Детское коллекционирование как средство индивидуализации содержания дошкольного образования
статья по окружающему миру на тему
Статья
Скачать:
Предварительный просмотр:
Детское коллекционирование как средство индивидуализации содержания дошкольного образования
Индивидуализация образования сегодня выступает как построение образовательной деятельности на основе особенностей каждого ребёнка, его интересов и потребностей. В современных условиях «сам ребёнок всё чаще становится активным в выборе содержания своего образования, выступает в роли субъекта образования».
Индивидуализация образования способствует не просто передаче социального опыта деятельности и отношений, но и формированию субъектных свойств, активности, уникальности, способности к творчеству и действиям по собственному убеждению.
Благоприятные условия, обеспечивающие индивидуализацию образования и личностный рост каждого воспитанника, могут создаваться в коллекционировании, которое определяется как целенаправленное собирательство, как правило, однородных предметов, обычно имеющих научную, историческую или художественную ценность.
Выдающийся русский физиолог И.П.Павлов положительно отзывался о коллекционировании, считая, что оно приучает человека к аккуратности, усидчивости, кропотливой работе с материалом, т.е. воспитывает нужные для науки и любой работы качества.
Дети часто прихватывают с прогулки найденные ими камешки, веточки, семена растений, разноцветные стёклышки или просто песок. Страсть ребёнка к собирательству психологи называют «инстинктом накопления».
«Чем более широк диапазон деятельности, в которую включён ребёнок, тем богаче и содержательнее процесс формирования его личности», - полагал Ч.Дарвин. Выдающийся английский натуралист писал: «Для ребёнка, что бы он ни собирал: гербарий или коллекцию, это есть метод познания мира в его разнообразии и в его взаимосвязях. Но этот опыт, если угодно, лежит в плоскости: умножение разнообразия и строительство взаимосвязей происходит в горизонтали. А следующий шаг – самостоятельное построение ценностной иерархии, выход в вертикальное измерение. Пользуясь общепринятыми мерками или изобретая свои, ребёнок ранжирует предметы по ценности, но ценность эта не абстрактная, а личная».
Для успешного освоения научных понятий, согласно теории Л.С.Выготского, ребёнку необходим опыт овладения «предпонятиями», по-другому, «потенциальными понятиями». Так на основе опыта взаимодействия с предметами у ребёнка формируются представления о свойствах предметов, способах их использования, расширяются представления об окружающем мире.
По мнению Л.Бережковской, такой опыт можно получить внутри интересной деятельности, непосредственно связанной с личной жизнью ребёнка, например, в процессе коллекционирования предметов.
Некоторые дети в дошкольном возрасте начинают собирать коллекции. Толчком часто служит «мода» на те или иные предметы детской субкультуры. Например, ценностью в их глазах выступают игрушки из «киндер-сюрпризов». В детском сообществе количество и разнообразие таких игрушек придают их обладателю особую значимость. Дошкольники, собирая игрушки, часто хранят их в особых коробочках, с гордостью демонстрируют приятелям, иногда обмениваются ими.
На первый взгляд в таких коллекциях сложно усмотреть деятельность, сколько-нибудь напоминающую «псевдонаучную», поскольку коллекция обязательно предполагает некоторую классификацию. Детские собрания представляют собой всего лишь «живописную кучу». В этой куче могут выделяться особо «ценные» экземпляры или любимые предметы, игрушки. Эмоциональная привязанность к тому или иному предмету объясняется не его редкостью или художественной ценностью, а историей его приобретения, сильным желанием иметь такую куклу или машинку, чувствами к человеку, подарившему предмет.
В этой неоднородности детской коллекции есть родство с собраниями профессионалов: есть экземпляры, к которым обладатель испытывает особые чувства ввиду обстоятельств их применения, а не из-за объективной ценности.
Дошкольники довольно часто собирают фантики, наклейки, морские раковины, камешки, бусины и многое другое.
Современные журналы для детей («Ледниковый период», «Насекомые и их знакомые» и др.) способствуют созданию детских коллекций, так как каждый номер выходит с приложением, включающим объекты коллекции по определённой тематике.
Собирая предметы, ребёнок расширяет кругозор, осваивает первичные исследовательские навыки, становится более внимательным, вдумчивым наблюдателем, учится любить и беречь природу.
В ходе коллекционирования у дошкольника развиваются познавательные психические процессы (внимание, память, гибкость и нестандартность мышления), умение выделять главное и второстепенное, комбинировать, устанавливать взаимосвязи, проводить аналогии.
Собирая, ребёнок занимается познавательно-исследовательской деятельностью, у него возникает желание больше узнать о предметах. Коллекционирование, как и любое хобби, делает жизнь более интересной и содержательной; содействует позитивной социализации детей. Показывая свою коллекцию друзьям, обмениваясь с ними, дети учатся общаться со сверстниками.
Коллекционирование – это вариант свободного проявления ребёнком желаний, интересов, замыслов. Реализация принципа индивидуализации образования на уровне на уровне каждого воспитанника возможна при наличии у него культуры выбора, о чём в дошкольном возрасте можно говорить только как о начальном этапе его формирования. Выбор детьми темы коллекции во многом зависит от профессионализма воспитателя и педагогической культуры родителей.
