Конспект организованной образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности «Удивительная бумага»
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа)

Чудина Елена Сергеевна

Цель: формировать представления о бумаге, разных ее видах, качествах и свойствах; способствовать развитию   познавательного интереса к окружающему миру.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №5 «Золотой ключик»

муниципального района городской округ Люберцы

Московской области

Конспект организованной образовательной деятельности  

по познавательно-исследовательской деятельности

«Удивительная бумага»

(средняя группа)

                       Выполнила:

                                            Чудина Елена Сергеевна

   высшая квалификационная категория

г.о.Люберцы 2021г.

Цель: формировать представления о бумаге, разных ее видах, качествах и свойствах; способствовать развитию   познавательного интереса к окружающему миру.

Задачи:

Образовательные:

  • познакомить детей с историей возникновения бумаги;
  • уточнить и расширить представления детей о бумаге, ее свойствах и современных видах;

Развивающие:

  • способствовать развитию познавательной активности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению;
  • способствовать развитию познавательного интереса в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов с бумагой;
  • развивать у детей активный словарь по теме, умение анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и делать выводы; 

Воспитательные:

  • воспитывать бережное отношение к предметам окружающего мира, доброжелательное отношение друг к другу при совместной деятельности.

Оборудование: у каждого ребенка на столе бумажная салфетка и полоски бумаги (разный цвет, разная толщина, разная поверхность), тарелка с водой.

Ход занятия  

1.Организационный момент.

Доброе утро лесам и полям! (руки вверх)

Доброе утро скажу всем друзьям! (руки в стороны)

Доброе утро, родной детский сад!

Видеть друзей своих очень я рад! (хлопают в ладоши)

 

2. Введение в тему. 

Воспитатель: Ребята, если вы отгадаете загадку, то узнаете, о чем мы сегодня будем говорить.

Склеим мы корабль, солдата,
Паровоз, машину, шпагу.
А поможет нам, ребята,
Разноцветная… (бумага)

(Ответы детей)

- Верно, это бумага. Сегодня на нашем занятии мы будем говорить о бумаге.

Послушайте, пожалуйста, небольшую историю и посмотрите внимательно на экран:

Очень давно, в Китае, в древнем государстве, изобрели бумагу. Китайцы научились делать бумагу из коры дерева. А другие народы из дальних стран покупали у них бумагу как самую большую драгоценность. Бумагой восхищались жители других стран, но в Китае держали в тайне чудесный способ её изготовления. Постепенно китайский секрет перестал быть секретом, и во всем мире люди научились делать бумагу из древесины. В наше время бумагу делают с помощью машин на бумажных фабриках.

Ребята, мы говорим, что бумагу делают из дерева, и жизнь каждого листочка бумаги начинается в лесу. От дерева до бумаги длинный путь. На бумажную фабрику привозят бревна сосны, ели, пихты, березы, осины. Затем бревна измельчают, добавляют разные вещества, на специальной машине отжимают, высушивают и сматывают получившуюся бумагу в огромный рулон. Бумага бывает разная: для упаковки, творчества, письма, книг. Она бывает тонкая, толстая, гладкая, шероховатая, цветная.

3.Основная часть

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами станем  настоящими  исследователями и будем проводить настоящие опыты с бумагой. Готовы? Дети: Да!

Воспитатель: Тогда приступим!

Опыт 1

Воспитатель: Ребята, сейчас мы проведем опыт и проверим, какая бумага бывает на ощупь. Подойдите, пожалуйста, к столам. На них лежат полоски разной бумаги.  Потрогайте, погладьте поверхность каждой полоски бумаги и скажите, какая она? 

(Ответы детей: гладкая, шершавая, неровная и т.д.)

Поднимите, пожалуйста, самую гладкую полоску бумаги (шероховатую, рифленую)

Опыт 2

Воспитатель: Ребята, сейчас мы проведем еще опыт и проверим, какая бумага легче, а какая тяжелее. Возьмите, пожалуйста, салфетку и подуйте на нее. Что произошло?

(Ответы детей: салфетка гнется в разные стороны). 

Теперь возьмите по очереди полоску белой бумаги, а потом полоску картона и подуйте на них. Что вы видите?

