НОД с детьми среднего возраста "Беги ручеек"
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа) на тему

Гладикова Светлана Александровна

НОД по ознакомлению с окружающим

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_v_sbornik.docx610.33 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад «Страна чудес»

Непрерывная образовательная деятельность

с детьми среднего возраста по ознакомлению с окружающим

«Беги, ручеек!»

        Провела:

Воспитатель группы №1

Гладикова Светлана Александровна

г. Балаково

2016г.

        

Цель: создание условий для развития познавательной деятельности детей посредством экспериментирования.

Приоритетная область – «Познавательное развитие», с интеграцией образовательных областей «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»

Задачи
• Ознакомление детей со свойствами жидкостей, методом сравнения сока и воды (прозрачность, вкуса, запаха и цвета), её использование. 
• Развивать интерес к методу экспериментирования. 
• Развивать и закреплять представления о свойствах воды.

• Поощрять и стимулировать проявление речевой активности каждого ребенка.

  •  Способствовать развитию умения анализировать и самостоятельно делать выводы. 
    • Развивать познавательную активность. 
    • Воспитывать интерес к познанию окружающего мира и экспериментированию. 
    • Воспитывать чувство дружбы, сотрудничества, доброжелательного отношения друг к другу. 
    • Воспитывать бережное отношение к использованию воды. 

Оборудование: телевизор, проектор, деревья, ткань (для ручейка), цветы (подснежники), природный материал, презентация.

Раздаточный материал: по 2 бутылочки с соком и водой, трубочки для коктейля, скорлупки грецкого ореха, флажки для кораблика.

Демонстрационный материал: прозрачные стаканы для опыта с водой, природный материал (ветки, камушки, кора деревьев), комнатный цветок «Специфилиум».

Предварительная работа: беседы о весне, о перелетных птицах.

Планируемый результат: формирование интереса к природе, закреплены представления о свойствах жидкостей, заложены основы экологической культуры

В групповой комнате разложена голубая ткань в виде ручейка, на ней полянка с подснежниками, «запруда».

Дети входят в группу, звучит мелодия журчащего ручья «Звуки природы». На фоне музыки воспитатель читает стихотворение:

Если снег повсюду тает,

День становится длинней,

Если все зазеленело,

И в полях звенит ручей,

Если солнце ярче светит,

Если птицам не до сна,

Если стал теплее ветер,

Значит к нам пришла…

Дети: Весна!

- Ребята, что вы слышите? (звук воды). Посмотрите, действительно на весенней поляне появился ручеек.  Как он появился, давайте посмотрите. В этом лесу есть свое телевидение.

(на экране отрывок из м/ф «Беги, ручеек!»).  Воспитатель комментирует изображение на экране, - Пригрело солнышко, вокруг начал таять снег, проснулись маленькие капельки и зазвенели на кончике сосульки, улыбнулись, упали на землю…. Одна, вторая, третья… и вот уже веселый ручеек побежал по свету, все быстрее и быстрее. Давайте внимательно послушаем, может он что-то нам хочет рассказать? Как вы думаете, о чем? (ответы детей, что он видит в лесу). Ручеек и нас приглашает в путешествие, а по пути расскажет нам много интересного. Пойдем? (Дети проходят вдоль ручейка, попадают на полянку с подснежниками).

Воспитатель - Смотрите, ребята, весеннее солнышко растопило снег и на солнечной полянке уже появились первоцветы. Что это за цветы? Кто назовет? (подснежники). Правильно, подснежники. Как вы думаете, почему они так называются? (они появляются, как только растает снег на проталине). Очень красивые цветы. Скажите можно ли рвать эти цветы? (Нет). Почему? Да, конечно, пусть они растут в лесу и радуют нас. Ведь сорванные цветы быстро увянут, а эти будут еще долго радовать нас.

В.-Когда была зима, цветок тихо спал под снегом. Представьте, что вы весенние цветы.

Психогимнастика «Волшебные цветы». (дети под музыку имитируют распускающийся цветок)

 Муз А.П. Чайковского «Адажио из балета «Щелкунчик»

-Долго спал цветок под снегом, но вот пригрело солнышко… теплый лучик солнца упал на землю и стал согревать в земле маленькое семечко. И вот уже из каждого семечка проклюнулся росток, сначала поднимается стебелек, потом появился один листок, второй… а солнышко все теплее и теплее греет, и цветок распускается. Вот какие красивые цветы!

В.-Ну, а наш ручеек умыл, полил цветы и побежал дальше… и мы вместе с ним идем дальше…

- Смотрите ребята, а здесь по ручейку плывет муравьишка на веточке…(показывает). Наверное, ручеек помогает муравью донести ветку до муравейника.  Ручеек подхватил веточку и понес ее по волнам, а веточка с муравьем не тонет и он плывет, как на кораблике.

Эксперимент «Тонет - не тонет» Смотрите, у нас здесь есть разные предметы (камушки, бумага, ветки, песок и др.) возьмите любой предмет и попробуйте положить в воду. Посмотрите, утонет ваш предмет или нет? (Дети выбирают предметы по желанию).

Делают вывод: не все предметы тонут в воде: тяжелые – тонут, легкие не тонут.

Игра «Тонет - не тонет» (физминутка). Я называю предметы, а вы присаживаетесь, если предмет  тонет, а если не тонет - встаете на носочки ( шишка, песок, желудь, каштан, веточка, бумага и т.д.). Молодцы, справились.