В основе коллекции обычно лежит некий иерархический принцип, выстраивающий её в определённой системе. Для дошкольника единственным критерием часто выступает «бесценность» экспоната.
Систематизация детской коллекции возможна при участии взрослого. У дошкольников только начинают формироваться умения собирать что-либо систематически и целенаправленно. Постепенно взрослые прививают ребёнку навыки культуры оформления коллекции и сбора материала. Помощь взрослого придаст коллекции структурированность, ребёнок получит наглядные уроки систематизации собранного материала, причём на деятельности, имеющей для него личностный смысл.
Периодически коллекцию можно «переоформлять». Например, сначала собираем камешки и распределяем их по размеру. Далее экземпляры коллекции можно разделить на гладкие, круглые, овальные; камни с ломаными краями, с неровной поверхностью. В следующий раз основанием для их классификации может быть место, где камешки были найдены (встречающиеся в нашей местности, найденные на берегу моря, у бабушки на даче и т.д.)
Учитывая ситуативность и неустойчивость интересов дошкольников, необходимо поддерживать интерес к созданию коллекции: вместе с ребёнком рассматривать её, организовывать поиск информации, составлять рассказы о предметах.
У детей необходимо воспитывать бережное отношение к коллекции. Постепенно они начинают понимать, что это предметы, которые надо рассматривать, любоваться ими; должна быть возможность перебирать их, перекладывать, располагать в особом порядке.
Предметы, за исключением самых ценных, могут использоваться в качестве дидактического материала. Рассказы о них позволяют детям обратить внимание на необычный вид и назначение, на «говорящие» детали. Предложения и версии, высказанные воспитанниками, развивают их познавательную активность, углубляют интерес, потребность в рассматривании, обсуждении, пополнении коллекций.
Особый интерес вызывают коллекции из разряда семейных реликвий. Вещи, хранимые в семье как память о прошлом, передающиеся из поколения в поколение, содержат в себе огромный воспитательный потенциал. Ребёнок стремится больше узнать об истории и легендах семьи, родителях и прародителях, интересных событиях семейной жизни.
В возрасте пяти лет ребёнок начинает осознавать перспективу времени, и коллекционирование углубляет представления о нём. Опора на собственный опыт, эмоции, чувства формируют у них познавательное и бережное отношение к окружающему миру.
В практике ДОО коллекционирование удачно встраивается в образовательный процесс, с успехом используется педагогами, работающими по различным примерным образовательным программам.
Воспитатель может сообщить дошкольникам о своей коллекции, которую он собирал в детстве. Через какое-то время он приносит её в группу и напоминает, что говорил именно о ней. Важно предоставить возможность детям рассмотреть её самостоятельно, затем поинтересоваться, понравилась ли она. Далее можно приступить к совместному рассматриванию и беседе о предметах коллекции.
В детских садах воспитанники вместе с родителями и педагогами создают коллекции часов, книжек-малышек, открыток, кукол в национальной одежде, тканей, бумаги, камней, листьев, шишек, семян, животных в виде маленьких игрушек и др.
Коллекционирование выступает хорошим диагностическим средством для педагога. Наблюдая за работой детей при рассматривании коллекции, слушая их рассказы о любимых предметах, можно узнать об интересах дошкольников, их желаниях, чувствах, представлениях, навыках. Это позволяет грамотно спланировать образовательный процесс в группе с учётом интересов и потребностей воспитанников, направить его на решение важнейших задач развития личности ребёнка.
Коллекционирование объединяет интересы детей, родителей и педагогов, создаёт почву для сотрудничества и сплочения детско-взрослого сообщества являясь доступным видом совместной деятельности со взрослыми, обеспечивает психотерапевтическое воздействие. Коллекции доставляют радость, отвлекают от грустных мыслей, успокаивают.
В такой деятельности находит отражение особая система бытующих в детской среде представлений о мире ценностей. Изучение коллекционирования как важного элемента детской субкультуры помогает яснее представить образ современного детства, способствует развитию профессионального самосознания педагога, выстраиванию самых разнообразных и увлекательных линий диалога взрослого и ребёнка.
Литература
- Александровская М. Зачем ребёнку коллекции, или Как спасти способного дошкольника от школьных неудач? // Дошкольное образование. 2008. № 11.
- Каспарова Ю. Даёшь коллекцию! // Классное руководство и воспитание школьников. 2009. № 9.
- Коваленко О.А. Коллекционирование как средство развития исследовательских умений младших школьников. // Начальная школа. 2011. № 3.
- Лакинская Г.А. Я – маленький коллекционер // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. 2007. № 3.
- Новикова Г.В. Почти забытый образ детства // Вестник Московского университета. Сер.20 «Педагогическое образование». 2011. № 1.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ, КАК СРЕДСТВО ВНЕДРЕНИЯ ПРИНЦИПА ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ В ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Одной из главных задач Федерального государственного образовательного стандарта является развитие индивидуализации дошкольного образования.В связи с этим я хочу рассказать о своей работе с детьми в ра...