 (Ответы детей: полоска белой бумаги немного прогнулась, полоска картона не прогнулась совсем)

Воспитатель: Правильно, салфетка самая тонкая и легкая, поэтому вся изогнулась, полоска белой бумаги чуть прогнулась, а полоска картона не прогнулась совсем, потому что картон толще и тяжелее.

Опыт 3

Воспитатель: Ребята, а сейчас мы проверим, какая бумага легче мнется. Сомните, пожалуйста, салфетку, затем полоску белой бумаги, а теперь полоску картона. Что вы увидели?

(Ответы детей: салфетка легко мнется, полоска белой бумаги мнется труднее, а полоска картона мнется тяжело).

Воспитатель: Правильно, легче всего мнется салфетка, потому что она самая тонкая, сложнее белая бумага, потому что она чуть толще. А труднее всего мнется картон, потому что он самый толстый. Чем толще бумага, тем тяжелее она мнется.

А теперь немного отдохнем:

Физкультминутка

Быстро встали, улыбнулись,

Выше, выше потянулись.

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Вправо, влево повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

Сели, встали. Сели, встали

И на месте побежали.

Опыт 4

Воспитатель: Ребята, сейчас мы проведем еще опыт и проверим, прочная ли бумага. Возьмите, пожалуйста, салфетку и оторвите от нее кусочек, теперь от белой полоски бумаги, а теперь от картона. Что получилось? 

(Ответы детей: салфетка легко рвется, полоска белой бумаги рвется тяжелее, а полоска картона рвется трудно)

Воспитатель: Правильно, чем тоньше бумага, тем она рвется легче, а, чем толще, чем сложнее.

Опыт 5

Воспитатель: Ребята, сейчас мы проведем последний опыт и проверим, намокает ли бумага. Возьмите, пожалуйста, салфетку, полоску белой бумаги и полоску картона. Опустите в тарелку с водой и посмотрите, какая бумага намокла быстрее. 

(Ответы детей: салфетка быстро намокла, полоска белой бумаги медленнее намокла, а полоска картона намокает медленно)

Воспитатель: Правильно, чем тоньше бумага, тем быстрее она намокает, а чем толще, тем медленнее. Но любая бумага боится воды.

4. Выводы: Молодцы, мы хорошо поработали. Скажите мне, пожалуйста, чем вы сегодня занимались, что узнали?

(Ответы детей: проводили опыты с бумагой, проверяли, какая бумага легкая и тяжелая, какая легче и тяжелее мнется, рвется, намокает в воде) Подумайте и ответьте: бумага прочный материал, или её легко можно повредить?

(Ответы детей: бумага не прочный материал, ее легко порвать, помять) Воспитатель: Поэтому к бумаге, к изделиям из неё нужно относиться бережно. Бумага очень важна в жизни каждого человека. Нужно аккуратно читать книги, не мять и не рвать листы, и тогда они прослужат очень долго. Помните, что жизнь каждого листочка бумаги начинается в лесу.

Литература:

1. Деятельность дошкольников в детской экспериментальной лаборатории: программа, игровые проблемные ситуации, картотека опытов: авт.-сост. М. П. Костюченко, Н. Р. Камалова. - Волгоград: Учитель, 2016. 

2. М.Султанова «Простые опыты с бумагой», Москва: Хатбер-пресс, 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности детей старшей группы «Вода»

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности детей старшей группы «Вода»...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности "Наши помощники – песок и глина"

Применение квест-технологи  при организации образовательной деятельности в области познавательно-исследовательского развития...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности для детей подготовительной группы.Тема "Где прячется здоровье?"

Цель: учить детей заботится о своем здоровье.Задачи: Формировать у детей представления о зависимости здоровья от двигательной активности, закаливания и чистоты тела; уточнить знания о полезных свойств...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе детского сада «В гости к воде»

Развитие у детей познавательной активности, любознательности через исследовательскую деятельность....

Конспект организованно-образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности детей подготовительной группы на тему: «Академия чудес».

Конспект организованно-образовательной деятельностипо познавательно-исследовательской деятельности детей подготовительной группы на тему:  «Академия чудес»....

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности во 2 младшей группе «Чудо-водица».

Конспект организованной образовательной деятельностипо познавательно-исследовательской деятельностиво 2 младшей группе«Чудо-водица»....

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Традиции чаепития»

Цель: расширять представления детей о многообразии традиций чаепития в разных странах.Программные задачи:  Образовательные:познакомить с историей чая,  чайными  церемониями  разных...