Проект «Зимушка-зима»
проект по окружающему миру (средняя группа) на тему

тарасова галина васильевна

Проблема: Наблюдая за  детьми на прогулках, заметила, что дети легко ломают деревья, едят снег, думая, что он белый и чистый, не знают пословиц, стихов  о зиме, у детей мало знаний о зимующих птицах. Поэтому решила пополнить знания детей о зимнем периоде. Для этого вместе с воспитанниками и их родителями был разработан этот проект.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_zima_v_sredney_gruppe.docx54 КБ

Предварительный просмотр:

Проект  «Зимушка-зима» в средней группе.

Актуальность:  Дети в недостаточной степени имеют представление о зимних явлениях в природе; что происходит со снегом, во что превращается вода, зачем нужна теплая одежда, почему ведут себя по-разному животные и птицы. Дети не видят взаимосвязи и взаимозависимости в природе. Не умеют составлять описательный рассказ, так как у них бедный запас прилагательных и глаголов. Не умеют видеть красоту зимнего пейзажа.

Участие детей в проекте поможет максимально обогатить знания и представления детей о зиме, свойствах снега, развить связную речь, творческие способности, поисковую деятельность.

Проблема: Наблюдая за  детьми на прогулках, заметила, что дети легко ломают деревья, едят снег, думая, что он белый и чистый, не знают пословиц, стихов  о зиме, у детей мало знаний о зимующих птицах. Поэтому решила пополнить знания детей о зимнем периоде. Для этого вместе с воспитанниками и их родителями был разработан этот проект.

Цель проекта;

 Расширить представление детей о времени года зима, закрепить характерные признаки, развить связную речь

Задачи проекта:

1.Формировать интерес детей к явлениям природы,

 умение взаимодействовать с окружающим миром.

2.Развивать связную речь, чувственность к живой и неживой природе.

3.Учить сравнивать разные времена года, отмечая характерные признаки каждого.

4.Отметить, что в разные времена человек меняет одежду в зависимости от сезона.

5.Расширить представления детей о лесе и его обитателях (заяц медведь, лиса).

6.Учить замечать птиц в ближайшем окружении, вызвать интерес к их поведению.

7.Формировать умения устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы.

8.Воспитывать интерес и уважение к чужому и собственному труду, умение видеть его результаты..

9.Закрепить знания о зимних развлечениях.

10.Закреплять знания детей о свойствах снега.

11.Учить детей отражать полученные знания в рассказах и продуктивных видах деятельности.

Предполагаемый результат.

1. Умение называть зимние природные явления,

2. Знание о свойствах снега.

3. Знание о том, зачем нужна зимняя одежда.

4. Знания, как и где, зимуют животные и птицы.

5. Участие в зимних забавах (катание на санках, катание с горки).

6. Умение рассказывать по картине.

7. Воспитание любознательности и эмоциональной отзывчивости.

Участники:  дети средней группы и родители.

Продолжительность проекта 2 недели.

Срок реализации:  2 недели декабря.

Тип проекта: творческо-исследовательский

Вид проекта:  коллективный.

Основные формы и методы реализации проекта:

  • наблюдения;
  • Словесные: Беседы: «Первый снег», «Приметы зимы», «Одежда людей зимой», «Звери и птицы зимой», чтение художественной литературы.
  • Пальчиковые игры: «Зимой», «Пришла зима», «Снег ложится на дома», «Санки лыжи и коньки».
  • наглядные: рассматривание альбомов, просмотр видеоматериала;
  • исследовательские: опыты, игры.
  • Разучивание стихотворений: «Зима» Сурикова, Воронько «Снег»

Ресурсное обеспечение:

  • подбор методического инструментария;
  • разработка наглядного и дидактического материала

Продукт проектной деятельности:

  • Кормушки для птиц.
  • альбом «Здравствуй  «Зимушка зима».
  • Разработка конспектов занятий и тематических бесед по теме «Зима»;
  • Составление картотеки дидактических игр по развитию знаний у детей о данном времени;
  •  Подбор рассказов о животных зимой;
  •  Зимние забавы.
  •  Зимушка — зима.
  •  Художники о зиме

Презентация проекта: организованная образовательная деятельность …

Этапы проведения проекта

Период

Работа с детьми

Работа с

родителями

Подготовительный этап

1 неделя декабря

  1. Изучение методической литературы по теме проекта.
  2. Составление перспективного плана работы с включением всех форм организации образовательной, самостоятельной и совместной деятельности педагогов, детей и родителей.
  3. Разработка конспектов образовательной деятельности.
  4. Подбор наглядного методического материала для детей.
  5. Организация развивающей среды в группах.