В.- А наш ручеек не стоит на месте бежит ручеек дальше… здесь беда! Что здесь случилось? (на берегу ручейка стоит цветок «Специфилиум» в горшке, до этого цветка вода не доходит, и он завял). Как мы может помочь цветку? Что необходимо сделать? (Ответы детей как помочь цветку). В.- Правильно нужно срочно разобрать завал иначе цветок погибнет! (разбирают). Но нам в детском саду могут пригодиться и шишки, и ветки, и камушки. Ребята, природный материал мы возьмем с собой для поделок в детский сад. (Складываем в корзину).

В.-Молодцы, ребята, ручеек напоит цветок, и он обязательно поправится. Но если мы польем цветок, он поправится быстрее. (Поливаем цветок).  

В-Смотрите, на берегу ручья лежат бревнышки, давайте, присядем на них. Посмотрите, сколько интересного природного материала мы набрали. А вы знаете, когда я была маленькой, вот также весной с друзьями мы делали кораблики и пускали их по ручейкам? Давайте я покажу вам как их сделать. (Воспитатель показывает, как сделать кораблик – скорлупа грецкого ореха и парус на палочке). -У меня приготовлены для вас части кораблика. Выберите себе цвет паруса вашего кораблика и соедините с корпусом. (Дети из скорлупок грецкого ореха и флажка изготавливают кораблики).Вот и получились корабли. Пусть пока полежат на траве.

  В.-Вы слышите, как оживились птицы с приходом весны.(Звуки природы). Как хорошо поют птицы, можно закрыть глаза и послушать пение птиц. А если прислушаться, можно услышать знакомые голоса. (грач, дятел, кукушка). В какое время года мы можем видеть и слышать этих птиц? (весной, летом). Как можно назвать этих птиц? (перелетные).

В.-Как греет солнышко… и мне захотелось пить. А вам?  (Да). Где же мы можем взять воду? Из ручья можно напиться? Почему? (Вода грязная). Давайте попробуем ее очистить.

Опыт «Очищаем воду». (проводит опыт очистки воды). А теперь, ее можно пить? (нет, ее нельзя пить, ее необходимо вскипятить). Поэтому, когда собираетесь в дорогу – необходимо брать с собой запас воды. Я сделала такой запас, у меня для вас есть вода и сок. (раздаю сок детям). Смотрите, если наклонить бутылочку, то сок переливается в бутылочке, значит что можно сказать? (он жидкий).

Вывод: сок – это жидкость.

В.- Откройте, вставьте в бутылочку с соком трубочку, посмотрите видно трубочку через сок? (нет). Значит сок – не прозрачный. Понюхайте сок, чем пахнет или нет? (да, апельсиновый). У сока есть запах. Отпейте сок, вкусный? Действительно апельсиновый? Значит, у сока есть вкус.

Теперь возьмем воду, если наклонить бутылочку, вода переливается в бутылочке? Значит, что можно сказать?

Вывод: вода – это жидкость.

 В.-Положите трубочку – видно ли ее через воду? (да). Значит вода прозрачная. Понюхайте воду. Пахнет ли она? Значит, она без запаха. Теперь выпейте воду, есть ли у нее вкус? Значит, она без вкуса (безвкусная).

В.-Мы с вами попили воды, а представьте, если в природе исчезнет вода, что тогда произойдет? (все живое погибнет). Значит, всему живому необходима чистая вода, поэтому воду нужно беречь. Как мы может беречь воду? (закрыть кран, не мусорить на воде, в лесу). Вот у нас остались бутылочки. Куда мы их денем? (возьмем с собой).

В.- Ну вот, нам пора возвращаться. (На обратном пути, дети проходят и вспоминают, о чем рассказывал ручеек). Что нам рассказал ручеек? (Вода необходима растениям, птицам…).

(Дети просматривают заключительный отрывок из м/ф). Но на этом истории ручейка не заканчиваются. Беги, ручеек, рассказывай другим людям свои истории.  Ручеек встретится с другими, такими же ручейками, они объединятся в большую реку. А мы возьмем свои кораблики, загадаем желание и пустим в ручеек, только о своем желании никому не рассказывайте, это будет вашей тайной (дети прощаются с ручейком).   

C:\Users\Светлана\Documents\нептун\IMAG0167[1].jpg

F:\ручеек\DSC06567.JPG

                                   

 

F:\ручеек\DSC06574.JPG

                                     Используемые источники:

 1. «Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ» 2013г.  Нищева, Н.В изд. «Детство-ПРЕСС»

 2. Популярное пособие для родителей и педагогов / Л. Ю. Субботина ; -      Ярославль : Академия развития,   1997.  - 235 с.

 3.   СD - подготовительная к школе группа.

 4.   http://allmults.org/begi-rucheek-1963.

 5. http://3-years.ru/prazdniki/stihi-o-vesne.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая работаПоделку можно сделать вмести с детьми старшего дошкольного возраста 5-7лет (из салфеток), а также с детьми среднего, младшего возраста 4-5 . Поделка выполнена в технике аппликация из ладошек- старшая группа Ооржак Анастасия,Оолак Чайырлаш

Поделку можно сделать вмести с детьми старшего дошкольного возраста 5-7лет (из салфеток), а также с детьми среднего, младшего возраста 4-5 (из бумаги). Поделка может быть как подарком и  пособием...

Практикум для родителей с детьми средней группы: «Развитие интеллектуальных способностей детей среднего дошкольного возраста посредством развивающих игр»

Познакомить родителей  дидактическими играми по развитию интеллектуальных способностей, которые можно использовать в домашних условиях, их развивающими задачами, способами подачи детям. Показать ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Средней группы «Ручеек» (от 4 до 5 лет) на 2018 – 2019 учебный год

Программа обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 4 до 5 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-коммуникативн...

Паспорт средней группы "Ручеек"

Паспорт материально-технического обеспечения и оснащенности образовательного процесса...