Конспект НОД "Сравнение свойств и качеств бумаги и ткани"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Кошелева Нелли Федоровна

Конспект по познавательно - исследовательской деятельности с детьми средней группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_opyty_s_bumagoy.docx32.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное  бюджетное учреждение

детский сад № 38

Муниципального образования Кореновский район

Конспект НОД

по  познавательно-исследовательской деятельности с детьми средней группы

Тема: «Сравнение свойств и качеств бумаги и ткани»

                                                                        Подготовила: воспитатель

                                                                                  Кошелева Нелли Федоровна

г. Кореновск

Тема: «Сравнение свойств и качеств бумаги и ткани»

Цель: Путем экспериментального сравнения продолжать знакомить детей со свойствами бумаги (непрочная, рвется, мнется, ее можно склеить) и ткани (прочная, ее трудно порвать, мнется меньше, чем бумага, ее можно сшить). 

Задачи:

Образовательные: закреплять представления о свойствах бумаги и ткани.

Развивающие: развивать мыслительные операции: сравнение, сопоставление; совершенствовать опыт восприятия сенсорных свойств предметов путём активного включения органов чувств.

Воспитательные: поддерживать интерес к совместному с педагогом и самостоятельному обследованию и экспериментированию, воспитывать дружеские взаимоотношения со сверстниками.

Методы и приемы:

Словесный (художественное слово, объяснение, пояснение, беседа, вопрос).

Наглядный (показ презентации)

Практический (опыты с бумагой и тканью, аппликация)

Игровой (Самомассаж, физминутка)

Словарная работа.

Активизировать словарь детей за счёт слов: бумага, ткань, гладкая,  шуршит; прочный – непрочный;  увеличительное стекло.

Материалы и оборудование: 

Снежинки из бумаги и ткани; шарфики из бумаги и ткани; емкости с водой, увеличительное стекло, макеты деревьев.

Ход деятельности воспитателя с детьми

I. Введение в ситуацию.

Воспитатель: Ребята посмотрите, сколько гостей к нам  сегодня пришло. Давайте поздороваемся с гостями.
Ребята, у меня есть вот такой чудесный сундучок.
А хотите узнать что в нем?
С неба падают зимою 
И кружатся над землею 
Легкие пушинки, 
Белые... 
(Снежинки)

II. Актуализация знаний.

Воспитатель: Ребята! Вот одна снежинка упала на мою ладошку. «Ой, снежинка, ты не тай, с нами немножко поиграй!»

Игра  «Подуй на снежинку»

Дети выполняют дыхательные упражнения

Воспитатель: Ребята, что произошло со снежинкой? Какая она (ответы детей: лёгкая, бумажная,  может летать, если на неё подуть)

Ребята, а у меня есть  еще снежинки. Из чего сделаны эти снежинки? А хотите на нее подуть? А какую снежинку было легче сдуть? А почему? Какая она? (ответы детей: тяжелая).

Ребята, а кода вы берете в руки снег, что происходит с вашими руками? (ответы детей).

Чтобы ваши ручки не замерзли, я предлагаю вам их погреть.

       Упражнение «Погреем ручки» 

Совершать движения как при растирании замерзших рук.

Ох, на улице мороз!

Заморозил руки, нос.

Чтоб согреть ладошки,  

Потрём мы их немножко.

Очень холодно зимой,

Мерзнут ручки ой-ой-ой,

Надо ручки нам погреть,

Посильнее растереть.

Дидактическая игра. «Что из чего?».

Воспитатель: Ребята, а ведь в нашей групповой комнате тоже есть предметы, сделанные из бумаги и из ткани. Посмотрите вокруг себя и назовите вначале предметы, при изготовлении которых использовалась бумага.

А теперь назовите предметы, при изготовлении которых использовалась ткань.

III. Затруднение ситуации.

Воспитатель: Ребята, а вы хотите узнать, чем отличается бумага от ткани? Тогда я приглашаю вас в  мастерскую, где мы будем проводить опыты с бумагой и тканью.

IV. Включение способа действий в систему знаний и умений ребенка.

Опыты с тканью и бумагой:

Воспитатель: Дети посмотрите на столе так много предметов. Сейчас для нас начнутся чудеса - открытия. Для того чтобы они получились нужно очень внимательно меня слушать и выполнять все вместе со мной.

• обследование ткани и бумаги с помощью тактильных ощущений

Воспитатель: А сейчас  возьмите в  руку  шарф из бумаги и попробуйте  потереть его пальчиками. Скажите, какая она на ощупь бумага. (Бумага - жесткая, гладкая.). А теперь возьмите шарф из ткани, его тоже потрите  пальчиками. Скажите, какая она на ощупь ткань. (Ткань - мягкая, теплая).