  1. Консультация «Одежда детей на зимней прогулке»
  2. Подборка стихов для разучивания с детьми дома.

Основной этап

2 неделя декабря

Речевое развитие. Рассматривание сюжетных картин («Зимний лес», «Катаемся на санках», «Зимний пейзаж», «Снеговик»).

Игры и упражнения на формирование общих речевых навыков: «Погреться на морозе», «Снежинки летят», «Вьюга», «Дует ветер», «Снегири», «Снежок», «Снежная баба», «Снеговик», «Зимние забавы».

Чтение сказок: «Лисичка-сестричка и серый волк», «Зимовье», «Зимняя сказка».

  1. Подбор пальчиковых гимнастик на зимнюю тему.

3 неделя декабря

Познавательное развитие .  Наблюдения  за погодой, ветром, небом, солнцем, метелью (из окна), за снегопадом, снежинками, снегом (белый, холодный, мокрый), сугробами, птицами (воробей, синицы, снегири, голуби), за прохожими (как одеты, за деревьями ,за трудом дворника. Наблюдение за явлениям природы, типичными  для зимы; иней, снег, гололед, метель.

1. Опыты: Как снег становится водой.

2. Зачем деду морозу и Снегурочке шубы?

  1. Подборка стихотворений, пословиц, загадок о зиме.

 

 

Художественно-эстетическое развитие.

Аппликация: «Снеговик», «Бусы на елку».

Лепка: «Снегурочка», «Зайчик»

Конструирование: «Горка»

  1. Изготовление кормушек.

Заключительный этап

  1. Организованная образовательная деятельность «».
  2. Праздник «Новый год»

Изготовление атрибутов к празднику.

Организованная образовательная деятельность.

Художественно-эстетическое развитие (лепка)

Тема: «Девочка в зимней шубке»

Задачи: Учить выделять части человеческой фигуры в одежде (голова, расширяющаяся к низу шубка, руки), передавать их с соблюдением пропорций. Вызвать у детей желание передавать образ девочки в лепном изображении. Воспитывать интерес к занятию.

Оборудование: пластилин, дощечка, стека. Кукла Даша.

Ход: Рассмотреть с детьми куклу  -девочку, спросить, из каких частей фигурка (голова, шубка, руки). Отметить величину частей, их положение по отношению друг к другу.

   Обсудить с детьми, как нужно разделить   пластилин на части, чтобы правильно слепить девочку.(последовательность: сначала лепим туловище, потом голова, а потом руки и шапочку). Во время работы, помогать детям при необходимости.

 Рефлексия:   Рассмотреть все детские работы. Похвалить тех, у кого получилась красивая девочка. Отметить, что получилось хорошо.

Художественно – эстетическое развитие. (аппликация)

Тема: «Бусы на елку».

Задачи: Учить срезать углы у прямоугольников и квадратов для получения бусинок овальной  и круглой формы; чередовать бусинки разной формы. Закреплять знания детей о круглой и овальной форме. Воспитывать умение наклеивать аккуратно, ровно, посередине листа.

Оборудование: бусы, бумажные прямоугольники и квадратики разных цветов, ниточка (не очень тонкая, примерно № 10)для наклеивания вырезанных бусинок, клей, кисть для клея. Салфетка, ножницы.

Ход:  Рассмотреть  с детьми несколько разных бус и предложить сделать красивые бусы для украшения елки. Показать приемы вырезывания. Сказать, что при наклеивании надо чередовать бусинки разной формы. Предложить одному ребенку у доски показать, как он будет вырезать бусины.

   Показать детям, как следует наклеивать бусинки на ниточку. Предоставить им возможность поупражняться в вырезывании.

   Помочь детям, нуждающимся в этом, наклеивать бусы на ниточку. Для этого один вырезанный кружок (овал), не намазанный клеем, кладется на ниточку. Другой кружок (овал) намазывается клеем и накладывается на ниточку так, чтобы он совпал с кружком (овалом), расположенным под ниточкой и аккуратно прижимается тряпочкой.  Продолжать, чередуя бусинки по форме.

   Рефлексия. Полюбоваться вместе с   детьми  получившимися яркими разноцветными бусами.

