Исследовательская деятельность " Наши зубки"
материал по окружающему миру (старшая группа) на тему

Караваева Оксана Николаевна

Исследовательская деятельность " Наши зубки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon issledovatelskiy_proekt_nashi_zubki.doc649 КБ

Предварительный просмотр:

  Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад  общеразвивающего вида «Солнышко» с. Тербуны

Тербунского муниципального района Липецкой области

Утверждаю:

                                                                                                    Заведующая  МАДОУ

                                                  детский сад «Солнышко»

                                            __________   (Хромых В.В.)

Воспитатели:

                                                                    Караваева О.Н.

 Парахина Л.Н.

2016

 

Тип проекта: познавательно  - исследовательский.

Вид проекта: практический .

Продолжительность: краткосрочный (04.04.2016 – 13.04.2016)

Участники проекта: дети старшей группы « Капельки», родители, воспитатели

Возраст детей:5-6 лет.

Актуальность темы: 

Актуальность выбранной темы определяется высокой распространенностью стоматологических заболеваний и возможностью получения медицинского и социального эффекта при проведении  мероприятий по формированию у старших  дошкольников высокого уровня мотивации к сохранению здоровья полости рта. Кариес зубов остается одним самых распространенных заболеваний детей дошкольного возраста в России.

  Разрабатывая проект, мы учитывали особенности состояния  здоровья зубов детей, а также уровень развития гигиенических навыков ухода за зубами детей в группе, наличие мотивации к здоровому образу жизни в их семье.

  Предварительно проведенное анкетирование родителей воспитанников, подтвердило наше предположение о том, что гигиена полости рта в семье осуществляется не в системе, то есть ребенок чистит зубы только утром, или только вечером, ему не прививается привычка полоскать рот после каждого приема пищи, что родители мало внимания уделяют здоровому питанию детей (изобилие сладкого и недостаток овощей и фруктов), родители низко оценивают собственный опыт по приобщению своего ребенка к культуре ухода за зубами (не рассказывают как они сами, когда были маленькие, познакомились с зубной щеткой и зубной пастой, как первый раз ходили в стоматологический кабинет и т.д.).

Исходя из этого, нами был разработан проект, где были спланированы и определенным образом подобраны эмоционально насыщенные дидактические игры, разные мероприятия (опытно-экспериментального, познавательного характера), проводимые в творческом единстве педагог – родитель, которые не оставят равнодушными ни одного ребенка, научат ухаживать за своими зубами и полостью рта, помогут сохранить здоровье зубов.

Цель проекта:

 формирование навыков профилактики и гигиены полости рта у детей дошкольного возраста.

Задачи проекта:

-Расширять знания детей о гигиене полости рта.

- Учить правильно и последовательно чистить зубы, пользоваться зубной щеткой.

-Воспитывать доброжелательное отношение к посещению врача стоматолога.

-Воспитывать у детей и их родителей личную ответственность за сохранение своего здоровья и здоровья своих детей.

Вид детской  деятельности познавательно- исследовательская, игровая продуктивная и восприятие художественной литературы.

Виды совместной деятельности: совместная деятельность при опытах и наблюдениях , беседы.

Практическая деятельность: проведение опытов.

  Планируемые результаты

-Расширение представления о зубках , о их заболеваниях.

- Расширение словарного запаса.

- Развитие у детей интереса к исследовательской деятельности.

- Активное участие воспитанников в проведении опытов и исследований.

- Развитие умения ставить конкретную задачу, находить ее решение и делать соответствующий вывод.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

Этапы

Срок проведения

Задачи

I этап – Подготовительный

 

  1. неделя

1.Подбор методической, художественной литературы, иллюстративного материала по данной теме.

2.Анкетирование родителей

3. Составление плана реализации проекта.

4. Подготовка консультаций ,буклетов для родителей.

II этап –

Основной

1-2 неделя

Реализация  проекта по плану.

III этап –

Итоговый

2 неделя

1. Кукольный театр « Помогите Дракоше»

2.Эксперементы .

3. Создание презентации проекта.

МЕРОПРИЯТИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Этап

Неделя

Название

Задачи

Подготовительный

1 неделя

Анкетирование родителей

 « Наши зубки»

Уточнить состояние зубов каждого ребёнка.

Основной                                 этап

 

1 неделя

Рассматривание картинок : 

« Что бывает если ешь много сладостей»

«Какими движениями чистим зубы»,

« Как правильно чистить зубы».

Познакомить детей с полезной пищей для зубов.

Рассмотреть иллюстрацию как правильно чистить зубки

Беседа «Интересное о зубах».

Выяснить понимание детей о значении ухода за зубами.

2 неделя

Беседа «Профессия врач-стоматолог»Презентация

Познакомить с профессией стоматолога; воспитывать доброжелательное отношение к посещению стоматологического кабинета.

Дидактические игры и упражнения:  «Что полезно для зубов»

Закреплять знания детей о полезной и вредной пищи для здоровья зубов.

