Статья "Патриотическое воспитание дошкольника через ознакомление с родным городом"
статья по окружающему миру (старшая группа) на тему

Осипова Галина Владимировна

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с традициями, историей и памятниками родного города.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_znakomim_detey_s_rodnym_gorodom.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Знакомим  детей с родным городом

Воспитание любви к родному городу – одна из задач патриотического воспитания детей. Детям младшего возраста трудно еще представить себе, что такое город, но их необходимо с этим знакомить. Начинается знакомство с близлежащих улиц, домов. Основная задача родителей – обогащать и расширять знания детей, удовлетворять их любопытство от происходящего вокруг, вызвать положительные эмоции детей, чувство восхищения городом и страной, чувство гордости за то, что мы – ломоносовцы.

При ознакомлении с городом используются различные средства и методы. Это беседы и разговоры с детьми, наблюдения и рассматривания, игры: строительные, дидактические, словесные и др., прогулки и экскурсии.

Используя различные методы и средства, родители должны помнить, что самое главное – это их личное отношение к предмету, к тем событиям и явлениям, с которыми они знакомят маленького человека.

«Ребенку нечего отрицать, ему нужна положительная пища, кормить его ненавистью, отчаянием и презрением может только тот человек, вовсе не понимающий потребностей детства». Эти слова К.Д.Ушинского как нельзя лучше отражают сущность работы по ознакомлению младших дошкольников с окружающим миром и социальной действительностью.

Младший возраст

Знакомство с названием города, в котором они живут.

Рассматривание близлежащих домов, территорий из окон дома и на прогулках (домов в городе много ионии расположены на определенных улицах; улицы длинные, прямые).

Беседа и заучивание домашнего адреса (знать название города и улицы).

Наблюдение за строительством в городе (обращать внимание на работу техники, людей, на быстроту возведения зданий).

При поездках, прогулках по городу обращать внимание на названия улиц, площадей.

Игры со строительным материалом «Строим родной город» (закрепление представлений о городе).

Беседа «Чистый город» (обращать внимание на работу дворников, уборочной техники в разные времена года; быть личным примером для ребенка: не мусорить, убирать за собой).

Посещение парков, памятников, музеев, театров города (знакомство с различными культурными местами города).

Обращать внимание на убранство города к праздникам (День города, Новый год, День Победы,…)

Рисование на тему «Украсим улицы города к празднику» (совместное рисование).

Беседа «Растения – наши друзья» (рассказ о растениях, растущих в нашем городе, об их пользе, красоте, о бережном отношении к ним).

Средний возраст

Закреплять название города (регулярно).

Заучивание домашнего адреса (знать город, улицу, номер дома и квартиры; объяснять ребенку необходимость этих знаний).

Проводить прогулки по улицам города (знакомить с названиями улиц, площадей, обращать внимание на здания).

Наблюдение за строительством в городе (обращать внимание на строительную технику, на слаженность работы строителей, на их желание сделать город удобным и красивым для жилья горожан). Объяснить, что город – результат труда людей разных поколений, что есть современные и старинные постройки).

Строительные игры (использовать различный материал, давать представление о схеме города).

Беседа о заводах, фабриках города, о том, что производится в нашем городе.

Экскурсия – прогулка к Красному пруду, к реке (познакомить с прудом (рекой), его названием, местонахождением).

Посещение парков, памятников, музеев, театров (продолжать знакомить с культурными местами, их названиями, назначением).

Показ иллюстраций, фотографий с изображением достопримечательностей города (закреплять знакомые детям места).

Беседа о природе города и области (продолжать знакомить с растениями, насекомыми, птицами города и пригорода, посещение леса, парков).

Беседа об убранстве города к различным праздникам (обращать внимание на старания людей создать праздничное настроение у всех горожан).

Беседа о дне города (рассказ о том, что у города тоже бывает день рожденья и все жители его празднуют; рассказывать об истории нашего города).

Рисование «Мой чистый город» (беседовать о том, что все жители должны следить за чистотой в городе, т.к. приятно жить в чистоте и порядке).

Парк города Ломоносов.

Мы живём в прекрасном историческом городе Ломоносов, который магнитом притягивает сотни и тысячи туристов и его дворцово-парковым ансамблем. Люди приезжают сюда из разных уголков планеты.

А мы жители города, гордимся своей историей и передаем её новому поколению, и у нас есть возможность побывать в местах о которых слагают легенды и славятся своей красотой.

Немного истории
Место, на котором сейчас расположен город Ломоносов, Петр I подарил своему соратнику великому князю А. Д. Меньшикову. Тогда это была маленькая рыбацкая деревушка. Меньшиков приказал крепостным, вольным мастеровым и солдатам пехотных полков начать строительство его резиденции на этом месте. Они выполняли земляные работы, рыли канал и искусственные водоемы, готовили обширный участок для создания парка.

С названием резиденции связана интересная история. По одной версии, в 1704 г. здесь была обнаружена оранжерея, в которой росли померанцевые деревья, дикие апельсиновые саженцы. На каждом из них висела табличка с надписью «Oranienbaum», что в переводе означает померанцевое дерево». Петру I эти таблички показались забавными, и он решил назвать резиденцию Меньшикова Ораниембаумом.