Художественно – эстетическое  развитие ( рисование ).

Тема: «Снегурочка».

Задачи: Учить детей изображать Снегурочку в шубке. (шубка книзу расширена, руки от плеч). Закреплять умение рисовать кистью и красками, накладывать одну краску на другую по высыхании, при украшении шубки чисто промыть кисть и осушить ее, промокая о тряпочку или салфетку. Воспитывать усидчивость, аккуратность.

Оборудование: Игрушка Снегурочка.  Прямоугольные листы бумаги разных мягких тонов, краски гуашь, кисти, банка с водой, салфетки.

Ход:  Загадка о Снегурочке.

Внучка с дедушкой приходит,

 В хоровод ребят заводит.

 С ними пляшет и поёт

 Всем подарки раздаёт,

 С тоненькой  фигурочкой

 Девочка...(Снегурочка)

Рассмотреть с детьми Снегурочку. Предложить  движениями рук показать шубку, расширенную книзу. Сказать, что нужно начинать рисовать с головы девочки. Располагать ее следует в верхней части листа, но не у самого края, чтобы рисунок получился красивым.  Шубку Снегурочки каждый ребенок может рисовать тем цветом, который ему нравится.

     В ходе работы напоминать правила рисования кистью и красками, следить за их выполнением, направлять внимание детей на передачу  деталей украшения шубки, шапочки, обговаривая их индивидуально с каждым ребенком.

    Рефлексия.  Все готовые рисунки рассмотреть с детьми, порадоваться их красоте, разнообразию.

Познавательное развитие.

Конспект интегрированного занятия .

Тема «У кормушки».

Цель:  Формировать основы экологического воспитания.

Задачи: Продолжать знакомить детей с зимующими птицами. Расширять словарь за счет имен существительных (снегирь, синица, корм, зерно, крупа, кормушка, следы), имен прилагательных (тыквенных,  подсолнечные, воробьиные,  вороньи, голубиные); значения глаголов (ходит, скачет, свистит, воркует). Активизировать в речи имена прилагательные –антонимы ( большой –маленький, крупный –маленький, длинный –короткий, белый –черный).Учить образовывать глаголы от звукоподражания ( чирик  –чирик  -чирикает; кар –кар –каркает; тр –тр –стрекочет.0. Образовывать сложные слова: птица с красной грудкой –красногрудая; птичка с коротким хвостом –короткохвостая. Уточняем значение предлогов (_на, и, над, рядом, около, в). Учить отвечать на вопросы полными ответами; составлять описательный рассказ по вопросному плану. Развивать мышление, умение сравнивать. Воспитывать заботливое отношение к зимующим птицам.

Демонстрационный материал:  кормушка для птиц. Карточки с изображением птиц для составления описательных рассказов (голубь, ворона. Синица, сорока, воробей); 4 одинаковых мешочка для семян (в первом –подсолнечное семя, во втором –тыквенное, в третьем –пшено, в четвертом –рис), карточка с изображением птичьих следов: воробьиные, голубиные, вороньи).

Ход:

-Встаньте рядышком друг с другом, словно месяц полукругом!

Сегодня, по дороге в детский сад, мне на ладошку что – то упало!  А что упало, вы узнаете, если отгадаете загадку.

-Легко поднять, а трудно бросать? В воде болтался, а сух остался? (перышко) – воспитатель показывает перышко, дети рассматривают его.

- Какое оно? (длинное или короткое, гладкое или пушистое, легкое или тяжелое). Какого оно цвета? Как вы думаете, чье это перышко? (птичье).

 Давайте узнаем от какой птицы перышко! Перышко это не простое, волшебное:

Стоит на него подуть, и оно покажет путь.

В какую сторону идти, чтоб хозяина найти!

Интересно, кто хозяин перышка? Дети сдувают перышко с ладошки и идут за ним . ( вместе с воспитателем, взявшись за руки садятся на стульчики полукругом около мольберта).

 1 Задание: назвать время года.(зима)

- Кому сейчас трудно приходится на улице? В лесу? (зверям, птицам)

Как называются птицы, которые не улетают от нас осенью, а остаются зимовать? (зимующие).

 -Каких зимующих птиц вы знаете? (сорока, ворона, синица, снегирь,  голуби).

- Как помогаете вы птицам зимой? (кормим, развешиваем кормушки).