Чтение художественной литературы  cтихи про зубки  :

П. Прядко «Доктор маме говорил»

Джулия Рум «Чистим зубки»

Н. Зубарева «Крокодил не чистит зубы»

М. Генин «Симпатичный акулёнок»

В. Черняева «Только что от пасты толку? »

Н. Карпова «Разболелся зуб у Волка»

Д. Пономарева «Чистить зубы»

Е. Долгих «Надо, надо чистить зубки»

Э. Кийг «Знает чуть ли не с пелёнок»

Через художественную литературу прививать любовь к гигиене, к не боязни посещать стоматологический кабинет.

Практическая деятельность: чистка зубов.

Учить правильно и последовательно чистить зубы учить детей следить за чистотой своей щеткой.

 Сюжетно-ролевая игра «В кабинете у врача стоматолога»

Закреплять в ходе игры знания о работе стоматолога.

Художественное творчество:

рисование «Веселый зубик, грустный зубик»

Учить детей ,через рисование , лечить зубик.

ОД « Чтобы свои родные зубки мог ты дольше сохранить»

Формировать представлений о гигиене рта, проведение работы по профилактике кариеса

Чтение художественной литературы  cтихи про зубки  :

В. Рычихина «Коля чистит зубки пастой»

С. Чудин «У меня зубная щетка»

Елена Смолякова «Жили – были зубки»,

«Сказка про смелый зуб»

Ева Орловская «Сказка про зубную феечку»

Ирина Гурина «Сказка про больные зубки», «Сказка про зубную фею и вредный кариес»

Через художественную литературу прививать любовь к гигиене, к не боязни посещать стоматологический кабинет.

Беседа «Здоровые зубы».

Закрепить знания о здоровых зубах

Мультзал: «Добрый доктор Стоматолог»

  « Доктор Заяц и Зубные защитники»,

« Легенда о Зубном Королевстве»,« Игра гигиена»

закреплять полученные знания в просмотре мультфильма.

Привить любовь к гигиене полости рта, не бояться стоматологов-  через мультики.

Работа с родителями:

Буклет : «Как научить ребёнка чистить зубы»

Папка передвижка: « Интересные факты про зубы»

Статьи в уголок : « Как научить детей чистить зубы», « Как выбрать зубную пасту и зубную щётку».

Ознакомление родителей с комплексом мер по профилактике заболеваний зубов;выполнение рекомендаций по организации профилактической работы с целью снижения частоты заболеваний кариесом.

Итоговый этап

Детское экспериментирование:

« Как правильно чистить зубы»,

« Зубная эмаль –что это такое?»

« Почему у меня болят зубы».

дать детям возможность, понять, что от воздействия вредных факторов разрушается защитная оболочка.

Кукольный спектакль

« Помогите Дракоше»

Закрепление полученных знаний о зубках

Фотоотчет « Наши зубки»

Отчет по проекту

Материально-техническая база

-Оборудование для опытов и экспериментирования ( яйца, орехи, зеркало )

 -Иллюстрации, информационная и художественная  литературу;

-Материалы для рисования (простые и  цветные карандаши, листы бумаги,)

-Оборудование для спектакля (Дракоша, медведь, заяц, птичка)

.

Список литературы

1.Т.А. Шорыгина « Беседа о здоровье» Методическое пособие –М.: ТЦ Сфера   2004.-64с.

2.Т.Г.Карепина «Формирование здорового образа жизни у дошкольников» планирование , система работы –Изд. 3-е Волгоград 2016.-169 с.

3. Зайцев Г.К. Уроки Мойдодыра Изд. « Детство –Пресс» 2006.- 32.

Заключение 

  Для успешного решения целей и задач  мы использовали целый ряд педагогических приемов : прямое  обучение, показ, упражнения в выполнении действий в процессе дидактических игр, систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное  повышение требований к ним.          

   У детей необходимые навыки лучше всего усваиваются в играх, специально-направленного содержания. Важно, чтобы эти игры были интересны, могли увлечь детей, активизировать  их инициативу и творчество На занятии мы уточнили представление детей о зубах. Для чего нам нужны зубы.  Закрепили знания детей,  что лучше кушать полезные продукты, чтобы зубы сохранились. Так же дети показали свои знания не только теоретически, но и практически, со всеми задачами, поставленными, на занятии дети справились.  Было достигнуто точное и четкие выполнения действий, их правильной последовательности.  У детей появились определенные знания о правилах гигиены полости рта, о строении и функциях зубов, о причинах заболевания зубов. Дети научились правильно и последовательно чистить зубы. У них появилось желание самостоятельно, без напоминания взрослых, ежедневно следить за своими зубами.  Во время исследования  дети были увлечены.  Получили  новые познания в экспериментальной деятельности. Все поставленные цели и задачи достигнуты..

Дидактическая игра «Так много щеточек хороших, но зубная только одна».

