Главные вкладки

    Конспект организованной образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности "Наши помощники – песок и глина"
    план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (подготовительная группа) на тему

    Яковенко Анастасия Андреевна

    Применение квест-технологи  при организации образовательной деятельности в области познавательно-исследовательского развития

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл nashi_pomoshchniki_-_pesok_i_glina.docx22.96 КБ

    Предварительный просмотр:

    Ф.И.О. педагога: Яковенко Анастасия Андреевна

    Образовательная область: "Познавательное развитие"

    Возрастная группа: 6 - 7 лет (подготовительная группа)

    Тема: "Наши помощники – песок и глина"

    Цель: формирование мышления на основе анализа свойств песка и глины, в процессе развития инициативы, самостоятельности и любознательности.

    1. Формировать умение определять свойства песка и сравнивать их со свойствами глины.
    2. Развивать логическое мышление, а также умение совершать простейшие умозаключения.
    3. Воспитывать желание проявлять любознательность, инициативу, взаимопомощь.

    Дидактические материалы и оборудование: изображение физической карты Африки, загадка о ветре, портрет ветра, изображение компаса, видеозапись с обращением Папуаса, миски с песком и глиной по количеству детей для исследовательской работы, емкость для воды, клей ПВА, кисточки, резиновые перчатки, лист формата А3 на каждого ребенка, фен, схема составления письма.

    Ход образовательной ситуации:

    1. Введение в игровую ситуацию

    На экране воспроизводится видеозапись, на которой переодетый в Папуаса воспитатель, грустный с африканским акцентом сообщает:

    - Здравствуйте ребята! У меня случился беда! Я жить на далекий континент Африка! Я надеется Вы знать такой? Он находится за океаном, и выглядеть вот так (Папуас показывает физическую карту Африки). А мой маленький племя живет вот здесь (показывает на карте место) и дикий зверь, совсем злой охотится на меня, мой братья и друзья. Я обратиться к вам за помощь, мне говорить, что здесь жить очень умный племя, вы мочь мне помочь? У меня быть дом из солома, но такой дом нас не спасать. А из чего еще строить дом на моя Родина? Ведь кроме песка и глина кругом ничего нет! Когда я решить обратиться к вам, то Бог ветра Дуй сказать мне, что он Вам помочь, а как не сказать. Я очень надеюсь на вас и ждать ответа. Пока!

    1. Введение в проблему

    Воспитатель:

    - Я предлагаю Вам помочь нашему новому другу в беде.

    - ответы детей 

    1. Экспериментирование (получение нового знания)

    Воспитатель:

    - Что это такое, интересно знать (подходит к портрету Бога ветра Дуй). На стене висит изображение с Богом ветра, к нему прикреплена записка, на которой написана загадка:

    Без рук, без ног по полю рыщет,

    Поёт да свищет,

    Деревья ломает,

    К земле траву приклоняет.

    - ответ детей: ветер

    На столе лежит песок

    Встаньте носом на восток

    На него сейчас  подуйте

    И подсказку расшифруйте

    Дети встают лицом к окну дуют на песок, сухой песок разлетается, и остаются полоски песка в виде волн на столе приклеенных на клей ПВА.

    Воспитатель:

    - Посмотрите, как разлетелся сухой песок от нашего дуновения, он очень легкий и сыпучий. Ребята на что похож  этот рисунок?

    - ответы детей: на змейку, на море, на реку, на воду

    Воспитатель:

    - Правильно ребята, это вода. Интересно, зачем нам ветер оставил на песке подсказку про воду?

    - ответы детей: нужно намочить песок и построить домик для Папуаса

    Папуас:

    - Молодцы ребята!!!

    Дети самостоятельно берут емкости с песком, наливают в них воду и строят домики по замыслу, пока дети заняты строительством, воспитатель говорит:

    Воспитатель:

    - А можно ли построить что – либо из сухого песка?

    - ответы детей:

    Воспитатель:

    - Но если его намочить он легко поддается лепке, вы со мной согласны?

    После того как дети достроили домики, воспитатель спрашивает:

    Воспитатель:

    - Ну что крепкие домики у вас получились? Давайте проверим! Как вы думаете, что сможет разрушить дом из песка?

    - ответы детей: дождь, ветер, ураган

    Воспитатель:

    - Самая большая стихийная опасность в Африке - это сильные ветра, посмотрим, смогут ли домики из песка устоять после ветряной бури. Как можно создать такую бурю?

    - ответы детей: подуть на дом

    Воспитатель:

    - Давайте попробуем.

    Дети дуют на дома, ничего не происходит

    Воспитатель:

    - Ребята, ветер в пустыне намного сильнее дует, давайте попробуем вот так! Вы сейчас выберете дом, который мы проверим на прочность, необходимо договориться между собой.

    Воспитатель берет фен и направляет сильный поток воздуха на один из домиков, под напором ветра он начинает сохнуть и рассыпаться.

    Воспитатель:

    - Как вы думаете, можно жить в таком домике?

    - ответы детей: нет, он быстро рушиться.

    Воспитатель:

    - Надо хорошенечко подумать, из чего же еще можно построить дом в Африке?

    - ответы детей: дерево, солома, ветки, кирпичи

    Воспитатель:

    - Но в Африке нет такого материала, там есть песок и глина, но мы с вами поняли, что песок нам не подходит.