Содержание, формы и методы поддержки детской инициативы как средства индивидуализации гиперактивного ребенка в игре
Содержание, формы и методы поддержки детской инициативы как средства индивидуализации гиперактивного ребенка в игре....

УСТАНОВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА КАК АКЦЕНТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО САДА И СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье дано описание целей и задач организации социального партнерства в ДОУ и возможности его практического применения в контексте воспитательно - образовательного пространства....

«Экскурсия по центрам активности в ДОУ, как средство вариативности содержания дошкольного образования. Образовательная область: Социально-коммуникативное развитие»
Одним из пяти приоритетных направлений деятельности дошкольного учреждения (в соответствии с ФГОС ДО) является социально - коммуникативное развитие детей дошкольного возраста, как ...

Доклад на тему: «Экскурсия по центрам активности в ДОУ, как средство вариативности содержания дошкольного образования. Образовательная область: Социально-коммуникативное развитие»
Одним из пяти приоритетных направлений деятельности дошкольного учреждения (в соответствии с ФГОС ДО) является социально - коммуникативное развитие детей дошкольного возраста, как ...

Консультация для педагогов "Детское коллекционирование как средство развития познавательных интересов детей дошкольного возраста"
Консультация для педагогов "Детское коллекционирование как средство развития познавательных интересов детей дошкольного возраста"...

Организация музейных экспозиций для детей старшего дошкольного возраста как средство проектирования РППС ДОО в условиях обновления содержания дошкольного образования
Автором представлен материал по организции музейной экспозиции как элемент РППС ДОО....