- Какой корм кладут в кормушку? Воспитатель показывает баночки с семенами и зерном. Дети называют: подсолнечные семечки, тыквенные семечки, рис, пшено.

   Предлагаю детям на ощупь определить, какой корм находится в мешочках.

Дети определяют и называют: тыквенные – белые, плоские, большие; подсолнечные –черные, маленькие, треугольные.

Проводится упражнение «Птичка» - дети имитируют движения , сыплют семена в кормушку.

2  Отгадайте загадки, и вы, узнаете какие птицы прилетели к нам на кормушку.

В серой шубке перьевой и в морозы он герой.

Назови его скорей! Кто там скачет? …воробей.

Эти птицы рядом с нами – мы зовем их сизарями,

 И зимой в мороз и голод не покинет город …голубь.

Сама вся сероватая. Походка мешковатая,

Важная персона. Зовут ее ..ворона.

Черная шапочка и полоска шарфика

У желтогрудой птицы, зовут ее…синица.

Как только дети отгадывают загадку –выставляется карточка –отгадка.

Физкультурная минутка: «Стайка, полетай-ка».

Составление описательного рассказа по вопросному плану:

-Как называется птица? Какого она размера? Какого цвета грудка? Какой длины хвост? Как птица подает голос? ( голубь воркует, ворона –каркает, сорока –тр - тр. –стрекочет, воробей –чирик, чирик, чирикает). Какой корм клюет птица? ( синица –сало, снегирь –рябину, остальные птицы –крупу и семена).

«Чьи следы!

Рассмотреть птичьи следы на картине – отгадать где, чьи следы.

 Чем отличаются следы одних птиц от других?(размерами, расположением)

Чьи следы: вороньи, голубиные, воробьиные.

Рефлексия. Чье перышко мы нашли? От какой птицы? ( снегиря) Какую пользу приносят птицы? (поедают  вредных насекомых, поют песни, щебечут).  Чем мы можем помочь зимой птицам? ( повесить  кормушки и сыпать в них корм).

Речевое развитие.

Тема: Рассказывание по картине «Вот это снеговик».

Задачи: Учить детей составлять рассказы по картине без повторов и пропусков существенной информации. Обучать умению придумывать название картины. Воспитывать умение слушать своих товарищей.

Оборудование:  картина.

Ход: Воспитатель интересуется у детей, нравится ли им зима, какие зимние забавы – развлечения они любят.

   «А если много снега. грех не слепить снеговика, не так ли? - продолжает  разговор педагог.  – Вот  ,например, такого!»

     Показывает детям картину. Дает возможность рассмотреть ее, обменяться впечатлениями. Затем просит придумать название картине.

   Воспитатель называет самые удачные названия. Объясняет, что они самые точные и краткие.

   «А художник назвал свою картину «Вот это снеговик!» Правда, хорош снеговик? Опишите его…»

   Педагог обобщает высказывания детей и дает образец описания снеговика.

  «А теперь надо рассказать о том, что происходит вокруг снеговика»,  –помогает детям педагог. Выслушивает их ответы. Задает уточняющие вопросы, обобщает сказанное.

   «Стоял прекрасный зимний день, вокруг было очень – очень красиво, ведь так?»- говорит воспитатель, обращая внимание детей на то, как изображена на картине природа.

 Рефлексия.  «Вот как славно мы сегодня учились – трудились. Картине название придумали. Пора отдыхать», - завершает  занятие воспитатель.

Консультация для родителей «Правильно ли мы одеваем ребенка?»

Чтобы ребенок рос крепким и здоровым, не маловажную роль играет и одежда детей, как в помещении, так и на улице. Одежда должна в первую очередь обеспечить ребенку чувство комфорта и благоприятного микроклимата. Выбирая одежду детям, родители должны обращать внимание не только на ее внешний вид. На первое место следует ставить тепловые свойства, удобство покроя, легкость. Одежда не должна ограничивать движения ребенка, нарушать физиологические функции кожи и удаления с ее поверхности продуктов обмена. Стремитесь, чтобы одежда ребенка была по росту. Покрой одежды не должен мешать двигательной активности детей и проявлению самостоятельности. Ребенку не нужен дорогой костюмчик, в котором ему не разрешают играть на полу или в ящике с песком, взбираться на лесенки и съезжать с горки, возиться с предметами, которые могут повредить или загрязнить одежду. Любая одежда может оказывать влияние на самочувствие ребенка, на его настроение и поведение. Хлопчатобумажные ткани являются вполне подходящими для детского сада и детского белья. Детская одежда должна хорошо и легко стираться, чтобы ребенок не боялся испачкаться.

