Знакомим дошкольников с миром профессий
статья по окружающему миру на тему

Пенькова Татьяна Евгеньевна

С использованием метода мнемотехники

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование метода мнемотехники при ознакомлении дошкольников с миром профессий.

Формирование высших человеческих чувств происходит в процессе усвоения ребенком социальных ценностей, социальных требований, норм, принятых в обществе. Ребенок приобретает своеобразную систему эталонов: оценивает их эмоционально как привлекательные или отталкивающие, как добрые или злые, как красивые или безобразные. Дети всегда проявляют интерес к социальной действительности. Поэтому значимым средством воспитания является сама социальная действительность, воздействующая на ребенка, питающая его ум и душу. Главное нам показать детям социальный мир «изнутри» и помочь ребенку накопить социальный опыт, и понять свое место в этом мире. Труд – тоже социальное явление. Труд – это проявление заботы друг о друге. Разнообразная действительность позволяет ребенку непосредственно пережить, прочувствовать необходимость выполнения определенных норм и правил для достижения важных и интересных целей.

Согласно Д.Б. Эльконину, в дошкольные годы происходит как бы замыкание связи между предметным миром и миром человеческих отношений, поэтому ознакомление дошкольников с трудом взрослых играет важную роль в установлении их контактов ребенка со взрослым миром.

Формирование системных знаний детей о профессиях предполагает знакомство дошкольников с конкретными трудовыми процессами, орудиями труда, преобразование человеком предмета труда в продукт, т.е. результат труда. Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и дошкольный период.

В начале работы, обследовав детей, я выявила, что объем знаний о разных профессиях, о конкретных трудовых процессах, о значимости результатов труда для общества, низок. К тому же скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение внимания, несовершенно логическое мышление.

Поэтому я поставила перед собой цель: ознакомление дошкольников с миром профессий на основе современной технологии – мнемотехники.

Для достижения этой цели поставила следующие задачи:

1. Совершенствовать формы и методы работы по ознакомлению детей с миром профессий, их социальной адаптацией.

2. Содействовать развитию у детей интереса, мотивации к изучению мира профессий, к активному участию их в образовательном процессе

3. Способствовать развитию основных процессов – памяти, внимания, образного мышления.

4. Способствовать формированию умений и навыков у детей через использование средств мнемотехники.

5. Способствовать развитию творческих способностей, умению детей преобразовывать абстрактные символы, образы (перекодирование информации о профессиях), работать по образцу, по правилам, слушать взрослого, выполнять его инструкции.

6. Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей.

7. Способствовать формированию навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности, ответственности.

8. Создать условия для формирования знаний о профессиях на основе взаимодействия с родителями.

При ознакомлении дошкольников с миром профессий, наряду с традиционными формами работы, такими как: целенаправленные наблюдения, экскурсии, беседы, встречи с интересными людьми, чтение художественной литературы, дидактические игры я использовала современную технологию - мнемотехника.

Мнемотехника в переводе с греческого – «искусство запоминания». Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники для дошкольников сегодня становится все более актуальным, т. к. в современном мире много закодированной информации в виде символов, схем и важно ребенка научить перекодировать информацию из символов в образы.

Особое место в работе с детьми занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем – моделей, что заметно облегчает детям овладению связной речью; кроме того, наличие зрительного плана – схемы делает рассказы четкими, связными и последовательными.

Мнемотаблица – это схема, в которой отражена определенная информация.

При построении системы работы учитывала следующие принципы:

1. Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью является развитие ребенка;

2. Принцип научной обоснованности и практической применимости - содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, и имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования.

3. Принцип дифференциации. Я создавала условия для самореализации каждого ребенка с учетом накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы.

4. Принцип гуманизации, который позволял мне встать на позицию ребенка, учитывать его точку зрения, видеть в ребенке полноправного партнера.

Для работы с детьми своей группы я создала цветные мнемотаблицы, используя пособие Г.П. Шалаевой «Большая книга профессий для самых маленьких», опыт работы Т.А.Ткаченко.

В настоящее время появилось много новых профессий, совершенствуются уже известные, появляются новые орудия труда. И в своих мнемотаблицах я постаралась показать детям роль современной техники в трудовой деятельности человека и расширить представления об эволюции предметов. Работа с мнемотаблицами позволила мне не только сформировать знания о профессиях, о конкретных трудовых процессах, но и улучшить словарный запас, произвести коррекцию психических процессов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация: Игра: формирование представлений дошкольников в мире профессий. Психолого-педагогические условия развития ранних представлений ребенка о профессиях

Профориентация детей в значительной степени влияет на самореализацию личности в будущем.  Даже когда ребенок определился с выбором учебного заведения и факультета еще рано считать, выбор будущей ...

Статья на тему: "Знакомим детей с миром профессий"

Чем больше ребёнок впитает в себя информации о профессиях,  чем более разнообразна и богата будет она, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь....

Знакомим детей с миром профессий

    Все мечтают  обрести в жизни  любимое дело,  доставляющее радость  ему  самому  и  приносящее  пользу  другим  людям. Дети уже в ...

Методическая разработка «Знакомим детей с миром профессий»

У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он долж...

Ранняя профориентация Знакомим детей с миром профессий Фермер

Выбор профессии по душе – одно из слагаемых счастливой жизничеловека. К сожалению, нередко этот выбор делается по настояниюродителей или за «компанию» с другом. А зачастую ответить н...