• рассматривание структуры ткани и бумаги через увеличительное стекло (зрительное восприятие)

Воспитатель: А теперь следующий эксперимент. У вас на столе есть волшебное стекло. Оно не простое, а стекло, которое может увеличивать предметы. Это стекло называется увеличительное. Давайте повторим его название:  увеличительное (дети повторяют за воспитателем). Оно увеличит ткань и бумагу, и вы сможете лучше их рассмотреть. Сейчас мы с вами возьмем это увеличительное стекло и рассмотрим сначала шарфик из ткани: что мы видим?  Правильно ребята, мы с вами видим ниточки, из которых состоит ткань. Скажите, из чего состоит ткань? (Ткань состоит из ниток). Есть ли ворсинки у ткани? (У ткани есть ворсинки). А сейчас рассмотрим шарфик из бумаги. Что мы можем сказать о ней? ( Не видим ниточек).  Правильно, когда мы смотрим на бумагу через увеличительное стекло,  ниточек мы не видим.  Вот ещё одно свойство бумаги и ткани мы с вами рассмотрели. Давайте еще раз повторим, что ткань состоит из ниток, а бумага нет.

• восприятие на слух шуршания ткани и бумаги при смятии («Как разговаривают ткань и бумага»)

Воспитатель: Ребята, оказывается, ткань и бумага умеют «разговаривать». Вы слышали, какие звуки они издают? (да, нет). Сейчас мы с вами послушаем их разговор! Но для этого нужно, чтобы к нам пришла тишина. Давайте тихим голосом расскажем про нее стихотворение. (Дети рассказывают все вместе):

 Тишина у пруда, не колышется вода,

 Не шумят камыши, засыпают малыши.

 Молодцы, дети хорошо рассказали, а теперь  открываем глазки, сидим тихо - тихо и  берем сначала шарф из бумаги, вот так и начинаем мять. Что вы слышите? (Она разговаривает, шуршит).

Воспитатель: Правильно она шуршит. Давайте повторим  -  бумага шуршит. Положите шарф из бумаги и возьмите шарф из ткани и давайте, послушаем, а разговаривает ли ткань. Начинаем все вместе  мять шарфик  из ткани. Что мы слышим? (Ничего). Правильно шарф из ткани не разговаривает, не издает никакого звука. Значит, что мы можем  запомнить, что  когда мнешь, шарф из бумаги он шуршит, а из ткани - когда мнешь, он молчит, не издает звука.

• определение свойства бумаги и ткани при физическом воздействии мнётся – не мнётся, принимает первоначальную форму – расправляется

Воспитатель: Ребята, посмотрите какие наши шарфики стали мятыми, давайте попробуем их расправить, сначала разглаживаем руками шарф из бумаги. Что у вас получается? (Не получается разгладить).

Воспитатель: Да, вы правы, шарф  из бумаги у нас настолько мятый, что он не распрямляется. Сейчас, давайте посмотрим, распрямится ли шарф из ткани, если будем делать то же самое, разглаживать ее руками. Отвечайте, что вы видите? (Она выпрямляется).

Воспитатель: правильно, шарф из ткани распрямляется при разглаживании.

• определение прочности бумаги и ткани

Воспитатель: Ребята, а давайте определим, что же прочнее, ткань или бумага. Попробуйте разорвать шарфик из бумаги. Когда рвётся бумага, она издает звук, как - будто немножко «фыркает». Разорвите шарфик из бумаги и прислушайтесь! Что получилось? (бумага порвалась, и получилось два кусочка бумаги. А теперь попробуйте разорвать шарфик из  ткани (ткань - не рвётся). Какая ткань? (прочная, крепкая). А бумага? (не прочная, легко рвётся). Бумага рвётся легко, а ткань – с трудом, тяжело её порвать, надо сильно дёргать). Поэтому всякую одежду шьют из ткани. А если всё- таки надо разрезать бумагу или ткань, чем можно это сделать? (Ножницами). А если надо склеить бумагу, чем можно воспользоваться? (клеем, а чтобы зашить порвавшуюся ткань, что нужно взять? (иголку с ниткой).

• определение свойства бумаги и ткани при воздействии воды (размокает, намокает)

 Воспитатель: А теперь нас ждет еще один эксперимент – теперь мы узнаем, если наши шарфики испачкаются, и мы решим их постирать, что с ними будет. Берем сначала шарф из ткани, погружаем его в воду, отжимаем. Что мы видим? (Он стал мокрым). Сейчас попробуем погрузить в воду шарф из бумаги. Отжимайте его. Попробуйте его распрямить. Что вы видите? (Он размок и стал рваться).

Правильно, если мы решим постирать шарф из ткани, он намокнет, а если постираем шарф из бумаги, то он размокнет, начнет рваться и его придется выбросить. Значит, какой из шарфов прочнее шарф из ткани или из бумаги? (Шарф из ткани).

Воспитатель: Вот как много вы знаете теперь о бумаге и о ткани! Теперь вы поняли, что такое бумага и ткань?