 Одежда должна быть такой, чтобы ее можно было легко одеть и снять. Пуговицы должны хорошо застегиваться и расстегиваться, молнии должны быть исправны и хорошо двигаться.

 Для прогулок на улице малыша следует одевать, безусловно, по погоде. Одежда для прогулки в зимний день должна быть многослойной.

 Первый слой - платье или рубашка, которое ребенок носит в квартире, второй - шерстяные кофточки или свитер и штаны, третий 0 пальто или шуба. Если не надеть шерстяной кофточки, у малыша будет мерзнуть спина. Когда надевается 2-3 кофточки, ребенок перегревается.

 Одевая ребенка на прогулку, следует учитывать насколько он подвижен. Тяжелая одежда мешает ребенку быть активным.

 На улице нередко увидишь ребенка круглого, как колобок.

 Больше половины объема этого "шарика" занимает одежда, малыш не может нормально двигаться, очень легко перегревается, потеет и простывает, несмотря на ворох одежды. Не кутайте ребенка - это вредно для здоровья.

 Одевая ребенка на прогулку, родители должны учитывать не только температуру воздуха, но и другие метеорологические факторы, в частности, силу ветра.

 Особое внимание надо уделять обуви. Ноги у детей быстро растут. Обувь, из которой они выросли, сдавливая стопу, нарушает в ней кровообращение, что отрицательно сказывается на нормальном функционировании и развитии. В связи с этим необходимо постоянно следить, не сдавливают ли ботинки или туфли стопу малыша. Большая обувь, купленная на вырост, так же вредна, как и тесная. К тому же она часто служит причиной потертостей. При правильной подборке обуви считается нормальным менять ее через 6-8 месяцев. Детская обувь должна быть на небольшом каблучке.

 С самого раннего детства следует воспитывать чистоту и опрятность одежды ребенка.

 Маленький ребенок не может обслуживать себя сам, он нуждается в уходе взрослых. Надо приучать его действовать самостоятельно, на первых порах с некоторой помощью взрослых.

 Основной уход за ребенком: смена белья, платья, забота о содержании одежды в порядке - лежит на семье. Но случаются некоторые упущения родителей (оторванная пуговица, порванный шнурок и т. д., поэтому

родителям нужно следить за одеждой ребенка и не допускать изъяна в одежде, а если появились - немедленно их устранять.

 Помните: красивая, удобная одежда доставляет радость детям.

 Проявляйте заботу об опрятном виде ребенка.

 Приучайте детей к порядку, воспитывайте у них желание всегда быть аккуратно одетыми, сохранять чистоту одежды, следить, чтобы все пуговицы были застегнуты, шнурки ботинок завязаны.

 Помните: одежда ребенка должна быть проста, удобна, из недорогого материала и красива.

 Ребенок, приходя из детского сада домой, должен переодеваться.

 Следите, чтобы одежда, в которую одет ваш ребенок, воротнички, ленточки и носовые платки всегда были чистыми.

Стихи про зиму в средней группе .

«Синее и белое».

 (перевод И. Тумаковой)

   Белая зима. Все в инее.

 Снежная баба от стужи синяя.

 Ни обеда не ест, ни ужина.

 Снежная баба, ты простужена?

 - Что ты, чудак, тепла мне не нужно.

 С синею стужей живу я дружно.

 Что может быть лучше мороза да инея?

 Земля белая. Небо - синее.

Франтишек Грубин

« В мороз»

 Снег на улице и стужа.

 Крепким льдом забита лужа.

 От дороги робко

 Веточками тропки

 Тянутся к домам:

 - Погреться можно к вам?

Валентина Ланцетти

« Зима-рукодельница»

     Снова в заботах зима-рукодельница -

 Пусть потеплее природа оденется.

 Много зима заготовила пряжи,

 Белые вещи без устали вяжет:

 Сонным деревьям - пушистые шапки,

 Ёлочкам - варежки вяжет на лапки.

 Шила, вязала и очень устала!

 - Ах, поскорее весна бы настала...

Е. Явецкая

« Береза».

     Белая береза

 Под моим окном

 Принакрылась снегом,

 Точно серебром.

 На пушистых ветках

 Снежною каймой

 Распустились кисти

 Белой бахромой.

