоянно соприкасаются с природой. Перед всеми родителями, педагогами стоит важная п...

"УНДИНА" фея воды - экологическая сказка для детей средней группы. "РУЧЕЁК"- стихотворение экологического содержания. "УНДИНА"- экологическая сказка для детей младшей группы. Подмосковье г.Красногорск 2017г.

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СКАЗКА«УНДИНА»(средняя группа)       Жила-была на свете фея водной стихии, дух воды - Ундина. В те времена везде на Земле была только вода. И бы...

Игры-тренинги экологического содержания (для всех возрастных групп)

Игровой тренинг - одна из форм организации эколого-ориентированной деятельности детей дошкольного возраста. Данный игровой процесс предполагает развитие интересов детей, формирование познавательн...

Картотека " Игры тренинги экологического содержания."

Картотека " Игры тренинги экологического содержания."...