По другой версии, Меньшиков дал своей резиденции название в честь английского короля Вильгельма III Оранского.
В первой четверти XVIII века в парке начинают появляться архитектурные постройки: Большой дворец и Нижний парк с каналом. В годы царствования Екатерины II для нее была построена Собственная дача, в ансамбль которой вошли Китайский дворец, Катальная горка, Кавалерский корпус, Фрейлинский домик и пристань у пруда рядом со дворцом. В конце XVIII — начале XIX вв. был разбит обширный Верхний парк.

Верхний парк состоит из нескольких исторически сложившихся частей – Петровского парка, Собственной дачи и пара, расположенного между ними, как бы объединяющего их воедино.

Облик, сохранившийся до наших дней, парк приобрел к середине XIX века.

На данный момент в состав дворцово–паркового музея–заповедника в Ломоносове входит несколько ансамблей:

  • Большой Ораниенбаумский (Меншиковский ) дворец и Нижний сад;
  • Петерштадт с дворцом Петра III и Петровским парком;
  • Собственная дача и Верхний парк.

Верхний парк красив во все времена года – летом и весной- многообразием оттенков зелени, осенью – контрастностью тонов. А зимою ели и пихты, красивые прутья кронуса, белое кружево берез и раскидистые ветви дубов придают художественному облику парка особый колорит. В тщательно продуманной композиции Верхнего парка – выдающегося памятника русского садово-паркового искусства – чувствуется рука одного опытного мастера. Им был Джозеф Буш.

Ломоносов не похож на другие именитые пригороды Санкт–Петербурга. Посетители парка удивлены отсутствием толп туристов и обрадованы чистотой. Находясь в парке, вы вздохнёте с облегчением и сможете восстановить силы.

Лучшего места для прогулок и отдыха с детьми найти невозможно.

После рабочей недели не упускайте возможность посетить парк и отдохнуть с детьми.

Викторина для детей и родителей.

Тема: «Знаете ли вы свой город?»

Цель:

Создать положительный эмоциональный настрой детей и родителей в процессе совместной игры.

Предварительная работа: папки-передвижки для родителей о городе Ломоносове, работа с детьми по теме: родной город, рисование эмблем.

Зал украшен рисунками детей и родителей на тему «Любимый уголок города»

Материалы: эмблема, разрезные картинки, лабиринты, подарки

Жюри: 2 родителей, ст.воспитатель.

Ход: 2 команды по 3 ребенка и 3 родителя в каждой.

1 конкурс. Представление команд.

План:

  • Название команды.
  • Эмблема
  • Капитан команды.

2 конкурс. Разминка – ведущий задает вопросы, команда отвечает сразу.

Вопросы 1 команде

Вопросы 2 команде

Как первоначально назывался наш город?

Как называется железнодорожная станция г.Ломоносова?

Что значит это название?

Как называется река, которая протекает через наш город?

Как называется улица, на которой находится наш детский сад?

В честь кого назван наш город?

Как называется залив, на берегу которого стоит наш город?

Как называется главный проспект нашего города?

3 конкурс капитанов.

Задание: кто назовет больше улиц города Ломоносова.

4 конкурс. Наш парк.

Задание 1 команде.

Задание 2 команде.

Придумайте четверостишие со словом «дворец»

Придумайте четверостишие со словом «парк»

Сложить из разрезных картинок Китайский дворец.

Сложить из разрезных картинок Катальную горку.

Конкурс болельщиков.

Назовите улицы, на которых находятся:

Почта, собор, гимназия, муниципальный совет, памятник 60 лет Победы, стадион, фонтан, памятник М.В.Ломоносову.

5 конкурс «Лабиринт»

Задание 1 команде.

Задание 2 команде.

Помоги Буратино дойти от детского сада до площади.

Помоги Мальвине дойти от детского сада до ЦДЮТТ

Жюри подводит итоги. Награждение победителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников через ознакомление с родным городом

Опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников через ознакомление с родным городом...

Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным городом (из опыта работы)

В последнее время в людях пропало чувство гордости за свою Родину, за свой народ, появилось равнодушное отношение друг к другу. Детям стали чужды такие понятия, как милосердие, сочувствие, доброта, по...

Опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников через ознакомление с родным городом.

Патриотическое воспитание – одна из главных задач дошкольного образовательного учреждения. Тема возрождения России стала звучать особенно актуально в наше время, когда старые идеалы утрачены, а новые ...

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным городом (проектная деятельность с детьми средней группы)

Проблема, на решение которой был направлен проект: низкий уровень знаний детей о своём городе, его достопримечательностях, социально-значимых объектах, об их значимости для жизни города....

Методическая разработка: ОПЫТ РАБОТЫ НА ТЕМУ: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным городом».

laquo;Патриотизм – это и преданность своему Отечеству, и стремление сделать все возможное, чтобы сохранить культурную самобытность каждого народа, входящего в состав России»....