 И стоит береза

 В сонной тишине,

 И горят снежинки

 В золотом огне.

 А заря, лениво

 Обходя кругом,

 Обсыпает ветки

 Новым серебром.

Сергей Есенин

« Зимние краски»

     Заготовила зима

 Краски все для всех сама.

 Полю - лучшие белила,

 Зорям - алые чернила.

 Всем деревьям - чистые

 блестки серебристые.

 А на улице - ребят

 разукрасила подряд.

 Как художник, красит разным:

 кто играет - красит красным.

 Кто боится шевелиться -

 краска синяя годится.

 Ни за что не выпросить

 по-другому выкрасить.

В. Фетисов .

« Куда в машинах снег везут?»

 Куда в машинах снег везут?

 Наверно, в странах жарких

 Его ребятам раздают

 На Новый год в подарках,

 Получат полные кульки -

 И все бегом играть в снежки!

 Снежки не долетают,

 На жарком солнце тают,

 И только лужи там и тут...

 Куда в машинах снег везут?

Ирина Токмакова

«Щенок и снег».

      На первый снег взглянул щенок

 И ничего понять не мог.

 - Откуда столько белых мух

 Набилось к нам на двор?

 А может это птичий пух

 Летит через забор?..

 Он пасть раскрыл - и снегу хвать -

 И стал задумчиво жевать.

 Жует, жует, но вот беда!

 На языке одна вода.

 Совсем сконфузился щенок

 И в конуру обратно лег.

 Он был не глуп, а просто мал

 И снег впервые увидал...

Л. Дьяконов

« Снежок».

      Снежок порхает, кружится,

 На улице бело.

 И превратились лужицы

 В холодное стекло.

 Где летом пели зяблики,

 Сегодня - посмотри! -

 Как розовые яблоки,

 На ветках снегири.

 Снежок изрезан лыжами,

 Как мел, скрипуч и сух,

 И ловит кошка рыжая

 Веселых белых мух.

Николай Некрасов

« Здравствуй зимушка-зима!»

     Здравствуй, зимушка-зима!Белым снегом нас покрыло:

 И деревья и дома.

 Свищет ветер легкокрылый -

 Здравствуй, зимушка-зима!

 Вьется след замысловатый

 От полянки до холма.

 Это заяц напечатал -

 Здравствуй, зимушка-зима!

 Мы для птиц кормушки ставим,

 Насыпаем в них корма,

 И поют пичуги в стаях -

 Здравствуй, зимушка-зима!

Г. Ладонщиков

«Снежинки»

     Снежинки, снежинки

 На щечках у Нинки,

 Застряли в косичках,

 Висят на ресничках,

 Мешают смотреть.

 Зажала в ладошку,

 Хотела немножко

 Снежинки погреть.

 Покрепче прижала,

 Но что с ними стало?

 Какая беда!

 Пропали снежинки,

 В ладошке у Нинки

 Только одна вода!

М. Клокова

« Ёлочка»

 (перевод М.Сидоренко)

     По сугробам, по кустам

 Скачет заяц белый.

 Нет норы ни здесь, ни там

 Что же зайцу делать?

 Он охотника боится,

 Он от страха весь дрожит.

 Заяц скачет, заяц мчится,

 Заяц к елочке бежит.

 Спрячь меня, елочка,

 Поскорей!

 Спрячь меня, зеленая.

 Пожалей!

 И накрыла быстро

 Елочка ветвями

 Бедного зайчишку

 С длинными ушами.

 Только виден хвостик,

 Ну да не беда:

 Хвостик можно спрятать

 В снег

 Всегда.

Д. Хорол

« Снеговик».

 (перевод (Берестов В.) )

   Снеговик, снеговик

 Жить на холоде привык.

 Вы не бойтесь за него

 И во мгле морозной

 Оставляйте одного

 Зимней ночью звездной.

 В трубке у снеговика

 Иней вместо табака.

 И, метлой вооружен,

 Он стоит, не дышит.

 И часов домашних звон

 Он сквозь стены слышит.

Карем Морис

« Мороз»

   "Бураны, вьюги и метели...

 Как много с ними канители,

 Как много шума, толкотни!

 Как надоели мне они!" -

 Так проворчал мороз угрюмый

 И речку лед сковал без шума,

 Деревья скрыла седина,

 И наступила тишина.

Е. Григорьева

« Снегири».

     Выбегай поскорей

 Посмотреть на снегирей.