Цель – дать представление детям о разных видах щеток. На столе воспитатель демонстрирует детям различные виды щеток: зубную, для обуви, для одежды, для расчесывания домашних животных и т.д. Взрослый предлагает детям найти среди многообразия щеток на столе именно зубную щетку, а затем, когда она будет детьми найдена и подробно рассмотрена, воспитатель просит объяснить

предназначение остальных щеток на столе.

Дидактическая игра «Чистим зубки».

Цель – закрепить у детей навык ухода за зубами (отработка движения «сверху-вниз», «снизу-вверх», «слева – направо»). Воспитатель предлагает детям попробовать чистить зубы на «игрушечном тренажере» - расческе с частыми крупными зубчиками. Сначала взрослый демонстрирует сам, как надо выдавить зубную пасту на щетку и как нужно правильно чистить зубы (держа расческу в руке, показывает движения). Далее дети пробуют повторить это же сами.  

Дидактическая игра «Полезное – вредное».

Цель – в стихотворной форме научить детей распределять продукты питания на полезные и вредные для зубов. Воспитатель демонстрирует детям картинки с продуктами питания – «полезными» и «вредными» для зубов. Взрослый сопровождает каждую картинку небольшим стихотворением. Картинки с продуктами питания воспитатель сортирует и раскладывает с помощью детей в две коробочки: на одной прикреплена фотография ребенка с плохими (подверженными кариесу) зубами, на другой – фото ребенка с красивыми, белыми зубами.

Дидактическая игра «Предметы индивидуального пользования».

Цель – учить классифицировать предметы для личного пользования и предметы, которыми можно делиться (например, зубная паста, зубная щетка, расческа, машинка, кукла, полотенце, носовой платок и т.д.). Воспитатель объясняет детям, что есть такие вещи у каждого из нас, которыми мы ни с кем не можем поделиться, например, зубная щетка, расческа т.д. Акцентирует внимание детей на предметах общего пользования. Объясняет, почему этого делать нельзя.

Игровое упражнение «У кого есть зубы?».

Цель – активизировать внимание детей к тому, что не только у человека есть зубы, но и у животных и их детенышей. Воспитатель с помощью картинок с изображением животных акцентирует внимание детей на том, что как у человека, у животных (и их детенышей) тоже есть зубы, но в отличие от человека, животные не чистят зубов, т.к. у них нет зубных щеток, пасты и рук. Поскольку человек - это не животное, и у него есть руки, зубная щетка и паста, то зубки чистить надо.

Артикуляционная гимнастика:

 «Почистим зубки язычком». Цель - развитие артикуляционного аппарата и активизация внимания детей к внешнему виду собственных зубов.

 «Какие у нас зубы». Цель – развитие артикуляционного аппарата и закрепление образа внешнего вида зубов у детей.

Игры на развитие мелкой моторики рук:

«Как зубки растут».

 Цель – дать детям представление об особенностях расположения зубов (рядом друг с другом) на макете с использованием прищепок. Воспитатель при помощи полукруга – символа челюсти – того места, где растут зубы, и обычных бельевых, белых прищепок демонстрирует расположение зубов во рту. Показывает, что если какого-нибудь зубика не будет хватать (заболеет и его вырвут, он выпадет), то можно будет легко подавиться непрожеванной пищей (кусочек поролона).

«Зубная щетка».

 Цель – закрепить знания детей об образе зубной щетки. Используемые материалы: губка для посуды и зубочистки. Воспитатель предлагает детям изготовить самим зубную щетку. Предварительно тщательно рассмотрев изображения зубной щетки на картинках и фотографиях. На продолговатую полоску из губки для посуды дети нанизывают зубочистки, стараясь их располагать как можно реже.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД с элементами познавательно-исследовательской деятельности «Наши помощники – органы чувств» (из цикла ЗОЖ « Радуга здоровья»).

Данное занятие  помогает осознанию детьми важности органов чувств – слуха, зрения, вкуса, обоняния, осязания для жизнедеятельности человека. Ребята в игровой форме приобщаются к  элеме...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности "Наши помощники – песок и глина"

Применение квест-технологи  при организации образовательной деятельности в области познавательно-исследовательского развития...

Конспект ООД с элементами познавательно-исследовательской деятельности "Наши помощники - органы чувств"

Конспект ООЛ в старшей группе с элементами познавательно-исследовательской деятельности "Наши помощники - органы чувств"...

Познавательно-исследовательская деятельность "Наши помощники"

Цели: Познакомить  детей   с  органами  чувств и их назначением  (глаза  смотрят,   уши – слушают,  нос – улавливает   запах, ...

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности "Наши помощники- органы чувств" старшая группа

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности "Наши помощники- органы чувств" старшая группа...

Интегрированное занятия по познавательно-исследовательской деятельности “Наши друзья

Интернированное заняти по познавательно- исследовательской деятельности "Наши друзья - Витамины!"...