    1. Экспериментирование (применение полученных знаний)

    Воспитатель:

    - А давайте попробуем использовать глину для строительства.

    Дети самостоятельно проделывают те же манипуляции что и с песком. Пока дети наливают воду в глину, воспитатель интересуется:

    - Ребята, а Вы запомнили, как вода впиталась в песок?

    - ответы детей: да, очень быстро

    Воспитатель:

    - А заметили как в глину?

    - ответы детей: да, очень медленно

    Воспитатель:

    - В глину вода впитывается медленнее, чем в песок. Как вы думаете, почему?  Ответить на этот вопрос вам поможет лупа, которая лежит перед вами на столе. Давайте с вами поближе познакомимся с песком и глиной с помощью этого инструмента. Рассмотрите песок и глину внимательно и скажите, чем они отличаются?

    - ответы детей:

    Воспитатель:

    - Правильно, песок рыхлый с крупными частицами, а глина мелкая и плотная, поэтому воде сложнее пройти сквозь частички в глине, чем в песке. Продолжим строительство наших домиков из глины.

    Дети достраивают домики и выбирают из построенных домов тот, который проверят на устойчивость к ветру.

    Воспитатель:

    - Ну что, теперь проверим на прочность глиняный домик?

    Воспитатель берет фен и направляет сильный поток воздуха на один из домов, под напором ветра он начинает сохнуть и становиться плотнее и крепче.

    Воспитатель:

    - А такой дом подойдет для нашего гостя и его товарищей в племени?

    - ответы детей

    Воспитатель:

    - Какие же вы молодцы!!! Вы можете написать письмо ему другу? Только напишем мы его не совсем обычным способом, точнее даже не напишем, а нарисуем…песком.

    1. Рефлексия

    Воспитатель:

    - Что мы сейчас делали ребята?

    - ответы детей: строили домик из песка, но он рассыпался, потом из глины.

    Воспитатель:

    - Давайте это и нарисуем, возьмём лист бумаги, и разделим его вдоль на две половины в верхней части листа нарисуем песок, как мы его изобразим? - ответы детей.

    Воспитатель:

    - Он крупнее глины, поэтому рисуем крупные кружочки. Для этого мы берем клей ПВА и рисуем песчинки (на слайде появляется пример схематического изображения песка). Потом изображаем воду особенным символом, каким (на слайде появляется пример схематического изображения воды)?

    - ответы детей: как нарисовал ветер

    Воспитатель:

    - Правильно, прежде чем строить мы намочили песок. Что произошло с домиком после?

    - ответы детей: он рассыпался от ветра

    Воспитатель:

    - Вот и нарисуем сначала, как ветер дует на наш дом (стрелочками изображаем ветер, дующий на домик), а после то что осталось от домика, горку из песка. Теперь засыпаем песком те места, где нарисовали клеем. Теперь приступим ко второй половине листа. Рисуем клеем ПВА глину, мы уже говорили с Вами, что она мельче песка и плотнее, поэтому рисуем ее точками, которые расположены близко друг к другу. После чего нужно изобразить символ воды, далее схематически воздействие ветра на нашу постройку, после чего рисуем дом, ведь именно из глины мы советуем строить жилища нашим друзьям из далекой Африки.

    Дети доделывают рисунок и вручают его воспитателю.

    Воспитатель:

    - Сегодня мы отправим наше письмо в Африку и будем ждать ответа от него! Спасибо Вам ребята, вы очень постарались, вы настоящие исследователи.

    На следующее утро приходит ответ от Папуаса.

    Папуас:

    - Спасибо мои добрые друзья, вы очень меня спасать. А теперь мне пора приступать к строительство новый дома, для безопасность. Я знать, что вы мне помочь, мы ждать вас всех в гости. До скорой встречи!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности и развитию мелкой моторики "Камни бывают разные"

    Тема: «Камни бывают разные»Цель: Закрепить знания детей о разнообразии мира камней .Программные задачи:Обучающие:Расширить знания о разнообразии камней, познакомить детей с их свойствами, особенностям...

    Конспект организованной образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности детей старшей группы «Вода»

    Конспект организованной образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности детей старшей группы «Вода»...

    Конспект организованной образовательной деятельности по познавательно-исследовательскому развитию с интеграцией образовательных областей "Спрячь мышку"

    Знакомство детей с шестью основными цветами, учить различать их,развивать быстроту реакции, внимание, мышление.Закреплять знания о животных....

    Конспект организованной образовательной деятельности по познавательно-исследовательскому развитию с интеграцией образовательных областей "Укрась бабочку"

    Учить детей группировать предметы по цвету; закреплять знания детей о геометрической фигуре круг, о понятиях "один  -много", "большой - маленький" .Развивать мелкую моторику....

    Конспект организованной образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности для детей подготовительной группы.Тема "Где прячется здоровье?"

    Цель: учить детей заботится о своем здоровье.Задачи: Формировать у детей представления о зависимости здоровья от двигательной активности, закаливания и чистоты тела; уточнить знания о полезных свойств...

    ПЛАН-КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности "Кёрлинг" (исследовательская деятельность по методике А.И. Савенкова) в старшей группе

    Цель: учить детей организации и проведению самостоятельной исследовательской деятельности.Задачи:Образовательные:познакомить детей с общей схемой исследовательской деятельности;развивать исследователь...