Воспитатель: Ребята, а хотите мы сейчас превратимся в снежинок?

Физминутка.

Белый снег.

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

(руки через стороны вверх, покачивания руками над головой)

И на землю тихо

Падает, ложится.

(присели, руки опустили на пол)

И под утро снегом

(встали, покружились на месте)

Поле забелело,

(руки на пояс, повороты туловища влево-вправо)

Точно пеленою

Всё его одело.

(присели, руки опустили на пол).

Ребята: А у меня есть интересная игра. Хотите поиграть?

Показ презентации «Из чего сделан предмет?»

Воспитатель: Ребята, посмотрите, в нашей группе выросли деревья. А почему они без листиков. (Наступила зима). Ребята, чтобы наши деревья не замерзли, я вам предлагаю укрыть их снежинками. Но есть одно условие.  На дерево, на котором сидит белочка, нужно приклеить снежинки из ткани. А на дерево, на котором сидит синичка, снежинки из бумаги. Будьте внимательны.

 

V.  Итог.

Воспитатель: Ребята, вы молодцы! Вы были настоящими исследователями, играли, отгадывали загадки. Запомнили, чем отличается бумага от ткани,  какие предметы сделаны из бумаги, а какие из ткани. А с какими предметами вы бы хотели еще провести опыты?


Самоанализ педагога

Мной была проведена непосредственная образовательная деятельность по познавательному развитию детей посредством экспериментирования на уровне, соответствующем их возрасту. Мы изучали свойства бумаги и ткани: легкость, прочность, мягкость, внешний вид.

Как вы могли видеть, дети изучали бумагу и ткань с помощью тактильного восприятия, разрывали  их, мяли, разглаживали, рассматривали через увеличительное стекло, а так же определяли свойства бумаги и ткани при воздействии воды. Все эти действия знакомы ребятам из их жизненного опыта, поэтому они с легкостью использовали их при получении нового знания.

Также хотелось бы отметить, что моя непосредственная образовательная деятельность носит интегрированный характер: я ставила своей целью  не только расширить представления детей о  физических свойствах бумаги и ткани, но пополнить лексический запас детей новыми словами.

Я дала детям возможность изучить бумагу и ткань при помощи опытов, поощряла инициативность в высказываниях, а значит, и самостоятельность в мышлении.

Физминутка не только позволила снять психофизиологическое напряжение, но и настроила детей на дружественный лад. И дальше я использовали этот настрой для совместной командной работы при коллективной аппликации «Деревья в снегу». Этот замысел не случаен, потому что я считаю, что хороший климат в детском коллективе – это одна из основ развития ребенка. Как воспитатель, я старалась постоянно поддерживать детей, подбадривать их в освоении нового знания. И именно поэтому, как мне кажется, детям все очень понравилось.

В своей дальнейшей работе я планирую и дальше совершенствовать свое педагогическое мастерство в опытно-экспериментальной, познавательной и творческой деятельности дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по экспериментированию в средней группе на тему "Свойства и качества бумаги и ткани"

Конспект НОД по зкспериментированию в средней группе на тему "Свойства и качества бумаги и ткани"...

Конспект НОД "Знакомство со свойствами и качествами бумаги и ткани"

Знакомство  со  свойствами  и  качествами  бумаги  и ткани...

КОНСПЕКТ НОД В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ «СРАВНЕНИЕ СВОЙСТВ И КАЧЕСТВ БУМАГИ И ТКАНИ» (ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ)

Занятие, которое поможет  познакомить  дошкольников со свойствами бумаги и ткани....

Конспект занятия по развитию речи «Ознакомление со свойствами и качествами бумаги и ткани» во II младшей группе.

Конспект занятия по развитию речи «Ознакомление со свойствами и качествами бумаги и ткани» во II младшей группе....

КОНСПЕКТ МЕРОПРИЯТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «Познание» опытно-экспериментальной деятельности в младшей группе Тема: «Сравнение свойств и качеств бумаги и ткани»

КОНСПЕКТ МЕРОПРИЯТИЯОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ«Познание»опытно-экспериментальной деятельности в младшей группеТема: «Сравнение свойств и качеств бумаги и ткани»...

Конспект ООД по познавательному развитию «Ознакомление с окружающим миром» во второй младшей группе на тему «Ознакомление со свойствами и качествами бумаги и ткани»

Представленное занятие направленно на ознакомление детей со свойствами и качествами бумаги и ткани, развитие речи, логического мышления и активизацию словарного запаса детей....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми младшей группы по ознакомлению с окружающим миром с элементами экспериментирования на тему «Знакомство со свойствами и качествами бумаги и ткани»

Вызвать интерес к экспериментальной деятельности, познакомить детей со свойствами бумаги (непрочная, рвётся, мнётся, в воде размокает, то есть становится мягкой) , и ткани (прочная, её трудно порвать,...