 Прилетели, прилетели,

 Стайку встретили метели!

 А Мороз-Красный Нос

 Им рябинки принес.

 Хорошо угостил,

 Хорошо подсластил.

 Зимним вечером поздним

 Ярко-алые грозди.

А. Прокофьев

Пословицы и поговорки о зиме

Летом пролежишь, а зимой с сумой побежишь.

Август собирает, а зима поедает.

Готовь летом сани, а зимой телегу.

Зимой солнце сквозь слезы смеётся.

Зима — не лето, в шубу одета.

В зимней шубке и морозы — шутка.

Зима лодыря морозит.

В зимний холод всякий молод.

В Рождество на крылечке, на Пасху у печки.

Не пугай, зима: придёт весна.

Зимой морозы, а летом грозы.

Сугроб да вьюга — два друга.

Береги нос в большой мороз.

Метель зиме за обычай.

Мороз и железо рвёт, и на лету птицу бьёт.

Мороз невелик, да стоять не велит.

Не то снег, что метёт, а то, что сверху идет.

Нет зимы, которая бы не кончалась.

Новый год — к весне поворот.

Пришла зима — не отвертишься.

Семь лет зима по лету, а семь лет лето по зиме.

Снег на земле, что навоз для урожая.

Снегу надует — хлеба прибудет; вода разольётся — сена наберётся.

Такой мороз, что звезды пляшут.

Трещи мороз, не трещи, а минули водокрещи.

Пальчиковые игры по теме «Зима»

«Снеговик»

Мы слепили снежный ком                  Лепим двумя руками комок,

Шляпу сделали на нем                      Соединяем руки в кольцо и кладем на  голову,

Нос приделали и вмиг                       Приставляем кулачки к носу,

Получился снеговик                         Обрисовываем двумя руками фигуру снеговика.

«Зимой»

Снег пушистый лег на ветки. (Изображаем руками деревья: сгибаем руки в  локтях и высоко поднимаем их. Пальцы растопыриваем,  изображая ветви дерева ).

И гулять бегут все детки.  ( Указательный и средний пальцы обеих рук  «бегут» по столу, как ножки ).

Лепят бабу под окном,  (   Делаем «колечки» правой и левой рукой и устанавливаем их одно над другим )

Дружно катят снежный ком.  (Соединяем кончики пальцев рук так, чтобы получились «шарики» ).

Лыжи,  ( Скользить по столу ладонями вперед-назад ).

 Санки(  Ладони положить на стол вплотную друг к другу и совершать

  синхронные движения вперед-назад ).

  И коньки    ( Ладони поставить на ребро и скользить ими вперед-назад по столу в противофазе ).

  Мчатся наперегонки.

 

«Пришла зима»

Пришла зима.                              Развести руки в стороны, показывая вокруг себя

Стало холодно.                            Обхватить руками себя за плечи и поежиться

Ударили морозы.                             Стукнуть правым кулаком по левой ладони  

Реки покрылись льдом.                 Вытянуть руки перед грудью и развести их в                                                                                                                                                                            разные стороны

Пошел снег.          Руки поднять вверх, а затем плавными   зигзагообразными                                                                                                                                    движениями, не спеша, опускать их вниз                                                                                                          Он падал белыми пушистыми хлопьями  на землю,        Изобразить сугробы

На дома,                                       Соединить руки у себя над головой так, чтобы                                                                                                                                                                     получилась «крыша» 

На деревья,                                           Согнуть руку в локте и поднять ее, пальцы                                                                                                                                                                   растопырить, изобразив ветви дерева

На людей.                                                          Положить руки себе на голову

 

 

«Строитель»

Копаю, копаю лопаткой снежок,                              Имитируем движения

Построю из снега домок-теремок.                        Над головой из ладошек делаем крышу

И окна, и двери я вырублю в нем,                             Ребром ладоней "вырубаем"

Почищу дорожки, посыплю песком.                            Имитируем движения

А зайке скажу: «Приходи ко мне жить!                  Одной рукой изображаем зайчика

Мы будем, зайчишка, с тобою дружить!»                    Пожимаем свои руки

 

«Снежный ком «

Взяли дети белый ком,                                          Изображаем ком

Будем  строить снежный дом                Движения, изображающие лепку снежков

Мы польем его водой,                                     Имитируем движения

Домик будет ледяной                                       "поливаем водой"

Ком за комом мы кладем,                          Ставим кулачок на кулачок

 Вот и вылепили дом                            Рисуем в воздухе ладонями домик  

 

 

« Медведь в берлоге»

Медведь в берлоге крепко спит,              Руки сложены лодочкой под щечкой 

Всю зиму до весны сопит.

Спят зимою бурундук,                             Загибаем поочередно пальцы

Колючий ежик и барсук

Только заиньке не спится                      Делаем зайчика: указательный и средний                                                                                                                                                                                пальцы подняты вверх, большой палец                                                                                                                                                                  придерживает мезинец и безымянный 

 Убегает от лисицы.                                Пальцы то-же. Кисть руки переворачиваем                                                                                                                                                   вниз и "убегаем" указательным и средним пальцами.

 Мелькает он среди кустов,

 Напетлял — и был таков                                Разводим руки в стороны

«Ветер»

Ветер тучу-мельницу

Крутит во весь дух,                              Крутим ручками, словно мельница

И на землю стелется

Белый-белый пух.                                           Встряхиваем ладошки  

Дедушка Мороз

Закрывайте окна,

Закрывайте двери                                     Соединяем ладошки вместе

Закрывайте уши,                                                  Закрываем ушки

Закрывайте нос.                                                     Закрываем нос

Ходит, бродит по дорогам

Старый дедушка Мороз!                          Ходим указательным и средним пальцами

 Щиплет уши, щиплет нос,                           Щипаем названные части тела

 Щиплет щёчки дед Мороз

 

Предварительная работа.

Поисковая работа по подбору иллюстраций, методической литературы, игр, сказок, рассказов, стихотворений. Рассматривание репродукций.

Социально-коммуникативное развитие.

 Беседы: «Первый снег», «Приметы зимы», «Одежда людей зимой», «Звери и птицы зимой»

Пальчиковые игры: «Зимой», «Пришла зима», «Снег ложится на дома», «Санки лыжи и коньки».

Дидактические игры:

 «Прятки», «Кто что делает?», » Зимние забавы«, «Мы гуляем по саду», «Раз, два, три посчитай», «Как», «Что забыл нарисовать художник?», «Где и как зимуют звери?» «Что сначала, что потом», «Подбери признак», «Когда это бывает».

Физическое развитие

Подвижные игры «Мороз — красный нос», «Мы весёлые ребята», «Попрыгунчики возле санок».

«Снежинки и ветер», «Птички в гнездышках».

Игровые упражнения «Снежинки кружатся», «Поймай снежинку», «По снежному лабиринту».

Скольжение по ледяным дорожкам. Ходьба по снежному валу. Игра в снежки. Катание с горки на санках — «ледянках».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Зимушка - зима»

Проект формирует компетентность в сфере самостоятельной деятельности. Получаемые умения и знания основываются на приобретении и усвоении информации из различных источников. ...

Проект "Зимушка - зима" в подготовительной логопедической группе МАДОУДСКВ №10 "Берёзка." Воспитатель Капуста Л.Я.

Вид проекта: познавательно-исследовательский, творческо-информационный, социальный.  Проектная идея: конкретизировать представления о зиме, как о времени года у детей подготовительной группы. Вы...

экологический проект "Зимушка-зима"

экологический проект по ознакомлению детей с зимним временем года...

Проект ЗИМУШКА-ЗИМА, ЗИМА СНЕЖНАЯ БЫЛА

Методическая разработка...

Проект: «Зимушка – зима, зима снежная пришла»

Актуальность заключается в том, чтобы формировать у детей представление о признаках зимы, зимних забавах и о новогоднем празднике. При совместной работе педагогов, детей и их родителей, дать элементар...

Методическая разработка Конспект совместной образовательной деятельности по реализации проекта «Зимушка – зима» в старшей группе «Музыка зимы»

Формирование музыкальных и творческих способностей детей в различных видах музыкальной деятельности происходит значительно лучше в процессе совместных проектов по художественно-эстетическому воспитани...

Проект "Зимушка-зима" в подготовительной группе №9 Тип проекта: познавательно-творческий. Продолжительность: среднесрочный ( 02.12.2020 по 01.02.2021) Участники: дети подготовительной группы, родители, воспитатели. Актуальность: научить детей видеть крас

Проект "Зимушка-зима"  в подготовительной группе №9Тип проекта: познавательно-творческий.Продолжительность: среднесрочный ( 02.12.2020 по 01.02.2021)Участники: дети подготовит...